Жизнь любви и есть вечная божественная жизнь. „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём... Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев“ ( 1Ин.3:14,4:16 ). И познание, о котором говорит Господь в Своей первосвященнической молитве – „сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога“ ( Ин.17:3 ) – есть тоже любовь. „Любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь“ ( 1Ин.4:7,8 ). Учение Христа есть единственное из всех религиозных учений по тому, что в нём метафизические основы имеют всецело нравственное значение. – В том, что божественная духовная жизнь есть любовь, лежит достаточное основание того, почему она может быть усвоена лишь через добровольную смерть. „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ ( Ин.15:13 ). Любовь и смерть связаны неразрывно. Только любовь делает из смерти переход —212— к жизни; вместе с тем любовь становится действительною и полной лишь в самоотречении до смерти. Поэтому божественная духовная жизнь дана нам не в бессмертии, а в воскресении. К этому привходит то, что смерть фактически уничтожает в нас плотское начало, плотские элементы, тело смерти, и тем служит полному торжеству духовной жизни. Итак, формула христианства такова: божественное в любви до смерти для вечной жизни в воскресении. Эсхатология существенно входит в христианское миропонимание. Господь Христос учил о вечной божественной жизни и о царствии Божием, или небесном. То, что в евангелии Иоанна преимущественно говорится о жизни, а царствие упоминается редко (3:3,5,13:38), напротив у первых трёх евангелистов преимущественно речь идёт о царствии и реже о жизни, – это обстоятельство достаточно уже говорит за то, что по существу учение о царствии Божьем совпадает с учением о вечной жизни. То же с очевидностью следует из того, что выражения „вечная жизнь“ и „царствие Божие“ во многих случаях заменяют одно другое: так „лучше тебе увечному войти в жизнь“ ( Мк.9:43,45 ; Мф.18:8 )=„лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие“ ( Мк.9:47 )=„лучше тебе с одним глазом войти в жизнь“ ( Мф.18:9 ); также „иметь жизнь вечную“, „войти в жизнь“ ( Мф.19:16,17 пар.)=„войти в царство небесное“, „войти в царство Божие“ ( Мф.19:23. 24 пар.). На проповедь царства Божия можно смотреть частью как на форму учения о вечной жизни, наиболее приспособленную к иудейским политическим чаяниям. По существу же, царство Божие, обнимая вечную жизнь как самое высшее из благ, составляющих его, дополняет её, как обществом дополняется личность. Вечная жизнь есть достояние индивидуума; царство Божие есть царство сынов воскресения. В царстве Божием вечная жизнь открывается под законом органической связи людей между собой. В силу этого закона, кто удостаивается вечной жизни и воскресения из мёртвых (ο αταξιωϑντες τо ινος ενου τυχεν α τς ναστσεως τς νερν), тот становится необходимо членом царствия Божия (υο εσιν

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня Этими словами Господь показывает, что Его, как Бога и Спасителя, Своею кровию даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самых родителей и детей; так что, если бы когда случилось, должно жертвовать любовью к родителям и детям для любви ко Христу. Так и поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, не смотря на то, что родители их стояли на том, чтобы они оставались в язычестве; а вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Если Бог законом супружеской любви повелевает человеку оставить отца своего и мать свою, то может ли Божественный жених наших душ, Христос Спаситель предлагать меньшия требования желающим духовного с Ним обручения?» замечает блаж. Феофилакт. Недостоин Меня, т. е. недостоин называться Моим учеником, не есть христианин. 38. и иже не креста своег и вслдъ грдетъ, нсть достоинъ. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня Брать крест свой значит быть готовым на всякие страдания и испытания и далее на самую смерть за веру Христову. Выражение взято из обычая, по которому осужденные на крестную смерть, сами должны были нести крест до места казни. Так нес свой крест Христос Спаситель. Таким образом взять нам крест свой, значит то, что мы, следуя за Ним Христом, т. е. сделавшись Его учениками, должны переносить всякия страдания и испытания, какие Господу угодно будет послать нам, чтобы умертвить в нас страсти: иначе мы не будем достойны Его. (Что значит быть достойными и недостойными Господа, см. ст. 37). 