Пророчества их о Мессии исполнились с такою точностью в жизни Иисуса Христа, что, кажется, все видевшие Его должны были бы уверовать в Него. Но дьявол ослепил умы евреев; безумная гордость и грубая чувственность притупили их духовные чувства, – и Израиль не познал Господа своего, отвергся от Создавшего его, не внимал проповеди пророков, не верил обетованиям, или понимал их по своему, – и оттого не принял Мессию, как Избавителя, но предал Его ни поругание и смерть. Однако истинно слово Господне, сказанное через пророка: Как дождь или снег нисходит с неба и туда не возвращается , но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно. ( Ис. 55:10–11 ). Для кого же проповедовали св. пророки? Кому принесли особенную пользу, кому были благотворны и спасительны их пророчества? Не им самим, т. е. не евреям и даже не самим пророкам, но нам, христианам, служило то, говорит Апостол Петр (Петр. 1:12). Видя исполнение пророчеств, сказанных за несколько сот лет до самих событий, можем ли мы не убедиться, что Сам Бог основал, насадил, сохранил, распространил и прославил нашу святую Христианскую Веру и нашу Православную Церковь ? Да, братья, чем больше будем мы изучать истины св. Веры нашей, тем яснее и тверже будем убеждаться, что на земном шаре одна она, наша православно-христианская Вера есть истинно древняя, истинно Божественная, истинно спасительная. Аминь. 22. О временах пленения вавилонского и седмицах Данииловых Ни кроткие увещания, ни грозные обличения пророков, ни благодеяния, ни наказания Божие не могли исправить евреев. Они по-прежнему предавались идолопоклонству и самым грубым порокам, а ревностных учителей своих, посланников Божьих, ненавидели, гнали, предавали смерти. Мера долготерпения Божия исполнилась. Царство израильское, или самарийское, как более беззаконное, первое испытало на себе карающую руку правосудия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Рим. 2:22–24 ). Эта мерзость упраздняла истинное богопочитание, на место истинного Бога поставляла богов ложных, вместо очистительного иудейского богослужения, вводила безнравственные культы и через них вела к распущенности нравов; она отторгала людей от Бога, лишала их помощи Божией, возжигала в Боге гнев на увлекавшихся ею, подкапывала их благоденствие и счастье, ввергала их в неисчислимые и самые тяжкие бедствия, приводила их к гибели, и, вместе с тем, позорила все священное: имя Божие, храм Божий, землю и народ, составлявшие удел Божий. Так ужасна и разрушительна была мерзость идолослужения! Тем не менее, все-таки это была только низшая степень мерзости. Главное отличие ее от мерзости, о которой говорится в книге Даниила и в Евангелии, в том, что она не стояла на святом месте. Хотя, по свидетельству 4-й книги Царств, во времена Иудейских царей были поставлены языческие жертвенники и идолы, и совершалось идолослужение не только в городах Иудейских, также и в окрестностях, близ Иерусалима ( 4Цар. 23:5, 8, 10, 13, 15 ), но и в самом Иерусалиме ( 4Цар. 23:42 ); хотя, кони, посвященные солнцу, были поставлены пред входом в дом Господень ( 4Цар. 23:11 ); хотя Астарта и вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, были в самом храме Господнем ( 4Цар. 23:4, 6 ), а при нем были выстроены дома блудилищные, в честь Астарты ( 4Цар. 23:7 ); хотя Манассия сделал на обоих дворах дома Господня и жертвенники, на которых, конечно, приносились языческие жертвы ( 4Цар. 23:12 ); хотя, как видно из книги пророка Иезекииля (8 гл.), языческое богослужение Иудеями совершалось и в наружном, и во внутреннем дворе дома Господня, и здесь же стены были покрыты изображениями нечистых животных 181 и идолов: но совершалось оно, именно, только во дворах храма, т. е., в частях храма, несравненно менее священных, нежели святилище и святое святых, – в частях, составлявших только притворы для внутреннего или настоящего храма. Без сомнения, идолослужение и в наружных частях храма оскверняло храм; но в меньшей степени, нежели в том случае, если бы оно было совершаемо в святилище, или в святом святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

С решением этого вопроса становится понятным и то, почему малый хульный рог, изрекавший высокомерные слова, убит, тело его сокрушено и отдано на сожжение огню, тогда как у прочих зверей только отнята власть и дано им продолжение жизни на время и до срока. По пророчественному представлению все 4 царства являются прямо враждебными царству Божию, существующими совокупно до явления победоносного над ними царства, и этим царством сначала низлагается хульный рог последнего царства и в этом последнем враге в конец низлагается гордыня и вражда ( Дан.7:26 ), а эта вражда и гордыня поначалу принадлежит исконному врагу и будет продолжаться до кончины мира, когда и будет низложена в лице антихриста. Следовательно, в особенности последний враждебный рог видения Даниилова, своею судьбою указывает на судьбу антихриста. Итак, в пророческом зрелище суда Божия открывается грозная судьба и всех последующих враждебных Богу и Его Церкви царств, и в особенности