Сам вопрос был задан в некотором смысле неправильно, его нужно было поправить, чтобы показать, Кто может на него ответить, и чтобы ответ, который, по сути, уже дан всем нам, был правильно усвоен. Господь обращает внимание спросившего на слова «Учитель благий». «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (ст. 19). Иными словами, Он говорит так: «Если ты считаешь Меня только человеком, таким же учителем, как и прочие раввины (в древности, да и сейчас иудеи называли учителей словом «раввин»), как прочие еврейские мудрецы, приобретшие мудрость не столько деятельной жизнью, сколько изучением книг, тогда ты не можешь получить ответ на этот вопрос». Ответ на этот вопрос неизвестен простому человеку, а если он скажет нечто особенное, новое в сравнении с тем, что Богом уже открыто, это будет означать лишь то, что учение его неистинное и потому, как несоответствующее действительности, оно совершенно бесполезно. «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог». Ответ на этот вопрос нужно ждать лишь от Того, Кто еще в древние времена преподал людям истину через Моисея, а потом восполнил ее, открыл во всей полноте, явившись на земле во плоти, то есть став Человеком. Только Бог может ответить на вопрос: «Что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную». Так было в ветхозаветное время, так происходит и сейчас. Никакой самый мудрый, духовный, возвышенный и добродетельный человек, какие бы совершенства он ни имел, не является благим сам по себе. В лучшем случае он — носитель и проводник Божественной благости, и в таком случае он ничего не говорит от себя, а иначе он — обыкновенный учитель, имеющий не Божественную, а человеческую мудрость. Строго ли он говорит или по-доброму — неважно: говоря от себя, он вводит людей в заблуждение. Вот что прежде всего нужно было осознать князю для того, чтобы правильно воспринять ответ Господа Иисуса Христа. В сущности, Господь не сказал ему ничего нового.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

11. Вопрос. Ныне читалось из Евангелия: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел» ( Mф. XXI, 28–30 ). От какого душевного недуга со­держится здесь врачевство? Ответ. От отчаяния и уныния в примере пер­вом и от самонадеянности во втором. Грешник! Ты можешь исправиться и вступить на путь доброде­тели, подобно первому оному сыну: не унывай. Тво­рящий правду! Не возносись: ты можешь совра­титься с пути правды, если вознерадишь. 12. Вопрос. Какое врачевство от рассеянности во вре­мя молитвы? Ответ. Св. Иоанн Лествичник написал, как тот, кто земному царю предстоит и, отвратив лице свое от него, с врагами его разговаривает, бывает ему ненавистен, так и Богу несносен тот молитвенник, который при молитве своей нечистыми помысла­ми занимается. Памятуй сие, богомольче! 13. Вопрос. Где бы мне обрести лекарство от нетер­пеливости? Ответ. В поле, на ниве земледельца укажет те­бе оное св. Макарий Египетский : неоднократно приводили мы, – говорит он, – притчу о земле­дельце, который, потрудясь и вложив семена в зем­лю, должен еще потерпеть и ждать свыше дождя. А если не явится облако и не подуют ветры, труд земледельца не принесет ему никакой пользы, и семя будет лежать без всего. Примени это к духов­ному. Если ограничится собственным своим дела­нием и не будет надеяться приять нечто иное, и не повеют на душу ветры Духа Святаго, не явит­ся небесное облако и не оросит душу, то человек не может принести достойных плодов Господу. Да молимся убо о наитии благодати Духа. 14. Вопрос. Где бы и какое лекарство обрести в ми­ре видимом от лености духовной? Ответ. Это нетрудно. Воззри – говорит свт. Димитрий Ростовский , – на солнце, воззри на лу­ну, воззри на стихии небесные: они непрестанно текут, никогда не опочивают. Ты же почто ленишь­ся? Почто опочиваешь? Иди ко мравию, о лениве, поревнуй видев пути его, и буди оного мудрейший: он бо, не сущу ему земледельцу, ниже нудящаго его имущий, ниже под владыкою сый, готовит в жатву пищу, и многое в лето творит уготованье. Или иди ко пчеле, и увеждь, коль (мудра и тща­тельна) делательница есть... мир сей устроен не на покой и опочиванье, но на труд и подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

«Кто ты?» Вопрос этот предполагает собою, что об Иоанне в то время ходили слухи, в которых слишком преувеличивалось его значение. Как видно из Евангелия Луки, на Иоанна в народе стал устанавливаться взгляд как на Мессию ( Лк.3:15 ). Ин.1:20 .  Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. Иоанн понял предложенный ему вопрос именно в том смысле, что вопрошавшие ничего бы не имели против того, если бы он признал себя Мессией. Поэтому-то он с особенной силой отрицается от достоинства Мессии: «он объявил, и не отрекся», – сообщает евангелист. Но едва ли можно думать, что священники признали бы в Иоанне действительного Мессию. Им, конечно, было известно, что Мессия должен родиться в потомстве Давида, а не Аарона, от которого происходил Креститель. Более вероятным является предположение Златоуста и других древних толкователей, что священники, выпытав у Иоанна признание в том, что он Мессия, арестовали бы его за присвоение не принадлежащего ему достоинства. Ин.1:21 .  И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Второй вопрос иудеев задан был Иоанну ввиду того, что иудеи ожидали перед пришествием Мессии Илию пророка ( Мал.4:5 ). Так как Иоанн по своей пламенной ревности о Боге напоминал собой Илию (ср. Мф.11:14 ), то иудеи и спрашивают его, не есть ли он пришедший с неба Илия? Иоанн таким Илией не был, хотя и был послан «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ), почему и дал отрицательный ответ на вопрос священников и левитов. Точно так же ответил Иоанн и на третий вопрос иудейской депутации, не пророк ли он. Иудеи предложили ему этот вопрос потому, что ожидали, что перед пришествием Мессии явится пророк Иеремия или какой-либо другой из великих ветхозаветных пророков (ср. Мф.16:14 ). Понятно, что на такой вопрос Иоанн мог ответить только отрицательно. Ин.1:22 .  Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Ин.1:23 .  Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.13:10 .  И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? (Ср. Мк.4:10 ; Лк.8:9 ). Очень трудно решить вопрос, когда именно пришли ученики ко Христу и предложили Ему этот вопрос. Если бы это было в лодке, то трудно было бы объяснить προσελθντες – пришедши, а не «приступив», как в русском переводе. Далее, Христос произнес только одну притчу, первую, которая излагается у трех евангелистов. Но ученики спрашивают: «для чего притчами говоришь им», и спросили Его о притчах ( Мк.4:10 ; русский перевод, где поставлено единственное число «притче», неверен). Но у Луки единственное число: «что бы значила притча сия»? Таким образом, чтобы понимать, как было на самом деле, вопрос нужно было бы переставить, предполагая, что он дан был после произнесения и других притч, изложенных в 13-й главе. Наконец, Марк ясно говорит, что вопрос был предложен учениками Христу в то время, когда они остались наедине ( κατ μνας; в русском переводе: «когда же остался без народа»). Наиболее вероятным представляется предположение, что разговор Спасителя с учениками произошел после того, как образная речь была окончена и Он вышел с ними из лодки или удалился на ней вместе с ними в какое-нибудь другое место. У Марка ( Мк.4:10 ср. Мк.4:34 ) об этом говорится несколько яснее. Вопрос учеников, по-видимому, показывает, что Спаситель только что начал этот особенный способ учения, по крайней мере в его наиболее полно развитой форме. Евангелист Матфей, как замечают, не был вообще намерен соблюдать здесь тщательность в своем хронологическом порядке. Согласно Элфорду, вопрос по поводу притчи о сеятеле был предложен во время перерыва учения Спасителя, а не тогда, когда Он вошел в дом (стих 36). Мф.13:11 .  Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, (Ср. Мк.4:11 ; Лк.8:10 ). То, что эти слова были здесь ответом на вопрос предыдущего стиха, указывает «сказал им в ответ» ( ποκριθες). Слова Христа показывают, что учение Его, изложенное в притчах, было «тайнами», что эти тайны не были доступны обширному кругу слушателей Христа даже и после объяснений, которые Он дал ученикам; но последним они могли быть понятны и без объяснений, хотя после них делались еще яснее. Слово «тайны» не выражает того, что притчи были непонятны сами по себе. Оно употреблялось греками для обозначения некоторых тайных учений, обрядов в религии и в том, что связано было с нею. К этим тайнам никто не допускался, кроме посвященных; посвященные же должны были соблюдать про себя эти тайны. Таким образом, будучи тайнами для посторонних, они не были ими для посвященных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» ( Матф.3, 12 )? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными.    Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. ( Колос. 2, 18 )? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» ( Колос.2 23). Таковы Манихеи и им подобные.    Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» ( Римл.12, 11 )? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощет зело» ( Пс.111, 1 ).    Вопрос 260. Поскольку Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» ( Ефес.5, 17 ), а иногда: «не мечтайте о себе» ( Рим. 12, 16 ); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3, 7 ). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10, 4–5 ).    Вопрос 261. Поскольку Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21, 22 ); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» ( Матф.18, 19 ); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» ( 2Кор. 12, 8 ), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вопрос 120. Должно ли отлучаться куда–нибудь, не предуведомив настоятеля? Ответ. Поелику Господь говорит: «Я пришел не Сам от Себя», но «Он послал Меня» (Иоан.7, 28. 29); то не тем паче ли каждый из нас не должен давать себе воли? Ибо кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием, и подлежит суду Господа, Который сказал: «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16, 15). И вообще давать себе волю —предосудительно. Вопрос 166. С каким расположением должно повиноваться тому, кто понуждает к исполнению заповеди? Ответ. С таким же расположением, с каким дитя, одолеваемое голодом, слушается кормилицы, которая зовет его ко вкушению пищи, и с каким всякий человек, ищущий себе пропитания, слушается того, кто дает ему средства для жизни; вернее же сказать, гораздо с большим еще расположением, поскольку вечная жизнь предпочтительнее настоящей. Ибо «заповедь» Божия, говорит Господь, «есть жизнь вечная» (Иоан.12,50). А что в рассуждении хлеба вкушение, то в рассуждении заповеди исполнение, как говорит опять сам Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Иоан.4, 34) Отца. Вопрос 169. Если младший брат получил приказ научить чему–нибудь старшего возрастом, то как должен обойтись с ним? Ответ. Как совершающий служение по повелению Владыки Бога: и со страхом, как бы не подпасть суду сказавшего: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48, 10.), и с опасением, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6.). Вопрос 170. Равное ли внимание оказывать должно и к успевающему больше, и к успевающему меньше? Ответ. Что Господь определил об отпущении грехов, сказав: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7,47), и что Апостол постановил о пресвитерах, сказав: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17.); то признаю сообразным соблюдать и в рассуждении всего тому подобного. Вопрос 171. Если низший оскорбляется предпочтением ему благоговейнейшего; то как относиться к нему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» (Матф.3, 12)? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными. Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. (Колос. 2, 18)? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» (ст. 23). Таковы Манихеи и им подобные. Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» (Римл.12, 11)? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощетъ зело» (Пс.111, 1). Вопрос 260. Поелику Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» (Ефес.5, 17), а иногда: «не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч. 3, 7). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10, 4—5). Вопрос 261. Поелику Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21, 22); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» (Матф.18, 19); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор. 12, 8), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 741. Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем Старца. Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклонитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви. Вопрос 742. Те снова спросили Старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви), и мы встретимся с ним, — приветствовать ли его или нет? Ответ. В каком вы расположении находитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе. Вопрос 743. Если кто войдет в церковь во время службы, и прежде окончания выйдет из нее, — не грешно ли это? Ответ. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной; ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается; но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного». Вопрос 744. Можно ли кому беседовать в церкви? Ответ. Отнюдь не должно кому бы то ни было беседовать в доме Божием во время святой литургии, но упражняться в молитве и тщательно слушать Божественное Писание, возвещающее то, что служит ко спасению душ наших. А как скоро будет нужда сказать что-либо, то должно сказать кратко, ради благоговения и страха к настоящему времени, и считать сие дело не иначе, как в осуждение себе. Вопрос 745. Если я не хочу беседовать (в церкви), но некоторые из отцов начнут беседовать со мною, — как поступить мне, чтобы они не соблазнились молчанием, считая оное презрением к себе?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Вопрос 741. Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем Старца. Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклонитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви. Вопрос 742. Те снова спросили Старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви), и мы встретимся с ним, — приветствовать ли его или нет? Ответ. В каком вы расположении находитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе. Вопрос 743. Если кто войдет в церковь во время службы, и прежде окончания выйдет из нее, — не грешно ли это? Ответ. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной; ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается; но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного». Вопрос 744. Можно ли кому беседовать в церкви? Ответ. Отнюдь не должно кому бы то ни было беседовать в доме Божием во время святой литургии, но упражняться в молитве и тщательно слушать Божественное Писание, возвещающее то, что служит ко спасению душ наших. А как скоро будет нужда сказать что-либо, то должно сказать кратко, ради благоговения и страха к настоящему времени, и считать сие дело не иначе, как в осуждение себе. Вопрос 745. Если я не хочу беседовать (в церкви), но некоторые из отцов начнут беседовать со мною, — как поступить мне, чтобы они не соблазнились молчанием, считая оное презрением к себе?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вопрос. Какие священные изображения, которые имели быть во втором храме Иерусалимском, показал Бог в видении пророку Иезекиилю? Ответ. «Потом ввел меня в храм... от верху дверей как внутри храма, так и снаружи и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резныя изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальмы между двумя херувимами, и у каждаго херувима два лица, с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, и с другой стороны – к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом» ( Иез.41:1, 17–19 ). Вопрос. Докажите из Св. Писания, что Иисус Христос принял и утвердил священные изображения сего храма? Ответ. «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью... Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников». ( Мк.11:11, 15–17 ). Вопрос. Что должно заключить из приведенных слов? Ответ. «Осмотрев все» в храме, Иисус Христос, конечно, не мог не заметить бывших в нем священных изображений; удаляя из храма все, что оскверняло его, Он не только не повелел удалить бывшие в нем священные изображения, но словами: «Дом Мой» принял и утвердил их, как и все здание храма. Итак, если Иисус Христос выражал к храму с его священными изображениями столь глубокое почтение, то и мы, которым Апостол повелевает идти по следам Его ( 1Пет.2:21 ), должны почитать священные изображения – иконы. Вопрос. Апостолы почитали ли священные изображения, находившиеся в Иерусалимском храме? Ответ. Они ходили для молитвы и поклонения Богу в храме, где были и священные изображения ( Лк.24:53 : Деян.2:46; 5:12; 22:17–19; 24:11 ). Вопрос. Почему в Ветхом Завете не было изображений Бога в тех образах, в которых Он являлся ветхозаветным праведникам, напр., Аврааму ( Быт.18:1–10 ), Иакову ( Быт.32:25–30 ), Моисею ( Чис.12:8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010