– Теперь почерпните и понесите распорядителю пира. Распорядитель попробовал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино, знали только слуги, зачерпнувшие воду), позвал жениха и говорит ему: – Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег до конца. Помощь Божией Матери Так первое чудо сделал Христос по просьбе Своей Матери, пожалевшей бедных людей. Спаситель не отказал Ей, хотя еще и не наступило время Его проповеди , когда Он совершил многие чудеса. По любви к людям, Божия Матерь просила им помощи у Спасителя, и ради Нее Он оказал эту помощь. Как любящий сын, Он исполняет просьбы Своей Матери и теперь. Поэтому, молясь Богу, мы обращаемся к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В нашей жизни бывают трудные случаи, когда мы сами оказываемся бессильными и не можем найти помощь от другого человека. Евангелист Иоанн рассказал нам о первом чуде Спасителя, совершенном по просьбе Его Матери, чтобы мы знали о любви Божией Матери к людям. В Кане Галилейской еще не знали о Спасителе, что Он – Сын Божий. К Ней никто не обратился с просьбой о помощи, Она Сама увидела, что бедным людям неоткуда получить вино для брака. Теперь, когда мы знаем о Ее любви ко всем, мы обращаемся к Ней с молитвой о помощи и о спасении нас от всяких бед и несчастий. Чудотворные иконы Божией Матери В России было много храмов, посвященных Божией Матери, было много Ее чудотворных икон. Эти иконы имели свои названия, или по тому месту, где они находились – Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, или же другие, которые давал народ: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница». Особенно праздновался в России день Покрова Божией Матери, 1/14 октября, в память явления Богоматери святому Андрею в храме, на воздухе с покровом, который Она держала над всем миром. И во всех странах почитают Деву Марию, как Матерь Бога и Спасателя нашего Иисуса Христа, и молятся Ей, как охранительнице и спасительнице от бед. Так исполняются слова Божией Матери, сказанные Ей Елизавете: «Отныне будут почитать Меня все народы».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда Авраам с полною преданностью воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать обетованием произвести от ее сына великий народ [ 39 ]. В то время Авраам пользовался огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища. Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: — Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Не смотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам ни мало не усомнился, что оно — от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь [ 40 ]. На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, — и пошли оба вместе на гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 30-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 107 зач., 21, 28—33 Сказал Господь Своим ученикам: когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Умножение скорбей и бедствий — знамение скорого Пришествия Христова. Господь укрепляет всех Своих верных не страшиться самых великих испытаний. «Когда же начнет это сбываться, — говорит Он, — тогда восклонитесь — с верой, надеждой и молитвой — и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Христос пришел в мир дать истинное утешение всем скорбящим и обремененным, и гонимым. Когда Он придет судить мир в последний день, Он избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда они увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок день Господень. Чем больше удаляется человечество от Бога, тем ближе к верным Господь. Зло достигает своего последнего предела, обрушиваясь на мир. Все нравственные нормы опрокинуты, растление наполнило землю, но там, где распад уже кажется необратимым, открывается в пришествии Христовом совершенное торжество добра над злом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены, наступает разрушение жизни во всех ее проявлениях. Все живут как бы в предчувствии глобальной катастрофы — видно, скоро солнце померкнет, ибо, как сказал один епископ, для чего ему надо будет светить? Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением. Христос заповедует Своим ученикам наблюдать знамения времен, по которым они могут судить о скором Его Пришествии — подобно тому, как о приближении лета судят по распускающимся на деревьях почкам. Как в Царстве Богом созданной природы существует причинно-следственная связь, так в Царстве Промысла Божия — связь одного события с другим. Когда мы увидим агонию сил зла, мы можем заключить, что Царствие Божие приблизилось. Господь заповедует нам хранить это Его пророчество как несомненное и ничем не отменимое. Прежде всего в том, что касается разрушения Иерусалима. «Не прейдет род сей, как все это будет». «Есть некоторые из стоящих здесь, — как бы говорит Господь, — кто станет свидетелем этого». Все совершится с неумолимой точностью. Божий суд изнесен. Небо и земля прейдут скорее, чем слова Господни. Ибо слово Господне пребывает вовек.

