л. 51) и часов с изобразительными тех же дней (см., напр., понед., л. 73 на об.), напечатанный в московском издании служб на каждый день Страстной седмицы: Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения Христос истинный Бог наш молитвами пречистыя своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. В таком точно объеме в том же издании напечатан отпуст утрени Вел. пятка: Иже оплевания и биения и т.д. (л. 41), часов с изобразительными (л. 67 на об.), вечерни (л. 80) того же дня и утрени Великой субботы (л. 37 на об.): Иже нас ради человеков и нашего ради спасения и т.д. Из указаний Типикона, касающихся утрени в отдание Пасхи (л. 372 на об.) и вечерни накануне его (л. 372), а также утрени в отдание 50-цы (л. 379 на об.), следует тот вывод, что краткий праздничный отпуст получает иногда (и именно в отдание праздника) еще большее восполнение чрез внесение в него имени того святого, его же есть день. Полные праздничные отпусты – это обыкновенные великие отпусты, после указания на сущность праздника содержащие в себе все вышеуказанные молитвенные обращения, не исключая и дневных (в понед.– к безплотным силам, во вторник – к Предтече, и т.д.), и только по средам и пяткам в попразднства господских праздников не допускающие молитвенного обращения ко кресту: «Силою честнаго и животворящаго креста». Такое определение полного праздничного отпуста вытекает из следующих слов издания Киево-печерской лавры: «Последование вечерни, полунощн. и утрени, л. 59»: «Краткие отпусты владычних праздников бывают только в сии самые праздники и отдания их; в попразднства же праздников, до дня отдания, бывают отпусты полные, токмо в среды и пятки не говорится: Силою честнаго и животворящаго креста; прочее же все по обычаю». Но по данным, содержащимся в Служебнике, в этом определении, по-видимому, надобно сделать некоторое ограничение. В нем, между прочим, встречается такое касающееся субботних дней выражение: «В пяток вечера и в субботу на утрени и литургии не подобает возглашати на отпусте: Силою честнаго и животворящаго креста, зане в той день кресту службы никакия несть» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Священник, возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». И диакон, там же, просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», все прошения как на вечерне, только исправляя третье на «Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». Священник, возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Диакон отходит к иконе Спасителя (см. рис. 57), а священник, обратившись лицом на запад, благословляя народ, возглашает: «Мир всем». Лик: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Лик: «Тебе Господи». Священник тайно читает молитву: «Господи Святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй, и всевидящим оком Твоим призираяй на всю тварь; Тебе приклонихом выю сердца и телесе, и молимся Тебе, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего и благослови вся ны: и аще что согрешихом, волею или неволею, яко благ и Человеколюбец Бог прости, даруя нам мирная и премирная благая Твоя» и затем произносит возглас: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Священник, благословляя: «Сый благословен, Христос, Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков». В это время диакон уходит в св. алтарь южною дверью, целует край св. престола и кланяется священнику (см. рис. 24 ). Лик, отвечает на возглас священника: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века». Отпуст утрени Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую Херувим...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Лик: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови». Священник целует св. престол, становится в царских вратах (не выходя на солею) лицом к народу, т. е. на запад, произносит недельный отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, (святого храма 104 и дня), святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Все они были казнены. Именем святого Прокопия благословляются молодожены, этим они призываются к тому, чтобы стремиться стяжать венцы Небесного Царствия с такой же ревностью, с какой стремился к этому он. Это благословение произносится в конце чина венчания перед пением молодым «Многая лета»: «Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых боговенчанных царей, равноапостолов Константина и Елены, святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Письмо 46. Пандава из Бенареса пишет Раме Сисодии...    Да дарует тримурти мир твоей душе, силу рукам и свет ногам.    Больше хочется мне сообщить тебе из этого святого города малые новости, чем большие. Ведь большие новости, будь они черные или светлые, больше волнуют душу. А душа должна быть спокойной, как луна, и чистой, как лотос.    