Господь наш Иисус Христос, пришедший не разорить закон, а исполнить, во время земной жизни совершал со Своими учениками ветхозаветную Пасху. Последняя такая Пасха была во время Тайной вечери, когда Он установил величайшее таинство – евхаристию. Смерть Спасителя на Кресте и Его Воскресение – основание и начало христианской Пасхи. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 . Православная Церковь празднуют Пасху в полном соответствии с учением апостолов: все наше пасхальное богослужение проникнуто радостью Воскресения. Что касается обрядовой стороны праздника, то об этом в священных новозаветных текстах ничего не рассказывается. Апостол Лука сообщает о молитвенной жизни первой христианской общины очень кратко: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2:42 . Содержание молитв до нас не дошло. Несомненно, что одной из них была молитва Господня («Отче наш…»), которая произносится на всех наших службах. Эту молитву памятник II века «Учение 12 апостолов» (Дидахе) предписывает произносить три раза в день (глава 3). Апостол Павел упоминает о трех видах песнопений, которые тогда были приняты у христиан: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями , во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол. 3:16 . Псалмами в нашей Церкви во время пасхальных дней начинается вечерня, утреня и Божественная литургия: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…» ( Пс. 67 ; «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» ( Пс. 117 . Что касается славословия Господа, то им проникнуто и им дышит все ликующее пасхальное богослужение. Духовные песни, которые упоминает апостол Павел, до нас не дошли. Великий гимнограф святой Иоанн Дамаскин составил достойные значимости праздника умилительные стихиры Пасхи и пасхальный канон.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Для апостола Павла это один из источников непрекращающейся боли. «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мечение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян» (Рим. 9: 1–4). В этой печали, в мучении сердца и согласии быть отлученным от Христа ради братьев Павел подобен Моисею, который соглашался погибнуть сам, лишь бы народ сохранился и не был бы уничтожен за отступление. И почему Павел мучается? Потому что без ножа режет его контраст между тем, кем должны быть иудеи, и тем, кем они по факту являются. Ведь, пишет далее он, им «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетование; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Рим. 9: 4–5). И вот для того, чтобы возбудить в сродниках ревность, разжечь в них желание устремиться ко Христу, он неутомимо проповедует язычникам. Представьте себе, что некий греческий проповедник, видя (Бог да не допустит) полное духовное обнищание своего собственного народа, уходит в бедные африканские деревни и там благовествует, крестит, служит Литургию, изменяет нравы. Он имеет право сказать сродникам: «Греки! Как низко вы пали! На вашем и моем языке написано Евангелие, на наших землях проповедовали апостолы, от нас вышли самые известные и великие отцы Церкви, богослужение во всей красоте своей сформировалось у нас. Мощи лежат в храмах, иконы с грустью смотрят на вас. Богословие прежде текло у нас реками, а теперь едва сочится малым ручьем! Что же это? Видя вас полумертвыми, не желающими воскреснуть через покаяние, я проповедую далеким народам и чужим людям. Не только для того, чтобы они спаслись (это необходимо и обязательно), но и для того, чтобы вы проснулись. Не стыдно ли вам? Другие получают ваши венцы. Возревнуйте о прежней славе и исправьтесь!» Вот именно так обращался святой Павел к евреям, не терпя видеть своими глазами, как первые становятся последними. Точно так же потом он говорил и новорожденным в Духе христианам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9: 24). Не спите, бегите. Даже со спортсменов берите пример (ристалища – аналог легкоатлетического стадиона). Те потеют, изнуряются ради суетной похвалы, а вы как войдете в Небесное Царство с ленью и без борьбы? Невыносимо ведь будет потом, как вы, гордившиеся заслугами предков или иной благодатью, явленной в веках, увидите себя обойденными или даже изгоняемыми вон. Таков смысл. В том же духе говорил и Христос, удивившись вере капернаумского сотника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 11–12).

