Это еще не диво, что Давид, с самого детства пасший стадо скота и не занимавшийся высшими науками, так скромно понимал себя и судил о себе по доброте своего сердца и по внушению Божию. Но сами Серафимы, высшие духи — служители Божии, также поступают пред Богом. Ибо когда Слово Господне огласило небеса и землю об отвержении (Богом) Иудеев, и тогда они (Серафимы; у каждого из них по шести крыльев) двумя крылами закрывали каждый лицо свое, двумя закрывали ноги свои и двумя летали, обнаруживая, тем, что они своим разумом не могут воспарить до той высоты, на которой совершаются чудные и непостижимые дела Божьи, потому что никакой разум твари не постигает Божественных судеб Всемогущего Творца своего. Для них достаточно знать и убежденным быть, что Трисвятой Бог есть свят, и исповедовать друг перед другом неизреченные Его Божественные совершенства, взывая к нему: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф — полны суть небеса и земля беспредельной славы Его (видение Исаии пророка гл. 6). Тройственно Свят Бог: Свят в Себе Самом, Свят в судах Своих, Свят в делах Своих! Если небесные разумные Духи так смиряются и исповедуют непостижимость Тайн Божественных, тем более нам, слабой персти земной, хотя и получившим по дару Божию " дыхание жизни и слово разума, " прилично исповедоваться пред Богом, взывая: " Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих " (Пс.144:17). Блаженный Августин оставил нам большое утешение своим изречением: " может Бог некоторых спасти и без их добрых дел, ибо Он Сам добр; не может Он никого погубить, потому что Сам праведен. " Непостижимость судеб Божиих Часто видим мы во вселенной чудные перевороты и перемены, события неожиданные. Есть у нас достаточно дел, о каждом из которых можем вопросительно сказать: увидим, чем это кончится? Временами случается с нами самими что-нибудь удивляющее нас своей неожиданностью, и мы бесполезно ропщем и говорим: не думал и не гадал я, чтобы это так совершилось. Бедные мы невежды в предугадывании будущих событий! Подобно тому и о происходящих в настоящем времени событиях мы нелегко можем понимать истинные причины этих событий, кроме одной, обязательной во всех событиях и притом причины истинной и несомненной — случилось это, или что другое, потому, что так было Богу угодно устроить или допустить по Его премудрому, неведомому для нас, но всегда праведному и благому Промыслу. «Не суть бо советы Мои как советы ваши, ни пути Мои как похождения ваши, говорит Господь. Как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления Мои от помышлений ваших» (Исаии 55:8–9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Небо уже открывалось в главе 4 для того, чтобы с земли на небо взошел Иоанн. Здесь небо открывается для того, чтобы с неба на землю сошел Иисус Христос, который представлен в виде всадника. Стилю Иоанна отвечает то, что сначала описывается конь, на котором сидит всадник, а потом уже сам всадник, Иисус Христос. Так было в главе 4, где сначала был описан престол, а потом Сидящий на престоле, или в главе 14 – сначала светлое облако, а потом Сидящий на облаке. Конь всегда символизирует воинственность и царственность. Его белая масть здесь означает небесную святость. К тому же белый конь – символ победителя: так, по традиции римский военачальник во время триумфальной процессии въезжал в Рим верхом на белом коне. Наименование «Верный и Истинный» повторяет то, что было сказано об Иисусе Христе в Откр.1:5 и Откр.3:14 . Вообще в описаниях Иисуса Христа в конце книги воспроизводятся Его характеристики, данные в самом начале Апокалипсиса. Само же это обозначение воспроизводит то, что было сказано о божественном Судье у пророка Исаии: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ). Он не только судит, но и «воинствует». До сих пор войну против святых вели силы, противящиеся Богу. Теперь настал черед Христа. Он будет вести войну против сил зла и победит их. Здесь мы не можем отвлекаться от того, что Иоанн в своих описаниях следует принятым в его обществе канонам и традициям. Ведь в основе этой воинственной картины лежат иудейские ожидания будущего. Мы должны помнить, что эта специфически иудейская картина отлична от Христа Евангелий, который был кроток и смирен сердцем. Иудеи же мечтали о воинствующем Мессии, который поведет народ Израиля к победе и на разгром врагов. Иоанн использует эту апокалиптическую традицию. б) Первое видение. Строфа 2. Непознаваемое имя ( Откр.19:12 )

