Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Никифор Уединенник. Гравюра. 50-е гг. XX в. [Греч. Νικηφρος Μονζων; также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения. Пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице (в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших); в некоторых правосл. Церквах совершается отдельная пам. 4 мая, восходящая к поздней афонской традиции (см.: Афонский патерик. М., 1897, 1994р. С. 402-404; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 354; вероятно, память была помещена на этот день вслед. ошибочного отождествления Н. У. с Никифором Мидикийским). Жизнь Немногочисленные сведения о жизни Н. У. ( Rigo. 1991; Bielawski. 2002. P. 24-31) дошли в изложении свт. Григория Паламы , архиеп. Фессалоникийского (см.: Greg. Pal. Triad. II 2. 2; ср.: Ibid. I 2. 12), именующего Н. У. «исповедником» (Idem. II 2. 2, 3//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 508, 509). Будучи по происхождению «из италийцев» (ξ Ιταλν - Idem. II 2. 2//Ibid. Σ. 508), Н. У. оставил свойственное им «злочестие» (κακοδοξα), т. е. католич. веру, отказался от всего отеческого (μετ τν πατρων ρνεται κα τ πατρα), принял правосл. веру и избрал монашескую жизнь на Афоне (Ibidem). После продолжительного испытания под руководством опытных наставников и уединения он «в пустыннейших частях Святой Горы» (Idem. I 2. 12//Ibid. Σ. 404) овладел «искусством искусств, то есть исихией» (Idem. II 2. 2//Ibid. Σ. 508), став затем в свою очередь руководителем подвижников, ведущих духовную борьбу. Из-за исповедания православной веры он «был осужден к изгнанию царствовавшим тогда первым Палеологом, державшимся латинских убеждений» (Ibidem), т. е. византийским имп. Михаилом VIII Палеологом (1261-1282). Во время ссылки он был наставником свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, и др. подвижников (Idem. I 2. 12; II 2. 3).

http://pravenc.ru/text/2565544.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Кейзерлинги Древняя германская фамилия из Вестфалии, где владела поместьями в графствах равенсбергском и текленбургском. Имя своё она писала: Keзeлuhr(Keselingk); потом Кезерлинг (Keserlingk) и наконец Кейзерлинг (Keyserlingk). Альберт-фон-Кейзерлинг прибыл в Ляфляндию во второй половине пятнадцатого века. Вот поколенная роспись потомству его: КОЛЕНО I: Альберт фон-Кейзерлинг, женат на Анне ф. Тольк КОЛЕНО II: Альберт Германн, женат на Анне ф. Пфейлицер-Франк КОЛЕНО III: Иоанн, женат на Анне ф. Трейден Генрих, женат на девице ф. Остен-Сакен Анна, за Фомою ф. Амботен КОЛЕНО IV: Германн, женат на Елисавете ф. Гоэс Анна, за Иоанном ф. Дортезен Александр, женат на Елисавете ф. Тольк КОЛЕНО V: Эрнест, женат на Екатерине ф. Остен-Сакен Германн, женат на Анне ф. Пфейлицер-Франк КОЛЕНО VI: Германн-Эрнест, рождение 1625 † 4 января 1680; женат 1) на NN.; 2) на Анне-Елисавете ф. Гротгуз (от 1-го брака дочь; от 2-го брака 3 сына и 3 дочери) Агнеса-Елисавета, за Вильгельмом-Эбергардом ф. д. Бригген Урсула, за Филиппом-Бертольдом ф. д. Бригген Маргарита, за Генрихом-Эвальдом ф. д. Бринкен Георг-Иоанн, женат 1) на Екатерине ф. Дельвиг; 2) на Анне Цёгё ф. Мантейфель (от 1-го брака 2 сына и дочь; от 2-го брака сын и дочь) КОЛЕНО VII: Агафия, за Дитрихом ф. Рённе Ц.Иоанн-Эрнест, рождение 22 февраля 1660 † 1707; женат 1) на Агнесе-Сивилле ф. Нагель † 2 мая 1690; 2) на Доротее-Амалие Делла-Киеза (della Chiesa, дочери бранденбургского генерала), рождение 1672 † 26 апреля 1737 (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 2 сына и дочь) Отто-Эрнест, рождение 18 июня 1664 † 24 марта 1722; женат 1) на Анне-Сивилле Цёгё ф. Маитейфель; 2) на Марие-Сивилле ф. Рек (от 1-го брака 2 сына; от 2-го брака 5 сыновей и дочь) Германн-Фридрих, рождение 16 ноября 1669 † 1750; женат на Агнессе Цёгё ф. Мантейфель Анна-Сивилла, за Бенедиктом ф. Бутлар Александра, рождение 1667 † 1710, за Александром ф. Гёрнёр Агнеса, рождение 1671 † 1743; за датским майором ф. Гёрнёр Левин † 1690; женат 1) на Анне-Екатерине ф. Рённе; 2) на Екатерине-Гертруде ф. Бухгольц, рождённой ф. Остен-Сакен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

