Закрыть itemscope itemtype="" > Угрожают «дубиной Андропова» 02.06.2016 2112 Время на чтение 17 минут В сообщении о несостоявшемся 22 мая пикете за выход РПЦ из ВСЦ я выразил только удивление позицией Чистого переулка , к которому мы не обращались, о том, что «Московская Патриархия не благословляет пикет». Во Владивосток к митрополиту Вениамину мы тоже не обращались. Ведь наш пикет назывался так: «В поддержку предложения Его Высокопреосвященства митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина за выход Русской Православной Церкви из зарубежной организации иноверцев «Всемирный совет церквей». Этого нам показалось достаточно в обращении к властям, конкретно - в Префектуру Центрального Административного округа Москвы. Но власти сами пожелали запросить благословение Священного Синода МП. Хотя это и незаконно с точки зрения законодательства РФ, но зато соответствует принципам (которые и мы поддерживаем) Византийской Империи. И я удивился, что церковным чиновникам оказалось недостаточно НЕ благословения митрополита Вениамина (которое мы не запрашивали), а самой позиции митрополита Вениамина (которого мы тоже не беспокоили). Однако священник Александр Шумский , мой прошлогодний оппонент по отношению к богохульной выставке в Манеже, представил дело так, что нам якобы позарез понадобилось благословение владыки Вениамина. Кстати, о своей полной поддержке предложения Приморского архиерея я сразу заявил через газету «Русский Вестник». Затем уважаемый о. Александр ссылается на то, что ВСЦ не имеет никакого значения для нас. Но ведь это оплот экуменизма и масонства. Эту структуру обличали еще Святитель Серафим Соболев и авторитетное Московское Совещание 1948 г. На Генеральных Ассамблеях этого еретического сборища произносились пассажи типа: «ВСЦ - наш общий дом» и «Здесь созидается единая для всего человечества религия». Не надо делать вид, что вы этих заявлений не знаете. Теперь о сумасшедшем доме. Александр Шумский прямо заявляет в адрес зилотов, сидящих в мышиной норе: «Ребята, можно угодить в дурдом». Отец Александр любит Андропова за его якобы «державность». И он заявил однажды, что Юрий Владимирович правильно посадил Осипова за журнал «Вече», поскольку редактор пропагандировал славянофилов-общинников, а не ревнителей Империи. Нет, отче, я помещал в журнале «Вече» и очерки о Каткове, Победоносцеве, К.Леонтьеве, о других подвижниках Российской Империи. Сидел я дважды. И дважды КГБ направлял меня на обследование в Институт имени Сербского. И оба раза врачи-чекисты меня идиотом не признали, а отправляли в зону. Надеюсь, и теперешние власти «дубиной Андропова» не воспользуются.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть Кому храм, а кому - хлам 10.03.2008 423 Время на чтение 10 минут Телезима сезона 2007-2008 проходит под знаком настоятеля Сретенского монастыря в Москве архимандрита Тихона (Шевкунова). В хронике, отснятой нынешним настоятелем Сретенского, а тогда - послушником Псково-Печерского монастыря более двадцати лет назад, - Русское Православие показано изнутри. " Гибель империи: византийский урок " , напротив, предлагает взгляд извне на завершенную эпоху тысячелетнего православного Царства Телезима сезона 2007-2008 проходит под знаком настоятеля Сретенского монастыря в Москве архимандрита Тихона (Шевкунова). Сначала миллионы телезрителей смогли впервые увидеть на экране живых старцев в фильме о. Тихона о Псково-Печерской обители. Трудно не согласиться с идеей этого фильма: любое прикосновение к образу старца, к его личности, даже посредством телеэкрана, может внутренне изменить человека. Зритель, привыкший судить о " РПЦ МП " по критическим газетным статейкам, может быть обескуражен таким образом Православия. А то, что сердце Православия именно здесь: в крошечных кельях, кроткой улыбке и ласково-властном слове таких старцев, как о. Иоанн (Крестьянкин), о. Серафим, о. Мелхиседек, - в этом фильм о. Тихона не оставляет ни малейших сомнений. В хронике, отснятой нынешним настоятелем Сретенского, а тогда - послушником Псково-Печерского монастыря более двадцати лет назад, - Русское Православие показано изнутри. " Гибель империи: византийский урок " , напротив, предлагает взгляд извне на завершенную эпоху тысячелетнего православного Царства. История могущества и причины падения Империи ромеев не могут не вызывать интереса у наследников Византии. И потому это также взгляд, направленный в настоящее и будущее. Византийский вектор Московской Руси очевиден для любого, кто мало-мальски знаком с историей. Все русские Цари, начиная, по крайней мере, с Ивана III, так или иначе, держались этого направления. Это относится как к Рюриковичам, находившимся с византийскими императорами в кровном родстве, так и к Романовым, которые компенсировали недостаток этой крови мощной православно-имперской политикой. Ведь, с точки зрения Запада, и Пётр I, и " просвещенная " императрица Екатерина II - всё равно " византийские " правители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

