Таковое имеется, во-первых, в Евангелии от Матфея о Рождестве Христовом: «се Ангел Господень явился Иосифу во сне» с вестью Благовещения ( Мф. 1, 20–24 ), а также с предупреждением о готовящемся злодействе Ирода и о необходимости бегства в Египет (2, 12, 19). Не естественнее ли всего видеть в этом ангеле, в сущности повторяющем Иосифу весть Благовещения, самого арх. Гавриила-благовестителя? Ему же вверяется и дальнейшее охранение Младенца и Матери Его. Второй случай явления одного ангела мы имеем в саду Гефсиманском, когда «явился Ему ангел с небес» (γγεΑοςπ " ορανο) и укреплял Его ( Лк. 22, 43 ). Этот ангел прямо не назван, и о нем возможны лишь домыслы. Не есть ли это сам архистратиг небесного воинства Михаил, который был во главе воинства небесного, победившего сатану, «кровию Агнца и словом свидетельства своего» ( Откр. 12,11 ), – ангел-хранитель еврейского народа 41 , из которого по плоти произошел Спаситель? Он и является нарочитым служителем Того, Кто явился Славой людей Своих Израиля 42 . Вообще, если Гавриила можно приводить в особую связь с Третьей Ипостасью по характеру его служения, то Михаил находится в таковой же по отношению ко Второй Ипостаси, как князь еврейского народа и ангел-хранитель человеческого естества Господа 43 . В евангельском рассказе о Воскресении Христовом мы имеем параллельные свидетельства об явлении и одного и двух ангелов. Именно у евангелистов Матфея и Марка мы встречаем упоминание об одном ангеле, у Луки и Иоанна – о двух. По Евангелию от Матфея, «ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем и возвестил женщинам о воскресении» ( Мф. 28, 2–3; 5–7 .); у Мк. 16, 5–7 : «юноша, облеченный в белую одежду». Напротив, в Евангелии от Луки мы читаем: «вдруг предстали им два мужа в одеждах блистающих» и возвестили женам о воскресении ( Лк. 24,4 ). Также и в Евангелии от Иоанна: «и видит (Мария Магдалина) двух ангелов в белом (одеянии) сидящих, одного у главы, другого у ног, где лежало тело Иисусово» ( Ин. 20, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (ст. 1–2). Это – высший духовный мир, духовные небеса. «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звёзды света. Хвалите Его небеса небес и воды, которые превыше небес» (ст.3–4). Это – физическое небо. Здесь слова псалмопевца имеют прямое отношение к творению «второго дня», когда «воды» были разделены твердью, и явилось небо (физическое). «Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны... огонь и град... горы и холмы... звери и птицы... цари земные и все народы»... (ст.7–12). Это – земля, со всем, что на ней есть в водах и на суше. Не ясно ли из всего этого, что по представлению еврея, кроме физического неба, – тверди с её содержимым: солнцем, луной и звёздами, существовало ещё некоторое высшее, более первоначальное, духовное небо, жилище невместимого Иеговы и Его служителей – ангелов? Отвергать последнее значит отнимать у религиозных воззрений еврея их духовный, возвышенный характер, материализовать их, предполагать, что еврей представлял Иегову натуралистически, так же как, например, грек представлял своего Зевса. – На существование представления о небе, как об особом мире духов, указывают ещё упоминаемые в Библии «воинства небесные». Всего яснее это видно в следующем месте. «И сказал (Михей): выслушай слово Господне: я видел Господа сидящего на престоле Своём, и все воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его» 104 . Что это за воинство, объясняется непосредственно в следующих стихах. «И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе» (ст.20). Это говорили те, которые составляли «воинство». «И выступил один дух, стал перед лицем Господа и сказал: я склоню его» (ст.21). Ясно, что «воинство небесное» состояло из духов, окружавших престол Господа на выспреннем духовном небе. Итак, несомненно, что по воззрению евреев существовало некоторое особенное небо, мир духов 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Царь Манассия из другой книги, из другого места и в другое время. «И соорудил жертвенник в доме Господнем, о котором сказал Господь: “и в Иерусалиме положу имя Мое”. И соорудил жертвенник всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня… И поставил истукан Астарты, который сделал, в доме [то есть в