Кроме того, декор К.-С. оказал большое влияние на развитие архитектурного стиля в Сирии и Палестине. Сир. зодчие во многом ориентировались на классическую архитектуру: выбор сухой техники кладки, подъем здания на подиум, выравнивание квадров стен почти до идеально гладкой поверхности, обильное использование колонок и капителей. Свободно располагавшаяся «сирийская лента» и коринфские капители с развевавшимися листьями создали особенное, свойственное только сирийской архитектуре сочетание логики и иррациональности. Это своего рода отход от принципов античной архитектуры, в к-рой все декоративные детали были в значительной степени подчинены стоечно-балочной системе. Рядом с центральным комплексом в К.-С. расположен небольшой баптистерий, представляющий собой октагон (диаметр 8,1 м), заключенный в базилику. С сев. и юж. сторон в здание вели лестничные пролеты. В его центральной апсиде находилась крестильня в виде небольшого крестообразного углубления. Ее оформление проще, хотя в нем также использовалась «сирийская лента». В верхней части каждую грань октагона прорезало окно. По 3 вост. граням расположены узкие и высокие апсиды. Их ниши ориентированы по центру октагона, их оси совпадают с радиусами. Окна в апсидах располагались строго по оси «восток-запад», из-за чего они прорезали стены под косым углом и их очертания несколько искажены. Подобная особенность встречается в архитектуре М. Азии (ц. Бинбир-килисе, ок. 600; базилика на о-ве Ая-Никола (Гемилер), VI-VII вв.). У зап. подножия холма, на котором расположен К.-С., находится дер. Дейр-Симъан (бывш. греч. название - Теланисс), возникшая как центр приема паломников, большая часть к-рого состояла из гостиниц разных видов и классов. В поселении и рядом с ним обнаружено неск. храмов и мон-рей, улицы и лавки, где паломники могли покупать продукты и сувениры, а также остатки столпа неизвестного подвижника нач. VI в. ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1975. P. 147-155). В V-VI вв., когда еще продолжалась борьба христианства и античных культов, К.-С.

http://pravenc.ru/text/1320169.html

(  ) ( Burns. 1999. P. 160-161; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1533), один из наиболее сохранных христ. храмов в Сирии, в 25 км западнее Алеппо. Впервые исследован археологом Батлером в нач. XX в. Больших поселений рядом с храмом не было. Исследователи описывают его как типичный для архитектуры 3-й четв. V в.; отмечают близость его конструкции к базиликам в Хараб-Шамсе и Сарджилле (473). Базилика была возведена скорее всего в чистом поле на одной из молитвенных остановок паломников, к-рые направлялись из Алеппо (Верои) в Теланисс, расположенный неподалеку. Трехнефная базилика (18×12 м) сохранилась в очень хорошем состоянии: вост. стена прямая; внешние и внутренние стены и колоннады почти не разрушены, нет только деревянной крыши. Интерьер разделен 2 рядами колонн (высота 4,5 м) по 5 в каждом. Эти колоннады поддерживают аркады и клересторий с 9 окнами арочной формы. Общая сохранившаяся высота здания 7,1 м. Большое число окон в здании на всех уровнях хорошо освещает интерьер базилики. Декор постройки скромен, выделяются лишь разнообразные капители. Рас-эль-Хисн (    ; тур. Башмишлы) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 44-46; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1643), турецкая деревня на месте позднеантичного поселения. От рим. времени сохранились остатки языческого храма, у к-рого была найдена недатированная греч. надпись некоего клеруха (владельца земельного участка) Тимофея о том, что он построил храм. В центре поселения христ. базилика и баптистерий (в наст. время полностью разрушен). Согласно надписи на его зап. фасаде, баптистерий был построен (или реконструирован) в 536/7 г., при Антиохийском патриархе Иоанне. В 200 м от сев. окраины поселения находится 2-я сохранившаяся базилика (1-я пол. VI в.) - 3-нефная (14,25×11,5 м), с 2 колоннадами в интерьере и с баптистерием. Она могла стать основой для создания мон-ря, остатки зданий к-рого распознаются в ее окрестностях. Рувайха (  ) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1667-1668), крупное селение в горах Эз-Завия, частично заселенное в наст.