Подчеркнем, что основным ограничением поста не являются ограничения в пище, ее количестве и качестве, ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве), наибольшая строгость — это ограничение в совершении Евхаристии. Мария Сергеевна Красовицкая – старший преподаватель кафедры литургического богословия в Православном Свято-Тихоновском Университете, автор курса лекций по литургике. Каждый богослужебный день есть нерасторжимое единство богослужения времени и того, как, какая и в какое время совершается в этот день литургия, как в этот день нам является таинство Евхаристии. Если в период пения Октоиха тут нет большого разнообразия, то в период пения Триоди возрастает разнообразие форм явления Евхаристии среди служб церковного дня. Об этом мы и поговорим. Итак, Евхаристия в дни Великого поста. Подчеркнем, что основным ограничением поста не являются ограничения в пище, ее количестве и качестве, ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве), наибольшая строгость — это ограничение в совершении Евхаристии. Нам важно здесь не просто уразуметь установленный порядок, а почувствовать вкус постного богослужения так же остро, как мы знаем вкус белого хлеба или вкус черного; мы должны узнать это глубже, чем просто разумом. Когда вникаешь в смысл предписаний Устава, богослужение расцвечивается совершенно новыми красками: приходя в храм на Светлой седмице, когда каждый день совершается литургия, понимаешь, чего мы лишены постом и что нам приносит Пасха. Итак, в посту правилами свв. Отцов, правилами Вселенских соборов запрещено совершение полной литургии в будничные дни. Еще в IV веке 49 правилом Лаодикийского собора постановлено «не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений». В будние дни Великого поста совершается то, что мы с вами называем литургией Преждеосвященных Даров. Первые упоминания об этой литургии относятся к концу VI — началу VII века. Есть основания считать, что она возникла (разумеется, не в теперешнем своем виде) в Антиохии в конце V — начале VI века. А в середине VI века была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенной Церкви.

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Протоиерей Максим Козлов: Время будней Церковный год очень психологически тонко выстроен, различая множество градаций праздничных и рядовых служб. Сегодня как раз то время, когда слово «будни» (на церковном языке «вседневные службы») будет самым подходящим. 11 августа, 2011 Церковный год очень психологически тонко выстроен, различая множество градаций праздничных и рядовых служб. Сегодня как раз то время, когда слово «будни» (на церковном языке «вседневные службы») будет самым подходящим. Слушать программу «Вглядываясь в трацидии» от 07.08.11 Интересное время сейчас года церковного, когда, даже если очень тщательно смотреть, великого праздника не найдешь. И, может быть, такой особенной памяти, которая некой вехой в народном быте или бытии бы устоялась на предстоящей неделе тоже нет. Конечно, мы почитаем святого великомученика Пантелеймона – это имя, я думаю, известно многим и не ходящим регулярно в храм. Думаю, многие помнят, как это было, когда его мощи привозились в Храм Христа Спасителя и когда в наше секулярное, равнодушное и несклонное к самостеснению время вдруг обрелись десятки тысяч людей, готовых стоять в не самой комфортабельной очереди, для того чтобы на несколько мгновений оказаться возле ковчега этого святого. Но пересказывать его житие я не буду, как не буду рассказывать и о Смоленской иконе Божией Матери, которая на следующий день празднуется, 10 августа. И это особенное торжество в Новодевичьем монастыре, нашей древней московской святыне, главный собор которой посвящен этому празднику, празднику Смоленской иконы Божьей Матери. Скажем же несколько о другом. Сегодня как раз то время, когда слово «будни» (на церковном языке «вседневные службы») будет самым подходящим. Действительно, это будни церковного года. Он очень психологически тонко выстроен, различая множество градаций праздничных и рядовых служб. Есть даже специальная наука, связанная с наукой о богослужении, литургикой, которая изучает те знаки, которые употреблялись в церковно-богослужебных книгах для обозначения категорий службы. Сейчас их осталось несколько меньше десяти, в свое время было больше. И служба пасхальная, служба двунадесяток, двенадцати главных праздников, служба великих праздников и так-так-так-так-так до службы, не имеющей никакого праздничного знака, то есть рядовой. И вот эти будничные богослужения, эти не отмеченные никакими знаками дни, они ничуть не менее важны для церковного сознания, чем службы праздников.

http://pravmir.ru/protoierej-maksim-kozl...

