ещё немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу и вы будете жить» ( Ин. 14: 18–19 ). «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (3). Это обетование, во всей широте своей не имеющее определённости, является всеобъемлющим. Оно вмещает в себя разные аспекты как эсхатологии, так и апокалиптики. Обращённое к ученикам, которых верность и мужество имеют в эту ночь претерпеть страшное испытание, оно, по крайней мере, тогда ещё не является устрашающим. Напротив, как и вся прощальная беседа, оно звучит благословляющей и любящей лаской даже несмотря на то, что оно содержит в себе печальное предостережение: «вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного» (16:32). Однако это не мешает тому, что сказано дальше, в первосвященнической молитве: «сие говорю в мире, чтобы они имели радость совершенную» (17:13). Таким образом, в свете четвёртого Евангелия в известном смысле растворяются и преодолеваются трагические ужасы Откровения, причём – надо это помнить – и то, и другое принадлежит, по свидетельству Церкви, одному и тому же священному писателю, возлюбленному апостолу, и, кроме того. Евангелие написано не прежде, но после Откровения. Поэтому можно сказать, что уже в пределах четвероевангелия имеется двоякое или, во всяком случае, сложное восприятие Парусии не только как Страшного Суда, но и радостной встречи осиротевшими апостолами, а в лице их и вместе с ними и всем человечеством в мир возвращающегося, «паки грядущего со славою» Христа. Но что же означает и как звучит «ей, гряди, Господи Иисусе» в Откровении, а вместе с ним и во всем первохристианстве (у ап. Павла, 1Кор. 16:22 ; Didache X, 6: «маранафа», арамейское: «Господь, гряди!»)? Прежде всего очевидна вся разница оттенков в характере чаяния Парусии здесь и в Евангелиях, по крайней мере, синоптических. Может ли и смеет ли, дерзает ли тварь, трепещущая «страшного дня судного», его в то же время призывать? Этого нет и не может быть в отношении к dies irae dies ilia, в который quid sum ego tune dicturus.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Иуда съел поданный кусок и, ожесточенный, удалился. Ученики не знали истинных намерений предателя и думали, что он пошел исполнить какое-либо поручение, данное Господом. Была уже ночь, когда Иуда удалился. Вечеря приходила к концу. Иисус Христос взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «приимите ядите: Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу с красным вином, разбавленным водой, и подал ее ученикам со словами: пийте от нея вси: сие есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите», прибавил Госиодь, «в Мое воспоминание». В благоговейном безмолвии вкусили ученики тела и крови Господа. «Дети!»  сказал Господь, «еще с вами мало Мне быть. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; о сем уразумеютъ все, что Мои ученики вы, когда любовь иметь будете между собою». Петр спросил: «Господи! куда идешь Ты?» «Куда Я иду», отвечал Господь, «ты не можешь ныне по Мне идти; а после по Мне пойдешь». «Господи!» продолжал Петр «зачем не могу я ныне по Тебе идти? ньне душу мою за Тебя положу». «Душу ли твою за Меня положишь? Истинно говорю тебе: не возгласит петел, как отречешься ты от Меня трижды», отвечал Господь. «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», с живостью воскликнул Петр. Тоже повторили и другие ученики. Господь стал говорить ученикам об ожидающих их опасностях, но они понимали Его не достаточно ясно, и Он прервал свою речь. Вечеря кончилась, но Господь оставался в горнице. Он в последний раз был вместе с учениками и желал сказать им Свое прощальное слово. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками. (Ин. 14–16). Когда Пасхальная вечеря кончилась, Господь начал Свою прощальную беседу с учениками. «Да не смущается сердце ваше», говорит Он «веруйте в Бога и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. Когда бы не так – сказал бы вам: иду уготовать место вам. И когда пойду и уготовлю место вам, опять прийду и возьму вас к Себе, да будете и вы там, где Я. И куда иду Я, вы знаете, и путь знаете».