Закрыть itemscope itemtype="" > Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3422 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону Пантелеимон родился в 3 веке в Малой Азии, отец его был знатным язычником, а мать – христианкой, которая воспитывала сына в вере до своей ранней кончины. После этого отец отдал сына на обучение медицине, в чем мальчик весьма преуспел. Познакомившись с христианским священником, мальчик с интересом внимал рассказам о Христе, а после совершенного им самим чуда воскрешения ребенка по молитве Господу, Пантелеимон искренне уверовал и крестился. После этого он стал безвозмездно лечить бедных, много помогал христианам, за что на него ополчился император Максимиан и повелел юношу умертвить. Но никакие пытки и казни не властны были над великомучеником, пока голос Самого Господа не призвал его в Царство Небесное. Тогда многие уверовали, даже палачи, которые отказывались исполнять казнь. Но Пантелеимон попросил себя обезглавить, приняв мученическую кончину. За помощь в исцелении болезней святого великомученика и целителя Пантелеимона почитают верующие всех христианских конфессий и даже мусульмане. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-314-2141) Текст печатается по изданию: Акафистник. М.: Даниловский благовестник, 2000 Кондак 1 Избранный страстотерпче Христов и врачу благодатный, туне подаяй недугующим исцеления, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед и болезней свобождай нас, любовию тебе зовущих: Радуйся, великомучениче и целителю Пантелеимоне. Икос 1 Ангела земнаго и небеснаго человека вемы тя, славный Пантелеимоне: ангельскою бо непорочностию и мученичеством украшен, преселился еси от земли на Небо, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоя Престолу Господа славы, молися о нас, земных, почитающих тя звании сими:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Харьков. Церковь Пантелеимона Целителя на Песках. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона (на Песках) В 2000 г. от Рождества Христова Свято-Пантелеимоновскому храму г. Харькова исполнилось 115 лет со дня освящения. Пески возникли на рубеже XVIII XIX вв. когда за клочковым хутором, который дал название улице, в окружении многочисленных левад, под холмом, на котором раскинулся Университетский сад, поселилось несколько крестьянских семей. В первой половине XIX века северная окраина Харькова Пески были предместьем г. Харькова, хуторком хат в 30, рубленных, мазанных глиной и крытых соломой. Население Песков состояло из крестьян-малоросов, занимавшихся хлебопашеством. Многие из них, имея 1015 пар волов, занимались, до проведения железной дороги, чумачеством, доставляя произведения юга на север и обратно. Песчаное подгорье с востока примыкало к Университетской горе и саду, с запада к земле крупных владельцев Бедрягиных, с севера Сердюковых: на юге были непроходимые болота, позже преобразованные в городской скотоприимный двор, к которому примыкали левады и огороды песковских хлебопашцев. Со временем район Песков быстро разрастается. Идет переселение крестьян в другое место, а земля застраивается. На этой земле, для какого-то университетского здания, оставлен был незастроенным лишь тот участок, в 784 кв. саженей, где сейчас Пантелеимоновский храм. На этом участке под горой от громового удара открылся источник прекрасной воды, которая считается и до сих пор целебной. Вскоре, по распоряжению губернатора Кокошкина, под этой горой вырыто было несколько колодцев, снабжавших жителей Песков здоровой водой. С увеличением населения возрастала потребность в выделении Песок в самостоятельный приход. Еще в 1866 г. Г.Г Федоров много хлопотал, чтобы Университет отдал эту незастроенную землю под церковь. По многим причинам эта попытка не увенчалась успехом. Прежде всего у населения не оказалось средств для постройки. Старые обыватели обеднели: железная дорога подорвала чумачество, а распоряжение губ. Кокошкина не ставить на Песках стогов хлеба и сена дурно отозвалось на хлебопашестве. К началу 1880-х гг. в этом районе появляются несколько выдающихся по своему общественному и материальному положению лиц: К.Н. Захарьев, Н.А Жевержеев, В.Ф. Федоров, В.И. Богданов, М.Ф. Алексенко и др. В январе 1882 г. было подано прошение преосв. еп. Харьковскому Иустину, который дал добро. О большом желании иметь храм свидетельствует и сумма в 10 тысяч рублей, собранная при сборе подписей среди жителей.