39. бртый дш свою погбитъ ю: а иже погбитъ дш свою ради, брщетъ ю. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее Эти слова значат то, что кто сбережет (обретый) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа (33 ст.) или какой измены Ему, или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной, тот (погубит ю) потеряет ее для жизни вечной, т. е. лишится сей вечной жизни и подвергнется вечной смерти, погибели в аду. Так губили свои души отрекавшиеся от Христа во времена, гонений на христиан; так погубил душу свою богач в притче о богатом и Лазаре. Напротив, кто потеряет (погубит) душу свою для сей временной жизни, ради меня (Христа), напр., умрет за Христа, или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет се (обрящет ю) для жизни вечной, т. е. наследует вечное райское блаженство. Так теряли свою душу для земной, но сберегали для вечной жизни свв. апостолы, мученики и подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ст. 3. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, ст. 4. Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона, и очистит кров Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. Здесь заключаются две главные мысли: а) Бог Духом суда очистит Свою Церковь от нечистоты и крови (ст. 4); б) оставшиеся от истребления, ради веры в Мессию избранные для вечной жизни, сделаются и станут называться святыми (ст. 3). Под нечистотой разумеются грехи – идолопоклонство, суеверие, гордость, роскошь, упование на ложную праведность свою и т. п. Под кровью разумеются тяжкие (кровавые) пороки: коварство, вероломство, хищение, угнетение бедных и сирот, особенно человекоубийство. Под Духом суда и очищения разумеется Дух Божий, Который будет совершать Свой суд в Церкви чрез благочестивых служителей ее, – отличать добрых от злых, святых от нечестивых, духовных от плотских, лицемеров, нераскаянных грешников отлучать от Церкви ( 1Кор.5:4, 5 . Ин.16:10, 11 ), таким образом будет очищать Свою Церковь от всякой греховной нечистоты ( Ефес.5:27 ). Но очищении Церкви от нечестивых, от всех нераскаянных грешников, оставшиеся в Христовой Церкви будут называться святыми. Святость и духовность будет особенным, отличительным характером Христовой Церкви ( Фил.3:3 , Гал.5:25; 6:1 ). Следствием этой святости будет написание к жизни. Быть написанным для жизни, или в книге жизни разумеется, вечной ( Фил.4:3 . Ис.68:29 ), или по выражению Спасителя, иметь свое имя написанным на небесах ( Лук 10:20 ), значит, по изволению благодати ( Рим.8:28 , Апок.13:8 ), быть назначенным для жизни вечной ( Дан.13, 48 ), вступить в гражданство небесного Иерусалима для наслаждения вечным блаженством в общении с Богом. Книга Божия есть определение Бога, которое Он составил в предвечном совете касательно назначения избранных для вечной жизни и которое хранится в уме Божием, как в книге. Итак, мысль Пророка короче можно выразить так: после того, как от Церкви Христовой по суду Божию, чрез верных служителей ее, будут отлучены все оскверненные грехами и нераскаивающиеся, – в ней останутся только святые, и они будут назначены и приведены к вечной, блаженной жизни в небесном Иерусалиме. в) Внешнее состояние верующих в Мессию, в котором они будут пользоваться преимуществом особенного покровительства и попечения Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Чтобы обеспечить себе эту вечную жизнь, человек должен непрестанно бороться со всем смертным и грешным, бороться со всякой смертью и диаволом посредством молитвы, поста, веры, терпения и не отступать ни от одного евангельского подвига. Поскольку наше христианское призвание состоит в том, чтобы подвизаться добрым подвигом веры, держась вечной жизни, к которой мы призваны (ср.: 1Тим. 6:12 ). На земле первый раз вечная жизнь явилась в лице Богочеловека Христа, жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин. 1:2 ). И Богочеловек Христос есть вечная жизнь, поскольку есть истинный Бог: Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин. 5:20 ). Кто имеет Его, имеет жизнь вечную, а кто не имеет – не имеет и жизни вечной: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его ( 1Ин. 5:11 ). И мы, христиане, знаем, что перешли от смерти к жизни через веру в Господа Иисуса Христа и любовь к Нему и братьям: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин. 3:14 ). Тот, кто не имеет в себе этой веры и любви, не имеет вечной жизни, поскольку еще не исторг всего тленного и греховного. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин. 3:15 ). Жизнью во Христе, жизнью, согласной с Евангелием Христовым, мы угождаем Богу Живому. Только так человек становится угодным Богу. Такой жизнью человек угождает не себе, но только Богу, живет не ради себя, но только для Бога. Так и вы, живя для вечной жизни, угождаете Богу жизни. И что можно жить этой жизнью, вы, христиане Фессалоник, доказываете тем, что уже живете ею. Богочеловек Господь, став человеком, не требует от нас, людей, ничего противоестественного, но только того, что человек может совершить в пределах своей человеческой сущности. И мы, исполняя заповеди Богочеловека Христа, одновременно исполняемся Божественными силами, источающими вечную жизнь во все наше существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Господь призывает к покаянию. Он велит нам — на пути к жизни вечнрй заботиться о чистоте своей души. Наша душа подвержена бесчисленным греховным искушениям, она покрывается греховной грязью наших скверн и пороков, она нуждается в очищении. И Господь заповедует нам приходить к Нему со слезным покаянием в грехах и благостью Святаго Духа через таинство покаяния омывать душу от нечистоты, спасая ее от вечной погибели. И еще говорил Господь Спаситель: “…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин.6:53 ). Господь повелевает нам, очищая в покаянии бессмертную душу, с благоговением вкушать ту Небесную Божественную Нетленную Пищу, какую подает нам Спаситель в Своей Чаше, чтобы через это соединяться с Господом и принимать в себя залог вечной жизни. “Если хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь Спаситель юноше, а через него говорит сердцу каждого из нас, — соблюди заповеди” ( Мф.19:17 ). Кто хочет жить по воле Божией, кто ищет жизни вечной и жаждет соединиться со своим Спасителем навеки, кто соблюдает заповеди Христовы, тот, по слову Господа, еще пребывая на земле, носит Его в себе. Господь говорит: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” ( Ин.14:23 ). Кто, стремясь к жизни вечной, руководится в своей жизни словом Божиим, тот ни на минуту не усомнится в том, что Господь слышит каждый вздох сердца и что всё небо духовное, все святые ангелы всегда готовы помочь этому нуждающемуся в небесной помощи сердцу человека. И эта вера дает счастье человеку! Кто хранит заветы Христовы, тот наслаждается миром и покоем в своей совести, какие дарует ему сознание исполняемого им христианского долга; тот носит в себе “радость о Духе Святом”, “храмом” Которого является бессмертная душа ( Рим.14:17 ; см.: 1Кор.6:19 ). Эта радость — такое сокровище, с каким не сравняются никакие земные радости и земные сокровища! Земные радости иногда как бы захватывают всю душу; но, сегодня заполняя сердце, через короткое время или даже завтра они покинут его. А радость о Господе, о своем будущем вечном спасении, радость о Духе Святом — это небесная, чистая, святая радость, которая ни в скорбях, ни в болезнях, ни при последнем издыхании нашем не покинет того, кто приготовил свою грешную душу к вечности, и которая станет в том истинном чаде Божием началом вечной радости в жизни будущего века.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

О жизни вечной «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Жизнь вечная! Кому из нас не близки эти два слова? Кто из нас не думает о вечной жизни как о том счастье, какое открыто нам нашем верой? Кто не хочет стать достойным наследником этого счастья? Вопрос о вечной жизни, расстилающейся перед каждым из нас после немногих десятилетий жизни земной, волнует верующего человека в любом его возрасте... Нельзя не думать о том, как нужно жить, как строить внутреннюю, духовную жизнь, чтобы земная жизнь не оказалась бесплодной для этой нескончаемой вечности. И вот, Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что ведет к вечной жизни. – «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого, Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа». Эти слова он произнес в Своей молитве Богу Отцу накануне Своих страданий. О, как торжественны и величественны эти слова! Жизнь вечная в том, чтобы знать Единого Истинного Бога и Господа Иисуса Христа, веровать в Него, поклоняться Ему, служить Ему, иметь Его в своем сердце! Как надо веровать? Слово Божие открывает нам истины нашей веры. Дух Святый через богоносных отцов первого и второго Вселенских соборов собрал эти истины воедино в нашем Символе веры и научил людей на все времена, как надо веровать в Господа Бога, как знать Единого Истинного Бога! Мы веруем в Него как Бога Творца мира видимого и невидимого. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», – говорит евангелист Иоанн Богослов ( Ин. 1:3 ). Он – Бог Промыслитель, в руке Которого судьбы народов и царств ( 2Пар. 20:6 ), Которым «направляются шаги человека» (Пр. 20:24), без воли Которого «и волос с головы не пропадет» ( Лк. 21:18 ). Посланный Богом-Отцом Господь Иисус Христос – наш Спаситель, разрушивший Своим искупительным крестным подвигом узы осуждения, висевшего над человечеством, и принесший Себя в кровавую жертву за грехи всего человечества. Мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа, как нашего Судию в последний день этого мира на Страшном Его суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Посему все верноподанные обязаны относиться к Царской власти с благоговением, по праву и закону Божественному, и повиноваться Царю не только за гнев, страшный особенно в Царе Самодержавном, но и за совесть ( Рим. 13:5 ), как учит Апостол, т.е. по собственному каждого убеждению в святом долге повиновения Царю, как преобладающему вверенными народами во благо им, в создание их, а не в разорение, как Вождю и Народоводителю. Царь самодержавно правит народом, как образ единоначальной власти Божией, как образ Царя Царей, как Глава Государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединяемого единою Главою. Все власти в Государстве, как радиусы в круге, относятся к Государю, как к своему центру; или все люди в Государстве, как дроби получают в Царе своем одного знаменателя. Государь в своем Царстве, как душа в теле, сообщает стройность направления и действия всем членам великого политического тела. Наша православная Церковь постоянно молит Бога, Вседержавного Царя Царей о спасении и благопоспешении Царя земного во всем, и покорении под ноги Его всякого врага и супостата. Вы видите, братие, что для России, единодержавие и самодержавие в Государстве необходимо и есть величайшее благо для него, подобно как в мире Божие единоначалие и вседержавие. Будьте покорны всякому человеческому Начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти; Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. ( 1Пет. 2:13–14 ). – Воздадите убо Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф. 22:21 ). Аминь. Слово, сказанное в день памяти св. всехвального апостола Андрея Первозванного, ноября 30 «Симон Петр отвечал (Иисусу): Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной» ( Иоан. 6:68 ). Когда Господь наш Иисус Христос , поучая народ иудейский и учеников Своих, говорил о Себе, как о хлебе живом, сшедшем с небес и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира, – тогда многие из них, глумясь над Его словами, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? и с того времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати апостолам Своим: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин. 6:51, 60, 66–68 ), т.е. куда и к кому нам, кроме Тебя, идти? Ты один возвещаешь глаголы, или слова, вечной жизни, – слова, следуя которым можно достигнуть вечной жизни. И действительно, Господь для того и пришел на землю, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком – да живот имут, и лишше имут. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 10:10, 17:3 ), рек Господь; для того Он избрал и послал в мир апостолов Своих, научив их предварительно Сам слову жизни вечной, чтобы они могли всем людям проповедывать это слово и обращать их от смерти к жизни, от власти сатаны к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1 . Обещание с условием требует исполнения того, что указано в условии, как го­ворилось выше. 2 . Но обещание вечной жизни есть обещание с условием добрых дел, и это также мы видели выше. 3 . Следовательно, обещание вечной жизни требует исполнения добрых дел. Доказательство второе 1 . Если существуют условия спасения, то желающий спастись должен выполнить их. 2 . Добрые дела с верою являются условием спасения. 