Тесная связь Креста и Воскресения вытекает с еще большею ясностью из Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия символически изображается, как ночь ( Ин.13:30 ). Она начинается с омовения ног, тоже имеющего значение символического акта. В омовении ног Господь образно научает любви, о которой затем пространно говорит в Прощальной беседе и взывает к Отцу в Первосвященнической молитве: символ и его раскрытие. Первосвященническая молитва есть молитва Первосвященника и Жертвы, Приносящего и Приносимого: она предваряет Страсти. И Прощальная беседа потому прощальная, что предполагает разлуку, и ее задача объяснить ученикам значение момента: приближается соблазн Креста. Все связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног, относится ко всей цепи. «Во время вечери, когда диавол вложил уже в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери...» ( Ин.13:2–4 ). Далее следует рассказ об омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют и большее значение: в них указана сущность наступающей ночи, как ее понимал Иоанн. – Достигает своего предела восстание мира (ср. ещё Ин.13:1 ). Иисус отходит к Отцу. Но, так как «Отец все отдал в руки Его», то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение Сыном к Отцу уверовавших в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон раскрывается для Иоанна надвигающаяся ночь: восстание мира на Христа, восхождение Его к Отцу и возведение к Отцу учеников. Существенно для понимания внутренней связи Страстей и Воскресения, что у Иоанна ночь не кончается и с Воскресением. В отличие от синоптиков (ср. Мф.28:1 , Мк.16:2 ), Мария Магдалина приходит ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ): σκοτ ας τιοσης. Термин σκοτ α- один из характерных Иоанновских терминов. Он употребляется и в переносном смысле для обозначения тьмы грешного мира, противостоящей свету (напр. Ин.4–5 ). Символическое значение указания ( Ин.20:1 ) не подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего Марии Магдалине ( Ин.20:17 ): «He прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Если в четвертом Евангелии ночь изображает не только восстание мира на Христа, но и Его восхождение к Отцу, то для нас сейчас уже ясно, что в символике Иоанна ночь не ограничивается соблазном Креста. Она обнимает и Воскресение. Отсюда следуют и дальнейшие выводы. Мы видели, что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается явление Славы Божией, Славы Отца и Сына. Эта формула допускает теперь уточнение. Связь Креста и Воскресения – у Иоанна особенно тесная – показывает, что прославление Божие совершается и по учению четвертого Евангелиста не только чрез Страсти, но и чрез Воскресение Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Скачать epub pdf Глава 12. Прощальная беседа с учениками Мы подошли к тому разделу Евангелия от Иоанна, который содержит самую продолжительную речь Иисуса из всех приведенных в нем. По объему она сопоставима с Нагорной проповедью из Евангелия от Матфея (Мф., гл. 5–7). Как и Нагорная проповедь, она адресована ученикам, однако произносится не в присутствии народа. Тайная Вечеря – не обычный ужин, а пасхальная и одновременно прощальная трапеза. То, что говорит на ней Иисус, является Его завещанием 386 . Подробное описание Тайной Вечери содержится в синоптических Евангелиях. Все они свидетельствуют о том, что эта Вечеря была приготовлена по пасхальному обычаю и что, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:26–29 ; Мк.14:22–25 ; Лк.22:14–20 ). Этот эпизод у Иоанна отсутствует. Однако он повествует о том, о чем умолчали синоптики: об умовении ног ученикам и поучении, которое последовало за этим символическим действием ( Ин.13:1–20 ). Вслед за синоптиками ( Мф.26:21–25 ; Мк.14:18–21 ; Лк.22:21–23 ) Иоанн повествует, как Иисус предсказал, что один из учеников предаст его ( Ин.13:21–30 ). Повествования евангелистов о Тайной Вечере мы рассмотрим вместе с другими эпизодами, составляющими историю Страстей Христовых 387 . В настоящей книге мы рассмотрим беседу Иисуса на Тайной Вечере, представляющую собой оригинальный материал Евангелия от Иоанна. В этой беседе, с одной стороны, Иисус развивает некоторые темы, затронутые ранее в полемике с иудеями. С другой – многое из того, что Он говорит, относится исключительно к членам созданной Им общины учеников. Тональность беседы