В августе 1917 года был созван Собор Православной Российской Церкви. 11 ноября Собор принял постановление о высшей церковной власти: законодательная и судебная власть в Русской Церкви принадлежит ее Поместному Собору, Русская Церковь возглавляется Патриархом, первым среди равных епископов, и Священным Синодом при нем. Одиннадцатым Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась 21 ноября 1917 года. Патриарх Тихон в Бозе почил 7 апреля 1925 года. После продолжительного местоблюстительства преемником его был избран двенадцатый Патриарх Сергий (Страгородский). Интронизация его состоялась 12 сентября 1943 года. После блаженной кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 года Русскую Православную Церковь возглавил Патриарший Местоблюститель, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), ставший тринадцатым Патриархом 4 февраля 1945 года. В этот первый день своего патриаршества при интронизации в московском Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий в Слове, обращенном к избравшим его собратьям епископам, клирикам и мирянам, а в их лице ко всей своей всероссийской пастве, остановился прежде всего на этом преемстве в священноначалии Русской Православной Церкви. «В чувстве трепетного благоговения и страха Божия, — сказал он, — вступаю я в это великое служение, ознаменованное издревле подвигами святых первопрестольников Российской Церкви и их преемников, великих патриархов и митрополитов. Духом богоугодных молитв своих они и теперь осеняют Церковь нашу и призывающих их небесную помощь преемников своих руководствуют в деле правления. Жизнь Церкви в каждый известный период времени не есть явление, принадлежащее только этому периоду, а имеет основание и корни в самом отдаленном времени, в глубокой священной древности. Церковь Христова есть здание, которое начало строиться со времени святых апостолов и будет строиться до скончания века. И Православная Русская Церковь, эта великая часть великого здания Церкви Христовой, как равночестная четырем апостольским престолам Восточных патриархий носит на себе следы великих святых основоположников и провозвестников веры и строителей Церкви».

http://pravoslavie.ru/86475.html

Храм был восстановлен к 300-летию основания Саровской пустыни по старым чертежам и расписан в соответствии с сохранившимися фотографиями дореволюционного времени. После окончания чина освящения Его Святейшество в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, наместника Московского Новоспасского монастыря архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместника Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископа Троицкого Панкратия совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев и другие официальные лица. Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар новому храму набор евхаристических сосудов. По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх Московский и всея Руси вручил церковные награды ряду благотворителей, принимавших участие в возрождении храма, а также некоторым представителям руководства Нижегородской области. Вечером того же дня Предстоятель Церкви посетил святые места Сарова: Ближнюю и Дальнюю пустыньки, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Серафим, пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, а также больничный храм великомученика Пантелеимона, закладка которого была произведена Его Святейшеством во время пребывания в Сарове в 2000 году. 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил место погребения преподобного Серафима Саровского и совершил молитву под установленной над святыней сенью. После этого Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм, построенный на месте келии преподобного Серафима, где также совершил молитву и благословил паломников. На площади перед колокольней Саровской Успенской пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебное пение преподобному Серафиму Саровскому.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

