«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вы — свет мира «Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни» — сборник проповедей, лекций, бесед и докладов Илариона (Алфеева). Первую и основную часть книги составляют беседы, произнесенные в течение Великих постов 1998–2000 годов в московском храме святой великомученицы Екатерины на Всполье. Вторая часть книги включает несколько лекций, произнесенных в разные годы и в разных аудиториях, главным образом, студенческих, таких как Московское Свято–Димитриевское училище сестер милосердия, Парижский Свято–Сергиевский православный богословский институт, Санкт–Петербургский государственный университет. Книгу «Вы — свет мира» составили: Проповеди: Об исповеди и покаянии О таинстве Причащения О посте О духовной жизни О духовничестве О браке О монашестве Об искусстве общения О зависти О диаволе и демонах Спасение в миру О любви к ближнему О предназначении и призвании человека Лекции, доклады: Святитель Григорий Богослов: жизнь и учение Святоотеческое учение о человеке Духовная жизнь в христианском понимании Мистицизм в Православии Пастырское служение в Православной Церкви Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни Проповеди Об исповеди и покаянии Великопостная беседа в храме св. Екатерины на Всполье Великий пост — время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди. От многих людей приходится слышать примерно следующее: «Годами прихожу на исповедь, годами называю одни и те же грехи, и ничего в моей жизни не меняется». Так, конечно, происходить не должно: что-то должно меняться в нашей жизни после каждой исповеди. Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте — он идет или вперед, или назад. Если мы не приближаемся к Богу, значит, мы от Него отдаляемся, если не становимся лучше, значит, становимся хуже. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Пермь. Собор Петра и Павла ( " Пермоградский " ). Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание Перми. Действующий. Собор Святых Петра и Павла, ул. Советская, 1 Рождение Петропавловского храма уходит к истокам образования нашего города. В 1723 г. по указу Петра I главный управляющий Сибирских казенных заводов В. И. де Геннин " сделал распоряжение к сооружению медеплавильного завода при устье реки Ягошихи, впадающей в Каму " . А в 1724 г. для жителей заводского поселка начато строительство деревянной церкви, освященной в 1726 г. С быстрым увеличением населения заводского поселка построенная церковь стала мала и не могла вместить всех желающих молиться. Поэтому через 10 лет, в 1757 г. рядом с деревянной, по правую сторону ее, была заложена и ныне существующая каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом св. великомученицы Екатерины, одно из первых каменных зданий города, которая была освящена 23 ноября 1764 г. По указу царицы Екатерины в 1781 г. " Повелено селу Ягошихинскому быть губернским городом Пермью... а по приличности и первенству сего города... оной церкви святых первопрестольных апостолов Петра и Павла быть собором к коему для священно служения... перевести из г. Кунгура Благовещенского собора Антония Иоаннова да священника села Банковского Филипповской церкви Дометия Черепанова, а третьего назначить из богословии студента Гавриила Сапожникова " . Интересно отметить, что царицей не только собственноручно были назначены священники указанной церкви, но и пожалованы им церковные одежды, которые были доставлены из столицы специальным курьером. На протяжении двух веков Петропавловский собор продолжал быть одним из религиозных центров Прикамья, в храме проводили службу ведущие духовные лица Пермской епархии, в храм обращались служители других церквей за оказанием материальной и духовной поддержки. В первые годы советской власти Петропавловский собор продолжал свою деятельность, о которой можно судить по книгам церковного делопроизводства: исповедным росписям 1918 г., брачным обыскам 1917-1920 гг., протоколам собраний приходского совета за 1923-25 гг. По советскому законодательству храм считался действующим, пока имелось 20 человек - членов-учредителей религиозной общины и составлялся договор на арендное использование здания храма. Однако недалеко то время, когда полуразрушенные руины храма немым укором свидетельствовали о потерянном почтении к святыне города.