антихристова владычества. Они, одно за другим или друг с другом, будут низлагаться, и владычество антихриста прямо поглощается открывшеюся вечною смертью. Раскрыв судьбу этих 4-х земных царств и отношение к ним царства Сына человеческого, царства вечного, перейдем теперь к изображению этого последнего, 5-го царства, которое тождественно в общем и существенном с камнем, виденным Навуходоносором и также обозначавшим «царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» ( Дан.2:44 ). Пророк Даниил, в свою очередь, также видел в ночных видениях: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.13–14 ). Из объяснения, которое получил Даниил от одного из предстоящих пред престолом Ветхого денми относительно царства Сына человеческого, видим, что это царство не только вечно само в себе, и что все властители будут служить и повиноваться Сыну человеческому, но и то, что «Царство… и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего» ( Дан.7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Самое общее значение этих слов есть, как мы только что сказали, продолжающееся само–свидетельство Господа одновременно и о Себе и о Предтече: Илия рассматривался, согласно пророчеству Малахии 4,5, как предшественник дня Господня, который есть и день Мессии. Здесь, следовательно, Господь подтверждает значение Иоанна именно как Предтечи Мессии, а о Себе, следовательно, свидетельствует как о Мессии, Коего Иоанн есть Предтеча. Этот текст через это вплетается в общую ткань этой мессианской по существу, хотя и прикро–венной по форме, речи. Однако здесь вплетается еще и особый мотив, требующий рассмотрения, сближение Илии с Иоанном. Но на этом мы остановимся ниже, чтобы сейчас не прерывать рассмотрения речи Господа об Иоанне в ее целом. Мф. 11,15 заканчивается первая половина речи Господа о Предтече, посвященная свидетельству о нем, а по связи с ним и о Себе Самом. Далее начинается вторая половина, всецело посвященная отношению народа к Предтече и — опять–таки — и к Мессии. Последний именует Себя при этом ветхозаветным мессианским именем из Даниилова пророчества 7, 13–14: Сын Человеческий. Она содержит в себе тяжелые укоризны. Эта часть речи в более понятном изложении у ев. Лк. 7, 29 начинается особливым обличением фарисеев и примыкает здесь непосредственно к свидетельству о величии Иоанна, как первого из рожденных женами. «И весь народ слушавший и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк. 7,29–30). Здесь Господь прямо говорит, что крещение Иоанново было по воле Божией, но было — в конце концов — отвергнуто фарисеями и законниками. Они по началу шли его слушать (Мф. 3, 7), но затем определились против него и не крестились от него. Таким образом, уже на отношении к Крестителю произошло разделение. Обращаясь ко всему народу, Господь обличает в образных сравнениях его неустойчивость и своеволие пред лицом великого пророка Божия. «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площадях и, обращаясь к товарищам, говорящим: мы играли вам на свирели (дудке), и вы не плясали, мы причитали, и вы не рыдали» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Свернуть Читать перевод Так говорит Господь: Вот приходят дни, и заключу с домом Израиля и с домом Иуды завет новый, не как тот завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; потому что они не пребыли в завете Моем, и Я пренебрег ими, говорит Господь. Ибо вот этот завет [Мой], который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: Непременно вложу законы Мои в разум их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: " Познай Господа " , ибо все будут знать Меня, от малого (и) до большого среди них, потому что Я милостив буду к неправдам их и грехов их не вспомню более. Свернуть Паремия 15 Даниил 3:1–88 — длинная и торжественная песнь трех отроков в печи вавилонской стала источником множества цитат в богослужебных песнопениях; вновь и вновь звучит на вечерне голос хора, повторяющий припев: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Но это не просто красивая поэзия — история из Ветхого Завета повествует о трех юношах, которые за веру в Единого Бога были брошены в огненную печь, но остались там невредимыми. Их мучители, глядя на огонь со стороны, видели не только их троих, но и таинственного Четвертого. И христиане видят в этом явлении прообраз схождения Христа во ад, откуда он вывел спасенных людей. Читать отрывок Пророчества Даниилова чтение. [Гл. 3, ст. 1 – 88] В лето осмонадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато, высота его лактей шестидесяти, и широта его лактей шести: и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей. И посла [Навуходоносор царь] собрати ипаты, и воеводы, и местоначальники, вожди же и мучители, и сущия на властех, и вся князи стран, приити на обновление кумира, егоже постави Навуходоносор царь. И собрашася местоначальницы, ипаты, воеводы, вожди, мучители велицыи, иже над властьми, и вси начальницы стран на обновление тела, еже постави Навуходоносор царь: и сташа пред телом, еже постави Навуходоносор царь.

