Академия заняла в лавре место бывшей в ней семинарии, поэтому мы сначала скажем о сей последней. Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Действительно была она открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года. До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и составляла ее, так сказать, собственное, или принадлежавшее ей, учебное заведение, которое находилось в полном ведении ее и административном. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящеюся в ее стенах и на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набираемы были дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую как административную единицу составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел (см. в следующей, XI главе, о Рождественской церкви), дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии. Не только тотчас по открытии семинарии, но и очень долгое время после отцы отдавали своих детей в учение с великой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников чрез командированных для этого солдат. В 1768 году св. Синодом предписано было посылать в лаврскую семинарию священно-церковнослужительских детей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил священноцерковнослужительских детей своей Тверской епархии, причем принимаемы были священноцерковнослужительские дети и из всех других епархий. В 1779 году Платон, ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать священно-церковнослужительских детей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком своих, Московских, кандидатов предписание было отменяемо и в семинарию принимаемы были священно-церковнослужительские дети из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священно-церковнослужительских, были принимаемы в семинарию в виде исключения дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

При выходе на крыльцо к Владыке подошел под благословение его старый келейник Филипп, но матрос оттолкнул его от митрополита, закричал: «Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет». Владыка, приблизившись сам к келейнику, благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Прощай, Филипп!» – вынул из кармана платок и вытер слезы. Филипп передавал, что митрополит был спокоен – словно шел на служение литургии. Когда митрополит надевал шубу, один из солдат сказал: «Это важный преступник!» – а матрос закричал на него: «Будет тебе, никаких разговоров». Забытый и брошенный своей братией, окруженный палачами и убийцами, ни в чем не повинный, кроткий и смиренный старец, митрополит Владимир спокойно шел на казнь. По дороге, в ограде Лавры, митрополит шел, осеняя себя крестным знамением и в предведенье смерти, благоговейно напевал «Благообразный Иосиф». 435 В стенах Великой Лавры зловещая таинственная тишина. Иноки затворились по кельям. Все обители Лавры притаились, боясь «жестоких товарищей». Вот послышался резкий лязг тяжелого запора железных ворот. Скрипя сапогами по твердому снегу и бряцая оружием, убийцы выводили из Лавры старца митрополита на последние пытки и на расстрел. Снова с шумом затворились тяжелые ворота, затихли зловещие шаги, и водворилась мертвенная тишина. Господи!.. Хоть бы кто в набат ударил! Ведь в стенах Лавры более тысячи человек только одной братии – и все же некому. Всем страшно. Все боятся смерти, которая так близка и так страшно витает над Лаврой. Кое-где выглядывали притаившиеся испуганные иноки и робко прислушивались к происходящему в стенах Святой Лавры. Только два более смелых инока стояли на дворе обители и делились между собою своими впечатлениями по поводу случившегося события. Прошло несколько минут, как увели митрополита. Вдруг, среди гробовой тишины послышались за стеной Лавры ружейные выстрелы. Сначала четыре, а через полминуты еще два и еще. «Это Владыку расстреливают», – говорит один инок. «Для убийства столько выстрелов слишком много», – замечает подошедший третий инок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

95 Почти во все недели Оглашение назначается после отпуста утрени и притом либо в притворе (Типик., гл. 2), либо в самом храме (см., напр., 15 августа в нед. и др.); но изредка. пред отпустом утрени (мр. гл. 8 мая, Типик., хр. гл. 13 августа, Типик.). 97 На великой вечерни, отправляемой отдельно от утрени, Типикон не предписывает отверзтия царских врат; умалчивает и о каждении в начале ее. 98 В 9 гл. Типик., как и в 1-й, сказано: «аще же глаголется 9 час во храме, отпуст 9 часа не бывает». 99 О начинании вечерни пред царскими вратами, кроме Типикона, чит. в изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., и ср. л. 2 на об. и 3. 100 Пения этого псалма на великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, Типикон не указывает; он говорит, что предстоятель или чредный священник предначинательный псалом глаголет. 101 По изд. Киево-Печ. лавры: «Последов. вечерни, полунощницы и утрени», эту ектению произносит диакон. Здесь, согласно со Служебником, сказано: «по окончании псалма, диакон, исшед северными дверьми, глаголет ектению: Миром Господу помолимся». 