Димитриевская родительская суббота — 2 ноября в 2024 году Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным? 1 ноября, 2016 Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным? Димитриевская родительская суббота — 2 ноября в 2024 году. Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2024 году — 2 ноября   Подходит старушка, приехала  в собор из деревни: — Батюшка, вот сестра-покойница  что-то нехорошо  снится… Это к чему, молиться за упокой надо? — Надо, матушка… — Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть  сестру-то… Димитриевская родительская суббота  — поминальная  суббота перед  днем памяти великомученика  Димитрия Солунского (26 октября  по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате:  где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская… Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой :  дескать,  благоверный князь Димитрий Донской  просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище… Правда, в «Православной энциклопедии»  мы читаем, что слова из  Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16  века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших  не сразу стала церковной. Тем не менее тысячи  россиян   заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на  канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких.  Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

http://pravmir.ru/dimitrievskaya-roditel...

Поучение первое на память святого великомученика Димитрия, месяца октября, в 26 день («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17)) В нынешний день пятничный, когда по обычаю вспоминается вольное страдание за нас Господа, взираю я мысленными очами на Голгофу, а чувственными – на икону страданий Господних, и вижу распятого на Кресте Господа моего. Вижу и воина, с окровавленным копьем стоящего у Креста, слушатели возлюбленные! Вижу воина с копьем... Кого, думаете вы? Лонгина-сотника, которого считают пронзившим ребра Христовы, видевшим истекшую воду и Кровь, свидетельствовавшим: «Воистину, Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Прошу тебя, сотник Лонгин! Уступи свое место при Кресте на 26 число октября гостю, ныне посетившему нас честною своею памятью – святому великомученику Димитрию, прелюбезному Ангелу моему, воеводе Солунскому! Сотнику можно уступить место для воеводы! Вижу воина, в тот день у Креста Господня вставшего, святого великомученика Димитрия, ибо мы празднуем память его в настоящий день распятия Господня. Почему же пришел ты, воин добрый, с копьем ко Христу распятому? Не с тем ли намерением, как и Лонгин сотник, чтобы ударить копьем в ребра Христовы? «Нет, – говорит он. – Я пришел показать Господу моему копье, окровавленное моей кровью, которым я пронзен за пресвятое имя Его. Пришел показать рану в ребрах моих, которую принял за Него от нечестивого мучителя. Пришел показать сердце мое, любовью и копьем удавленное. Пришел явить Ему страдания мои, которые претерпел ради любви Его. Пришел явить Ему верную мою службу, на которой я положил на Него свою душу». Добрый приход твой, храбрый и верный воин Христов! Добрый приход твой, желаннейший гость наш! Добрый приход твой, славный, не только Солунский, но и вселенский воевода! Покажи и нам раны, которые ты принял за Христа, и скажи о себе словами апостола: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем», – или лучше и правильнее скажи так: «Я язвы Господа Иисуса не только на теле ношу, но и внутри тела, в самом сердце, пронзенном за Него!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ситуация в Египте глазами православного священника Интервью архимандрита Леонида (Горбачева), настоятеля Храма Св.