– «Отдай имение твоё нищим», – заповедуется нам в Евангелии Христовом, – отвечала правителю Анастасия, – ты же богат и тебе не следует пользоваться достоянием нищих. Разве не безумен был бы тот, кто пищу, необходимую для насыщения голодного, предоставил бы пресыщенному сластолюбцу? Вот, если бы я увидала тебя алчущим и жаждущим, или больным, то сделала бы для тебя всё, что повелел нам Христос: и накормила бы, и напоила бы, и одела бы, и посетила бы, и послужила бы, и помогла бы доставить тебе все необходимое... Но недоступны были пониманию язычника рассуждения христианки; раздражённый её несогласием выкупить свою свободу, он решился уморить её голодом. Однако же два раза по тридцати дней оставаясь без пищи, она томилась, но не умирала. Святая мученица Феодотия посещала её в сновидениях и, беседуя с ней, не земной отрадой наполняла душу Анастасии и подкрепляла её.... Наконец, решено было потопить мученицу в море, и вот её, вместе с другими 120-ю осуждёнными за различные преступления, между которыми, впрочем, был и один христианин, по имени Евтихиан, посадив в лодку с просверленным дном, вывезли в море. Отплыв на значительное расстояние, воины, сопровождавшие обречённых на гибель, пересели в другую, запасённую ими лодку и возвратились на берег. Между тем, и лодка, переполненная преступниками, держалась на воде... У руля увидели женщину, в которой многие признали мученицу Феодотию: она направляла лодку к берегу, и обречённые на потопление были спасены... Все они были поражены этой несомненной помощью свыше и уверовали в Бога, творящего чудеса, о Котором поведали им Евтихиан и Анастасия, от которых и приняли все эти люди немедленно св. крещение. Но не был тронут правитель и поразительной вестью об их чудесном спасении и, снова захватив всех 120 человек, осуждённых на казнь, предал их различным истязаниям, уже как исповедников Христа. Анастасию распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы её сжечь, но, прежде чем пламя успело её охватить, она скончалась среди мучений. – Это было – по одним показаниям – в 290-м г., по другим – в 304-м г. – Неповреждённые останки мученицы приобрела благочестивая христианка Аполлинария и предала их погребению. Впоследствии были они перенесены в Константинополь и покоились в храме, построенном во имя её императором Декором (491–518) 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тихо, смиренно, но мужественно и стойко прожила святая Анастасия короткую, как утренняя заря, жизнь… Но вот уже 1700 лет перед её иконой горят свечи, читаются акафисты, служатся молебны. Её житие входит в нашу жизнь примером служения Богу и ближнему. Как хорошо, что есть святые, которых мы можем попросить о сокровенном и перед иконой которых мы не стыдимся собственных слёз. Ведь чем серьёзней испытание, тем способнее мы к молитвенной науке. Святая великомученица Анастасия Узорешительница: житие, молитвы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/komu-molitsya-o-zaklyu...