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Изумлением поражены были современники, когда распространилась молва о новом роде подвигов антиохийского подвижника; мир языческий и христианский не видел дотоле ничего подобного. Стоять непрерывно и не сходя со столпа, стоять под открытым небом, подвергаясь всем воздушным переменам, перенося и летний жар, и зимний холод, о, это было для всех странно и необычайно, это казалось выше сил человека. И вот одни не верили слуху о столпе, на коем день и ночь стоит антиохийский подвижник; другие порицали новый подвиг, который начал совершать Симеон; иные спешили в Теланиссу, чтобы взглянуть на великого подвижника и своими глазами убедиться в справедливости слуха, так поразившего всех. Сами подвижники не знали, что думать о новом роде подвижничества. Услышав о стоянии на столпе как пути к духовному совершенству, египетские отцы пустынники пожелали увериться, законен ли этот путь, от Бога ли он? Из глубины пустыни послали они в Антиохию брата и велели сказать Симеону: почему ты не идешь отеческим путем, но выдумал некий новый путь? Сойди со столпа и последуй житию пустынников, иди святыми мужами проходимым путем. Посланному брату отцы заповедали позволить Симеону подвизаться своим образом и идти избранным путем, если он покажет готовность сойти со столпа, ибо послушание его было бы знаком того, что новый путь от Бога; если же станет упорствовать и не послушается заповеди отцов, совлечь его насильно. Лишь только посланный брат объявил великому подвижнику повеление Св. отцов, он тотчас спустил ногу на лестницу, чтобы сойти вниз. Тогда брат сказал: не сходи, святый отче, но пребывай как начал, стояние твое от Бога. И продолжал подвизаться преп. Симеон на столпе, и подвизался на нем до самой своей блаженной кончины сорок слишком лет! На столп взошел он около 416 года по P. X. Велик и необычаен подвиг стояния на столпе, избранный и совершенный преп. Симеоном! Но не один он поражает и изумляет в великом антиохийском подвижнике, с ним соединял и в то же время совершал преп. Симеон и другие подвиги, столько же изумляющие и поражающие, каковы: молитва, пост, злострадание и терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принял совет Мелетия преп. Симеон и, призвав кузнеца, велел снять со своей ноги цепь: воля и разум стали теперь для него оковами, и таким образом, он сделался самопроизвольным узником Христовым. Долго подвизался, таким образом, Симеон, не выходя из-за стены и оставаясь все на одном месте, когда обстоятельства расположили его избрать новый, еще более необычайный подвиг. Высокой степени нравственного совершенства достиг теперь преп. Симеон; великих даров благодати сподобился он от Господа. Быстро разнеслась о нем повсюду слава, и вот, не только из ближних мест, но и из отдаленных стран спешат в Теланиссу к великому подвижнику люди со своими нуждами – одни для исцеления от болезни, другие – для утешения в скорби, иные для испрошения чадородия, в котором отказала им природа. И раб Божий от полноты обитавшей и действовавшей в нем благодатной силы подавал всем потребное. Многие считали достаточным прикоснуться к нему, получить от него благословение и хотя какую-нибудь частичку кожаной его одежды. Когда же исцелял кого угодник Божий или подавал кому какой дар, то строго наказывал относить эту милость к Богу, источнику щедрот и всяких милостей, Господу воздавать за нее благодарение, а не приписывать ему, ничтожному рабу Всевышнего. Прославляй Бога, исцелившего тебя, внушал он обыкновенно исцеленному, и никак не смей говорить, что Симеон тебя исцелил; Боже тебя сохрани сказать это, чтобы не случилось с тобою чего еще хуже. Обильно изливались от Господа ради великого угодника Его милости на всех приходивших в Теланиссу; но сам подвижник крайне тяготился своим положением: по глубокому смирению он считал себя недостойным той славы, какою пользовался; с другой стороны, стечение народа нарушало его внутренний мир и богомыслие. И вот он изобретает новый род подвижничества: становится на столп и на нем подвизается, отрешенный от земли и людей, возвышаясь духом к небу, и подвизается, день и ночь проводя под открытым небом, подвергаясь влиянию воздушных перемен, мочимый дождем, жгомый зноем и померзая зимою, но еще большею распаляясь к Богу любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Симеона постепенно увеличивалась. К сер. V в. слава о прп. Симеоне распространилась по