В то время, как в древнейших каменноугольных пластах мы имеем дело с растительными остатками и при том пережитого особенного типа, в следующих пластах есть уже пресмыкающиеся, а в пластах еще более поздних – остатки крупных пресмыкающихся и рыб. В пластах этого же периода встречаются следы ног весьма больших птиц, принадлежащих к породе страусов; в следующих пластах находили уже кости болотных птиц; а в последующих меловых пластах остатки птиц вообще. Таким образом, данные науки говорит, что животные организмы появлялись в последовательности, сначала пресмыкающиеся, затем рыбы и потом птицы. Библия в описании пятого дня творения говорит: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» ( Быт.1:20–21 ). Как видим, и по Библии устанавливается та же последовательность: пресмыкающиеся, рыбы и птицы. Таким образом, и пятый библейский день творения совпадает с научными данными. Постепенность в развитии животного мира должна была продолжаться и дальше, должны были появиться самые сложные животные организмы – появились четвероногие млекопитающие животные и, наконец, человек, как самый совершенный вид жизни на земле. Это подтверждает и Библия, описывая шестой день творения: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». ( Быт1:24 , Быт.1:27 ). Таким образом, и в описании происхождения последних, самых сложных и совершенных видов жизни на земле наука и Библия согласуются между собою. Некоторые представители науки восстают против определения Библией продолжительности творения мира в течение шести дней и утверждают, что образование и формирование мира происходило в течение многих миллионов лет. Поэтому вопросу нужно внимательно всмотреться в показания Библии и науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Разделы портала «Азбука веры» Бог сотворил мир из какой-то субстанции? Похожие вопросы 3 Ответа Бог создал мир из ничего. “Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий”. (2я Макк.7:28). “Приписать существо сотворенного силе и воле Того, Кто есть Бог всего, – это достойно веры и удобоприемлемо, согласно с разумом и вполне одобрительно, ибо «невозможное человекам возможно Богу» ( Лк. 18:27 ) Между тем как люди могут делать что-либо не из ничего, но из подлежащей материи, Бог особенно превосходит людей тем, что Он Сам призвал в бытие материю Своего создания, которая прежде не существовала”. (Св. Ириней Лионский . Против ересей. Книга 2). Бог действительно сотворил мир из ничего. Если же говорить о видимом мире и подразумевать под его сотворением и его “шестидневное” обустройство, то можно сказать, что из ничего была сотворена его первооснова, “из которой”, затем, было создано множество прочих творений: “Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них множество медведей или свирепых львов” ( Прем.11:18 ). См. также: “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.” ( Быт.1:11 ); “И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]” ( Быт1:20 ). В рамках современной научной космогонии материя вечна и бесконечна. Однако Писание и Церковь, как справедливо сказано выше, утверждают обратное: Бог сотворил мир именно из ничего, актом Своей всемогущей творческой силы. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/iz-chego-bog-sot...

Так, например, как мы видели, по мнению науки, все произошло из первобытного хаоса. Но откуда произошел самый хаос? Для человеческого ума этот вопрос неразрешим. И только Библия разрешает его удовлетворительным образом, указывая, что первобытное вещество или этот хаос вызван к существованию живой самобытной, существовавшей от вечности Личностью , Богом, вызван из небытия, сотворен из ничего; «Бог сотворил все из ничего» ( 2Мак.7:28 ). В библейском выражении: «в начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), словом «сотворил» переведено еврейское слово «bara », что точнее обозначает именно создание чего-либо из ничего. В дальнейшем описании творения мира еврейский текст употребляет и другое слово " asa », которое обозначает творение, точнее формирование чего-либо уже из готового материала, например, в повествовании о создании тверди ( Быт.1:7 ), светил небесных ( Быт.1:16 ) и др. Далее в науке говорится, что первобытный хаос, побывавший в покое, вдруг пришел в движение, подобное вращению шара вокруг своей оси. Кто же привел в движение спокойный доселе хаос? откуда получился толчок для этого движения? Для науки этот вопрос опять совершенно неразрешим. Библия же указывает, что первобытное вещество приведено в движение всемогущим Богом: «и сказал Бог: да будет " … Неразрешимую для науки загадку представляет и вопрос о происхождении жизни на земле, о появлении живых организмов среди существовавшей доселе неорганической, мертвой материи. Еще в недавнее время в науке существовало учение о самозарождениии, т.