История и вероучение древней христианской Церкви (I–VIII вв.) Что бы мы ни думали по существу дела о религии вообще, о христианстве и христианской церкви в частности, считаем ли мы религию самостоятельной стихией деятельности духа или лишь особой формой проявления иных стремлений (познавательных, нравственных, эстетических или даже чисто материальных), считаем ли мы предмет религии реальным или фантастическим, считаем ли мы христианскую мораль и метафизику положительным или отрицательным фактором в историческом процессе, считаем ли мы историческое христианство и церковь за воплощение мысли ее Основателя или за ее искажение – во всяком случае, громадное историческое значение религии, христианства, церкви не подлежит сомнению; а следовательно отрицать в принципе важность изучения церковной истории можно, лишь отрицая или важность вообще исторической науки, или возможность самой истории как науки. Значение факторов религиозного и церковного в общем ходе истории так велико, что в любом курсе всеобщей истории очень важные и крупные отделы отводятся церковно-историческим темам: вспомним только, какое видное место в истории средних веков занимают папство, духовные рыцарские ордена и крестовые походы. Курс новой истории распадается собственно на два отдела, на историю Реформации и историю революции. Гонения на христиан и торжество новой религии в империи, христианизация варваров и их переход от арианства к римскому православию, роль «зеленых» и «голубых» в византийской империи, религиозная сторона борьбы империи и калифата – все эти вопросы входят целиком в сферу как нашей науки, так и науки всеобщей истории; между тем преподаватель последней, если и хочет и может, то времени не имеет останавливаться сколько бы следовало на анализе всех этих явлений с их внутренней, религиозной стороны. Этим определяется задача преподавания церковной истории на историческом (а не богословском) факультете, – как задача дополнить курс всеобщей истории обзором главных явлений религиозной жизни тех народов и государств, о которых трактуют эти курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Комнины и их внешняя политика А.А.Васильев. История Византийской империи Революция 1081 года возвела на престол Алексея Комнина, дядя которого, Исаак, в течение короткого времени уже был императором в конце пятидесятых годов (1057-1059). Греческая фамилия Комнинов, упоминаемая в источниках впервые при Василии II, происходила из одной деревни в окрестностях Адрианополя. Позднее, приобретя большие имения в Малой Азии, Комнины сделались представителями крупного малоазиатского землевладения. Как Исаак, так и его племянник Алексей выдвинулись благодаря военным талантам. В лице последнего на византийском престоле восторжествовали военная партия и провинциальное крупное землевладение, и вместе с тем закончилось смутное время империи. Первые три Комнина сумели подолгу удержаться на престоле и мирно передавали его от отца к сыну. Энергичное и умелое правление Алексея I (1081-1118) с честью вывело государство из целого ряда суровых внешних опасностей, грозивших иногда самому существованию империи. Еще задолго до смерти, Алексей назначил наследником своего сына Иоанна, чем причинил большое неудовольствие своей старшей дочери Анне, знаменитому автору «Алексиады,» которая, будучи замужем за кесарем Никифором Вриеннием, тоже историком, составила сложный план как добиться от императора удаления Иоанна и назначения наследником ее супруга. Однако, престарелый Алексей остался тверд в своем решении, и после его смерти Иоанн был провозглашен императором. Вступив на престол, Иоанн II (1118-1143) должен был сразу же пережить тяжелые минуты: был раскрыт заговор против него, во главе которого стояла его сестра Анна и в котором замешана была его мать. Заговор не удался. Иоанн очень милостиво отнесся к виновным, большая часть которых лишилась только имущества. Своими высокими нравственными качествами Иоанн Комнин заслужил всеобщее уважение и получил прозвание Калоиоанна (Калояна), т.е. Хорошего Иоанна. Интересно, что в высокой оценке нравственной личности Иоанна сходятся как греческие, так и латинские писатели. Он был, по словам Никиты Хониата, «венцом всех царей (κορωνις), κоторые восседали на римском престоле из рода Комнинов.» Суровый в оценке византийских деятелей Гиббон писал об этом «лучшем и величайшем из Комнинов,» что сам «философ Марк Аврелий не пренебрег бы его безыскусственными доблестями, проистекавшими от сердца, а не заимствованными из школ.»