http://sobory.ru/article/?object=03882

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " На Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре праздник святого великомученика Пантелеимона совершался когда-то даже более торжественно, чем двунадесятые праздники. За восемь дней начиналось предпразднство. Пелись молебные каноны на восемь гласов, и для каждого дня имелись особые каноны. Что это значит? Неужели монахи так беспокоятся о своем здоровье? Разумеется, прежде всего не о своем. И речь здесь идет о самой главной болезни, которой поражено человечество. О смерти. Конечно же, не только телесной. Но и о телесной тоже. О всякой болезни. Потому что все связано удивительным образом. Смысл праздника — по-настоящему познать, где обретается наше исцеление. Как приобщиться нам тому ничем несокрушимому здоровью души и тела, которое являет воскресший Христос? Что должны мы делать, чтобы помочь так исцелиться другим? Постараться хотя бы в малой степени научиться этому у святого великомученика Пантелеимона. Наши православные храмы (тоже когда-то) в этот день были наполнены более чем обычно. Все спешили к святому, который именуется Церковью целителем, с различными своими недугами. А вот как совершался день памяти святого великомученика в его Никомидии: «Тысячи людей — православных христиан и инославных — армян, католиков и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона». Как созвучно это Евангелию, где часто говорится о том, что множество людей шли ко Христу — хромые, слепые, глухие, немые и страдающие другими болезнями. Таково бедное человечество, во все века бегущее за Господом. Список, приводимый в Евангелии, знаменателен в своем обобщении человеческих бед. Внимание Бога направлено прежде всего сюда. Милосердный Господь заботится в первую очередь о тех, кто страдает. И таким было с самого начала служение Его Церкви, как мы знаем из свидетельства Евангелия, книги Деяний и Апостольских Посланий. Посланные Господом ученики шли, «благовествуя и исцеляя повсюду» (Лк. 9, 6).

http://moral.ru/церковь-никогда-не-молит...

Великомученик и целитель Пантелеимон Святой и славный мученик за Христа Пантелеимон родился в Никомидии в конце III века. Его отец, сенатор Евсторгий, был язычником, а мать, Еввулия, – христианкой. Родители назвали мальчика Пантолеон. Его отдали в ученики известному врачу Евфросину, и он вскоре в совершенстве изучил науку врачевания, так что император Максимиан Галерий, заметив его искусство, взял Пантолеона во дворец и сделал своим личным врачом. Каждый день юноша проходил мимо дома, где скрывался от гонений императора пресвитер Ермолай. Святой, угадав душевные качества Пантолеона, однажды пригласил его к себе в дом и стал учить, что медицина может дать лишь слабое облегчение нашей страдающей и смертной природе и только Христос, единый истинный Врач, пришел дать нам спасение – без лекарств и без платы. От этих слов сердце молодого человека исполнилось радости, и он стал постоянно приходить к святому Ермолаю и учиться у него великим тайнам веры. Однажды, возвращаясь от своего учителя Евфросина, он увидел на дороге ребенка, умершего от укуса гадюки. Решив, что пришел момент проверить истинность обещаний Ермолая, он призвал имя Христа, и ребенок тотчас встал, а змея издохла. Радостный, Пантолеон побежал к Ермолаю и попросил не медля крестить его. После этого он остался в доме святого старца, слушая его поучения, и вернулся домой лишь на восьмой день. На вопросы встревоженного отца он ответил, что был во дворце и лечил одного знатного придворного. Сохраняя пока в тайне свою веру, он тем не менее старался убедить отца в тщетности почитания идолов. Спустя некоторое время к сенатору привели слепого, который умолял Пантолеона исцелить его, поскольку ранее он без всякой пользы растратил на других врачей все состояние. Уповая на Христа, сила Которого отныне пребывала в нем, юноша в присутствии удивленного отца заверил слепого, что исцелит его благодатью истинного Учителя. Он перекрестил глаза слепого, призывая имя Христово, и тот сразу же прозрел не только телесными, но и духовными очами, поняв, что его исцелил Христос.