http://sobory.ru/article/?object=02879

Профессор Борис Михайлович Мелиоранский (1870–1906) 1 1-го августа 1906 г., в хирургической лечебнице д-ра Клемма в Риге, скончался и.д. экстраординарного профессора С.-Петербургского университета и Высших женских курсов по кафедре истории Церкви, магистр богословия Борис Михайлович Мелиоранский . Сын почтенного Михаила Ивановича Мелиоранского, бывшего в последнее время в Университете секретарем Совета, и брат умершего 16 мая текущего же года профессора С.-Петербургского университета по кафедре турецко-татарской словесности Платона Михайловича Мелиоранского, Борис Михайлович происходил из духовной и в то же время из ученой среды. Со стороны отца – внук протоиерея церкви Екатерины Великомученицы на Васильевском острове в С.-Петербурге, а со стороны матери – профессора уголовного права (1845–1855) Дерптского университета А.С. Жиряева (в декабре 1855 всего 43 г. от роду, состоя профессором С.-Петербургского университета), бывшего питомцем Главного педагогического института из воспитанников Вологодской духовной семинарии, Борис Михайлович родился 19 октября 1870 г. в Петербурге. Первоначальное воспитание и образование он получил под руководством своей матери, которая отдавала всю свою душу, все знания и способности воспитанию своих детей. Десяти лет от роду Б. М. был помещен в первый класс Реформатского училища, а затем переведен в Училище при лютеранской церкви св. Екатерины, где и кончил курс по классическому отделению в 1888 году. Занятия в училищ под руководством директора, инспектора и учителя латинского языка Глезера и греческого языка Шмидта, при отличной постановке преподавания и крайней малочисленности учеников (Борис Михайлович был в числе 3–4 в класс), дали Б. М. прочную основу элементарного образования и хорошее знакомство как с новыми, так и с древними языками. Греческим языком он интересовался настолько, что, случалось, спорил и возражал учителю, а немецким владел, как родным, и еще в это время перечитал в подлиннике большую часть германской классической литературы. Впоследствии Б. М. познакомился с английским, коптским, отчасти с еврейским и армянским языками и таким образом был знаком в конце жизни с девятью языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Сочи. Фото Александр Чернов ЖМП 5 май 2015 /  6 мая 2015 г. 14:23 В Сочи ждут православных паломников Сочи у многих ассоциируется с курортом, туризмом и спортом. Безусловно, это белоснежные вершины Кавказа, зеленые склоны, лазурное море и совсем еще новый комплекс олимпийских объектов. Но у города есть и духовная жизнь, есть свои святыни, своя церковная история, которая связана с первыми апостолами — Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, освятившими b I beke своей проповедью эту землю. Узнать об этом подробнее предлагает сочинский паломнический центр «Преображение», недавно созданный по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Башмачки святителя Спиридона Наш автобус мчится по великолепным транспортным развязкам, построенным к Олимпиаде. Со мной — еще 25 руководителей паломнических служб России, приехавших познакомиться с программой, которую предлагает СПЦ «Преображение». «Сочи уникален тем, что здесь паломничество можно совместить с оздоровлением. Мы так и построили программу: пять дней — поездки к святыням и пять — отдых на море. Каждую группу окормляет православный священник», — говорит духовник центра протоиерей Александр Мензелинцев. Священнику — 34 года, он полон энергии и творческих сил. Отец Александр активно развивает не только приходскую жизнь, он на протяжении уже четырех лет организует паломнические поездки для прихожан к святыням России и дальнего зарубежья. Так, по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора из поездки на остров Корфу к мощам святителя Спиридона отец Александр привез башмачки Тримифунтского святителя, которые теперь находятся один — в Преображенском храме Хосты, а другой — в Краснодаре, в храме Великомученика Георгия Победо­носца. «Впервые оказавшись у мощей святителя Спиридона, я почувствовал такую радость и благодать, что мне захотелось привезти с Корфу святыню и для своего храма, например башмачки святого. Рассказал об этом владыке, и с его архипастырского благословения мои мечты сбылись, — вспоминает отец Александр. — Через полгода по его благословению я уже летел на Корфу, где каждый год митрополит Керкиры меняет стоптанные башмачки на ногах святителя. Это чудо весь православный мир понимает как прямое указание на то, сколько трудится святитель Спиридон, ходя по миру и помогая людям, просящим его помощи. Готов засвидетельствовать: когда митрополит Керкирский Нектарий снял башмачки с ног святого Спиридона, я сам увидел, что подошвы их были изношены и на них были даже комочки земли».