Первая малая новость — это несчастье, которое случилось с европейскими туристами в горах над Бенаресом. С сотню их отправилось на охоту за тигром. Послали они загонщиков, ловких наших местных жителей, чтобы они издали распугали зверей, а сами ждали в засаде. Для ночевки они соорудили себе несколько шалашей из веток и листьев. Перепуганные тигры ринулись в сторону этих шалашей, но внезапно налетели на стадо слонов. Слоны помчались от тигров и затоптали эти шалаши. И так ночью во сне все охотники были насмерть потоптаны слонами.    Вторая малая новость. Наши индийские паломники организовали митинг за городом на берегу Ганга, митинг, какого не помнится в Бенаресе. Вынужден был и я пойти на это сборище. Весь Ганг был усыпан лодками, так что походил не на реку, а на базар. Я сидел в одной из лодок и слушал выступающих. Все они говорили под оглушительное одобрение массы о том, что надо ввести закон, который запретил бы европейцам и американцам доступ в наш святой город. Бенарес должен быть открытым только для индусов и буддистов, как Мекка для мусульман. В этом духе была составлена резолюция и отправлена вице-королю и Конгрессу в Дели.    И это тоже малая новость. Но вот большие новости. Вчера вечером пришли ко мне два нежданных гостя: Сундарар Даш и, главное, твой брат Арджуна. Представь себе!    — Это ты, Арджуна? — воскликнул я.    Арджуна молчал. Он весь иссох, как факир. Одет в оранжевую мантию бхикшу.    — Он это, он,— ответил Сундарар, улыбаясь.    Я сразу предложил им искупаться. А когда они искупались, я набросился на них с вопросами. Арджуна и дальше продолжал хранить молчание, серьезный и погруженный в свои мысли. Тогда Сундарар объяснил мне суть дела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Диакон: Христианский кончины живота нашего безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове, просим. Лик: Подай, Господи. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Священник: Мир всем. Благословляет народ. Лик: И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Священник (тайно): Господи Снятый, в вышних живый, и на смиренныя призираяй, и всевидящим оком Твоим призираяй на всю тварь: Тебе приклонихом выю сердца и телесе, и молимся Тебе: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего и благослови вся ны: и аще что согрешихом, волею или неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруя нам мирная и премирная благая Твоя. Лик: Тебе, Господи. Священник: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Диакон: Премудрость. Уходит в алтарь. Лик: Благослови. Священник: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Утверди, Боже: Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую Херувим: Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Лик: Слава, и ныне: Господи помилуй (трижды). Благослови. Священник, стоя в открытых Царских вратах, обратясь лицом к народу, творит отпуст : Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол (святого, егоже есть храм и день), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Те вошли. Владыка благословил их, молча. Те ушли. Мы остались, притаив дыхание. Вот будто–бы заснул. Вот легкий едва заметный для уха в дыхании хрип. «Агония»! Хрип после каких–нибудь двух–трех минут своего продолжения прекратился. Вместо его слышится дыхание с едва слышными стонами. И стоны после двух–трех минут своего продолжения прекратились: Вот короткое дыхание, отрывчатое, едва слышное вдыхание воздуха ртом и выдыхание носом, точь в точь то короткое дыхание, о котором говорил доктор. Вот еще один вздох – легкий, едва слышный, и... ничего неслышно. Нет, еще один такой же... И ничего не слышно... Свое дыхание мы проглотили... Ждали долго... Ничего не слышно... Разом в одно мгновение мы все поднялись и тронулись к постели. Пульс... Пульс долго держится в руке: нет его... Старейший по чину произнес отпуст: «Достойно есть яко во истину блажити тя Богородицу»... «Слава тебе, Христе Боже, упование наше»... «Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных Отец наших и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего преосвященнаго епископа Евфимия в селениях праведных учинит»... И: «во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу Твоему преосвященному епископу Евфимию и сотвори ему вечную память». Некоторые продолжали еще молиться, полагая земные поклоны, другие стали плакать. Обратились все к усопшему: неподвижно лежит, как и лежал спокойно, на правом боку; рот полуоткрыт; правая рука под правою щекою; левый глаз совсем закрыт, а правый, прижатый лежащею под ним рукою, чуть–чуть открыт: нужно было совсем закрыть его. Но лишь только ректор прикоснулся к глазному веку, вдруг по мертвому или умирающему лицу молния судороги. Тот делает энергический жест, чтоб все молчали... ждут опять прикосновения пальцев к глазному веку, и опять та же молния... И едва слышный, но уже решительно последний вздох... Не без основания тут подумалось, что в почившем сознание едва ли не было еще живо; он понял, что с ним делают, когда чужая рука прикоснулась к чувствительнейшим нервам глаза, и содрогнулся, дважды в последний раз содрогнулся...