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Теперь описывается величие и слава грядущего Судьи. «Очи как пламень огненный» повторяет сказанное о Христе в Откр.1:14 и Откр.2:18 . Это символ всепроницающего взора Судьи. «Много диадим», то есть царских корон на голове, – символ господства и величия – противопоставлены семи диадимам дракона ( Откр.12:3 ) и десяти диадимам зверя ( Откр.13:1 ). Конечно, нам может показаться странным наличие многих корон на голове. Однако в древней истории это было вполне естественно. Царь мог носить столько корон, сколько стран находится у него в подчинении. На голове Христа много корон, чтобы показать, что Он – Господь всех царств земных. Что касается имени, «которого никто не знал, кроме Его Самого», то имя, как мы знаем, выражает сущность того, кто это имя носит. Неизвестности имени в античном мире придавалось большое значение. Неизвестность имени обозначала власть и свободу. Если я не знаю имени какой-то личности, то я и не властен над этой личностью. Впрочем, было много разных предположений, что за имя было «написано» на грядущем Христе. Например, что это Имя Божье, священная тетраграмма Яхве (JHWH), по-гречески передающаяся как Кириос (Kyrios), то есть Господь. Но это и все другие предположения как-то проходят мимо того факта, что это имя неизвестно в принципе, о чем и говорит текст: его никто не знает, кроме самого Христа. в) Первое видение. Строфа 3. Христос-воитель ( Откр.19:13–14 ) 13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Третья строфа характеризует Иисуса Христа как военачальника в сопровождении своего воинства. Одежда Его обагрена кровью, не Его кровью, а кровью Его врагов. Иоанн, как всегда, берет этот образ из Ветхого Завета, он переносит на Иисуса Христа описание Бога, возвращающегося после битвы, которое дано у пророка Исаии:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

165. Теперь возможно распознать единство царственного величия в Отце, Сыне и Святом Духе. Многие говорят, что в своем видении Исаия увидел Бога Отца 120 , Павел сказал, что Духа, и Лука это подтвердил; евангелист Иоанн отнес эти слова к Сыну. Ибо так написано о Сыне: Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня? Потому не могли они вероватъ, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ( Ин. 12:36–41 ) 121 . 166. Иоанн сказал, что Исаия произнес именно эти слова и обнаружил самым явным образом, что ему было явлено величие Сына; Павел же утверждает, что это сказал Дух 122 . Как объяснить это различие? 167. Здесь различие в словах, но не в смысле. Утверждая разное, ни один из них не ошибся, потому что Отец видим в Сыне, как сказал Господь: Видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ), и Сын видится в Духе, ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), и не телесным оком, а лишь благодатью духовной можно увидеть Христа. Поэтому Писание говорит: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5:14 ). И Павел, ослепнув 123 , как мог увидеть Христа, если не в Духе? Поэтому и говорит Господь: Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе ( Деян. 26:16 ). Так и пророки получали Духа и видели Христа 124 . 168. Одно видение, одно учение, одно величие. Или мы отрицаем, что Святой Дух является Господом славы, когда был распят Господь славы 125 , рожденный от Святого Духа 126 и Девы Марии? Но нет иного Христа, но лишь один – рожденный прежде веков от Отца как Сын Божий и рожденный в этом веке как человек череэ принятие плоти. 