http://foma.ru/pyatnadczat-stupenej-k-pa...

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван царем Вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости и воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать Божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоявших рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая его ( Дан.3:26–90 ). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («мене, текел, упарсин»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущный, и царство его несокрушимо, и Владычество его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевавшем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен Вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» ( Дан.9:18 ). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово шиккуц отличается от слова тоева тем, что оно не означает преступлений против нравственного закона, а означает исключительно извращения религиозного чувства и преступления против религии, предметы языческого богослужения и самое это богослужение; т, е., это слово означает исключительно то, что тоева означает преимущественно. Подобно тоева, слово шиккуц почти постоянно употребляется во множественном числе, и оба слова по-русски обозначаются одинаково словом: мерзости, или гнусности. Так, Моисей говорит Евреям о народах языческих: вы видели мерзости их (шиккуцейгем) и кумиры их ( Втор. 29:17 ). Здесь, словом мерзости обозначены, по-видимому, все, вообще, принадлежности и особенности языческих культов, отличавшие последние от служения Евреев истинному Богу. В Четвертой книге Царств сказано, что все мерзости (гашшиккюцим) истребил царь Иосия ( 4Цар. 23:24 ), а из предшествующей речи видно, в чем состояли эти мерзости. Это – вещи, сделанные для Ваала и для Астарты, и для всего воинства небесного, находившиеся в храме Божием ( 4Цар. 23:4 ); помещавшийся там же идол Астарты ( 4Цар. 23:6 ); домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты ( 4Цар. 23:7 ); высоты, на которых совершали курения жрецы ( 4Цар. 23:8 ); места, где Евреи проводили своих сыновей и дочерей через огонь Молоху ( 4Цар. 23:10 ); кони, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень и колесницы солнца ( 4Цар. 23:11 ); жертвенники на кровле горницы Ахазовой, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня ( 4Цар. 23:12 ); высоты, которые устроил Соломон... Астарте, мерзости (шиккюц) Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской; статуи и, посвященные богам, дубравы ( 4Цар. 23:14 ); жертвенник, который в Вефиле, и высота, устроенная Геровоамом ( 4Цар. 23:15 ); все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские ( 4Цар. 23:19 ); жрецы высот, которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному ( 4Цар. 23:5, 20 ); вызыватели мертвых, и волшебники, и терафимы, и идолы ( 4Цар. 23:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Спаситель подчеркивал неожиданность Своего второго пришествия для большинства людей. «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24, 42–44 ). «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 37–39 ). Ввиду такой неизвестности и внезапности наступления «суда великого дня» (см. Иуд. 1, 6 ), все верующие должны всегда бодрственно ожидать пришествия Христова и быть готовыми к достойной Его встрече. Предупреждением о важности такого бодрствования является притча о десяти девах (см. Мф. 25, 1–13 ). Однако, как потоп наступил неожиданно лишь для людей беспечных, погруженных исключительно в житейские заботы, но не был таковым для праведного Ноя, так и пришествие Господа не будет вовсе неожиданным для людей благочестивых, ожидающих Спасителя Господа Иисуса Христа (см. Флп. 3, 20 ). И это потому, что, говоря о неизвестности дня и часа Своего пришествия, Спаситель не оставил нас в совершенном неведении относительно вообще времени великого и страшного дня Господня. Он указывает некоторые признаки приближения и наступления времени Своего второго пришествия и кончины века, подобно тому, как указаны были в свое время и признаки Его первого пришествия (проповедь Предтечи – см. Мал. 3, 1 ; седмицы Данииловы – см. Дан. 9, 24–27 и др.). Слово Божие указывает на два главных признака приближения последнего великого дня: 1) на распространение Евангелия во всем мире; 2) на необычайное усиление и распространение зла и связанное с этим явление антихриста. О первом из этих признаков так говорил сам Господь Иисус Христос: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24, 14 ). Апостол Павел замечает, что ко времени второго пришествия в Церковь Христову «войдет полное число язычников» ( Рим. 11, 25 ), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Спустя некоторое время низкая измена нарушила мирное течение жизни, установившееся в правление Симона: зять