Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. 26 апреля, 2013 Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5: 25) I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного, притча о богаче и нищем Лазаре «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31) Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и « с этого дня положили убить Иисуса » (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре:  «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. « Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне » (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали  чудес  и  знамений с неба . Когда же Господь творил чудеса, не верили и им .

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Дань человеческому горю отдал Господь пречистыми Своими слезами у гроба праведного Лазаря. Наступил миг явления силы Божией. Отнимите камень , – повелел Господь ( Ин.11:39 ). Услышав это, фарисеи возроптали: «Кощунство! Неуважение к праху!» – но остальные не посмели ослушаться Чудотворца из Назарета и начали снимать тяжелый камень с гробовой пещеры. Дохнуло жутким запахом тления, запахом смерти. Тут Марфа вновь поддалась лукавому сомнению: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ( Ин.11:39 ). И вновь Сын Божий смирил ее неверие: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ( Ин.11:40 ). И над растерянной, недоумевающей толпой скорбящих зазвучала исполненная неземного величия молитва Сына Божия: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня ( Ин.11:41–42 ). Эта молитва прозвучала еще до совершения чуда воскрешения. Божественный Сын заранее благодарил Небесного Отца, зная, что по одному слову Его воскреснет мертвец, – ибо где предел Всемогуществу Творца, единым словом воззвавшего из небытия к бытию все мироздание? И так – простыми, обыденными словами – повелел Сын Божий: Лазарь! иди вон ( Ин.11:43 ). Неописуемый ужас охватил народ, когда Лазарь вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами. Люди шарахались в разные стороны, уступая дорогу воскресшему мертвецу, – многим казалось, что они видят призрак. Но нет: это был живой человек, живой Лазарь, с таким же добрым и светлым лицом, с которого в тот миг понемногу сходило выражение страдания. Постепенно люди начали приходить в себя от страха – подходили к Лазарю трогали его, заговаривали с ним, слышали его смущенные ответы и наконец убедились в свершении невероятного чуда. Тогда вместо скорби наступило ликование, взоры всех обратились к Спасителю, и многие из… видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него ( Ин.11:45 ). Чудо воскрешения Лазаря совершилось, когда мир еще не был искуплен Пречистой Кровью Спасителя, еще лежал во тьме ветхозаветного «субботства». Но в субботу воскрешения Лазаря уже содрогнулось мрачное царство сатаны, начинавшее терять своих пленников, предчувствовавшее свое поражение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ад, возвратив из преисподней умершего, начал вопить: Кто это голосом Своим вызывает мертвецов из гроба, как бы спящих? Кто это преступает древнее повеление о смерти? Кто это так легко отнимает у меня мою добычу? Вижу, что из рук моих ускользает держава господства моего над земнородными!»

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» ( Ин.11:47–48 ). Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин.11:45 ). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства. Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» ( Мф.23:17 ). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» ( Ин.11:47 ). Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лазарева суббота и плачущий Христос: что нам дает осознать этот день, а что остается тайной? 4 мин., 26.04.2024 «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя»… Богослужения всех дней финальной Страстной недели (Страстная неделя – неделя, предшествующая Пасхе — Ред.) Великого поста зовут нас войти в ту реальность евангельских событий, которая сделает нас подлинными участниками грядущей Пасхи. Не случайно на утрене Лазаревой субботы поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении — « Ангельский собор удивися» и « Воскресение Христово видевше». Апостол Павел говорил: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:13–17). И воскрешение Лазаря — это символ воскрешения во Христе каждого из нас, свидетельство, что для Бога нет ничего невозможного. Лазарь — единственный человек, которого Христос в Писании называет своим другом. Они практически ровесники: Лазарю лет тридцать, Иисусу чуть больше. Он часто гостит в доме друга и его сестер, Марфы и Марии, в Вифании — деревне на юго-восточном склоне Елеонской горы, километрах в трех от Иерусалима. И вдруг Лазарь заболевает, он при смерти, сестры взывают к Учителю — ведь Он может исцелить любую болезнь! Но Тот почему-то не спешит на помощь. Он дает своему другу умереть, ждет, когда его похоронят… Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи. Почему Христос воскресил его именно на четвертый день? Согласно иудейским представлениям, душа человека три дня пребывала рядом с телом, а потом усопшего уже нельзя было оживить. Так что Христос не случайно ждал четвертого дня, и именно поэтому воскрешение Лазаря так поразило всех, кто его видел.

http://foma.ru/lazareva-subbota-i-plachu...

