Святой великомученик Феодор Стратилат Святой великомученик Феодор был родом из Евхаит, местечка поблизости от Амасии. Отвагой и ораторским талантом он заслужил уважение императора Лициния, который около 320 г. назначил его военачальником и градоначальником Ираклии. Вступив в должность, Феодор не скрывал приверженности христианству и пламенными словами обратил в Православие большую часть города. Рассказывают, что он даже подтвердил истинность своей проповеди, убив змия, который наводил страх на местных жителей. В ответ на вызов императора, узнавшего о неожиданном поведении своего любимца, Феодор сам позвал Лициния в Ираклию вместе c его золотыми и серебряными идолами. Ободренный ночным видением о том, что пришло его время кровью засвидетельствовать любовь ко Христу, он торжественно принял императора. Тот, восхищаясь царившим в городе порядком, предложил градоначальнику показать свое благочестие, принеся жертву богам. Феодор выразил согласие и лишь попросил отдать ему идолов на ночь, чтобы почтить их перед принесением публичных жертв. Он взял привезенные императором золотые статуи, за ночь раздробил их на куски и раздал золото бедным. Когда настал час церемонии, центурион доложил государю, что видел, как какой-то бедняк нес голову золотой статуи Артемиды. Пораженный император приказал вздернуть святого на дыбу, дать ему семьсот ударов воловьими жилами по спине, пятьдесят по животу и избить свинцовыми шарами по затылку. Потом c него стали сдирать кожу, прижигать раны факелами и скрести их черепками. Во время пыток святой восклицал только: «Слава Тебе, Боже мой!» Его бросили в темницу, на семь дней оставив без еды, после чего распяли на кресте за городом. Солдаты безжалостно проткнули его через детородный орган до самых внутренностей, а дети, меча стрелы, выкололи глаза. Терпеливый в страданиях и великодушный по отношению к палачам по примеру Божественного Учителя, Феодор был непоколебим в молитве и ободрял своего служителя Уара записывать все детали мученичества. Когда он висел на кресте ночью, оставленный в одиночестве, Ангел Божий освободил его и вылечил от всех ран, дав силы пройти эту битву до конца. Наутро солдаты пришли, чтобы снять труп. С удивлением найдя Феодора вполне здоровым, они уверовали во Христа. За ними последовала вся когорта и остальные солдаты, посланные, чтобы наказать первых.

http://pravoslavie.ru/51717.html

Великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Шиферный фасадный рельеф, 2-я пол. XI в. Киев (Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская») Великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Шиферный фасадный рельеф, 2-я пол. XI в. Киев (Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская») Большого развития достигло также производство стекла и эмалей. Остатки мастерских по изготовлению стеклянных и эмальерных изделий исследованы на Старокиевской горе, в «городе Ярослава», на Михайловской горе, на Печерске, в неск. местах Подола. В 1981-1982 гг. такая мастерская обнаружена на ул. Щекавицкой, 25 (Г. Ивакин). На территории усадьбы Софийского собора есть следы производства смальты для его мозаик. В стеклоделательных мастерских изготовляли смальту, браслеты, перстни, вставки для них, посуду и оконное стекло. Наиболее ранние находки киевского стекла (донца остродонных кубков) происходят из слоев Х в. на Контрактовой пл. (1972). Мастерские по обработке камня и кости найдены на Старокиевской и Замковой горах, на Подоле. Хвойке удалось исследовать мастерскую по обработке крупных масс камня, в к-рой изготовлялись мраморные, шиферные и гранитные плиты, карнизы и капители для украшения Десятинной ц. Об уровне мастерства киевских резчиков по камню свидетельствуют шиферные плиты хор Софийского собора, знаменитые монументальные рельефы св. всадников из Димитриевского, Печерского и других мон-рей. О масштабах использования шифера говорит тот факт, что только при исследовании Успенского собора найдено 544 плиты, покрывавшие общую площадь 530 кв. м. На Подоле (выше мастерской по отливке поясных бляшек) в слоях XII в. обнаружена мастерская по изготовлению пряслиц из овручского шифера. Столяры, косторезы, изготовители пряслиц применяли токарные станки, о чем свидетельствуют находки деревянных ковшей, шашек и др. Традиционно широк был ассортимент изделий из кости и дерева ( 2011). Энколпион. Нач. XIII в. Киев. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В селе Личадеево Ардатовского района Нижегородской области совершили молебен перед началом благого дела в недействующем храме в честь великомученика Феодора Стратилата. 14 августа. ПРАВМИР. В селе Личадеево Ардатовского района Нижегородской области совершили молебен перед началом благого дела в недействующем храме в честь великомученика Феодора Стратилата. В ближайшее время начнется восстановление этой церкви, сообщает сайт Нижегородской митрополии . После молебна благочинный округа отец Евгений Утенков окропил стены храма святой водой. Затем, обратившись к собравшимся в храме с пастырским словом, он сказал: «Сегодня по благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы мы начинаем доброе дело — возрождаем поруганную святыню». На прошедшем после молебна совещании был избран приходской совет возрождающегося храма. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 1 мая, 2024 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 1 мая, 2024 1 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-sele-lichadeevo-nizh...

