За благодатным огнем. Часть 1. Благодатный огонь (ФОТО) 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». 22 апреля, 2011 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». В этой статье Вы найдёте увлекательную историю о поездке православных мирян за Благодатным огнём в Иерусалим. Благодатный огонь: часть 1 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». Главный артефакт всего проекта: две лампады-светильника, в которых Благодатный огонь привозится в Россию уже не первый год. Ребята из фонда рассказали, что эти светильники изготовлены по какой-то технологии, которая применяется при производстве шахтерских лампочек. В чем там технические особенности, я толком не понял, но почувствовал, что штуки эти серьёзные: они из латуни, очень увесистые. Итак. Часть первая. 17 апреля 2009 г., Великая Пятница. Наша поездка началась от здания Фонда Андрея Первозванного на Ордынке в 5.45 утра. Отсюда мы стартовали во «Внуково». Главный артефакт всего проекта: две лампады-светильника, в которых Благодатный огонь привозится в Россию уже не первый год. Ребята из фонда рассказали, что эти светильники изготовлены по какой-то технологии, которая применяется при производстве шахтерских лампочек. В чем там технические особенности, я толком не понял, но почувствовал, что штуки эти серьёзные: они из латуни, очень увесистые. В аэропорту каждый занялся своим делом: операторы принялись снимать икону апостола Андрея, которая лежала на аналое в ожидании молебна, а я принялся снимать операторов. Владыка Варсонофий, возглавлявший делегацию, очень по-простому и буднично готовился к молебну. Всё происходило в обычном зале ожидания, и рядом сидели простые пассажиры. Молебен. Что-то около семи утра.

http://pravmir.ru/za-blagodatnym-ognem-i...

Великая Пятница — толкования, проповеди, песнопения (+Аудио) В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира. 10 апреля, 2015 В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира. Пятница Страстной Седмицы, Великая Пятница — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Христовых. В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира. Толкования Библеист Анна Шмаина-Великанова  открывает  новые смыслы евангельского текста и объясняет некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали: Анна, Каиафа, Пилат Христа ведут к Каифе, к Анне и потом к Пилату. Почему такая последовательность? Для начала его должен осудить еврейский суд, так как некая видимость самостоятельности у Израиля все-таки была. У Луки  упоминается тетрарх Ирод Антипа, который правил Галилеей. К нему и отправляет Пилат Христа, чтобы спихнуть с себя ответственность на Ирода, а тот в свою очередь спихивает ее обратно на Пилата. Как сказано в Евангелии и с этим полностью согласуются данные еврейской письменности (Талмуда и Мидрашей) — смертной казни евреи предавать никого не могли.  «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин.18:31) — эта фраза была брошена Пилатом просто как отговорка, мол, идите отсюда. Он прекрасно понимал, что они не могут никого предавать смертной казни. Однако здесь ситуация совершенно особая, так как Христос прямо сказал, что Он Мессия, и это слышали несколько человек. Несколько раз во время ареста и позже у первосвященника Христос произносит фразу «это Я». Если мы переведем эти слова назад на иврит, это будет Имя Божие. Непроизносимое, тайное Божие Имя. «Я ваш Бог», — говорит Он. «Эго Эми» (греч.) . Когда Иуда приводит стражу  она спрашивает Иисуса из Назарета, Господь отвечает «Это Я» (Ин.18:6) и они падают на землю. И так они делают дважды, потому что Он произносит то, что не может сказать ни один человек. Более того, мы знаем несколько исторических эпизодов,  когда человеком овладевало безумие, он, выбегая на улицу, выкрикивал Имя Божье и его на месте линчевала толпа. Ужас перед этим Именем был так велик, что люди думали, если немедленно не избавиться от этого человека, то ударит молния и погибнут все.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-tol...

Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою. Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде. Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше. Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое. Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети. Вечером совершается Утреня с чином Погребения Плащаницы. О чем говорит Евангелие Великой пятницы? Великая пятница, последний день земной жизни Спасителя... Этот день начался для Него с ночного допроса у первосвященника Каиафы, сопровождавшегося изощренными издевательствами и избиением. Продолжился — утренним допросом у Понтия Пилата, префекта Иудеи, назначенного Римом. Не желая разбираться с абсурдными претензиями, которые предъявляли Христу первосвященники, и услышав, что Он галилеянин, Пилат отправил Иисуса к правителю Галилеи... Читать далее Вынос плащаницы и Чин погребения Вынос Плащаницы и Чин Погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Читать далее Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, — песнопение Великой пятницы " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго... " - при пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую субботу. В песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению. АУДИО Читать далее