радикально отличается от той, в которой Иисус общался со Своими оппонентами. Здесь Иисус находится в окружении «сынов света» – тех, которые последовали за Ним и кому Он передаст Свое дело после смерти и воскресения. Прощаясь с ними, Он раскрывает перед ними смысл того, что ранее было от них сокрыто и что навсегда останется сокрыто от «сынов века сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отметим также, что образ голубя позднее встречается у св. Иустина Философа в его «Разговоре с Трифоном иудеем»: «Дух Святый как голубь слетел на Него ( ς περιστερν τ γιον πνεμα πιπτναι π ατν) " 271 , кроме того многие западные библеисты отмечают большой интерес к этой теме в неканонической и гностической традициях 272 , однако подобный экскурс не входит в нашу задачу. 3.3.3. Беседа с Никодимом Эта Беседа в общем хиастическом плане Евангелия имеет своей параллелью Прощальную Беседу и Первосвященническую молитву Господа. Действительно, если, по мысли епископа Кассиана, «Беседа Господа с Никодимом ставит тему всего догматического учения Евангелия от Иоанна» 273 , то в Прощальной Беседе и Первосвященнической молитве ( Ин. 13–17 ) эта тема полностью раскрывается. Понятие Царства Божия, дважды упоминаемое здесь в контексте рождения свыше (Ин.Ин. 3:5 ), нигде более в Четвертом Евангелии не встречается, хотя остаются его синонимы, такие как спасение, жизнь вечная или просто жизнь. Хиастический план пассажа, включающего стихи Ин.Ин. 3:5 , можно представить следующим образом. А: Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. В: Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. С: Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? В»: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. А: Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть дух. Центр хиазма (С), отражающий человеческое недоумение Никодима по поводу второго рождения, является точкой опоры, антитетически задающей главную мысль отрывка о рождении свыше. В параллели (А-А) Никодим утверждает, что никто не может творить таких чудес, какие творит Иисус, «если не будет с ним Бог», и это утверждение содержит риторический вопрос о Его происхождении, где уже подразумевается ответ, подтверждение которого и ждет Никодим от Христа. Однако в ответ звучит как бы не относящееся к вопросу Никодима утверждение Господа – вербальная параллель (В-В»), где дважды говорится о том рождении, без которого нельзя увидеть Царство Божие или войти в Него. Увидеть связь ответа Господа с вопросом Никодима помогает нам обращение вновь к параллели (А-А). Используя понятие подобия, знакомое Никодиму, Господь объясняет, что поскольку подобное рождает подобное, то и узнать Сына Божия может родившийся не только от плоти, но и свыше – от воды и Духа. Двукратное утверждение Господа о необходимости рождения свыше не оставляет никаких сомнений в исключительной важности этой мысли. Рассмотрим ее подробнее, начиная с соотношения между водой и Духом в Ин. 3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Но «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет от Отца Моего» ( Ин.6:65 , ср. Мф.16и Ин.1:13 ). Этот «Отчий Дар» и есть «Дух Животворящий» ( Ин.6:63 ). Сын никогда не может быть один: «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:29 ). Здесь решительным образом выражается Богосыновство Спасителя: «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:42 ). Отцовство Божие противостоит отцовству диавола, который был «человекоубийца от начала и не устоял в истине» ( Ин.8:44 ). Богосыновство Иисуса Христа ведёт Его к тому, чтобы отдать жизнь Свою для спасения мира, как Пастырь Добрый, отдающий жизнь Свою за Своих овец (см. Ин.10 ): «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её от Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). Как и у синоптиков, Откровение об Отце достигает своей вершины и полноты при приближении Страстей. В предельном послушании Сына Отцу, Отец прославляется и открывается миру, и одновременно раскрывается безмерная любовь Сына. Вся жизнь Спасителя есть постепенное «восхождение» в Иерусалим (см. например, Мф.20:18 ), на Голгофу ( Ин.8:28 и 12:31–32), к Отцу ( Ин.20:17 ), на небо: «Никто не восходит на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин.3:13–14 ). «Еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня» ( Ин.7:33 ). " Я знаю, откуда Я пришел и куда