http://sedmitza.ru/lib/text/434295/

Константинопольский Патриархат и судьбы Православия на территории Украины и Польши в послереволюционный период 2 октября 2019 г. 12:50 25-26 февраля 2019 года в  Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете   прошла  научно-практическая конференция «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений», в ходе которой профессор ПСТГУ В.И. Петрушко представил доклад «Константинопольский Патриархат и судьбы Православия на территории Украины и Польши в послереволюционный период». В Османской империи Патриарх Константинопольский, как известно, являлся главой всей многомиллионной православной общины в Турецком государстве и в этом качестве был не только ее духовным лидером, но и административным начальником, а соответственно — одним из высших чиновников султанской администрации (миллет-баши). Константинопольская Патриархия , будучи вполне лояльной по отношению к власти султана и сосредоточенной преимущественно на проблемах православного (прежде всего греческого) населения Османского государства, сравнительно мало интересовалась церковной жизнью за пределами последнего. После поражения Турции в Балканских войнах и Первой мировой войне Константинопольская Церковь перестала проявлять лояльность по отношению к турецким властям. 30 октября 1918 г. Османская империя подписала со странами Антанты Мудросское перемирие, по условиям которого передавала под контроль союзников крепости в Проливах. Осенью 1918 г. французские и британские войска (позже к ним также добавились итальянцы) заняли Константинополь, где в декабре 1918 г. была установлена военная администрация Антанты. Страны-победительницы в Первой мировой войне вынашивали планы раздела Османской империи. Греция получила от Антанты обещание, что ей будут переданы Восточная Фракия и Западные районы Малой Азии со значительным греческим населением. Еще со времен борьбы за освобождение от османского ига и возникновения Греческого государства в 1830 г. греки мечтали о возвращении земель, некогда входивших в состав Византийской империи.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

