Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы первой седмицы Великого поста после богослужения на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве 22 марта 2013 г. 23:36 Вечером 22 марта 2013 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершил полиелейную утреню на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит! Досточтимая матушка Сергия! Дорогие сестры, отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую с завершением первой седмицы Великого поста и радуюсь, что в этот день, в канун памяти святых 40 мучеников и святого великомученика Феодора Тирона, имел возможность посетить Дивеевское подворье в Москве. Много раз проезжал здесь и всякий раз укорял себя за то, что нет времени даже остановиться и переступить его порог. Но, может быть, все складывается и к лучшему и, несомненно, по воле Божией, потому что ныне имел возможность не только войти под сень храма и посмотреть, как он устроен, но и помолиться вместе с вами. Благодарю вас за прекрасное пение, за хорошую службу — по уставу, все правильно совершалось, и сердце мое радовалось. Мы в течение всей первой седмицы Великого поста размышляли о духовной жизни человека, о тайнах этой жизни, о проблемах, с которыми каждый человек сталкивается, если он действительно внимательно относится к своему внутреннему миру, если внутреннее духовное состояние для него небезразлично. Тогда перед ним большой путь, и путь непростой, но это путь восхождения. Если же люди не обращают внимания на то, что происходит в глубине их сердца, в их сознании, то перед ними нет никакого пути восхождения, но есть только один путь — становиться все хуже, хуже и хуже. Потому что для того, чтобы восходить в гору, нужны усилия, а для того, чтобы падать в бездну, усилий не требуется. Вот почему мы и называем дни Святой Четыредесятницы великопостным поприщем. Это действительно поприще, которое нужно пройти с усилием. И опыт Церкви, опыт святых преподобных мужей и жен свидетельствует о том, что тот, кто с решимостью встает на этот путь, тот, кто стремится достичь результата, несомненно, его достигает.

http://patriarchia.ru/db/text/2864608.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в храме свтт. Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке 4 марта 2017 г. 16:35 4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил  Божественную литургию в храме святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение первой седмицы Великого поста православные христиане, по крайней мере, те из них, кто имел такую возможность, посещали храм каждый день, многие — утром и вечером. Этот молитвенный опыт первой седмицы имеет очень большое значение для духовной жизни. Находясь в храме в течение длительных служб, мы погружаемся в благодатную стихию, которая не может не воздействовать на сознание и сердце человека, потому что исполнена великими смыслами. Эти смыслы не всегда до нас доходят — кто-то не вполне понимает славянский текст, кто-то не знает истории происхождения Божественных книг, не представляет себе эпохи, в которые они были написаны. Многое может показаться странным, непонятным, но, тем не менее, каждый в меру своих сил понимает главное: через эти Божественные тексты с нами говорит Сам Бог, прежде всего словами Псалтири. Помимо того что мы во время этих продолжительных богослужений насыщаемся Божественными смыслами, мы также слышим призывы к покаянию, молитве, милосердию, ко всему, без чего не может состояться человек, тем паче христианин. На первой седмице Великого поста всем нам подобает размышлять о нашем внутреннем состоянии, о наших грехах, анализировать свои мысли, свои поступки, свои чувства, подвергать их строгому суду и приносить покаяние. Все это мы делаем, чтобы стать хоть немного лучше, чтобы вырваться из повседневности, из забот и суеты, в которые мы погружены, — чаще всего в силу обстоятельств, а иногда и по своей воле, — и чтобы действительно почувствовать близость Божественную, прикоснуться к Божественной благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/4826029.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Высоко-Петровском монастыре в субботу первой седмицы Великого поста 20 февраля 2010 г. 15:00 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Цель жизни человека заключается в том, чтобы совершить обратное тому, что сделал Адам. Если Адам разорвал общение с Богом и отказался от Него, возжелав жить вне Божиего закона, по своей воле, то задача каждого человека заключается в том, чтобы вернуться к общению с Богом и соединиться с Ним настолько, насколько это возможно. Если в основе греха Адама лежало непослушание воле Божией, Божиему замыслу о человеке, то в основе нашей жизни должно лежать послушание Божией воле. Эту волю мы знаем, она открыта нам. Божественное откровение, Слово Божие доносят до нас конкретные требования, исполняя которые, человек может жить в соответствии с Божиим замыслом. Это Божественное откровение хранится в Церкви, в общине единомышленников, в которой живет и действует Святой Дух. Силой Святого Духа Божественное откровение, Слово Божие хранится в Церкви неповрежденно, и никакие обстоятельства времени, никакие человеческие мудрования не способны разрушить это Слово или исказить его, поелику оно охраняется за святыми стенами в духовной крепости — охраняется не силой человеческой, а силой Святого Духа. Но в Церкви мы не только узнаем волю Божию. В Церкви мы вступаем в особое общение с Богом через молитву. В Церкви нам дается возможность, соотнося свои поступки и мысли со Словом Божиим, видеть, насколько мы отклоняемся от курса, насколько верно или неверно мы поступаем. И в том случае, если мы поступаем или мыслим неверно, у нас есть возможность принести покаяние Богу и исправить свой жизненный курс.