Димитрия Солунского 15.02.2011 553 Время на чтение 3 минуты Церковь святого великомученика Димитрия Солунского расположена недалеко от центра египетской столицы, в районе Зейтун. Квартал небогатый, но тихий и спокойный. Во всяком случае, таким он считался до последних событий. Но сейчас уже не поймешь, какие районы тихие, какие - нет, машет рукой настоятель церкви. Архимандрит Леонид (Горбачев) - Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. То есть, переводя на светский язык - посол Русской Православной церкви на Африканском континенте. Египет, где ступал Спаситель считается частью Святой Земли, а здешняя православная община входит в число древнейших. Отношение к египетской земле у христиан особое еще и потому, что эта страна считается родиной монашества. «Именно здесь под Александрией, и, особенно, под Фивами (нынешний Луксор), где подвизались преподобный Антоний Великий и Павел Фивейский, появились первые отшельнические скиты и монастыри» , - напоминает отец Леонид. Было это еще в те времена, когда египетских христиан преследовал всемогущественный Рим. Пришедшие в Египет в 7 веке арабы уважали христиан как «людей Книги», то есть Писания. И, за редчайшими исключениями (как, например, при некоторых халифах династии Фатимидов) христиане, и быстро ставшие в Египте большинством мусульмане жили мирно. До недавнего времени казалось, что иначе и быть не может. Последняя серия нападений на церкви (самое дерзкое было совершено в новогоднюю ночь в Александрии) впервые за долгое время заставила прихожан всех церквей - коптских, православных и армянских, задуматься о своей безопасности. А последние бурные события добавили оснований для тревог. «Когда грянули эти тревожные события многие из нас просто не могли поверить своим глазам. От привычной мирной жизни за один день не осталось и следа. На заправках пропал бензин, закрылись банки, с полок магазинов стали исчезать самые обычные продукты. Начались поджоги и грабежи больших супермаркетов, и днем и особенно по ночам звучали выстрелы - в том числе, судя по звуку, из автоматов. Не удивительно, что многие прихожане, главным образом женщины, в этой обстановке растерялись, не знали, что им делать », - говорит отец Леонид.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Курган. Церковь Троицы Живоначальной (утраченная). Троицкая церковь. /// Объект утрачен В непосредственной близости от храмового места с 2017 г. строится новая церковь Троицы Живоначальной , по архитектуре далёкая от исторического храма Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь каменная, одноэтажная, построена в 1767 году. В ней три престола: во имя Св. Живоначальной Троицы, во имя Рождества Христова и во имя св. великомученика Димитрия Солунского. В деревне Смолиной находится деревянная приписная церковь во имя св. Прокопия Устюжского, освящена в 1895 году. В приходе находятся деревни: Смолина (3 в.), Малая Чаусова (2 в.), Глинки (6 в.), Вороновка (5 вер.), Большая Чаусова (7 вер.). Всего в приходе 887 дворов, прихожан муж. пола 3549, женского пола 3950. Церковный капитал 20127 руб. Штат: три священника, диакон и три псаломщика. Причт получает кружечных доходов до 5137 руб. в год и получается процентов с капитала вечных вкладов на сумму 1545 руб. 81 коп. Для причта имеются 4 дома, построенные на церковные средства. В районе прихода находятся две церковно-приходские школы (в деревнях: Смолиной и Больше-Чаусовой) и пять министерских начальных училищ. Ближайшая церковь в селе Рябковском (6 вер.). Расстояние от Консистории 448 вер. Приписная церковь в селе Рябковском. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. К началу 60-х гг. XVIII в. Курганская слобода (Царево Городище или Царев Курган) представляла собой крупный населенный пункт на левом берегу Тобола в южной части Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. В гражданском отношении слобода являлась административным центром для окружающих ее сел и деревень. Такими же центрами были расположенные по Тоболу слободы Утятская, Иковская, Белозерская и Усть-Суерская. Но в отличие от них Царево Городище уже в 40-е гг. XVIII в. было центром одноименного заказа, или духовного правления, объединявшего церковные приходы обширного округа на юге дистрикта, и состоявшего, в свою очередь, в ведении Тобольской духовной консистории. В этой части Тобольской епархии заказные правления находились также в Ялуторовской слободе, в Далматовском и Рафайловском монастырях и в селе Воскресенском, принадлежащем Тобольскому архиерейскому дому.