Переведено из Anal. sacra; Питрою заимствовано из Корзинск. Кодекса. Творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, как видно далеко незаконченное: Το(υ) Τ(απεινου)... В Афон. кондакаре сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасия была родом Римлянка, дочь знаменитых и славных родителей. Отец ея был язычник, но мать христианской веры. Сия последняя отдала дщерь свою в научение благочестивому мужу, именем Хрисогону, от которого она совершенно научилась христианскому благочестию, и кроме того приобрела сильную охоту к чтению божественных писаний, чем более – олее утверждалась в вере Христа. По смерти благочестивой матери своей, Фавсты, она отдана была в замужество отцем своим неверному Помплию, который был одним из вельможей царских. Св. Анастасия, от начала до конца, не соизволяла на сей брак, и молитвами своими испросила себе у Бога, чтобы девство ея оставалось неприкосновенным, в совершенной чистоте, по обету ея. Молитва была ее услышина: Помплий вскоре умер от потопления на море, быв отправлен с посольством к царю Пресидскому. После того она пребывала в Македонии, в городе Никен, у одной благочестивой вдовицы, именем Феодотии. Здесь свободно уже раскрыла она свои сокровища благочестивого сердца для благоугождения Богу и для пользы и спасения ближних. Особенным делом ея благочестия было посещение заключаемых в темницах и помощь им во всех нуждах: многим узы разреши своим попечением тайным, многим ослабу принес, многих от неисцеленных ран своими руками труждающися и врачующи исцели; многих, полумертвых бывших, своим служением оживи, – почему и получила наименование узорешительницы. Таковым благочестивым служением ближним, и вв особенности христианам, она сделалась известною гонителями христианства, от которых претерпела многоразличныя жестокие мучения, из которых последним было распростершие тела ея между четырмя столпами и жжение огнем. По блаженной кончине, тело ея, однакоже, осталось не поврежденным от огня. Жизнь и страдание ея относится ко времени царствования Диоклитиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6 июня 1909 года состоялась выдача аттестатов окончившим Волынское женское училище духовного ведомства. Епископ Фаддей на свои средства подарил всем двадцати пяти выпускницам училища серебряные медальоны на серебряных цепочках с изображением святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – нагрудный знак Братства святой Анастасии. По окончании училища выпускницы совершили паломнические поездки к православным святыням Киева и Чернигова; двух самых бедных воспитанниц епископ снабдил средствами на поездку. С 29 июня по 31 июля во Владимире-Волынске проходили занятия педагогических женских курсов, на которые собрались учительницы церковно-приходских школ; в их работе епископ Фаддей принял непосредственное и активное участие. Прослушав по всем предметам образцовые лекции, каждая курсистка давала пробный урок, разбор которого проходил на вечерних занятиях. При рассмотрении урока сначала давала пояснения сама курсистка; она сообщала тему и цель своего урока, его план и затруднения, встретившиеся на уроке. Затем высказывали свои замечания курсистки, присутствовавшие на уроке, после них – протоколистки, записывавшие ход урока. В заключение выслушивались замечания руководителя предмета, по которому давался урок, инспектора курсов и епископа Фаддея. «Подобно тому как в хорошо организованной иноческой обители каждый член ее несет определенное послушание, так и на курсах учащиеся поочередно несли принятые на себя обязанности, помимо связанных с занятиями. Немало содействовало успешности занятий на курсах и то, что все члены курсов составляли дружную педагогическую семью, объединенную стремлением к высокому идеалу учителя церковно-приходской школы. Особенную радость и оживление вносило... чтение на курсах и частое посещение их Преосвященным Фаддеем. Отеческое попечение владыки о курсистках, ласковое обращение, назидание своими прочувствованными беседами, направленными к уяснению вопросов школьной жизни, возбуждали во всех... бодрость духа и охоту к труду, и дни лекций епископа были для курсов днями светлого праздника...», – писали «Волынские епархиальные ведомости».