Восьмой день. Св. великомученик Феодор Стратилат. (О повиновении властям). I. Ныне память св. великомученика Феодора Стратилата. Св. Феодор был стратилатом (военачальником) в г. Ираклеи (при Черном море) и обратил ко Христу многих язычников. Услышав, что Феодор обращает многих ко Христу, император Ликиний в сопровождении сановников двора своего и многочисленных воинов, отправился в Ираклию и велел нести за собою идолов золотых и серебряных. В эту самую ночь чудное явление предвозвестило Феодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдруг небесный свет осиял его и он услышал голос, говоривший ему: «дерзай, Феодоре, Я с тобою!» Феодор понял, что ему скоро надо будет страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости. Между тем царь подходил к городу. Феодор, узнав о его приближении, вошел в комнату свою и, став на колени, усердно молился Богу. «Господи Боже истинный! – говорил он. – Укрепи меня и дай мне силу стоять мужественно за имя Твое, и если нужно, положить жизнь мою за Тебя, умершего ради нашего спасения.» Укрепившись молитвою, Феодор надел богатую одежду, сел на коня и выехал с гражданами и воинами на встречу царю, которому почтительню поклонился. Ликиний принял Феодора милостиво; при звуке музыки труб и литавр, въехал он торжественно в город. Когда ни ласки, ни угрозы царя не заставили св. Феодора поклониться идолам, чего требовал от него царь, то отдан был приказ предать его всем ужасам мучений. Его били воловьими жилами, стругали, жгли и распяли на кресте, откуда ночью ангел Господень снял его и исцелил его раны. Пришедшие утром увидели Феодора сидящим у подножия креста, невредимым и громко прославляющим Господа... Множество народа, бывшего накануне при мучительстве Феодора поражено было этим чудом и многие немедленно приняли веру во I. Христа, слыша при этом Феодора, проповедующего о Христе. Один из близких к царю людей пошел к Ликинию и объявил ему, что весь город оставляет богов и обращается к Тому, Которого проповедует Феодор. Ликиний послал палача, чтобы взять Феодора и предать его казни. Народ с яростию бросился на палача, чтобы убить его; но Феодор усмирил волновавшуюся толпу, говоря: «подобает мне идти к Господу моему Иисусу Христу». Помолившись и благословив уверовавших и служителя своего Авгаря, он отдался в руки палача и с покорностию пошел на казнь. Казнь была совершена. Все христиане с свечами и кадилами сопровождали тело священномученика до места погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если же крещеных среди их родственников не было, то ханты обычно во всем соглашались со священником: «Да-да, мы поняли, все ясно. Мы будем ходить в храм», — но это вовсе не означало, что завтра они примут православную веру и станут ревностными прихожанами. Для этого, по мнению батюшки, нужно к ним почаще приезжать и беседовать, стараясь быть для них во всем примером православного образа жизни и подводя к глубокому, неповерхностному пониманию нашей веры. «Я вижу их иногда у нас, — отец Димитрий еще и настоятель храма великомученика Феодора Стратилата в Фёдоровском, — в традиционной одежде, чаще всего зимой. Они приезжают за продуктами, у нас в поселке больше ассортимент. И наш храм великомученика Феодора Стратилата тоже не забывают, обращаются за помощью. Подойдут и скромно спросят: " Батюшка, можете нам помочь с продуктами? " И рады каждому пакету крупы. Правда, за продуктами обращаются обычно бедные ханты. У них даже зимний домик из тонких досок, отапливают его буржуйкой. Как они в сильный мороз там живут, даже не представляю. Но уж коли они пришли в храм, я не упускаю возможности поговорить с ними на духовные темы. Заодно интересуюсь, крещеные ли они. Отвечают — да. А где же ваши кресты? Они: " Ой, потеряли, забыли " . Дарю, конечно, нательные крестики». В другой раз поближе познакомиться с семьей ханты священнику помог случай. Его знакомые попросили купить у ханты два ведра ягод. Отец Димитрий позвонил тем, у кого уже бывал на стойбище, и они с радостью согласились, но не продать, а угостить. Но отец Димитрий, зная, какой нелегкий труд собирать ягоду на болотах, не смог принять подарок. Поблагодарив хозяев за их радушие, он все же заплатил за ягоды. «И ­после этого, смотришь, они уже к тебе по-другому относятся, понимают, что ты не ищешь выгоды в общении с ними, не используешь их. Поэтому есть надежда, что эти дети природы услышат тебя, когда ты в следующий раз будешь говорить им о вере», — улыбается батюшка. Нужно учитывать, что даже после крещения ханты не станут вашими постоянными прихожанами, делится опытом священник. Их необходимо навещать на стойбище, они — как малые дети, которые все время требуют внимания и заботы. Но есть и исключения, как, например, Евдокия Николаевна, пожилая коренная жительница, которая ведет традиционный образ жизни. Она сама пригласила священника на свои родовые угодья.