храме], о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его…» Разве это не о том же самом? То есть при царе Манассии, оказывается, совершенно спокойно даже в Иерусалиме были жертвенники всему небесному воинству и истукан Астарты. И эту Астарту не просто подселили по ордеру, как в 1918 году, а каким-то образом связали ее с Господом, которому храм был посвящен. То есть действительно израильская религия была такой, какой ее описывают в Библии, потому что Библия постоянно говорит про то, как в допленный период язычество примешивалось к вере в Одного Бога. Это была ее основная проблема, как это описывает Библия. Катастрофа, падение Иерусалима, разрушение и плен были наказанием за эту историю. Но археология нам показывает, как оно могло выглядеть, более прямо и конкретно. И вещественно. Что же мы со всем этим делаем? Есть разные подходы. Я назвал три базовых. Сейчас поговорим более конкретно. Есть школа Олбрайта, которая говорит, что все так и было, как написано. Великий археолог Уильям Фоксуэлл  Олбрайт был основателем библейской, палестинской, ханаанской, как хотите, археологии и создал свою школу. Ну, как в свое время Шлиман раскопал Трою, ведь он же решил, что все должно быть именно так, как описывает Гомер. И он поехал туда, начал копать и, действительно, раскопал остатки древнего города. Ну, а дальше начались всякие толкования и несовпадения. Имеет ли отношение то, что он раскопал, к гомеровским поэмам или не имеет? Но Шлиман был до конца уверен, что он нашел там маску Агамемнона, то есть все строго по Гомеру. Олбрайт был уверен, что все написанное в Библии можно подтвердить археологически. Но, кроме того, он был большой специалист по текстам. Как раз это редкость для археолога, как и обратное для филолога. И поэтому Олбрайт оставил особенно заметный след в библеистике.

http://pravmir.ru/bibliya-tekst-i-arheol...

Я думаю, что и в последние времена будет очень много таких «старцев». С синкретическим таким сознанием старцы будут. Поэтому мы должны верить в неизменяемость Христа. Сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). О Боге сказано, что в Нем «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Поэтому мы должны проявлять упование на милосердие Божие до последнего издыхания, в момент нашей смерти, во время нашего хождения по мытарствам, в преддверии Суда, в момент Воскресения нашего тела… Потому что само это упование на милосердие Божие может для нас оказаться той праведностью, оправдывающей праведностью, некой одеждой виссона чистого, во что будут облечены спасенные. То есть праведность Христова для нас – это одежда оправдания. Он исполнил весь Закон от начала до конца, в том числе и за каждого из нас, так как мы немощны в деле исполнения Его заповедей. Далее сказано: «Имя Ему: “Слово Божие”» . Андрей Кесарийский поясняет: «Почему Неимеющий имени и никому Незнаемый здесь называется Словом? Или для указания на Его Сыновнюю Ипостась и бесстрастное рождение от Отца, подобно как наше слово происходит от нашего ума, или на то, что Он в Себе заключает разумное оправдание всего существующего, или же потому, что Он есть Провозвестник силы и премудрости Отца». Иисус Христос – это именно Логос, «Тео Логос», Божье Слово или Слово Божие. Вот, если мы Христа считаем Словом, Логосом, а сказано: «В начале было Слово», – Евангелие от Иоанна так начинается: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 ), – то мы должны понять, что этим Словом сотворены небо и земля. Бог творил Своим Словом этот мир. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ). Поэтому о Христе сказано, что Им и через Него небо и земля сотворены. Мы читаем далее, 14 стих: «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» ( Откр.19:14 ). Мы уже с вами определились, что «воинства небесные» – это Ангелы; «белые кони», по истолкованию отцов, это святые; «облеченные в виссон белый и чистый» – это те, которые приняли оправдание Христово, то есть оправдываются не своими делами, но верой в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

