В настоящее время К. Ц. признает только 3 «анафоры» (чина литургии): св. Василия (Великого; CPG, N 2905; т. н. египетская редакция этой литургии далека от византийской), которая совершается чаще всего; св. Григория (Богослова; CPG, N 3097) - в основном в праздничные дни; св. Кирилла (Александрийского; CPG, N 5437) - копт. форму древней александрийской литургии ап. Марка (рус. перевод всех этих литургий см. в кн.: Порфирий (Успенский). 1856. С. 113-230). Структура анафор первых 2 литургий относится не к египетской, а к западно-сир. традиции (т. н. егип. анафоры анатолийского типа; см. ст. Анафора ), и лишь последняя содержит настоящую егип. евхаристическую молитву (рус. перевод всех сохранившихся молитв этого типа с комментариями и библиографией см. в работе: Желтов. 2003), но она уже давно фактически вышла из употребления, хотя в последнее время к ней возрождается интерес и она вновь совершается в нек-рых случаях. Текст синаксиса на копт. и араб. языках можно найти во многих изданиях (обзор см.: Malak. 1964). Лучшим является каирское издание игум. Абд аль-Масиха Салиба аль-Масуди, подготовленное Клавдием Лабибом в 1902 г. (переиздано в 2002 мон-рем Дейр-эль-Барамус с тем же названием, но в др. формате и с др. нумерацией страниц; ср.: Zanetti. 1987. P. 409-410). В научной лит-ре чаще всего встречаются ссылки на первопечатное издание копта-католика Руфаила ат-Тухи (Рим, 1736), хотя оно и уступает по качеству указанному выше. Существуют полные или частичные переводы (различного качества) копт. чинов литургии на русский и большинство зап. языков (см.: СДЛ. Вып. 3. С. 47-74; John, Marquis of Bute. 1908 и др.); общины коптов-эмигрантов нередко издают синаксис хотя бы с частью текста на коптском и/или араб. языке; в Интернете можно найти не только англ. перевод, но и записи с муз. сопровождением. В работе Бурместера ( Burmester. 1967. P. 46-80, 91-96) содержится детальное описание евхаристической службы и перевод богослужебных указаний, но без молитв. Копт. синаксис можно разделить на 5 частей (др. вариант деления см.: Brakmann. 1995. P. 131-132), как то: 1) приготовление Даров и начальные священнодействия; 2) литургия Слова; 3) преанафоральная часть; 4) анафора (в узком смысле - евхаристическая молитва); 5) причащение и окончание. Части 1 и 2 соответствуют визант. проскомидии и литургии оглашенных, части 3-5 - литургии верных.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Распространено мнение о том, что этот церковный раскол в Египте с самого начала носил ярко выраженный этнокультурный характер: большинство сторонников Православия были греками, приверженцы монофизитства - коптами. Связывается это как с ослаблением влияния греч. культуры на коренных жителей Египта в визант. время, особым «практическим» типом религиозности коптов, отличным от греч. («александрийского»), их национальными устремлениями, так и с неприязнью коптов к визант. власти. Однако совр. исследователи (напр., Т. Орланди, Э. Випшицка, Л. Мак-Коул и др.) доказывают, что неприятие греч. языка и лит-ры коптами можно констатировать лишь в течение последнего полувека перед араб. завоеванием. Копт. источники не содержат прямых примеров «грекофобии». Визант. Египет являлся зоной широкого синтеза греч. и копт. культур, что обусловило существование значительного слоя коптов, хорошо знавших греч. язык. Проявления «местного патриотизма», заметного как у копт., так и у греч. авторов, живших в Египте, вписывалось в рамки феномена греко-рим. культуры поздней античности и не являлось проявлением национализма (Э. Випшицка). Все монофизитские патриархи в Египте до Вениамина I происходили из греч. семей, а греки, жившие в провинции (напр., известная семья Аппионов из Оксиринха), могли быть монофизитами. Предположительно