102 В вышеуказ. изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., сказано именно лик, а не чтец; в 7 гл. Типикона говорится, что после ектении и возгласа «прочее вечерни все поем, якоже предписася во бдении великия вечерни». 103 Эту и следующую малую ектению, по 2 гл. Типикона, произносит священник, а по изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., «на каждом антифоне глаголется от диакона ектения малая пред царскими враты, от иерея же возглас в алтаре». 104 Эту ектению уже и по Типик., гл. 2, произносит диакон, облачившийся пред тем в стихарь и орарь. 105 По краткости изложения порядка воскресной вечерни, 7 гл. Типикона умалчивает о том отделе вечерни, который начинается со слов: Мир всем, и оканчивается возгласом: Буди держава... Но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, всегда входит в состав вечерни. В изд. Киево-Печ. лавры этот отдел также указывается. 107 Тропарь другого святого не поется, потому что на вечерни четыре тропаря не глаголются (Типикон гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Когда оно было прочтено в церкви, то они вознегодовали на вновь прибывшего к ним авву, ослепились злобою к нему и все шестьдесят, единодушно составив толпу, ополчились против св. отца. Вооружившись топорами, баграми, заступами, они сперва разрушили главный оплот лавры – башню, а затем оставили великую лавру и направились к древней лавре Харитона-Исповедника, но настоятель её Св. Акилин, узнав о делах, совершенных ими в прежней лавре, не принял их к себе. 230 Продолжительный (с 486 по 509 г.) 231 и упорный характер восстания некоторых из братий великой лавры заставляет предположить, что в нем было нечто большее обычного протеста против строгости аввы. Считать такое предположение весьма вероятным, дает основание и биограф Св. Саввы, когда говорит, что, будучи отвергнуты Св. Акилином, недовольные монахи основали собственную лавру, названную «новою», вблизи Фекойского потока, где нашли они следы келий, построенных некогда (πλαι) отщепенцами от веры и в занятии келий первыми видит как бы сродство их с этими отщепенцами. Дальнейшая история новой лавры вполне подтверждает еретическое направление мыслей монахов, оставивших Савву Освященного. Из неё, именно, вышли главные вожди, достигших в VI в. особой силы, оригенистских волнений в Палестине. 232 Впрочем Савва Освященный, как архимандрит всех палестинских лавр, не мог оставить без руководства вновь устроившуюся общину. Когда внутреннее состояние его собственной лавры было приведено в порядок и оставшиеся под руководством Св. Саввы подвижники стали по-прежнему «беспрепятственно приносить Богу чистоту сердца», то он, навьючивши рабочий скот лавры и Кастеллию припасами, направился туда, где поселились его беглые ученики. Стесненное их положение, несогласия, ссоры и безначалие побудили Савву Освященного обратить внимание патриарха на такой нежелательный и опасный образ жизни новой общины. Патриарх дал Савве власть над тем местом, где жили отделившиеся от общения с ним монахи и вручил материальные средства на устройство лавры по общему типу всех палестинских лавр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киево-Печерская Лавра запустила онлайн-трансляцию с площади перед монастырем 22 июня, 2014. Новостная служба Участники пикетирования Лавры разгромили отделение Сбербанка России и на улице Мазепы. Здание закидали брусчаткой и петардами, разбили стекла. 22 июня. ПРАВМИР. На официальном сайте Киево-Печерской Лавры запущена онлайн-трансляция с площади перед монастырем. Напомним, сегодня, 22 июня, несколько сотен националистов под флагами Украины и «Правого сектора» пикетировали Киево-Печерскую Лавру. Пикетчики прошли маршем  мимо Мемориала Вечной Славы с  лозунгами «Слава Украине — Героям слава — Смерть врагам». Цель активистов —  перехватить участников заявленного крестного хода «против войны и евроинтеграции». Крестный ход должен стартовать в 12.00 от Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры. Его участники выступают против военных действий на Донбассе и интеграции Украины «в чуждую и враждебную нашему народу западную цивилизацию». «Украина — одна из составных частей православной цивилизации и Русского мира», — заявили организаторы акции. Кроме того, крестный ход посвящается 73-й годовщине начала Великой Отечественной войны. Около 12:00 несколько групп активистов, общей численностью 400-500 человек, собрались возле метро «Арсенальная» и направились к Киево-Печерской Лавре. На данный момент активисты остановились под стенами Лавры, где стоит кордон милиции. Возле Лавры находились представители духовенства «Киевского патриархата», которые служили молебен. Участники пикетирования Лавры разгромили отделение Сбербанка России и на улице Мазепы. Здание закидали брусчаткой и петардами, разбили стекла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 февраля, 2019 18 января, 2019 5 июля, 2021 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 17 апреля, 2020 14 апреля, 2020

http://pravmir.ru/kievo-pecherskaya-lavr...