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда Иуда вышел, была ночь. Предатель поспешил в Синедрион... Для всей земли наступила власть тьмы. И только в Сионской горнице сиял Божественный свет Христов. Вблизи был величественный Иерусалимский храм, но он был пуст и обречен на гибель. Там уже не обитал Дух Божий, а здесь, в Сионской горнице, засияло новое солнце Божественной любви. Сионская горница стала первым христианским храмом. Установление таинства Евхаристии После ухода Иуды все почувствовали облегчение и радость. Лик Христа сиял неземным светом. Ветхозаветная пасхальная Вечеря кончилась. Начиналась Новая Пасха Христова. Обращаясь к апостолам, Христос сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его». Христос говорил своим друзьям – апостолам о скорой победе над злом и смертью, которую Он совершит Своей смертью и воскресением. В торжественном молчании апостолы внимали словам своего Учителя. Тогда Господь взял хлеб, благословил его, разломил на части и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, Которое за вас предается». Затем, взяв чашу с вином, произнес слова благодарения Богу и, подавая ее апостолам, сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» [ ]. Так Господь Своею Кровью установил Новый Союз между Богом и человеком. Отныне эта Чаша будет священным знамением Его присутствия среди верных Ему. Отныне искупительная Кровь Христова свяжет воедино Его Церковь , и на протяжении веков будут непрестанно звучать Его слова о Новом Завете в таинстве Евхаристии. Кончено время жертв, приносимых человеком Богу, ныне Сам Бог приносит Себя в жертву миру. Прощальная беседа. Ин. 13–16 Вкусив Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, апостолы почувствовали полное, неразделимое и радостное свое единство со Христом и друг с другом. В восторженном молчании, преисполненные любовью, они слушали речь своего Учителя. А Он говорил им: «Дети! недолго уже быть Мне с вами... Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Но в евангельском-же повествовании выступают и другие черты духовного облика Ап. Филиппа, – в них познаётся ещё не возрождённый человек, ещё не уврачёванная свыше человеческая немощь. Всем Апостолам до времени была свойственна она, – не чужд её был и Филипп: в нём она выразилась главным образом в некоторой слабости духа, недостатке самостоятельности и мужества, что, быть может, являлось, впрочем, следствием крайней мягкости характера. В этом отношении особенно замечательно то, что имя Филиппа на страницах Евангелия почти везде связывается с именем земляка его, Ап. Андрея, и при том – в таком приблизительно отношении, что Андрей всегда является по отношению к Филиппу человеком не только близким, но и руководящим как-бы, и первенствующим. Вот, напр., пред великим чудом насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа Господь обращается к Филиппу и говорит: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» ( Ин. 6:5 .) Едва Филипп на этот вопрос Его даёт свой полный недоумения и как-бы некоторой безнадёжности ответ: «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (7), – как к нему на помощь поспешает и Андрей, подтверждая верность и необходимость этого отрицательного ответа его: «здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?»... 172 (ст. 9.) Вот – «некоторые Еллины, из пришедших на поклонение в праздник, подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господинъ! нам хочется видеть Иисуса» (12:20–21). Что-же Филипп? Поспешил-ли Он передать Господу об этом радостном и знаменательном для Него желании Еллинов, исполнившем такого восторга и пророческого вдохновения Его душу? Нет, – сделать это без Андрея Он не решается: «Филипп идет и говорит о том Андрею» –и только тогда уже – " Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (22)... 