2. В начале 1-го часа отверзаются царские врата и священник и диакон выходят на середину храма, где и находятся вплоть до окончания чтения Евангелия на 9-м часе (см. 24 декабря). После Евангелия на 9-м часе священнослужители уходят в алтарь, закрывают царские врата. 3. Читаются особые псалмы, подобранные в соответствии с содержанием праздника (из трех псалмов на каждом часе читается один постоянный для данного часа (час 1-й – Пс. 5 ; час 3-й – Пс. 50 ; час 6-й – Пс. 90 ; час 9-й – Пс. 85 ), тогда как два других – особые). 4. Во время чтения псалмов совершается каждение: на 1-м и 9-м – каждение священником всего храма, на 3-м и 6-м – малое каждение, совершаемое диаконом (см. 24 декабря). 5. После Богородична часа полагается особая пространная вставная часть: поются стихиры, прокимен, читаются паремия, Апостол, Евангелие. Теперь перейдем к подробному изложению последования Великого часа. Перед началом часов открываются царские врата, священник в епитрахили и фелоне целует Евангелие и престол (диакон – только престол), затем священник с Евангелием в руках (ему предшествуют свещеносцы и диакон с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата и идет к аналою, поставленному в центре храма прямо против царских врат. Положив Евангелие на аналой, иерей произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...». Затем сразу следует обычное начало (только в начале 1-го часа): Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». Далее общее последование для всех часов. Чтец: «Приидите, поклонимся…» и псалмы часа по чину. Читаются три псалма, из которых один является постоянным для данного часа, а два других – особые, подобранные в соответствии с содержанием праздника. Во время чтения псалмов совершается каждение. На 1-м и 9-м часах священник вместе с диаконом, идущим впереди со свечой, совершают каждение всего храма: сначала священник кадит Евангелие на аналое с четырех сторон, затем кадит спереди икону на центральном аналое и поднимается на амвон, входит в алтарь царскими вратами и кадит весь храм по чину (подобно каждению на полиелее). Но на 3-м и 6-м полагается малое каждение, которое совершает только диакон: Евангелие на аналое с четырех сторон, икону на центральном аналое, царские врата, иконостас, священнослужителей, хор, народ и вновь царские врата и местные иконы, Евангелие спереди, настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий (греч. «двухсвечник») — подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос (греч. «священный сосуд») — блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Притвор - пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Рúзница - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum - ровное место, основание; пол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь ВоздУх - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Даронсица - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т.п.). Дарохранительница - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикúрий (греч. «двухсвечник») - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дúскос (греч. «священный сосуд») - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Во время пения «Господи, воззвах» и стихир совершается обычное каждение всего храма. На «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Вход с кадилом. «Премудрость, прости». Певцы: «Свете тихий...». Диакон: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец – прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век». По исполнении прокимна диакон произносит обычные возгласы пред чтением паримий. Царские врата закрываются. Чтец читает паримию. По окончании первой паримии Царские врата отверзаются. Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой». После пения прокимна диакон возглашает: «Повелите». Иерей, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой, стоя пред престолом, начертывает ими знак креста и произносит: «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Царские врата закрываются. По окончании паримий отверзаются Царские врата. Иерей – тихо чтецу: «Мир ти». Чтец тихо отвечает: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». После этого полагается пение «Да исправится молитва моя...» Стоящие в храме опускаются на колени. Иерей стоит пред престолом и кадит 25 . Во время пения «Не уклони сердце мое...» иерей переходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Когда поется в последний раз «Да исправится...», иерей передает кадило диакону, который продолжает каждение пред жертвенником, а сам преклоняет колени пред святым престолом. По исполнении «Да исправится молитва моя...» иерей, стоя пред престолом, произносит молитву св. Ефрема Сирина и творит 3 поклона. Царские врата закрываются. Диакон выходит на солею и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...» и затем совершается прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Во время 3-го прошения ектении «Рцем вси...» раскрывается нижняя часть антиминса, по обычаю, а верхняя – в свое время. На пение «Ныне Силы Небесныя...» отверзаются Царские врата. Верующие становятся на колени, а на перенесение Святых Даров «падают ниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» бывает каждение всего храма и народа. Вход Когда полагается на литургии чтение Евангелия, например в праздники, в 1 – 3 дни Страстной седмицы, то вход с Евангелием, в противном случае – вход с кадилом. Священник читает молитву входа – вечернего: «Вечер, заутра и полудни...» «Свете тихий», прокимен дня триодный. Царские врата затворяются, и чтец читает паремию от Бытия среди церкви пред амвоном. По паремии опять прокимен триодный, и царские врата отверзаются, по окончании прокимна диакон возглашает: «Повелите» (если служит один священник без диакона, то он не произносит этого возгласа). Священник, взявши обеими руками кадильницу и свещник со свечей, стоит пред св. трапезой, обратившись к востоку, и изображает крест со словами: «Премудрость, прости»; потом, обратившись на запад, к народу, возглашает: «Свет Христов просвещает всех» 97 . Молящиеся в это время обыкновенно повергаются на колени и преклоняют главы к земле. Чтец: «Притчей чтение», священник: «Вонмем», и затворяются врата. После паремии чтец среди церкви поет: «Да исправится молитва моя...» Во время пения сего царские врата отверзаются; народ и клир становятся на колени, а священник, стоя пред св. престолом, кадит. Священник после пения «Не уклони сердце...» идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником священник кадит трижды и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колени при пении «Да исправится...» (в последний раз); встает, когда поют «Воздеяние руку моею...»; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения «Да исправится...» По пропетии в последний раз «Да исправится...» произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Когда положено чтение Апостола или Евангелия или же одного только Евангелия, то после поклонов следуют эти чтения. Они сопровождаются теми же молитвословиями и священнодействиями, которые положены на полной литургии (пред чтениями малой ектении не положено). Затворяются царские врата (хотя в большинстве приходов принято закрывать царские врата после заупокойной ектении, если она, конечно, произносится). Далее порядок литургии до «Ныне силы небесныя...» такой же, как и на полной литургии. Исключения составляет произнесение, начиная от среды Крестопоклонной седмицы, после возгласа «Да и тии...» особой ектении и молитвы (тайно читаемой) о готовящихся к просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

49) По Уставу, возглашение: «Премудрость», на вседневной вечерне произносит иерей, а на великой – диакон, «отвне (алтаря) стоя пред образом Спаса Христа» (Уст., 7 и 9 гл.; сн. Служеб.). – Отпуст великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, произносится при открытых царских вратах (Уст., 7 гл.). – По мнению некоторых, правильнее будет, если царские врата будут отверзаться при возгласе «Премудрость» или тотчас за ним, судя по тому, что в Уставе указывается (7 гл.) произносить отпуст при открытых царских вратах (почему и не следует отверзать их ранее, при пении «Ныне отпущаеши» или тропаря); при этом, отверзение дверей совершается диаконом, который, возгласив «Премудрость» и вошедши в алтарь южной дверью, после поклона престолу и иерею, отверзает царские врата для отпуста (Ц.В. 1891, 25; 1892, 5; Ряз. Е.В. 1896, 15). По «Последов. у.в.п.» «диакон отверзает царские врата и возглашает: Премудрость». Но по Уставу диакон в это время стоит вне алтаря, и царские двери отверзаются священником пред самим отпустом: «отверз св. двери и опустив фелонь, стоящу диакону отвне одесную и орарь держащу обычно, глаголет иерей отпуст по дню» (Уст., 2 гл.). – После отпуста диакон затворяет царские двери и завесу, затем, поклонившись престолу и поцеловав его, покрывает его пеленой и кланяется иерею и разоблачается (Ряз. Е.В. 1896, 15). 50) При соборном служении (см. 758 стр. печатного оригинала) после этого все, кроме первенствующего, уходят в алтарь (см. ниже, 53 прим.). 51) Иерей произносит это, т.е., «Сый благословен», «от внутрь» алтаря (Уст., 7 гл.). 52) Священник (при соборном служении – первенствующий), «шед» от места благословения хлебов, «станет пред царскими дверьми, зря к западом, и по окончании псалма, глаголет: Благословение Господне на вас» (см. Уст., 2 гл.; Служебн.). – По Уставу, в конце великой вечерни, отправляемой в соединении с утреней, не следует отверзать царские врата (во время пения «Ныне отпущаеши», тропаря и проч.), тем более, что на такой вечерне и отпуста не полагается; посему благословение народу, по прочтении 33-го псалма, должно преподавать с амвона при закрытых царских дверях, как это и делается во многих городских и сельских церквах (Рук. д.с.п. 1886, 49; Ц.Вед. 1896, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта и в день храмового праздника) 138 . Если же нет Апостола в Евангелия, то диакон выходит на солью и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...». В это время убирается на Горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см. Служебник и А. Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: «По Дару Христа...». На пении: «Ныне силы небесные...» открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Диакон доканчивает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой – кадило, и кадит им часто 139 . При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим...». Молящиеся поднимаются, хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». По доставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его 140 , и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину. (Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу...». В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять Св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

