184 В справке, выданной митрополиту Сергию 20 мая 1927 года, значилось: «Заявление и(справляющего) д(олжность) «Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола», митрополита Нижегородского Сергия, гр(ажданина) Страгородского и список образовавшегося при нем временного, так называемого Патриаршего Священного Синода (…) в Административном Отделе ЦАУ НКВД получены и приняты к сведению. Препятствий к деятельности органа, впредь до утверждения его, не встречается» (Акты Святейшего Патриарха Тихона… С. 498). 185 «Совершенно секретно. Срочно. Лично Тов. Тучкову». Донесения из Ленинграда в Москву, 1927 – 1928 годы/Публикация, вступление и примечания А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 365–366. 186 Мазырин А. В. Легализация Московской патриархии в 1927 году: Скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4. С. 121. 188 «По советским законам (а именно по инструкции НКЮ и НКВД РСФСР от 27 апреля 1923 г(ода)) Синод как центральная организация мог быть должным образом легализован лишь в качестве «исполнительного органа всероссийского съезда религиозного общества». Именно так был легализован обновленческий «Священный Синод». «Но у митрополита Сергия, – говорилось в одном из полемических документов 1928 г(ода) – так называемом «Каноническом исследовании деяний митрополита Сергия», – этих церковных съездов не было, и Сергиев Синод составлен им единолично, по-видимому, по соглашению с каким-нибудь органом советской власти, играющим в РСФСР роль бывшего обер-прокурора. Как можно думать, весь процесс регистрации Синода свелся к тому, что список членов Синода был предоставлен митрополитом Сергием в НКВД, а здесь он был присовокуплен к делу. Во всяком случае, у митрополита Сергия нет никакой официальной бумаги НКВД об утверждении Сергиевского Синода в качестве исполнительного органа староправославной Церкви. Таким образом, дефективный с точки зрения канонов Церкви, Сергиев Синод не имеет никакого юридического значения и по гражданским законам» (Мазырин А. В. Легализация Московской патриархии в 1927 году… С. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Архив Пн Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации 16 апреля 2016 г. 23:55 Документ утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 года ( журнал 18 ). 1. Общие положения 1.1. Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (далее Экспертный совет) является межведомственным постоянно действующим консультативно-совещательным органом Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. 1.2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления, а также настоящим Временным положением (далее Положение). 1.3. Экспертный совет создается без образования юридического лица. 1.4. Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер. 2. Основные задачи Экспертного совета 2.1. Экспертный совет действует в рамках задач, поставленных перед Патриаршим советом по культуре и Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви. 2.2. По поручению Священноначалия Экспертный совет изучает искусствоведческие, архитектурные, реставрационные и иные проекты, поступающие от структурных подразделений Русской Православной Церкви, и дает им экспертную оценку. 3. Состав Экспертного совета 3.1. Председатель Экспертного совета назначается распоряжением Святейшего Патриарха. 3.2. Количество членов и состав Экспертного совета утверждается Святейшим Патриархом по представлению Председателя Экспертного совета. Срок полномочий членов комиссии 4 года. 3.3. В состав Экспертного совета входят представители Патриаршего совета по культуре и Финансово-хозяйственного управления. 3.4. Для ведения экспертной и иной деятельности, предусмотренной настоящим Положением, Председатель Экспертного совета создает рабочую группу при Экспертном совете.

http://patriarchia.ru/db/text/4434697.ht...

