Если в книге Иова искать не только вопрос о том, «будет ли человек жить», но и ответ на него, то положительная танатология найдется лишь в словах: «А я знаю, — Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). По своему ближайшему контексту эти слова Иова выражают не надежду на то, что по воскресении тела Иов увидит своего Спасителя, а надежду на то, что хотя бы в последний день своих земных страданий Иов увидит Высшую Правду. Но если считать их относящимися к тому, что может произойти с человеком за последним пределом его бытия, если полагать, что эти слова выражают не посюстороннюю надежду на исцеление и встречу с Тем, с Кем так жаждал встретиться Иов лицом к Лицу, а надежду на добрую посмертную судьбу, то именно реинкарнации в них и нет. А есть ожидание Пасхи. Как видим, если иудеи и позволяли себе надежду — они надеялись не на посмертные странствия души по новым телам, а на воскресение в своей же плоти. Можно (хотя и с некоторой осторожностью) привести здесь пророчество Иезекииля о собирающихся костях (Иез. 37, 11-14 [ 79 ]). А тем, кто всюду стремится выискать «кармическую эзотерику», уж совсем необходимо напомнить слов пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12, 2-3). Это и есть библейская эзотерика, ибо Господь велит: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (12, 4). Лишь когда настали эти мессианские, «последние времена» (1 Петр. 1, 20), эта тайна была снята, и оказалось, что и в самом деле по воскресении «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Эта вера Израильского народа может казаться утонченным спиритуалистам с Гималаев варварством, но исторические реалии нельзя отменять по желанию. Евреи и христиане хранили древнюю веру в телесное воскресение и отвергали возникшую в более поздние времена веру в метемпсихоз. Но до Пасхи Христовой лишь иногда можно было позволить себе пасхальную надежду. Лишь когда рубеж Нового Завета оказался перейден, тогда жизнь по ту сторону смерти стала доступна человеку; а мир посмертия в некотором смысле стал доступен и для исследования. В богословии появились ясные формулы о том, что из нашей жизни есть два противоположных исхода: смерть и успение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Если успеешь в этом, то ты спас его, произвёл в нём нравственный переворот и возвратил на путь добра, ибо, как говорит святой апостол Иаков: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ); «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» ( Мф.18:16 ), – продолжает Господь, то есть если первая попытка твоя к обращению грешника останется без последствий, то усугубь свои увещания, поставь дело гласно, сделай обидчику наставление при свидетелях, чтобы слова твои в их присутствии имели более силы и он, видя их единомыслие с тобой, тем скорее пришёл к сознанию своего греха и исправлению, ибо Спаситель – как говорит святитель Иоанн Златоуст – ищет пользы не оскорблённого только, но и оскорбившего. «Если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:17 ), то есть если и перед лицом свидетелей останется он непреклонным, а твои убеждения к исправлению без успеха, в таком случае ты вправе заявить об этом обстоятельстве представителям Церкви, дабы эти последние, в присутствии общества, ещё публичнее и убедительнее сделали ему вразумление и ещё настойчивее потребовали от него исправления. «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), то есть если он настолько окажется закоснелым в своём порочном направлении, что пренебрежёт и священным авторитетом церковных представителей, окажет и им явное и упорное сопротивление, тогда уже представители Церкви вправе отлучить его, как упорного и неисправимого, от своего общества и низвести его на степень таких людей, которые совсем не принадлежат к Церкви. Что же касается до самого судебного решения или приговора, определяемого здесь церковной властью, то несомненно, что под ним разумеется отлучение от Церкви, анафема и слова: «эсто си оспер о эфникос кэ о тэлонис» суть не что иное, как прямая заповедь Спасителя об отлучении. В самом деле, если мы поближе рассмотрим политическое и религиозное отношение, в каком находились иудеи к язычникам и мытарям, то нас поразит здесь резкий рубеж разобщения и взаимного исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