http://pravoslavie.ru/55369.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святой великомученик и целитель Пантелеимон В книге рассказывается о жизни и многочисленных прижизненных и посмертных чудесах святого великомученика и целителя Пантелеимона, прошедшего спасительный путь приближения и уподобления Господу Богу. Он был милостивым, и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. В книге повествуется и о Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где покоится честная глава святого великомученика, и о пребывании ее в Москве в 1996 году. Приводится также Акафист великомученику и отрывок из книги Б. К. Зайцева «Святой Афон» о монастыре святого Пантелеимона. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святой великомученик и целитель Пантелеимон Составитель Плюснин А. И Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-222-1863) Предисловие Каждый день святая Церковь, а вместе с ней и верующие люди совершают память святых угодников Божиих. Делается это для того, чтобы мы обращались к ним с молитвой и, научаясь их добродетелям, освящались их святостью. Так происходит не потому, что мы лишены возможности обращаться непосредственно к Богу или что Господь в таком случае не слышит нас. Он вселюбящий Отец и принимает всякого приходящего к Нему, но воля Его такова, чтобы мы, обращаясь к святым, общались с ними и соединялись в Нем, а размышляя об их святости, думали о своей жизни, цели и призвании. Возможность общения со святыми в единой христианской семье в вере и любви, в чистоте и святости, в молитве – это дар Божий, за который необходимо благодарить Господа. Жизнь великомученика Пантелеимона и показывает нам этот истинный путь приближения и уподобления человека Богу. Бог не только велик и славен, и силен, Он еще и милостив. И святого Пантелеимона мы называем «подражателем Милостивого». Ведь он был милостивым и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. Всего себя, как врач безмездный, он отдавал людям, потому, что любил людей. Помощь великомученика больным превзошла силу земного врачевания, он стал врачом благодатным. Святой Пантелеимон смог уподобиться Богу в Его силе, а вместе с Божественной силой пришла и слава. Слава не земная и преходящая, а та, которой прославляет человека Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

02/08/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПЕРЕГОВОРОВ С РАССТРИГОЙ ФИЛАРЕТОМ ДЕНИСЕНКО Вопрос о создании единой Поместной Украинской Православной Церкви возможно решить только после прекращения межконфессионального противостояния и объединения верующих, заявил на пресс-конференции предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир. подробности... ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВИЛ УКРАИНУ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ Как сообщает газета " Украинское слово " (27 июля, 2000 г) состоявшийся в конце июля с. г. Священный Синод Константинопольского патриархата объявил Украину своей канонической территорией. А присоединение Киевской метрополии к Московскому Патриархату в 1686 году соответственно неканоничным. подробнее... ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА В ИСТОРИИ ИПАТЬЕВСКОГО ДОМА Поиск фундаментов дома инженера Ипатьева, в подвале которого была расстреляна Царская Семья, завершен. Археологи исследовали последние квадратные метры земли, на которых раскопки ранее не проводились. Еще в субботу 23 июля была надежда на то, что будут найдены хотя бы какие-то уцелевшие участки фундамента, так как ученые натолкнулись на достаточно массивные камни. Но в последствии оказалось, что это лишь отдельные фрагменты из руин дома. подробнее... ЧЕСТНАЯ ГЛАВА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ПЕРЕНЕСЕНА В ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 1 августа честная глава святого великомученика Пантелеимона была перенесена из московского Богородице-Рождественского монастыря в Храм Христа Спасителя. Доступ к мощам будет открыт круглосуточно. 6 августа, в последний день пребывания мощей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отслужит прощальный молебен. подробнее... СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ОСВЯТИЛ В САРОВЕ ЗАКЛАДНОЙ КАМЕНЬ БОЛЬНИЧНОГО ХРАМА Закладной камень в основание храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона на территории больничного городка освятил прибывший в Саров Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это будет четвертый действующий храм в древнем городе, где до революции существовал Саровский монастырь, а ныне расположен Федеральный ядерный центр.

http://pravoslavie.ru/news/index35.htm

08.08.14. Прямой эфир. Тема – великомученик и целитель Пантелеимон. Ведущая поэтесса Нина Карташева. 15.12.2014 09:11:39 Кульков Сергей Андреевич Дорогие братья и сестры! Радио Радонеж в прямом эфире. Сегодня с вами я, поэтесса Нина Карташева. И мы с  вами принимаем гостей из подмосковного  Мураново, где находится музей Федора Ивановича Тютчева. Его стихи мы любим с детства. Пошли Господь свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий мимо саду Бредет по жесткой мостовой. Кто смотрит вскользь через ограду На тень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных светлых луговин. Не для него гостеприимно Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис. Лазурный грот как из тумана Напрасно взор его манит. И пыль росистая фонтана, Его главы не оросит. Пошли Господь свою отраду, Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий мимо сада, Бредет по знойной мостовой. Федор Иванович Тютчев напоминает нам этими евангельскими строками о евангельской доброте и милосердии  друг к другу, дорогие братья и сестры. Вера без милосердия, вера без любви, увы, часто вырождается в ханжество или фанатизм. Будем же внимательны  друг к другу. Ну, если не ко всем, то хотя бы к ближним. Давайте любить друг друга. А сейчас я с радостью представляю вам гостей сегодняшнего прямого эфира. Игумена Феофана (Замесова) вы все знаете. Вы часто просите, чтобы он почаще приезжал к нам на «Радонеж». Мы его знаем, любим. Но вот я хочу зачитать все его регалии: Московский патриархат, Московская епархия, Пушкинское благочиние, настоятель Александро – Невского храма Софринской бригады внутренних войск МВД России и Спасского храма усадьбы Мураново, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами по Пушкинскому благочинию игумен Феофан (Замесов). - Добрый вечер, уважаемая Нина Васильевна, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мир вам и божие благословение. - Спаси Господи. Батюшка, Вы приехали не один, и, уже второй раз в эфире ваш помощник, рядовой военнослужащий соединения противоракетной обороны Воздушно – космических войск Антон Валентинович Ратников.