всему Средиземноморью, а место его жизни привлекало бесконечный поток паломников. Ко времени смерти прп. Симеона в 459 г. мон-рь, образовавшийся вокруг его столпа близ сел. Теланисс, превратился в один из важнейших религ. центров Сирии и всей Вост. Римской империи. Комплекс мон-ря ныне известен под позднейшим араб. названием Калъат-Симъан. Он находится в центральной части массива Симъан, к-рый в наст. время также назван в честь прп. Симеона. Вокруг мон-ря в сел. Теланисс в V-VI вв. продолжал развиваться паломнический центр: построили неск. мон-рей, в т. ч. с сооружениями для столпников, подражавших подвигу прп. Симеона. Дороги, по к-рым шли паломники от Калъат-Симъана к ближайшим крупным городам Антиохия и Вероя, также пользовались большим вниманием местных церковных властей. На почтовых станциях, а иногда и в чистом поле, у дорог, было построено неск. храмов, специально предназначенных для встречи паломников и молитвенного приготовления их к посещению главной святыни. Среди таких храмов наиболее хорошо сохранились базилика в Мушаббаке и, возможно, базилика Кальб-Лузе. Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в VI век стал временем наивысшего расцвета монашества в М. г. По 2 или 3 небольших мон-ря строились вокруг большинства крупных селений. Как правило, в них сооружались небольшие однонефные храмы, часто полностью обстроенные жилыми помещениями монахов; иногда встречаются столпы неизвестных подвижников. Наряду с обычными типами монастырей в М. г. имеются также небольшие пещерные комплексы с кельями и небольшими храмами, высеченными в скалах. Таковы Хараманда в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 153) и Харим в горах Эль-Ала ( Burns. 1999. P. 130-131). Мон-ри вели активную хозяйственную деятельность, владели окрестными землями, но мало участвовали в производстве оливкового масла - маслодавильни рядом с ними встречаются сравнительно редко и имеют небольшие размеры.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Раны были залечены, но юный подвижник, возлюбивший Господа больше всего на свете и из любви к Нему готовый на все возможные мучения и злострадания, продолжал по-прежнему удручать и изнурять свое тело. Тогда настоятель и братия, боясь, чтобы Симеон, юный телом, не возбудил подвигом своим других, слабейших силами, к соревнованию и не сделался таким образом виновником их смерти, удалили его из обители. Предавшись в волю Божию, он отошел в самые пустынные места и поселился на дне глубокого безводного озера, проводя время в псалмопении и славословии Бога. Чрез несколько времени настоятелю обители было во сне видение, будто монастырь окружило много народу с оружием и свечами; раздавались голоса: где раб Божий Симеон? Покажите нам его. Если же не покажете, то сожжем вас и с монастырем, ибо он более вас; он любезен Богу и ангелам, и Господь имеет совершить чрез него на земле много чудес. Настоятель и братия, устрашенные этим сновидением, отправились искать Симеона и, нашедши его после долгих поисков, на дне озера, убеждали его выйти оттуда и возвратиться в обитель. Оставьте меня на несколько времени, святые отцы, умолял великий подвижник, чтобы предать дух мой Господу; изнемогла душа моя, ибо я прогневал Господа. Настоятель и братия не оставили его в мрачном убежище, а против воли извлекли оттуда и привели в обитель. Но дивный подвижник, водимый Промыслом, оставил тайно обитель и удалился для новых, высших подвигов. В селение Теланиссу прибыл из Киликии преп. Симеон и, нашедши пустую хижину при самой подошве горы, в ней поселился. В это время ему было около 25 лет. Ревнуя о высших подвигах, Симеон пожелал, подобно великим ветхозаветным мужам Моисею и Илии, провести сорок дней без пищи, и действительно совершил этот, чрезвычайный для природы человеческой, подвиг. С удивлением и любовию к рабу Божию описывает это событие в жизни Св. Симеона бл. Феодорит. Он (Симеон) просил дивного Вассона, который, как предстоятель, обходил жилища пустынников, чтобы последний, ничего не оставляя внутри его келлии, заградил дверь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Осроене первые монашеские общины, видимо, возникли в окрестностях Харрана, в Фадане (ныне Телль-Феддан), а также недалеко от Эдессы, в Гадале, где образовалась община учеников подвижника Юлиана Сабы, в состав к-рой входили