13 октября 1996 года в 17.00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые отслужил молебен в Покровской обители. В присутствии телевидения и множества журналистов Первосвятитель обратился к властям и народу. Вскоре после этого вышло постановление о передаче монастырю территории и храмов, и уже через месяц нам передали все здания, а в начале 1997 года — и землю. Однако арендаторы покинули здания только в 1998 году. Это было трудное, но счастливое время. Целыми днями я оформляла бумаги, ездила в метро, так как машины тогда не было, с утра уеду и только к вечеру возвращалась. С 1995 года ездила на Даниловское кладбище к блаженной Матронушке, просила о помощи в делах, возила все важные бумаги, прикладывала их к могилке. Мы с сестрами даже кормили там прихожан пирожками — только чтобы Матронушка нас услышала и помогла. Брали песочек и потихоньку от арендаторов сыпали его в помещениях монастыря. Читали акафисты Царице Небесной и святым, молились по ночам. Три года продолжалось противостояние. Не полагаясь на собственные силы, я рассказала Святейшему Патриарху Алексию II о блаженной старице Матроне, о ее чудесной помощи всем приходящим и попросила его благословения на обретение мощей Матронушки и перенесение их в наш Покровский монастырь. Святейший благословил, и 8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, мощи Матронушки были обретены на Даниловском кладбище, а вскоре и перенесены в Покровский монастырь. Незадолго до перенесения мощей, 4 апреля 1998 года, полным чином был освящен первый этаж Покровской церкви и подняты кресты на Воскресенском и Покровском храмах. А накануне перенесения мощей блаженной старицы Матроны Московской в нашу обитель произошло настоящее чудо: из зданий монастыря ушел последний арендатор. Помню, так тяжело было разбираться с ними, все силы потратила, и вот, наконец, они выехали. А уже на следующий день привезли мощи блаженной старицы Матроны. Это произошло 1 мая 1998 года в 12 ч. 30 мин. Народу в тот день пришло много, стояла большая очередь к мощам. Несмотря на то, что Матронушка еще не была прославлена, люди шли и шли. Почти год готовились материалы для канонизации блаженной старицы, и вот, 2 мая 1999 года, Святейший Патриарх Алексий II возглавил чин причисления к лику святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой). Сначала она была прославлена как местночтимая святая Московской епархии, но позже, по многочисленным просьбам верующих, было установлено общецерковное почитание блаженной Матроны Московской. Это произошло на Архиерейском Соборе 2004 года. Всем присутствующим владыкам (их было 180) тогда же были розданы иконы святой Матроны, написанные в Покровском монастыре, с частичкой мощей. И теперь по благословению правящего архиерея каждая епархия в своих пределах может возить частичку мощей по всем маленьким городам и деревням.

http://pravmir.ru/igumeniya-feofaniya-mi...

14 октября 1990 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, был торжественно открыт комплекс зданий Смоленского межъепархиального духовного училища. Среди приглашенных гостей на освящении Покровского храма, учебного и жилого корпусов присутствовали архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский), уроженец Смоленска и епископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха). Владыка Кирилл сказал тогда: «Главная наша цель — чтобы училище не столько научило говорить (словам мало кто верит), а чтобы это маленькое скромное училище научило своих воспитанников правильной жизни, чтобы оно сформировало из них светлых людей, способных нести добро в этот мир, помогать другим идти по трудным дорогам жизни, преодолевая тот страшный нравственный кризис, в котором мы сейчас находимся». 27 мая 1991 года архиепископ Кирилл возглавил первый выпускной акт духовного училища. На Литургию и пленарное заседание пришли представители администрации Смоленска, художники, писатели и журналисты. С 1 по 3 мая 1993 года Смоленскую землю с первосвятительским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 1 мая Патриарх Алексий побывал в духовном училище, где встретился с преподавателями и учащимися. Пат­риарх выразил тогда надежду на то, что со временем Смоленское духовное училище будет преобразовано в семинарию. Благословение Святейшего Патриарха было исполнено. Так, студенты, окончившие в 1993 году II курс пастырского отделения, продолжили обучение на III курсе уже по программе духовной семинарии. В конце 1994 года Смоленское духовное училище серьезно пострадало от пожара. 20 декабря в учебном корпусе вспыхнул огонь, он сильно повредил третий этаж здания, потоки воды при тушении обезобразили нижние этажи. «Был критический момент, — вспоминал митрополит Кирилл, — когда мы стояли с отцом ректором посреди обгоревшего актового зала, и казалось, как будто уже всё, самая глубина пропасти. Нет средств, нет сил, чтобы возвратить всё это. И здесь вдруг стало совершенно ясно, так что нельзя было в это не поверить: мы должны сделать лучше, не так, как было. Если попустил Господь такое испытание, то мы должны всё возможное извлечь из него». К счастью, библиотеку и оборудование учебных классов удалось спасти. Начались ремонтные работы, студенты немало потрудились в пострадавшем от пожара здании.

http://e-vestnik.ru/church/patriarhu_70_...