12. Суббота. Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице). Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Служба прп. Онуфрия Великого и прп. Петра Афонского шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Б). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Онуфрия, глас 8-й – 3, и прп. Петра, глас тот же – 3. «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни…», 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й: «Аще кая добродетель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Онуфрия со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Петра на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-25/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ Традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты , за исключением Ватиканского (первые 3 из них входят в состав правосл. Библии как неканонические, см. в ст. Канон библейский ). Название Греческое название «Τ Μακκαβακ», т. е. «Деяния Маккавея», восходит к христ. источникам. Первое его упоминание - у Климента Александрийского ( Clem. Alex. Strom. I 21. 123 (3); V 14. 97 (2); о названии «Маккавейские книги» у христианских писателей см.: Schürer . 1973-1987. Vol. 3. Pt. 1. P. 183; Abel. 1949. P. I-III). Раннехрист. авторы, цитируя или упоминая «Первую книгу деяний Маккавея» или «Первую из Маккавейских», показывают этим, что они знали не одну книгу с таким названием ( Hipp. In Dan. IV 3. 8; Orig. Comm. in Rom. 8. 1//PG. 14. Col. 1158; Euseb. Demonstr. VIII 2. 72; Hieron. Prologus galeatus//PL. 28. Col. 556). Позднее название стало восприниматься как относящееся к «Маккавеям» (во мн. ч.). Хотя в 1-2 Макк «Маккавей» - это прозвище только Иуды, со временем «Маккавеями» стали называть не только всех сыновей Маттафии (как это делается и в научной лит-ре), но и их сторонников (иные объяснения переноса именования см.: Четыре Книги Маккавеев. 2014. С. 95-96. Примеч. к 1 Макк 2. 2-5). Первое известное перенесение прозвища Иуды на всех героев и мучеников восстания встречается у Тертуллиана («во времена Маккавеев» - Tertull. Adv. Iud. 4. 10//PL. 2. Col. 606). В научной литературе В научной литературе «Маккавейскими» называются еще неск. раннесредневековых сочинений, так или иначе связанных с сюжетами 1-4 Макк. 5-й Маккавейской книгой называют 2 разных сочинения: сир. перевод 6-й кн. «Иудейской войны» Иосифа Флавия (изд.: Ceriani. 1876) и араб. сокращенное переложение хроники, изначально написанной на иврите (др. название - «Арабская 2-я Маккавейская книга», или «Арабская Маккавейская книга»). Она описывает события от попытки Гелиодора ограбить храм в 186 г. до Р. Х. и до смерти 2 сыновей Ирода Великого в 6 г. до Р. Х., т. е. пересказывает 1-2 Макк и соответствующие главы из книги Иосифа Флавия. При этом части ее повествования, которые не восходят к этим источникам, полны домыслов и путаницы ( Cotton. 1832).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Заповедь Божия: любите друг друга Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына Введение 1. Подлинность послания Второе послание Иоанна Богослова в древней Церкви было (как и 3-е) в числе «пререкаемых», то есть таких, которые не всеми считались подлинными, принадлежащими апостолу. Об этом свидетельствуют Ориген , Евсевий и Иероним. В древнем сирском переводе (Пешито) этого послания (как и 3-го) нет, хотя из этого нельзя прямо заключать, что Сирская Церковь не признавала их подлинности или отвергала оную. Но если в древней Церкви некоторые сомневались в подлинности 2-го послания Иоанна, то другие, и именитейшие, представители Церкви признавали это послание непререкаемо подлинным писанием апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так, Ириней Лионский , ученик Поликарпа Смирнского , ученика самого апостола Иоанна, приводит подлинные слова из 2-го послания Иоаннова; и ученик Господа в указанном послании своем предписывает бегать лжеучителей, говоря... (следуют слова 7-го и 8-го стихов послания). И потом: Иоанн, ученик Господа, распространяет на них (лжеучителей) осуждение, желая, чтобы мы и не приветствовали их, ибо приветствующий их, говорит, участвует в злых делах их (ст. 11). Климент Александрийский признает подлинными многие (1-е, 2-е и 3-е?) послания апостола Иоанна; по крайней мере, кроме подлинности 1-го послания, он говорит о несомненной подлинности 2-го послания. Тот же Климент, по словам Евсевия и Фотия, написал объяснение на все семь соборных посланий, значит и на 2-е Иоанново. В древнем, так называемом Мураториевом, каталоге упоминается о многих (как и у Климента Александрийского ) Иоанновых посланиях, по крайней мере в нем, кроме 1-го послания, делается ясное указание и на 2-е послание Иоанново. Дионисий Александрийский ссылается на 2-е (и 3-е) послание Иоанново как на подлинное. Ориген , замечающий, что 2-е (и 3-е) послание Иоанна не все считают подлинными, сам в позднейшем труде своем, толковании на книгу Иисуса Навина, без всяких ограничений замечает: «Петр оглашает двумя трубами своих посланий, Иаков также, и Иуда; еще Иоанн присоединяется с трубою своих посланий».