http://pravoslavie.ru/72172.html

«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). «Вы храм Бога живого». Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим: потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3:16 ). «Храм Бога живого». Истинного Бога Апостол называет Богом живым, показывая существенное свойство истинного Бога, как самосущей или независимой, безначальной, вечной жизни, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. Вемы, говорит Апостол, яко идол ничтоже есть в мире. «Мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). «Как сказал Бог – вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу ( Лев.26:12 ; Иезек. 37:23. 27). Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта, и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог, среди избранного народа, устроил скинию или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими, к нему благодеяниями служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь , с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предизображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ ( Евр.10:1 ), дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3:14–16 ). На основании этого текста нередко делается вывод о позднем происхождении Второго послания Петра 501 . Требовалось, как полагают, значительное время, чтобы корпус посланий Павла получил такое распространение, при котором на него можно было бы ссылаться как на «Писания» (термин, традиционно зарезервированный для книг Ветхого Завета). Однако термин «Писания» не обязательно должен указывать на полностью сформировавшийся канон Священного Писания, содержащий Новый Завет наряду с Ветхим: Включение посланий Павла в эту категорию безусловно означает, что они рассматриваются как вдохновенные, авторитетные сочинения, стоящие в одном ряду с книгами Ветхого Завета и, возможно, с другими книгами... Вероятно, имеется в виду, что они подходят для чтения за христианским богослужением. Но это вовсе не ведет к заключению, что автор Второго послания Петра знал канон Нового Завета. Писания апостолов должны были считаться авторитетными и подходящими для чтения за христианским богослужением задолго до того, как сформировался новозаветный канон 502 . К тому же Петр мог знать не все послания Павла, а только некоторые. В данном случае он имеет в виду прежде всего два послания к Фессалоникийцам, поскольку именно в них затрагивалась тема близости пришествия Господня. В Первом послании к Фессалоникийцам Павел пишет: «...мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших... Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу» ( 1Фес. 4:15–17 ). В раннехристианской Церкви бытовало мнение о том, что пришествие Христа наступит очень скоро – возможно, еще при жизни апостолов. Это настроение отражено во многих других новозаветных текстах: «пришествие Господне приближается» ( Иак. 5:8 ); «близок всему конец» ( 1Пет. 4:7 ); «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр. 10:37 ). Отчасти такое понимание было основано на буквальном толковании слов Христа: «Не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф. 24:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но это разногласие в данном случае не имеет никакого значения. Для нас важно то, что под преломлением хлеба разумеете и вы и мы особое молитвенное собрание, – иначе сказать: особое богослужение, священнодействие, или литургию, обедню. Из памятников христианской древности, начинающихся почти с самых апостолов, видно, что тогда литургия, или, если угодно, собрание для преломления хлеба сопровождалось (или совершалось) довольно длинными молитвами, чтением Священного Писания и проповедью. Подобное совершалось и в рассматриваемом случае, когда ученики собрались с апостолом Павлом для преломления хлеба в первый день недели, или в воскресенье. Если они совершали в этот день священнодействие, или богослужение, преломление хлеба, то это значит, что они праздновали его. Совершение богоугодных дел милосердия, богослужебные собрания в воскресный день, – да это же и есть празднование. В этом вся суть христианских праздников, а не в лености, лежании и бездельи. Ни о чем так настойчиво не говорят святые апостолы, как о воскресении Христа. Это видно и из Деяний, и из Посланий апостольских. Апостол Павел о чудесах и об учении Исуса Христа не говорит почти ничего, но о воскресении Его он твердит почти в каждом послании, да еще по несколько раз. И говорит об этом, как о фундаменте нашего спасения, возбуждая христиан постоян­ но помнить его, благоговейно почитать его и с любовью праздно­ вать. Ибо без веры в воскресение Христа христианство и суще­ ствовать не может. Так он и говорит: «А если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна; тщетна и вера ваша ... вы еще во грехах ваших ( 1Кор. 15:14, 17 ). «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ). Как же можно не почитать празднованием такого величайшего события, как воскресение Христа, без чего не может существовать и сама христианская вера и не может быть спасения для людей. Это не то, что почивание Божие от дел Своих, в память чего было установлено праздновать субботу. Без этого, даже без веры в шестидневное сотворение мира, христианство существовать может.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Проанализировав вышеприведенные тексты рубежа первого – второго веков по Р. Х., можно сделать вывод, что утверждение адвентистов и «Свидетелей Иеговы» о том, что празднование воскресного дня ранней Церкви было неизвестно и возникло только при Константине Великом , не соответствует действительности. Более того, уже из Священного Писания мы видим, что собрания проводились именно в этот день. Описывая пребывание в Троаде Апостола Павла, его ученик Лука сообщает следующие подробности: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян. 20:7–8 ). Видно, что из всего семидневного пребывания в этом городе Апостол Павел выбрал именно воскресный день, в который происходило богослужение. Для вновь основываемых им церквей Первоапостол устанавливал периодичность собраний, приурочивая ее к воскресенью: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор. 16:2 ). Субботствующие секты утверждают, что почитая субботу, они хранят завет вечный, данный Богом. Уже пророку Давиду было открыто, что в будущем вместо субботы будет новый день: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. …то еще определяет некоторый день «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени…» ( Евр. 4:4–7 ). И действительно, история свидетельствует, что праздник воскресенья сменил почитание субботнего покоя точно также, как Ветхий Завет был сменен Новым. Субботствующие, кстати сказать, очень часто, начав с заповеди о субботе, эволюционируют в своих учениях к полному принятию Моисеевого Закона. Об этом свидетельствует история российского сектантства XIX века. Вопрос о принятии Церковью Моисеевого Закона вообще и учения о субботе в частности встал очень рано. Разбиралась эта проблема на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме. Апостолы в 51 году по Р.Х. приняли решение, что из обрядового закона для христиан обязательно только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда» ( Деян. 15:5–6 ). Таким образом, обрезание, почитание субботы и пр. в жизни церкви прекратило свое существование. Субботу сменило Воскресенье. Богослужение в этот день практически сразу получило широкое распространение во всех церквях. Даже будучи в ссылках и гонениях, апостолы торжествовали этот день, переносясь в нем в Век будущий, что и читаем мы в самой таинственной книге Священного Писания: «Я был в духе в день воскресный (в день Господень – ν τ κυριακ μρ), и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный ( Откр. 1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Богослужение на День Всех Святых В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»). Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