1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха. 15 августа 1960 года назначается референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую Духовную Академию. Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария). В 1961 году в Патриаршем Богоявленском соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I boзлoжuл на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник. Работая в Отделе внешних Церковных сношений, одновременно в 1961/62 учебном году преподает Священное Писание Нового Завета в Московской Духовной семинарии. С 1961 года по 1983 год – участник III, IV, V, u VI Ассамблей Всемирного совета Церквей. 7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I harpaдuл иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля – правом ношения палицы. 16 июля 1962 года – назначается настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия). 21 февраля 1963 года – назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым). В 1964 году возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию РПЦ, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль. 22 декабря 1964 года – освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений. 25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I u Cbящehhoro Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

http://bogoslov.ru/person/254779

В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь . За последние два десятилетия к лику святых причислено более тысячи семисот новых мучеников. Это было ответом Русской Православной Церкви на поставленный перед ней обществом вопрос о духовном преемстве подвига с христианами предшествовавших веков и об оценке подвига иерархов, клира, монашествующих и мирян в нынешнюю эпоху лютых гонений. Предстательство священномученика митрополита Серафима в деле прославления новомучеников, пострадавших на расстрельном полигоне НКВД в Бутове, было очевидным для всех, кто соприкасался с историей этого места. «Верный сын Святыя Церкви, богатыми дарованиями одаренный, всем житием своим ей послужив... за преклонность лет нечистивыми не пощажденный, на мраз и снег со страдальцами изведенный, пострадати до крови сподобился еси и возглавил еси сонм Бутовских мучеников» (из стихиры) 161 . Поэтому знаменательным было то, что в день памяти жертв политических репрессий 30 октября 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент России В. В. Путин прибыли в Бутово поклониться мощам святого митрополита Серафима и почтить память всех новомучеников, за веру и правду пострадавших. Впервые из уст главы государства прозвучали слова о том, что на Бутовском полигоне был уничтожен цвет нации. Это было сказано во время беседы Святейшего Патриарха Алексия II и В. В. Путина в комнате, посвященной памяти игумении Серафимы, внучки священномученика митрополита Серафима. Бутовский полигон – место исторической памяти, скорбной памяти народной, без которой народу себя не сохранить. Ибо вне связи с прошлым разрушаются традиции и история, падает нравственность, уходит духовность. Святейший Патриарх Алексий II называл это место и святым, и трагичным: «святым, потому что 335 человек, которые лежат в этих рвах, причислены к лику святых как мученики и исповедники, а трагичным – потому что более 20 тысяч нашли здесь место своего упокоения». Бутовский полигон – место, где хранят память о неповторимых судьбах расстреляных здесь соотечественников. В Бутовском храме находится многотомная Книга памяти (Мартиролог) с именами и краткими биографическими данными людей, пострадавших в Бутове. Мартиролог – это акт покаяния перед безвинно погибшими, перед их родственниками, оставшимися без своих отцов, матерей, сестер, братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вселенский III Собор , подтвердив автокефалию Кипрской Церкви (III Всел. 8), не имевшей статус патриархата, не оставил церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах 5 первых престолов христ. мира. С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают в нем последующие места. В полной мере это относится и к Поместной Церкви, первенствующей в диптихе: она обладает первенством чести, но не власти, и оно выражается лишь в первенстве перед Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных офиц. собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. На рубеже I и II тыс. появляются новые Патриаршие престолы. Во 2-й пол. X в. предстоятелям автокефальной Грузинской Церкви, ранее титуловавшимся католикосами, усваивается также и патриарший титул. В 927 г. К-польская Церковь признала автокефальный статус Болгарской Церкви и патриаршее достоинство ее предстоятеля Дамиана . В 1346 г. Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан П. ( Иоанникий II ). В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон (Кристя) был возведен в сан П. В 1589 г. Патриаршество учреждено в Русской Церкви. Первый патриарх Московский - св. Иов , поставлен при участии К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) ; в связи с этим актом была составлена Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России (подробнее см.: ПЭ. Т. РПЦ. С. 77-79). П. управляли Русской Церковью до 1700 г.: после кончины патриарха Адриана избрание П. долго откладывалось, затем последовало упразднение Патриаршества и создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода . Восстановление Патриаршества произошло по решению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ; 5 нояб. 1917 г. П. был избран митрополит Московский св. Тихон (Беллавин) . Во время тюремного заключения патриарха Тихона и после его кончины в 1925 г. Русскую Церковь возглавляли местоблюстители и заместители местоблюстителя Патриаршего престола (митрополит сщмч. Петр (Полянский) , митр. Сергий (Страгородский) , митр. Иосиф (Петровых) и архиеп. Серафим (Самойлович) ). В сент. 1943 г. был созван Архиерейский Собор, в к-ром приняли участие 19 находившихся тогда на свободе архиереев. Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). После его кончины в 1944 г. первосвятительское служение совершали патриархи Алексий I (Симанский) , Пимен (Извеков) , Алексий II (Ридигер) . На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2579748.html

