Для того, чтобы установить общую точку зрения на вселенские соборы, должно прежде всего строго ограничить тот материал, который имеется в нашем распоряжении. Исторический опыт православной и католической церкви по вопросу о вселенских соборах не одинаков. Тогда как мы, православные, признаем и только можем признать 7 вселенских соборов, католическая церковь признает их во много раз больше и ничто не мешает ей завтра созвать собор, признав его вселенским. Если католические ученые в своих суждениях исходят из своего объема исторического опыта, то мы вполне естественно ограничиваемся тем материалом, который дает нам история 7 вселенских соборов, признанных православной церковью. По вопросу о вселенских соборах у нас нет другого материала. Такое ограничение материала вполне возможно и для католического богослова, так как эти соборы признаны и католической церковью. Из этого ограничения вытекает одно весьма важное следствие: первые 7 вселенских соборов  были не только церковным институтом, но и государственным. Это имперский государственно-церковный институт. Здесь не место разбирать те причины, которые привели к образованию такого института. Можно лишь заметить, что появление этого института в историческом процессе было вполне законно и вызывалось совокупностью условий, в которых христианская церковь находилась с момента издания Миланского указа. Эта особенность кладет резкую грань между соборами до-константиновской эпохи и последующими вселенскими соборами. Как чисто церковный институт, вселенские соборы продолжали деятельность предыдущих соборов и этой своей стороной I Никейский собор тесно примыкает к Антиохийскому собору 267 или 268 года. Государственные значение обусловлено ролью на них римской государственной власти в лице императора или его представителей и тем влиянием, которое оказал и сам собор и его постановления на общую государственную жизнь. Это было новым фактором не только в истории церковных соборов, но и в истории церкви вообще. Естественно, что это участие государственной власти и государственное значение соборов не могло не отразиться на самой структуре вселенских соборов. Они приобретают целый ряд особенностей, которых не знают предыдущие соборы. Эти изменения не идут особенно глубоко, не затрагивают самого организма соборов, но тем не менее они имеют весьма важное значение, т. к. создают новые формальные условия авторитетности собора и его правомощности. Нам придется несколько остановиться на этих особенностях для правильной оценки предлагаемых анкетой вопросов и для правильного ответа на них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для того чтобы установить общую точку зрения на вселенские соборы, должно прежде всего строго ограничить тот материал, который имеется в нашем распоряжении. Исторический опыт православной и католической церкви по вопросу о вселенских соборах неодинаков. Тогда как мы, православные, признаем и только можем признать 7 вселенских соборов, католическая церковь признает их во много раз больше, и ничто не мешает ей завтра созвать собор, признав его вселенским. Если католические ученые в своих суждениях исходят из своего объема исторического опыта, то мы вполне естественно ограничиваемся тем материалом, который дает нам история 7 вселенских соборов, признанных православной церковью. По вопросу о вселенских соборах у нас нет другого материала. Такое ограничение материала вполне возможно и для католического богослова, так как эти соборы признаны и католической церковью. Из этого ограничения вытекает одно весьма важное следствие: первые 7 вселенских соборов были не только церковным институтом, но и государственным. Это имперский государственно-церковный институт. Здесь не место разбирать те причины, которые привели к образованию такого института. Можно лишь заметить, что появление этого института в историческом процессе было вполне законно и вызывалось совокупностью условий, в которых христианская церковь находилась с момента издания Миланского указа. Эта особенность кладет резкую грань между соборами доконстантиновской эпохи и последующими вселенскими соборами. Как чисто церковный институт, вселенские соборы продолжали деятельность предыдущих соборов, и этой своей стороной I Никейский собор тесно примыкает к Антиохийскому собору 267 или 268 года. Государственное значение обусловлено ролью на них римской государственной власти в лице императора или его представителей и тем влиянием, которое оказал и сам собор, и его постановления на общую государственную жизнь. Это было новым фактором не только в истории церковных соборов, но и в истории церкви вообще. Естественно, что это участие государственной власти и государственное значение соборов не могло не отразиться на самой структуре вселенских соборов. Они приобретают целый ряд особенностей, которых не знают предыдущие соборы. Эти изменения не идут особенно глубоко, не затрагивают самого организма соборов, но тем не менее они имеют весьма важное значение, т. к. создают новые формальные условия авторитетности собора и его правомочности. Нам придется несколько остановиться на этих особенностях для правильной оценки предлагаемых анкетой вопросов и для правильного ответа на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Предисловие к первому изданию Признанные восточным и западным христианством, семь вселенских соборов обнимают период времени от 325 г. до 787 г. христианской эры; но в интересах исторического исследования по вопросу, составляющему предмет предлагаемой монографии, необходимо расширить этап период почти до начала X в. Во второй половине IX столетия составлялись церковные соборы на востоке при таком же участии запада в этих соборах, какое принимал этот последний в соборах вселенских 325–787 гг., хотя вторая половина IX в. является исследователю уже со всеми признаками разрыва и взаимного отчуждения между восточным и западным христианством. Соборы IX столетия сами называли себя вселенскими и были признаны таковыми, – собор 869 года на западе, где за ним и установилось навсегда это признание, – соборы 861 и 879 гг. на востоке, где им не удалось удержать за собою навсегда авторитет вселенских соборов. Однако, и по взгляду современных греков, собор 861 г. (двукратный) и собор 879 г. (собор в церкви св. Софии) стоят рядом с вселенскими соборами, не входя, правда, в седмеричное число их и не нарушая этого седмеричного числа, но в тоже время перевешивая своим авторитетом авторитет поместных соборов, хотя каноны этих последних утверждены соборами вселенскими и признаны были ими как бы за свои собственные каноны. Этот взгляд красноречиво высказался в афинском издании канонического сборника: Σνταγμα των θεων κα ερν καννων, " Ρλλ. κ. Πτλ., A­ θνησιν, 1854, издатели которого поместили каноны соборов IX в. в том же томе, в котором изложены каноны соборов вселенских, а не в конце следующего тома, где должна бы была отвести им место хронология. Взгляд издателей канонического сборника и даже взгляд современной греческой церкви, если бы первые были верными выразителями последнего, на соборы IX в. не должен быть, конечно, смешиваем с общеправославным взглядом. Но и в канонических сборниках других православных церквей постановления двух соборов IX в. заняли место в ряду канонов, которыми должна руководиться церковная жизнь, а с самым словом: «канон» в обыденном словоупотреблении соединяется понятие о церковном законодательстве, выработавшемся и установленном в период вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Голицын А. М. Заметки о «записной книжке» митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. Большой интерес для исследователей истории Русской Церкви 1-й половины XIV в. представляют так называемые Отрывки В. Н. Бенешевича по истории Русской Церкви XIV в., т. е. записи, содержащиеся на л. 243 об.—243 cod. Vat. gr. В. Н. Бенешевич, собиравший материалы для своей докторской диссертации, посвященной Синагоге в 50 титулов Иоанна Схоластика, познакомился с этим кодексом в начале XX в. Помимо текста «Номоканона» (л. 15 об.—238), переписанного иеромонахом Исааком в конце XIII — начале XIV в., русский историк нашел здесь множество статей, не относящихся к каноническому сборнику и записанных почерками XIV—XVI вв. Л. 1—14 состоят из двух тетрадей в 6 и 8 листов. Первая тетрадь, датируемая по водяным знакам серединой XIV в., содержит письма Григория Нисского, Василия Великого, а также послание Киевского митрополита Иоанна II папе Клименту III. Вторая тетрадь, относящаяся к 1-й четверти XIV в., содержит отрывки из сочинений Пселла, Дмитрия Хоматиана, записи о поставлении русских епископов (л. 9—10 заметки о Вселенских Соборах, сочинения Анастасия Синаита и Патриарха Фотия. Бумагу того же сорта, что и во второй тетради, видим в конце конволюта (л. 239—244 об.), где помимо «Отрывков В. Н. Бенешевича», находятся тексты Иоанна Дамаскина, Феодора Абу Курры, Максима Исповедника и Василия Они написаны тем же почерком, что и заметки о Вселенских Соборах на л. 10 об.—12 об. По поводу л. 243 среди исследователей возникли определенные разногласия: В. Н. Бенешевич считал, что этот лист «взят из какой-то записной книги; на обороте его оставалось еще немного места внизу, поэтому, перевернув его наоборот, М. Д. Приселков выдвинул иную версию, согласно которой «Отрывки» «вписывались в сборник, как это, по-видимому, имело место и с “Записями” о поставлении епископов, но с той разницей против этих “Записей”, что вписывание наших “Отрывков” происходило в перевернутой