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Литургии в день 35-летия архиерейской хиротонии Его Святейшества 14 марта 2011 г. 16:30 14 марта 2011 года, в день 35-летия своей архиерейской хиротонии, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя . После богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Дмитриевич! Дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю вас за то, что несмотря на будничный великопостный день вы собрались сегодня, чтобы вместе со мной помолиться. Радуюсь тому, что за Божественной Литургией Преждеосвященных Даров мне сослужили мои ближайшие сотрудники — викарные архиереи и благочинные, члены Епархиального совета; потому что для осуществления Патриаршего служения очень важно иметь рядом людей, которые были бы твоими единомышленниками, которые могли бы поддерживать руки твои, когда они немощствуют, подобно тому, как Аарон поддерживал руки Моисея (см. Исх. 17, 12). Благодарю Вас, владыка, за Ваши теплые слова. Среди присутствующих только два человека, которые были 35 лет назад в Троицком соборе Александро-Невской лавры, — это Вы, Ваше Высокопреосвященство, и отец архидиакон Андрей Мазур . То, что Вы вспомнили тот день, приводит и меня в живое соприкосновение с тем, наверное, самым значительным днем моей жизни. Я вспоминаю покойного приснопамятного владыку Никодима, который инициировал мое рукоположение во епископа несмотря на то, что я просил его отсрочить, по возможности как можно дольше, это решение. Я неформально, искренне сознавал свое недостоинство — и по молодости лет, и по высоте той ответственности, с которой связывается епископское служение. Но владыка Никодим не внял моим горячим просьбам, и на Синоде под председательством покойного приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена это решение было принято. Взирая на минувшие 35 лет, могу повторить, отталкиваясь от своего личного опыта, слова апостола: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), а без Господа нашего Иисуса Христа, без Его благодатной помощи не могу ничего. Эти слова являются моим жизненным кредо и глубочайшим убеждением. Человеческие способности, которые Бог дает, у одного больше, у другого меньше. Но Бог способен ограничить наши способности и таланты, если они служат греху, и, напротив, восполнить недостающее, оскудевающее Своей благодатью. Вот это восполнение скудного я в своей жизни реально чувствовал, осязал на протяжении всех последних 35 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/1429483.ht...

Тайна воскресной полунощницы: Троичность Бога в Ветхом Завете Часть 1. Сотворение человека, смешение языков, явление Аврааму, Неопалимая Купина Станислав Минков «Но больше всего, – продолжал свою речь отец Порфирий, – мне нравился канон Пресвятой Троице из воскресной полуночницы. Когда его читали, я был само внимание. И если иной раз его читали тихо или слишком быстро и я не понимал или не слышал, то сильно расстраивался, уходил в притвор и начинал молиться по четкам». Слушая эти слова, я терзался душой, потому что каждый раз, именно когда в храме читали канон Пресвятой Троице, я говорил сам себе: «Нет, это слишком сложно. Я ничего не понимаю», – и сознательно не слушал того, что читают. Теперь я понял, что был неправ. Прп. Порфирий Кавоксаливит . « Цветослов советов » . О полунощнице Полунощница – одно из самых малоизвестных богослужений суточного круга Православной Церкви. Даже внимательный православный может столкнуться с полунощницей лишь раз в год. Правда, этот раз в год приходится на самый незабываемый день – на Святую Пасху. Прежде начала радостного богослужения, еще прежде крестного хода в сумраке немногих горящих свечей совершается небольшое и изящное последование над плащаницей с чтением канона Великой Субботы. Это и есть пасхальная полунощница. Но в действительности полунощница положена на каждый или почти каждый день года. В будние дни ее сердцем является 117-й псалом, один составляющий семнадцатую кафизму Псалтири. В субботу строгую семнадцатую кафизму сменяет торжественная девятая, меняется часть молитв и тропарей. Воскресная же полунощница построена вокруг канона: на святую Пасху это канон о погребении Христа, но во все остальные недели года читается один из восьми особых канонов Троице. Даже от Пасхи до Пятидесятницы, когда обычные воскресные песнопения мы в храмах не слышим, устав предписывает продолжать читать каноны Троице на воскресной полунощнице. Когда-то полунощница исполняла роль утреннего правила – и она по-прежнему служится в монастырях Когда-то полунощница исполняла роль утреннего правила – и она по-прежнему служится в монастырях и прибавляется к утренним молитвам ревностными православными. Имеет смысл и нам присмотреться, а может, и начать прибавлять к молитвенному правилу как будничную полунощницу, так и более краткую, но и более сложную воскресную.