http://pravoslavie.ru/3854.html

Ты говоришь: я добрых дел не делаю, а постоянно только грешу, как же я спасусь? Но послушай, что говорит нам Писание: «благодатью вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Все согрешили, – «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ). «Оправдывается же человек верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» ( Рим.4:5 ). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). Было бы сокрушение и смирение, Бог спасет, ибо «от Господа спасение» ( Пс.3:9 ). Когда лукавый дух внушает мысль, что – нет тебе спасения, ты обращай ум к Богу и говори: «у Тебя источник жизни» ( Пс.35:10 ); Ты хочешь «чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ); не погибну, не умру и я, но жив буду. «Я знаю, Искупитель мой жив» ( Иов.19:25 ). «Он облек меня в ризы спасения» ( Ис.61:10 ). – Но как грехи? – «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). «Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:2 ). Господь пришел не праведников призвать, но грешников на покаяние ( Мф.9:13 ), и потому говорит: «покайтеся, и веруйте во Евангелие» ( Мк.1:15 ). Значит, мы спасаемся чрез покаяние, верой в обетование Божие. «Но грехи мои велики, – говоришь ты, – и еще грешить не перестаю». Не переставай и каяться; Господь поможет возненавидеть грех; а все, что противно душе, продолжительно быть не может. Пусть ты нарушил и закон естества, совершил то, чего и скоты не творят, и застарел уже в беззаконии: посмотри на лежащего в расслаблении 38 лет и на женщину, которую связал сатана и не давал выпрямиться 18 лет: не исцелил ли их Господь? Сему Целителю недугов не трудно исцелить и тебя; обратись только к Нему с верой: Ему приятно спасти всякого человека. Его приглашали к себе мытари, и Он приходил к ним; приступали к нему блудницы, Он и от них не отвращался; даже разбойнику, когда он обратился к Нему с верой, не заградил пути в Рай .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Человек часто тяготится тем, кто сетует и плачет перед ним, отстраняется и отвращается от несчастного; а Бог поступает не так, но принимает и привлекает к Себе, и хотя бы ты продолжительно высказывал Ему свои несчастия, Он тогда еще более любит тебя и внимает твоим молениям. Это самое выражая, Христос говорил: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Итак, Он зовет, – не отвратим своего слуха; Он влечет, – не будем убегать от Него; хотя бы у нас было множество грехов, тогда еще более будем прибегать к Нему, потому что таких Он и призывает. Я пришел, говорит Он, призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13)… Он называет обремененными и труждающимися тех, которые обременены тяжестью грехов. Он называется Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1: 3), потому что Его непрестанная деятельность та, чтобы утешать и призывать скорбящих и сетующих, хотя бы у них было множество грехов. (2, с. 329.) У Кого премудрость и благость беспредельны, у Того и человеколюбие таково же. Если же мы не замечаем Его [Божиего – С. М.] человеколюбия в каждом событии, то и это знак его беспредельности. Бог ежедневно устрояет для нашего спасения много такого, что известно Ему одному. Он благодетельствует роду нашему по благости Своей, не нуждаясь ни в прославлении от нас, ни в каком-нибудь другом возмездии, и посему очень многое оставляет сокрытым от нас; а если иногда и открывает, то и это делает для нас, чтобы мы, проникнувшись чувством благодарности, сподобились еще большей помощи Его. Будем же благодарить Его не только за то, что знаем, но и за то, чего не знаем; потому что Он благодетельствует нам, не только когда мы желаем того, но и когда не желаем. Зная это, и Павел внушал благодарить всегда и за все (Еф. 5: 20). А что Бог печется не только о всех вообще, но и о каждом в отдельности, это можно слышать от Него Самого, когда Он говорит так: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18: 14), разумея верующих в Него. Он желает, чтобы и неверующие в Него все спаслись, исправившись и уверовавши в Него, как и Павел говорит: хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4); и Сам Он говорил иудеям: пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13); и еще: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9: 13; Ос. 6: 6). Даже когда люди и при такой попечительности о них не захотят исправиться и познать истину, и тогда Он не оставляет их; но так как они добровольно сами лишают себя небесной жизни, то Он доставляет им, по крайней мере, все необходимое для настоящей жизни, повелевает солнцу сиять на злых и добрых, посылает дождь на праведных и неправедных, и подает все прочее для продолжения настоящей жизни (Мф. 5: 45). Если же Он так промышляет о врагах Своих, то оставит ли когда без попечения верующих в Него и угождающих Ему по силам своим? Нет, нет; о них Он более всех печется: у вас и волосы на голове, говорит Он, все сочтены (Лк. 12: 7). (1, с. 148.