http://sedmitza.ru/lib/text/5585517/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Святители на Вселенских Соборах отточили для нас святую православную веру» По словам митрополита Варсонофия, необходимо сохранять традиции, полученные от святых отцов 12:56 25.03.2024 55 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В воскресенье, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества православия, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, сообщает сайт митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили епископы Кронштадтский Вениамин, Выборгский и Приозерский Варнава, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинные и настоятели храмов, духовенство собора и другие священнослужители.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/25/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церкви нет без Царства Часть 1 18.07.2018 1675 Время на чтение 18 минут «Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Между Церковью и царством есть великое единство и общность, и их невозможно отделить друг от друга» Патриарх Константинопольский Антоний IV Краткое содержание глав статьи 1. Имперский пацифизм христианства Знаменитое пророчество Исаии о временах мира, когда «перекуют свои мечи на орала, и копья свои - на серпы» свершилось с торжеством императорской единоличной власти и Рождеством Христовым. Мир для Церкви - это Римская империя. 2.Христос творец империи Для христиан империя была в прямом смысле слова священна, благодаря своему божественному происхождению. Христианский империализм берет свое начало с Рождества Христова, Который является подлинным творцом империи 3. Империализм первенствующей Церкви Сакральное значение для Церкви Римского царства делало ранних христиан убежденными империалистами. Исповедуя, что царская власть – Божие установление, они предъявляли права собственности на Римскую империю. 4. Империя против антихриста Священная роль Римской империи в глазах христиан простиралась в будущее до скончания века и имела для Церкви и мира поистине эсхатологическое предназначение – «удерживать» до времени наступление власти антихриста. 5. Вместо эпилога: Третий Рим и Советский Союз Из доктрины Церкви об «удерживающем» происходит учение о " Москве - Третьем Риме " . Это учение имеет каноническое значение для существования Московского Патриархата. С падением Российской империи в сознании Церкви миссия Третьего Рима перешла на СССР , а затем на современную Россию. " Без сомнения, главной исторической причиной распространения христианства во времени и пространстве является то, что Церковь стала объектом политики воинственной Римской империи. Других исторических (не мистических) факторов мы назвать не можем. Где все эти гностики, где все те секты и ереси, которые имперская власть отвергла на Вселенских соборах? Они стали прахом истории. Только ортодоксальная Церковь, которая благословляла своих чад, не щадя живота своего, проливать свою и чужую кровь во имя христианской империи, обеспечила себе право сегодня именоваться мировой религией. Поэтому те, кого коробит связь Церкви с имперской политикой и насилием, должны отвергнуть всё, что сегодня именуется христианством, включая и саму Библию, так как все догматы и каноны Церкви, в том числе и святость Священного Писания, утверждены политическими решениями императорской власти на Вселенских Соборах (повторяю, я делаю акцент не на мистическое их утверждение Духом Святым, что вне всяких сомнений, а обращаю внимание, как это выглядит внешне исторически и юридически). Можно предположить, что Господь избрал бы другой путь распространения веры, но это останется лишь на уровне фантазий. Господь избрал путь Царства. История империи (Римской, Византийской, а затем и Российской) и история Церкви настолько переплетены, что одна от другой неотделимы.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/19/...

Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. 19 января, 2013 — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Что такое молитва «Символ веры»? Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни. Текст молитвы «Символ веры» По-церковнославянски По-русски  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.  Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.  И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.  И воскресшего в третий день согласно Писаниям.  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

http://pravmir.ru/simvol-very/

О перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2005-2006 гг. 1 июня 2005 г. 11:29 Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как следует из отчета С.Л. Кравца, в прошедший период Церковно-научный центр активно работал. Мы утвердили его отчет, и мне хотелось бы сейчас обратить Ваше внимание на те проблемы, которые станут пред нами в ближайшем будущем. Прежде всего, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы сохранить позиции нашего издания в среднесрочной Программе развития 2006-2008 гг. и в Государственной программе «Культура России. 2006-2010 гг.». Устойчивое положение Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» является результатом совместной работы и существенной поддержки, оказываемой нашему проекту Федеральными органами исполнительной власти, Правительства Москвы, членами Попечительского совета и участниками Ассоциации благотворителей. Это наше общее достояние и мы должны его сохранить. Я обращаю внимание руководителей министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки, Михаила Ефимовича — руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии, руководителей Федеральных агентств по печати и образованию и, конечно же, Бориса Вячеславовича и депутатов Государственной Думы, на необходимость поддержки этого крайне важного вопроса. И думаю, что если этот вопрос уже имеет положительное решение, то мы сегодня сможем об этом услышать. Хотел бы кратко остановиться на анализе только что вышедшего тома. Этот том включает в себя историко-богословские статьи о самых фундаментальных понятиях и событиях христианства. Прежде всего, это комплекс статей о Вселенских соборах. Впервые редакции удалось создать цельное научное историческо-богословское описание трудов и решений Соборов. Думаю, что надо поручить Церковно-научному центру осуществить издание комплекса статей о Вселенских Соборах отдельной брошюрой, чтобы в качестве учебного пособия его могли использовать учащиеся Духовных училищ, семинарий, студенты теологических и исторических факультетов.

