Неем.9:6 .  [И сказал Ездра:] Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются. Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется не имеющимся у мазоретов замечанием κα ιπεν Εσδρας, и сказал Ездра. Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в том смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст. 6–37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает замечание LXX κα ιπεν Εσδρας; неудачной конъектурой. По его мнению, молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так как молящийся говорит о себе во множ. числе (ст. 9: «отцы наши», ст. 33 »мы " ). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания «и сказал Ездра» в евр, тексте также вполне понятно. Излагаемая в ст. 6–37 молитва Ездры обыкновенно называется покаянной. Но, собственно, главным предметом ее является прославление Бога за Его завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6–8 указывается тема молитвы: Господь, Творец и Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним завет – дать семени его землю ханаанскую и исполнил свое обетование. Эта тема раскрывается в четырех строфах (9–15, 16–25, 26–31, 32–37), причем для раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении. «Небо, небеса небес». Чтобы рельефнее выставить божественное всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением – «небеса небес» (ср. Втор. 10:14 ; 3Цар. 8:27 ; 2Пар. 2:6, 6:18 ), а понятие земли – словами «моря и все, что в них» (ср. Пс 145:6 ). «Все воинство их» – указание на небо (ср. Быт. 2:1 ). «Небесные воинства Тебе поклоняются». В этом выражении уже небесными воинствами, как и в ( Пс. 148:2, 102:21 ), называются ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но речь идет о том, что под народом, к которому приложился Измаил, надо понимать ту общину Авраама, которая началась с Хеврона, ибо в Хевроне Авраам проповедовал мужчинам единобожие, Сарра проповедовала единобожие женщинам, и, конечно, это были мужчины и женщины разного возраста, и они умирали. Измаил, который приложился, как здесь сказано, к народу своему , – это Измаил, который покаялся, восстановил свой статус праведного человека в общине. И когда он умер, он перешел в другую часть общины верующих людей, где уже были и те, которые предшествовали и самому Аврааму: Адам, Сиф, Енох, Ной, Сим и Евер. Есть Церковь Земная, Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая Мы, православные, учим, что Церковь – едина. Но в то же время мы видим, что есть как бы две Церкви: это Церковь Земная, Странствующая и Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая. И вот Ветхозаветная Церковь – она так и называется: «Ветхозаветная Церковь». Потом на смену ей приходит Новозаветная Церковь, и этот порядок сохраняется на земле, где странствия и борьба с грехом, а там, на Небесах,– торжество и радость отдохновения. И свидетельство того, что Измаил приложился к народу своему,– это свидетельство о том, что его религиозный статус был подтвержден и на Небесах в день его смерти. Ведь согласитесь: это очень тяжело – в день смерти вдруг пережить разочарование! Человек молится, кается, надеется, плачет, радуется – и вдруг в момент смерти он узнает, что он не будет принят в сообщество спасенных. Про Измаила сказано: и скончался он, и умер, и приложился к народу своему , и Господь Иисус Христос говорит, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). И далее: Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих (Быт. 25, 17–18). Вот опять подтверждается религиозный статус Измаила и его потомков: они поселились пред лицем всех братьев своих . А какие братья были у Измаила? У него, собственно, был один брат, Исаак, и изгнанные на Восток дети Хеттуры. Но были и другие верующие. И то, что они (потомки Измаила) поселились пред лицем всех братьев своих , надо понимать так: «братьев по вере в Единого Бога». Авраам не создал нацию. Вот это надо понять! Он создал, прежде всего, религиозную общину. И в этой общине все считали друг друга братьями и сестрами! Нация возникает при великом Исходе из Египта!