10. И будет взывать все воинство небесное и все святые, которые вверху, и воинство Божие, – херувимы и серафимы, и офанимы, и все ангелы власти, и все ангелы господства, и Избранный, и другие силы, которые на тверди и над водою, – 11. все они будут взывать в тот день и будут возносить одним гласом, и прославлять, и восхвалять, и хвалить, и превозносить в духе веры, и в духе мудрости и терпения, и в духе милосердия, и в духе правды и мира, и в духе благости; и будут все говорить одним гласом: «славь Его, и да будет прославлено имя Господа духов во век и до века»! 12. Его будут хвалить все, которые не спят вверху на небе; Его будут прославлять все Его святые, которые на небе, и все избранные, живущие в саду жизни, и каждый дух света, способный прославлять и восхвалять, и превозносить, и святить Твое святое имя, и всякая плоть, которая будет чрезмерно прославлять и восхвалять Твое имя во век. 13. Ибо велико милосердие Господа духов, и Он долготерпелив, и все Свои творения и всю Свою силу, – так много Он сотворил, – Он открыл праведным и избранным, во имя Господа духов. Глава 62 1. И Господь духов так повелел царям, и сильным, и вознесенным, и населяющим землю, и сказал: «откройте свои глаза и вознесите ваши рога, ибо вы можете узнать Избранного»! 2. И Господь духов сел на престоле Своей славы, и дух правды изливался на Него, и слово уст Его умертвило всех грешников и всех неправедных, и они погибли перед лицем Его. 3. И будут стоять в тот день все цари, и сильные, и вознесенные, и владеющие твердью, и увидят Его и узнают, как Он сидит на престоле Своей славы, и пред Ним судятся праведные в правде и никакая пустая речь не говорится пред Ним. 4. Тогда постигнет их боль, как жену, которая в родильных потугах и которой трудно бывает родить, когда ее сын входит в проход утробы и которая имеет боли при родах. 5. И одна часть из них будет смотреть на другую, и они устрашатся и потупят свой взор, и боль обоймет их, когда они увидят того Сына жены, сидящим на престоле Своей славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

(11) Это Слово преемник Моисея Иисус называет Предводителем небесных ангелов, архангелов и надмирных сил, как предвечно существовавшую Силу и Премудрость Отца, как Того, Кому доверено второе место в царствовании над всем и в управлении всем. Он называет Его Архистратигом воинства Господня, увидев Его снова в обличий и образе человека. (12) Ибо написано: " И случилось, что Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит: и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: Я Архистратиг воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом на землю и сказал Ему: Владыка, что прикажешь рабу Твоему? И сказал Архистратиг Господень Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, где ты стоишь, свято " . (13) Из этих самых слов ты поймешь, что это не кто иной, как Тот, Кто вещал Моисею, ибо в Писании сказано ему теми же словами: " Когда Господь увидел, что он идет посмотреть, Господь позвал его из куста, говоря: Моисей, Моисей! Он же сказал: что это? И сказал Господь: не подходи так, сними обувь с ног твоих; место, где ты стоишь, земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова " . (14) А что есть Сущность, бывшая уже до сотворения мира, живая и сущая, помогавшая Отцу и Богу в создании всей твари, именуемая Словом Божиим и Премудростью, об этом, кроме уже приведенных доказательств, можно услышать из собственных уст Премудрости, которая через Соломона очень ясно знакомит нас со своими тайнами: " Я Премудрость, осенившая совет, меня зовут знанием и разумом. (15) Мною царствуют цари и властители пишут справедливость, мною величаются великие, и мною повелители владеют землей " . И добавляет: " Господь поставил меня в начале путей Своих для дел Своих, предвечно утвердил меня; в начале, прежде чем создать землю, произвести источники водные, основать горы, раньше всех холмов родил Он меня. Когда Он уготовлял небо, я была при Нем; когда Он размещал непересыхающие источники поднебесные, я трудилась с Ним. Я была, когда Он всякий день радовался; я ликовала всякий час пред лицем Его, когда Он ликовал, закончив создание вселенной " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Теперь описывается величие и слава грядущего Судьи. «Очи как пламень огненный» повторяет сказанное о Христе в Откр.1:14 и Откр.2:18 . Это символ всепроницающего взора Судьи. «Много диадим», то есть царских корон на голове, – символ господства и величия – противопоставлены