6. Понедельник. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бденная служба праздника Преображения Господня совершается по Минее. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон . На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразуя Воскресение Твое...». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Приидите, взыдем на гору...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Закона и пророков...». На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру, и Иакову, и Иоанну...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Возшед со ученики...». «Слава, и ныне» – ин седален праздника по полиелее, глас 8-й: «Сокровенную молнию...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася»; стих: «Твоя суть небеса, и Твоя есть земля». Евангелие – праздника. По 50-м псалме : «Слава» – «Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики», «И ныне» – тот же стих. Стихира, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-19/

7. Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба прп. Парфения, еп. Лампсакийского, и прп. Луки Елладского поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри» ) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас 6-й – 3 (см. в Минее 7 февраля, в службе преподобных, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры Триоди, глас 2-й: «Блуднаго глас...», и глас 8-й: «Иждих блудно...» (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын…» (см. славник литийных стихир Триоди) , «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Радуйся, Яже радость…» (см. в Минее 7 февраля, в службе преподобных, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да отверзется дверь Небесная...» (см. в Минее 7 февраля, в службе преподобных, на стиховне вечерни). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…» . «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

8. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5-й. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду. При совершении службы Триоди в соединении с бденной службой апостола и евангелиста Иоанна Богослова следует руководствоваться 2-й Марковой главой под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» . Примечание. «Святаго же Арсения служба оставляется, и поется, егда хощет настоятель, или церкве начальник» (Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, праздника Триоди (о слепом), глас 2-й – 3 (первая стихира – дважды), и апостола 4. «Слава» – праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Господи, мимоходя путем...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на литии). «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» праздника Триоди (о слепом), глас тот же: «Все житие слепый нощь помышляя...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихира воскресная, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с припевами их). «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – праздника Триоди (о слепом), глас 8-й: «Правды Солнце мысленное...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-21/

9. Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 7-й. Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Служба мч. Полиевкта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой свт. Филиппа и службой попразднства Богоявления (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 8-й – 3 (см. в службе мч. Полиевкта), и святителя, глас 5-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Радуйся и веселися...» , «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. на стиховне вечерни в службе мч. Полиевкта, без стиховных припевов), и литийные стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й . «Слава» – святителя, глас 4-й: «Подобает граду Москве...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Яко вредящих земных...» (см. на стиховне утрени в службе мч. Полиевкта). На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Яко светозарная звезда...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Одеваяйся светом...» (см. на стиховне вечерни в службе мч. Полиевкта). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Кровь твоя, мудре...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Преподобне и треблаженне...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче...», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии в службе мч. Полиевкта) или Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...» . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

9. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Глас 4-й. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прор. Исаии. Мч. Христофора. Прп. Шио Мгвимского. Прп. Иосифа Оптинского . Примечание. Песнопения Недели о самаряныне поются в течение четырех дней: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу, т. к. в понедельник и во вторник совершается служба Преполовения, а в среду – отдание Преполовения (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 5-я по Пасце, самаряныни»). Приводим порядок совершения службы Триоди в соединении со службой святителя и чудотворца Николая. При совершении богослужения можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом». Служба Преполовения опускается, поется же воскресная, самаряныни и святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца (см. Типикон, 6-я Маркова глава под 23 апреля, 4-я Маркова глава под 8 мая). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3 (см. в Триоди), самаряныни, глас 1-й и глас 2-й – 3, и святителя – 4 . «Слава» – самаряныни, глас 6-й: «При студенце Иаковли…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира (или стихиры) храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й (см. на литии). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный…» (см. на литии), «И ныне» – самаряныни, глас 3-й: «Да радуется днесь…». На стиховне стихира воскресная, глас 4-й: «Господи, возшед на Крест…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий…», «И ныне» – самаряныни, глас 8-й: «Егда явился еси…» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и святителя, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-22/

9. Среда 3-й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прор. Исаии. Мч. Христофора. Прп. Шио Мгвимского. Прп. Иосифа Оптинского . Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы жены...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный...», «И ныне» праздника Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами) . «Слава» святителя, глас 6-й: «Человече Божий...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Проси Иосиф...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ко гробу Твоему, Спасе...». «Слава, и ныне» – тот же седален (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии седален святителя, глас 4-й: «Удивил еси, Владыко...» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ко гробу Твоему, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Нечистых помышлений...» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-22/

Архив Пн 25. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы по 2-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Подобает ведати, аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов» . После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 3 , и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни ; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...» ; 3-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 5-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