не только зап. сирийцы, но и выходцы из Персии. Особый акцент в традиции старца Юлиана делался на непрестанной индивидуальной молитве в течение дня. Монахам разрешалось днем удаляться в пустыню на небольшое расстояние, но вечером они должны были собираться для совместной молитвы. В пров. Евфратисия, недалеко от г. Зевгма, к западу от Эдессы, находился монастырь, основанный мон. Публием (или Павлом). Община в нем делилась по этническому признаку на 2 части: сирийскую и греческую (последняя включала также армян). Каждой частью управлял свой игумен, однако все монахи подчинялись единому уставу и вместе собирались вечером на молитву, к-рая совершалась на 2 языках. На север от Антиохии, на горном хребте Аман (или Нур), существовали мон-ри, связанные с именем Симеона (Старшего), в пров. Киликия Вторая - обители, основанные учениками подвижника Феодосия из г. Росс ( Theodoret. Hist. rel. X 1-2). Монашеские центры в кон. IV - нач. V в. возникли и в окрестностях Антиохии, но не в самом городе. Во времена Феодорита Кирского в Антиохии существовал только знаменитый Аскетерион, школа аскетического типа, основанная Диодором, еп. Тарсийским, в к-рой нек-рое время учился свт. Иоанн Златоуст. На склонах горы Сильпий, на юго-восток от Антиохии, в пещерных кельях жили неск. отшельников, упоминаемых Феодоритом, в частности Афраат (не путать с Афраатом Персянином), Петр Галатиец и Македоний Критофаг ( Theodoret. Hist. rel. VIII, IX, XIII). На территории этой же провинции (Сирия Первая) на склонах известкового массива Шейх-Баракат (т. н. гора Корифея, в рус. пер. Корифа), расположенного вдоль дороги, ведущей из Антиохии в Алеппо, в V-VI вв. возникло множество келий и неск. монастырских комплексов, среди к-рых наиболее известными являются мон-рь Теледа (Телль-Адда), основанный мон. Аммианом, и мон-рь Теланисс (Калъат-Симъан), возникший во 2-й пол. V в. недалеко от колонны прп. Симеона Столпника (Старшего) при значительном содействии имп. Зинона ( Nasrallah. 1970). В VI в. мон-рь Теледа с зависящими от него мелкими обителями стал центром монофизитского М. в Антиохийском регионе. Среди его насельников были выходцы из Осроены, воспитанные в среде учеников старца Юлиана Сабы, к-рые явились проводниками традиции сир. отшельничества в эллинизированном районе Антиохии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКА [Греч. νκα; от глагола νικω - побеждаю], часть словосочетания Ιησος Χριστς νκα (Иисус Христос, побеждай) или Ιησος Χριστς νικ (Иисус Христос побеждает), представляющего устойчивую словесную формулу, к-рая утверждает истинную победу Христа над смертью, сопровождает изображение креста - орудия и трофея этой победы; помещается между его перекладинами. По преданию, записанному Евсевием Памфилом (Жизнь Константина I. 28), накануне решающей битвы с имп. Максенцием в 312 г. имп. равноап. Константину было видение креста с надписью: (ν) τοτ νκα (С ним побеждай). Т. н. константиновский девиз стал одним из самых ранних примеров осмысления темы христ. спасения в контексте воинской и царской победы (триумфа). Эта тема была впосл. чрезвычайно популярной в визант. богословии и искусстве. В Актах III Вселенского Собора в Эфесе (431) приведены славословия: «Христос, Господь наш, Ты Тот, Кто победил! Крест, ты победил!» Единичные ранние примеры девиза tovto nika зафиксированы на стене гробницы в Дайр-Сунбуль (Сев. Сирия, 410) и в разрушенной церкви в Акёрене (Турция, недалеко от Аданы, 525). Массовое распространение в форме ν τοτ νκα девиз получил благодаря чеканке на медных фоллисах имп. Константа II (641-668), в форме ν τοτ νικτ(ε) - на серебряных милиарисиях императоров Василия II и Константина VIII (1025-1028). Видение имп. Константину креста с начертанными на нем словами девиза показано на миниатюре рукописи Слова Григория Назианзина (Paris. gr. 510, ок. 880). В придворных аккламациях средневизантийского периода использовались выражения Χριστς νικ ν τοτ νικτε, обращенные к императорам ( Const. Porphyr. De cerem. I 69; II 43). Этот девиз в виде аббревиатуры IC XC NIKA, сопровождающий крест, становится с VIII в. постоянным и встречается в основном в памятниках визант. нумизматики. Редкие примеры более раннего его употребления связаны с начертанием на стенах церквей (Калъат-Симъан, Теланисс, Сирия, V-VI вв.; о-в Филе, Египет, VI в.).