http://e-vestnik.ru/reports/idite_i_nauc...

Святой Феодор отвечал им: – Да будет воля царская и ваша, только веселитесь и радуйтесь сегодня, а завтра мы исполним то, что нужно будет исполнить. Прошло уже три дня, а между тем, несмотря на убеждения посланных, чтобы святой Феодор шёл с ними к царю, он оставался в своем городе. Потом, оставив некоторых из присланных мужей царских у себя, святой Феодор отослал остальных к царю с письмом, в котором говорил, что ему нельзя оставить город свой в то время, когда в народе такое большое смятение: ибо «многие, – писал он, – оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства»; «посему, – продолжал он, – потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, – сделай это по двум причинам: 1) чтобы усмирить мятежный народ и 2) чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере». Такое послание святой Феодор написал к царю Ликинию, возбуждая его этим прийти в Гераклею: святой хотел пострадать в своем городе, дабы освятить его своею, пролитою за Христа, кровью и своим страдальческим и мужественным подвигом утвердить других в святой вере. Царь Ликиний принял это письмо Стратилата и, прочтя его, обрадовался. Нимало не медля, он, взяв с собою около восьми тысяч воинов и самых знатных из никомидийских граждан, с радостью отправился со своими князьями и сановниками в Гераклею; захватил он с собою и идолов более чтимых народом богов, – и золотых, и серебряных. В ту же ночь, когда святой Феодор, по обычаю, молился, было ему такое видение: ему казалось, что он находится в храме, крыша которого разверзлась, и оттуда сиял небесный свет, как от какого-либо великого светила, и освещал главу его; и вот послышался голос: – Дерзай, Феодор, Я с тобою! После этого видение прекратилось. Тогда святой Феодор понял, что настало время его страданий за Христа и радовался, пламенея духом. Услышав, что царь приближается к городу, он вошел в молитвенную комнату свою и так с плачем молился:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прежде чем мы дошли до высоченных лесов, установленных в центре храма, успели зайти в самые разные закоулки, и по пути Антонина рассказывала: - Однажды случилось так, что мне доверили выкладывать лик. Не Христа Пантократора, конечно, а одного из святых, на стене. Это ювелирная и очень ответственная работа: чуть ошибёшься - и придётся всё разбирать. Когда я выложила глаза и наметила линию носа, то почувствовала, что на меня кто-то смотрит. А смотрел великомученик Фёдор Тирон. Именно его я выкладывала. Никогда не мечтала, даже не думала, что в моей жизни будет такое счастье. Выкладывала я и великомученика Фёдора Стратилата. Это воины, которые приняли мученическую смерть за христианство. И мы надеемся, что великомученики будут нам помогать. А у меня ещё такое совпадение - несколько лет назад, как раз на Покров, родился внук Федя, которого крестили в честь великомученика Фёдора Стратилата. Елена Вилкова    - То, что сделанное вами сохранится на века, наверное, радует сердце? - с пониманием говорю Антонине. - Да мы в бригаде, где работаем под началом Елены Вилковой, радуемся каждой детали. «Смотрите, как здорово кольчуга получилась! А как сапожок вышел!» - восклицает она. Бывали, конечно, и разочарования. Кажется, всё хорошо сделано, но отец настоятель работу не принимает. Переделываем, смотрим на результат - и понимаем: архимандрит Мелхисидек прав. У него есть такой дар - безупречный вкус. Это признают даже искусствоведы. Он помогает в выборе иконописцев, в выборе сюжетов, в выборе оформления интерьера храма и даже в принятии каких-то архитектурных решений. Слышала однажды, как они с Владимиром Ивановичем Козловым, архитектором, спорили. Архитектор видит так, а священник - иначе. Но они всегда приходят к общему пониманию. - А что приходилось переделывать? - Например, делали орнамент под Спаса. Рисунок был утверждён, были подобраны камни, а потом вскрылась