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч. Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч. Священник : Боже духов... Яко Ты еси воскресение: Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии. Каждая статия начинается в Требнике: 1-я ст. — «Блажени непорочнии в путь»; 2-я ст. — «Заповеди Твоя»; 3-я ст. — «Имя Твое. Аллилуиа». Эти слова, принадлежащие началу каждой статии, должен петь канонарх (особым напевом на особый глас), после чего певцы тем же напевом начинают петь весь первый стих каждой статии с указанным припевом, например: «Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни.   Аллилуиа» и т. д. Молитва разрешительная, от иерея над преставльшимся чтомая: Господь наш Иисус Христос, Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, (рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им: ихже удержите, удержатся: и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси). От онех же и на ны друг другоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо ( имя ) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася: но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его (ю); елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь. По киевской богослужебной практике, при возливании св. елея на тело умершего, над которым совершено было елеосвящение, священник берет сосуд с елеем, открыв, произносит над умершим: «Господь наш Иисус Христос, укрепивый тя в вере и подвизех христианскаго жития, Той ныне милостивно сия да приимет и елеем щедрот Своих да простит ти вся немощию человеческою согрешенная и мзду прияти да сподобит тя со святыми Своими, поющими Ему: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

http://pravoslavie.ru/put/060529145631.h...

апостола и негодовавшего на мучителей. Св. Андрей убеждал народ не препятствовать его страданию, он бодро шел на место мучения, не переставая все время учить народ. Но вот он издали увидел приготовленный для него крест и радостно воскликнул: «Радуйся, о кресте, радуйся, телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Страшен ты был людям, пока не был распят на тебе Христос, теперь ты любезен нам, и мы с восторгом принимаем тебя. Знают верные, какое внутреннее веселие ты даруешь им, и какая награда приготовлена за тебя. Я смело и радостно иду к тебе, и ты с веселием прими меня: я ученик Того, Кто на тебе был распят, прими меня, который всегда любил тебя и желал тебя обнять. Ты, приобретший красоту и благолепие от членов Господних, всегда вожделенен для меня, всегда пламенно любим мною. Непрестанно я искал тебя, и только теперь, по желанию сердца моего, обретаю тебя. Возьми меня от людей и передай моему Учителю, пусть от тебя примет меня Тот, Кто тобою искупил меня!» Так в духовном восторге говорил св. апостол. Сняв с себя одежды, он отдал их мучителям. Распинатели привязали руки и ноги апостола веревками и так распяли его. Крест этот имел особую форму – буквы «X» – и называется поэтому Андреевским. Около креста собралось до 20 тысяч человек, и все до глубины души были возмущены поступком Егеата. Стоял тут и брат Егеата, Стратоклий, и он вместе с народом восклицал: «Несправедливо страдает этот святой муж!» Андрей же в продолжение двух дней учил собравшийся около него народ. Наконец негодование народа сильно возросло, и все громко восклицали: «Не должно страдать так святому человеку, учителю доброму, кроткому и премудрому. Надобно снять его со креста, ибо вот уже другой день, распятый, не перестает он учить людей правде!» Тогда Егеат, убоявшись народа, пошел сам снять Андрея со креста. «Для чего ты пришел, Егеат? – обратился к нему св. Андрей. – Если хочешь верить во Христа, то, как я обещал, отверзется тебе дверь благодати Христовой. Но если пришел ты только затем, чтобы снять меня со креста, то знай, что, пока я жив, не могу быть снятым с него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она неутешно плакала и рыдала над ним. При виде убитой горем матери жалость охватила Филиппа. «Встань, – сказал он, простерши руку к умершему, – повелевает тебе Христос, Которого я проповедую». Тотчас ожил отрок. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына. Оба они уверовали во Христа и были крещены св. Филиппом. И еще многих обратил он в веру Христову. Потом отправился в земли языческие. Св. Филипп прибыл в Грецию, и здесь проповедовал Слово Божие, исцелял больных и творил множество чудес. Однажды силой Христовой он воскресил умершего. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они недоумевали, как относиться им к проповеди апостола. Тогда они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедует им Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а поэтому многие уже уверовали во Христа. По этому посланию прибыл из Иерусалима один из архиереев с несколькими книжниками. Архиерей этот еще и раньше негодовал сильно на св. Филиппа за то, что его проповедь имела большой успех в Палестине. С гордостью сел архиерей на высоком судейском месте, вокруг которого столпилось множество иудеев и язычников. Привели туда и св. Филиппа. «Мало было тебе, – гневно обратился архиерей к св. апостолу, – в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей, – сюда ты пришел, к мудрым эллинам, и здесь проповедуешь свое новое учение, которому научился от Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден и умер бесчестной смертью , распятый на Кресте. По случаю праздника Пасхи Его погребли, а вы, ученики Его, тайно украли Его тело, на соблазн многих, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых…» Заволновался народ, услыхав эти гневные слова архиерея. «Что ты ответишь на это, Филипп?» – зашумела нетерпеливо толпа. И, как это всегда бывает в больших сборищах, начали, не дождавшись ответа апостола, спорить о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 8. Св. апостол и Евангелист Матфей Во времена Христа вся Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сбора этих податей учреждены были особые должности сборщиков, которые назывались мытарями. Иудеи с ненавистью сносили свое порабощение и с неудовольствием платили подати римлянам. Ненависть эту переносили они и на сборщиков податей, потому что видели в них орудие ненавистной, чужеземной, языческой власти. С мытарей не требовалось строгой ответственности, и они часто позволяли себе всякие злоупотребления и притеснения, чтобы самим обогатиться. Еще ненавистнее поэтому были они для иудеев. По народному понятию, имя мытаря означало человека без чувств, жестокосердого, способного к всякому злому делу, вообще – человека отверженного. Большинство считало предосудительным и даже оскверняющим иметь сношение с мытарями как явными грешниками, входить в их дома, вместе с ними пить и есть. Между тем римское правительство назначало для сбора податей лиц преимущественно из местных жителей, как хорошо знавших средства края. Когда, таким образом, природный иудей брал на себя обязанности мытаря, он особенно, между другими мытарями, был человеком презренным в глазах ревностного иудея, как изменник национального и религиозного чувства 19 . Одним из таких мытарей, родом иудеев, был некто Матфей, по прозванию Левий, сын Алфея ( Мк.2:13 ; Лк.5:27 ; Мф.9:9 ). Матфей жил в галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо-западном берегу Галилейского моря. Он был человек не бедный: имел свой дом и порядочное состояние, которым, быть может, он был обязан своей должности мытаря. Его, как и всех ему подобных, конечно, чуждались и презирали соотечественники. Но на самом деле Матфей не был совсем дурным человеком, и если и был человеком не безукоризненным и даже грешным, то, во всяком случае, был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своей мнимой внешней праведностью фарисеев. И Господь остановил на нем, всеми презираемом, Свой Божественный взор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И ныне, богородичен: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его. Таже иерей глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. На утрени же и по статиях, и по 3 и 6 песни глаголи: Паки и паки миром Господу помолимся. Еще молимся о упокоении душ усопшаго раба Божия [имярек], и о еже проститися ему всякому прегрешению, вольному же и невольному. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Яко да Господь Бог учинит души его идеже праведнии упокояются Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Лик: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Иерей чтет молитву сию втай: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мipy Твоему даровавый: Сам, Господи, упокой души усопшаго раба Твоего [имярек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопшаго раба Твоего [имярек], Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Глаголет иерей или диакон: Премудрость. Мы же: Честнейшую херувим. Иерей: Слава тебе Христе Боже, упование наше, слава тебе. Слава: И ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Иерей отпуст: Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, души от нас преставльшагося раба Своего, в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010