Московского, том XII, 199–200 стр.). Но Большой Московский Собор 1666–1667 г. Постановил: «Повеление и клятву, еже нерассудно ю положи Никон, бывший патриарх, о действе освященныя воды на святых Богоявлений, еже действовати единощи, точию в навечерии, разрешаем, и разрушаем, и в ничтоже вменяем. Повелеваем же и благословляем творити по древнему обычаю святыя восточныя церкви и по преданию святых и богоносных отцев: в навечерии действовати освящение святых вод в церквах, а по утрени – на реки, яко же повелевают и вси церковные уставы, теже молитвы глаголати и действо творити» (Матер. для истории раскола, т. 2, ч. 2, стр. 237 – 8; сн. там же 362 стр.). В прежнее время в наших печатных уставах (напр., 1695 г., 1733 г., 1791 г.) помещалась особая статья о двукратном великом водоосвящении. Изданный Синодальной типографией в 1795 г. «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе» (в Москве), предписывает архиереям совершать великое водоосвящение дважды: в навечерие и в самый день Богоявления; при этом относительно временя совершения водоосвящения говорится: «в 190 г. (т е., 1681 г.) великий; господин святейший Иоаким патриарх Московский и всея России указал сему действу быть после литургии, а литургии служить порану, посоветовав с сыновы своими, с преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы» (5 стр.). Современный Устав, предписывая совершать великое водоосвящение накануне Богоявления, проходит молчанием о совершении этого водоосвящения в самый день Богоявления. Что же касается существующей церковной практики, то у нас повсюду в городах, 6 января, после литургии, их соборных храмов, при участии городского приходского духовенства, бывает торжественный крестный ход на так называемую «Иордань», устраиваемую, обыкновенно, на реке, для совершения здесь великого водоосвящения. В селах тоже, насколько это нам известно, в указанное время бывает крестный ход на реку и др. водовместилища, для совершения здесь великого водоосвящения; не бывает крестного хода именно на реку и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария. Здравствуйте, Мария! Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного. С уважением, свящ. Дионисий Свечников. Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр. Здравствуйте, Александр! Все зависит от того, как человек относимся к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим. С уважением, свящ. Дионисий Свечников. Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают воду?   Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

http://pravmir.ru/voda-svyataya-voda-kre...

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - Иордани. 2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик. Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

— Да, но это духовное оружие. В церкви не было исследований физических свойств крещенской или просто святой воды, поэтому я об этом ничего не могу сказать. — Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду? — Воду нужно брать в храме — после службы. Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак. Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан. Пойдите в храм, потом в те места, где священнослужители с молитвенным песнопением освящают воду. У нас много святых источников. В течение многих лет из ближайших храмов выходят на источники и освящают их в Печорах, у Строгановской церкви, в Козловке, Сартакове, в районе Дубравной. Есть очень знаменитые источники, которые столетиями считаются в народе священными и на которых постоянно совершается молитва: в Вадском районе 12 таких источников, множество источников, связанных с именем батюшки Серафима Саровского, расположены вокруг и в самом Дивееве. Есть и другие места. В нашем городе 40 действующих храмов и три монастыря. В каждом будет совершаться водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше — хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях. У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище. Места, где купаются, в основном известны — рубят проруби на озерах в городе, на Гребном канале. Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной, окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека. — А Волга будет освящаться?

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-2/

В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой. — Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной? — Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы. — То есть эта вода используется как некое оружие? — Да, но это духовное оружие. В церкви не было исследований физических свойств крещенской или просто святой воды, поэтому я об этом ничего не могу сказать. — Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду? — Воду нужно брать в храме — после службы. Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак. Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан. Пойдите в храм, потом в те места, где священнослужители с молитвенным песнопением освящают воду. У нас много святых источников. В течение многих лет из ближайших храмов выходят на источники и освящают их в Печорах, у Строгановской церкви, в Козловке, Сартакове, в районе Дубравной. Есть очень знаменитые источники, которые столетиями считаются в народе священными и на которых постоянно совершается молитва: в Вадском районе 12 таких источников, множество источников, связанных с именем батюшки Серафима Саровского, расположены вокруг и в самом Дивееве. Есть и другие места. В нашем городе 40 действующих храмов и три монастыря. В каждом будет совершаться водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше — хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda/

водовместилища там, где эти водовместилища находятся в слишком далеком расстоянии от приходского храма, но все-таки и в таких местностях, обыкновенно, близ храма совершается и именно великое освящение воды, нарочито приготовленной в кадках или чанах и т.п. Впрочем, быть может, где-нибудь в указанное время вовсе не совершают водоосвящения: или совершают, вместо великого, малое водоосвящение, но это – неправильно, так как, по вышеприведенным данным, в день Богоявления, как и в навечерие этого праздника, должно быть совершаемо и именно великое водоосвящение. 28 Пищею св. Иоанна Предтечи были акриды и дикий мед (Мф.3:4; Мк.1:6 ). Под этими акридами обыкновенно разумеют род большой саранчи, употребляемой в пищу бедными людьми на Востоке. Но, по мнению Преосвящ. (Чигиринского) Порфирия излож. в его дневн. – («Кн. бытия моего», V т.), акриды, которыми питался св. Иоанн Креститель, суть растения – величиной с обычный куст нашей сирени, имеющие кругловатые и на вкус солоноватые листочки, которые можно употреблять в пищу. 29 День страдальческой кончины св. Филиппа сначала праздновался 23 дек. Но так как торжество этого праздника ослаблялось службой предпразднства Рождества Христова, то иногда оно переносилось даже и на февраль. Поэтому 3 янв. 1669 г. было издано царское повеление о перенесении празднования св. Филиппу с 23 дек. на 9 янв. (сн. 3 июля). – По указанию Ц. Вед. (1896, 6), 9 янв. отправляется служба святителю Филиппу, а служба мучен. Полиевкту переносится на повечерие (сн. Уст. 21 дек.) или на следующий день. 30 По жизнеописаниям свв. подвижников (напр., у св. Ефрема Сирина ) и древним историкам, юродствование о Христе есть особенно великий подвиг. Известный историк Евагрий (VI в.) называет его родом жизни, «который превосходнее всех» (других видов подвижничества). К юродивым он относит тех подвижников, которые, чрез добродетель достигнув бесстрастия, возвращаются в мир и, среди шума, притворяясь помешанными, таким образом попирают тщеславие. По его словам, в доблестной и богоносной жизни юродивых добродетель противодействует законам природы и предписывает ей собственные законы, повелевающие свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