М.В. Шкаровский Подворья русских афонских обителей и другие русские храмы в Константинополе Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи (откуда Православие пришло в Киевскую Русь), а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией Патриарха в Константинополе (Царьграде, переименованном турками в Стамбул). Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX в. существовало семь русских храмов, в том числе три – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон. В пригородном районе столицы Буюк-Дер в начале XVIII в. было открыто первое российское дипломатическое представительство в Османской империи. В 1720-е гг. при посольстве была освящена церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских , которая затем переносилась из одного наемного здания в другое. В 1742 г. – во время русско-турецкой войны был казнен посольский иеромонах Константин (Неаполитанский), причисленный позднее Константинопольской Патриархией к лику святых 157 . В 1818 г. на втором этаже деревянного флигеля посольской канцелярии при посланнике графе Строгонове был устроен небольшой храм свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены. В 1867 г. при после графе Н.П. Игнатьеве этот дом, ставший к тому времени загородной резиденцией посольства, перестроили и весной того же года храм освятили вновь. Вскоре после освящения за алтарем церкви появилось небольшое русское кладбище 158 . Следующая церковь – свт. Николая Чудотворца была устроена при посланнике В.П. Титове и освящена 1 апреля 1845 г. на верхнем (третьем) этаже нового здания российского посольства в Пере, построенного в 1838–1844 гг. по проекту архитектора Г. Фоссати 159 . В 1858–1860 гг. настоятелем посольской церкви являлся архимандрит Петр (Троицкий), будущий епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. С 1860 г. настоятелем храма служил архимандрит Антонин (Капустин) , ставший впоследствии известным благодаря трудам в Русской Духовной Миссии в Палестине. Еще в 1859 г., в связи с возникшим болгарским национальным движением, митрополит Московский Филарет, ценивший ум и знания о. Антонина, рекомендовал Святейшему Синоду перевести его из Афин в Константинополь на настоятельское место, что и было сделано в короткие сроки 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III ДУКА ВАТАЦ [греч. Ιωννης Δοκας Βαττζης] (ок. 1192, Фракия? - 3.11.1254, Нимфей, близ Смирны), никейский имп. (с 15 дек. 1221), св. (пам. греч. 4 нояб.). В офиц. документах именовал себя Иоанн Дука, двойная фамилия Дука Ватац в источниках встречается редко. Предположительно И. Д. В. был сыном Василия Дуки Ватаца и Ангелины, близкой родственницы визант. имп. Исаака II Ангела (1185-1195). Род Ватацев известен с X-XI вв., принадлежал к военной знати Фракии. Ряд его представителей в XI-XII вв. были членами синклита, находились в родстве с др. знатными фамилиями: Дуками, Ангелами и Ласкарями. Имя Ватац, вероятно, происходит от фракийского варианта греч. слова βτος (куст, кустарник). Семья И. Д. В. имела владения во Фракии, в районах Адрианополя или Дидимотиха. Возможно, дедом И. Д. В. был Константин Ватац, к-рый занимал пост стратопедарха при визант. имп. Мануиле I Комнине (1143-1180). Отец И. Д. В. Василий Дука Ватац благодаря талантам, а затем и женитьбе на родственнице императора быстро сделал карьеру и стал доместиком Востока (главнокомандующим на вост. границе Византии); он погиб в бою с болгарами ок. 1193 г. После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г., когда значительная часть визант. знати переехала в Никею и поддержала образование Никейской империи , И. Д. В. удалось добиться высокого положения при дворе имп. Феодора I Ласкаря . После 1212 г., когда умер Андроник Палеолог и овдовела средняя дочь императора Ирина, Феодор выдал ее за И. Д. В., к-рый получил титул протовестиария. В браке у И. Д. В. родился сын - его наследник Феодор II Дука Ласкарь (никейский император в 1254-1258). Вероятно, незадолго до смерти Феодор назначил И. Д. В. своим соправителем и преемником. На протяжении всего правления И. Д. В. противостоял сразу нескольким небольшим соседним гос-вам на Балканах и в Анатолии, к-рые вели борьбу за главенство в регионе, провозглашая исключительные права на наследство распавшейся в 1204 г. Византийской империи. Взаимоотношения этих гос-в характеризовались быстрой сменой непрочных союзов и постоянным обменом военными ударами с переменным успехом. Несмотря на ряд неудач, политика И. Д. В. предопределила возрождение Византии на основе Никейской империи, к-рое произошло после освобождения К-поля в 1261 г.

http://pravenc.ru/text/469756.html

Мощи преподобномученика Анастасия Персиянина в сокровищнице Ахенского собора Реликварий прп. Анастасия Персиянина Путешествуя в 1520 году по Нидерландам и Германии, немецкий живописец, основоположник искусства немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер присутствовал в Ахене на коронации Карла V и оставил в своем дневнике восторженную запись о тех «уникальных и изысканных по красоте» реликвариях и предметах церковной утвари, какие довелось ему видеть в ризнице Ахенского собора. В Средние века Ахен был центром империи Каролингов и Священной Римской империи германской нации, местом коронации германских королей и резиденцией императора Карла Великого († 814), при котором город достиг особого расцвета. Не только в Средневековье, но и в более позднее время Ахен имел высокий статус среди других городов Германии. Он был паломническим центром Западной Европы и служил традиционным местом остановки паломников из Северной и Восточной Европы на пути в испанский город Сантъяго-де-Компостела, где хранятся мощи святого апостола Иакова. Особое значение Ахена как политического и религиозного центра империи подтверждается многочисленными дарами от германских королей и римских императоров кафедральному собору города. Бесценные приношения хранятся в специально построенном здании сокровищницы, превращенной ныне в музей . Один из таких даров – реликварий с мощами (глава) преподобномученика Анастасия Персиянина († 628, память 22 и 24 января). Согласно информации, предоставленной заведующим музеем-сокровищницей Ахенского собора доктором Георгом Минкенбергом, реликварий изготовлен в Антиохии между 969 и 1025 годами, а в сокровищнице хранится с 1204 года. Ссылаясь на данные исследований немецких историков и искусствоведов, музейные сотрудники сокровищницы придерживаются мнения, что в 1000–1002 году реликварий вместе с другими драгоценными сосудами был преподнесен немецкими и византийскими посланниками в качестве свадебного подарка коронованному в 983 году в Ахене Оттону III и его византийской невесте. Другая версия гласит, что, возможно, реликварий в 1204 году поступил в ризницу Ахенского собора в качестве трофея.