Чудесное воскрешение мертвых, – по словам Штрауса 492 и его сото­варищей, – есть такое действие, которое своим необычайным, сверхъестественным характером превосходит все другие чудесные действия, приписываемые Христу; а воскрешение Лазаря, который уже четыре дня находился в гробе, есть действие „чудеснейшее из всех чудес“ („unter allen Wundern wunderbarste“) 493 ; оно должно было всегда и для всех служить наилучшим доказательством Божественного посольства Иисуса; а такого действия евангелисты не могли бы пройти молчанием в своих повествованиях. Так думает отри­цательная критика. Но разделять ее мнение не вполне возможно. Действительно, когда речь идет о произведениях науки или искус­ства, там возможно различать одно произведение от другого по их внутреннему достоинству: одно произведение может быть хитрее или искуснее совершено, чем другое, и в этом случае одно можно ставить выше другого. В действиях же Божественных или сверхъестественных такого различия допустить нельзя; всякое „чудесное“ действие есть в то же время для нашего разсудка и действие „чу­деснейшее“; для Божественного всемогущества также все чудеса со­вершенно одинаковы. „Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, – говорит Спаситель, – и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас“ ( Мф. 17: 20 ). Это вполне сознает и отрицательная критика. В дан­ном случае она воскрешение Лазаря называет чудом „чудеснейшим из всех чудес“, а в других местах она то же самое говорит и о других чудесах 494 . Если же все чудеса одинаковы для всемогущества Божьего то, очевидно, все они имеют и одинако­вую силу доказательства Божественного посольства Иисуса. И следо­вательно вопрос о том, почему три первые евангелиста не повествуют о воскрешении Лазаря, должен получить такой же точно ответ, как и вопрос о том, почему евангелисты ничего не рассказывают нам о тех многих знамениях и чудесах, о которых не повествует, а только напоминает нам евангелист Иоанн (20: 30; ср. 21: 25), и о которых, по мнению евангелиста, если-бы писать подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

12–15). Это пророчество обозначает, что истинные израильтяне, то есть те, которые желали принять Мессию и стать Его учениками и последователями, не должны были бояться, хотя по грехам своим достойны были всякого наказания и Царю Израилеву следовало бы, наверное, жестоко наказать их за их отступление от Бога, нерадение и греховную жизнь. Но вход Господа в Иерусалим на молодом осле, или осленке, знаменовал Его кротость. Он въезжал не на боевой колеснице и не на боевом коне, но на животном совершенно мирном, не использовавшемся на войне. «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (ст. 16). Ученики исполнили пророчество по приказанию Спасителя, не понимая, однако, что делают; сделали это из послушания. Это пример всем христианам, пример того, что, оказывая послушание Церкви, может быть, даже и не понимая какого-либо момента святоотеческого учения, мы тем самым исполняем волю Божию. И когда вслед за тем нас посещает благодать Божия, то мы осознаем, в чем заключался смысл того или иного действия, мотивированного просто уважением к авторитету святых отцов и Преданию Православной Церкви. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (ст. 17). Люди приветствовали Господа Иисуса Христа, может быть, также не понимая того, что они делают, движимые, скорее, сердечным чувством, а не сознательной верой. Весь Иерусалим «пришел в движение»: одни приветствовали Спасителя, другие просто с любопытством смотрели, поддавшись общему праздничному, восторженному настроению. Причиной этого «движения» было величайшее чудо, совершенное Господом, — воскресение из мертвых Лазаря Четверодневного. Люди не могли не признать величия Иисуса и как бы поневоле прославляли Его: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых». Когда Господь входил в Иерусалим, то непосредственные свидетели воскрешения Лазаря объясняли причину своего ликования всем, кто пришел, чтобы увидеть это необыкновенное торжественное шествие, всем любопытствующим, стекавшимся с разных сторон Иерусалима (в Иерусалиме в то время было много богомольцев, пришедших на Пасху из разных стран).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