http://pravoslavie.ru/146088.html

Триодь постная: Первые триодные сборники и их генезис. Часть 1 Т риодь святого Феодора Студита Преподобный Феодор Студит В IX веке центр песнотворческой деятельности перемещается в столицу Византии. И, разумеется, число константинопольских песнописцев начинает все более и более увеличиваться, тогда как объем иерусалимской гимнографии стремительно сокращается. Однако нужно подчеркнуть, что между двумя школами существовала явная преемственность. Константинопольские авторы являются подражателями и продолжателями работы своих иерусалимских предшественников. Последние сосредотачивали внимание преимущественно на Страстной седмице. Константинопольцы же, заметно увеличив количество произведений, составляли песнопения для будничного богослужения Четыредесятницы, а также для приготовительных к ней недель, ибо иерусалимские поэты написали для этого периода ограниченное количество самогласных стихир. Итак, перед гимнографами насущно встала следующая задача: нужно было создать для седмичных дней по возможности полный подбор разнообразных песнопений, требуемый обычаями и Уставом. Кроме того, возникла острая функционально-практическая необходимость в том, чтобы представить цельный хронологический цикл от недели мытаря и фарисея до Страстной седмицы не в виде отдельных сегментов, а в виде богослужебного сборника. Плодотворно на этом поприще потрудились братья Студиты: святой Феодор († 826) и Иосиф, впоследствии архиепископ Солунский († 835). Из находящихся в современной Постной триоди песнопений Феодору приписываются, прежде всего, полные каноны на субботу и неделю мясопустной седмицы, на сырную субботу и на неделю Крестопоклонную, а также 30 трипеснцев, четыре четверопеснца (в субботы – за исключением первой и шестой), 30 подобных стихир и 30 таких же седальнов на будничные дни Четыредесятницы. Из самогласнов рассматриваемой богослужебной книги ему атрибутируется стихира сырной субботы «Еже по образу соблюдше невредимо». Из стихир Страстной седмицы Феодору принадлежит самогласен Великого пятка «Кийждо уд святыя Твоея плоти». С ним сходен по содержанию и форме третий тропарь восьмой песни трипеснца святого Феодора на пяток пятой седмицы.

http://pravoslavie.ru/34101.html

Фото: Laura Gilchrist      Пока что боюсь представить, каким он будет в этом году. И потому не рискну писать инструкцию в стиле «10 лайфхаков идеальной православной мамы». Не так давно я пыталась систематизировать свои хозяйственно-педагогические идеи о подготовке к Рождеству. Читается, конечно, позитивно, но дело в том, что именно в этом году почти половина из описанного «пошла не так». Даже горячо любимые детьми рождественские пряники были съедены в итоге нерасписанными. В общем, правильным было бы просто помолчать. С одной стороны. А с другой… Давайте все же делиться друг с другом и лайфхаками, и граблями. Вдруг кому-то счастливому удастся на грабли не наступить. А кто-то поймет, что жизнь не компьютер и не консервная банка, ее никогда не удастся мастерски «хакнуть», разве что прожить со всеми вытекающими несовершенствами. Итак, грабли. Начну с них. «Маме можно» Кормящей маме, беременной маме, усталой маме, болеющей маме… Иногда с полезного и вполне обоснованного послабления в говении начинается маленькая катастрофа. Казалось бы, пост не в пище и питии, точнее, не только в них, а чрезмерное воздержание иногда вредит здоровью и таким образом мешает исполнять материнские обязанности. Но верно и другое: когда послабление становится расслаблением, Великий постнеожиданно быстро и бесследно пролетает мимо тебя, не оставляя к Пасхе даже ощущений «работника одиннадцатого часа». При всех необходимых послаблениях хотя бы минимальные физические признаки поста необходимы. Это может быть пустой творог вместо творожного десерта, отказ от конфет и прочие безвредные ограничения, но именно они будут буднично, рутинно, постоянно напоминать нам здесь, в быту, о причастности громаде церковной традиции. Собственно, это тот минимум говения, который можно предложить и детям без какого-либо вреда для растущего организма. «Некогда на службу» Фото: spbda/www.flickr.com      Это неправильный, нецерковный эпитет, но я бы сказала, что богослужения Великого поста… волшебны. До замужества мне посчастливилось какое-то время прожить при женском монастыре, и два Великих поста в своей жизни я бывала в храме почти ежедневно, вызубрив Псалтирь и выучив последование литургии Преждеосвященных Даров не хуже привычной литургии Иоанна Златоуста. Это незабываемый, очень вдохновляющий опыт.