е. о том, что жизнь на земле создана силами самой неодушевленной природы, сама зародилась из неорганической материи. В последнее время виднейшими учеными доказана несостоятельность этого учения; теперь наука утверждает, что жизнь на земле могла произойти только от жизни, от живого источника. Но откуда же мог явиться этот живой источник жизни, если на земле первоначально существовала только неорганическая, мертвая материя? Наука сама по себе бессильна решить этот вопрос. Между тем Библия удачно разрешает этот вопрос о происхождении жизни, объединяя обе вышеприведенные теории. По Библии источником всего вообще сотворенного является Бог («сотворил Бог небо и землю»); в частности, одушевляющая сила на земле – души животных и человека произошли непосредственно от Бога, почему при описании сотворения их употреблено вышеуказанное еврейское слово «Еага» ( Быт.1:21 , Быт1:27 ), указывающее, что в данном случае творение душ произошло не из существующего уже материала, а из ничего, т.е. непосредственно от Бога. Но вместе с тем Библия повествует: «сказал Бог: да произрастит земля зелень и произвела земля зелень. и сказал Бог да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов и гадов, и зверей земных» ( Быт.1:11 , Быт.1:12 , Быт.1:20 Быт.1:24 ). Из этих слов Библии явствует, что и земля, и вода по велению Божию участвуют в какой-то неведомой степени в произведении живых организмов на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Помимо того, что здесь в который раз констатируется иерархичность красоты в метафизическом мире, ее истечение в озарениях божественного сияния, ее духовная насыщенность и притягательность, мы видим, что автор «Ареопагитик» стремится и собственно всю символическую герменевтику (или экзегетику), в русле которой написаны его тексты, окутать эстетической аурой божественной красоты, которая призвана и в состоянии раздуть искры божественного огня, заложенного во многих человеческих душах. В этом, пожалуй, один из очевидных смыслов повышенной эстетизации всего корпуса Дионисиевых писаний, сознательной эстетизации, хотелось бы подчеркнуть мне, посвятившему не одно десятилетие размышлениям над этими текстами. Весь духовный мир первообразов самых разных уровней, который пытается показать в своем корпусе Дионисий Ареопагит , представляется ему прекрасным, не говоря уже о Первопричине всего этого мира – абсолютной Красоте Бога. Поэтому он регулярно риторически призывает своих читателей перейти вместе с ним от символов, из которых соткан его текст, к сокрываемой ими как одеждой «блаженной ясно сияющей красоте первообразов» (ЕН III 2). Так, в трактате «О церковной иерархии» он после описания каждого церковного феномена во всех главах переходит к разделу Theoria (толкование, умозрение), в котором стремится заглянуть по ту сторону символа, раскрыть заключенную в нем красоту сокровенного смысла. Совершенно логично, что все чувственно воспринимаемые красоты мира, а их Ареопагит знает немало, он призывает воспринимать как «образ незримой красоты» (СН13), т. е. красоты первообразов. Более того, он убежден, опираясь на известную фразу из книги Бытия (panta kala Han – все прекрасно весьма – Быт1:31 47 ), «что в мире нет ничего, полностью лишенного причастности прекрасному» (СН II 3), ибо все материальное вещество, даже самое грубое и безобразное, приобретя существование от истинной Красоты, «во всем своем вещественном устройстве имеет некоторые отзвуки духовной красоты (tes noeras eyprepeias)» (CH II 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Развивая предшествующую мысль, бытописатель продолжает: «мужчину и женщину сотворил их (Бог) и благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их» ( Быт.5:2 ). Если ранее богодухновенный автор сделал повторное замечание о происхождении человека и достоинстве его природы, то здесь он отмечает половое различие первых людей и указывает на божественное благословение первозданной человеческой четы. «Приступая к перечислению потомков, бытописатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел внушить читателю, что перечисляемые потомки Адама через