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Русские сестры милосердия Содержание I. Севастопольские сестры 1. 26 марта 1856 года 2. Е.А. Хитрово 3. Другие севастопольские сестры Крестовоздвиженской общины 4.Е.М. Хлапонина 5. Даша Севастопольская 6. Е.П. Карцева II. 1. С.А. Биллер 2. Е.А. Кублицкая-Пиотух III. Сестры русско-турецкой войны 1. Сестра Лебедева 2. Сестра Васильева 3. О.П. Раевская 4. Ю.П. Вревская 5. Кн. Н.Б. Шаховская IV. Сестры русско-японской войны 1. Е.А. Воронова 2. На действительной службе 2. В Порт-Артуре 3. Без имени 4. «Заместо матери» 5. «Красный смех» V. С прокаженными 1. Сестра Слепченко 2. Сестра Васюкович VI. Среди каторжников VII. Княжна Ливен VIII. Кн. М.М. Дондукова-Корсакова IX. Великая княгиня Александра Петровна X. На эпидемиях Сестра Нина XI. На рядовой работе XII. «Душу свою полагать...» XIII. 1. «Ученик не выше учителя» 2. Елка 3. Молитва 4. Любовь и по смерти XIV. Утешительница     «Узами человеческими влек Я их, узами любви» ( Ос.11:4 ) «Великий Дух, благодарю Тебя за лик Человеческий, Тобою данный мне». – Вот какова должна бы быть молитва великого Гёте во всю жизнь его». (Достоевский, «Дневник писателя» за 1876 г., янв., гл. 1). Благодарение Бога за лик человеческий – есть молитва не только Гёте, но и всех лучших представителей человечества. Все они с любовью отыскивали в людях человеческое и умели его находит и бесконечно страдали, находя иногда в человеке животное, зверя. Но в наше время появился целый ряд писателей, ценящих в людях именно звериное. По мысли их, люди – «звери» и жизнь их – «охота», где побеждает и наслаждается сильнейший, виднейший представитель закона звериной жизни – эгоизма. Эгоизм давно пора поставить в основу человеческой жизни, на место обманувшего человечества «миража любви», навевающего ему «сон золотой». Копейка, жертва Лейзера нищим 1 , – вот символ того, что получило человечество от устроения жизни на началах самоотвержения и любви. А эгоизм принесет людям счастье и радость, с ним они станут «богаче и сильнее». И писатели эти уже с удовольствием отмечают отсутствие в жизни современного общества любви. В нравственном отношении все мы, будто бы, только прокаженные духом 2 и ни одного из нас не найдется, кто бы ради спасения других пожертвовал собой, и ни одного, кто бы пошел на тревожный, проникающий в душу звон набата, зовущего помочь страждущему ближнему 3 . «Всякий, сказавший слово: любовь, – солгал» 4 . И на примере сестры милосердия, – официальной представительницы служения любви, – непробудным сном заснувшей у постели умирающего человека, Л. Андреева 5 хочет наглядно показать, что бескорыстное влечение к добру, к самоотверженному подвигу есть, но многого ли это стоит? По-существу все равно, что и нет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16. Вторник сырный. Мчч. Памфила и иже с ним. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля). Служба мчч. Памфила и иже с ним не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А). На этот день со среды, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, совершаемая в соединении со службой Триоди (по 3-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник, или во вторник сырныя недели») (Б). А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезлом Твоего предстательства...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Преславную и Пречистую Богородицу...». По Трисвятом – тропарь мучеников (общий), глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...» (ср.: Типикон, 20 сентября). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников (общий), глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...» (ср.: Типикон, 20 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. 2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко туча на троскот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемлите, людие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас». 8-я и 9-я песни: канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010