ошибка. Эскиз мы делали на столах и не учли, что видеть образ Христа люди будут издалека. Батюшка сказал нам, что издали будет плохо смотреться, а мы не поверили. Отнесли эскиз на расстояние, смотрим: вот эту линию-контур нужно подчеркнуть, а здесь цвет бледный... И устыдились своей несмиренности. Мозаику надо делать с большим терпением и внутренним смирением. И не фантазировать. К примеру, батюшка подходит, говорит: «А это что за коленка такая? Ты смотрела образцы?» Я тут же беру альбом, смотрю: «Да, у византийских иконописцев совсем иначе». Надо учиться у духовных людей и не роптать. Вот тогда Господь поможет красоту создать.

http://pravoslavie.ru/67198.html

Мучч. и Пртолена, воинов. Видя страдания и чудеса св. великомученика Георгия, эти мужи, бывшие преторами (городскими судьями), уверовали во Христа и были усечены мечом. 24 . Е . Св. муч. Саввы Стратилата (т.е., воеводы). Родом готф, воевода при Аврелиане, св. Савва много помогал имуществом и советами при посещениях темниц заключенным в них христианам, ободряя их в страданиях. За эту свою ревность к вере Христовой, он был жестоко истязуем: его били, опаляли раны его огнем, бросали в котел с кипящей смолой и потом утопили (в 272 г.). Пораженные твердостью св. Саввы при мучениях, уверовали во Христа 70 воинов, за что И были усечены мечом. Тропарь, гл. 5. Земнаго сана пояс оставив, и почести страдальче, пред мучителем льстивым царем Христа Бога суща исповедал еси, и Того ради многа страдания подъял еси славне: тем прекрасным победы венцем увязлся еси от Царя всех царствующаго, с небесными вои светло преукрашен; предстоя Тому, Савво, моли, да спасет души наша. Кондак, гл. 4. Непобедимый явлься стратилат, варварския козни побюедил еси, и страдальчествовав славне твердейши, множество врагов невидимых поборил еси; темже венец исплел еси победы, о нас моли Христа Савво всеблаженне, верою почитающих тя. Мучч. Нена, Логгина и прочих с ними. Пораженные твердостью при мучениях великомученика Георгия (см. 23 апр.), они все уверовали во Христа, за что после истязаний были усечены мечом в 303 году, после св. великомуч. Георгия. Глава св. Логгина находится в г. Капуе (недалеко от Неаполя). Мучч. и Родом славяне, они были воинами в Мизии, в г. Доростоле. За отказ принести жертву идолам и исповедание Христа после мучений и темничного заключения они были усечены мечом, в 228 году. Пр. мы юродивого. Подвижник и инок VI века в одной из сирийских обителей, близ г. Антиохии, он был погребен в г. Дафни. Мощи его, ознаменованные чудесами, были перенесены потом в Антиохию, где тоже прославились чудесами. Пр. чудотворицы. Сначала инокиня одной цареградской обители, а потом настоятельница Царьградской обители Космы и Дамиана, она вела строго аскетическую жизнь. Зимой и летом она носила одну и ту же грубую власяницу, питалась только растениями, не вкушая даже хлеба, и постоянно трудилась; она заботилась о спасении вверенных ей сестер, постоянно призирала и воспитывала сирот, помогала бедным и вдовам, защищала перед начальством обиженных. За сие она удостоена была от Бога благодати исцелять болезни и власти над нечистыми духами. Скончалась она не ранее VI и не позднее IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Толикаго убо имуще отца, мы, слышателие возлюбленнии, не должни ли есмы славити его и величати, яко сынове его, зане писано есть: «Сын славит Кая же слава может ему быти от нас? – Еже подобитися ему добродетельми, еже ревновати чистоте его, целомудрию его, терпению его, воздержанию его, лощению его, молитве его. Сию славу приемлет от нас отец наш. Сицевою честию Зосима наш хощет почитатися от нас. Темже поревнуем святому житию его. Будем кротцы и смирени стяжем чистоту, дар Божий преславный; удержим очи свои от зрения нелепаго, обуздаем языки своя от бесед неполезных, удалимся любве, вредящия душа наша; научимся же любити Бога всем сердцемуе и ближних наших, яко сами