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Вслед за тьмой наступил просвет в её жизни, вслед за невольной неподвижностью – желанная деятельность; – для плохой же ладьи – потопление... Муж Анастасии, отправленный с императорским поручением в дальнюю страну, путешествуя морем, утонул. Со смерти его она получила полную свободу посвятить всю себя на служение Богу и ближним; обладание же большим богатством предоставило ей широкое поприще для проявления любви христианской, которая одушевляла её. И в особенности с усердием служила она узникам, которых было повсюду несметное число в это время гонений, воздвигаемых повсеместно на христиан. Все силы и средства свои употребляла Анастасия для облегчения участи страдальцев за Христа, заботясь также и о том, чтобы избавлять от поругания тела уже замученных до смерти христиан и предавать их честному погребению. – Не ограничиваясь одной местностью, переходила она из города в город, из страны в страну, и везде приобретала доступ в темницы, приносила узникам пищу и одежду, подкупала темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, протиравших им тело до язв; за это, вероятно, и получила наименование «Узорешительницы». Заботилась Анастасия не об одном телесном облегчении заключённых в темницы, но и о душевном успокоении и ободрении их; беседами своими, полными любви и сочувствия, возбуждала в ослабевающих силу терпения до конца, – так что, может-быть, не мало было таких, которые только её ободрениям и утешительным, сочувственным увещанием были обязаны тем, что устояли в мученическом подвиге до конца. Увлекаемая своим усердием до самопожертвования, Анастасия совершенно пренебрегала опасностью и самой подвергнуться преследованию за своё служение христианам, как например был замучен за это в г. Аквилее воспитатель её, старец Хрисогон. Быв обезглавлен в пустынном месте на берегу морском, св. Хрисогон только через несколько дней по своей кончине был предан погребению живущими невдалеке от того места христианами: пресвитером, по имени Зоилом и тремя благочестивыми сёстрами: Агапией, Хионией и Ириной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Был у отца Иеронима келейник отец Никодим. Кроме этого послушания, он имел еще четыре – эконома, рухольного, будильщика и архондаричного. Отец Никодим был по-детски прост, имел евангельскую веру и доверие к духовнику, решительную готовность ко всякому послушанию. Узнав о пользе слез, он спросил духовника, может ли он их приобрести, имея такие многосложные и попечительные должности. На это отец Иероним ответил: «Почему не можно тебе приобрести их? Если ты думаешь, что многопопечительная должность служит препятствием к получению высоких даров Божиих, то ты этим уничижаешь благодать Божию, которая всесильна. Ты веруешь ли, что Христос силен даровать тебе то, что ты желаешь получить от Него?» Отец Никодим отвечал: «Верую, отче, что Господь силен дать мне желаемое мною». И, поклонившись, прибавил: «Благослови мне этого домогаться». Духовник ответил: «Бог да благословит и по вере твоей дарует тебе». С того времени отец Никодим стал искать этого дара через очищение от греховных страстей и просить Бога, и Господь не оставил его без успеха. Однажды он услышал от духовника о подвижнике Анастасии, который имел дар слез на его волю, то есть он мог плакать, когда только захочет. Отец Никодим, пленившись таким высоким даром, опять спросил духовника, можно ли ему домогаться этого. «Почему же не можно?» – отвечал ему духовник. «А долго терпеть мне?» – сказал отец Никодим. «А ты опять за маловерие берешься! – возразил ему духовник. – Я и прежде говорил тебе, что исполнение должностей не препятствует восходить к совершенству христианскому, а маловерием нашим мы уничижаем благодать Божию, которая всемогуща и вседействующа, а потому, без сомнения, может и при рассеянных и беспокойных должностях даровать то, чего мы с верою просим у Бога. Ты веруешь ли, что Господь может дать тебе этот дар?» При этих словах отец Никодим, со слезами опять поклонившись до земли, сказал: «Верую, отче, что Господь силен и может даровать мне этот дар твоими святыми молитвами». Духовник на это сказал ему: «Итак, если веруешь, то Бог благословит тебя, по реченному им: Ищите и обрящете, ищай обретает и толкущему отверзется ( Мф. 7, 7–8 )». И, дав ему благословение, отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