Что касается дома для соборян, и корпуса для семинарии; то таковых не строить – первого, по причине огромности предложений, и второго потому, что, по Высочайшему повелению, семинарию и при ней училища разрешено перевести в Кременец, и поместить в лицейских зданиях. б) Согласно мнению преосвященного Иннокентия, дозволено: престол в алтаре великой церкви, устроенный базилианами оставить в настоящем его виде, не касаясь даже и до мощей, при освящении в оном заложенных, – боковые униатские престолы снять, и на месте их поставить лампады, – двух придельных, предложенных преосвященным Амвросием храмов не строить, – иконостас в великой церкви оставить в настоящем его виде, а в пещерной, – заменить другим, приличнейшим, – образа, представляющие чествуемых нашей церковью Святых, но в Римском одеянии, переправить, – орган, до случая продажи, оставить на настоящем месте, закрыть оный приличным занавесом, – конфессионалов не продавать не латинянам, ни униатам, а употребить на что-либо приличное, или уничтожить вовсе, – прах строителя Потоцкого оставить на своем месте, а только вход в склеп заложить на глухо каменными плитами. 17. Высочайшее утверждение доклада Святейшего Синода в Почаевской Лавре, и о штате оной в) Наконец тем же указом Святейшего Синода преосвященному Иннокентию дано знать, что 13 октября 1833 г. Святейшим Синодом поднесен Государю императору доклад: 1) о присвоении Почаевской обители звания Почаевской Успенской лавры; 2) занимать ей в порядке православных обителей, после трех существующих лавр, четвертое место; 3) священноархимандритом ее быть и именоваться Волынскому епископу; 4) в штате ее быть, по архимандрите: наместнику 1, казначею 1, эконому 1, ризничему 1, иеромонахам 20, иеродиаконам 10, монахам 10; 5) содержание сему братству иметь из доходов сей лавры, – по усмотрению епархиального архиерея, назначить оклады, и о том представить на утверждение Святейшему Синоду; 6) служителей иметь лавре из своих крестьян. На сем докладе в 14 день того же октября Его императорского Величества рукой написано: быть по сему. По получении о сем из Святейшего Синода указа, содержащего окончательное официальное постановление о возведении Почаевской обители на степень лавры, преосвященный Иннокентий, 12 ноября в воскресение, после литургии, отправил в соборной церкви со всей братией благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением и с возглашением многолетия государю императору, всему августейшему дому, Святейшему правительствующему всероссийскому Синоду, и всем православным христианам; о чем и отрапортовано святейшему синоду; а о верном, подробном и беспристрастном рассмотрении вопроса, какие назначать оклады братии, велено наместнику лавры архимандриту Антонию представить с мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Напомним, сегодня, 22 июня, несколько сотен националистов под флагами Украины и «Правого сектора»  пикетировали  Киево-Печерскую Лавру. Пикетчики прошли маршем  мимо Мемориала Вечной Славы с  лозунгами «Слава Украине — Героям слава — Смерть врагам». Цель активистов —  перехватить участников заявленного крестного хода «против войны и евроинтеграции». Крестный ход должен стартовать в 12.00 от Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры. Его участники выступают против военных действий на Донбассе и