173 Эти евангельские данные наводят, далее, на мысль, что не простая случайность то близкое отношение, в каком стоят оба Апостола у Иоанна и в истории призвания первых Учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Но как бы ни казался нам, братие, невольным грех ропота на Бога, все-таки он есть великий грех. Истинный христианин знает, что Бог зла не сотворил, ибо при сотворении все было добро зело ( Быт. 1:81 ), и что оно появилось после грехопадения первых людей, по вине человека, а не Бога. С того времени, по слову Божию, весь мир во зле лежит ( 1Ин. 5:19 ) Самая земная жизнь не есть цель для человека, а только приготовление к будущей жизни, он живет на земле жизни ради вечной. Как путник во время странствования по необходимости мирится со всеми неудобствами и неприятностями пути, так и христианин должен мириться со всеми скорбями и лишениями на пути к тихому пристанищу, к небесному отечеству. Особенно важно для христианина то, что Сам Господь и Апостолы учили о настоящей жизни, как о тесном пути, пути скорбей и лишений. «Входите», говорил Он, «тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7:13–14 ). Если кто хочет идти за Мною, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ). Так Господь предрекал последователям своим скорбный и тесный путь. А пред Своими страданиями в прощальной беседе Он и прямо говорил Своим ученикам в мире скорбни будете ( Ин. 16:33 ). Подобно Спасителю и Апостолы учили, что многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ). Но мало того сказать, что Господь предрекал Своим последователям скорби и лишения, Он и Сам переносил их и даже окончил Свою земную жизнь крестною смертию, и таким образом сделался для нас образцом и примером. Вот почему, братие, как говорит преп. Симеон, именуемый Новым Богословом, «Апостолы и все истинные христиане, приемля от благодати Христовой силу, с радостию переносят всякие скорби и искушения, и приносят Богу достойные плоды с великим терпением. Почему ни мученики не просили Христа избавить их от терзаний и мучений, ни подвижники не искали освобождения от трудов и потов подвижничества, но те и другие умоляли лишь даровать им терпение, и с этим терпением подвизались подвигом мученичества и подвижничества, чтоб в будущей жизни восприять награду за труд свой (Слова преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Но уже по одному этому примеру становится ясным, какою неуместною была иногда забота о Христе родственников Его, как ошибочно было вмешательство их в дела Его, и плодом какого недоразумения и непонимания являлось оно. А между тем – родственная близость давала основания не только вмешиваться в дела Господа, но и прямо давать Ему советы и указания, пытаться руководить Им. Настоящий вопрос Иуды в этом смысле не нов: совершенно аналогичную ему речь держали к Господу братья Его и ранее. Желая полного явления миру мессианского достоинства Божественного Брата, «братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (7:3, 4). Разумея под миром ближайшим образом народ Божий – Иудею, братья Господа полагали, что в столице, в Иерусалиме, должно последовать торжественное явление миру Мессии, то поставление Его в царя, какое раз готово было уже совершиться (6:15); что там должны сделаться известными Его дела, значение которых теряется в Галилее, где они, в глухой провинции, творятся как-бы втайне. По поводу этого разговора, Евангелист замечает, что – «и братья Его не веровали в Него» (7:5). Но из сказанного видно, какого рода это было неверие. Это, в крайнем случае, было временное только колебание, сомнение, порождённое непонятным образом действий Господа. Трудно иначе понять, в какой определённой связи стоит совет братьев Господа идти в Иерусалим с неверием их 300 . Это было неверие особого рода, неверие относительное: это была та слабая, несовершенная вера, которой подобна была вера и других Апостолов ( Мф. 14:31; 17:20; 28:17 ; Ин. 11:15; 20:25 ; ср. вышеприведённое толкование Иоанна Златоуста о Филиппе). Несовершенство этой веры выражалось именно в том, что она не соединялась ещё со всецелым и покорным подчинением воле Самого Господа (как напр. и у Петра Мф. 16:22 ), – этим доказательством веры полной и совершенной. И, быть может, ни с кем другим, как с прочими-же Апостолами, и сравнивал Евангелист братьев Господа, говоря о них: «ибо и братья Его не веровали в Него», – как-бы желая выразить ту мысль, что для братьев Господа и вместе с тем – Апостолов Его вера в Него должна была явиться делом ещё более естественным и необходимым, чем остальным из числа Двенадцати, но – «и они» не веровали... И как-бы иначе можно было объяснить то, что совершенно не веровавшие во Христа братья, – по воскресении Его и до сошествия ещё Св. Духа, уже прямо упоминаются в числе верных ( Деян. 1:14 )? 301