http://pravoslavie.ru/110904.html

Холодный — это откровенный враг. Их видно сразу, можно от них отойти, их можно гнушаться, и можно с ними бороться. Горячий человек — это сподвижник, это друг. А теплый — он никакой, он и не туда, и не сюда, он равнодушный — это большая проблема. В субботу, на исповедь, в воскресение — на Литургию. Посты, праздники — чередование стало привычным, знакомым. И однажды человек замечает, что его церковная жизнь превращается в рутину… Об этой ситуации — протоиерей Андрей Юревич. Есть такая проблема, когда церковная жизнь человека становится как бы рутиной. Это искушение духовно-взрослого человека, духовно-взрослого христианина. Приходит время, когда в духовной церковной жизни все встает как бы на свои места, все устанавливается, начинает двигаться согласно некоему распорядку: молитва, посты, богослужения, приходская жизнь. Даже появляется некий православный сленг, особые выражения. Например, человек привыкает говорить: «Спаси, Господи» почти в любой жизненной ситуации. Каждый раз, при встрече он не просто здоровается, а непременно добавляет: «С праздником». Хотя иногда думаешь, с каким праздником поздравляют? Обычная будничная служба. С другой стороны, в Церкви каждый день праздник. Но, тем не менее, все-таки появляется некий сленг. Протоиерей Андрей Юревич То, что в нашей церковной жизни упорядочивается, с одной стороны, может быть, и хорошо. «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». В этом смысле определенное чинопоследование жизни дает свои преимущества. Но, с другой стороны, многое мы начинаем делать и воспринимать как-то автоматически, может быть, даже иногда немножечко бездушно. И, что самое главное, уходит горение. Появляется некоторая теплохладность. Об этой проблеме в книге Откровения Иоанна Богослова среди Послания семи церквам: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, Верный и Истинный Свидетель, Начало Творения Божьего; Я знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не холоден и не горяч, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 13:14–16).

http://pravmir.ru/razmerennost-cerkovnoj...

«Я ощущал Бога лично рядом…» Беседа с Валентиной Звонковой, келейницей протоиерея Михаила Труханова Николай Бульчук «Боже, будь со мною, как был Ты с отцами нашими когда-то. Благослови мои мысли, слова и дела. Благослови мои встречи и мои расставания. Благослови мои входы и выходы. Благослови мои желания и освети мои мечты. Благослови мои вдохи и мои выдохи. Благослови мои искания Тебя и удостой милости Твоей во славу Твою. Боже, прости меня и научи меня. Боже, будь со мною всегда!» Это слова молитвы, написанной в Омске в 1955 году протоиереем Михаилом Трухановым исповедником, который 15 лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, духовным писателем, проповедником, наставником, духовником… Об отце Михаиле вспоминает Валентина Андреевна Звонкова, келейница батюшки, которая была с ним рядом в течение почти 40 лет. Протоиерей Михаил Труханов      Будничные богослужения превращались в праздничные – Валентина Андреевна, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с отцом Михаилом. – В 1962 году я трудилась в храме Всех святых на Соколе. Когда наши священники были в отпуске, нам в храм прислали отца Михаила Труханова. Служил он у нас всего лишь три месяца. Но его службы были совершенно необыкновенные, причем за каждым богослужением он говорил проповедь. На будничной Литургии в храме обычно бывало не больше десяти человек. И вот после службы к нам, певчим, подходили прихожане и спрашивали: «А когда еще будет служить этот батюшка?» Мы им отвечали. Так что со временем народу в храме прибывало. Отец Михаил очень просто мог говорить о самых сложных вещах. Он, например, объяснял молящимся, что такое «Господи, воззвах», что такое стихиры, что такое «Свете Тихий»… Каждую Литургию обязательно он разъяснял Евангелие, которое читалось на сегодняшний день, говорил о его содержании и всегда делал выводы, как нам это применять в нашей жизни. Поэтому будничные богослужения стали превращаться буквально в праздничные, и к концу его трехмесячного служения наш храм на Соколе был наполнен молящимися.

