Вход Господень в Иерусалим Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?» Народ отвечал: «это — Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Вход Господень в Иерусалим. Вход Господень в Иерусалим. Мозаика, 12 век Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов — а вы сделали его вертепом разбойников». Вход Господень в Иерусалим. Джотто. 1304-06 Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Вход Господень в Иерусалим. Педро Орретнте. 1620 Иисус Христос ответил им: «да разве вы никогда не читали: — из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Псал. 8, 3). В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященные ветви вербы или других растений. Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Завершился мессианский путь Сына Человеческого, но Его благовестников, которых Он посылал “проповедовать Евангелие всей твари”, ждала впереди долгая дорога. За восемь веков до этих великих дней Израиль, сдавленный со всех сторон могущественными врагами, услышал пророчество, которому тогда было трудно поверить: Утвердится гора Дома Господня во главе гор, Утвердится гора Дома Господня во главе гор, и возвысится над холмами, И соберутся к ней все племена, и придут народы многие… Ибо из Сиона выйдет учение, и слово Господа – из Иерусалима 438 . Теперь предреченное сбывалось. Основание Церкви нужно было закладывать в городе пророков, там, где Мессия принес Себя в жертву. В Иерусалим двинулись в середине мая. К одиннадцати присоединились и Семьдесят апостолов. Всего вместе с женщинами и другими учениками было около ста двадцати человек 439 . Со стороны это первое воинство Христово выглядело как обычный караван пилигримов, идущих на праздник Шавуот. В город вошли уже без боязни, зная, что Воскресший не покинет их. Когда собрались в доме, где еще недавно встречали Пасху Нового Завета, где пережили ужас катастрофы и радость возрождения, Спаситель вновь явился освятить трапезу братьев. Он еще раз объяснил им значение пророчеств: “Так написано, чтобы Мессии пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день и чтобы было проповедано во имя Его покаяние для отпущения грехов во всех народах, начиная от Иерусалима. Вы свидетели этому. И вот Я посылаю обещанное Отцом Моим на вас. Вы же оставайтесь в городе этом, доколе не облечетесь силою свыше”. Затем Иисус, как пишет св.Лука, “вывел их до Вифании”. Шел ли Он с учениками незримо для других или только повелел им идти к селению, которое всегда любил, мы не знаем. Когда взошли на Елеонскую гору, у многих при виде Его на миг проснулись прежние иллюзии: им казалось, что уже настал день всемирного явления Мессии во Славе. - Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю? - Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. Но вы примите силы, когда найдет Дух Святой на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и до пределов земли.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ) См. также: Церковный год > > Богоявление (Крещение) Сегодня Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.  О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7). 

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

Завтра, например, совершается воспоминание о Вознесении Господнем, а еще через десять дней — память того дня, когда на апостолов сошел Дух Святой в Сионской горнице, День Святой Троицы. Будем помнить слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Он сказал ученикам своим перед вознесением на небеса: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Мы не видим Его тела, мы знаем из Священного Писания, из Евангелия и, в особенности, из Деяний апостольских, что Господь наш Иисус Христос на глазах апостолов таинственным, непостижимым образом вознесся с горы Елеонской на небеса и скрылся в небесной выси. Его нет с нами телом, как и апостол Павел об этом говорит: «Ныне мы уже не знаем Его по плоти» (см. 2 Кор. 5, 16). Но в то же самое время неложны и не могут быть ложными слова Спасителя: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Как же Господь пребывает с нами? Он пребывает с нами Своим Божественным действием тогда, когда мы умом и всеми своими душевными свойствами, волею своей и всей крепостью своей, даже и телесной, устремляемся к Нему. И насколько мы приближаемся к Нему своим произволением, настолько Он нам открывается и показывает, что слова Его действительны, — тем, конечно, кто понуждает себя. Он сказал: «Во вся дни». Не в какой-то один день, а во все дни Он с нами. Если мы в какие-то дни, в какие-то часы ощущаем, что Господа нет с нами и Он покинул нас, то мы должны правильно это понять и оценить. Можно, конечно, по-простому сказать, что Господь оставил нас за наши грехи, но точнее было бы сказать, что мы сами своей греховной волей, своими греховными поступками, греховными движениями ума и сердца удалились от Него и поэтому уже не видим и не ощущаем Его в себе. «Во вся дни» Господь с нами, лишь бы только мы не