http://e-vestnik.ru/church/sochi_palomni...

ЦВ 9 (286) май 2004 /  15 мая 2004 г. Прикосновение к Синаю Говорят, тот, кто однажды побывал на Синае, обязательно вернется сюда еще раз. Так получилось, что я трижды совершала паломничество на Синай и на своем примере убедилась в достоверности этого утверждения. Синай — одно из немногих мест на земле, где остро ощущаешь величие дел Господних и мимолетность, приземленность человеческого бытия. Одного только перечисления святых мест Синая уже достаточно для того, чтобы от благоговения затрепетало сердце каждого православного человека. Греческий монастырь святой Екатерины — древнейшая православная обитель — внешне похож на крепость. Монастырь начинался в 330 году с небольшой церкви в честь Богоматери и башни, служившей укрытием для монахов при набегах кочевников. Своим рождением монастырь обязан царице Елене. В шестом веке византийский император Юстиниан приказал возвести мощные монастырские стены и базилику Преображения — храм, сохранившийся доныне. Затем на протяжении многих веков монастырь разрастался не только внутри этих древних стен, но и ввысь — крыши ранних построек служили основанием для более поздних. В былые времена в монастырь приезжали многочисленные паломники из России. На колокольне, построенной в конце XIX века, сохранились девять колоколов, подаренных обители российскими царями. А в храме Преображения хранятся не только уникальные старинные иконы VI века, но и серебряные раки, украшенные драгоценными камнями, чеканкой, позолотой и литьем — подарок русских государей. Здесь же в серебряном ковчежце, скрывающемся в мраморной раке, находятся глава и десница ревностно почитаемой в России великомученицы Екатерины. В глубине монастырского двора зеленеет священный куст Неопалимой Купины. Длинные ветки куста свисают с двухметровой каменной ограды. Именно на этом месте, на которое Моисей ступал не иначе как сняв обувь с ног своих, и была построена первая из двенадцати монастырских часовен, ставшая теперь составной частью базилики Преображения. Недалеко от Купины, в затемненном углублении арки — колодец Моисея, поивший дочерей Иофора, священника Мадиамского.

http://e-vestnik.ru/world/prikosnovenie_...