иду» ( Ин.8:14 ). Прощальная беседа ( Ин.13:31–16:33 ) раскрывает нам смысл Страстей Христовых и близкого Его отше- ствия к Отцу. Это «восхождение» ничего не прибавляет к самому бытию Сына, так как «Я и Отец одно» и «Отец во Мне и Я в Нём» ( Ин.10:30, 38 ). Но именно в силу этого бесконечного единства жизни, любви, ведения, Христос отдаёт жизнь Свою за людей: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь мою полагаю за овец» ( Ин.10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Скачать epub pdf Глава 13 Умовение Господом ног учеников (1–11) и беседа после сего (12–20). Указание предателя и удаление его с вечери (21–30). Прощальная беседа Господа с учениками (начало: 31–38). 1. Ин. 13:1 . Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Ин. 12:1, 8:20 ; Мф. 26 п.; Мф. 16:28 . Пред праздником Пасхи: о Пасхе см. прим. к Мф. 26:2 . – Что пришёл час Его и пр. (ср. 7 и прим.), т. е. настало время Его смерти (см. прим. к 12:27–28) и чрез смерть – прославления Его в воскресении и вознесении к Отцу Небесному. – Перейти от мира: «высоко знаменательно евангелист называет смерть Его переходом» (Злат.) «по причине вознесения Его по воскресению» (Феофил.). – Возлюбив Своих и пр.: Господь – воплощённая любовь, всегда любил всех, особенно последователей Своих; но в эти последние дни и часы Своей земной жизни эти чувства любви к ним возросли, так сказать, до высшей степени – до конца возлюбил их, совершенно, вполне, «не опустил ничего, что следовало сделать тому, кто сильно любит» (Феофил.). Эта полнота любви выразилась во всех Его действиях в отношении к ним в продолжение этих последних часов Его земной жизни. Первый пример её евангелист указывает в событии умовения Господом ног учеников Своих во время последней вечери Его с ними. – Своих: Своими (собственными) в частном и тесном смысле слова называются здесь св. апостолы, как представители в настоящем случае всех верующих во Христа, которые все суть Свои Господу и Богу в смысле особенной близости Его к ним (ср. Еф. 2:19 ). – Сущих в мире: остающихся ещё в мире, на земле, тогда как Ему пришёл час перейти от мира к Отцу. 2. Ин. 13:2 . И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Мф. 26 п. Ин. 13:27, 6:70 ; Лк. 22:3, 31 . 3. Ин. 13:3 . Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, Ин. 3:35, 10:18, 18:4 . 4. Ин. 13:4 . встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Значимость прощальной беседы определяется тем, что она была сказана непосредственно перед смертью , когда Господь возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин.13:1 ). В ней называется вечный критерий для внешних, как распознать учеников, – это их любовь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Самое большое дело любви – если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Поэтому для самих верующих критерием выступают дела, вытекающие из их веры: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Все просьбы верных будут переданы Самому Отцу и исполнены ( Ин. 14, 13; 16, 23, 26 ). Ясно, что дела и любовь могут быть критерием жизни во Христе лишь при условии правильной веры, потому что незаконный подвиг не увенчивается, как учит ап. Павел ( 2Тим.2:5 ). Во всяком случае, слова о любви и о делах веры были бы бессмысленны, если всего через 60–70 лет верующих почти не осталось бы. Напротив, вера названа как обязательная заповедь, а не как причина будущего отпадения: веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин.14:1 ). Вера требуется в равной мере и для апостолов, и для всех верующих на все времена: никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Если бы некогда грехи иерархии воспрепятствовали бы подавляющему большинству верующих прийти к Отцу или Сыну, то было бы очень уместно упомянуть здесь об этом. Вера является лишь одной из заповедей Христовых, к исполнению которых призваны все христиане: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Говорить об этом, конечно, было бы совершенно бессмысленно, если бы вскоре Церковь , не успев родиться, почти полностью отпала бы от своего Главы. Итак, христиане по смерти Спасителя смогут соблюсти Его заповеди, в том числе о вере в Него ( Ин.6:29 ). Очень важный образ единства Христа и верных предлагает Господь, сравнивая Себя с лозой, Отца – с виноградарем, а верующих – с ветвями ( Ин. 15, 1–8 ). Тем самым Он показывает, как