http://sobory.ru/article/?object=35686

Лубягино. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Всемилостивого , Василия Великого , Димитрия Солунского Год постройки:не позже 1802. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Лубягино Координаты: 58.458207, 49.623382 Проезд:Из Кирова 1) Через Нововятский район, поворот в Сошенях на Радужный, по ул. Индустриальной выезд на д. Татары, Кузнецы и далее до Лубягино. 2) По Советскому тракту, в районе д. Камешник, поворот налево, за заправкой, гравийка до Лубягино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Построена в 1802г. усердием прихожан, при пособии Вятского купца Федора Злыгостева и других жертвователей; зданием каменная с таковою же колокольней. Престолов три: в холодном храме во имя Всемилостивого Спаса, в теплом храме на правой стороне во имя Святителя Василия Великого, на левой стороне предполагается освятить во имя Великомученика Димитрия. При церкви состоят священник и два причетника. Собственных домов не имеют, а живут в церковных домах. Земли при церкви усадебной три десятины, пахотной и сенокосной 33дес. и 800саж. Церковный причт получает содержание от возделывания земли и от вознараждения за исправление треб, сбор же с прихожан хлеба и других хозяйственных предметов очень скудный. В приходе 37 деревень и починков, прихожан 832 м.п. и 932 ж.п., раскольников 31 чел. того и другого пола. Ближайшие села: на севере Красное в 10 в., на востоке Кстинино в 8 в., на юге Вяз в 10в., на западе Пасегово в 9в. " " Вятские Епархиальные Ведомости " , 2, 1873г. Ведомость о церкви с. Лубягино Вятского уезда, 1915 г.: Церковь построена в 1802 г. тщанием прихожан при пособии вятского купца Злыгостева и других жертвователей. Зданием каменная с таковой же колокольней вновь выстроенной в 1887 г., соединенной каменным проходом. Крыша железная, крашенная. Кругом церкви каменная ограда с железной решеткой, поставлена в 1901 г. Престолов в ней три: в холодном во имя нерукотворного образа Христа Спасителя; в теплой во имя св. Василия Великого; в левом во имя св. мученика Дмитрия Солунского. Утварью достаточна.

http://sobory.ru/article/?object=34989

Москва. Никитский женский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1534 году в Москве у Ямского двора была построена Никитская церковь. А в 1582 году на этом месте брат первой жены Ивана Грозного Анастасии, боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, основал при церкви Никитский монастырь. Улицу, на которой он был построен (вл. 7), тоже переименовали, она стала называться Большой Никитской. После случившегося в 1682 году пожара, при восстановлении изрядно пострадавшего монастыря, сначала была перестроена и расширена Никитская церковь. Она приросла Введенским приделом, а в начале XVIII века рядом с ней на территории монастыря появилась и каменная колокольня. Значительно позже, в 1750-х годах по проекту архитектора Д.В. Ухтомского были построены каменные кельи для проживания монашек. Окончательно обитель была восстановлена в 1764 году, после чего ей был присвоен статус монастыря 3-го класса. Стоящая неподалёку приходская Дмитриевская церковь была приписана к монастырю в 1767 году. Это была каменная церковь, возведённая на месте сгоревшего в 1629 году деревянного храма, основанного в честь святого Димитрия Солунского ещё в 1582 году. Только она и осталась целой после пожара 1812 года, когда сгорели все постройки Никитской обители. В то время средств на восстановление монастыря в казне не было и ввиду этого архиепископ Августин планировал упразднить монастырь. Однако в результате частных пожертвований была собрана сумма, достаточная для того, чтобы обитель была возрождена. В 1833 году к Никитскому собору был добавлен придел святого Николая Чудотворца. Позже, в 1861 году, старую колокольню разобрали, и на этом же месте возвели новую, вместе с церковью Воскресенья Словущего. В 1877 году монастырь прирос часовней во имя святого великомученика Никиты, которую построили рядом с монастырскими воротами. Таким образом, в начале XX века в архитектурный ансамбль Никитского монастыря входили собор Никиты Мученика, небольшая церковь Димитрия Солунского и величественная многоярусная колокольня над Святыми воротами. Населяли обитель 24 монахини и 29 послушниц. По существующим в те времена обычаям, монастырь являлся центром милосердия и образования. Благодаря усилиям монахинь при монастыре работала женская Никито-Романовская школа, а нуждающиеся могли получить помощь в монастырской больнице и богадельне.