12. Как научиться любить Господа Прошлый раз учили нас любви святые жены Мироносицы. Ныне тому же поучает святой Иоанн Богослов, паче всех любивший Господа и паче других любимый Им. Напишем же в уме своем сей образец любви, и начнем по нему настроивать свои чувства и расположения в отношении к Господу. Как св. Иоанн Богослов дошел до такой высокой любви к Господу, что для всех стал образцом в любви сей? – Так же, думаю, как и люди начинают любить друг друга. – Видят красоту и доброту другого, – и располагаются к нему горячею любовью. Так и св. Иоанн Богослов, – зрел красоту Господню и расположился к Нему, ощутил особенную Его любовь к себе, и сам согрелся любовью к Нему, – видел великие, дивные и благотворные дела Господа, и воспламенился огнем благоговейной и всецелой Ему преданности, – вкусил сладость любви к Нему, и, сам погрузясь в нее всем сердцем, упокоился в ней. – Вот путь восхождения в любовь к Господу. Вступим и мы на него н, конечно, достигнем желаемого. Во-первых, – зрел св. Иоанн красоту Господа, и расположился к Нему. Так зарождается и людская любовь: Видят красоту душевную, или телесную, и начинают любить друг друга. Возведем же и мы ум свой к созерцанию красоты Господа, и, верно, не останемся холодными н равнодушными к Нему. Красота Господа есть совокупность Его совершенств. «Посмотри, – чего нет у Господа», говорит св. Тихон. Чего бы ты не пожелал, все то есть у Него, и есть в неописанной и неистощимой полноте (Ч. 7, стр. 270). Блаженства ли желаешь? Истинное и вечное блаженство у Него. Красоты ли ищешь, – Он краснейший добротою паче всех человек ( Пс.44:3 ). Благородства ли хочешь, – кто благороднее Сына Божия? – Чести ищешь, кто честнее и выше Царя небеси? Мудрости ли ищешь, – постасная Божия премудрость Он есть! Веселие ли любишь, – радость и веселие блаженных духов, и избранных Божиих – Он есть. Утешение ли потребно тебе, – кто утешит тебя, кроме Иисуса? Покоя ищешь? Он есть покой вечный душам, любящим Его. Живота желаешь? У Него источник живота. Заблудиться опасаешься? Он есть путь. Прелести ли боишься, Он есть истина. Смерти ли страшишься, – Он есть живот, как Сам удостоверил: «Аз есмь путь, истина и живот». – Словом – всякое совершенство, и всякая красота и доброта, которых не может не любить человеческая душа, у Него есть. Понудь ум свой постигнуть сие, и не можешь не возлюбить Господа, подобно Екатерине великомученице, которая в том, кого полюбить обещалась, желала видеть такую красоту, какая была у ней, – такое же богатство, каким сама обладала, и такую же мудрость, какою сама хвалилась, полагая, что во всем мире не найдется такое лице. А когда познала Господа, то сравнительно с Его красотою, мудростью и богатством – все свое сочла ничтожным и презренным, и всецело к Нему прилепясь, и свое все, и себя самое принесла Ему в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