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Ну разве может человек пойти на такую Голгофу, на которую пошёл Христос? Да не выдержит ни одно сердце человеческое. Смотрите, Он это им и говорит: куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. То есть повторить Его подвиг невозможно и не под силу никому – взять на себя грехи всего Конечно, они будут повторять, но это не в том значении, не в том ключе, что здесь Он им говорит. Вот приводит такое сравнение Софроний, написавший книгу «Старец Силуан». Вот он говорит: возьмите пирамиду Хеопса, переверните и поставьте острием себе на темя – какая сосредоточена тяжесть, сила тяжести, на этом острие этой громадной пирамиды, вообразить трудно. Так, он говорит: если так представить, вот обрушилась на Него тяжесть какая. Так это ни в какое сравнение не идёт . Мы не можем понять с вами страданий безгрешной Личности – в опыте этого у нас нет, как страдает безгрешная Личность. Вот почему больше всего дети страдают? Да они меньше всего защищены. Вот сейчас синдром этот, повтор будет страданий, это ещё надвигается повторение в детях Беслана, новых < страданий > жди – им же потребуются психиатры. Это начинает отходить, начинаются у них воспоминания, и опять неизвестно, что ещё со многими будет. Так вот, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Когда Он говорил это Иудеям, они также не понимали это слово и говорили: неужели Он хочет идти в рассеяние, в диаспору, и обращать там эллинистов? (см. Ин. 7:35 )]. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. [Помню, отец Владимир Сорокин выступал по телевидению с раввином. И говорит, вот у нас есть заповедь новая. Тот ему возражает, эта заповедь есть и в Ветхом Завете, но что? Давайте посмотрим книгу Левит, 19-ю главу, начнём с 17-го стиха: Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Вот, он говорит, вот заповедь-то в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Об этом торжественное обетование дается в прощальной беседе. Впрочем, и здесь говорится о радости в двояком смысле, с одной стороны как о человеческом, душевном состоянии, а с другой как о Божьем даре, радости сущей, так сказать, онтологической. В первом смысле должны быть поняты слова Господа: «доселе вы ничего не просили во Имя Мое, просите и получите, чтобы радость ваша была совершенной» (16:24). «Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее: но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас» (16:20–22). Однако в последнем тексте уже проявляется двойственность значения радости, оно колеблется и переходит из одного в другое, из психологии в онтологию. Такой переход обозначается с еще большей ясностью в 15.11: «сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша да совершится» (ηληρωθ). Здесь радость Христова усвояется учениками и как совершенная человеческая радость. (Ср. также I Ин. 1, 4 ). В первосвященнической же молитве уже прямо говорится: «ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою в них исполнившуюся» (17:13) (πεπληρωμνην υ ατοξ). Что означает эта исполнившаяся совершенная Христова радость ? Очевидно во всяком случае, что она здесь должна быть понята как некое приобщение божественной жизни, которое поэтому необходимо связать с учением о славе . Речью о славе начинается прощальная беседа, и она есть главный предмет первосвященнической молитвы. О ней Сын молит Отца, как о прославлении Своем, но вместе с Собой и Своих учеников. Но слава эта есть и совершенная радость, которая Им дается ученикам. И Слава и Радость должны быть поняты одинаково в смысле софиологическом, в их изначальности и взаимотожественности. Слава, которую просит от Отца Богочеловек, Он уже имел ее у Отца прежде бытия мира (17:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поэтому для мученичества, для исповедничества придёт свой час по воле Божией. И не нужно заниматься самочинием, исповедовать и кричать, как некогда в Карфагенской Церкви на всех напала страсть исповедания. А потом оказалось, что одни выдержали, а другие отпали. Тех, кто выдержал, тех диавол поймал на гордости мученичества. И вот теперь нам нужно посмотреть 37-й стих 12-й главы: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка ». – А эти слова начальные из 53-й главы. 