http://sobory.ru/article/?object=34536

Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1696 и 1697. В 1866 позакомарная кровля заменена четырёхскатной. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, восточнее памятника К. Минину Координаты: 56.32717, 44.00729 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На территории современного сквера раньше стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая и дала название главной площади Нижнего. В 1378 году на месте современного памятника Минину перед Дмитровской башней по велению великого князя Дмитрия Константиновича была построена церковь во имя его ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь многократно страдала во время набегов неприятеля и от пожаров, но всегда восстанавливалась. Церковь была небогатая: сотная грамота Нижнего Новгорода 1621 года насчитывала в ней всего пять икон. К концу XVII века она была близка к разрушению. В приходе Димитровской церкви родился в 1659 году будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), возле церкви были похоронены его родители, умершие в 1660 году от морового поветрия. Став архимандритом, Тихон осуществил свою мечту построить новую церковь на могиле родителей. 8 октября 1697 года, будучи уже в сане митрополита Сарского и Подонского, он освятил новую каменную церковь и дал ей название Благовещенского собора в память Нижегородского Благовещенского монастыря, где он в юности принял монашество. Главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, предельные — Димитрия Солунского (южный) и трех вселенских святителей (северный). Митрополит до самой смерти помогал собору: в 1723 году собор владел четырьмя лавками, амбаром и пятью пожнями за Волгой, полученными от него, не считая колокола в 100 пудов и прочей церковной утвари. Благодаря этому собор приобрёл значительность, стал называться Благовещенским сороком и имел в заведывании 8 церквей. Со временем собор лишился земель и угодий и утратил былое величие.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Никулино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасский храм села Никулино был построен в самом конце XVII века (по архивным данным). Существует как действующий и приносящий доход в казну с 1704 года. Три придела: основной во имя Спаса Нерукотворного, боковые: Архангела Михаила и Великомученика Димитрия Солунского. Закрыт в 1930 году, сильно разорен. с 1996 года началась реставрация, закончившаяся в 2001 году. Алексей Пичугин Спасская церковь в селе Никулине была возведена в начале XVIII в. и относилась к существовавшему в селе усадебному комплексу. «Церковь представляет собой один из вариантов «нарышкинского» храма, она выстроена по типу «восьмерик на четверике» и украшена скромными наличниками. Такие же наличники – на низкой алтарной апсиде и на трапезной, первоначально имевшей лишь южный придел. Характерны для архитектуры начала XVIII века и восьмиугольные окна верхней части четверика. Во второй половине XIX века к трапезной был пристроен второй (северный) придел, декор которого выдержан в стиле, свойственном всему сооружению. Позднее храм оштукатурили, что огрубило его архитектурный облик. Двухъярусная классицистическая колокольня сооружена в конце XVIII века». Источник: М.М.Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 Церковь Всемилостивого Спаса в селе Спасском-Микулинском на р.Руденке известна исстари. Документально известна с 1678 г. Существующий кирпичный храм во имя Нерукотворного Образа Спаса с теплым приделом Архангела Михаила построен в конце XVII- начале XVIII вв. вотчинниками Челищевыми, освящен в 1704 г (?). С 1722 г. поместье в Никулине переходит к Хитрово. В конце XVIIII в. на средства Т.Л.Хитрово пристраивается колокольня. Во второй половине XIX в. реконструируется (или возводится заново) северный придел во имя влкмч. Димитрия Солунского. В дальнейшем архитектурный образ здания не изменялся. Композиция храма традиционная, трехчастная. Состоит из основного объема типа " восьмерик на двусветном четверике " с прямоугольным алтарем, бесстолпной, ориентированной в поперечном направлении двупридельной трапезной и двухъярусной колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00781