http://pravoslavie.ru/110922.html

О, если бы и ты был таким, чтобы мог «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ) и «попирать льва и дракона» ( Пс.90:13 ), того жалкого царя, который прежде правил в тебе и владел в тебе царством греха. Так пусть же теперь, когда все, кто правил тобой властью греха, уничтожены, станет править в тебе один Господь наш Иисус Христос, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О том, что войны, которые вел Иисус, должно понимать духовно, и о том, что когда народ возвратился после победы, никто не пошевелил языком своим 1 . Если то, что в общих чертах описано Моисеем о скинии, о жертвах и о всем поклонении, как сказано, «служит образу и тени небесного» ( Евр.8:5 ), то, несомненно, и о тех войнах, которые вел Иисус, об убийствах царей и врагов должно сказать, что они «служат образу и тени небесного», а именно тех войн, которые ведет Иисус вместе с воинством Своим, то есть народом верующим и его вождями, против дьявола и ангелов его. Ибо именно Он сражается вместе с Павлом и ефесянами «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Рассуди, еретик неблагодарный, как сочетается новое с ветхим. Древним было обещано царство святой земли, «земли, в которой течет молоко и мед» ( Лев.20:24 ), земли, которой в то время владели грешники: нечестивейшие цари правили ею и беззаконнейшие жители населяли ее. Но приходит в эту землю Иисус с воинством Господним и вождями Израиля, всех поражает, уничтожает и покоряет и в награду за победу приобретает царства побежденных. В Евангелиях обещаны тебе не царства земные, но царства небесные. Однако эти царства не брошены и не покинуты: они населены грешниками, злыми духами и падшими ангелами. Павел трубным гласом своей апостольской трубы призывает тебя сразиться с этими обитателями; и как Иисус сказал в то время, что война должна вестись против Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, так и теперь Павел говорит тебе, что твоя «брань не против крови и плоти», иными словами, не должно нам сражаться, как сражались древние, и битва на нашей земле должна вестись не против людей, «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего». Теперь ты, конечно, понимаешь, где должны вестись подобные сражения. Но если тебе не довольно такого понимания, если сказанное не вполне ясно, послушай то, что следует далее: «Против духов злобы поднебесных». Ты слышал, кого надлежит тебе низвергнуть с небес силой оружия, чтобы самому тебе получить эти места в Царстве Небесном как наследственный удел. И разве Господь не указывает тебе на это в Евангелии, когда говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О самой земной жизни сказано в Писании: «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак. 4: 14 ); и еще: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс. 89: 10 ). В православном богословии Церковь понимается как два стада. Первое стадо – это Церковь земная, состоящая из ее членов, живущих на Земле. Она называется странствующей или воинствующей . Странствующей называется потому, что взыскует Отечества Небесного. Сказано: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13: 14 ); воинствующей называется потому, что не принимает образ жизни мира (см.: Рим. 12: 2 ), и мир не приемлет ее (см.: 1 Кор. 1: 21 ). Сказано: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миропровителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6: 12 ). Мытарство 7-е, сребролюбия и скупости. Фрески Рыльского монастыря, Болгария Коллаборационизм 1 между миром и Церковью называется духовным прелюбодеянием, не «блудом», а именно «прелюбодеянием» (расторжением брака с Небесным Женихом). Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4: 4 ). О втором стаде – Церкви Небесной – протоиерей Николай Малиновский писал в своем «Очерке православного догматического богословия»: «Церковь Небесная есть торжествующая, ибо она уже достигла Отечества и, пребывая на Небе, свободна от брани со врагами и от всяких опасностей; она торжествует, участвуя в славе и блаженстве Христа, победителя смерти и ада, и в общении с сонмами Ангелов… Церковь Торжествующая есть плод Церкви Странствующей на земле, духовно рождающей и совершенствующей чад своих средствами, от Бога ей дарованными, и потом, для получения венцов, препровождающей их на Небо, во град Бога Живаго , или Иерусалим Небесный . Но в свою очередь и Церковь Небесная вспомоществует Церкви Земной и ее членам в достижении спасения своим молитвенным предстательством за Церковь Земную пред Престолом Божиим и другими способами» 2 .

http://pravoslavie.ru/98254.html

Обращаясь с молитвой к Богу, Езекия представляет Его царем, и что Он, как царь, восседает на престоле, который поддерживают херувимы и окружают серафимы, как это созерцал и пророк Исаия (гл.6); называет Его Господом Саваофом, т.е. «Господом сил» или небесных воинств. Как царь небесных воинств, Иегова есть единый царь над всеми царствами. Ему принадлежит эта верховная власть потому, что только Он единый есть творец неба и земли, а следовательно и всякого человека, как бы он ни был властен, и всякого царства, как бы оно ни было могущественно. Между тем Сеннахирим, суеверный поклонник бездушных идолов, дерзнул порицать Бога живого, единого истинного. И если прежде цари Ассирийские опустошили всю землю, которой теперь обладают, и все страны их, т.