§36 . Предлагавшийся в оригинале (архимандритом Феодосием) вариант охарактеризован архимандритом Спиридоном так: «крайне неудобно и неблагообразно» – прим. изд. В конце сугубой ектеньи (только не на возгласе, чтобы не мешать священнику) пономарь подносит священнику под благословение кадильницу, и получив его, выносит южными дверями и подает кадильницу диакону, одновременно с другим пономарем, вынесшем в северные двери синодики. Приняв то и другое, диакон начинает заупокойную ектенью, с началом коей отверзаются самим священником царские врата. Пономарем же кадило и забирается, и царские врата закрывает также священник, а диакон на месте начинает ектенью об оглашенных. Так лучше: всё, что нужно, сделано, и нет многократной беготни диакона то в одни, то в другие двери. Такова лаврская практика. Можно несколько и изменить такой чин, если кого-нибудь смущает или не удовлетворяет наличие посредника для благословения кадила, а именно: пономарь на возгласе «Яко милостив» выносит и подает кадило диакону, и когда, при пении «аминь», священник открывает царские врата, диакон испрашивает у него благословение. Подняв кадило, священник же благословляет его из царских врат. Далее – всё так же. Если пономарня с северной стороны, то пономарь выносит с этой стороны и кадильницу. Для справки: §36 формулировался следующим образом – заупокойная ектенья произносится с кадилом, для благословения которого диакон входит в алтарь южной дверью во время возгласа священника «Яко милостив». Получив благословение, диакон с кадилом выходит на солею через царские врата и произносит заупокойную ектенью. Во всех киевских монастырях, а в Лавре и теперь (начало 50-х гг. – изд.), как раньше – заупокойная рядовая ектенья произносится без отверстия царских врат и каждения. Последнее (то и царские врата, и кадило) является, по тамошней практике, особенностью и признаком литургий заказных заупокойных, на которых по входе на «Слава» поется «Со святыми упокой», и бывает «Вечная память», а по заамвонной молитве – заупокойная лития: «Со духи праведных» с ектеньей. Так по киевской монастырской практике. По иерейскому же молитвослову и по старым Литургиарионам (напр. Петра Могилы , Иосифа Тризны) есть ещё две сверх сего особенности: два или три особых, за упокой, прошения: на великой ектении и поминовение усопших (за которых заказана литургия) на великом входе, (т.е. при перенесении Святых Даров с жертвенника на престол во время «Херувимской» – изд.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Правильный способ каждения : Священнослужащий, держа кадило тремя перстами правой руки у верхней части цепочек, под завершающей цепочки крышечкой (по другой практике, взяв кадило за оба кольца указательным пальцем), возносит его перед иконой или другим священным предметом. При втором взмахе кадила, кадящий наклоняет главу, совершая поклон, и при третьем взмахе — выпрямляется. Так триады, перед иконой иди другой святыней совершается каждение. Подобным образом совершается каждение клиросов и народа. Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Так при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, чтобы действия каждения было поднесением фимиама к святыне. Предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, чтобы тем самым связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает для плавности каждения делать легкое движение руки сгибая ее только в локте так, как будто в пальцах находится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости. Диакон при каждении с иереем или архиереем предходит ему со свечей в руках. Кадящему архиерею, кроме диакона со свечей, предходят также иподиаконы с дикирием и трикирием. Каждение бывает разных видов: иногда кадят только известную часть храма или известный предмет, как, например, аналой с иконой, или крестом, или Евангелием. Полное каждение всего храма из алтаря начинается так: сначала кадят со всех четырех сторон престол, потом горнее место, жертвенник (если на жертвеннике уготованы св. Дары, то сначала жертвенник) и весь алтарь. Затем кадящий исходит северными дверьми на амвон, кадит царские врата, затем иконы южной стороны иконостаса, начиная от иконы Спасителя, потом иконы северной стороны иконостаса, начиная с иконы Божией Матери, затем правый и левый лики, или клиросы, и всех предстоящих в храме. Далее, обходя храм с южной стороны, кадит иконы всего храма, затем входит в притвор, кадит «красные врата», выйдя из притвора, идет к алтарю северной стороной, кадя все иконы храма на этой стороне, и возвращается опять к царским вратам, кадит царские врата, икону Спасителя, икону Божией Матери и входит в алтарь южной дверью, после чего, став перед престолом, кадит его спереди. Если царские врата открыты, то выходит на амвон и возвращается в алтарь через царские врата.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе...» делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата.    Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава...»), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата.    Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой — северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...» произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею.    Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства — впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии.    По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся...» и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010