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Что это было? Вещее знание о близкой смерти или предчувствие любящего сердца руководствовало ею? Ответ-отказ ей пришел скоро. Тогда чада стали настоятельно просить, чтобы батюшка от себя послал прошение о помиловании, на что он в письме от 26 февраля ответил им тоже отказом: «Хлопоты, предпринятые моей сестрой, я считаю излишними, а какое-либо добавление к ним со своей стороны – совсем ненужной затеей. Полагаю, что я не ошибаюсь. Вооружимся лучше еще большим терпением, приносящим огромную пользу для каждого из нас, и несомненным упованием на нашего общего Ходатая и Утешителя. Да простит Он всех нас, а мы друг друга от всего своего сердца, и да увенчает полным успехом все наши надежды, возлагаемые нами на Него с истинной верою... Заранее и преждевременно не составляйте никаких планов или предположений на будущее время. Да будет на все воля Господня! Ибо Им сказано: »...Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающего, но от Бога милующего». Время и сроки от нас сокрыты. Поэтому усердно прошу всех вас словами св. ап. Павла «подвизаться со мною в молитвах за меня (и моих собратьев к Богу)»... «дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами». «Буди, Господи, буди». А 14 марта совершенно неожиданно отец Иоанн получил извещение о смерти сестры. «Сообщаю вам, мои милые, о тяжелой утрате, постигшей меня, – смерти дорогой и любимой моей сестрички Танечки. Такова воля Божия. Скорблю и молюсь о ней... А вас убедительно прошу усердно помолиться в храмах Божиих об упокоении ее бессмертной души в обителях Царства Небесного, и не забудьте о скорбящей и болящей сестре Евгении». «Ваше подробное письмо о кончине милой Танечки меня еще раз убедило в том, что Господь знает нужду каждого из нас прежде нашего прошения, ибо, посетив меня, находящегося в необычных условиях жизни, очередною скорбью, одновременно тотчас же и утешил меня тем, что все мои сердечные желания Он вложил в ваши сердца, которые с любовью, абсолютно добровольно, исполнили все то, что должен был бы сделать я, провожая свою любимую сестричку в последний путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Чтобы истинно утешить горюющего, надобно действовать на него не только силой утешительного слова, но и успокоительной силою самой личности своей. Иногда тихое, молчаливое участие, выказываемое нами глубоко опечаленным, может принести больше утешения, нежели слова. Друзья Иова утешали его в первые семь дней гораздо лучше, сидя возле него молча, чем после, когда словесные утешения их перешли в явные обвинения. Уже в том, что скорбящий не один со своей скорбью, а и другие искренно разделяют ее, сидят возле него и плачут вместе с ним, уже в этом заключается действительное утешение, что именно и подтверждает ап. Павел, убеждая: «плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). Сам Господь Иисус Христос требует от Своих учеников, чтобы они служили людям примером доброй жизни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). И аи. Петр требует от пастырей, чтобы они «подавали пример стаду» ( 1Петр. 5:3 ); а обращаясь ко всем верующим, просит их «провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они.., увидя добрые дела (христиан), прославили Бога в день посещения» ( 1Петр. 2:9–12 ). Ап. Павел увещевает верующих: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Флп. 3:17 ). Высочайший образец совершенной жизни, всех к себе влекущий и всех удовлетворяющий, конечно, только один, именно Бог христианский: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Но этому нисколько не противоречит то, что есть у нас и относительные образцы в лице святых Божиих, значение которых в данном отношении основывается на том, что Сам Иисус Христос называет их «друзьями Своими» ( Ин. 15:14–15 . Ср. Мф. 10:40 ), а св. Церковь чтит их как представителей духовных совершенств, каких по благодати Божией может достигать человек, искупленный Сыном Божиим и освященный Духом Святым. Отсюда вся честь, оказываемая святым как образцам относительного совершенства, воздается собственно Богу, «дивному во святых своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

11 Предписывай это и этому учи. 12 Никто да не пренебрегает твоей молодостью, но будь примером для верных в слове, в поведении, в любви, в вере, в чистоте. 13 Доколе я не приду, занимайся чтением, увещанием, учением. 14 Не оставляй в пренебрежении дарование, что в тебе, которое тебе было дано через пророчество с возложением рук пресвитеров. 15 Об этом заботься, этого не оставляй, чтобы твой успех был очевиден для всех. 16 Вникай в себя и в учение, будь постоянен в этом. Ибо делая это, ты и себя спасёшь и слушающих тебя. Глава 5 1 Старца не брани, но увещай, как отца; молодых, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, во всякой чистоте. 3 Вдов почитай, истинных вдов. 4 Если же какая вдова имеет детей или внуков, пусть они учатся прежде почитать свою собственную семью и воздавать должное родителям; ибо это приятно Богу. 5 А истинная вдова и оставшаяся одинокой возложила надежду на Бога и пребывает в прошениях и молитвах день и ночь. 6 А живущая в наслаждениях заживо умерла. 