семи диадимам дракона ( Откр.12:3 ) и десяти диадимам зверя ( Откр.13:1 ). Конечно, нам может показаться странным наличие многих корон на голове. Однако в древней истории это было вполне естественно. Царь мог носить столько корон, сколько стран находится у него в подчинении. На голове Христа много корон, чтобы показать, что Он – Господь всех царств земных. Что касается имени, «которого никто не знал, кроме Его Самого», то имя, как мы знаем, выражает сущность того, кто это имя носит. Неизвестности имени в античном мире придавалось большое значение. Неизвестность имени обозначала власть и свободу. Если я не знаю имени какой-то личности, то я и не властен над этой личностью. Впрочем, было много разных предположений, что за имя было «написано» на грядущем Христе. Например, что это Имя Божье, священная тетраграмма Яхве (JHWH), по-гречески передающаяся как Кириос (Kyrios), то есть Господь. Но это и все другие предположения как-то проходят мимо того факта, что это имя неизвестно в принципе, о чем и говорит текст: его никто не знает, кроме самого Христа. в) Первое видение. Строфа 3. Христос-воитель ( Откр.19:13–14 ) 13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Третья строфа характеризует Иисуса Христа как военачальника в сопровождении своего воинства. Одежда Его обагрена кровью, не Его кровью, а кровью Его врагов. Иоанн, как всегда, берет этот образ из Ветхого Завета, он переносит на Иисуса Христа описание Бога, возвращающегося после битвы, которое дано у пророка Исаии:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

1 . Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Один из тайнозрителей Ветхого Завета видел сон и пророческие видения, что, когда поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан. 7:1,9–10 ). Другой тайнозритель, новозаветный, также видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч ( Откр. 5:11 ). Многочисленное воинство небесное восхвалило пришествие на землю Сына Божия для искупления рода человеческого ( Лук. 2:13 ). Более, нежели двенадцать легионов Ангелов упомянул Сам Христос перед уче­никами своими, когда взят был слугами архиерейскими в саду Гефсиманском ( Матф. 26:53 ). Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых ( Иуд. 14 ; срав. Матф. 16:27; 24:31; 25:31 ). C тьмами ангелов вступает в общение и каждый человек, истинно верующий во Христа Спасителя ( Евр. 12:22 ). Для объяснения такой многочисленности ангелов многие учи­тели Церкви пользовались притчей Спасителя о том человеке, который, имея сто овец и потеряв одну из них, оставляет в пустыне девяносто девять и пойдет за пропавшею, пока не найдет ее ( Лук. 15:4 ; Матф. 18:12 ). “Эта единая овца заблудшая, говорили они, означает весь род человеческий, а де­вяносто девять не заблудших – множество ангелов небесных”. 1154 Другие же вообще утверждали, что “бесчисленно блаженное воинство премирных умов,” что “оно превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел;” 1155 что есть “десятки тысяч мириад ангелов, десятки сот тысяч архангелов. столько же престолов, господств, начал и властей, и бесконечное множество бесплотных сил”. 1156 “Пред­ставь, говорит святой Кирилл Иерусалимский . как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца; по обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же больше имеет число обитателей, сколько больше про­странство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан. 7:10 ); это не потому, чтобы такое именно было число ангелов, но потому, что большего числа Пророк изречь не мог”. 1157

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

21. И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. (И будет в той день, наведет Господь на утварь небесную руку и на цари земныя). В «тот день» или в то время, когда Господь начнет совершать свой суд над проклятой землей, Он посетит воинство выспреннее на высоте, т.е. наведет свое могущество на высоких представителей земли, которые приукрашены и превознесены над другими на земле, как лучезарные светила, украшающие обширный свод лазурного неба. Это цари народов, высоко живущие, медленно ходящие, блистающие разноцветными одеждами и светозарными венцами из Офирского золота с драгоценными камнями. И если Всемогущий затмевает даже светила небесные, то тем легче Он затмит всякую славу царей земных, когда откроет темные – греховные деяния их. 22. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. (И соберут собрание ея и затворят в тверди и в темницы: мноземи роды будет посещение их). Обыкновенно в городах граждане собирались вместе в собрания для обсуждения общественных дел, здесь же производили суд и расправу, а теперь, во время погибели страны и разрушения городов, граждане будут собраны в большом количестве, закованы в кандалы, отведены в плен и здесь посажены в тверди, т.е. в подземные комнаты в крепостных башнях или в темницы. Заключенных обыкновенно посещали родные, знакомые, благотворители, но заключенные по суду Божию пребудут в местах своей ссылки и заключения в течение жизни многих поколений и тогда уже Господь посетит, освободит и возвратит их на место прежней благословенной жизни в землю праотцов. 23. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава. (И истает плинфа (кирпич) и падет стена: и устыдится луна, и посрамится солнце: яко воцарится Господь в Сионе и во Иерусалиме: и пред старейшины славен будет). Образная речь. Кирпичи, из которых строились стены домов, а иногда и городские стены, легко разрушались, как бы растаивали, при наводнении и землетрясении. Так же скоро исчезнут и всякая охрана, защита и надежда на спасение. В день гнева Божия, при разорении городов, когда густой дым от опустошительных пожаров застелет весь небосклон, тогда покраснеет и как бы устыдится луна, помрачится и как бы посрамится солнце. Тогда для всех будет ясно, что сила и власть Господа выше всякой силы и власти; тогда-то окончательно воцарится Господь в Сионе, который был средоточием и оплотом Иерусалима, тогда и старейшины народа признают и прославят власть Господа Иеговы, как истинного царя своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2. А чтобы слова мои были яснее для вас, я прочитаю вам сначала самый псалом. « Хвалите Господа с небес », говорит он, « хвалите Его в вышних, хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его » (Пс. 148:1–2). Видишь ли хвалящих ангелов, видишь ли архангелов, видишь ли херувимов и серафимов, — эти вышние силы? Ибо, когда он говорит: « все воинства Его », то разумеет весь горний сонм. Но видишь ли здесь грешника? Как же, скажешь, можно ему явиться на небе? Пойдем же, низведем тебя на землю, переставив в другую часть хора; и здесь опять не увидишь его. « Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны: звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые » (Пс. 148:7, 10). Не напрасно и не без причины при этих словах я замолчал; смутились мысли в уме моем и пришлось горько заплакать и тяжко вздохнуть. Что может быть, скажи мне, достойнее жалости? Скорпионы, и змеи, и драконы призываются к хвалению Создавшего их; один грешник исключается из этого священного хора; и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню: « ради вас », говорит Господь, « имя Божие хулится у язычников » (Ис. 52:5, Римл. 2:24). Посему пророк и изгнал грешника из вселенной, как бы из священного отечества, и отправил в ссылку. Так и отличный музыкант отсекает от стройной кифары разногласящую струну, чтобы она не расстраивала согласия прочих звуков; так и искусный врач отсекает загнивший член, чтобы зараза от него не перешла на прочие здоровые члены. Так сделал и пророк, отсекши грешника от целого тела тварей как бы разногласящую струну и как бы загнивший член. Что же мне делать? Так как я отринут и отсечен, то, конечно, надобно молчать. Итак, скажите, ужели замолчать мне? Ужели никто не разрешит мне восхвалить нашего Владыку, и я напрасно просил ваших молитв, напрасно прибегал к вашему покровительству? Нет, не напрасно. Я нашел, нашел и другой способ славословия, по вашим же молитвам, которые среди этого недоумения заблистали, как молнии во мраке; я буду хвалить сослужителей. Можно хвалить и сослужителей; а когда они будут хвалимы, то прославление, конечно, перейдет и на Владыку. А что он и таким образом прославляется, это показывает Сам Христос в словах: « да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Матф. 5:16). Вот и другой способ славословия, который можно и грешнику употребить и не нарушить закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010