3 . Следовательно, желающие спастись должны делать добрые дела с верой. Первое высказывание истинно и ясно. Например, если есть условия поддержания здоровья, то мы всячески стараемся их выполнить и сделать все необходимое. Второе высказывание относится к конкретному содержанию условия. Оно позволяет ответить на вопрос: «Почему?» В результате мы получаем ответ: «Потому» или «Поэтому». Если кто-либо спросит воина, почему он воюет, то он ответит: «Потому, что повелел царь». Здесь царское повеление является условием воинской службы. Так и в остальном. В частности, так можно объяснить необходимость добрых дел для спасения. На Страш­ном Суде Христос обращается к предстоящим одесную Отца: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25, 34 ). Но почему Ты, Праведнейший Судия, зовешь их в Царство Свое? Христос отвечает: «Пото­му, что алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня ( Мф. 25, 35–36 )». Это и есть условие вечной жизни, которую получают праведники. На этом примере ясно видно, что добрые дела, то есть когда алчущему жают есть, жаждущего поят, нагого одевают, являются условием вечной жизни. И как не стыдно противникам, которые говорят, что добрые дела бесполезны для спасения. Нечто подобное мы находим и в Апокалипсисе: Это те, которые пришли от вели­кой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребы­вают ныне перед престолом Бога ( Откр. 7, 14–15 ). Здесь содержится ответ на вопрос о том, почему Божии избранники пребывают пред престолом. Ответ заключается в следующем: потому, что омыли одежды свои (...) Кровию Агнца и пришли от великой скорби. Добрые дела невинно страдающих, особенно за Христа, явились условием жизни вечной. Как же можно считать добрые дела бесполезными для спасения, если за них дается жизнь вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

9). «Неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это — вечной жизни» (Феофилакт). Сие внутреннее свидетельство есть чувство или сознание верующим присутствия в себе его жизни вечной в общении с Богом Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, так как имеющий Сына, вместе со Отцом в нем пребывающего, имеет и жизнь вечную, а не имеющий не имеет (разъяснение этих понятий см. в прим. к 1, 1, 2; 2, 25; 3, 9; Ин. 1:4; 3, 15; 14, 6 и парал. и прим.).— Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе, Сыне Божием, верующего не имеет убедительной силы для неверующего (ст. 10, 12); но это написал я верующим во имя Сына Божия (ср. 3, 23 и прим.) для того, чтобы знали сие и утвердились в (познании) сознании вечной жизни. «Здесь выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиниями непохвально (Мф. 7:6)» (Феофилакт).     14И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.    14—15. Вера в Иисуса Христа, Сына Божия, засвидетельствованная необычайными свидетелями и соединяющая верующего с Богом, возвышает молитву верующего до необычайного также дерзновения, молитву не только за себя, но и за других верующих (ст. 16). Дерзновение верующих ко Господу (ср. 2, 28; 3, 21; 4,17; Еф. 3:12; Евр. 4:16) так велико, что, когда они просят Его о чем-либо в молитве, Он слушает их (3, 22 и прим.). — По воле Его: это необходимое условие просимого в молитве, чтобы верующий просил лишь того, что согласно с волею о нем Божиею.— «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас... А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (Феофилакт). Получаем просимое: если мы имеем такое дерзновение, или уверенность и надежду, что Бог внемлет молитвам нашим в каждом случае, о чем бы мы ни просили Его, то имеем уверенность и в том, что просимое нами мы получим от Него по воле Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Признание в жизни вечной Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.      И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы. Из слова по окончании Литургии 1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Каржавин 2 января 2017, 20:19 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

http://pravoslavie.ru/99893.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010