Посему до тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учреждённого им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода я не могу признавать для себя обязательным к исполнению. Такое отношение к митрополиту Сергию и его Синоду я не понимаю как отделение от руководимой митрополитом Сергием части Православной Церкви, так как личный грех митрополита Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви – православно-догматического учения, но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митрополиту Сергию архипастырей в нарушение братской любви уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев-раскольников. Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что признаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями, так как нет у меня другого способа обличать согрешающего брата. Известные мне неоднократные попытки личных и письменных братских увещаний, обращённых к митрополиту Сергию со стороны почившего ныне митрополита Агафангела, митрополита Иосифа с двумя его викариями, архиепископом Угличским Серафимом [Самойловичем], епископом Вятским Виктором [Островидовым], не могли вернуть митрополита Сергия на надлежащее место и к подобающему образу действий. Повторять этот опыт было бы бесполезно. Посему подобно сим архипастырям и вместе со всеми, кто считает учреждение так называемого Временного Патриаршего Синода погрешительным, воздержание от общения с митрополитом Сергием и единомышленными ему архиереями признаю исполнением своего архипастырского долга. Этим воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподазривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств (да сохранит всех нас Господь от такого помышления), но только подчёркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. Посему литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учреждённому им Синоду, если не окажется в наличии священника, разделяющего моё отношение к митрополиту Сергию и так называемому Временному Патриаршему Синоду. Подобным образом, находясь в местности, где все храмы подчиняются так называемому Временному Патриаршему Синоду, я не пойду в них молиться за общим богослужением, но совершить в одном из них литургию в одиночку или с участием единомышленных мне клириков и верующих, если бы таковые оказались в наличии, признаю возможным без предварительного освящения храма. Так же, по моему мнению, может поступать и каждый священнослужитель, разделяющий моё отношение к митрополиту Сергию и учреждённому им Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архив Пн ЖУРНАЛ Священного Синода от 15 апреля 2021 года 15 апреля 2021 г. 21:15 15 апреля 2021 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви приняли публикуемый ниже журнал, обсудив его с помощью средств удаленной связи.  ЖУРНАЛ 26 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о почислении на покой. Справка: 14 апреля 2021 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий подал на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошение о почислении на покой. В связи с этим в тот же день Святейший Патриарх Кирилл вступил в непосредственное управление Московской митрополией, образованной решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля сего года, до избрания Синодом Патриаршего наместника, митрополита Крутицкого и Коломенского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение Преосвященного митрополита Ювеналия о почислении его на покой удовлетворить, выразив ему глубокую и искреннюю благодарность за достойно понесенные в течение шести десятилетий многотрудные обязанности на разных поприщах церковного служения. 2. Определить для Преосвященного митрополита Ювеналия местом пребывания на покое город Москву. 3. Преосвященным Крутицким и Коломенским, Патриаршим наместником Московской митрополии, Постоянным членом Священного Синода быть митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Павлу, с освобождением его от управления Екатеринодарской епархией. 4. Преосвященным Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии быть митрополиту Челябинскому и Миасскому Григорию, с освобождением его от управления Челябинской епархией и временного управления Троицкой епархией. 5. Преосвященным Челябинским и Миасским, главой Челябинской митрополии, временно управляющим Троицкой епархией быть епископу Нижнетагильскому и Невьянскому Алексию, с освобождением его от управления Нижнетагильской епархией и временного управления Серовской епархией. 6. Преосвященным Нижнетагильским и Невьянским быть епископу Каинскому и Барабинскому Феодосию с поручением ему временного управления Серовской епархией. 7. Временное управление Каинской епархией поручить Преосвященному митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму. — О чем и послать соответствующие указы.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5799058.ht...

8. Священный Синод может принять решение о государственной регистрации Экзархата. 9. Положение об Экзархате и Устав Экзархата принимаются Священным Синодом и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриарх»). 10. Синод Экзархата: а. представляет на рассмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха проекты уставов епархий Экзархата, а также изменений (дополнений) к ним; б. обеспечивает единство Экзархата с Русской Православной Церковью; в. по представлению Экзарха избирает секретаря Синода Экзархата из числа архиереев Экзархата, причем обязанности секретаря Синода могут быть временно возложены на самого Экзарха; г. представляет в установленном порядке на рассмотрение Священного Синода предложения о прославлении к местному почитанию или об общецерковном прославлении подвижников благочестия, подвизавшихся на территории Экзархата; д. учреждает общие органы управления Экзархатом, назначает их руководителей и рассматривает ежегодные отчеты об их деятельности; е. утверждает Положение о церковном суде Экзархата, соответствующее Положению о церковном суде Русской Православной Церкви; ж. избирает членов Церковного суда Экзархата с установленным сроком полномочий; з. утверждает решения Церковного суда Экзархата в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде Экзархата; и. может выполнять функции Церковного суда Экзархата при отсутствии в Экзархате достаточного числа архиереев для избрания в состав Церковного суда Экзархата; к. в контакте с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата решает вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений, а также взаимодействия с государственными властями на территории Экзархата; л. учреждает наградную систему Экзархата, соответствующую наградной системе, установленной в Русской Православной Церкви; м. представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) монастырей епархий Экзархата, предложенные их епархиальными архиереями; таковые представления рассматриваются Священным Синодом с учетом мнения Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям;

http://patriarchia.ru/db/text/5379645.ht...