е. области, теперь принадлежащие им, а вместе с тем взяли и богов – покровителей этих стран – литых идолов и расплавили их, или деревянных истуканов и сожгли их, и так уничтожили их, ибо это не боги, а произведение человеческого искусства, и если через это цари ассирийские возвысились выше других царей и богов их: то теперь, когда цари ассирийские выставляют свое могущество против истинного Бога, царя неба и земли, порицают Его всемогущество, угрожают гибелью Его помазаннику и народу Божию, – теперь Господь имеет благоприятное время наказать гордого Сеннахирима, поразить его, и через то, как он, так и подвластные ему царства, узнают и прославят единого Бога – Иегову. Эта слава Божия откроется для всех тем очевиднее, что Сеннахирим не только сказал, но и написал о себе, что он непобедим, а Езекия и его Бог перед ним совершенно бессильны и беспомощны. – Глубоко мудрая молитва благоговейного царя, непоколебимо преданного Богу, удостоена вторичного ответа Божия через великого посланника Божия – Исаию, в своем пророческом видении, непосредственно предстоящего престолу Господа – Саваофа (гл.6). 21. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского. (И послан бысть Исаиа сыт Амосов ко Езекии и рече ему: сия глаголет Господь Бог Исраилев: слышах, о нихже молился ecu ко мне о Сеннахириме царе Ассирийстем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Откр.19:14 .  И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Откр.19:15 .  Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Иисуса Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесные воинства, состоящие исключительно из бесплотных Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему предводителю, а одежда их была из белого виссона. Оружие, которым Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст ( Откр.1:16, 2:12 ). Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всевеления. Он пасет народ жезлом железным, ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия ( Откр.14:19–20 ). Весь символический образ есть изображение страшного суда и мздовоздания, когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полного ничтожества. Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и Господа. Откр.19:16 .  На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Откр.19:17 .  И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел ( 1Кор.15:51–52 ). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если это изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

поклонялся всему воинству небесному. Солнце, луна и звезды почитались божествами у многих народов Ближнего Востока, в частности, у вавилонян (17,16; 23,5.12). Израильтянам же закон строго воспрещал поклонение небесным телам ( Втор. 4,19; 17,3 ). 21 сооруди жертвенники в доме Господнем. Жертвенники эти были посвящены «всему воинству небесному» (ст. 5). в Иерусалиме. См. ком. к 3Цар. 11,13 . 21 провел сына своего чрез огонь. См. Втор. 12,29–31 и ком. к 16,3. и гадал, и ворожил. См. ком. к 16,15. завел вызывателей мертвецов и волшебников. Это строго воспрещалось законом ( Лев. 19,31; 20,27 ; Втор. 18,9–14 ). 21 истукан Астарты. См. ком. к 3Цар. 11,5 . в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону. Это обетование исполнилось в царствование Соломона, когда Бог благословил построенный им храм как угодное Ему место жертвоприношений и молитвы ( 3Цар. 9,1–3 ; см. также Втор. 12,5 ). 21 если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им. Господь даровал Своему народу землю при условии, что тот будет хранить верность Ему ( Втор. 1,8; 3,18; 4,1.26–28 ; 3Цар. 9,4–9 ). со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей. См. ком. к 3Цар. 2,3 . 21 Аморреи. Этим словом в данном случае обозначаются все народы, населявшие Ханаан до поселения там израильтян (см. ком. к 3Цар. 21,26 ). 21 протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова. И Самария (17,5.6), и дом Ахавов были разрушены Господом. Теперь Господь обещает распространить их участь и на Иудею. 21 отвергну. Время терпения и всепрощения прошло. Иерусалим и Иудея падут не потому, что против них выступит какой-то сильный народ в наказание за грехи Сам Бог предаст то, что осталось от изначальных двенадцати колен («остаток»), в руки врагов ( Ис. 1,5 ). Конкретно это наказание выльется в вавилонское пленение избранного народа (24,1–4). 21 как вышли отцы их из Египта, и до сего дня. Освободив Свой народ из египетского рабства, Господь заключил с ним завет на горе Синай ( Исх. 19,1 ; Чис. 10,10 ). Этот завет возлагал определенные обязанности как на Израиль, так и на Бога, однако только Бог был полностью верен им. История же Израиля отмечена неоднократными случаями отступничества от заветных обязательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Поэтому, если хочешь блаженно умереть, ныне будь таким, каким при смерти хочешь быть. Рассуждай о мирских вещах, чести, славе, богатстве и роскоши ныне так, как рассуждают умирающие, которые все тогда оставляют. Берегись греха и о содеянном жалей так ныне, как тогда берегутся и жалеют. Хочешь тогда отпущение грехов от Бога во имя Христово получить? Ныне о том старайся. Хочешь милость у Бога тогда получить? Ныне ее ищи. Но кто милость у милостивого Бога хочет получить, тот перестает Его прогневлять и о прежнем бесстрашии жалеет. И только тот перестает Его прогневлять, кто перестает грешить и плоды покаяния творит. Рассуждай об этом, грешная душа, и внимай тому, что Предтеча сказал: «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: срубаются, как деревья