За что попустил Господь случиться этому несчастью - за равнодушие и теплохладность. Мы все помним слова из Апокалипсиса: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» Именно равнодушие и теплохладность повлекли за собой предательство Царя. Таким образом, русский дух дважды был уязвлен дьяволом. Первая язва - равнодушие и теплохладность, вторая - предательство Царя. Сначала первое, потом второе. Сначала равнодушие и теплохладность, потом предательство и «отречение». Последствия наступили незамедлительно. Русский народ, русский мир раскололся, перестал быть целым. Народ ослеп и обезумел, и русские люди начали проклинать Бога, Царя и убивать друг друга. Причина ясна, казалось бы, надо устранить ее, и русская жизнь наладится. И вот мы прославили Царя. Тем самым, прославлением Царя Николая II и всей Царской Семьи исцелена язва предательства. Мы больше не предатели и мы хотим Царя. Да, Господи, мы хотим Царя. Нам надоели временщики, секретари, президенты, дай нам Царя. Мы просим Царя, а Царя нет. Почему? Потому что остается не исцеленной вторая язва - равнодушия и теплохладности - тех самых отвратительных качеств, которые уже привели один раз к страшной катастрофе. Не потому ли нет Царя, что «зле» просим? «Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете» . Вот вынесенный нам приговор. Просим не ради правды Божией, а ради сластей житейских. Чтобы Господь даровал Царя, нужно доказать, что мы способны сберечь это сокровище, что мы готовы служить Царю верой и правдой и больше его не предавать. Это возможно только при условии, что будет исцелена язва теплохладности и равнодушия. Как же доказать нашу готовность, нашу искренность и нелицемерность нашего желания? И где тот барометр нашего духовного состояния, тот датчик, тот ориентир, тот рубеж, который надо пройти, чтобы доказать свою ревность?

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/201...

«И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (ст. 7). Иоанн Креститель, в отличие от многих людей, не искал своей собственной славы, но прославлял Того, ради Которого пришел, — Господа Иисуса Христа. В этом была и пророческая проповедь, и необыкновенное смирение. Все люди смотрели на Иоанна как на некое непостижимое чудо, как на совершенно необыкновенного во всех отношениях человека: постника, пустынника, беспристрастного обличителя равно и бедных, и богатых, и власть имущих. Он даже посмел, как мы знаем из евангельского повествования, обличить самого царя Ирода, за что и был казнен (см. Мф.14:3-12 ; Мк.6:17-29 ; Лк.3:19-20 ). И этот человек говорит: «Не прославляйте меня, потому что я никто, за мной грядет настолько Сильнейший меня, что я не достоин даже развязать ремень обуви Его». «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (ст. 8). Здесь Иоанн открывает тайну будущего Крещения. «Я крещу вас только образно, — как бы говорит он, — символически, помогаю вам найти рубеж, после которого вы можете начать новую жизнь». Это похоже на то, как мы сейчас говорим: «Все, с завтрашнего дня я этого делать не буду». Зная человеческую немощь, Господь установил такой обряд крещения Иоаннова, чтобы оно служило внешним знаком того, что человек, живший в грехах, ныне омылся и будет жить по-новому. Но Господь Иисус Христос «будет крестить вас Духом Святым». Это не значит, как об этом превратно думают сектанты, что при Таинстве Крещения не должна употребляться вода, а крещаемый должен сподобиться лишь наития Святого Духа. Это прелесть. Православные не разделяют крещения водой и крещения Духом, но исповедуют, что во время внешнего обрядового действия — троекратного погружения человека в воду — на него сходит Дух Святой. А если мы этого внешнего условия не исполним, то есть не примем от православного священника крещения во имя Пресвятой Троицы, то Дух Святой на нас не сойдет. По учению святых отцов, после того как человек третий раз поднимается из воды, Дух Святой очищает его не только от личных грехов, но и от первородного греха, который все мы унаследовали от наших прародителей и с которым мы рождаемся, — это наклонность ко греху, удобопреклонность человека к совершению зла. Крещение во имя Пресвятой Троицы, установленное Господом Иисусом Христом, чистым во всех отношениях сохранилось ныне только в Православной Церкви. Мы вспоминаем крещение Иоанна Крестителя сегодня и готовимся к воспоминанию Крещения Господа Иисуса Христа также и для того, чтобы глубже понять значение этого Таинства.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Иоанн Дамаскин, из последования панихиды). Но стихи (3, 22-24) глубже объясняют эту тему: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас … и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни … и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского … и поставил … Херувима и пламенный меч (вращающийся), чтобы охранять путь к дереву жизни». Итак, после грехопадения физическое бессмертие стало невозможным. Но и это, оказывается, не прихоть Творца (атеистические комментаторы любили здесь порассуждать о зависти Бога). Смерть не только трагична. Если бы человек, выбравший однажды зло, остался бессмертен, то это, особенно из-за слабости человека перед активным напором и обманом диавола, неминуемо привело бы к возникновению тотально осатанелого мира, где люди бы безвыходно и бесконечно страдали, т. е. к победе бездны над Божиим творением. Смерть становится тем естественным пределом, который ограничивает во времени любое злое явление, отныне уже не всевластное, а для самого человека означает важнейший жизненный рубеж. Смерть физическая не означает конец бытия, но является символом и предупреждением о «второй смерти» — духовной. Если первая смерть есть временное разделение души и тела, то вторая означает вечную разлуку души и Бога. Смерть оказывается последним аргументом в пользу веры и покаяния. Воистину, «благодетельно установлена смерть» (свт. Иоанн Златоуст). Грехи, болезни, страдания — всё это последствия смертности. Отцы Церкви говорят, что после грехопадения изменилась сама природа человека. В частности, действия разума, воли и чувств, а также тела и души между собой потеряли былое гармоническое единство. В связи с этим аскетика говорит о возникновении душевных и телесных страстей — глубинных болезненных комплексов. Тема 3. ОТ АДАМА ДО АВРААМА. 3.1. «Допотопное» человечество. С 4-ой гл. кн. Бытия начинается история падшего человечества, которая вплоть до появления Авраама написана довольно схематично, и в ней не стоит искать биологических и этнографических подробностей, однако каждая доисторическая сцена имеет глубокий духовно-нравственный смысл и непреходящее значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