оставляли Его. А тот, кто всячески понуждает себя (прежде всего — свой ум, а за умом следует и все существо человека) пребывать в заповедях Божиих, тот все более и более к Нему приближается, соединяется с Ним. Тогда он чувствует, что Господь пребывает с ним именно «во вся дни», а не только в праздники, то есть в то время, когда Церковь вспоминает какие-либо знаменательные события. Он чувствует, что Тот Самый, Кто воскрес из мертвых, Кто совершал многие великие чудеса и проповедовал о великих спасительных предметах, Тот Самый и сейчас находится с ним, — и он ощущает истину Воскресения Христова всем своим сердцем. Так, что она его ужасает и потрясает своей необыкновенностью, потому что привыкнуть к этому невозможно, и вместе с тем радует и утешает.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

иеромонах Иов (Гумеров) Обряд этот языческий. Христианство рассматривает телесную смерть как долгий сон до всеобщего воскресения: многие из спящих в прахе земли пробудятся ( Дан. 12:2 ). Гроб же является символическим жилищем. В Православной Греции сжигание человеческого тела законом запрещено. Что такое обрезание? иеромонах Иов (Гумеров) Обрезание (евр. бритмила; греч. перитомэ) – ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении. Совершать его повелел Господь Аврааму и всем его потомкам по плоти: « Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» ( Быт. 17: 10–11 ). Повеление это было повторено Моисею ( Исх. 12:44 ; Лев.12:3 ). Печатью этого знамения служило имя, которое давалось в этот же день. Христос, будучи по плоти потомком Авраама, был обрезан на 8-й день и назван Иисусом – именем, которое было предвозвещено Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия ( Лк. 1:31;2:21 ). В воспоминание этого священного события св. Церковь с древних времен установила один из великих праздников – Обрезание Господне (1/14 января). У св. апостола Павла выражение « обрезание сердца» употребляется в духовном значении – символизирует отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу ( Фил.3:3 ; Кол.2:11 ). Вторая и третья стража – это который час? иеромонах Иов (Гумеров) Ночь у евреев разделялась на три стражи: ночную, полуночную и утреннюю, а после вавилонского плена они стали по греко-римскому обычаю делить 12 часов ночного времени (от 6 часов по полудню до 6 часов по полуночи) на четыре стражи. Они назывались: вечер, полночь, пение петухов, утро: Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру ( Мк. 13:35 ). Спаситель назвал все четыре стражи, чтобы показать, что хозяин дома может прийти в любое время ночи. Иногда при названии стражей использовали порядковое числительное. Например, четвертая стража : В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю ( Мф. 14:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из приведенных примеров некоторые могут сделать неправильный вывод: будто бы Господь учил нас равнодушному отношению к посту и будто бы пост никакого значения не имеет. Но такое заключение опровергает, во-первых, сам неимоверный, нечеловеческий подвиг Спасителя, совершенный Им перед выходом на проповедь (как мы уже говорили, сорок дней и сорок ночей Он не только не вкушал никакой пищи, но и не пил воды), и, во-вторых, Его учение о том, что пост имеет в определенное время очень большое значение. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое ( Мф. 9, 14–17 ).Обратите внимание на слова Господа: Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Эти слова, сказанные по отношению к апостолам, которые, пребывая с Господом Иисусом Христом и наслаждаясь общением с Ним, не постились, в духовном смысле относятся ко всем православным христианам. И Святая Православная Церковь именно по этому принципу учредила посты и праздники. В день совершения какого-либо праздника, особенно великого, бывает либо полное разрешение поста, либо его ослабление, а после самых великих – Пасхи и Рождества – следуют сплошные седмицы. Когда мы с Господом, когда мы чувствуем, что Божия благодать приближает нас к Нему, и мы через созерцание тех или иных событий Его жизни как бы пребываем вместе с Ним, тогда не могут поститься сыны чертога брачного. То есть когда в нашем сердце происходит духовный пир, тогда и в телесном отношении Церковь снисходит к нашей человеческой немощи. В дни же подвига покаяния (особенно это видно в Великий пост ) отнимается у нас Жених, мы плачем о своих грехах, плачем о потере благодати, и теперь уже нам естественно и законно поститься. Так премудро и разумно, именно по Евангелию, по заповедям Господа Иисуса Христа, устроен весь год, упорядочена вся жизнь христианина, в том числе и его отношение к пище.