За короткий срок у нас уже возросло количество приходов за рубежом — не в ближнем, а дальнем зарубежье — до 280-ти. И всё больше и больше, даже в экзотических странах, появляются приходы Русской Православной Церкви. Иногда они возникают при поддержке властей предержащих, иногда не всегда так легко удаётся открыть или приобрести здание храма.  Когда несколько лет тому назад приезжал президент Исландской Республики, я благодарил его за регистрацию православного храма в Рейкьявике. Я ему сказал, что священник, который будет назначен, не будет заниматься прозелитизмом среди местного населения, он будет духовно окормлять русских людей, которые сегодня живут в Исландии. Он сказал, что для них очень важно возродить те связи, которые у Исландии через Скандинавию были с Россией — связи духовные. И для них очень важно, чтобы представитель Восточного христианства, который бы осуществлял бы свою пастырскую деятельность.  Михаил Куренной, Ren-TV: Ваше Святейшество, Вы возглавляете Русскую Православную Церковь 16 лет, и на это время пришлось очень много неоднозначных сложных событий. Это и распад Советского Союза, и возникновение новой России, это и новые экономические отношения, и новые отношения между людьми внутри общества. Как Вы оцениваете этот период, что Вы можете выделить как самый главный положительный момент, и поскольку, нынешнее время это некий переломный момент подведения итогов прошлого и движения вперёд будущего, что нужно делать нашему обществу для того, чтобы упрочить то хорошее, что было сделано за эти годы? Святейший Патриарх Алексий II: Здесь очень много вопросов, которые Вы задали. Я думаю, что, действительно, период в 16 лет, если оглянуться на него, был нелёгким. Нужно было выработать закон о свободе совести и религиозных объединений. Это было ещё в 1989 году, когда я был делегатом съездов народных депутатов. И тогда советским юристам нужно было доказать, что Церковь не может руководствоваться положением о религиозных объединениях от 1929 года, которое было дискриминационным. Церковь должна была иметь возможность и религиозного образования и социальной деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/121846.htm...