К чему это привело – мы знаем: к тому, что человек этот мир потерял. Он был призван царствовать, а превратился в какого-то изгоя. Мир ополчился против него: человек пребывает в состоянии постоянной войны с миром. Человек за счет мира живет, но то, каким образом он это делает, приводит к тому, что мир его убивает. Человек хищнически использует природу, а природа мстит. На этом примере мы видим, насколько потребительство нерационально, невыгодно человеку. Бог дает человеку ровно столько, сколько ему необходимо. Человек же, пытаясь получить не то, что ему дают, а то, чего ему хочется, лишает себя источника благ. Он даже не видит всего мира, он видит только ту его часть, которую хочет использовать. Таким образом, потребительство возникло с началом истории человечества. Это одновременно и грех , и страшная ошибка, и страшная глупость, и трагедия. – Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5, 5 ). Кроткий – это антипотребитель? – Кроткий – это не тот, кто ведет ожесточенную борьбу за то, чего ему хочется, за то, чего ему не дали, за то, что есть у других. Кроткий – это тот, кто умеет довольствоваться необходимым, кто способен уступить. Кроткие наследуют, конечно, не ту землю, на которой мы живем сейчас, а будущую, ту, о которой мы читаем в Откровении Иоанна Богослова: и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет ( 21 , 1). Отказавшись от многого здесь, на земле, кроткие наследуют Царство Небесное. А некроткий ухватит здесь то, что сумеет ухватить, но туда, за черту земной жизни, ничего с собой не возьмет. Этот водораздел между кроткими и некроткими людьми можно наблюдать во всей истории человечества, но наиболее ярко он проявился у нас в 90е годы, когда то, что было целым и принадлежало единому государству, стремительно распиливалось, растаскивалось по кускам, вывозилось за рубеж… И кто-то самым активным образом участвовал в этом дележе, стараясь не упустить своего, а кто-то посмотрел на это горе, на эти слезы и кровь… и сказал: «Нет, пусть другие все это делят, а я буду довольствоваться тем, что Господь мне пошлет». Те, кто делил, большей частью покоятся на кладбищах – на ином кладбище целые аллеи этих молодых могил, будто война прошла…