http://pravoslavie.ru/3966.html

Наиболее активно многие основные черты христианской культуры начали складываться и формироваться в IV в., когда христианство было признано наконец в качестве равной среди других, а затем главной и единственной религией Римской империи. Особого расцвета достигает в этом столетии христианское богословие. IV в. по-праву считается «золотым веком» патристики. Именно в этом веке были выработаны основные догматы христианства и утверждены на первых Вселенских соборах, сформированы главные положения христианского мировоззрения, заложен фундамент всех сфер христианской культуры, начало формироваться церковное искусство (архитектура, живопись, гимнография), достигла высокого уровня христианская словесность, возникла монастырская культура. При этом, как и в период апологетов (II-III в.), христианство сохраняется еще единым в грекоязычной и латиноязычной частях империи, хотя в силу различий языков, менталитета и базовых культурных традиций (эллинистической или римской) намечается и некоторое различие в культурно-духовных приоритетах, конфликт между которыми, однако, проявится значительно позже и приведет в конце концов к схизме XI в. – расколу, разделению церквей и культур на греко-византийскую (православную) и латинско-западную (католическую). В IV в., однако, никто об этом еще не мог и подумать. Великие отцы Церкви на Востоке ( Афанасий Александрийский , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др.) и на Западе (блаженный Иероним, Амвросий Медиоланский , Аврелий Августин) вдохновенно трудились над решением практически одних и тех же духовных и общекультурных проблем, внося существенный вклад в формирование единой христианской культуры. Однако в силу указанных выше различий в культурно-исторических предпосылках они нередко отдавали особое предпочтение различным сферам, аспектам, феноменам этой культуры. Поэтому, скажем, если догматика и мистика в это столетие наиболее активно разрабатывались на Востоке, то более общие культурно-эстетические и философские проблемы стояли в центре внимания латинских отцов. В частности, наибольший вклад в развитие этих сторон христианской культуры внес выдающийся латинский мыслитель блаженный Августин (354–430), доживший до разгрома западной части империи войсками вандалов. Его вкладу в христианскую культурологию и разработку им ряда сущностных проблем христианской культуры и эстетики посвящен данный раздел 149 . Глава 1. Два града

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Александр Данилов Гибель империи. Урок еще не окончен Источник:  Еженедельник 2000 Бытует мнение, что моему собеседнику известны самые сокровенные тайны Президента России. Кроме того, архимандрита Тихона (Шевкунова) называют человеком, близким к ФСБ. Но наша беседа с наместником московского Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего Совета по культуре, членом Высшего Црковного Совета Русской Православной Церкви началась не с вопроса о Путине и чекистах. Мы говорили о его литературной деятельности. Год назад отец Тихон написал книгу под названием " " Несвятые святые " и другие рассказы " . Ее герои – миряне, священники и монахи Псково-Печерской обители. Недавно это произведение попало в список финалистов престижной литературной премии " Большая книга " . К слову, несколько лет назад документальный фильм " Гибель империи. Византийский урок " , сценаристом которого был автор " Несвятых святых " , получил еще одну награду – статуэтку " Золотого орла " , присуждаемую Национальной академией киноискусства России. Однако дело даже не в премиях. Общий тираж книги отца Тихона на сегодняшний день составляет 1 млн. 100 тыс. экземпляров. До этого в России столь массово издавались только романы о Гарри Поттере. " В чем причина такой популярности, что ищут читатели в " Несвятых святых " ? " – поинтересовался я. – Сейчас Церкви уделяют много внимания. И зачастую о ней отзываются негативно. В жизни священников или монахов находят недостатки, которые, безусловно, имеют место. Хотя многое – просто плод фантазий. Но людям, видимо, хочется узнать, понять, почему человек приходит в храм, что, грубо говоря, он может там получить. Это вообще сегодня один из основных вопросов: " А что мне дадут в церкви? " Я не ставил себе задачу дать на него ответ. Было желание рассказать о Церкви, бытие которой сильно отличается от привычного многим мира, о том, что, как правило, скрыто от человека, не знающего глубоко жизнь храма и монастыря. И самое главное, о чем сказано в " Несвятых святых " – об общении человека и Бога, и как удивительно и прекрасно это происходит. Вот, пожалуй, главные цели, которые я ставил перед собой, приступая к работе над книгой.

http://religare.ru/2_98460.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010