http://pravenc.ru/text/2565250.html

В Константинополе Следующий поворот в жизни преподобного Даниила также оказался связан с политикой. Избранный вскоре игуменом монастыря, он, однако, передал настоятельство другому и отправился снова к святому Симеону в Теланисс. Хотя тот уговаривал Даниила остаться здесь больше двух недель, Даниил стремился на Святую землю. Но в это время там начались волнения, которые обычно связывают с восстанием самаритян в 452–454 годах. Правда, как пишет Р. Лейн Фокс, здесь, возможно, подразумевался предшествующий конфликт христиан и самаритян из-за гробниц ветхозаветных патриархов, происходивший в 450–451 годах. Именно в этот момент Даниилу является некий старый монах, похожий на Симеона Столпника, и велит ему отправляться вместо Палестины в Константинополь. Увидев его также во сне, Даниил не мог понять, ангел это или человек, но решил послушаться и отправиться в столицу империи (около 451 года). Он поселяется там, но не в самом городе, а в его пригороде Анапле, близ храма Архангела Михаила. Возможно, причиной тому было настороженное отношение к сирийцам в Константинополе из-за множества монофизитов среди них и их присутствие в Анапле. Будучи в Анапле, Даниил услышал разговор двух сирийцев о некоем заброшенном храме, где живут бесы. И он решается там поселиться. Такой опасный способ подвижничества был известен уже давно: в Египте его практиковал авва Анувий, брат преподобного Пимена Великого, а в Сирии — святой Александр Акимит, тоже пришедший затем в Константинополь. Так же, как и в случае с этим святым, местное духовенство было недовольно появлением неизвестного монаха, беседовавшего с местными жителями через маленькое окошечко, и они точно так же обвинили пришельца из Сирии в ереси перед Константинопольским Патриархом Анатолием (449–458) — это типичное обвинение для этого времени религиозных смут. Однако Даниил был оправдан Патриархом, известно также, что он излечил Патриарха от тяжелой болезни. Показательно, что, привыкший к уединенной жизни, он отказывается от предложения поселиться в городском монастыре и получает разрешение жить и дальше на своем месте, где пробыл всего девять лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobny...

Когда же Вассон представлял труд такого подвига и убеждал не считать насильственной смерти добродетелью, так как это есть величайшее и первое преступление, Симеон сказал: так положи мне, отче, десять хлебов и сосуд воды, и если я увижу, что тело имеет нужду в пище, возьму отсюда. Тот сделал, как он просил, отложил то и завалил дверь камнем. По исполнении сорока дней пришел дивный Вассон, отвалил от двери камень, взошел внутрь и нашел хлеб целым и сосуд воды нетронутым, а блаженного Симеона лежащим на земле, как бы мертвым, не могущим ни говорить, ни двигаться. Почему, взяв губку, настоятель намочил и обмыл ею уста лежавшего и вложил в них божественные тайны. Укрепленный таким образом, блаженный встал, принял несколько пищи – салата и цикория, вкушая понемногу. Вассон чрезвычайно был изумлен, и пришед к своей пастве, рассказал об этом великом чуде. С того времени, заключает свой рассказ ο необычайном подвиге Симеона бл. Феодорит, вот уже двадцать восемь лет он ежегодно в Св. Четыредесятницу постится подобным же образом. 96 Но дивный подвижник до конца своей жизни таким же образом проводил ежегодно Великий пост . Прожив три года при подошве горы, преп. Симеон поднялся на самую вершину и поселился здесь навсегда, приказав окружить себя довольно высокою стеною. Открылись новые необыкновенные подвиги. Чтобы не выходить никогда из-за стены, подвижник взял железную цепь в 20 локтей длиною и один конец ее приковал к большому камню, а другой прикрепил к своей ноге, и в таком положении стал проводить день и ночь, не прерывая устремлять взор к небу, а умом созерцая то, что выше небес. Услышал об этом подвиге Симеона патриарх антиохийский Мелетий 97 , и пожелал видеть чудного подвижника. Прибыв в Теланиссу и взглянув на труженика Христова, он, сам высокий подвижник, изумился его необыкновенному подвигу и преподал ему святительское благословение; но чтобы еще более возвысить этот подвиг Симеона, патриарх убеждал его снять с ноги оковы. Человек может, сказал патриарх, владеть собою и без оков, может связывать себя и привязывать к одному месту своим разумом и волею.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002