«Радуйся, матерь во плоти видети не восхотевый. Радуйся, кончину святую от Бога матери твоей испросивый. Радуйся, мертву склабящуюся лицем сию видевый». д) Пример неуместных выражений: «Жегоша отдолу огнем, по хребту же палицами биша без милости, дóндеже изнемогоша сами биющии, и посем снемше со огня к колеси привязаша тя и обращающе коло, вся кости твоя сокрушаху и жилы терзаху» – о. цензором указано на неуместность в акафисте подобной картины, вызывающей не умиление, а раздражение. е) Примеры слишком искусственно составленных и нескладных выражений: «Радуйся, Пречудная Лозо, произведшая Божественный Плод живота небеснаго»; «Боже, Боже мой, простри ми руку, яко Петру, утопающему в сквернах» вместо «Боже мой, яко Петру, руку простри ми, утопающему в сквернах»; «Радуйся, глубино смирения, болезни омывающая»; «Великомученица чудотворная» и др. 339 307 Из 1-й главы Евангелия от Матфея в акафисте заимствованы и переработаны стихи: 18 (ик. 2 и конд. 3), 19 (ик. 3), 20–23 (конд. и ик. 4), 24 (конд. 5); из 2-й главы – стихи: 1 и 11 (ик. 5), 13 (конд. и ик. 7), 20–23 (ик. 8). Из 2-й главы Евангелия от Луки взяты стихи: 7–16, 20 (ик. 5), 21 (конд. 6), 25–35 (ик. 6), 40 (конд. 12), 42–47 (ик. 11), 51 (конд. 9–10). 312 Ик. 1 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 1 – Алексию, человеку Божию; ик. 1 – Александру Свирскому ; ик. 1 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Геннадию Костромскому; конд. 2 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 – Анастасии Узорешительнице; ик. 1–2 – Евфросинии Суздальской и др. 313 Ик. 1 акафиста Антонию Сийскому; конд. и ик. 2 – Антонию Печерскому; конд. 2 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Варсонофию Казанскому; ик. 1 и конд. 2 – Геннадию Костромскому; ик. 1 и конд. 2 – Григорию Пелынемскому; ик. 1 и конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 1 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 и конд. 2 – Кириллу Белоезерскому; конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 2 – Макарию Калязинскому; конд. 2–3, ик. 2–3 – Никодиму Кожеезерскому; конд. 2 и ик. 1–2 – Сергию Радонежскому (1-го акафиста) и ик. 1 (2-го акафиста); ик. 1 – Стефану Махрищскому; ик. 1 – Стефану Пермскому и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Святая Анастасия, подняв опущенные вниз свои глаза и взглянув на военачальника, на сии слова отвечала: – Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, как Еву змий, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхом мучений не отлучишь меня от моего Господа, за Которого, если бы было возможно, я готова претерпеть мучение сто раз. Военачальник приказал предстоявшим бить ее в лицо, приговаривая: так ли ты должна отвечать светлейшему властелину? Затем, желая посрамить ее, он приказал разодрать на ней одежду и нагою выставить ее пред всеми и спросил ее: – Приятно ли тебе, девица, обнаженной стоять перед глазами всех? – Безумный, бесстыдный и исполненный всяческой нечистоты, – отвечала святая. – Это не мой стыд, но твой, так как Господь мой знает, что солнце никогда не видело моей наготы, а ты меня выставил нагою на глаза столь многих людей; знай, что ты посрамил себя больше, нежели меня. Ведь меня, ради сего стыда, Жених мой покроет одеждою славы, а тебя на веки покроет стыд лица твоего и всякий разумный человек теперь скажет: если бы военачальник не был бесстыжим и исполненным нечистой похоти, он не обнажал бы для зрелища всех девического тела. И, обратившись к обнажившим ее, она произнесла: – Если вы обнажили мое тело, если приготовили для меня и орудия различных мучений, то зачем же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тело, покрывайте кровью открытый стыд; вот, вы видите меня приготовленную к мукам и не надейтесь что-либо другое услыхать от меня, как только то, что я желаю умереть за моего Христа. Тогда, по повелению военачальника, она была растянута и привязана к четырем столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Святая же Анастасия, страдая от ударов, задыхаясь в дыму и опаляемая огнем, терпела и, вместо стона, произносила до конца Давидов псалом: «Помилуй мя, Боже...» Она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи. После сего, отвязав ее от столбов и сняв с костра, привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Рецензия