окончательное размежевание между православными и монофизитами по национальному признаку происходило уже в араб. время. Церковь св. Марка в мон-ре прп. Антония Великого (Ср. Египет) Подобный тип организации со строгим уставом, регулирующим почти весь строй жизни инока, совместным трудом и молитвой, а также (что не менее важно) характеризующийся полным отказом от личной собственности, возник не сразу, а вырабатывался постепенно и закреплялся в положениях Устава прп. Пахомия. В состав братства прп. Пахомия входило ок. 11 мон-рей (из них 2 жен.), одни из них были основаны самим прп. Пахомием, др., уже существовавшие до этого, приняли его устав. Устройство пахомианского братства выглядело скорее всего следующим образом: в период наибольшего расцвета центральный мон-рь насчитывал 1300-1400 монахов, а подчиненные ему мон-ри (как муж., так и жен.) до 200-400 чел.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В III-VII вв. Е. был крупнейшим центром христианской письменности и лит-ры как на греч., так и на копт. языке. Выдающимися представителями этого периода были церковные писатели Климент Александрийский и Ориген. Наиболее значительные богословы и церковные писатели Е. этой эпохи: св. Климент Александрийский, Ориген, святители Дионисий Великий, Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. Мн. др. патриархи оставили трактаты, проповеди, праздничные послания и др. сочинения. Среди предстоятелей Александрийской Церкви крупными богословами и писателями монофизитского толка были Диоскор, Тимофей Элур (457-460, 475-477), Петр Монг (477, 482-489) и Феодосий (535-537). Огромное распространение получила монашеская лит-ра, в частности сборники изречений св. отцов и многочисленные Жития и истории егип. подвижников («Лавсаик» Палладия Еленопольского, «Луг духовный» Иоанна Мосха). С V в. начала развиваться монашеская лит-ра на копт. языке, ярчайшим представителем к-рой стал св. Шенуда Атрибский (V в.); во II-III вв. на коптский перевели Свящ. Писание. После араб. завоевания Е. в сер. VII в. христиане оказались отрезаны от Церквей др. стран, закрепилось разделение правосл. и Коптской Церквей. Резко сократились их контакты с внешним миром. Захватившие Е. арабы были заинтересованы в поддержке Коптской Церкви, поскольку она и раньше находилась в оппозиции к визант. имперским властям. В связи с этим копты-монофизиты постепенно заняли доминирующее положение среди христиан Е. Ослабление связей с Византией и христ. Европой привело к тому, что греч. язык среди христиан Е. вскоре почти полностью вышел из обращения. Одновременно происходила постепенная исламизация Е., и к кон. XII в. христиане в стране уже составляли меньшинство. Вместе с исламом население заимствовало и араб. язык, ставший в средние века разговорным языком Е. Копт. язык продолжал использоваться в церковном обиходе, однако копт. патриарх Гавриил II ибн Тарик (1131-1145) официально ввел араб. язык в богослужение Коптской Церкви. Наиболее сильные гонения, сопровождавшиеся разрушением храмов и массовым бегством из страны, христиане Е. пережили во время правления халифов аль-Муттавакиля (847-861) и аль-Хакима (996-1020). С начала правления мамлюков в Е. (сер. XIII в.) христ. общины страны переживали глубокий упадок. Александрийская Православная Церковь получала некоторую поддержку из Византии, а с XVI в.- со стороны К-польских патриархов и, несмотря на свою малочисленность, находилась в более стабильном положении. В то же время Коптская Церковь полностью утратила влияние в обществе; в XIV в. в ней прекратилось ведение собственного летописания; ее паства временами сокращалась до неск. десятков тыс. человек. Возрождение Коптской Церкви началось лишь в XIX в. с укреплением автономного и затем независимого гос-ва в Е.