169. И для чего мне говорить, что Дух чист и всемогущ, как Отец и Сын? По-гречески Соломон назвал Его παντοδναμον, πανεπσκοπον, потому что Он всемогущий и всевидящий, как показано в книге Премудрости 127 . Итак, Дух величественен и славен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(16) Кто будет благословляться на земле, Будет благословен Богом истины; И клянущийся на земле Будет клясться Богом истины. Да, забудутся скорби первые, И сокроются от очей Моих. (17) Вот Я творю небо новое, И землю новую 501 , И не вспомнятся прежние, И не придут на сердце. (18) Итак радуйтесь и торжествуйте во веки О том, что Я творю; Ибо вот Я делаю Иерусалиму торжество, И народу его веселие. (19) И буду торжествовать о Иерусалиме, И радоваться о народе Моем; И не услышится там более Голос плача и голос вопля. (20) Не будет тогда уж Малолетнего и старца, Который не достигал бы полноты дней своих, Ибо юным столетний умирать будет, А грешник ста лет будет проклят. (21) И построят дома и будут жить, Й разведут виноградники, И будут есть плоды. (22) Не будут строить, чтобы другой жил, Не будут садить, чтобы другой ел; Ибо как дни дерева 502 Дни народа Моего; И произведение рук своих Будут потреблять сами избранные Мои. (23) Не будут трудиться напрасно, И не будут рождать на погибель 503 , Ибо семя благословенное Иеговою – они, И рождаемое от них – с ними. (24) И будет, прежде чем они воззовут, И Я отвечу; Еще они будут говорить, А Я уже услышу. (25) Волк и ягнёнок будут пастись вместе, И лев, как вол, будет есть солому, А змей.... прах будет хлебом его. Они будут незлобны и безвредны На всей горе святой Моей, – Говорит Иегова. LII 504 491 Священные рощи и сады имели важное значение в языческих празднествах и жертвоприношениях. 493 В гробах и пещерах заключались некроманты, искавшие связи с тенями умерших, заключенными В шеоле. Эти суеверные обряды, не смотря на запрещения закона, были очень распространены между древними евреями. В древности с некромантией соединялись жертвы мёртвым ( Пс. 106, 28 ). – развалины, пещеры, по некоторым – храмы, в которых проводили ночи, чтобы во сне получить видение, как в храмах Изиды и Эскулапа. К жертве мёртвым присоединялась трапеза из свиного мяса, служившего жертвою многих языческих культов, даже греков (1 Макк. 1, 47; 2 Макк. 6, 18. Speneer. de leg. hebr. ritual. р. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

17 . Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. Слова Господа к Церкви Христовой устанавливают совершенное различие между наказаниями, от Бога посылаемыми на ветхозаветную церковь за богоотступничество ее; и теми скорбями, которые будет иметь воинствующая Церковь Христова во время борьбы своей против темных сил мира. Ветхозаветной церкви глаголал Господь: „во что вас бить еще.... нет у вас здорового места“ ( Ис. 1:5–6 ) и пророк вопиял ( Ис. 2:6 ): „Ты Господи отринул народ Твой“ (за идолопоклонство и чародейство). В главе V Господь оставляет виноградник Свой в запустении, ибо он, не смотря на заботы о нем, приносит дикие ягоды, „ибо огрубело сердце народа сего“ ( Ис. 6:10 ). Нашествия неприятеля повелены Самим Богом, ибо „Ассур был жезл гнева Его“ ( Ис. 10:5 ) и под ударами его погибли прежде всех Ефремляне ( Ис. 28:1–2 ), И если Господь спасал Иудею ради благочестивого Езекии (XXXVI – XXXVII), то тем не менее Господом было повелело пленение Вавилонское и разрушение Иерусалима ( Ис. 39:6–7 и видение Иезекииля VIII – XI по ср. с Иер. 7:25–34 и см. всего Иеремию). Совершенно иначе представляются бедствия и скорби Христианской Церкви, о которой Дух Святый влагает знание в пророчество Исаии 1684 . Господь глаголет, что эти скорби не Им будут посланы, а потому дух человеческий, подкрепляемый благодатию, может одолеть эти бедствия и одолеет их. „Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь.... но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете“. ( 1Пет. 4:12–13 ). „Мужайтесь, Я победил мир!“ ( Ин. 16:33 ), глаголал наш Господь Христос Иисус „начальник и совершитель веры“ ( Евр. 12:2 ), взирая на Которого, Христианин может безбоязненно „с терпением проходит предлежащее ему поприще“ ( Евр. 12:1 ). В ст. 16 – 17 под именем кузнеца, кующего орудие зла направленные против Церкви, некоторые разумеют диавола, но другие разумеют весь языческий мир, управляемый духами тьмы и князем мира, который ополчился против Церкви Христовой, чтобы искоренить это ненавистное язычеству учреждение. Но, как пророчествовал 17 стих, „ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме в царствование Озии и Иоафама, и Ахаза и Езекии, которые царствовали в Иудее. 2 Слушай, небо, и внимай, земля; потому что Господь сказал: «Я сыновей родил и возвысил, а они отвергли Меня. 3 Вол знает хозяина своего и осёл ясли господина своего, а Израиль Меня не знает, и народ Мой не разумеет». 