7 И это предписывай, чтобы были безупречны. 8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного. 9 Да вносится в список вдова, достигшая не менее шестидесяти лет, одного мужа жена, 10 имеющая за себя свидетельство добрых дел: если она воспитала детей, если дала приют странникам, если омыла ноги святым, если скорбящим оказала помощь, если последовала за всяким делом добрым. 11 Молодых же вдов не принимай; ибо, когда вопреки Христу ими овладеет чувственность, они хотят вступать в брак, 12 подлежа осуждению за то, что отвергли прежнее обязательство. 13 А при том, будучи и праздны, они научаются обходить дома, – будучи не только праздными, но и болтливыми и любопытными, говоря то, чего не должно. 14 Итак я желаю, чтобы молодые вступали в брак, рождали детей, вели хозяйство, не давали противнику никакого повода к поношению. 15 Ибо некоторые уже совратились вслед сатане. 16 Если какая верная имеет вдов, пусть помогает им, и пусть бремя не ложится на церковь , чтобы она оказала помощь истинным вдовам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

21. Находим ли в Писании Ветхого Завета события, в которых человек был удостоен особого ощущения непосредственного присутствия Бога? Задолго до Моисеева закона, когда понятия падшого человека о Боге еще не были ясны для всех, скорбящая Агарь восприняла вдруг посещение ея Самим Богом. »И нарекла (Агарь) Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо, сказала она: точно я видела здесь в след Видящого меня« ( Быm. XVI, 13 ). Такое же ощущение и осознание присутствия Всевышнего испытали: патриарх Авраам, боговидец Моисей; явлений Бога и даже беседою с Невидимым были удостоены некоторые ветхозаветные пророки и праведники; »Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Nc. XV, 8 ). 22. Что можно привести из Новозаветного Писания о душевном восприятии Божия присутствия? Участники евангельских событий не раз прозревали Богоприсутствие в лице Господа Иисуса Христа, когда им открывалось Его Божество. Св. Ап. Петр, увидел чудо на озере, «припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лyk. V, 8 ). Ап. Фома, осязав раны воскресшого Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» ( Иоан. ХХ, 28 ). То-же прозрение случилось с разбойником на кресте (Лук. XXIII, 42); то-же с римским сотником у Креста Иисусова (ст. 47). Ослепленный явлением Христа гонитель Савл вдруг познал во всей глубине всю Божественную сущность Спасителя ( Дeяh. IX, 6, 20 ). Первомученику апостолу Стефану пред его концом явственно открылось Триединое Божество, он «увидел славу Божию и Иисуса, стоящого одесную Бога» ( Дeяh. VII 55). Пребывание на земле воплотившагося Сына Божия настолько приблизило к Богу возрожденное человечество, что по сие время жизнь христианского мира наполнена многообразными явлениями непосредственного Божия прикосновения к душам обдельных людей. Чувство присутствия Бога, в разной степени может быть свойственно всем членам Церкви, особенно, когда чрез Таинства они познают явления благодати. 23. Как выражали свою радость праведники, ощутив сердцем присутствие Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

23–24. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. (Даяй князи, аки ничтоже, владети, и землю, аки ничтоже, сотвори. Не насадят бо, ниже насеют, и не вкоренится в земле корение их, дхне на них ветр, и изсхоша, и буря аки стеблие возьмет их). Как всемогущий творец неба и земли, Господь есть также и всемогущий повелитель над князьями и народами. Он дает власть князьям и лишает их власти (Сеннахирим и Езекия). Он дает земли, т.е. народу могущество и опять отнимает: воспретит Бог и люди не садят ничего в огородах и садах и не сеют ничего на нивах, а если посадят или посеют, то ничто не укоренится, потому что Бог пошлет знойный ветер (Аравийской пустыни) и все засохнет в самом корне. И сами обитатели бесследно исчезают со своей родной земли при быстром нашествии сильных врагов, как быстро, бесследно и безвозвратно разносятся бурей стебли сжатой и обмолоченной пшеницы. 25–26. Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. (Ныне убо кому мя уподобисте, и вознесуся? рече Святый: воззрите на высоту очима вашими, и видите, кто сотвори сия вся? носяй по числу утварь свою, и вся по имени прозовет от многия славы, и в державе крепости своея: ничто же утаися от Тебе). Когда, по определению суда Божия, было возвещено тяжелое наказание народу, он, огорченный, затмил в своем сознании истинную мысль о Боге и уподобил Его бездушным идолам. Но теперь – когда Пророк обличил это заблуждение – народ должен твердо исповедать превосходство своего Бога перед всеми мнимыми богами, и если он прежде был унижен в его скорбящей душе, то теперь, при обетовании утешения, он должен вознестись... Так говорит Господь Святый – неизменяемый по существу, верный в исполнении своих обетований, возвышенный над всем земным, ни от чего независимый и во всем беспристрастный (ср.гл.6:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010