интеграции Украины «в чуждую и враждебную нашему народу западную цивилизацию». «Украина — одна из составных частей православной цивилизации и Русского мира», — заявили организаторы акции. Кроме того, крестный ход посвящается 73-й годовщине начала Великой Отечественной войны. Около 12:00 несколько групп активистов, общей численностью 400-500 человек, собрались возле метро «Арсенальная» и направились к Киево-Печерской Лавре. На данный момент активисты остановились под стенами Лавры, где стоит кордон милиции. Возле Лавры находились представители духовенства «Киевского патриархата», которые служили молебен. Участники пикетирования Лавры разгромили отделение Сбербанка России и на улице Мазепы. Здание закидали брусчаткой и петардами, разбили стекла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июня, 2018 29 июня, 2015 25 мая, 2015 20 мая, 2015 20 мая, 2015 19 мая, 2015 18 мая, 2015 15 мая, 2015 28 апреля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-ukrainskoy-tserkvi-p...

Митрополит Тернопольский Сергий: Поддержать Блаженнейшего доброделанием — лучший подарок. Чтобы хотя бы на одного грешника было меньше грехов на его кресте Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. 10 ноября, 2014 Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий и митрополит Тернопольский Сергий знакомы более тридцати лет. Их первые братские встречи проходили в Троице-Сергиевой лавре, где Блаженнейший в свое время был благочинным обители. Более близкая дружба зародилась в Почаевской лавре, где владыка Онуфрий был наместником. В интервью «УНИАН-Религии» к 70-летию Блаженнейшего, владыка Сергий рассказал о том, каким знает митрополита Онуфрия и о служении Блаженнейшего в наши дни. Владыка, благословите! Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с митрополитом Онуфрием, как давно это было? Впервые я увидел владыку, будущего митрополита, в Троице-Сергиевой лавре где-то в начале 80-х годов. Это были мои первые осознанные опыты прикосновения к святыням Лавры, к преподобному Сергию Радонежскому. Я приезжал туда, будучи студентом духовной школы и паломником. Когда я обращался к благочинному отцу Онуфрию, ощущал его неподдельную искренность. Помню, он обязательно подбодрит, скажет что-то доброе, и в этом было утешение. Все-таки я был еще на начальном уровне служения, а он — насельник Лавры. Великой, славной Лавры. Его внимание дарило тепло, чувство братской любви. «ОН ИМЕЕТ ДАР МУДРО СКАЗАТЬ ИЛИ МУДРО ПРЕДОСТЕРЕЧЬ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ВОДИМ СВЯТЫМ ДУХОМ» Владыка, Вы давно знаете Блаженнейшего. Интересен ваш период пребывания в Почаевской лавре. Что сблизило вас? Когда владыка стал наместником Почаевской лавры, я был в ней на послушании. Он руководил братией так, что у нас само собой возникало чувство, которое обязывало исполнять послушания не формально, а по совести. Всегда была возможность подойти к отцу-наместнику, получить его совет. Чувствовалось, что он имеет дар мудро сказать или мудро предостеречь. Каждого человека он воспринимал по-своему. Как наместник он не настаивал, не подчинял себе, но общался с братией так, что человек сам понимал, что именно нужно исполнить. Он прививал  чувство ответственности. Иногда скажет: «Ну брат, ты сам должен знать, что нужно сделать». И это было лучшим уроком, чем приказ.