http://patriarchia.ru/db/text/1096223.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле 24 февраля 2018 г. 23:32 24 февраля 2018 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение первой седмицы Великого поста многие православные христиане ежедневно посещали храм. Наиболее ревностные и свободные от иных забот приходили и утром, и вечером, погружаясь в дивную атмосферу великопостных богослужений, которые оказывают очень сильное влияние на наше духовное состояние. Те, кто через это поприще проходит, отмечают, что в начале пути очень трудно — четыре часа утром, два часа вечером, — но к завершению первой седмицы, несмотря на естественную усталость, свидетельствуют о совершенно замечательном духовном опыте. Каждый день обогащает нас мыслями, каждый день укрепляет нас в молитве, каждый день приближает нас ко Христу. Для размышлений нам предлагается чтение псалмов, молитв, среди которых особое место занимает молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Она многократно читается во время богослужений, и в течение этой недели я вместе с молящимися размышлял на темы этой молитвы. Мы говорили о духе праздности, уныния, любоначалия, празднословия; дух целомудрия, смиренномудрия также подвергался нашему осмыслению. А сегодня я хотел бы поделиться с вами своими мыслями в отношении того, что есть терпение. Третье прошение второй части молитвы святого Ефрема — как раз просьба дать нам дух терпения. Без терпения не может быть упования, говорит святой Иоанн Златоуст, а упование — это надежда на спасение. Нет терпения — нет никакой надежды на спасение. И ведь святитель Иоанн Златоуст учит так не только от мудрости своей — он говорит от духовного опыта, а духовный опыт пастыря, тем более архипастыря, складывается через сложение духовных опытов множества тех, кто обращается к нему, кто исповедует свои грехи, кто пишет письма, кто поверяет сокровенное. И Иоанн Златоуст, духовный вождь древнего Константинополя, обладавший непререкаемым духовным авторитетом, говорил прежде всего с теми, кто к нему обращал свои вопрошания.

http://patriarchia.ru/db/text/5152153.ht...

Фото: tatmitropolia.ru Первая седмица Великого поста. О чем не забыть Не забудьте взять в храм текст канона Андрея Критского 18 марта, 2024 Не забудьте взять в храм текст канона Андрея Критского Фото: tatmitropolia.ru Первая седмица Великого поста в 2024 году – с 18 по 24 марта. Что нужно успеть на этой неделе – рассказывает «Правмир». 18 марта, Чистый понедельник – народное название первого понедельника Великого поста. Оно закрепилось в культуре – в этот день делали уборку в доме после Масленицы. Вся неделя отличается особой строгостью поста в пище и продолжительными богослужениями. Весь пост , кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва святого Ефрема Сирина . В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста ( с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского . Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании – эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней. Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме – оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие – можно взять стул. В среду и пятницу первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В пятницу, 22 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону , которая соединяется с Литургией Преждеосвященных даров. В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо (блюдо из злаков, изюма и меда) в конце молебна. В субботу первой седмицы, 23 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста.

http://pravmir.ru/pervaya-sedmitsa-velik...