http://patriarchia.ru/db/text/20201.html

Происхождение и содержание Символа Веры Символом веры называется краткое и точное изложение истин христианской православной веры. Слово «символ» означает «образец». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Сначала в христианской Церкви было несколько символов веры , но с IV века введен был повсюду один символ, который неизменно употребляется в Восточной Православной Церкви до настоящего времени. Этот символ веры составлен был на I и II вселенских соборах. Вселенским собором называется собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важных вопросов, касающихся главных истин христианской веры. Само правило собирать соборы взято из примера Апостолов, которые, по поводу недоумения относительно принятия в Церковь Христову язычников и обязательности для них ветхозаветного закона Моисеева, собрались на собор в Иерусалиме ( Деян.15:6–21 ). Основанием этого служат слова Самого Иисуса Христа: «Если кто не послушает Церкви, пусть будет для вас, как язычник» (Мф.18:17); в этих словах Спасителя постановлениям Церкви приписывается такая важность, что не послушавший их становится лишенным благодати Божией, подобно язычнику. Первый вселенский собор был созван в Никее в 325 году для разбора лжеучения Ария, который учил, что второе лицо Святой Троицы – Сын Божий не есть Бог и не равен Богу Отцу, а есть творение Божие, хотя самое лучшее и совершеннейшее. Второй вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе для разбора лжеучения Македония, который учил, что третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый не равен Богу Отцу и Сыну. На этих двух соборах был составлен Символ веры , который назван Никео-Константинопольским. Символ веры разделяется на 12 членов или частей, причем первые 7 членов составлены на Никейском соборе, а остальные на Константинопольском. Содержание членов символа веры следующее: в 1-ом члене говорится о Первом Лице Святой Троицы, Боге Отце; во 2-ом члене о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе, в 3-ем члене о воплощении Сына Божия, в 4-ом члене о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа, в 5-ом члене о воскресении Иисуса Христа, в 6-ом члене о вознесении Его на небо, в 7-ом члене о втором пришествии Иисуса Христа на землю, в 8-ом члене о Третьем Лице Святой Троицы, Святом Духе, в 9-ом члене об истинной Церкви Христовой, в 10-ом члене о таинстве Крещения, в 11-ом члене о будущем воскресении мертвых, в 12-ом члене о жизни будущего века. 1-ый член

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому перед тем, как идти первый раз в жизни в православный храм, желательно познакомиться с азбукой православной веры. Эта книга написана как раз для тех, кто только переступает порог православного христианского храма, готовится принять Св. Крещение или намеревается идти впервые к исповеди и причастию. В ней автор постарался коротко изложить самые основные понятия христианской веры. Конечно, нельзя объять необъятное, и поэтому книга сия не может претендовать на полное изложение даже азов Православия. Наша задача скромней встретить читателя у порога храма, взять его за руку и благожелательно отворить ему двери в мир, где Небо нисходит на землю, где прощаются грехи и Бог встречается с человеком. Начнем мы с того, что выясним, почему мы называемся верующими православными христианами. Верующими или верными зовемся потому, что веруем во единого Бога, сотворившего весь видимый и невидимый мир. Христианами называемся потому, что веруем в Господа Иисуса Христа, воплотившегося Бога, пришедшего на землю нас ради человек, две тысячи лет тому назад в Палестине, распятого за наши грехи и воскресшего из мертвых. Православнымимы зовемся потому, что право веруем или правильно славим Бога, т.е. в полном соответствии с тем, как написано в Слове Божьем, в Библии, и как учили святые отцы на Вселенских Соборах. Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой " Символ Веры " . Эту молитву обязан знать и понимать каждый православный христианин. " Символ Веры " был принят как общеобязательный в Церкви еще в IV веке, на первом и втором Вселенских Соборах. Если человек носит нательный крестик и даже крещен в Православной Церкви, но не верует в Бога согласно " Символу Веры " , а верует как-то иначе - он не вправе называться и считать себя православным христианином. " Символ Веры " на церковно-славянском языке звучит так:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/285/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010