Погост Пируна (Орехово). Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь, Димитриевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1767 и 1771. Адрес: Тверская область, Ржевский район, с.Орехово Координаты: 56.447505, 33.84609 Проезд:С а/д Ржев - Осташков свернуть на мост через Волгу в Климово, перед Трубино (13 км, асфальт) повернуть налево до берега Волги (3,7 км), церковь вниз по правому берегу в 2 км, возможен брод через Орчу. Или проехать Трубино насквозь, переехать Орчу по мосту + еще 1 км грейдер, далее по сезонной грунтовке или пешком 3 км до Орехово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Дмитровский, что при Волге, от Твери 155 верст, Ржева 35 верст. Церковь Спасская, построена в 1771 году, каменная, престола два: в холодной Спаса Нерукотворного Образа, в придельной: правый Великомученика Димитрия Солунского. Церковные документы: опись 1811 года, метрики с 1890 года, исповедные с 1812 года.  В 1901 году служили: Священник Константин Васильевич Преображенский 31-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1890 года, священником с 1894 года, награжден в 1898 году набедренником. Псаломщик Константин Титов 19-ти лет, в должности с 1900 года. Церковный староста крестьянин Яков Федорович Шарапов в должности 6 лет.  Прихожан в сельце Ново-Алексеевском, в сельце Шешено, в деревнях: Бобелях, Головине, Дрязге, Жукове, Орехове, Печнове, Севастьянове, Стане-Волостине, Смольках, Сысоеве, Трубине, Цапкине, Забелине, Осипове, Платовище, Горках, Мясцове - 200 дворов (585 мужчин, 651 женщина). ( Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901). В некоторых источниках Димитриевская (Спасская) церковь ошибочно отнесена к усадьбе Орехово Ржевского р-на (на р. Иружа, левом притоке Волги ниже Зубцова). В усадьбе была другая церковь, Богородице-Рождественская, она не сохранилась. Также ошибочно отождествлять погост Пируна (Димитровский) в Орехово с погостом Пятница-на-Ворче (Орче), который находился в нескольких километрах севернее.

http://sobory.ru/article/?object=14452

Рахманово. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты По преданию, Вознесенская церковь стоит на месте бивуака войска св. Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре. На пути из Москвы в Лавру преп. Сергия паломники обычно делали три остановки: в Мытищах, в Рахманове и в Хотькове. Храм построен в 1802 году в стиле русского классицизма на месте ранее разобранной деревянной церкви во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Придел храма во имя свт. Николая. Храм был ограблен большевиками, но практически не закрывался и был единственным действующим в округе до 1988 года. Иконостасы начала XX века. Стенная роспись 50-х годов XX века. Большая часть икон конца XIX - начала XX века. Храм является памятником архитектуры, охраняется государством. Всего в километре от деревни Сафарино (ныне Софрино), на Ярославской дороге расположено историческое село - Рахманово, отмеченное церковью в честь Вознесения Господня, построенной в 1802 г. взамен обветшавшего деревянного храма. Вознесенский храм имеет два придела - во имя св. вмч. Димитрия Солунского и свт. Николая чудотворца, которые были перестроены в середине XIX века. По предположению известного историка русского искусства М.А. Ильина, первый храм в этом селе мог заложить святой благоверный князь Димитрий Донской в честь своего Небесного покровителя. Существует предание, что здесь останавливались войска князя Димитрия Донского на пути к Троице-Сергиевой Лавре, и полководцу во сне явился великомученик Димитрий, который обещал победу над татарами, что позже подтвердил также и преподобный Сергий Радонежский. Свое название село получило от имени владельца - Алексея Никитича Рахманова. В начале XV века это село было куплено для Троицкого монастыря преемником преподобного Сергия, игуменом Никоном. В конце сентября 1608 г. недалеко от Рахманова произошло сражение между русскими войсками, которыми командовал князь И.И. Шуйский, и поляками во главе с паном Сапегой. Победа почти была на стороне русских, но подвел Федор Головин, по каким-то причинам покинувший поле боя вместе с возглавляемым им сторожевым полком. После поражения в этой битве началась шестнадцатимесячная осада польскими оккупантами Троицкой обители.

http://sobory.ru/article/?object=00445

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010