Первым ее наместником стал архимандрит Гурий (Егоров) — благочинный монастырей Петроградской епархии при священномученике Вениамине (Казанском), руководитель нескольких нелегальных монастырей, убежденный сторонник митрополита Сергия (Страгородского). Протоиерей Глеб Каледа вспоминал, что это назначение высоко подняло авторитет Святейшего Патриарха Алексия среди православных Москвы, которые не знали близко бывшего Ленинградского митрополита и поначалу относились к нему с некоторой настороженностью. Среди братии Лавры появились и немногие прежние насельники, пережившие годы гонений. Архимандриту Гурию с немалым трудом удалось собрать их в обители. Появились новые постриженники; часть из них составляли воспитанники возобновленных духовных школ. Сам наместник поначалу жил в квартире старосты загорской Ильинской церкви и служил в этом храме. В ночь пасхальной заутрени впервые после 25-летнего перерыва зазвонил лаврский колокол, и народ с изумлением и радостью стал стекаться на богослужение в родную обитель. В своей телеграмме наместнику Лавры по случаю праздника Воскресения Христова и возобновления богослужений Святейший Патриарх Алексий назвал это событие “Пасхой избавления скорби”. Особенно торжественное богослужение совершено было в престольный праздник обители — на Троицу. Возглавил богослужение Святейший Патриарх Алексий. После официального открытия Лавры в ней продолжались ремонтные работы, не были готовы кельи для всех насельников, поэтому монахи жили на частных квартирах, ходили в гражданской одежде и только на территории Лавры надевали рясы. Как вспоминал один из первых насельников, каждый из них “на неделю знал свое послушание. Оно заключалось в исполнении какого-либо богослужения: например, стоять при мощах преп. Сергия, или участвовать в соборной службе, или служить молебен или панихиду, или исповедовать”. В 1946 г . архимандрит Гурий (Егоров) был хиротонисан во епископа Ташкентского. Вторым наместником Лавры стал архимандрит Иоанн (Разумов), в прошлом келейник патриарха Сергия.

http://pravoslavie.ru/5423.html

По завершении отчетного доклада С.Л. Кравца, с сообщением о работе Попечительского Совета и Ассоциации благотворителей выступил председатель Попечительского Совета Ю.М. Лужков. О перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного центра в 2008–2010 гг. сообщил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Благодарю Вас, многоуважаемый Юрий Михайлович, за Ваше сообщение о деятельности Попечительского Совета по изданию «Православной энциклопедии» в 2006 году и за поддержку, оказываемую членами Попечительского Совета Церковно-научному Центру в 2007 году. Сегодня мы можем быть уверены, что в 2007 году для Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» созданы необходимые условия для успешной и стабильной работы. В этом году, как я уже сказал, будет приниматься бюджет на 2008-2010 гг., и «Православная энциклопедия», чья успешная деятельность во многом напрямую зависит от своевременных закупок томов для библиотек высших учебных заведений Российской Федерации, а также от субсидирования, которое осуществляет Федеральное агентство по печати на полиграфию, должна заранее подготовиться к работе в новых условиях. К концу 2010 года в свет выйдет уже 25 томов «Православной энциклопедии». Впереди нас ждет очень сложная для православного энциклопедического издания буква «И», статьи на которую научные редакции Центра начинают готовить уже сегодня. Именно на букву «И» начинаются многие имена в православной святцах, и, соответственно, приходится наибольшее количество статей о святых с именами Иоанн, Илья, Иаков, Игнатий, Иларион, Иоасаф, Иона, Ирина. В эти же тома войдет статья о древнейшей православной Иерусалимской Церкви , а также обширные страноведческие статьи об Италии и Испании. А следом пойдут статьи о Константинопольском Патриархате и о Константине Великом. В общем, авторам и научным редакциям Центра в ближайшие годы придется много потрудиться. Но для обеспечения их нормальной работы нам необходимы гарантированные закупки томов «Православной энциклопедии». На прошлом Совете мы ставили вопрос о необходимости увеличения отпускной цены на «Православную энциклопедию» уже в ближайшее время. Тогда же мы решили сохранить в 2007 году цену тома на уровне 650 рублей для библиотек и учебных заведений, как светских, так и церковных. Расчеты показывают, что реальная цена тома «Православной энциклопедии» превышает 900 рублей за том, и это чуть меньше той цены, по которой предлагаются, например, тома Большой Российской энциклопедии. Однако с учетом субсидий, выделяемых Федеральным агентством по печати, цена «Православной энциклопедии» в этом году будет составлять около 700 рублей.

http://patriarchia.ru/db/text/195823.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010