4 Увы, племя грешное, народ, преисполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные! Вы оставили Господа, прогневили Святого Израилева, повернулись назад. 5 Зачем вы ещё получаете раны, увеличивая беззаконие? Вся голова — в болезни и всё сердце — в печали. 6 От ног до головы нет у него здорового места: или увечье, или язва, или воспалённая рана, нельзя ни приложить пластыря, ни смазать маслом, ни наложить повязки. 7 Земля ваша пуста, города ваши сожжены огнём, страну вашу на глазах ваших поедают чужие, и она опустела, разорённая чужими народами. 8 Будет покинута дочь Сиона, как палатка в винограднике и как сторожка в огороде после сбора плодов, как город осаждённый. 9 И если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом, и уподобились бы Гоморре. 10 Слушайте слово Господне, князья содомские; внимайте закону Божию, народ гоморрский! 11 «Что мне множество жертв ваших?» говорит Господь. «Я пресыщен всесожжениями овнов, и не хочу жира агнцев, и крови волов и козлов. 12 И не приходите на глаза Мои, ибо кто требует этого от рук ваших? Более не ходите по двору Моему. 13 Если принесёте Мне самую лучшую муку, то напрасно; фимиам — мерзость для Меня. 14 Новомесячий ваших, и суббот и дня великого не могу терпеть. Постные дни и не постные и праздники ваши ненавидит душа Моя. Вы пресытили Меня, не стерплю более грехов ваших. 15 Когда прострёте руки ваши ко Мне, Я отведу от вас очи Мои; и если усилите моление, не услышу вас: ваши руки полны крови. 16 Омойтесь и будьте чисты, уберите лукавство из душ ваших пред очами Моими, прекратите лукавство ваше. 17 Научитесь делать добро, ищите правого суда, избавьте обиженного, разбирайте дело сироты и уважайте права вдовы. 18 И придите и обсудим», говорит Господь, «и если будут грехи ваши красны, как пурпур, как снег убелю, и если будут, как багряная ткань, сделаю, как белая шерсть. 19 И если захотите и послушаете Меня, то будете вкушать блага земли. 20 А если не захотите и не послушаете Меня, то станете пищей для меча, ибо уста Господни сказали это». 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

1 . Когда пророчество относилось только к иудеям, в начале его ставились имена иудейских царей. Например, «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских» ( Ис.1:1 ). Во времена Исайи я не встретил ни одного имени, кроме имен царей иудейских. У некоторых пророков мы встречаем также имена израильских царей, например, «во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» ( Ам.1:1 ). Но затем тайна Евангелия была проповедана и распространилось по всему миру, а начало этому благовествованию положил Иоанн в пустыне, когда миром правил Тиверий. И вот, «в пятнадцатый год его правления», как сказано, «был глас Божий к Иоанну» ( Лк.3:2 ). Если бы о спасении было возвещено только тем язычникам, которые уверовали, а сами израильтяне бы исключались, достаточно было бы сказать: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее». 2 . Но так как многим из Иудеи и Галилеи было предначертано уверовать, эти царства также были включены в зачало: «Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3:1–2 ). Когда-то «было слово Господне» к «Иеремии, [сыну] Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой» ( Иер. 1:1 ) во времена того или иного иудейского царя; теперь же «глагол Божий [перешел] к Иоанну, сыну Захарии» ( Лк.3:2 ). Это слово никогда не было к пророкам «в пустыне». Но у «оставленной гораздо более детей», которым должно уверовать, «нежели у имеющей мужа» ( Гал.4:27 ). Поэтому и было слово Божие «к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». 3 . Но в то же время обрати внимание, что сказанное становится яснее, если «пустыню» понимать не в буквальном смысле, но мистически. Тот, кто проповедует «в пустыне», бросает слова на ветер, так как его никто не слышит. Поэтому предтеча Христа и «глас вопиющего в пустыне» проповедует «в пустыне души», которая не находит покоя. Но не только тогда, но и сейчас «светильник, горящий и светящий» ( Ин.5:35 ) идет первым, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:3 ). Затем следует «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), а сам «светильник» говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Слово Божие было в пустыне и проходило «по всей окрестной стране Иорданской» ( Лк.3:3 ). Ибо где еще должен был ходить Иоанн Креститель, если не в окрестностях Иордана? Если кто хотел покаяться, то вода для крещального омовения всегда была рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