http://pravoslavie.ru/100987.html

Месягутово. Пророко-Ильинский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В селе Месягутове было две церкви – Скорбяще-Богородицкая (деревянная, построенная в начале XX века и не уцелевшая в советские годы) и церковь во имя св. пророка Илии, каменная, однопрестольная, сооруженная усердием прихожан в 1826 г. Рядом с церковью находилась школа, было 41 дес. земли, хлебный амбар и торговые лавки, приносящие ежегодный доход. В 1937-38 гг. церковь была закрыта, разорена и разграблена одной из последних в епархии. В годы советской власти церковь сначала использовалась под машинно-тракторную станцию, позднее никак не использовалось. С 1963 г. здание Ильинской церкви реконструировали под кинотеатр, хотя до этого его пытались взрывать. В 1994 г. здание было возращено Церкви, восстановлен приход. 28 декабря 1998 г. еп. Никоном при с. Месягутове был образован Пророко-Ильинский мужской монастырь. Ильинская церковь с. Месягутова стала главным подворьем. Первый наместник монастыря – игумен Сергий (Безруких). В 2002 г. в обители было пять священников. Общее число братии – 21 человек. Монастырь имеет Иоанно-Богословский скит на Дубовой горе, сельхозусадьбу в селе Еланыше; имеются окормляемые приходы в сёлах Вознесенском и Малоязе. Центральное подворье вокруг церкви на территории бывшего парка. Рядом с храмом стоит деревянный братский келейный корпус, часть бывшего священнического дома оборудована под трапезную. Ведется восстановление Ильинского храма, объем работ огромный. В последние годы были выведены опорные колонны для возведения купола. В 2002 г. была раскрыта крыша храма, началась работа по восстановлению первоначального вида стен, центрального барабана и купола. К концу строительного сезона был выведен восьмерик, завершена укладка кровли. На пермском заводе «Нытва» изготовлены металлический шатер, барабан и купол. По периметру территории сооружается кирпичная ограда с воротами. Предстоит работа по восстановлению притвора и колокольни, разрушенных в советское время до основания. На их месте была сооружена пристройка, в которой сейчас совершаются богослужения. Богослужения одинаково доступны для насельников монастыря и для прихожан-сельчан. Будничные богослужения совершаются более продолжительным монастырским чином: утреня начинается в восемь утра, завершается служба к полудню, в праздничные и воскресные дни утром только часы и Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=14268

Беседуя с Надеждой Анатольевной, я раз за разом задавала похожие вопросы, пытаясь понять, как она решилась поднимать из руин огромный Крестовоздвиженский храм в поселке Ленинский (г. Тула), от которого остались полуразрушенные кирпичные стены? Передо мной хрупкая пожилая женщина. Она буднично рассказывает о работе и радостно – о чудесах, которые сопровождают святое дело. Но для меня главное чудо – ее вера в помощь Божию, которая у нас на глазах оправдывается делами. Если вы увидите Крестовоздвиженский храм сегодня, то удивитесь, как можно было взяться за его реставрацию. Но если сравните его состояние с фотографиями хотя бы годичной давности, то поймете: все получится, потому что сделано уже очень много. Надежда Анатольевна – Надежда Анатольевна, почему вы взялись за возрождение храма? – Я сама не знаю, как это получилось. Дело в том, что я онкобольная. Пережила 6 операций, 4 из которых в онкодиспансере. Далее рецидивы, лучевую и много курсов разной химиотерапии. Господь провел меня через многое. Заболев, я была вынуждена оставить работу, но, неугомонная по натуре, без дела не сидела. Научилась резьбе по дереву. На божественные службы ездила в Тулу. Молясь об исцелении, стала посещать богослужения в женском монастыре блаженной Евфросинии Колюпановской и окунаться в святой источник, выкопанный этой святой. При этом страдала от боли, опускаться и подниматься с колен самостоятельно не могла. И вот, в 2009 году на следующий день после Пасхи, я в очередной раз перечитывала житие святой Евфросинии. Не заметила, как уснула, и увидела во сне женщину в монашеском одеянии, а, посмотрев вниз, увидела свои ноги ниже колен. Стала делать движения, как бы омывая их водой, но воды не было. Я проснулась. Мне казалось, что я проспала минут 15, а оказалось – с четырех часов дня до восьми вечера. Повернулась на бок – боли нет. Села – боли нет! И вспомнила свой сон! Встала – как здоровый человек! С тех пор я смогла нормально двигаться и жить без обезболивающих. Такую милость послал мне Господь! После этого я взяла благословение у игумении монастыря в Колюпаново, чтобы трудиться при монастыре, и стала ездить туда помогать. Когда просилась на послушание, думала, что там будет размеренная жизнь на природе, в молитвах и благодати. Но оказалось совсем не так! Мы вставали в пять утра и ложились в половине третьего ночи. Я носила мешки по 25 килограммов. Представляете – после всех этих операций? И Господь давал силы!

http://pravoslavie.ru/157652.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010