http://pravenc.ru/text/187963.html

И. С. Чичуров Эпоха араб. владычества. 640-1517 гг. Во 2-й трети VII в. вост. провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман (см. Арабские завоевания ). После завоевания Сирии один из араб. отрядов во главе с Амром ибн аль-Асом вторгся в Египет (кон. 639). Позиции визант. властей в этой стране были непрочными из-за многовекового антаго-низма между православными-мелькитами, большинство к-рых составляли греки, и коренным населением - коптами, сторонниками монофизитской доктрины. Хотя мелькитский патриарх Кир, приверженец монофелитства, сумел на время подавить открытое сопротивление не пошедших на компромисс с офиц. Церковью коптов, отношения между 2 общинами оставались напряженными, прорываясь вспышками вражды в самый разгар араб. вторжения. Пассивная враждебность копт. населения деморализовала визант. армию, сдававшую арабам один город за др. В конечном счете византийцы, окруженные в Александрии и потерявшие надежду на помощь из К-поля, в сент. 642 г. оставили свой последний оплот. Неск. раз империя отправляла морские экспедиции отвоевывать Египет (645, 655), но эти попытки не увенчались успехом. В покоренном арабами Египте христиане, причисленные мусульманами к особому сословию зиммиев , сохранили свободу вероисповедания и широкую внутреннюю автономию. Наибольшим расположением пользовалась Коптская Церковь, гонимая при визант. господстве и потому лояльная к новым властям. Копт. патриарх Вениамин, много лет скрывавшийся в пустыне от преследований, торжественно вернулся в Александрию. Монофизиты захватывали правосл. храмы и мон-ри, в Коптскую Церковь влились нек-рые егип. секты и часть мелькитов. Бедствия православных усугубляло и то обстоятельство, что их Патриаршая кафедра надолго осталась без Предстоятеля. Патриарх Кир умер еще до сдачи Александрии (весной 642), а избранный его преемником Петр, также монофелит, покинул Египет вместе с визант. армией и скончался в К-поле ок. 654 г. После него преемство правосл. Александрийских Патриархов прервалось более чем на 70 лет.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт.- Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором , мч. Марсельским). Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др.- в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора , егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии ( Lucchesi. Col. 1291-1292). Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188). Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Синаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии. Ист.: BHL, N 8559-8563; BHG, N 1251-1252, 1864-1865; BHO, N 1242-1244; ActaSS. Apr. T. 3. P. 265; ActaSS. Mai. T. 3. P. 266-268; PG. 115. Col. 257-268 [греч. житие В.]; ЖСв. Ноябрь. С. 217-222; Budge E. A. Coptic Martyrdoms. L., 1914. P. 1-45 [копт. мучение В.]; Мартирий св. Виктора//Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке. СПб., 2001. С. 263-286.

http://pravenc.ru/text/158514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV (III, II) патриарх Александрийский (570/1-581). Большую часть жизни провел на военной службе, в зрелом возрасте получил сан патрикия и занимал различные должности при дворе визант. имп. Юстина II (565-578), духовного сана не имел. Был избран на Патриарший престол по воле императора в 6-й год его правления, чтобы возглавить правосл. (мелькитскую) партию в Александрийской Церкви, которая в сер. VI в. раскололась на неск. противоборствующих иерархий православных и монофизитов (среди монофизитов наиболее крупными течениями в этот период были феодосиане и гайаниты ; см. ст. Коптская Церковь ). Церемония возведения И. на Патриарший престол была проведена в К-поле патриархом Иоанном III Схоластиком , что противоречило сложившейся традиции поставления патриархов в Александрии и для многих было причиной не признавать его. Свт. Анастасий I Синаит , патриарх Антиохийский, выступил против избрания И., к-рое нарушало церковные каноны. Тем не менее И. сохранил за собой Патриаршую кафедру и большинство приходов в г. Александрии. Сведения о Патриаршестве И. скудны. Церковь во главе с И. находилась в условиях противостояния монофизитам, к-рые пользовались влиянием в различных слоях населения Египта, правосл. партии покровительствовали визант. император и патриарх К-поля. И. регулярно доносил в К-поль о распространении монофизитства среди александрийского клира. Тем не менее монофизиты подвергались преследованиям в Египте не так организованно, как в др. областях империи. В мае 579 г. были произведены аресты подозреваемых в ереси и неск. человек были отправлены в К-поль. Патриарх Евтихий К-польский потребовал от них признания Халкидонского Собора, а после отказа отправил в заточение в столичные мон-ри. Ист.: Evagr. Schol. Hist. eccl. V 16, VI 24; Ioan. Ephes. Hist. eccl. IV. 37-38; Jean de Nikiou. La Chronique/Texte et trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 522; Theoph. Chron. P. 243, 250; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1076-1077. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 437-438; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XXV-XXVI, 5; Maspero J. Histoire des patriarches d " Alexandrie. P., 1923. P. 212-222, 256-258; DHGE. T. 26. Col. 1208. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/469612.html