24:50, 51). Итак, лицемеров Писание называет лисицами. До таких–то, братие, неприличных образов и подобий унизился образ Божий, и притом в такой степени, что во всей вселенной, прежде чем воссиял для нее разум благочестия, Писание не находит ничего, что заслуживало бы лучшего наименования, чем безсловесные скоты, гады, дикие звери. Отсюда ясно, почему человеколюбец Бог, желая вразумить верховного апостола Петра, что нужно принимать всех приходящих от язычников, показал ему тот удивительный плат, спускавшийся за четыре конца с неба; в нем были всякие четвероногие земные, птицы небесные, звери и гады, а Господь повелел Петру: встань, Петр, заколи и ешь . Апостол отвечал на это: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого (Деян. 10:13, 14). Не поняв иносказания и думая, что пред его глазами чувственные предметы, отказывается от вкушения; соблюдая верность иудейскому обычаю, он говорит: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого . На это Господь сказал ему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (ст. 15). По–видимому, Спаситель говорил апостолу о четвероногих, зверях и птицах, показанных в видении, но апостол Христов Петр отсюда понял, что бывшее ему видение вразумляет его не о птицах или зверях, но о всех язычниках, и в беседе с Корнилием он говорил уже: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (28). Видишь ли ты, брат, какие разнообразные унизительные наименования прилагаются к человеку? И когда опять ты читаешь у пророка Исаии: тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому (Ис. 11:6, 7; 65:25), вникни в этот образ и уразумей, что не о собрании безсловесных животных он предвозвещает, но об общении людей и о спасении, воссиявшем чрез благодать всем людям.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

3:2). Избрание же Иуды и помазание Саула не доказывают незнание Богом будущего, но показывают, что Он есть Судия настоящего. Поэтому и апостолам Он заповедует, чтобы, увидев дом, недостойный приветствия, они наперед отрясали ноги и чтобы возвращался к ним мир, данный ими дому. Уголья же горящего огня и светильники, обращающиеся в разные стороны среди животных, объяснены [в толковнии] на оное место Исаии; „и пожрет огонь, как вещество сена, и освящу их горящим огнем» (Ис. гл. 5). О них и в другом месте написано: падут на них углия огненная (Псал. 139:11). И против льстивых уст в другом псалме говорится: что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильного изощрены, со угльми пустынными (Псал. 119:3-4). И в ином месте: имаши углие огненное, сядешь на них: сии будут тебе помощь (Исаии 47, 14). На какое бы творение мы ни обратили взор, оно сияет боговедением, так как из творений познается Творец. Из среды животных исходит блеск огня и молния. Ибо если сведешь Евангелия, то среди буквы и маловажной истории откроешь таинства Духа Святого.    Ст. 15—18. И когда я смотрел на животных, явилось одно колесо ни земле подле животных, имеющих четыре лица. И вид колес и устроение их, как видение моря, и одно подобие у них четырех, и вид их и устроение [такие], будто колесо находится среди колеса. Идя, они гили на четыре стороны свои и во время шествия не обращались назад. Также была у колес величина, и высота, и страшный вид, и вес состав (corpus) был полон очей вокруг их четырех. LXX: И я посмотрел, и вот одно колесо на земле, следующее за четырмя животными. И вид колес и устроение их как вид фарсиса. И подобие у четырех, и устроение их какое, какое обыкновенно бывает при нахождении колеса в колесе. Они шли на четыре стороны свои, и во время шествия не обращались назад они и ободья их, и была высота у них. И я видел их, и ободья их полны очей вокруг их четырех.    Доселе рисуется картина четырех животных, имеющих по четыре лица и следующих за духом и облаком, бывшим среди духа; теперь к каждому животному прилагаются особые колеса, которые не были соединены с животными, но следовали за ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010