http://foma.ru/velikaya-pyatnicza.html

Читать также — Великая Пятница. Исповедь Бога Великая Пятница. Предательство Иуды Архиеп. Аверкий (Таушев): Евангелист Матфей рассказывает нам о дальнейшей участи Иуды предателя. «Видев Иуда, предавая Его, яко осудишь Его, раскаялся возврати тридесять сребреники архиереем и старцем» – возможно, конечно, что Иуда не ожидал смертного приговора для Иисуса или вообще, ослепленный сребролюбием, не думал о последствиях, к которым приведет его предательство. Когда же его Учитель был осужден, в нем, уже насытившемся обладанием сребрениками, вдруг проснулась совесть: пред ней предстал весь ужас его безумного поступка. Он раскаялся, но, к несчастью для него, это раскаяние было соединено в нем с отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие. Это раскаяние есть только невыносимое мучение совести, без всякой надежды на исправление, почему оно бесплодно, бесполезно, почему и довело Иуду до самоубийства. «Возвратил тридцать сребреников» – то, что еще недавно казалось для него таким заманчивым, теперь, когда совесть заговорила, показалось для него отвратительным. Таков и всякий грех вообще. Ему надо было бы не сребреники повергать перед первосвященниками, а самому повергнуться перед Господом Иисусом Христом, умоляя Его о прощении своего греха, и тогда он, конечно, был бы прощен. Но он думает без помощи свыше, одними своими силами как-то поправить сделанное: возвращает сребреники, свидетельствуя при этом: «Согрешил, предав кровь неповинную» . Это свидетельство, по словам св. Златоуста, умножает вину и его и их, первосвященников: «Его – потому, что он не раскаялся, или раскаялся, но уже поздно, и сам произнес осуждение для себя, ибо сам исповедал, что предал Господа напрасно; их вину умножает потому, что они, тогда как могли раскаяться и переменить свои мысли, не раскаялись». Бессердечно, холодно и насмешливо отнеслись они к Иуде: «Что нам до того? Смотри сам» . Это указывает на их крайнее нравственное огрубение. «И бросив сребреники в храме, он вышел: пошел и удавился». Не взятые ими из его рук деньги он бросил в храме, думая, может быть, этим успокоить мучения совести, но напрасно: мучения эти довели его до такого отчаяния, что он пошел и повесился, после чего, вероятно, упал с той высоты, на которой висел, так как ап. Петр в кн. Деяний (1:18) свидетельствует, что «когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» .

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Великая Пятница 13.04.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великая Пятница Совершилось! Бог сказал Свое последнее слово в этом мире и в истории мира. Это слово — Крест Сына Божия. В течение двух тысяч лет, даже если человечество не сознает этого, все более запутываясь в бесконечном непостижимом лабиринте истории, все его дороги неумолимо выводят его к этому Кресту. Многие проходят мимо этого Креста. Но также многие останавливаются. Однако многие проходят мимо! Их рассеянные взоры задерживаются на мгновение на человеке, пригвожденном к этой виселице. Но тотчас же они ускоряют шаг — их это не интересует. И потом — нельзя ничем помочь. И даже если кто-то из них сочувствует, он не решается остаться. Потому что, в конце концов, если взглянуть глубже, жизнь каждого человека разве не закончится так же, как у этого осужденного? А что касается тех, кто делает из этого осужденного и этого Креста основание мира, — подумайте, как такое может быть! — мы не желаем терять время на подобные разглагольствования. Так многие проходят мимо. Они бросают последний взгляд, качают головой, их усмешки смешаны с оскорблениями. Может быть, некоторые из них испытывают даже нечто вроде печали, но торопятся возвратиться к течению своей «серьезной» жизни, говоря, что какой-нибудь языческий бог вина и веселья заключает в себе больше смысла, чем Христос на Кресте. Они проходят. Одни с ненавистью в сердце перед этим Распятым, Которого они обвиняют в том, что Он отравляет им вкус жизни. Другие — охваченные печалью Луки и Клеопы: «А мы надеялись было, что Он — Тот, Который должен избавить Израиля. Но вот, уже третий день, как все произошло». Многие так проходят мимо и следуют своей дорогой. Не принадлежу ли я к их числу? Не посвящаю ли только какое-то мгновение рассеянного внимания тому, что являет самую истинную истину моей жизни — Богу, моему вечному спасению? Не принадлежу ли в шествии человечества мимо Голгофы к тем, кто видит только мрак ее и не видит света? Потому что, увы, можно называться благочестивым христианином и все внешнее соблюдать — и проходить перед Крестом Христовым, не обращая на него внимания. Не обращая внимания на то, что значит наша жизнь.

