7, 22-26). С Тобою — Премудрость, которая знает Дела Твои и присуща была, когда Ты творил Мир, и ведает, что угодно пред Очами Твоими и что право по Заповедям Твоим... (Прем. 9, 9). Или вот памятные благодаря богослужению (православная Вечерня) слова Псалма 103: boзbeлu1чuшacz дэла2 mboz2 гдси, bcz6 npeмyдpocmiю сотвори1лъ е3си2. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро (Пс. 103, 24). О Премудрости в космическом смысле говорится в 28-й главе книги Иова. В частности: 23 Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. 24 Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. 25 Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, 26 когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, 27 тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее (Иов. 28, 23-27). Указанные тексты прямо соотносятся со всем, о чем говорится в Ин. 1, 1-3, в том числе с утверждением: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). Итак, Слово как Премудрость — разумный принцип, лежащий в основе мира, сообщающий ему красоту, осмысленность, логийность (от слова «Логос»), премудрость (как свойство сотворенного мира). И все потому, что Слово, Премудрость — неотъемлемое свойство, способность, качество, присущее Богу. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (ст. 4). Жизнь, свет — ключевые понятия Ин. Отметим, что глагол «быть» стоит в прошедшем времени. Он означает неизменную изначальность. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (ст. 5) Начинаются свойственные Ин. противопоставления. Свет и тьма — понятия материальные. Они фигурируют и в Быт. 1, 4 (как элементы многообразия мира, в котором все «хорошо», ст. 31). Но в Ин. это символы прежде всего духовного плана: область света — Бог, Его Слово. В ответ — вера (появится в ст. 12). Следствие действия тьмы — неверие, неприятие Слова. «Не объяла» — возможны два значения: «не подавила, не потушила» и «не охватила, не приняла, не вместила» . 2) Вторая часть (стт. 6-13) поначалу тоже не содержит ничего принципиально нового по отношению к Ветхому Завету. Прежде всего здесь говорится о миссии св. Иоанна Крестителя, причем говорится с заметным полемическим оттенком («он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете», ст. 8). Возможно, это отзвук полемики с теми, кто почитал Крестителя как Мессию (уж больно контрастирует стиль этих слов с остальным текстом Пролога). Но и тут главное значение имеют глобальные темы, так же как и в начале Библии говорится о сотворении человека. Обратим внимание на то, что речь идет о «всяком человеке», обо всех людях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

в) На Литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир ( Пс.18 ) – ясный образ проповеди евангельской, на которую посвящены апостолы огненными языками Духа; – обещается помощь от Святого и заступление от Сиона ( Пс.19 ) – совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, – и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия ( Пс. 20 ) – Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил – в ниспослании апостолам Св. Духа. Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Св. Духу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их.. говорящих на разных языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:1–11 ). В Евангелии ( Ин.7:37–52 ) Господь возглашает к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, – говорит евангелист Богослов, – Которого имели принять верующие в Него». Последняя, таинственнейшая, часть Литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Св. Духа. Заметим при сем, что при освящении Даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Св. Духа на апостолов, и призывая того же Духа, говорит: «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» г) Вечерня непосредственно следует в сей день за Литургией. Молитвы, читаемые на Вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу всесвятой Троицы и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность перед Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех, не только живых, но и умерших, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Вино строптиво, сикера шумлива; кто с ними водится, не будет умен». «Честь человеку отстать от ссоры; а глупец всегда задорен». «Прогони насмешника, – и уйдет раздор, и умолкнут ссора и брань» ( Притч.20:10 ). «У кого вой? У кого стон? У кого ссора? У кого горе? У кого напрасные побои? У кого багровые глаза? У тех, кои поздно сидят за вином, любят отведывать растворенного. Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Под конец оно укусит как змея и ужалит как аспид. Глаза твои заглядятся на чужих жен, а сердце твое заговорит развратное. И будешь, как спящий средь моря и как дремлющий на краю кормы. Вьют меня (говорит пьяница), и мне не больно; толкают, я не чувствую. Когда проснусь, опять пойду, опять стану искать его (вина)» ( Притч.23:29–35 ). Но довольно этих выписок, чтобы составить себе понятие, сколько глубокой, опытной мудрости в паримиях (притчах) Соломоновых. Никаких мудрований, никаких хитросплетений ума, – одни жизненные уроки, которые у всех перед глазами, которые всякий, не лишенный наблюдательности, может подмечать на каждом шагу. И эти уроки, не в отрывках, как я представил сейчас, а вполне, т.е. вся книга «Притчей», читается в продолжение Великого поста. Сколько, должно быть, получают пользы православные, слушая такие превосходные уроки, так близкие к жизни каждого?! (Из кн. «О церковн. Богослужении», И. И. Беллюстина ). 2. Беседа о псалме пятидесятом Ни один псалм из всей Псалтири не читается так часто в церковных богослужениях, как пятидесятый, который начинается словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» и т.