1850 год 1 III. Мои занятия в Александрии и заметки о Ниле Март, 18 Суббота. Задумано мною новое путешествие и начато сегодня. Описание его отделено от настоящей Книги бытия моего (и напечатано в 1856 г. 2 ) С 29 марта по 4 апреля я с дружиною своею провел время в монастыре Св. Саввы, находящемся в красивом городе Александрии, занимаясь описанием сего монастыря и собирая сведения о прошедшей судьбе его. Я спросил (игумена) о. Никифора, кто и когда построил монастырь, в котором он игуменствует? 3 . – Не знаю, – отвечал он и примолвил: – Говорят, что на месте обители была темница в которой содержалась Св. великомученица Екатерина. Предание свежо, а верится с трудом! Монастырь называется по имени Саввы Освященного, основателя Лавры, находящейся в трех часах пути от Иерусалима. Сей богоугодный муж жил и скончался в VI веке. Скоро ли по смерти и прославлении его христиане стали строить храмы монастыри во имя сего святого, – этого я не знаю. Не иноки ли палестинской Лавры Св. Саввы основали в Александрии подворье или обитель во имя своего предстателя пред Богом? Или построил ее александрийский патриарх Савва (святительствовавший между 1100 и 1122 годами) по особенному благоволению к своему тезоимениту. В XIII веке (1233–1237 гг.) был в Александрии архиепископ сербский Савва, но в житии его не упоминается о здешнем монастыре. Впрочем, там не сказано и то, где в Александрии жил патриарх, который неоднократно приглашал его к себе обедать и беседовать. Вероятно, христиане александрийские, лишенные всех храмов магометанами, откупили у них то место, на котором ныне стоит обитель, расчистили его, нашли тут древние гранитные колонны (может быть, остатки Нептунова храма, который, по Страбону, находился близ моря и пред которым высились два обелиска) и сладили убогий приходской храм во имя угодника Божия, начальника пустынножительства. Со временем около этого храма возникли келии. Таким образом лучше объясняется, почему неизвестно начало образования монастыря. Не было исторического лица-здателя, не осталось исторического и предания. Община строила его в бедственное время на свои лепты и никто не думал увековечивать свое имя ни надписью, ни летописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2 марта Православная Церковь отмечает день памяти великомученика Феодора Тирона. Кто празднует именины в марте? Какие женские и мужские имена нужно давать новорожденным? Всё о православных праздниках марта, мы публикуем в статье! Именины в марте (как назвать мальчиков и девочек в марте) Святой великомученик Феодор Тирон Именины в марте: 1 — Даниил, Илья, Макар, Никон, Павел, Порфирий, Юлиан. 2 — Мария, Михаил, Николай, Павел, Порфирий, Роман, Федор, Феодосий. 3 — Анна, Василий, Виктор, Владимир, Кузьма, Лев, Павел. 4 — Архип, Дмитрий, Евгений, Макар, Максим, Никита, Федор, Федот, Филимон. 5 — Агафон, Антон, Афанасий, Варлам, Василий, Давид, Денис, Иван, Игнат, Иона, Лев, Леонтий, Лука, Николай, Пахом, Пимен, Савва, Сергей, Сидор, Тит, Тихон, Федор, Филипп, Фома, Ярослав. 6 — Александр, Георгий, Григорий, Даниил, Захар, Иван, Константин, Ольга, Павел, Тимофей. 7 — Андрей, Афанасий, Вавила, Варвара, Владимир, Виктор, Елизавета, Иван, Иосиф, Ирина, Михаил, Николай, Прасковья, Сергей, Степан, Тит, Федор, Филипп. 8 — Александр, Алексей, Антон, Демьян, Иван, Кузьма, Михаил, Моисей, Николай, Поликарп, Сергей. 9 — Иван, Иларион. 10 — Александр, Антон, Евгений, Тарас, Федор. 11 — Анна, Иван, Николай, Петр, Порфирий, Севастьян, Сергей. 12 — Макар, Михаил, Петр, Прокоп, Сергей, Степан, Тимофей, Тит, Юлиан, Яков. 13 — Арсений, Василий, Иван, Кира, Марина, Нестор, Николай, Сергей. 14 — Александр, Александра, Анна, Антон, Антонина, Василий, Вениамин, Дарья, Евдокия, Иван, Матрона, Михаил, Надежда, Нестор, Никифор, Ольга, Петр, Сильвестр. 15 — Агафон, Арсений, Иосиф, Савва, Федот. 16 — Марфа, Михаил, Севастьян. 17 — Александр, Василий, Вячеслав, Герасим, Григорий, Даниил, Павел, Яков. 18 — Адриан, Георгий, Давид, Иван, Ираида, Константин, Николай, Марк, Федор, Феофан. 19 — Аркадий, Константин, Федор. 20 — Анна, Антонина, Василий, Евгений, Евдокия, Екатерина, Емельян, Ефрем, Ксения, Лаврентий, Мария, Матрона, Надежда, Нестор, Николай, Нил, Павел. 21 — Афанасий, Владимир, Иван, Лазарь, Феодосий.