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Любой грех совершается человеком против себя самого. Это очевидная истина, которую, конечно же, каждый человек должен понять. В Книге Бытия, в первых главах, мы видим, что когда Каин сильно огорчился, и поникло лицо его, то «и сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). Вот здесь раскрывается тайна – почему мы одних людей любим, а других не любим. Если делаешь добро человеку, то ты спокойно смотришь на него, потому что любое добро, сделанное тобою по отношению к любому человеку, усиливает в тебе любовь к нему. Но если ты замышляешь зло против человека и реально делаешь это зло, нужна же какая-то мотивация: «А чего это я против него интриги-то плету? А что он мне сделал? А-а-а, вот почему я это делаю! Теперь-то я знаю!» Грех, дурной поступок нуждается в какой-то мотивации! Или, наоборот, если вы хотите подавить в себе дурное чувство по отношению к какому-то человеку, сделайте ему подарок. Денежный, в конверте. Вот так, неожиданно: «Попросили передать!» И вы вдруг ощутите тепло в своей душе, настоящее, реальное тепло – вы победили грех , сделав добро! Эта связь – она существует. Еще граф Л. Н. Толстой в свое время написал: «Мы ненавидим тех, кому делаем зло и любим тех, кому делаем добро». Это абсолютно верно. Правда, Толстой это списал у Августина Блаженного . Итак, братья всё более и более злоумышляют против Иосифа: « И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот солнце и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? Неужели я и твоя мать (к тому времени покойная. – О. С.) , и твои братья придем поклониться тебе до земли? » ( Быт.37:9–10 ). Вот этот стих требует пристального внимания. « И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот я видел еще сон: вот, солнце… » Ну, солнце – это понятно, это отец. « …и луна… », луна – это мать. «…и одиннадцать звезд поклоняются мне ». Это пророчество о том, что в духовном мире Иосиф будет находиться на более высоком духовном уровне, нежели даже Иаков, его мать, которая умерла между Иерусалимом и Вифлеемом, и его братья. Это, кстати, может быть, первое достаточно реальное свидетельство из Ветхого Завета о том, что загробный мир существует, и люди, которые перешли через рубеж между жизнью и смертью , участвуют в тех духовных процессах, которые происходят здесь, на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мелкая ложь, обман, непрощенные обиды, человекоугодие, блуд, осуждение – все это не берется в расчет. Однако эти нераскаянные состояния и поступки могут служить причиной неосознанного страха перед небытием. Душа не может уйти из жизни без покаяния. Вспоминать же об этом зачастую не хочется. Это вызывает дискомфорт, неприятные ощущения, от которых человек хочет освободиться, просто не думая об этом. Таким образом, происходит вытеснение из зоны сознания в зону бессознательного. Возникновение невроза можно рассматривать как определенный рубеж, преодоление которого открывает возможность для новой жизни человека. Это некий пик переживаний, на котором человек решается сделать шаг в неизвестное. Шагнуть только на том основании, что больше находиться в неврозе он не может. Усилием веры он решается шагнуть в неизвестное. Акт покаяния всегда требует определенного мужества. Часто в психологической литературе встречаются призывы освободиться от разрушающих чувств: вины, обиды, зависти, гнева, уныния. Человека призывают «закрыть дверь в прошлое». Тут изначально заложено одно очень существенное упущение. Когда человек делает это сам , то он получает именно то, что может получить – невротические состояния, или жалкую имитацию своего психического благополучия, в котором отсутствует вся полнота переживаний своего бытия. Христианская вера дает человеку то реальное мужество, опираясь на которое можно преодолеть невыносимые невротические состояния. И более того, само преодоление этих состояний укрепляет веру. Развернуться в сторону своего греха мы можем только тогда, когда верим в целительную силу покаяния.  4.4. О семи нечистых духах Говоря о выстраивании христианского мировоззрения, привожу следующий пример из опыта работы с Катей. Всем нам хорошо известна притча о нечистом духе, вышедшем из человека. Мф. 12:43 -45: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

http://azbyka.ru/zdorovie/vystraivanie-x...

Но смерть — не просто рубеж, через который проходит каждый человек. Смерть — начало бессмертной, вечной, безболезненной и совершенной жизни. «Чаю воскресения мертвых…» Мы верим величайшему свидетельству Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, а потому надеемся на воскресение наших любимых, родных, близких. Радость великая — Спаситель воскрес! Бог, воскрешающий мертвых, с нами всегда, во все дни до скончания века ( Мф.28:20 )! И там, в пречистых небесных обителях, по милости Божией растворится горечь земных потерь и разлук, мы воссоединимся с теми, кто нам дорог, кого мы любим. Бог есть Любовь ( 1 Ин.4:8 ). Может ли быть что выше этого благодатного Откровения?! Господь Сам просвещает нас светом Божественной любви, и, распявшись за грехи рода человеческого, [явил делом], что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин.13:1 ). Сердце чистое, смиренное, чуждое тщеславия и корысти, в эти светлые дни озарит не только пасхальная радость, но и всепобеждающая, жертвенная любовь Господа нашего Иисуса Христа. Евангельское чтение (см. Ин.1:18-28 ) повествовало нам сегодня о человеке, который всей жизнью своей явил образец истинной верности Богу. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн… Он не был свет, [но был послан,]чтобы свидетельствовать о Свете… ( Ин.1:6, 8 ). Жизнь Иоанна Предтечи настолько изобиловала пресветлой благодатью, что для тьмы не оставалось в ней места. Почему же евангелист говорит о том, что святой Иоанн не был свет? Да, он являл собой пример многим, но пришел в мир этот для того, чтобы явить свидетельство об истинном Свете, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Каждый может быть просвещен! Только не желающего истинный Свет не коснется. Святой Иоанн Предтеча свидетельствовал. В чем же выражалось величайшее свидетельство его? Не в мудрости, не в рассуждении, не в доказательстве, не в объяснении и даже не в молитве. Набатом звучали над людскими душами могучие слова: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф 3, 2 ). Проповедь Иоанна поражала, заставляла трепетать человеческие сердца. И призыв этот был услышан многими. Царством Небесным по Божеству Своему, как подлинный Царь Небесный, здесь назван Сын Божий, о Его-то приближении пророчествует святой Иоанн. Господь приблизился, как можно скорее исправьтесь, приведите души свои в соответствующий благодатной встрече вид.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010