Архив Пн Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России 3 апреля 2020 г. 16:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия , а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не д о лжно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43). Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне. В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

http://patriarchia.ru/db/text/5616517.ht...

б) Когда незадолго до предательства Мария помазала Господа миром, Иуда счел это помазание за безрассудную трату денег. Он говорил с озлоблением: « для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » (Иоан. 12:5) Спаситель отвечал: « оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда » (Иоан. 12:7–8). Такой поразительно величественный ответ должен был огорчить Иуду, сердце которого с этого времени более и более охлаждалось к Спасителю. Такие Иуды есть «всегда и везде.» Они не хотят ничего делать для Бога и для Богослужения; они говорят о бедных, о которых они именно менее всего думают! в) Ненависть архиереев и фарисеев к Спасителю возрастала все сильнее и открытее. Решено было убить Господа. Но днем не могли схватить Его, a Его ночное пребывание было неизвестно. «О, если бы только узнать об этом!» возглашали они. Тогда « во время вечери … диавол … вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его » (Иоан. 13:2). Решимость Иуды еще не созрела; он не думал ни о каких дурных последствиях для Господа, он хотел только получить побольше денег и вступил в переговоры. « Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников » (Мат. 26:15). Иуда и до ныне стоит не одиноким в мире. Тысячи людей ради ничтожной суммы готовы тотчас продать и своего Бога, и свою веру, и свою честь, и все святое. Деньги и имущество для многих выше всего! 2. Многие обстоятельства, внутренние и внешние, понуждали его к ужасному предательству. Какие? а) Спаситель видел его насквозь. В иерусалимской горнице, в святом кругу, вкушали пасхального агнца. Спаситель сказал: « один от вас предаст Меня » (Иоан. 13:21). « Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам » (Иоан. 13:26). «Что делаешь, делай скорее.» (Иоан. 13:27). Если бы Иуда тут же пал в ноги Спасителя и исповедал свою вину; то ему было бы прощено. Но он подумал: «я узнан! Иисус проник в мой замысел. Честь моя пред соапостолами потеряна. Ее не спасти более.» И он отправился к иудейским первосвященникам, чтобы предать Господа. (Очень вероятно, что он вкушал только ветхозаветного пасхального агнца, но не принимал участия в евхаристии).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б) Помыслим, братия, и о том, что так и во всякое время силен Господь воскрешать от смерти греховной к жизни благодатной. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). Кто слушает слово Господа Иисуса и верует в Него и в Отца Его, тот имеет жизнь вечную, т.е. кто с верой слушает учение Иисуса Христа, и последует ему, как истинный ученик Христов, тот получает благодать Святого Духа, которая, если он пребудет верен Христу до конца жизни, будет в нем источником духовного мира и утешения, залогом и предначатием вечного блаженства, – будет приготовлять его к участи в вечной славе Господа Спасителя, Царя неба и земли. Имеющий в своей душе эту благодатную жизнь в последний день не подвергнется осуждению вместе с грешниками или не веровавшими в Иисуса Христа, или не исполнявшими Его заповедей. Но по гласу Господа, восприняв прославленное тело, он станет одесную Господа и услышит вожделенный глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). в) Иисус Христос говорил сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь… Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25–26 ). Так Господь Иисус есть и наше воскресение, и наша истинная жизнь. Будем всегда любить Его всем сердцем и всей душой, как Бога и Спасителя нашего. Будем более всего заботиться о том, чтобы верно исполнять Его заповеди, кто бы в каком звании и состоянии ни был. И мы вечно будем жить благодатию Господа Спасителя, и смерть телесная не будет страшна для нас: ибо сим путем мы только перейдем от этой суетной и скорбной жизни к жизни нескончаемой и блаженной. III. Христе Спасителю и Боже наш! Как Ты всесильным словом Твоим воскресил от смерти к жизни четверодневного Лазаря, так, силой Духа Твоего, воскреси и всех нас от смерти греховной к жизни благодатной и даруй нам всегда жить верой в Тебя, всегда исполнять заповеди Твои и пребыть верными Тебе до конца жизни, чтобы с надеждой перейти в жизнь вечную. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского). Г. Некоторые великопостные молитвы и песнопения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Богородице, Дево, радуйся!» и пр. (Слава) «Креститель Христов! Помяни всех нас, чтобы мы избавились от своих беззаконий, потому что тебе дарована благодать – молиться за нас». (И ныне) «Молитесь за нас, святые апостолы и святые все, чтобы избавились мы от несчастий и скорбей, потому что в вас мы приобрели теплых ходатаев пред Спасителем». «Богородица! Прибегаем к Твоему милосердию: не призри наших молений во время искушений, но избавь от падений, – единая чистая, единая благословенная». Последняя дневная служба есть великое повечерие. Великое повечерие Общий состав Великого повечерия слагается из трех частей, «во образ Святыя Троицы и в умилостивление за нас», как выражается блаженный Симеон Солунский . Каждая часть состоит из нескольких, – большею частию, трех псалмов, без сомнения, в честь и славу Пресвятой же Троицы, из новозаветных молитвословий и песнопений. И псалмы, и молитвословия, и песнопения премудро применены Св. Церквию и ко времени дня, и к нашему нравственному состоянию. Вот пред нашими очами человек верующий, совершивший дневные подвиги свои и готовящийся упокоиться мирным сном. Спокойно встречает он время сна, хотя этот сон есть подобие смерти, хотя бесчисленные враги угрожают и душе, и телу его. Он верует с Давидом, что Господь хранит праведников, что Господь слышит, когда они иризывают Его, он не смотрит на врагов своих, он не боится их и повторяет в душе своей слова псалмопевца: «я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность». Так говорит человек-праведник. Но представляя себе праведника, готовящегося возлечь на ложе свое после дневных трудов и подвигов, мы обращаем очи и сердце наше к Тому, Кто един на земле, среди всех врагов Своих, был чист и свят, к Господу Иисусу Христу, когда Он жил на земле, и по окончании дневных трудов Своих, подъятых ради нашего спасения, приближался к гробовому ложу Своему. Затем, мы припоминаем себе и всех святых Божиих человеков, – всех истинных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа, которые, верно исполняя Его заповеди, неустанно трудясь ради славы имени Его, ради нравственной пользы своих ближних, ради собственного своего спасения, спокойно, с верою в Господа, с молитвою к Нему, с веселием и миром в душе, приближались к ложу своему. «Ты мне вложил в сердце веселие большее, нежели у нечестивых во время обилия хлеба и вина, и елея, на их вечерних пиршествах. Я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность», – так помышляют они в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В “Предисловии” Гоголь рассказывает о своем намерении “отпра­виться к наступающему Великому Посту во Святую Землю” и испрашивает у всех прощения, подобно тому как в последнее воскресенье перед этим постом все христиане просят прощения друг у друга. В Прощеное воскресенье в церкви читается отрывок из Евангелия, где говорится: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6:14).В записной книжке Гоголя мы находим подробный рассказ о том, как прощают перед Великим Постом 9 . Таким образом, путешествие, которое Гоголь “хотел бы совершить как добрый христианин”, и есть великопостное странствование. Конечно, это не зачеркивает и прямой смысл “Предисловия”, то есть намерение Гоголя отправиться в Иерусалим. Действительно, Гоголь давно мечтал посетить Святую Землю, получил на эту поездку благословение от епископа Харьковского Иннокентия еще в начале 1842 года, много готовился к ней, рассказывал об этом друзьям. Однако свое паломничество он совершил только в 1848 году. В книге же “поездка в Иерусалим” имеет символический смысл. Дело в том, что долгое постное странствование (этот образ Гоголь мог часто встречать как в писаниях святых Отцов, так и в церковных песнопениях) служит образом скитания Израиля в пустыне, описанном в книге Исход. Этот сорокалетний (Великий Пост — сорокадневный) путь привел древних евреев к Иерусалиму. Теперь же, когда богоизбранным народом являются все, находящиеся внутри ограды церковной, они, подобно древним израильтянам, совершают во время Великого Поста свой путь в Горний Иерусалим, к Светлому Христовому Воскресению — Пасхе (главой “Светлое Воскресенье” заканчивается книга Гоголя). П. Г. Паламарчук в книге “Ключ к Гоголю” говорит, что для писателя поездка в Иерусалим была “путешествием к первообразу Нового Града”. О нем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр 21:2). От “города со всем вихрем сплетней — прообразования бездельности жизни всего человечества в массе”, по выражению Паламарчука, — ко Граду Божиему: вот путь Великого Поста. Паламарчук подробно разбирает эволюцию “города” у Гоголя и доказывает важность этого образа в его творчестве. Таким образом, “путешествие в Иерусалим” есть путь христианской души во время Великого Поста. Следует отметить, что в последнюю пятницу перед постом на богослужении читается отрывок из Книги пророка Захарии. Вот несколько выбранных мест из него, где говорится об Иерусалиме как о цели и о спасении:

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

В ответ на живую преданность христианина Богу и на его жалобный вопль о множестве врагов, восстающих на него, раздается уверительное слово Самого Бога, обещающего ему Свою Божественную помощь при всех нападениях врагов его. «Так как он, т. е. истинный христианин, возлюбил Меня», – вещает Отец небесный, – «избавлю его, защищу его, так как он познал имя Мое. Призовет Меня, – и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его; долгоденствием насыщу его и явлю ему спасение Мое». Светлым лучом ободрения и надежды кажется кающемуся христианину уверение это Всевышнего Господа: «с ни Я в скорби, избавлю его и прославлю его». Оно производит всеобщее радостное движение в сердцах всех молящихся в храме; оно раскрывает их уста, умиляет сердце, вливает бодрость и свежесть в душу их при дальнейшей борьбе со врагами. Тотчас после этого Божественного уверения, попеременно на два хора поется велегласно и со сладкопением отрывок из пророчества св. Исаии: «с нами Бог ! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог ! Услышите до последних земли: яко с нами Бог!» Вот самое пророчество: «С нами Бог ! Враждуйте, народы, но трепещите. Замышляйте замыслы, но они рушатся. Изрекайте повеления, но они не исполнятся, потому что с нами Бог (VIII 9, 10). Иегову (Господа), Бога воинств, Его чтите свято; Он для вас страшен, и Он для вас ужасен. Он будет и священным убежищем (13, 14). Вот я и дети, которых дал мне Иегова (13). Народ, ходящий во тьме, увидит великий свет. Над сидящими в земле смертного мрака возсияет светило (18, 2); потому что у нас родилось Дитя, нам дан Сын, Которому на рамена будет возложена власть, и нарекут имя Ему: чудный Советник, Бог крепкий, вечный Отец, Князь Мира. Величию власти и благоденствию не будет меры» (5, 6). В заключение всего этого мы единодушно иовторяем первые слова пророческого сказания Исаиина: «с нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог». Так радостно, торжественно и громогласно это воскликновение наше среди великого повечерия. Это радостный, торжественный клик воинов, узревших своего началовождя и получивших от того новую бодрость, мужество и силы. И тем радостнее, тем торжественнее это восклицание, что до него мы слышали или монотонное чтение псалмов, или молитвенный стон о помиловании.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В пророческих откровениях сказано: «Разве разлюбит мать дитя свое? Но если бы и мать разлюбила дитя свое, – говорит Господь, – то Я не разлюблю вас» (см. Ис.49:15 ). Но притча о блудном сыне – только образ любви Бога к людям. На самом деле Бог любит человека неизмеримо глубже и сильнее, чем родители своих детей. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец, – прервав его, – сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги ( Лк.15,21–22 ). На этом человеке уже не было ни верхней одежды, ни обуви, но отец все возвращает своему сыну и даже дает ему перстень, который в старину был символом власти. Часто на перстне носили печать, которой пользовались при скреплении документов, и носитель этой печати был доверенным лицом у господина. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться ( Лк.15,23–24 ). Эта радость – от того, что нашелся сын. Совершенно забываются все грехи, все падения, все, что было сотворено им по своей воле, – так бывает и с нами, Господь вменяет нам все это в небывшее, когда мы каемся искренно. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование ( Лк.15:24–25 ). По-славянски переведено «пение и лики», а точный перевод с греческого – «музыка и танцы». Это было необыкновенно радостное пиршество, сопровождаемое всем, что обычно сопутствует человеческому веселью. Это образ того, какая радость бывает у Бога, Его святых, Ангелов Божиих, когда кто-то из людей кается. И, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым ( Лк.15:26–27 ). Откормленный теленок – символ обилия Божественной благодати, даруемой нам на божественном, церковном пире. Под пиром подразумевается, прежде всего, наша жизнь в Церкви (не только собственно то время, которое мы пребываем в храме, – но и вообще вся наша жизнь в Церкви, где бы мы ни находились, богослужение, участие в Таинствах).