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Богородицы в Путинках в Москве — приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры. Содержание История [ править править код ] Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название. Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве. В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Храм Сретения Господня села Богучарово (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Сретения Господня села Богучарово (Тула) в стиле высокого классицизма и отдельно стоящее здание колокольни входят в ансамбль усадьбы философа, славянофила, поэта и общественного деятеля Алексея Хомякова Содержание История [ править править код ] В прошлом столетии Богучарово находилось в 16 верстах от Тулы. В 17 веке оно было известно под названием села Далматского. Время образования прихода неизвестно, нет сведений в церковной летописи и о древних храмах в селе, но в 1763 году храм уже существовал, о чём свидетельствует запись в документах Тульской провинциальной канцелярии. Со временем храм обветшал, и в В 1836-40 годы на том же месте на средства помещицы Марии Алексеевны Хомяковой (урождённой Киреевской, матери писателя Алексея Степановича Хомякова) был построен новый каменный, существующий и ныне. Автор проекта – крепостной архитектор помещиков Хомяковых Сергей Александров. В 1841 году храм был освящен. В храме имеются два придела: правый – во имя Владимирской иконы Божией Матери, левый – во имя святого великомученика Феодора Тирона. Из письменных источников известно, что в храме был довольно высокий иконостас главного алтаря с великолепными резными позолоченными царскими вратами. Иконы в иконостасе были итальянского письма высокого художественного уровня. История храма Сретения Господня в селе Богучарово теснейшим образом связана с историей родовой усадьбы дворян Хомяковых, литературной и общественной деятельностью известного писателя, богослова, философа-славянофила Алексея Степановича Хомякова (1804-1860 гг.), владевшего усадьбой на протяжении всей своей жизни. После смерти писателя усадьба переходит к его старшему сыну Дмитрию Алексеевичу Хомякову, который владел ею до 1917 года. При последнем владельце в усадьбе проводятся большие преобразования, самым значительным из которых было строительство в 1894 году каменной колокольни по благословению архиепископа Тульского и Белевского Никандра (Покровского).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРОНТОХИОН [Βροντχιον, Βροντοχου от греч. βροντ - гром], мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя вмч. Димитрия (т. н. Митрополией). Ансамбль мон-ря включает 2 храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем В. считается архим. Пахомий, вел. протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя ц. св. Феодоров. Однако известен его предшественник, игум. Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса ц. св. Феодоров (в наст. время хранится в музее Мистры). Возможно, строительство ц. св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (ок. 1310). Единственное упоминание В. как мон-ря во имя св. Феодоров - по посвящению первого храма обители - содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула визант. имп. Андроника II Палеолога, к-рый, как и последующие, скопирован на стене юго-зап. парекклисиона Афендико. В др. имп. хрисовулах (1313-1314, 1318, 1320 и 1322) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права мон-ря на крупные земельные приобретения. Предполагают, что ц. Афендико являлась кафоликоном мон-ря, а ц. св. Феодоров служила усыпальницей. Сохранилось Евангелие, написанное во 2-й пол. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. греч. 225), к-рое было подарено во В. в 1312 г. Никифором, митр. Критским и проедром Лакедемонским. Церковь во имя св. Феодоров Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. (1290-1295). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы ц. св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (ок. 1100),- церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на 8 устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счет сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

http://pravenc.ru/text/155448.html

В субботу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Покровском ставропигиальном монастыре в Москве 7 марта 2020 г. 15:26 7 марта 2020 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, праздник обретения мощей блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской Заставы г. Москвы. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам блаженной Матроны, почивающим в храме Покрова Пресвятой Богородицы, и прочитал молитву у раки со святыми мощами. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в храме Воскресения Словущего. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Сорокский Иоанн , викарий Кишиневской епархии ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Даниил Андреюк , настоятель подворья Православной Церкви в Америке в г. Москве; протоиерей Илия Осиевский, клирик Покровского ставропигиального монастыря г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: Президент Республики Молдова И.Н. Додон с супругой; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова в РФ А.К. Негуца; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; генерал-майор внутренней службы, начальник УФСИН России по г. Москве С.А. Мороз; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; глава управы Таганского района г. Москвы А.С. Мишаков.

http://patriarchia.ru/db/text/5603690.ht...

Петр, архиепископ Унгенский и Ниспоренский (Мустяцэ Валерий Иванович) Дата рождения: 29 октября 1967 г. Дата хиротонии: 13 ноября 2005 г. Дата пострига: 27 июня 1992 г. День ангела: 12 июля Страна: Молдавия Биография: Родился 29 октября 1967 г. в православной многодетной рабочей семье в с. Лупа-Рече Страшенского района Молдавской ССР. Крещен в младенчестве. С детства прислуживал пономарем и чтецом в храме Архангелов Михаила и Гавриила с. Кодрянка Страшенского района. В 1974-85 гг. обучался в средней школе с. Кодрянка. В 1986-88 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. В 1988-92 гг. обучался в Одесской духовной семинарии. В 1994-98 гг. обучался на заочном отделении Киевской духовной академии . В 1995-99 гг. обучался на факультете права Молдавского государственного университета (сектор заочного обучения). 27 июня 1992 г. архимандритом Никандром (Мунтяну) пострижен в монашество с именем Петр в честь первоверховного апостола Петра. 12 июля 1992 г. в кафедральном соборе великомученика Феодора Тирона г. Кишинева  митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром  рукоположен в сан иеродиакона. 28 августа 1992 г. митрополитом Владимиром в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха. 10 сентября 1992 г. назначен духовником Параскевинского Хынковского монастыря с. Бурсук Ниспоренского района. 12 июля 1993 г. митрополитом Кишиневским Владимиром возведен в сан игумена. С 1995 г. — директор находящегося на попечении Параскевинского Хынковского монастыря детского дома «Блаженный Иосиф» г. Кишинева. В ноябре 1995 г. митрополитом Кишиневским Владимиром возведен в сан архимандрита. В 1997 г. указом митрополита Кишиневского Владимира назначен членом Синода Православной Церкви Молдовы. В 1997-2000 гг. — председатель отдела Кишиневской митрополии по монастырям и монашеству. В 1998-2000 гг. — благочинный Унгенского уезда. В 2004 г. указом митрополита Кишиневского Владимира назначен членом Суда Кишиневской митрополии (некоторое время занимал должность председателя суда). Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 г. ( журнал 76 ) избран епископом Ниспоренским, викарием Кишиневской епархии .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198361...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010