поработаем Господеви со страхом и порад мся ему с Кийждо нас да знает дело звания своего и с кротостию и смирением да делает е 2141 , не яко человеком угождая, но яко самому Богу служа и за службу свою в наслаждение Небеснаго Царствия желая, егоже да сподобимся вси молитвами преподобнаго отца нашего Зосимы, благодатию же самого человеколюбца Бога, яко тому подобает слава во веки. Аминь. Слово на день тезоименитства Андрея Денисова Пречестнейший пастырю, благополезный всесладчайший учителю и наставниче, превозлюбленный вседражайший государь мой батюшко Андрее Дионисиевичь. Понеже возсия нам благорадостное всесветлейшее торжество прелюбезнейшаго всеизряднаго тезоименитства твоего, понеже возблиста нам всекрасный день тезоименитаго ти великомученика и многомужественнаго страдалца чесо ради всебратственно подвизаются усердно и все любезно вселюбезное вседражайшее тезоименитство твое почтити. Приносит боголюбнаго вашего научения стадо: постники – любовное благодарение, молитвенники – теплую молитву, девственники – желателное ублажение, послушники – радостное хваление, церковники – благодатное песнопение, витии 2142 церковнии – златоплетенная словеса, учители – благодарныя мироуханныя глаголы, служители – усердное учреждение 2143 , сироты – благодарственныя гласы, верная чада – теплоту молитв, возжжение свещь, канонов неленостное пение, псалтырное усердное воспевание. Вси всецерковне и всеусердне, вси всерадостно и всежелателно, вси многотщателно торжество украшают. Вси просим и молим всемилостиваго Спаса и Пречистую Богородицу и всех святых и святаго великомученика Андрея Стратилата о любезном нам здравии и спасении твоем, вси боголюбно день почтити предуготовляются, вси пресладостными словесы приветствовати христолюбное благородие, ретящеся 2144 , усердствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

День св. великомученицы Екатерины 24 ноября (7 декабря) Св. великомученица Екатерина была девица 17 лет родом из Александрии, дочь царская, красоты необыкновенной, образования высокого, с великим богатством. Приняв христианскую веру, она в 304 году по повелению императора Максимина, не терпевшего христиан, замучена за своего Небесного Жениха, Иисуса Христа, Которому она обручила девство свое. После тщетных убеждений, ласкательств и лукавств обратить Екатерину от христианства к языческому нечестию мучители обнажили и бесчеловечно били ее воловьими жилами; ужасно секли исповедницу два часа по плечам и чреву; все девственное ее тело покрылось ранами и сделалось безобразно; кровь ее ручьями текла и обагряла землю. Иссеченная до костей, великомученица брошена была в темницу, без пищи и пития, до новых истязаний, которые скоро начались для нее. Исповедницу связанную приказано было положить между четырех колес с острыми зубцами, чтобы, обращая колеса – два в правую и два в левую сторону, раздробить тело ее по частям. Но «Ангел Господень, сошед с небеси, разреши святую от уз целу и невредиму, и колеса сокруши на части». Гонители окончили страдания ее мечом, усекнув ее главу. Великие страдания св. Екатерины уверили многих язычников в истине Евангелия: царицу Августу – супругу Максимина, Порфирия Стратилата и 200 воинов, которые, видя ужасные мучения, с необыкновенной твердостию претерпеваемые юной, образованной, богатой, благообразной и благороднейшей девою, исповедали Христа Спасителя, и прежде великомученицы, своей наставницы в вере, страдальчески преставились, по повелению жестокого Максимина. Память царицы Августы совершается 24 ноября 1715 . Место убиения великомученицы Екатерины доселе показывают в Александрии благочестивым путешественникам 1716 . Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, соблюли небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию, усечена глава св. великомученицы. Колонна эта и доселе с благоговением соблюдается в александрийской прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010