д. Вот почему нужно поговорить о нем особенно и сколько можно подробно. Прежде всего, выпишу его в русском переводе. «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как он вошел к Вирсавии. (Ст. 3) Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои. (4) Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. (5) Ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно предо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот какой сегодня день, и Церковь зовет: «просвятимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! – А кто из нас остановился на таких, например, словах: «В мире был, мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли…» – А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе! Но как же так? «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может поглотить Его, а свои могут не принять? Может ли быть такое безумие? Но лучше вспомним читанное на страдной седмице: когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они все опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли Господи?» ( Мф.26:21–22 ). Так и сегодня: кто эти «свои», которые не приняли? Не я ли, Господи? Чему я стою и радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранств? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се жив»? ( Откр.2:8 ). Чего я жажду? Послабления плоти, или – наоборот: все претерпеть, чтобы только возвеличился «Христос в теле моем, жизнию ли то, или смертию»?( Флп. 1:20 ). Господь сегодня зовет на Свой праздник: и тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого: и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами. Он поистине «снисшел… в преисподняя земли». Но и мы способны тоже – все глубже и глубже уходить от Него – в бездонную пропасть греха и богоотвержения… не я ли Господи?.. Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия»; да разбудит нас от греховного сна всемирная весть: Христос воскресе! О священной иерархии Пасхальная вечерня Ин. 20:19–25 Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой; было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья – вечерня с чином прощения обид. Некоторые люди задают следующий вопрос: когда мы собираемся в церковь на короткую, но трогательную службу Прощеного воскресенья, то не только люди, между собой знакомые, просят друг у друга прощения, но и незнакомые могут подходить с этим друг к другу – какой в этом смысл? Мы чуть позже и на этом вопросе остановимся, но сначала более простой вопрос, относительно прощения друг другу. Св. пророк Исаия говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? То есть это не то, что Бог избрал, хотя примерно это мы и подразумеваем под постом. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ( Ис.58:5–6 ). Когда мы читаем эти слова и пытаемся применять их к себе, то возникает некоторое недоумение: казалось бы, речь идет о судье или тюремщике, в ведении которого находятся заключенные, и он имеет возможность их отпустить или не отпустить, разорвать или не разорвать их цепи. И вот Господь предлагает развязать. На самом деле это относится к каждому из нас. Если мы вникнем в свое сердце, не вообще , а по отношению конкретно к данному человеку, и обнаружим по отношению к нему активную ненависть, неприязнь, агрессию, злорадство и т. д., иногда и этого нет, а холод, равнодушие, высокомерие, превозношение – что угодно, кроме любви, – это повод для внутренней работы. Потому что отношение является той связкой, которой мы связаны с этим человеком, как каторжники одной цепью. И она закабаляет нашу душу и закабаляет его душу. Поэтому Господь говорит: Каким судом судите, таким будете судимы ( Мф.7:2 ). И это, в общем, соответствует и нашему здравому смыслу, и понятиям психологии, которая обращает наше внимание на то, что те отрицательные атрибуты, которые мы приписываем тому или иному человеку, часто являются проекцией наших собственных качеств.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

И Он же говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк.3:35 ). Высокое достоинство для человека принять сказанное Спасителем! Принять сказанное следует к осуществлению в своей личной жизни и, таким образом, соблюдая слово Божие, то есть исполняя волю Божию, вступить в родственную близость с Богом во плоти: стать братом (или сестрою или матерью) Христу Спасителю! Иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Итак, слово Божие, сообщающее волю Божию, будучи духом и жизнью, – вот та пища духовная, которая питает и поддерживает духовную жизнь человека, которая удовлетворяет запросы и потребности духа человеческого, имеющегося в душе от дыхания Вседержителева (ср. Иов.33:4 ). Животворящее духоносное слово Божие насыщает собою того, кто пребывает в его веянии и принимает его для исполнения в жизни своей; иначе говоря, насыщается словом Божиим тот, кто одухотворяется им и сам дышит им (т.е. кто живет им, что практически означает для человека жить в непрестанной молитве к Богу). Ибо близость Бога обретается в молитве: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). Бог присутствует, Бог живет (по выражению Псалмопевца, см. Пс.22:4 ) среди молящихся, среди хвалебных славословий верующих. 15 Присутствуя среди верующих, Господь не допустит «терпеть голод душе праведного» ( Прит.10:3 ). В присутствии Господа верующие «не будут терпеть голода и жажды» ( Ис.49:10 ), «ибо нет скудости у боящихся Его... ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс.33:10, 11 ). В присутствии Господа, – там, где раздается слово Божие, – духоносное веяние питает живущих духовно; не утомляет тамошняя вечерня, рука не утруждается; нет дела зубам; не обременяется чрево. Кто насыщался когда такою неутомительною трапезою, насыщался без пищи, упоялся без пития, веянием одного ветра утолял жажду и веянием другого насыщался? Смотри, как ощутительно изображается сие в произрастениях. Ветер вскармливает пшеницу и другие классы, питая их своим дыханием и утучняя их своею силою; не тем ли паче ветры благословения могут воспитывать разумные и духовные насаждения рая? «Для духовных существ и пища духовная» (11, 395–396). А когда ее нет, душа тоскует. «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни, – пишет сщмч. Игнатий Богоносец . – Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия... И пития Божия желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». 