http://radonezh.ru/analytics/08-08-14-pr...

9 августа 2009 года, в день памяти Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, в престольный праздник домового храма первого международного православного лагеря для русскоговорящих детей, открывшегося 1 августа в небольшом швейцарском курортном городке Лейзан, Преосвященнейший епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) (РПЦЗ) совершил малое освящение воды, освятил все помещения дома, в котором расположен лагерь, возглавил Божественную литургию и Крестный ход. 9 августа 2009 года, в день памяти Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, в престольный праздник домового храма первого международного православного лагеря для русскоговорящих детей, открывшегося 1 августа в небольшом швейцарском курортном городке Лейзан, Преосвященнейший епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) (РПЦЗ) совершил малое освящение воды, освятил все помещения дома, в котором расположен лагерь, возглавил Божественную литургию и Крестный ход. Ему сослужили иерей Адриан Этшевария и протодиакон Георгий Жоннэрэ из Крестовоздвиженского кафедральномго собора Женевы, а также духовник лагеря иерей Георгий Егоров, прибывший сюда из Франции по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Корсунского Иннокентия. Алтарником впервые был 12-летний уроженец Цюриха Кристиан Кости. Среди причастников были почти все дети, приехавшие в лагерь, около двадцати православных верующих из приходов Женевы и Веве и десять девочек из Елизаветинского приюта Марфо-Мариинской обители милосердия, отметившей в этом году свой 100-летний юбилей, а также сотрудники лагеря. Перед приездом епископа Михаила начальник лагеря Ольга Александрэ, руководитель Русского детского центра «Матрёшка», показала ребятам документальный фильм Владимира Кривцуна из Сыктывкара (Республика Коми) «Великая княгиня Елизавета», из которого дети узнали, что Елизавета Федоровна, воспитанная как протестантка, после посещения Святой Земли приняла Православие, почувствовав, что это – истинная вера и что ничего не может быть выше нее.

http://pravmir.ru/torzhestvo-pravoslaviy...

Крест-мощевик доставят на Валаамское подворье Петербурга Москва, 26 мая 2004 г. 27 мая 2004 года крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона доставят в Санкт–Петербург, в церковь Казанской иконы Божией Матери - Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря (Нарвский пр., 1/29), сообщает пресс-служба Валаамского монастыря. На протяжении всего дня он будет доступен для паломничества и поклонения верующих. У креста ежедневно будут совершаться молебны святому Пантелеимону  и Животворящему Кресту Господню об излечении от болезней и различных недугов. 22 апреля 2004 года в церкви преподобных Сергия и Германа - Московском подворье Валаамского монастыря состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика северной обители. В течение месяца крест-мощевик находился на Московском подворье Валаамского монастыря. Два раза в день — после литургии и вечернего богослужения — перед ним служился молебен. Приходящие к нему люди получали ослабление, а то и исцеление душевных и телесных недугов. Скромный и строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона — родовая святыня бояр Нащокиных. По семейному преданию, крест сопутствует знатному роду с XIV века. Именно тогда в Россию прибыл из Италии на службу к Тверскому князю Александру Михайловичу Дукса Великий, в крещении Димитрий. Его сын, тверской боярин, раненый в щеку татарским послом, получил прозвище «Нащока» и стал родоначальником славного рода Нащокиных. Представители этого рода сыграли большую роль в становлении государства Российского: они были дипломатами и воинами, строителями и монахами, благотворителями и покровителями муз. Искусствоведы и реставраторы, долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. На рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев.

http://pravoslavie.ru/9915.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010