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, – учит нас и святой апостол Павел ( Флп.2:6-11 ). И благодаря этой небесной логике Крест Сына Давидова, подобно некогда Давидовой праще, из жалкого орудия становится оружием вечной славы. Он был непонятен и даже презираем для многих великих мирских мудрецов, властителей и воинов века сего – но именно через него, а не через их силу и мудрость пришло в мир спасение. «Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из ребра потоки бессмертия – кровь и вода, очищающие мир, рукописание греха не было бы разодрано, нам не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древом жизни, не отверзся бы для нас рай, пламенное, обращающееся оружие не отступило бы от Эдема, и разбойник не сделался бы обитателем рая… Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест – великое и драгоценное стяжание! Великое потому, что через него явлены великие благодеяния, тем более великие, что чудеса и страдания Христовы одержали победу над всею вселенною. Драгоценное, поскольку Крест служит знамением страданий Христа и Его победы. Страданий: ибо Он добровольно вкусил на нем смерть. Победы: ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира», – говорит об этом святой Андрей Критский. И совсем не случайно обретение и воздвижение Честного Креста, этого знамени вечной победы Бога, произошло вскоре после окончания вековых гонений, которые должны были бы погубить Церковь, но лишь еще больше прославили и укрепили ее.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: " Кто это? " Народ отвечал: " это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского " , и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: " написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников " . Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: " осанна Сыну Давидову! " Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: " слышишь ли, что они говорят? " Иисус Христос ответил им: " да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? " (Псал. 8, 3). В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Когда мы слышим в Апостольском чтении о том, что Дух Святой сошел на апостолов, не следует представлять это сошествие подобно человеческому пришествию. Дух Святой — Вездесущ и Всеведущ. Он — везде и все Собой наполняет. В человеческом языке нет слов, выражающих Божественные действия. Сошествие есть новое проявление силы Божией, откровение присутствия Бога. В святых апостолах в этот день открылось действование Божественной благодати. И это событие стало чрезвычайно знаменательным для всего человечества. Мы помним, что даже ближайшие ученики Христовы в свое время ожидали не небесного, а земного царствования Спасителя. Прощаясь с ними, Божественный Учитель говорил: …печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам ( Ин.16:6-7 ). И далее: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, даже будущее возвестит вам ( Ин.16:12-13 ). Это предсказание запечатлелось в сердцах апостолов. Но в день Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа верные ученики Его на какое-то время совершенно забыли эти слова Божии. Все в них было затуманено болью и печалью, ужасом невосполнимой потери. Но последующее Воскресение Христово рассеяло всякие сомнения, возвестило блаженную радость и уверенность в правоте Божественного откровения. Возносясь же на небо, Господь заповедал ученикам ждать Утешителя. И с тех пор они непрестанно думали о грядущем чудесном событии, пребывая все вместе в молитве и духовных трудах. Никто и не думал оставлять Иерусалим. Всего собралось сто двадцать человек. Среди апостолов была и Пресвятая Богородица. И вот, в праздник Пятидесятницы, все свершилось: Дух Святой навсегда наполнил Собой души и сердца апостолов. Отныне они вещали о великих делах Божиих, о бесконечных Божественных совершенствах, чудных делах Промысла Божия. И для них дело благовестия не было трудным, наоборот, они благовествовали с особой радостью о воскресшем Спасителе. И слова их понеслись по всей вселенной. Результатом этого стало полное торжество Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Между тем, молившийся народ ждал Захарию и удивлялся, что он замедлил в храме, в святилище. Он же, вышедши оттуда, не мог говорить с народом и объяснялся знаками. Тогда все поняли, что ему было видение в святилище. По окончании дней службы своей в храме, Захария возвратился в дом свой. Когда Елисавета узнала о великой Божией милости к ним, она скрывала от людей свою радость со скромностью и благодарила Господа. ПРИМЕЧАНИЕ: Это священное событие описал в Св. Евангелии св. ап. и евангелист Лука. (Лук. 1, 5-25). Благовещение Пресвятой Девы Марии В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: " радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами " . Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: " не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца " . Мария в недоумении спросила Ангела: " как это будет, когда Я мужа не знаю? " Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово " . Тогда Мария со смирением сказала: " Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему " . И Архангел Гавриил отошел от Нее. Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010