16 4. Питание тела не должно подавлять живущего в нем Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Когда же произносит: Сам благослови:, тогда правой рукой указывает на предложенные хл е бы, пшеницу, вино и елей. [Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. ] Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивший пять хлебов [в пустыне] и пять тысяч [мужей] насытивший! Сам благослови и эти хлебы, пшеницу, вино и елей, и умножь их во граде сем (или: в селении сем, или: во святой обители сей) и во всём мире Твоём, и верных, вкушающих их, освяти. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всё, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И тотчас: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) И поем: Буду благословлять Господа во всякое время: до слов: не потерпят нужды ни в каком благе. [ Пс 33:2–11 .] Священник же, пройдя [вперед], стоит пред Царскими вратами. По окончании же [пения] псалма, [благословляя народ,] возглашает: Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков. [Хор: Аминь. ] И тотчас полагается чтение. [После него начинаем утреню с шестопсалмия.] Да будет известно, что благословенный хлеб помогает от всяких зол, если с верою принимается. В те дни, когда нет праздника, вечерня совершается так: После великой ектении кафизма рядовая. Затем ектения малая. И на «Господи, воззвах:» стихиры. «Свет отрадный:» и прокимен дня или Аллилуиа. Затем «Сподоби, Господи в вечер сей:» и ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу:». И стихиры на стиховне, и «Ныне отпускаешь:». Трисвятое. И тропари по уставу. И потом ектения: «Помилуй нас, Боже:» После возгласа священник возглашает: Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан, во век века. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов: Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но как же так? Ныне все исполнено света, «небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может Его поглотить, а свои могут не принять? Да кто же эти «свои»? Но лучше вспомним читанное на страстной седмице. Когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли, Господи» ( Мф.26:21–22 Так и сегодня: «Не я ли, Господи»? Чему я радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранству? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се, жив» ( Откр.2:8 Жду послабления плоти, или готов на все, лишь бы возвеличился «Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью » ( Флп.1:20 Господь всех зовет на Свой праздник. И тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого; и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами, Он поистине снисшел «в преисподняя земли». Но и мы способны все глубже и глубже уходить от Него в бездонную пропасть греха и богоотвержения… Не я ли, Господи?.. Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия». Христос воскресе! О священной иерархии. Пасхальная вечерня ( Ин.20:19–25 Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой. Было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус. Прошел день, и наступил вечер. Ученики собрались в доме. Вдруг Сам Господь явился среди них и сказал: «Мир вам»! Он явился, когда двери «были заперты». Евангелист Лука говорит, что ученики при этом, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Но Господь показал им «руки и ноги и ребра Свои». Лука повествует также, что Господь спросил: «есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Служебник (рус) Служебник на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9-й час. После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни: 1 Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103 2 [Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах. Затем диакон возглашает: Восстаньте! Хор: Благослови. Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся: (3) Придите, поклонимся и припадем к Нему! Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).] Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные. Молитва 1 Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

«Поди, ленивец, к муравью, посмотри на поведение его и будь умен. Нет у него ни судьи, ни надзирателя, ни владетеля, но он летом заготовляет себе хлеб; во время жатвы собирает себе корм. Долго ль ты, ленивец, будешь спать? Когда ты пробудишься от сна своего? Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь. А тут и не увидишь, придет к тебе бедность, как наездник, и нищета, как вооруженный разбойник» ( Притч. 6:6–11 ). «Заповедь (Божия) – светильник; ученье – свет; уроки образования – путь жизни» (ст. 23-й. Так говорит и наша пословица: «ученье – свет, неученье – тьма»). «Мудрость лучше жемчуга, и все драгоценности не сравняются с нею» ( Притч.8:11 ). «Держащийся учения идет к жизни, а небрегущий об образовании себя заблудится» ( Притч.10:17 ). «Во множестве слов не миновать греха; а кто удерживает уста свои, тот умен. Язык праведника – отборное серебро; а сердце беззаконных ничего не стоит» ( Притч.10:19, 20 ). «Придет гордость, придет и срам; со смиренными мудрость» ( Притч.11:2 ). «Кто срамит другого, тот не умен; разумный человек молчалив». «Кто запирает хлеб, того клянут люди; а на главу раздающего сыплется благословение» ( Притч.11:26 ). «Кто презирает учение, тот в нищете и в бесславии, а кто любит образование, тот будет в чести» ( Притч.13:18 ). «Праведность возвышает народ, а беззаконие – уничтожение народа». «Лучше поданная на стол зелень, и при ней дружба, нежели откормленный бык и при нем неприязнь» ( Притч.13:15, 20, 34 ). «Лучше немногое с правдою, нежели множество доходов беззаконных» ( Притч.16:8 ). «Укрощающий гнев лучше храброго, и владеющий духом своим лучше завоевателя городов» ( Притч.16:32 ). «Лучше сухой кусок хлеба и при нем согласие, нежели дом, полный богатства – с раздором». «Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь». «Кто дает ответ, не выслушав, у того выйдет нелепость – к стыду его». «Дух человека может подкрепить его и в болезни, а когда упадет дух сам, кто возставит его?» ( Притч.18:8, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010