http://moral.ru/great_friday/

Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектенья великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга – Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка – это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток – а все еще поется про Иуду, Великая Суббота – а мы все еще слышим про погребение, про предательство... После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектенья, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектенья, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде. Здесь возникают новые мотивы, новые мысли о том, что же совершилось в его судьбе, в чем же загадка его жизни. Об этом говорит седален после второго Евангелия:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы... Великая Пятница. Утреня. Последование страстей Христовых. Антифон 15. Сегодня на древе висит повесивший землю на водах; Царь Ангелов облачается в терновый венец; одевающий небооблаками одевается в ложную багряницу;освободивший Адама получает заушение; Жених Церкви прибит гвоздями; Сын Девы пронзен копьем... Подобно Мелитону, авторы богослужебных текстов Страстной седмицы употребляют теопасхитские выражения, такие как «распятый Бог», «мертвый и нагой Бог», «оскорбляемый Бог», говорят о «Боге таящемся», то есть скрывающем Свое Божество под человеческой природой: Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояще, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, егоже трепещут всяческая... Великая Пятнииа. Утреня. Последование страстей Христовых. Антифон 10. Одевающийся светом, как ризой,нагим стоял на суде и принял ударение по ланите от тех рук,которые создал; а беззаконные люди пригвоздили ко кресту Господа славы: тогда разодралась церковная завеса,померкло солнце, не вынося видеть оскорбляемого Бога, перед Которым все трепещет... «Крест Твой, Господи, жизнь и заступление людем Твоим есть, и нань надеющеся, Тебе распятаго Бога нашего поем, помилуй нас». «Крест Твой, Господи, есть жизнь и защита для людей Твоих, и, надеясь на него, мы воспеваем Тебя, распятого Бога нашего: помилуй нас». Великая Пятница. Утреня. Последование страстей Христовых. Антифон 15. «Преста дерзость учеников, Аримафей же изрядствует Иосиф: мертва бо и нага зря над всеми Бога, просит и погребает...» «Исчезла смелость учеников, Иосиф же Аримафейский проявляет смелость, ибо, видя Бога вселенной мертвым и нагим, просит (Его тело у Пилата) и погребает».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И все же, слава Богу, нашему, Иоанну воину искреннее благодарение. Надо будет елея купить к иконе «Всем святым». Сегодня Великая пятница Сегодня Великая пятница. Мне грустно. Хочется тишины, совершенной. Читали Евангелие страстям Христовым. Слезы застилают глаза и невидно букв. Скатившись по щекам, они падают на святые страницы. Конечно, это великая радость, что Господь победил смерть, открыл для нас дверь спасения, но как тяжело сознавать, что люди, за которых он страдал, кричали ему ” Распни! Распни Его!” Милая, нежная, любимая моя Богородица! Как же Ты все это вынесла! Как претерпела! Я часто думаю, где бы я была тогда, в те скорбные часы? И мне всегда хочется быть среди жен-мироносиц. Стоять рядом с Божьей Матерью, Марией Магдалиной у распятого Христа и плакать вместе с ними. Почему-то именно там мне всегда хочется быть. Но я здесь, далеко от лобного места длиной в две с лишним тысячи лет. Но стоит закрыть глаза и я снова вижу эту икону, и хочется сказать: ” Я с Вами”. Но могу ли я быть там? мне никак не удается победить в себе страсти, зло, раздражение. Не могу вовремя отсекать противные мысли. Они лезут и лезут, а я их слушаю. Бороться тяжело. Не одного доброго дела не сделаю без искушений. Опять мысли о моей хорошести, внимательности к людям. Ничего чистого у меня нет. Ничего. Иногда посещает отчаяние. С ним тоже бороться тяжело. Знаю, что Господь меня любит, что дает силы преодолеть испытания, но именно сейчас, в сию минуту, кажется, что горе задавит, не оставит во мне ничего. Ползу к иконам, еле передвигая ноги, будто иду против сильного ветра. Дохожу, падаю и рыдаю. И тут снова лезут мысли, хотят, чтобы я обругала, обидела Бога. Помогает Ангел-хранитель. Молчу. Кланяюсь. Но сказать “Да будет воля Твоя” так и не получается. Когда же я выиграю это сражение, длинною в жизнь. Выиграю ли? Помоги мне Господи! Дай мне столько сил, что бы хоть во сне, чуть-чуть постоять рядом с Матушкой, с Марией Магдалиной у твоего Распятья. Радость Опять настали тяжелые времена. Ни вздохнуть, ни помолиться. Была в храме, виделась с родными: Татьяной Николаевной, отцом Сергием. Нет, легче не становится. У них радость, едут по святым местам. Татьяна Николаевна в Дивеево, к батюшке Серафиму, отец Сергий на Афон. Я все та же — радости не разделяю.

http://azbyka.ru/fiction/belym-po-cherno...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектения великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга — Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка — это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток — а все еще поется про Иуду, Великая Суббота — а мы все еще слышим про погребение, про предательство… После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектения, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектения, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде. Здесь возникают новые мотивы, новые мысли о том, что же совершилось в его судьбе, в чем же загадка его жизни. Об этом говорит седален после второго Евангелия:

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010