Вскоре после рассылки архиереям циркулярного указа с октябрьским определением от них в Синод стали поступать обращения с просьбами об отмене его последнего пункта. В результате 6 декабря 1928 года за 224 было принято новое синодальное определение в разъяснение предыдущего за 198: «Ввиду того, что п. 12 циркулярного указа Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода за 2055 от 22 октября с. г. о порядке представления пожертвований на нужды Патриаршего Синода и его канцелярии в некоторых местах понят не совсем правильно, Священный Синод разъясняет, что принудительного характера эти пожертвования отнюдь не имеют и что, устанавливая желательную норму пожертвований, притом весьма незначительных по сравнению со значением награды, Священный Синод имеет ввиду до известной степени парализовать поступление с мест в превышающем всякую меру количестве ходатайств о награждениях, причем по большей части эти ходатайства исходят от приходских советов, которые, казалось бы, и должны бы были брать на себя взнос пожертвований, так что установлением известной нормы отнюдь не имелось в виду обременять самих награждаемых. Опыт показывает, что при исходатайствовании награды своему пастырю приход выражает согласие на всякое пожертвование, а когда награда получена, то все забывают об этом согласии. Что касается выраженного Синодом пожелания, чтобы эти пожертвования представлялись Преосвященными при ходатайстве о награде, то Синод имел в виду, что и настоящее время некоторыми Преосвященными такие пожертвования препровождались одновременно с самими ходатайствами о наградах, причем считал само собой понятным, что за Епархиальным Архиереем остается общее право представлять в потребных случаях как об уменьшении размера пожертвований, так и о внесении его по мере возможности» . Такое разъяснение о необязательности пожертвований за награды в значительной степени сняло остроту с этого вопроса. Все остальные пункты определения 198 разъяснения не потребовали.

http://bogoslov.ru/article/412311

Посему до тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению. Такое отношение к митрополиту Сергию и его Синоду я не понимаю как отделение от руководимой митрополитом Сергием части Православной Церкви, так как личный грех митрополита Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви – православно-догматического учения, но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митрополиту Сергию архипастырей в нарушение братской любви уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев-раскольников. Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что признаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями, так как нет у меня другого способа обличать согрешающего брата. Известные мне неоднократные попытки личных и письменных братских увещаний, обращенных к митрополиту Сергию со стороны почившего ныне митрополита Агафангела, митрополита Иосифа с двумя его викариями, архиепископом Угличским Серафимом [Самойловичем], епископом Вятским Виктором [Островидовым], не могли вернуть митрополита Сергия на надлежащее место и к подобающему образу действий. Повторять этот опыт было бы бесполезно. Посему подобно сим архипастырям и вместе со всеми, кто считает учреждение так называемого Временного Патриаршего Синода погрешительным, воздержание от общения с митрополитом Сергием и единомышленными ему архиереями признаю исполнением своего архипастырского долга. Этим воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподазривается якобы без- благодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств (да сохранит всех нас Господь от такого помышления), но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. Посему литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду, если не окажется в наличии священника, разделяющего мое отношение к митрополиту Сергию и так называемому Временному Патриаршему Синоду. Подобным образом, находясь в местности, где все храмы подчиняются так называемому Временному Патриаршему Синоду, я не пойду в них молиться за общим богослужением, но совершить в одном из них литургию в одиночку или с участием единомышленных мне клириков и верующих, если бы таковые оказались в наличии, признаю возможным без предварительного освящения храма. Так же, по моему мнению, может поступать и каждый священнослужитель, разделяющий мое отношение к митрополиту Сергию и учрежденному им Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заместитель назначается для распоряжения текущими делами, порядок решения которых точно определен действующими правилами, предшествующей практикой и личными указаниями замещаемого. Никаких, так сказать, учредительных прав вроде реформы существующих служебных учреждений, открытия новых должностей и т.п. заместителю не может быть предоставлено без предварительного испрошения и указаний замещаемого. Коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого местоблюстителя… До тех пор, пока митр[ополит] Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению» ; свое воздержание от общения с митрополитом Сергием митрополит Кирилл объяснял не утверждением о «безблагодатности совершаемых сергианами священнодействий и таинств», но подчеркивал этим «нежелание и отказ участвовать в чужих грехах» . Несмотря на бестактность формы обращения, которая ставила под вопрос возможность мирного исхода полемики, митрополит Сергий не сразу, но ответил: «Ваше суждение о моей деятельности» (собственноручную копию которого Вы прислали мне “для сведения”) не оставляет места сомнению в том, что Вы и теоретически единомысленны с нашим новым расколом, не совсем правильно называемым “иосифлянским”, и активно его поддерживаете своим примером и словом и даже стремитесь воздействовать на волю управляющего Казанской епархией означенным “суждением”, т. е. перешли уже и к доступным в Вашем положении административным мерам» . Священный Синод из 12 членов был учрежден именно с названием “Патриарший”, что «не только было видным отличием его от обновленческого, но и имело другой, более глубокий, отвечавший моменту жизни Церкви смысл. Если при жизни Патриарха самоуправительному церковному органу не подходило название «Патриаршего» Синода, то теперь, когда трон патриарший временно вдовствует, преемникам только патриарших полномочий, но не самого великого титула, надлежало всячески сохранять в себе живую идею патриаршества и удерживать, даже усугубляя, ее в сознании церковного народа», – писали по этому поводу в 1929 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Ряд значимых решений, по словам В.Р. Легойды, был  принят  Синодом и в отношении  Высшего общецерковного суда , первый председатель которого,  митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор ,  почил о Господе  8 августа 2020 года. В частности, было постановлено до избрания председателя Высшего общецерковного суда Архиерейским Собором назначить временно исполняющим эту должность  митрополита Курского и Рыльского Германа . Далее, с целью сохранения непрерывности деятельности Высшего общецерковного суда в условиях, когда члены Высшего общецерковного суда из Украины и Белоруссии не могут прибыть на его заседания по причине противоэпидемических ограничений, было решено назначить в нынешних исключительных обстоятельствах временно исполняющих обязанности членов Высшего общецерковного суда  митрополита Томского и Асиновского Ростислава  и  архиепископа Каширского Феогноста . Митрополиту Ростиславу и архиепископу Феогносту было постановлено замещать в этом порядке отсутствующих членов Высшего общецерковного суда в период до снятия ограничений по пересечению границы между Россией и упомянутыми выше странами. «Согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода  Белорусского экзархата  и Синода  Митрополичьего округа в Республике Казахстан », — сказал глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Отдельным блоком был принят ряд кадровых решений, касающихся епископов Русской Православной Церкви», — сообщил В.Р. Легойда. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви утвердили ряд решений, связанных с замещением вдовствующих кафедр, назначением викарных епископов и почислением архиереев на покой. Заслушав прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Минского и Заславского Павла  об освобождении его от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси, члены Священного Синода приняли  решение  назначить владыку митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой  Кубанской митрополии , выразив Преосвященному Павлу благодарность за понесенные труды.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5682629...