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской). Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8). Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Великое повечерие втрое более обыкновенного – малого. Состав великого повечерия таков, что его удобно разделить на три части, которые мы и рассмотрим порознь. Первая часть, повечерия несколько подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием. После того, как священник благословит начало службы, читаются обыкновенные начальные молитвы, т. е. „Царю Небесный”, „Трисвятое”, „Отче наш”, „Придите, поклонимся”. За молитвами этими следует чтение шести избранных псалмов (4, 6, 12, 24, 30 и 90). Как на утрени псалмы шестопсалмия приспособляются к утреннему времени, так шесть псалмов великого повечерия приспособлены ко времени отхода ко сну. В них мы прежде всего благодарим Господа за прошедший день, молим Его и уповаем, что Он дарует безмятежный сон в наступающую ночь, сподобит нас и после сна смертного почить с праведными: „Яви нам свет лица Твоего, Господи! – взываем мы со св. Псалмопевцем, – Ты исполнил сердце мое веселием. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, один даешь мне жить в безопасности” ( Пс. 4, 8. 9 ). Сон есть подобие смерти. Посему, отходя ко сну, вспоминаем мы и о смерти, ожидающей каждого из нас. Возносим мы теплую молитву Господу, чтобы Он помиловал, спас нашу душу, пока не постигла нас смерть, так как после смерти поздно уже просить помилования: „Помилуй меня, Господи ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена. Обратись, Господи, избавь душу мой, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочу постель мою... Доколи, Господи, будешь скрывать лице Твое от меня?.. Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным, да не скажет враг мой: я одолел его... Я уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня и буду петь имени Господа Всевышнего” ( Пс. 6, 3–7; 12, 2. 4–6 ). Веруем мы, что долготерпелив Господь и многомилостив и взываем к Нему с крепкою надеждою на Его помощь и заступление: „Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю всех вас, братья и сестры, с завершением первой седмицы Великого поста, а сегодняшних причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Многие из нас имели благодатную возможность в течение этой седмицы утром и вечером бывать в храме и участвовать в замечательных великопостных богослужениях. Кого-то не было в эти дни с нами по причине занятости на работе или неотложных семейных забот, но тем не менее сегодня и эти люди также пришли в храм, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Богослужебный круг первой седмицы Великого поста построен таким образом, чтобы постепенно ввести человека в пространство подлинно духовной жизни, где ему предстоит молитвенно пребывать на протяжении всей Великой Четыредесятницы. Даже когда мы не до конца и не во всей полноте понимаем услышанное в храме, тем не менее слова великопостных молитв и псалмов, а также чтения из Ветхого Завета и Евангелия, которые мы слышим в эти дни, проникают в наше сознание отдельными фразами и мыслями, запечатлеваясь если пока что не в памяти умственной, то наверняка в памяти сердца. Ибо «благодать Всесвятого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо учит их тому, как они должны воспевать Творца», — замечает святитель Иоанн Златоуст . И в самом деле, все верующие в Бога живут духовной мистической памятью, которая присутствует в Его Церкви. Это память особая. Она заключает в себе в первую очередь то, что совершил Господь наш Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». Эта память свидетельствует нам о Его жизни, о Его учении, о Его страдании, о Его крестной смерти с последующим Воскресением и преславным Вознесением. Церковь же есть община веры, в которой Духом Святым это воспоминание оживает и оживотворяет всех нас. Сказанное мною сейчас — не метафора и не художественный образ, а факт религиозной жизни. Ибо силою благодати Святого Духа, Который живет и действует в Церкви, мы истинно становимся реальными соучастниками и свидетелями всего того, что совершил Христос в Своем земном житии. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19), — свидетельствует нам апостол Павел.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010