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

3. Престолов в ней три: в настоящей, во имя Воскресения Христова; в приделах, с южной стороны, во имя Святителя и Чудотворца Николая; а с северной – во имя Великомученика и Победоносца Георгия. От сей церкви, расстоянием в полуторья саженях на запад, другая, которая: А) Построена на Всемилостивейше пожалованную сумму блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Екатерины 2-й в 1804 году. Б) Зданием каменная, с таковою [же] колокольнею. Церковь прочна, равно и колокольня, исключая одной крыши с Северо-восточной стороны, которая требует поправки. С) Престолов в ней два: в настоящей – холодной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; а в приделе теплом, во имя Алексея Человека Божия. 4. В утвари, как та, так и другая не имеют изобилия и великолепия, но нет в оных большого недостатка. 5. Причта издавна положено: Протоиерей, Священник, Дьякон и два причетника; но по скудости содержания причетников нет. 6. Земли, при сей Церкви Соборной, усадебной и пашенной нет, а сенокосной, вверх по реке Туломе, в 5-ти лоскутах, бывает на две коровы с прибавлением оленьего мха; на каковую землю ни плана ни межевой книги нет. Священно и церковнослужители владеют оною сами. 7. Дома для Священно- церковно служителей ни общественного, ни казенного и ни наемного от прихожан нет. А в замен сего, Священник и Дьякон, [за] наем квартир пользуются процентами до 125 руб. ассигнациями, с положенного бывшим Кольским купцом Алексеем Поповым капитала 2500 рублей ассигнациями. Протоиерей же жительство имеет в доме покойного Священника – Симеона Плотникова, оставленном им по духовному завещанию, в пользу Соборной Воскресенской церкви. 8. На содержание Священно и церковнослужителей, сверх поступающих за требоисправление денег, положено от причисленных к Собору Лопарей денежной руги 200 рублей ассигнациями, Священно–церковнослужители содержание имеют довольно скудное. 9. Зданий, принадлежащих сей Соборной Церкви, кроме Упомянутого Священнического дома нет. 10. Расстоянием сей Собор от Духовной Консистории в 1065 верстах, а от Духовного Правления – в 514–ти.

http://sobory.ru/article/?object=38888

I. Изменения в составе Общества Церковно-Археологическое Общество при Киевской духовной Академии, состоящее под покровительством Его Императорского Высочества, Великого Князя Владимира Александровича, к концу 1884 года составляли: Попечитель Общества, Высокопреосвященнейший Платон, Митрополит Киевский и Галицкий; председатель; ректор Киевской дух. Академии, Преосвященный Сильвестр, Епископ Каневский, первый викарий Киевской метрополии, 29 почетных членов, 86 действительных, 39 членов-корреспондентов, всего 154 лица. В течение 1885 года последовала следующие перемены в составе Общества. Скончались: почетные члены – высокопреосвященный Александр, Архиепископ Литовский и Виленский, высокопреосвященный Тихон, Архиепископ Волынский и Житомирский, преосвященный Феодосий, Епископ Екатеринославский и Таганрогский, преосвященный Порфирий (Успенский) , член московской Синодальной Конторы, и Н. В. Калачев, сенатор и академик, директор Археологического Института; член-корреспондент, священник с. Луневки, обоянского у., Курской губ., Игнатий Лашкерев. Один член-корреспондент признан сложив... От члена-корреспондента, законоучителя нежинской женской гимназии, священника Еве Кушакевича, чрез того же Дмитриевского: икона пресв. Троицы, XVIII в., с изображениями Бога Отца и Бога Сына на поставленных ребром пластинках; Евангелии и Апостолы в греческом языке Упсальского издания 1690-х гг., in 8-о; книга Decomitiis Romauorum, Salisburgi, 1678, 12-o; медная трехсторонняя печать. От члена-корреспондента, бывшого ктитора храма нежинского греческого и Михайловского монастыря А. Г. Кунелависа, чрез того же Дмитриевского: деревянный складень молдавской иконописи XVIII в., с изображениями пресв. Богородицы «Неувядаемого цвета», Андрея Критского и великомученика Георгия, и 17 монет русско-румынских, новогреческих и западно-европейских. От действительного члена, житомирского (бывшего бердичевского) полициймейстера Т. I. Вержбицкого: роговой ящичек с изображением св. Бернарда, XVII в.; серебряная гимназическая медаль; два серебряных жетона и один бронзовый; 4 римские серебряные монеты; 95 серебряных и медных монет западно-европейских, польских и русских, большею частью хорошей сохранности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010