http://pravmir.ru/mitropolit-ternopolski...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 03:18 02.05.2024 МИД России: Решение о выселении монахов из обители Киево-Печерской лавры это очередной акт беззакония и произвола Киева 14.08.2023 12:28:25 МОСКВА Решение о выселении монахов из обители Киево-Печерской лавры это очередной акт беззакония и произвола Киева, заявил специальный представитель МИД России по вопросам сотрудничества в области соблюдения права на свободу вероисповедания Геннадий Аскальдович. " Ведь если это решение будет реализовано, раскольникам открывается прямой путь для захвата и закрытия великой православной святыни. Свершился очередной акт беззакония и произвола со стороны киевского режима, который сфабриковал судебный процесс и получил нужное для себя решение " , - приводятся его слова на сайте российского МИД, сообщает РИА " Новости " . Аскальдович подчеркнул, что уповать на апелляционный суд не стоит, но, возможно, международные судебные инстанции, в отличие от международных правозащитных организаций, обратят внимание на творящийся на Украине правовой нигилизм и примут должное судебное решение. " Однако существует опасность, что вопрос " зависнет " , будет упущено время и святыня подвергнется разграблению. Этого допустить нельзя " , - добавил он. Суд в Киеве 10 августа удовлетворил иск заповедника к Киево-Печерской лавре об устранении препятствий в пользовании имуществом, монахов после этого могут выселить, сообщили РИА Новости источники, знакомые с решением суда. В своем телеграм-канале адвокат Киево-Печерской лавры канонической Украинской Православной Церкви протоиерей Никита Чекман назвал решение суда об удовлетворении иска заповедника " одним из позорнейших в истории Украины " . Ранее в ходе процесса он уточнял, что для многих насельников обители она является единственным и постоянным местом жительства. В среду хозяйственный суд Киева также отклонил иск монастыря Киево-Печерская лавра к заповеднику о признании недействительным разрыв договора аренды помещений. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/08/14/mid-rossii...

Выработав себе такой взгляд на образ жизни стремящихся к нравственному совершенству через отречение от мира, Савва Освященный в своей дальнейшей деятельности, направлявшейся к развитию монашества в Палестине, всегда оставался ему верным. Главное внимание его было обращено на устройство «великой лавры», в которой он жил; её подвижники были под непосредственным его наблюдением и хотя жили в большой бедности относительно телесных потреб, но богатели духовными дарами. 216 Материальное положение лавры заметно улучшилось только с того времени, когда мать Св. Саввы, распродав имение умершего своего мужа, явилась в Палестину, отдала деньги Св. Савве, а сама отреклась от всего мирского. Тогда Св. Савва купил в Иерихоне странноприимный дом (ξενοδχειου) с небольшими садами, при нем находившимися, построил и в самой лавре ксенодохию, а также совершил весьма многие другие дела. 217 Кирилл Скифопольский говорит, что Савва Освященный, при содействии Христа и по вдохновению Св. Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней семь славных монастырей: три лавры (великую, новую и гептастом – семиустную) и четыре киновии (кастеллийскую, пещерную, заннову и схоляриеву) 218 Здесь биографом великого палестинского подвижника указаны, очевидно, только те лавры и киновии, которые сам он основал, так как из жития известно, что на всех тех местах, которые были ознаменованы даже непродолжительными подвигами Св. Саввы (напр. близ Скифополя – ныне Бесан, Никополя-Эммаус – Амвас), его учениками и сподвижниками устроились монашеские общины в виде лавр и киновий. 219 Вообще же число монастырей, основанных в Палестине Саввой Освященным и его учениками, значительно превосходит число обителей Харитона Исповедника и Евфимия Великого. Достаточно просмотреть перечень лавр и киновий, составленный, на основании свидетельств биографа Св. Саввы, арх. Леонидом, Тоблером и Шиком, чтобы признать полную справедливость сделанной патриархом Илией характеристики великого палестинского подвижника, как устроителя монашеской жизни в Палестине, населившего пустыню палестинскую подобно городу. 220 Замечательно, что сам Савва Освященный смотрел на себя, как на продолжателя дела своих великих предшественников – Св. Евфимия и Феоктиста и, продолжая их заботы о возможно лучшем устройстве монашеской жизни, всегда поддерживал благосостояние основанных ими древних монастырей. 221

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010