12. Преосвященному Тихону, архиепископу Подольскому, именоваться архиепископом Рузским. 13. Преосвященным Южно-Сахалинским и Курильским быть Преосвященному Никанору, епископу Минусинскому и Курагинскому. Временное управление Минусинской и Курагинской епархией возложить на Преосвященного Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского. 14. Преосвященному Тихону, епископу Видновскому, быть викарием Патриарха Московского и всея Руси. Преосвященному Роману, епископу Серпуховскому, быть викарием Патриарха Московского и всея Руси. Преосвященному Константину, епископу Зарайскому, быть викарием митрополита Крутицкого и Коломенского. Преосвященному Петру, епископу Луховицкому, быть викарием митрополита Крутицкого и Коломенского.   ЖУРНАЛ 5 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Челябинской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Епископа Копейского Пармена, викария Челябинской епархии, назначить викарием Курганской епархии с титулом «Варгашинский».   ЖУРНАЛ 6 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Чистопольской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископа Чистопольского и Нижнекамского Игнатия освободить от управления Чистопольской епархией, назначив его викарием Кемеровской епархии с титулом «Гурьевский». 2. Временное управление Чистопольской епархией поручить Преосвященному митрополиту Казанскому и Татарстанскому Кириллу, главе Татарстанской митрополии.   ЖУРНАЛ 7 СЛУШАЛИ сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоянии здоровья Преосвященного епископа Кудымкарского и Верещагинского Никона. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископа Кудымкарского и Верещагинского Никона почислить на покой по состоянию здоровья, определив ему местом пребывания г. Пермь. 2. Временное управление Кудымкарской епархией поручить Преосвященному митрополиту Пермскому и Кунгурскому Мефодию, главе Пермской митрополии.   ЖУРНАЛ 8 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/5797265.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010