верные оживотворяются через пребывание во Христе. Лозу, на которой почти нет ветвей, следовало бы назвать бесплодной. Но эта Лоза никогда не будет бесплодной, потому что на ней много ветвей, и они приносят много плода ( Ин. 15, 4–5 ). Пребывание во Христе естественно для верующих ( Ин. 15, 4–7 ) – конечно, не только в день прощальной беседы, но и всегда. Обещая пребывание верующих на лозе – Себе Самом, Господь тем самым учит нас, что такие люди будут содержать правую веру во Христа, принося при этом свойственный христианам плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Сиротство учеников не будет долгим. Они снова увидят Его после Воскресения: «Еще недолго, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» ( Ин. 14: 19 ). Ученикам надо было понять, что без смерти Учителя они не смогут воспринять Его жизнь (см.: Ин. 10: 18 ). Воскресший Христос станет источником вечной жизни для учеников. Прощальная беседа включает четыре обетования прихода «Другого Утешителя» ( Ин. 14: 16 ) 413 , то есть Духа Святого, который никогда не оставит учеников. Ниспослание Святого Духа является совместным действием Отца и Сына: «И Я умолю Отца , и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин. 14: 16 ); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое…» ( Ин. 14: 26 ); «Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца » ( Ин. 15: 26 )». Что еще изменится в жизни учеников и мира после прихода Духа Святого, Иже «от Отца исходит» ( Ин. 15: 26 )? Верующие соединятся с Сыном и Отцом: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» ( Ин. 14: 20 ). «Тот день» это день сошествия Святого Духа, новозаветная Пятидесятница – начало жизни новозаветной Церкви. Дух Святой будет дан Церкви навечно. Образ Церкви как единого богочеловеческого организма в Прощальной беседе дан в притче о виноградной лозе ( Ин. 15: 1–8 ). Апостолы получат силу свидетельствовать о Христе. Дух напомнит им все, что говорил Христос. То, что Иисус говорил апостолам, им было не всегда понятно ( Ин. 14: 25 ), поэтому Утешитель должен будет напомнить и разъяснить все то, что Христос говорил им: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14: 26 ). Дух Святой также даст ученикам силу благовествовать веру в Спасителя, не страшась смерти. Господь предупреждает учеников о будущих страданиях. Неизбежность гонений является еще одним следствием соединения верующих с Богом: мир не может принять тех, в ком живет Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

А спросить Его боялись. Вот так было сформировано мнение о Мессии, как о политическом освободителе, и преодолеть это они никак не могли. И даже уже осталось несколько мгновений пребывания Господа на Земле – опять за ту же тему: не в сие ли время Ты сейчас бросишь клич, уготовляешь царство Израилю? – Опять только в земном плане. Последняя Вечеря и прощальная беседа, которая заканчивается молитвой. Вот после этого уже сами страдания. Вот Вечеря, умовение ног. Смотрите: « Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его» ( Ин. 13:1 ), – Еще не пришел час Мой (см. Ин. 8:20 )– это Он говорил раньше. Еще не пришел час Мой (см. Ин. 7:6, 30 ), даже Матери говорил: еще не пришел час Мой (см. Ин. 2:4 ). Смотрите, это, по-моему, во 2-й главе от Иоанна – не на браке ли в Кане Галилейской? Давайте-ка посмотрим: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? – Вина нет у них. И вдруг: что Мне и Тебе, Жено? Покойный отец Ливерий Воронов , догматист прекрасный, говорил: ведь эти слова значат: ну и что? Пусть так. Пусть так – если не хватает вина. А Она продолжает: – Что скажет Он вам, то сделайте. А Ей Он говорит: – Не пришёл час Мой. – То есть показывает Матери, что Ему нельзя диктовать. Каждая мать желает видеть детей своих в послушании – прекрасно, но здесь отношение особое. Это не только Её Сын, но и Бог. Еще не пришел час Мой, что Мне и Тебе, Жено? – женщина. Вот, никакие родственные отношения . Когда Моисей давал благословение левитам – Левииным коленам, – вы посмотрите, что там сказано, – это же просто поразительно! И вот священникам бы это надо взять сейчас обязательно посмотрите Второзаконие – Второзаконие, 33-я глава. Он, , как и Иаков, перед смертью даёт благословение народу – каждому колену. И вот смотрите, 8-й стих: «И о Левии сказал [о священническом колене. Что сказал?], туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы», – это