16 апреля. Лазарева суббота. [В эту субботу Церковь вспоминает праведного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. Брат Марфы и Марии из Вифании, Лазарь был близким другом Христа. В то время Иисус ушел с учениками за Иордан. Сестры послали сообщить Ему, что Лазарь тяжело болен. К тому времени, когда весть достигла Иисуса, Он знал, что Лазарь уже умер, однако отправился в Вифанию, чтобы совершить небывалое чудо. Когда Иисус с учениками пришли в Вифанию, им сообщили, что Лазаря уже похоронили. Иисус попросил провести Его к могиле Лазаря и заплакал от скорби. Оказавшись возле погребальной пещеры, Он повелел отвалить камень, которым был завален вход, вознес молитву Отцу и воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин 11: 43-45)]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Дмитрий Савинков, 2003. - С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы . [В этот день Церковь вспоминает событие, с которого началась земная история воплощения Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. В память об этой благой вести и назван церковный праздник. Слова одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...»), почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом]. Ил.: Благовещение. Джордж Лоуренс Буллейд, 1903. - С.5; 18 апреля. Начало Страстной седмицы. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, его Крестную смерть и погребение. Эту седмицу Церковь чтит особо: каждый ее день называется великим, потому что он связан с величием искупительного подвига Иисуса Христа]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