бесплодные, секирою суда Божия и в огонь вечный, как дрова, бросаются. LII. Когда набираются воины мира этого, тогда взятые в воинство оставляют дома свои, жен, родственников своих и имения свои. Видишь, христианин, что делают люди, которые записываются на службу земному царю. Знай подлинно, что так должны делать и христиане, которые записались на службу небесному Царю. И им повелевается сделать то, что некогда Аврааму, отцу всех верных, повелел Бог: «Выйди от земли твоей, от рода твоего, и от дома отца твоего» (Быт.12:1). Ветхий Адам, от которого мы родились и которого внутри носим, — отец наш; самолюбие — благоприятный дом плоти нашей; родственники и имения наши — страсти наши, похоть плотская, похоть очей и гордость житейская. Все это оставить должны христиане, которые при святом крещении записались в воинство ко Христу, небесному Царю: «отложить прежний образ жизни ветхого человека» навсегда и «совлекаться» ветхого Адама (Еф.4:22; Кол.3:9); «распинать плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24); самолюбие, честолюбие, славолюбие, любострастие и сребролюбие, которыми плоть утешается, как родственников своих, оставить и так служить Христу Царю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Религиозный аспект политики Ахаза имел особенно тяжёлые последствия для иудейского народа, ведь хотя языческие культы в Иудее существовали почти всегда, сейчас они получили государственную поддержку. Ахаз «официально насаждал культ ассирийских богов даже в самом Храме и к тому же попустительствовал многим традиционным формам ханаанской религии» 101 . Вот как Библия описывает его бесчиния: и собрал Ахаз сосуды дома Божия, и запер двери дома господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме; и по всем городам иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа, Бога отцов своих ( 2Пар.28:24–25 ). Собственно на культ «воинства небесного» в Библии прямого указания нет, но если учесть, что поклонение звёздам было существенной частью ассирийской религии, то совершенно очевидно его широкое распространение. Тем более что этот культ «не был связан со святилищами и не требовал особых служителей: его совершали на кровлях домов» 102 . Так что «воинству небесному» мог служить любой иудей вне зависимости от социального положения или материального достатка, что, естественно, способствовало его умножению в Иудее. Трудно себе представить, что пророк Исаия и его сторонники могли мириться с таким положением дел. Конечно, Исаия неустанно обличал отпадение евреев от Бога (например: Увы, народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад ( Ис.1:4 )) и возвещал грозные пророчества о грядущем наказании Божием (как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесётся, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева ( Ис.5:24 ) и другие). Наверняка Исаия боролся и с культом «воинства небесного», хотя он и не выделял его особо из других языческих культов. Другие пророки тоже пытались бороться с этим злом. Например, именно в это время пророк Михей произнёс в Иерусалиме свою патетическую речь о неверности Израиля 103 : Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твёрдые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне ( Мих.6:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священник, наклонившись, говорит: Поистине достойно и справедливо, прилично и должно Тебя хвалить, Тебя благословлять, Тебя славословить, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя – Творца всей твари, видимой и невидимой. И возвышая голос: Кого хвалят небо и небеса небес и все воинства их, солнце и луна и весь сонм звезд, земля и моря и всё, что в них, небесный Иерусалим, Церковь первенцев, написанных на небесах (см. Евр 12, 23 ), Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Престолы, Господства, Силы Небесные и Вышемирные Воинства небесные, многоочитые Херувимы и шестикрылатые Серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, двумя – ноги, и двумя перелетая один к другому, непрерывными голосами и неумолкающим богословствованием торжественную песнь величественнейшего славословия громогласно и благозвучно поют, возглашают, взывают и говорят. Народ Свят, Свят, Свят Ты, Господь Бог Саваоф, полны небо и земля Твоей славы, чести и величия Твоего, Господи. Осанна в вышних. Благословен пришедший и имеющий прийти во имя Господне. Осанна в вышних! Священник, наклонившись, говорит: Поистине свят Ты, Царь веков и Податель всякой святыни; Свят и Единородный Сын Твой, Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос; свят и Дух Твой Святой, Который всё проницает, и – самые глубины Твои, Боже Отче (см. 1 Кор. 2, 10 ). Свят Ты, Содержащий всё, Всемогущий, Страшный, Благий, с Единородным Сыном Твоим, по особенному участию к нам пострадавшим ради человека – Твоего создания, которого Ты образовал из земли и которому Ты даровал райские наслаждения; когда же он преступил заповедь Твою и пал, Ты, Благий, не презрел и не оставил его, но возвратил его (к Себе), как Отец в высшей степени милосердый; Ты призывал его через закон, исправлял его через пророков; наконец, послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Он восстановил образ Твой; Он сошел и воплотился от Духа Святого и от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, жил с людьми и установил всё для спасения рода нашего. И, возвышая голос, он берет принесенные (Дары) 191

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010