Что пользы, если я, будучи членом вселенской Церкви, чужд ей по духу и насквозь проникнут духом враждебного ей мира, – если находясь в недрах Церкви, которую исповедую апостольской и святой, не храню апостольского учения и преданий, не забочусь о духовном освящении? На том свете будут судить о нашем христианстве, о нашей церковности не по церковным записям, в которых нас пишут крещеными и бывающими на исповеди и причащающимися святых Христовых Таин, а по книгам совести, по плодам покаяния, по жизни! Пусть каждый из нас будет чаще размышлять об этом и страхом имеющего быть при кончине века отлучения злых от праведных пусть, при помощи благодати Божией, удерживает себя от всего, что может сделать нас достойными этого страшного отлучения. (См. «Сборник для любителей назидательного чтения» Виссариона, епископа Костромского). Светлая торжественность воспоминаний, совершаемых Церковью во всю Пятидесятницу и в дни воскресные устраняет сама собой всякое внешнее выражение печали и сетования о грехах: ибо с тех пор как Иисус Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ), – с тех пор «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» ( Рим.8:1 ). По этой причине с самых первых времен соблюдалось в Церкви преданное, вероятно, от апостолов обыкновение, по которому во все эти дни, как посвященные воспоминанию славной победы Иисуса Христа над грехом и смертью, общественное богослужение надлежало совершать светло и торжественно, и особенно без коленопреклонений как знаков покаянного сокрушения о грехах. Древность обыкновения засвидетельствована св. Иустином и Тертуллианом , жившими во втором и третьем веках. Позднее их первый вселенский собор нашел нужным узаконить его особенным, обязательным для всей Церкви, правилом. «Поскольку, – говорит правило сего собора, – суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (воскресный) и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Прав.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что такое проскомидия? 29 июля, 2012 Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Что такое проскомидия Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы. Свт. Кирилл Александрийский Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми. Порядок совершения проскомидии Проскомидия совершается священником Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира. Из остальных просфор вынимают части

http://pravmir.ru/chto-takoe-proskomidiy...

Это обетование должно относить к новозаветному церковному священноначалию, которое непрерывно в лице преемников (семени) Апостольского служения и их сотрудников будет пребывать до скончания века. Вечно до второго Христова пришествия будет продолжаться служение их с именем епископов, священников и диаконов. Uc.LXVI:23 . И будет месяц от месяца и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною в Иерусалим, рече Господь В Ветхозаветной Церкви весь народ стекался на Богослужение в скинию и в храм только три раза в год: в праздники пасхи, пятдесятницы и кущей. Но в новом Иерусалиме, Церкви новозаветной, всяка плоть, весь народ будет стекаться на общественное Богослужение каждую субботу, т. е. воскресный день, и каждый месяц, т. е. в каждый праздник, какой только случится в том или другом месяце. Uc.LXVI:24 . И изыдут и узрят трупы человеков преступивших Мне (отступивших от Меня) : червь бо их не скончается и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти Счастливому состоянию верных Господу членов Церкви противополагается жалкая участь отступивших от Господа, отказавшихся вступить в Христову Церковь , преимущественно Иудеев. Верные Господу будут только зрителями погибели отступивших от Него: последние подобно непогребенным трупам, пожираемым червями и огнем, и смрадом своим возбуждающим отвращение в проходящих мимо их, будут служить позором у всякой плоти, т. е. у всех людей. Часть рассмотренной паремии, стихи 10–14-й, читается 30 августа в праздник св. благоверного князя Александра Невского, по применению сказанного (10) о веселии Иерусалима к новой Русской столице по случаю перенесения в нее мощей Александра Невского, и по применению также сказанного о прозябающих костях (14) к мощам сего угодника Божия. 2 Вот эти стихи по русскому синодальному переводу текста: «Вы (князи) опустошили виноградник; награбленное у бедных – в ваших домах. И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят подняв шею, и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дщерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их... И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010