91:13)? Не Он ли дал прозрение слепым? Не даровал ли Он беспрепятственного беганья хромым? Не заставил ли нести постель, принесшую расслабленного? Не воскресил ли из мертвых четырехдневного Лазаря? Не за это ли вы совещаетесь убить Лазаря? Не вы ли отвергли камень, и сами, как камень, коснеете в неверии? Не вам ли Он предоставил развязать погребальные пелены, чтобы вы не лжесловили друг за другом, как при слепце от рождения, будто он выскочил из гроба? Всегда вы, фарисеи, клевещете на прекрасное и противитесь вполне верующему. Поэтому, вы уговорились Лазаря убить, чтобы истребить веру народа. Если убьете Лазаря, то что же — не может Он опять его воскресить? Посмотрим кто устанет — вы в убийстве, или Он в воскрешении. Вы делом и с трудом убиваете, (а) Он словом воскрешает. Кто более утомляется? Слово не легче ли дела? Обманываемся ли мы, фарисеи, что подошли к Господу, как к Царю? Созерцая жеребенка, мы более укрепляемся. Мы узнаем Царя сильного, и у нас есть под рукой Писание, чтобы вы разумно научились, что не мы обманываемся, но вы заблуждаетесь. У вас есть пророк Захария; разверните его слова; побойтесь его серпа мщения; за много времени, благовествуя Иудее, он восклицал: (радуйся зело, дщи Сионя: « вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и тихий, сидящий жеребенке ослином сыне подъяремной » ( се царь твой грядет тебе кроток всед на … сына подъяремника ) (Зах. 9:9). Мы не ошибаемся, читая Писание: узнаем Царя, благодетельствуем самим себе и сомневающихся обращаем. У вас есть пророк, и вы не желаете думать над его пророчеством. Итак, отступите, фарисеи! Насколько вы нас тесните, настолько более возбуждаете наше желание и ревность. Поэтому, мы не заблуждаемся, когда взываем: « Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! » Мы знаем это имя, фарисеи! Это имя освободило нас из Египта, сделало для нас море проходимым, пустыню населило и поселило нас в земле, текущей молоком и медом, приготовило пророческое восклицание: « и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею » ( да познают, яко имя тебе Господь, ты един Вышний по всей земли ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    Но Пилат, как из всего видно, нисколько не знал или не заботился об этом событии. Не очевидно ли, после этого, что, по мнению самой римской стражи и начальства (свидетельство, сильнее которого нельзя и пожелать), вход Иисуса Христа в Иерусалим не только не содержал в себе ничего несовместимого с видами Римлян, с выгодами кесаря, но и не выходил из обыкновенного порядка вещей? Наконец, кто сильнее самих врагов Иисусовых мог клеветать на Него? Однако же, при всей злобе, они не осмелились поставить Ему в вину Его вход в Иерусалим ни в синедрионе, ни перед Пилатом: так это было чисто, свято и невинно! И вместе с тем — столько было в нем чудесного и прямо — Божественного!» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Приникнем благоговейным вниманием к тому, что благовествует Святое Евангелие о торжественном входе нашего Спасителя в Иерусалим. Евангелист Иоанн пишет, что Господь Иисус Христос, после воскрешения Лазаря, на краткое время удалился в небольшой городок Ефраим, лежавший в пустыне, близ Сорокадневной горы Искушения. Там, в тихом уединении, Он укрепил Свою душу в молитвенной беседе с Богом Отцом к предстоящему великому подвигу страдания и крестной смерти. Оттуда, как Агнец, обреченный на заклание, Он пошел в Иерусалим через Вифанию, где святые друзья приготовили Ему вечерю, а на другой день, за шесть дней до праздника Пасхи, Он оставил гостеприимный кров Лазаря и, по Своему обычаю, пеший пошел в Иерусалим. «Если какому-то царю надлежит торжественно вступить в царственный город, — говорит святитель Филарет Московский, — торжественность эта обеспечивается посредством предварительных распоряжений и приготовлений. Но ничего такого не видим у Господа нашего до самого дня, почти до самого часа царского входа Его в Иерусалим. Вчера Он вечерял в Вифании, где воскресил Лазаря, и при помазании ног Его миром говорил о предварительных распоряжениях не к воцарению, а к погребению Своему. Было там немало народа, но «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря»  (Ин. 12:9, 12). Сегодня поутру идет Он в Иерусалим, сопровождаемый учениками, так же, как и в другие дни. Он пошел далее, — пишет святой Лука (Лк. 19:28), — «восходя в Иерусалим» . Нет никаких приготовлений. Никто не думает о Его воцарении. «Ученики Его сперва не поняли этого»  (Ин. 12:16). Внезапно это начинается и вдруг совершается».  И КОГДА ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ИЕРУСАЛИМУ И ПРИШЛИ В ВИФФАГИЮ  (небольшое селение на склонах горы Елеонской)  К ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ ,  ТОГДА ИИСУС ПОСЛАЛ ДВУХ УЧЕНИКОВ , может быть Петра и Иоанна,  СКАЗАВ ИМ: ПОЙДИТЕ В СЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРЯМО ПЕРЕД ВАМИ;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     Перед Страстной седмицей Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, которое Господь Иисус Христос сотворил на пути к Своим страданиям. Оно прообраз Воскресения Господня, напоминание об общем воскресении мертвых, а также образ духовного воскресения каждого христианина. Грехи убивают и разлагают нашу жизнь. Господь дает нам радость Воскресения, избавляя нас от греха, разложения и смерти. Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских отцов о духовном воскресени. 1. Воскресение Лазаря – реального исторического лица – произошло в прошлом, однако, став аллегорией, происходит каждый день в душах человеческих. … Господь наш Иисус Христос, всегда пребывающий с нами, по Его собственным словам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – не спускает с нас глаз, бдительно следя за состоянием каждого и тайно говорит Небесным Силам и спасенным: «Лазарь, друг наш, уснул». Ибо каждый из нас – это мертвый Лазарь, друг Иисусов. Старец Иосиф Ватопедский 2. Писание гласит, что старшая сестра Лазаря Марфа, несмотря на всю веру свою во Христа, стеная от боли, что потеряла своего единственного и дражайшего брата, и забыв о силе воскресения, содержащейся в Нем, с упреком обратилась к Нему, сказав: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус же на это ответил ей: «Воскреснет брат твой». И вновь она не поняла смысл Его слов и настаивала: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».   И тогда Иисус провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь». Таков Он – Иисус, пребывающий с нами как вечное и непрестанное Воскресение и чающий воскресения каждого из нас. Если же мы обратимся к Нему, чтобы выразить боль нашей смерти, да воззовет Он и к нам «Лазарь! иди вон». Но дабы случилось сие, нужны нам и помощники, пекущиеся о нас, коими у Лазаря были две его сестры: Марфа и Мария. Согласно святым отцам, Марфа символизирует практическую деятельность, практику покаяния и телесные труды. Мария же символизирует теорию, обращение души внутрь себя, посредством чего каждая разумная душа общается с Богом.

http://pravoslavie.ru/111898.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010