него ведут свой род как бы от самого Бога; что Бог, создавший Адама по образу своему и подобию, есть как бы первый член родословия» 833 ( Лк.3:38 ). Приписывая же подобную честь происхождения только благочестивым потомкам младшей линии Адама, бытописатель тем самым хотел, вероятно, показать, что лишь они, как сохранившие печать своего божественного происхождения, одни только и достойны называться «сынами Божиими» ( Быт.6:2 ), в противоположность нечестивым каинитам, именовавшимся «сынами человеческими» ( Быт.6:2 ). «И нарек им имя человек ». Некоторые думают видеть здесь основание для гипотезы адрогинства первого человека. Но то, что здесь говорится не об одном лице, видно, во-первых, из самого образа выражений, так как местоимение стоит не в единственном, а во множественном числе, не , а , во-вторых из предыдущих повествований, в которых неоднократно указывается на двойственное число первых людей ( Быт1:27; 2:22, 25 ). Сделав это краткое введение, библейский автор начинает саму генеалогию, т.е. в последовательном порядке исчисляет представителей благочестивого племени, начиная с общего родоначальника всех, Адама, и кончая Ноем, последним представителем допотопного и первым послепотопного человечества. В самом сообщении биографических данных о каждом из этих патриархов, бытописатель неизменно следует своему, раз им принятому в подобных случаях, плану, он называет имя каждого патриарха, указывает на рождение его ближайшего потомка, отмечает возраст патриарха при рождении сего последнего, делает беглую заметку о рождении других сыновей и дочерей, определяет количество лет, истекшее от рождения преемника тому или другому патриарху до конца его жизни, подводит общий итог долголетия каждого патриарха и заключает все это упоминанием об его смерти. И только в двух случаях на протяжении всей этой генеалогии, бытописатель позволяет себе отступить от такого плана, именно, в генеалогии Эноха. отличавшегося выдающимся благочестием и посему не испытавшего обычного, скорбного конца земной жизни, и в генеалогии Ноя, светлая личность которого резко выделялась на темном фоне современного ему неверия и нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Запутанность изложения сводится на эту особенность полемики Тертуллиана. По Тертуллиану, весь Ветхий Завет для Праксея сводился к словам: «Я Бог и нет другого кроме Меня» ( Ис.45:5 ), а Новый Завет – к словам: «видевший Меня видел и Отца», «Я во Отце и Отец во Мне» ( Ин.15:9,11 ), «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ). Таким образом, существенное в обоих Заветах согласно, это – учение о едином Боге. Но когда Тертуллиан начинает подробнее излагать эти положения Праксея, то у него выходит, что будто бы последний допускал модализм. Тертуллиан ставит Праксею вопрос о выражении «сотворим» ( Быт1:26 ) и других множественных числах и думает, что он будет отвечать в том смысле, что в Боге есть некоторая множественность. Наиболее характерное выражение в предполагаемом объяснении слов Писания Праксеем встречаем мы по вопросу о том, кем Моисею дано было откровение. Тертуллиан полагает, что Праксей слова: «Аз есмь Сый», вынужден будет отнести к Сыну; но если стать на эту точку зрения, возражает со своей стороны Тертуллиан Праксею, то непонятно, как Моисей мог видеть Того Бога, Который назвал Себя невидимым. Все движение это Тертуллиан заклеймил словом «патрипассиане» (patripassiani) и хочет навязать им феопасхитство в наигрубейшей форме: Сам Отец был распят и пострадал. Но это вывод, во всяком случае, неправильный. По Праксею, «ipse (Pater) se Filium sibi fecit» («Сам (Отец) себя Сыном себе соделал»), и, следовательно, принял «образ» Сына (modus). В строгом смысле назвать Праксея патрипассианином нельзя: если он предполагает, что Отец, будучи невидимым, сделался видимым, то он уже не патрипассианин, потому что он этим самым допускает, что в Боге произошла какая-то непостижимая метаморфоза: прежде чем страдать, Он привел себя в такое состояние, что сделался видимым. Патрипассианство получилось бы только в том случае, если бы Праксей допустил, что Сам Pater passus est, что вочеловечился, не изменяя своей модальности, Сам Отец; а если бы Праксей сказал, что Отец воплотился, но in modo Filii, то термин «patripassiani» уже к этой доктрине будет неприменим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Поскольку многие, – говорит Василий Великий , – ...