Богоматерь в Литургии и гимнографии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 16 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 “Христианство с одним Христом, но без Богоматери — это есть в сущности какая-то другая религия, чем Православие”, — так расценивал отец Сергий Булгаков почитание Богородицы 2 . И действительно, православное богослужение — Божественная Литургия и суточные богослужения — немыслимо без вновь и вновь возносимой хвалы Богоматери. Даже в наиболее священном (если можно так выразиться) моменте Божественной Литургии, следующем непосредственно после преложения евхаристических даров через снисхождение Святого Духа, первой звучит хвала Богоматери. Священник молится о призывании Святого Духа в Литургии Иоанна Златоуста: “Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцев изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”. Затем всегда следует песнопение в честь Богородицы, притом в большинство дней церковного года — вероятно, самое красивое из этих песнопений: состоящая из двух частей Песнь Богородицы: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присно­блаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем . Помимо этого центрального места, Богоматерь упоминается в заключении каждой ектеньи: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим . Еще обильнее похвалы Божией Матери в суточных богослужениях, которые немыслимы без постоянно повторяющегося упоминания Богородицы. И здесь, как и в Божественной Литургии, ектеньи заканчиваются упоминанием Богоматери, а богородичен всегда следует за постоянно повторяющимся прославлением Святой Троицы: Слава Отцу и ныне и присно . Посмотрим, что это означает для всенощного бдения в канун воскресенья и больших праздников: первый богородичен поется к стихирам на Господи воззвах , притом в особом месте, ибо здесь начинается вход вечерни как внешняя кульминация вечернего богослужения. Богородичен в стихирах на Господи воззвах часто настолько богат богословской и догматической мудростью, что его называют также догматиком. Стихиры на литии также содержат богородичен, как и стихиры на стиховне. Тропарь Богоматери ( Богородице Дево, радуйся ), о котором мы еще будем говорить, торжественно сопровождает конец воскресной вечерни в рамках всенощного бдения.

http://pravmir.ru/bogomater-v-liturgii-i...

Богородичные праздники Рождество пресвятой Богородицы (8 сентября) История праздника Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость» 6 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 7 . Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – св. Андреем Критским , в VIII в. – св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности всенощного бдения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава, и ныне» стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия (28, 10–17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Глава XVIII. Обзор вокруг стен Иерусалима. – Погребальный вертеп Пресвятой Богородицы. – Гефсимания «Отныне ублажать Мя вси роди». ( Лк 1:48 ) Выходя из Иерусалима, чрез ворота Гефсиманские или Овчие, которые названы арабами Бабус-Ситти Мариам, т. е. ворота Святой Марии, открывается вид, здесь приложенный. Вправо и влево, вдоль стен, – кладбище мусульман и любимое место их вечерней прогулки. Группы закутанных в белое покрывало женщин то бродят, то садятся для бесед на надгробных камнях. Перед вами обрывистый спуск в узкую долину Иосафатову, а за нею, противу вас, возвышается гора Элеонская. У самой подошвы ее, за высохшим руслом Кедрона, это углубленное в землю живописное здание есть вход в погребальный вертеп Пресвятой Богородицы; он соединен с молитвенною пещерою Ее Божественного Сына, под тенью вековых маслин Гефсиманского сада. Сойдем по обрывистому пути, ведущему туда. На половине этого спуска показывают на малой площадке место, где святой Стефан, выведенный из стен города, был побит камнями; его потухающие взоры устремлены были на сидящего одесную Отца, Иисуса, которого он молил за своих мучителей. Это происходило в виду Пресвятой Богородицы, молящейся за него на горе Элеонской. Спустясь на дно долины, вы находитесь у схода в погребальный вертеп Пресвятой Богородицы. Этот памятник, очищенный от засыпавшей его земли с высот Иерусалима и горы Элеонской, находится теперь в углублении, куда сходят по десяти или двенадцати ступеням; направо от него рукав скалы ведет в молитвенную пещеру Иисуса, нами уже описанную. Заметим, что на ней начертан 1655 год, вероятно, время основания подземной церкви. Священный вертеп Богородицы украшен готическим фронтоном, с двойными огивами над дверьми. Когда перед нами раскрылись двери вертепа, я был поражен его живописностью: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице!» От самого входа крутой спуск, более нежели по пятидесяти мраморным ступеням, ведет, под сводом широкой галереи, в таинственный мрак земных недр; это не тот грозный мрак, который наводит род страха на путешественника, вступающего в гипогеи Фивские; свет дневной сбегает туда дымною ароматическою полосою, которая образована непрестанно развеваемым из кадил ладаном, и соединяется на самой глубине с мерцающим светом лампад. Часто хвалебные гимны на разных соединенных языках несутся оттуда, повторенные эхом сводов, и доходят до слуха вашего, слитые уже, как сердца молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010