на книгу Наталия Лодеева – петербургская поэтесса и прозаик, совершенно замечательная хрупкая женщина, наполненная хрустальным восприятием окружающего мира. Ее новая книга «Ближние мои» отвечает на глубокий духовный вопрос: «А кто – ближние мои?» Этот вопрос волновал каждого человека как в Евангельские времена, так и сегодня. Милосердный Господь 2000 лет назад дал нам ответы на все вопросы, определил духовные законы Мироздания. Но мы вновь и вновь задаем вопрос законника из Евангелия: «Что нужно делать, чтобы получить вечную жизнь?» Господь подводит этого иудея к ответу, который он и все его одноплеменники знали из книг Второзакония – любовь к Богу и ближнему. И вновь звучит вопрос к Спасителю – а кто мой ближний? Притча о милосердном самарянине, как жемчужное ожерелье, собирает разных людей: раненого человека, священника, левита, самарянина. И ближним становится не правоверный иудей, а оказавший милость самарянин. Милостью и любовью наполнена книга Наталии Лодеевой «Ближние мои». Её хочется читать не отрываясь. Каждый сюжет раскрывает милые образы. Это и просфорница Августа Васильевна, которая строго исследовала каждый свой день и каялась сразу, очищая душу. И бабушка Анастасия Николаевна Травина, сумевшая посадить зернышко веры и бережно его взрастить в сердечке маленькой Натальюшки. И Иван – инвалид детства, который покупал нитки с инвалидной пенсии, чтобы делать игрушки и утешать радостью детей, и даже в дар монастырю посылает «малую сумму». И многие-многие другие… И начинаешь испытывать тихое счастье от того, что их так много – этих людей, которые тебе «ближние». Есть в книге сюжеты, которые становятся открытием. Это, например, совет старенького профессора, который советовал своим студентам почаще бывать на кладбище, потому что там уходит наносная «резвистость», излечивается сердечная тоска. И начинаешь вспоминать свои ощущения при посещении родных могил… А «проблема с пропажей» оказывается может решиться при помощи молитвы великомученика Мины, который лично мне был очень мало известен до момента прочтения книги.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Христос в тюрьме. Записки катехизатора. 12.08.2018 09:08:52 Сергей Комаров Маленький тюремный храм великомученицы Анастасии Узорешительницы. Сейчас начнется мое катехизаторское занятие для десяти человек. Вообще в колонии строгого режима, куда мы ездим с другими волонтерами, сидят около семисот заключенных. В храм приходят десять. Остальные зеки считают, что у них все в порядке, что они все порешают сами, без Бога. Хотя, чему удивляться - процентное соотношение верующих и неверующих в заключении приблизительно такое же, как и на свободе. Там большая часть тоже уверена, что у них все окей. Ребята раскрывают свои Библии, тихо шелестя страницами… Храмовая тишина нарушается болезненным кашлем одного из самых старших прихожан. Туберкулез… Самая распространенная тюремная болезнь… Приступ кашля заканчивается, мы молимся и начинаем занятие. Многие знакомые спрашивают: тяжело ездить в тюрьму? Я обычно отвечаю: тяжело не ездить, тяжело там сидеть. Хотя, конечно, колония – место депрессивное. Помню, какой у меня был шок после первого приезда. Впрочем, так и у всех остальных. Знакомый волонтер признавался мне, что после первого посещения тюрьмы он целый час плакал в машине.  От встречи с заключенными всегда устаешь – атмосфера непростая. Наш тюремный батюшка после исповеди зеков вообще на время теряет дар речи. Проговорился однажды, что услышанное на этих исповедях никогда ему раньше не встречалось. Он даже не знал, что подобные грехи существуют… Зачитываю отрывок из Писания, обсуждаем толкования. Активных ребят мало, два-три, остальные просто слушают, временами впадая в какое-то оцепенение. Разговорить такую аудиторию довольно сложно. И тебе непросто приходится, и им тоже. Думается: вот, нам тяжело в местах заключения. Тяжело тем, кто живет на воле, вдоволь ест, спит, периодически где-то отдыхает, общается с нормальными людьми, слушает любимую музыку, ходит в театры и на концерты, гуляет с семьей. Нам, приезжающим в колонию пару раз в месяц – трудно. А ребята сидят там годами и десятилетиями, видят одни и те же лица, гуляют только вокруг барака. Им-то насколько труднее?

http://radonezh.ru/2018/08/12/hristos-v-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010