представляли, что мир не сотворен Богом, а сам собою осуществился, будучи как бы оттенком Божия могущества, и потому, хотя признавали Бога причиною мира, но причиною не произвольною, как тело бывает причиною тени или сияющее (солнце) – сияния, то пророк, предупреждая эту ложную мысль, выразился об этом самым точным образом, сказав: в начале сотвори Бог ( Быт1:1 ). Бог был для мира не этим одним, т. е. не причиною только бытия, но сотворил как благий – полезное, как премудрый – прекраснейшее, как могущественный – величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва не художника, который, приступив к сущности вселенной, приноравливает ее части одну к другой и производит само с собою сообразное, согласное и гармоническое целое» 93 . По Златоусту, Бог не по какой собственной личной нужде, а единственно по благости Своей создал мир 94 , и создал его с совершеннейшею свободой, наперед начертавши в уме Своем весь план его, как поступает и всякий художник, и после со всей точностью выполнивши этот план без всякого для Себя затруднения или ущерба 95 ; потому что, «если бы потребовались и десятки тысяч таких миров и даже бесконечное число их, Бог и тогда равно был бы достаточен для всех, и не только к созданию их, но и к тому, чтобы промышлять о них по создании» 96 . Не иное представление имели о Творце мира и другие Отцы и Учители, когда учили о Нем, что Он не по какой-либо необходимости личной, а только по благости Своей создал мир 97 , или что Он от вечности составил и созерцал в уме Своем идеальные образы всех существ 98 , которые, когда Ему угодно было, и привел в действительное бытие силой Своего Слова или чрез мановение Своей всемогущей воли 99 . Этим, конечно, они выражали ту мысль, что творение не было необходимым и бессознательным плодом какого-то слепого и неразумного саморазвивающегося начала, а было чисто свободным и обдуманным делом свободно-разумного и личного бесконечного Духа, Который таковым был до совершения Своего великого дела творения, таким явил Себя во время творения и таким же пребывает и после творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Обычай украшать травами и цветами наши жилица в праздник Пятидесятницы мы находим еще и в новом примере церкви ветхозаветной. В ней в праздник Пятидесятницы было предписано законом, в знак благодарности к Богу, приносить Ему первые плоды жатвы, которая в Палестине к этому времени оканчивалась ( Лев.23:14–20 . Чucл. XXIII 26). Подобно сему и в христианской церкви удержался обычай приносить в храм в начале весны первые произведения растительного царства. Этот прекрасный обычай свидетельствует о желании нашем принести Господу Богу жертву хвалы и благодарения за весеннее обновление природы. В церковном уставе нашем нет предписания об установлении ocoбjro празднования по случаю весеннего обновления природы видимой. Но вот, праздник Пятидесятницы сближается, так сказать, с тем временем года, когда растительная жизнь в природе является в полной силе и свежести. А посему мысль о воспоминаемом в настоящий праздник сошествии Святого Духа на апостолов весьма ясно указует нам на другую мысль – на действия того же Духа Божия в области природы видимой. Как в начале, при творении видимого мира, Дух Божий ношашеся верху води ( Быт1:2 ), Который вливал Свою животворную силу в неустроенное вещество творения; так и в сотворенной уже природе все прозябающее и живущее прозябает и живет силою Того же Всесвятого Духа: послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли ( Пс.103:30 ), говорит псалмопевец. Поэтому, обычай украшать в день Пятидесятницы храмы и жилища зеленеющими ветвями и цветами красноречивее слов выражает чувства нашего славословия и благодарения Духу Божию, обновляющему лицо земли. Так, взирая на древесные ветви и цветы, всегда будем представлять в мысли, что этими цветами и ветвями мы приносим как бы жертву благодарения, достойную Бога, обновляющего весеннюю природу после долгого зимнего сна. Наконец, обычай благоукрашать здания древесными ветвями и цветами в праздник Пятидесятницы имеет для нас и нравственный смысл и значение. Эти цветы и ветви древесные указуют нам на нас самих, на наше духовное, нравственное состояние, какое мы должны иметь в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но, с другой стороны, мы видим, что даже вполне обеспеченные библейские персонажи, вместо того, чтобы наслаждаться статусом childfree, воспринимали свою бездетность как настоящую трагедию. Так плакала об отсутствии детей Анна, будущая