" (в праздники совершается лития), пелие стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона " Ныне отпущаеши " (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; " Отче наш " ; " Богородице Дево, радуйся " ; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу. ВИКАРИИ (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. ВОДООСВЯЩЕНИЕ - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 912), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь). ВОЗГЛАС - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов.ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. ВОЗДУХ - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святой источник Иконы Божией Матери Казанская (Сенницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В селе Сенницы, от бывшей усадьбы графа Келлера осталось несколько прудов - на одноименной реке и копань на родниках. Барский пруд, на котором стоит надкладезная часовня, копаный. Русло реки (на картах не показано) проходит западнее пруда, без подпорного бьефа. Ниже пруда, ручей от святого источника впадает в Сенницу. Поэтому устроена открытая купальня в пруду у часовни. В селе два святых источника. Один почитаемый родник освящен 04.11.2011 г. в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы, также как и построенная над ним часовня. Другой источник освящен в честь во имя преподобного Сергия Радонежского. На обоих источниках регулярно проводятся молебны с водосвятием. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Свято-Казанский источник расположен на расстоянии около 400 м южнее храма Вознесения Господня, на противоположной стороне Барского пруда, в Сенницком парке. Пруд разделён на две части дамбой с мостиком по которому можно подойти к Святому источнику. Также Святой источник имеет открытую купель для омовения. В празднество Богоявления (Крещения Господня), по традиции, великое водоосвящение проводится на Свято-Казанском Богородичном источнике, собирается большое количество верующих, как сельчан, так и приезжих. Сам родник скрыт под бетонным фундаментом часовни. Слив цельбоносной родниковой воды из колодца происходит из под фундамента часовни хотя в фундаменте устроена труба. Часовня Святого источника небольшая (примерно два метра на полтора) бревенчатая, покрытая двускатной кровлей, с крестом на небольшой главке. Рядом с часовней помост, выдающийся в пруд примерно на три метра, оборудованный лестницей для спуска в воду – используется как открытая купель. Святой источник приписан к Храму Вознесения в Сенницах . Деятельность прихода [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Московская область, Озёрский район, село Сенницы Телефон : +7 (909) 900-11-88 , +7 (903) 137-18-06 Электронная почта: sen.voznesenie@rambler.ru Сайт: Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Омыться, набрать Святой воды и помолиться можно ежедневно на Святом источнике. При Источнике имеется открытая купель. В празднество Богоявления (Крещения Господня), по традиции, великое водоосвящение проводится на Свято-Казанском Богородичном источнике. Как добраться [ править править код ] Проезд из Москвы: Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Аминь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор (греч. «вместо дара») — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении. Артос (греч. «хлеб») — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

§ 114. На кануне крещения «часы и обедня с вечернею», а на само крещение «утреня и обедня» отправляются точно так же, как пред P. X. и на самое Рождество. – Сверх сего, в навечерие крещения, после обедни и вечерни, совершается в церкви водоосвящение великое 217 , в память древнего обычая – освящать воду для крещения оглашенных, которые, как пред другими великими праздниками, так особенно в это время – перед «крещением», всегда крестились в большом количестве; а у нас освященная на кануне крещения вода служит для освящения верующих и жилищ их: первых чрез окропление и питие, вторых – чрез окропление. – На самый праздник, то же «великое водоосвящение» совершается, после обедни, на реке, или колодезе, для чего бывает торжественный крестный ход из церкви на воду. Замечание о Богослужении в день Благовещения § 115. Благовещение непременно приходится праздновать, или в велакий пост, или на страстной седмице, или даже на святой, т. е. в такое время, когда прочие праздники, или почти вовсе не празднуются, или, по большой части, переносятся на другой день, даже на другую седмицу, и вообще празднуются, так сказать, не вполне; «Благовещение» же, по важности своего заачения, не подвергается такому ограничению и празднуется тогда, когда именно приходится, – во всякое время и во всякий день, даже на самую Пасху: и в этомь последнем случае «служба» его не оставляется, а соединяется с «службой пасхальной», только, разумеется, уступая этой последней первенство. 210 Здесь рязумеются: обычай – украшать зеленью и цветами, как храмы, так и домы, и всеобщее коленопреклонение всех молящихся, во время чтения особенных молитв на вечерне. 211 А Пасха, в завеи этого, имеет необыкновенно длинное попразднество, превышающее и Рождсственское «предпразднество», именно оно продолжяется целых 38-мь дней, т.е. до самого Вознесения. 212 Сочевник от сочева, попросту называемого: кутья, которая, в этот день, употребляется всеми православными на трапезе. 213 От этого обстоятельства, а равно и от того, что в Царе-граде, при греческих царях, эти часы, самым торжественным образом, отправлялись в царских палатах, произошло и самое их название: царские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010