В честь Божией Матери установлено ок. 30 праздников. Среди них особо выделяются Благовещение Иоакиму о рождении Богородицы (7 Месоре/31 июля), Рождество Богородицы (двойной праздник: 1 Пашонса и 10 Тоута/26 апр. и 7 сент.), Введение Богородицы во храм (3 Хойака/29 нояб.), Ее явление в Зейтуне (24 Паремготепа/20 марта), Успение Девы Марии (21 Тобе/16 янв.) и Взятие Ее в небесную славу (16 Месоре/9 авг.), Освящение первого храма в честь Богородицы (21 Паоне/15 июня). Кроме того, 21-го числа каждого месяца по копт. календарю регулярно совершается празднование в честь Божией Матери. Периоды поста схожи с периодами поста в визант. традиции. К главным относятся Великий пост (7 недель перед Пасхой, включая Страстную седмицу), Апостольский (с понедельника после праздника Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (5 Эпепа)), Рождественский (43 дня начиная с 16 Хатора/12 нояб.; при этом первые 3 дня называются постом Авраама, Александрийского патриарха (976-979)) и пост перед праздником Взятия Богородицы в небесную славу (15 дней начиная с 1 Месоре/25 июля). Строгий пост совершается накануне праздника Богоявления. Вероятно, из сир. традиции заимствован 3-дневный пост ниневитян (за 10 недель до Пасхи) и 7-дневный пост Ираклия (за 8 недель до Пасхи; этот пост считается также 1-й седмицей Великого поста, к-рая компенсирует отсутствие поста по субботам и воскресеньям). Постными являются среды и пятницы в течение года (кроме периода Пятидесятницы). В богослужении копт. Церкви отразилось и древнеегип. деление года на 3 больших периода: разлив Нила (12 Паоне - 9 Паопе/6 июня - 6 окт.), сев (10 Паопе - 10 Тобе/7 окт.- 5 янв.), урожай (11 Тобе - 11 Паоне/6 янв.- 5 июня). В зависимости от периода в состав литургии включаются особые молитвы. В копт. календаре помимо общехрист. имеется множество имен егип. и сир. святых, среди к-рых есть и монофизитские деятели (Севир Антиохийский, Тимофей Элур, Диоскор, Иаков Нисибинский и др.). Памяти арх. Михаила, обоих апостолов с именем Иаков (Зеведеев и брат Господень), мц. Феклы повторяются неск. раз в год. Среди оригинальных праздников - исцеление Иова (1 Тоута/29 авг.), чудо свт. Василия (13 Тоута/10 сент.), открытие церквей Константином (10 Паоне/4 июня), вознесение Еноха (24 Эпепа/18 июля), видение прор. Иезекииля (27 Эпепа/21 июля) и др. На каждый месяц приходится неск. воспоминаний освящения храмов. Эфиопское богослужение

http://pravenc.ru/text/год ...

Марка - пророки Моисей, Исаия, Иеремия, Давид, Антоний Великий; в часовне св. Афанасия - Афанасий Александрийский; в апсиде придельной церкви - Христос Пантократор на троне в окружении ангелов, по сторонам - Богоматерь и св. Иоанн Креститель; реставрировались в кон. XX в. Один из мастеров, известный как мон. Феодор (возможно, грек), был знаком с визант. каноном, но живопись в его исполнении значительно упрощена в рисунке и цвете (напр., образы святых в наосе). Стенопись др. мастера, напр. сюжеты в тимпане хуруса, напоминает памятники сир. и арм. книжной миниатюры XII-XIII вв. (лица в полупрофиль, брови прямой линией вразлет, маленькие губы, специфический рисунок глаз, «наложенных» на лицо и чуть выступающих за его абрис, взгляд в сторону). Значительный ансамбль росписей XIII в. в упрощенном стиле копт. живописи представлен в церкви монастыря Мучеников (Дейр-эш-Шухада) близ Исны. Росписи сохранились в центральной апсиде: Христос на троне между архангелами Михаилом и Гавриилом и с фронтальными образами святых по сторонам (святители Василий Великий? и Григорий Богослов?); в конхах 2 придельных алтарей - Христос на троне с символами евангелистов, Христос между ангелами; в хурусе придельного пространства в нижней части - Богородица с Младенцем между архангелами Гавриилом и Михаилом; на архивольте арки, соединяющей алтарное пространство с хурусом,- ап. Петр и архидиак. Стефан Первомученик; на стенах - копт. кресты с перекинутыми через ветви завесами (повторяют композицию в апсиде церкви мон-ря св. Шенуды); в придельных алтарях и хурусе - фрагменты композиции «Христос на троне в окружении архангелов»; святые Феодор Тирон и Клавдий на конях. В искусстве XVIII-XIX вв. встречаются образы, близкие к копт. традиции, но лишенные ее художественной сложности, к-рые были созданы под воздействием искусства греч. среды Александрии (видимо, испытавшей влияние поствизант. критской живописи и живописной школы мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Нек-рые изображения мало отличимы от совр. греческих и определяются лишь по араб.