мать пророка Самуила (1 Цар:1), а позднее – Елисавета, будущая мать Иоанна Крестителя. О своей беременности она сказала: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лк 1:25), – то есть бездетность была величайшим позором, она зачастую понималась как наказание Божие. Это было своего рода клеймо. Почему? Потому что величайшим земным благом для ветхозаветного человека было «оставить себе имя на земле». О загробной жизни Ветхий Завет, в отличие от Нового, ничего хорошего не говорит: мертвые «сходят в Шеол», таинственный и мрачный мир, где им уже не придется ничему радоваться и откуда они уже никогда не вернутся. Вся награда за праведность давалась ветхозаветному человеку, пока он был жив – здесь и сейчас. И видеть, как растет и умножается его потомство, было для него главной радостью. Вера, которую передают по наследству Сделаю потомство твое, как песок земной, – обещал Бог Аврааму, заключая с ним завет (Быт13:16). Но еще раньше Он заповедал Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт1:28); а затем повторил те же слова Ною (Быт 9:1). С самого момента сотворения у человека есть определенная задача в этом мире: заселить его своими детьми. Обратите внимание, Адаму и Еве заповедь о размножении была дана еще до грехопадения, то есть до того, как смерть стала для них неизбежностью. Так что рождение детей – вовсе не вынужденная мера, призванная восполнять смертность, но нечто самоценное, необходимое по замыслу Божию, иными словами, это – абсолютная ценность. Библия не разъясняет подробно, почему это так. Но мы можем самостоятельно сделать выводы, глядя на историю патриархов, начиная от того же Авраама. Бог заключает завет не с одним человеком, а с целым родом, происходящим от него: Авраам передаст свое благословение сыну от любимой жены, Исааку (хотя у него были и другие дети – Измаил от Агари и шесть сыновей от Хеттуры). Исаак – Иакову (хотя изначально старшим считался его близнец Исав). И только сыновья Иакова получат благословение в равной мере. То есть завет с Богом – не просто единократный дар, но некое семя, которое падает в почву и постепенно прорастает в ней, раскрывая в каждом новом поколении какие-то новые грани. Да, Он мог бы договариваться лично с каждым человеком, но Он предпочел действовать в истории многих поколений.

http://foma.ru/chelovek-prihodyashhiy-v-...

— Отче! Быть может здесь еще чего не достает, или в чем-либо я погрешил? Преподобный же отвечал: — Ты сделал всё прекрасно; Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя. Когда же наступил вечер, тот иконописец вместе с иконою сделался невидимым. Между тем хозяин иконы не мог уснуть всю ночь от печали, так как думал, что икона не будет готова к празднику; посему он считал себя недостойным такой милости Божией и называл себя великим грешником. По сей причине, встав утром, на другой день, он пошел в церковь, дабы исповедать там Господу свои согрешения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение: затем, немного поднявшись от земли, и со вниманием посмотрев на икону, он понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику; потом пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидав здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостною душою. После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою; потом они вместе отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: — Отче! Кем и как была написана икона мужу сему? Алипий передал им всё, что видел, и сказал: — Икону ту написал ангел и он же предстоит здесь намереваясь взять душу мою. Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа в семнадцатый день месяца августа Братия, покрыв пеленами тело его, отнесли его в церковь; потом сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. Так украсил сей святой чудодейственный иконописец небо и землю; пожив на земле телом, он восшел на небо с добродетельною душою, в прославление Начальника иконописцев, Бога Отца, Который сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт1:26), а также и по «образу ипостаси Его (Евр.1:3), Бога Сына, Который по виду став как человек» (Флп.2:7); вместе со Святым духом, сходившим с неба во образе голубя (Мф.3:16) и виде языков огненных (Деян.2:3). Всех сиих, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, пребывающих в едином существе, восхвалим вместе с преподобным отцом нашим Алипием и будем прославлять в бесконечные веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...