53-я глава пророка Исаии – апогей пророческого прозрения. Складывается впечатление, что он стоял у Голгофы и наблюдал всё: и эти суды – и у Каиафы, и у Пилата, и Его распятие, и то, что Он погребён у богатого, и все эти тонкости. 53-я глава. Ей по значимости равен только 21-й псалом. 21-й псалом и 53-я глава. Вот с этих слов: «Господи! кто поверил слышанному от нас? [Никто. Вот Исаия, когда говорил это, все проходили мимо, не обращая внимания]. И кому открылась мышца Господня [воля Его]? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, “народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое [а как происходит окаменение сердца? Ведь все мы были когда-то невинными младенцами – лежали и гукали. А посмотрите, что получилось потом с возрастом: окаменили сердце своё и лишились возможности и правильно видеть и правильно слышать, потому что все эти способности извратились и поразились также], да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”» ( Ин. 12:37–40 ). – Вот, – Я их бью, а они не чувствуют этого (см. Иер. 2:30; 5:3 ). – Это у пророка Иеремии сказано. 5-ю главу Иеремии откройте, и в 5-й главе смотрите в 3-м стихе: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться». Смотрите 7-й стих: «Как же мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Приложение 7 Учение Спасителя и ап. Павла против доктрины адвентистов и свидетелей Иеговы о всеобщем отступничестве Адвентисты и свидетели Иеговы учат, что после смерти последнего апостола наступило всеобщее отступничество (апостасия) 601 . Тем самым церковные структуры – ни того времени, ни нынешние – нельзя считать истинной Церковью. На это звание претендуют сами АСД и СИ, а основанием для этого являются придуманные ими невидимые события, которые как-то связаны с будущим видимым Вторым пришествием. Следуя в этом вопросе за протестантами, они опираются на ряд мест из Писания, свидетельствующих о том, что в Церкви будут лжеучители, которые введут пагубные ереси ( 1Пет. 2:1 ), и даже из пресвитеров и епископов восстанут лютые волки, не щадящие стада ( Деян. 20:29 ). Ссылаются и на ап. Иоанна Богослова, согласно которому они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин. 2:19 ). Однако во всех этих текстах не сказано, что отступничество поразит всю Церковь и всех ее пастырей, но лишь предсказывается о появлении отдельных злых учителей 602 . Для обличения АСД и СИ, помимо традиционных текстов в пользу непрерывности и непобедимости Церкви, обычно приводимых православными полемистами ( Дан. 2:44 ; Мф. 16:18, 28:20 ; Еф. 3:21 ; 1Тим. 3:15 и др.) 603 , можно использовать еще один аргумент. Существуют два больших цельных текста, специально посвященных настоящему и будущему Церкви. Это прощальная беседа Спасителя с апостолами вместе с первосвященнической молитвой и послание к Ефесянам. Рассмотрим подробнее эти два текста. Значимость прощальной беседы определяется тем, что она была сказана непосредственно перед смертью, когда Господь возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин. 13:1 ). В ней называется вечный критерий для внешних, как распознать учеников, – это их любовь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (13:35). Самое большое дело любви – если кто положит душу свою за друзей своих (15:13). Поэтому для самих верующих критерием выступают дела, вытекающие из их веры: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (14:12). Все просьбы верных будут переданы Самому Отцу и исполнены (14:13; 16:23, 26). Ясно, что дела и любовь могут быть критерием жизни во Христе лишь при условии правильной веры, потому что незаконный подвиг не увенчивается, как учит ап. Павел ( 2Тим. 2:5 ). Во всяком случае, слова о любви и о делах веры были бы бессмысленны, если всего через 60–70 лет верующих почти не осталось бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010