помните тот момент, когда вместо того, чтобы сказать скале: дай воду, – он в раздражении ударил по ней жезлом. И вот это и было нарушением воли Божией, так что они оба с Аароном лишились права и войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот изгнан, как из крепости – где он? убежал? Сел у крепости и ждёт: не откроется ли опять дверь и – туда опять нырнул! – Не знаем куда идёшь. – Азъ есмь Путь, Истина и Животъ]. “Никто не приходит к Отцу [ Василий Великий в своей книге “Толкование на псалмы” говорит: “Мы все находимся в пути”. Я есть Путь, Истина и Жизнь, – ζω, не биологическая жизнь – βιοζ, а ζω духовная жизнь. Потому что эта жизнь без такого духовного начала – она недостойна человека. Вот Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу], как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели его» ( Ин. 13:36–14:7 ). Поскольку это последняя беседа, в ней особый делается акцент на Его единосущии с Отцом: вот эту мысль надо было внедрить в них во что бы то ни стало. Потому что вот здесь есть 28-й стих, : «Вы слышали, что Я сказал вам: “иду от вас и приду к вам”. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: “иду к Отцу”; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Как понимать эти слова, когда Сам Христос говорит, что Отец Мой более Меня есть? Вот ариане и приводили эти слова в качестве аргумента, что вот Сам Сын Божий говорит, что Отец более Меня. В каком контексте, что это за слова, почему Он так сказал: Отец Мой более Меня есть? А в другом месте Он говорит: Азъ и Отецъ едино есмы ( Ин. 10:30 ). Нельзя по отдельности брать фразу, вырывая из контекста и навязывая им своё понимание. Толкование всех этих сектантов : вырвать из контекста, нарушив первое герменевтическое правило, которое говорит, что нельзя вырывать текст из контекста и толковать его, не учитывая всего контекста, и всего даже Евангелия. Вот у нас дух животворит; плоть не пользует нимало (см. Ин. 6:63 ). Вот видите, вырвали из контекста, вот Сам Спаситель говорит, что дух животворит – не нужны ни кресты, ни поклоны, никакие проявления религиозного чувства. Дух животворит, а плоть не пользует нимало. Вот и стой по швам, не делай никаких движений – не нужно и крестного знамения совершать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ниспослание Утешителя ко всем верным ( Ин.15:26 ) и Его наставничество ( Ин.16:13 ) в силу всемогущества и всеведения Божия не могут не произвести соответственное им действие. Это действие – возрастание Церкви, а не всеобщее отпадение. Отпадение, напротив, должно было бы свидетельствовать об отсутствии Утешителя и неспособности Его защитить вновь созданную Церковь . Своим последователям Господь обещает не отступничество, а гонения ( Ин.16:2 ), от которых, однако, они не соблазнятся ( Ин.16:1 ). Несмотря на эти гонения, радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин.16:22 ), потому что Христос победил мир ( Ин.16:33 ). Как видно, по мнению нынешних лжеучителей Господь напрасно предостерегал учеников от соблазна 19 . Первосвященническая молитва ( Ин. 17 ) вся посвящена теме единства христиан и любви. Господь молился: Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною ( Ин. 17, 11, 15, 19 ). Но нет хуже зла, чем зловерие и отпадение от Бога. Именно это – зло в истинном смысле. Веря во всемогущество Божие, мы не должны сомневаться, что молитва Сына была услышана Отцом и привела к просимому Им результату. Конечно, не в смысле всеобщего спасения, но в смысле возможности спасения желающих того христиан всех эпох. Условием этого, конечно, должна быть их правая вера. В первосвященнической молитве Господь просит не только об апостолах, но и обо всех верующих: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17, 20–21 ). Это единство засвидетельствует перед миром, что Иисус есть Сын Божий и послан Отцом. Именно через единство, а не через отпадение подавляющего большинства верных, продолжает Господь молитву Отцу, уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:21 ). Таким образом, если бы действительно через 60–70 лет после этой молитвы в мире почти не осталось бы истинных христиан, а одни только «плевелы», тогда не только мир не смог бы уверовать, но и свидетельство Иисуса Христа о Своем посланничестве оказалось бы ложным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010