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Христ. араб. племена Сирийской пустыни во время мусульм. завоеваний частью мигрировали в Византию, частью присоединились к мусульманам или занимали выжидательную позицию. В халифате Омейядов (661-750), где арабы составляли правящее сословие и всячески культивировалась араб. племенная солидарность, бедуинские христ. племена находились в благоприятном положении, вплоть до того, что иной раз были связаны родственными узами с правящей династией. С приходом к власти Аббасидов (750) исламские ценности стали играть в халифате определяющую роль, и уже при халифе аль-Махди (775-785) последние бедуины-христиане были вынуждены принять ислам. В VII-VIII вв. шел процесс постепенной арабизации христ. подданных халифата в Египте, Сирии и Месопотамии. Христиане достаточно быстро усваивали араб. язык на разговорно-бытовом уровне; по мере утраты ими знания своих прежних языков (сир., копт., греч.) возникает арабоязычная христ. словесность, призванная донести до христиан халифата на понятном им языке культурно-религ. традицию визант. цивилизации. Эта лит-ра включала в себя как богослужебные тексты, так и богословские, апологетические, исторические сочинения, ориентированные отчасти и на мусульман. Быстрее всего процесс арабизации шел в среде православных ( мелькитов ), т. к. в дохалкидонских Церквах «национальный» язык (сир., копт.) был сакральным языком богослужения, к-рый культивировали и искусственно поддерживали даже тогда, когда он выходил из употребления в быту. У православных же, особенно в Палестине, богослужение изначально совершалось как на греч., так и на сир. языке, и по мере утраты мелькитами греч. языка его место занимал араб. Первые произведения арабоязычной христ. лит-ры были созданы в районе Юж. Палестины и Синая, гл. обр. в лавре прп. Саввы Освященного; древнейший из этих текстов датируется 740-ми гг. В IX в. араб. язык распространяется у христ. писателей Сирии и Месопотамии, в X в.- Египта. Постепенно араб. вытесняет др. языки ближневосточно-христ. культуры: греч. в Палестине к нач. IX в., сир. у яковитов к кон. XIII в., у несториан - к нач. XIV в. (единичные произведения создавались на этих языках и позже, вплоть до XVI - нач. XVII в.); у православных сир. язык перестает употребляться в сер. XVII в.; лит-ра на копт. языке исчезает в XIV в. В наст. время сохранились лишь отдельные компактные группы сироязычных христиан в Антиливане и среди ассирийцев Месопотамии. Т. о., почти все ближневост. христ. общины эпохи ср. веков - копты, мелькиты, марониты, сиро-яковиты, отчасти несториане-ассирийцы - могут быть условно причислены к А.-х.

http://pravenc.ru/text/75806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕКЦИОНАРИЙ Литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой . В христианских литургических традициях (византийской, римской, сирийской, коптской и т. д.) известны Л. 2 основных типов: ветхозаветные и новозаветные (последние представлены богослужебными Апостолом (Эпистоларием) и Евангелием (Евангелиарием, Евангелистарием). В некоторых традициях существуют Л. смешанного типа (напр., в римской - Л. мессы и Л. оффиция, содержащие по порядку все чтения мессы и служб суточного круга соответственно; в копт. традиции Л. («Катамарус») разделен на тома, соответствующие периодам литургического года, и содержит чтения из ВЗ и НЗ для всех служб). Греческий ветхозаветный Л. Визант. Л., содержащий ветхозаветные чтения, назывался Профитологием (в слав. литургической традиции - паримийник). Профитологий в отличие от новозаветного Л. начинался с Рождества Христова, праздники годового подвижного и неподвижного кругов в нем не были разделены. Отличие структуры Профитология от структур визант. новозаветных Л. послеиконоборческого периода и структуры Типикона Великой ц., с одной стороны, и совпадение ее со структурами древних иерусалимского Л. и рим. Л., которые начинались с Рождества Христова и в которых не были разделены подвижная и неподвижная части богослужебного года, с др. стороны, указывают на зависимость структуры Профитология от структуры визант. Л. доиконоборческого периода. Подробнее см. ст. Профитологий . Греческий новозаветный Л. Всего известно более 2400 греч. рукописей Л. Самые ранние образцы Л. сохранились в рукописях V-VII вв. (P2, P3, P6, P34, P44, l1043, l1347, l1354 и др.), но из-за фрагментарности сделать к.-л. выводы на их основании невозможно. К-польский Л. доиконоборческого периода, к-рый содержал новозаветные и/или ветхозаветные чтения, расположенные в соответствии с визант. лекционарной системой доиконоборческого периода, не сохранился. Вероятно, его структура была похожа на структуру визант. Профитология.

http://pravenc.ru/text/2463361.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010