первосвященника, Птоломей, поставленный военачальником на равнине Иерихонской, замыслил погубить Симона и его сыновей и овладеть страною. И в то время, когда «Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их, пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, то с коварством принял их радушно Птоломей в небольшую, устроенную им крепость, называемую Док. И сделал для них большой пир, и спрятал там людей». И в разгар пира Птоломей и бывшие при нем убили Симона «и двух сыновей его и некоторых из служителей его». «Так совершил Птоломей великое вероломство и воздал за добро злом». Потом написал он об этом царю и просил прислать ему войско на помощь, обещая предать ему «страну их и города». Одновременно он пытался овладеть Иерусалимом, «но некто, прибежав к Иоанну в Газару, известил его, что отец его и братья умерщвлены и что Птоломей послал убить и его». «Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их» и, возвратясь в Иерусалим, признан был первосвященником и вождем народа иудейского. (1 Мак. 14, 1—3; 15, 1, 26—28, 30, 33—34, 37, 40; 16, 8, 14—18, 21—22) Многочисленными победами своими Иоанн также содействовал расширению земли Иудейской, и под управлением потомков Маккавеевых самостоятельность ее продолжалась от 143 до 64 года до Рождества Христова. В этом же году, пользуясь наставшими в Иудее смутами и раздорами при несогласиях между самими Маккавеями, ссорящимися из-за царской власти, могущественные римляне овладели страною и уничтожили в ней царскую власть. Таким образом, скипетр выпал из рук царей из колена Иудина, по предсказанию праотца их Иакова. Римляне поставили правителем над Иудеей идумеянина Антипатра. По смерти же его сын его Ирод, приобретший своими происками доверие римлян, облечен был царской властью, хотя и в зависимости от Римского императора. Он возбудил общую ненависть к себе, ознаменовав свое правление коварством, предательством и преступлениями. Поэтому он сделался подозрительным и с жестокостью относился к народу, положение которого сделалось тогда снова нестерпимо тяжелым. Но, к утешению их, к этому времени сводились все чаяния их и надежды на скорое исполнение предсказаний о пришествии Спасителя. Царей не стало из рода Иудина; седмины Данииловы приходят к концу... Народ преисполняется ожиданием Великого Пророка. Иные ожидают его в лице царя, который доставит иудеям высшее земное могущество; другие же прозирают из священных книг истинное значение воплощения Сына Божия на земле.

http://pravoslavie.ru/2988.html

ср. 1Мак. 2:60 ; Евр. 11:33 ). Между тем царь, встав рано утром, поспешно пришел ко рву львиному и громко воззвал: Данииле, рабе Бога живаго, Бог твой, ему-же ты служиши присно, возможе-ли избавити тя из уст львовых (20 ст.). Даниил в ответ на это сказал: царю, во веки живи. Бог мой посла ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред ним правда моя, и пред тобою, царю, согрешения не сотворих (21–22 ст.). Царь весьма обрадовался и тотчас же приказал извлечь Даниила из рва, причем не оказалось на нем ни малейшего повреждения: и всякаго тления (ни единого вреда) не обретеся на нем, яко верова в Бога своего (23 ст.). Тогда, по распоряжению царя, брошены были в ров изобличенные самим Богом клеветники вместе с семействами своими и прежде, чем достигли дна рва, были уже растерзаны львами (24 ст.). Такова сила веры и благочестия! Так хранит Господь праведников своих (ср. Пс. 33:20–21; 36:39–40; 90:11–14 ; Дан. 3:49–50 )! Это чудо милости Божией к Даниилу царь указом своим сделал известным для всех своих подданных, внушая им благоговеть пред Богом еврейским: «от меня дается повеление по всему царству, так писал он в указе своем, чтобы все благоговели и трепетали пред лицом Бога Даниилова, ибо Он есть Бог живый, пребывающий во веки, царство Его не разрушится и власть Его вечна. Он возвышает и избавляет, творит знамения и чудеса на небе и на земле, Он избавил Даниила от уст львов» (26–27 ст.). В царствование того же Дария пр. Даниил получил от Бога и другое великое утешение. Размышляя о пророчестве Иеремии касательно 70-летнего пребывания евреев в плену ( Иер. 25:3–12 ), которому скоро имел наступить конец, и видя с другой стороны, что рассеянные в плену соотечественники его, не смотря на бедствия плена, далеко еще не оставили своих беззаконий, которыми навлекли на себя это бедствие, пророк Даниил сильно скорбел о народе своем, опасаясь, чтобы плен ради нечестии не продлился далее указанного Иеремиею срока. Среди таких скорбных размышлений он утешен был великим откровением чрез Архангела Гавриила о семидесяти седминах, из которого он узнал, что народ еврейский получит свободу от плена и что по прошествии некоторого времени потом придет на землю давно обещанный и ожидаемый Мессия (9 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010