Приводилась также в исполнение заветная мысль Владыки – привлечение в западный край служащих из внутренних губерний, и с этой целью, между прочим, назначено было преподавателям духовной семинарии, а равно и чиновникам по духовному ведомству, процентная прибавка в размере 50% с получаемого ими штатного жалования. 8-го июля митрополит встречал прибывшего в Вильну Государя Императора приветственной речью и поднес ему икону. По случаю увеличения содержания приходского духовенства, Владыка пригласил все духовенство к отправлению благодарственного молебствия о здравии Государя за его новое благодеяние, оказанное ему, и к приложению всевозможного старания о том, чтобы сделаться достойными этого благодеяния через верное исполнение священных обязанностей пастырей русского православного народа и не забывать, что новое улучшение быта православного духовенства налагает на епархиальное начальство непреложную обязанность быть еще более прежнего разборчивым в назначении к священно-церковнослужительским местам и устранять от оных тех, которые окажутся недостойными. Вместе с тем преосвященный Иосиф выразил свою надежду, что духовенство Литовской епархии в своих сердечных молитвах не забудет и главного начальника края, содействию которого оно обязано улучшением своего положения. Тогда же, по просьбе Муравьева, Владыка подтвердил снова духовенству, чтобы оно употребляло все меры к отклонению своих прихожан от посещения костелов и употребления польских молитвенников. По случаю открытия подписки по всей России на возобновление Виленского Пречистенского собора, митрополит, глубоко сочувствуя этому намерению, пожертвовал от себя 500 р. и пригласил духовенство к принятию посильного участия в этом деле. По поводу выраженного присутствием по делам православного духовенства желания возобновить в западном крае деятельность церковных братств и составленного по сему делу проекта, преосвященный Иосиф, передавая отношение касательно сего дела в консисторию для исполнения этого распоряжения высшего начальства, не мог не обратить внимания на следующие два обстоятельства: 1) на прибавление в уставе новоучреждаемых братств того положения, что вступление в оное прихожан не освобождает их от обязанности по отношению к своей приходской церкви; 2) на то, что множество церковных братств образовалось еще во времена унии, с утверждения униатских епископов, и уставы сих братств и по духу и по смыслу представляют только подражание братствам, имеющимся при латинских костелах, и иногда выражены в неприязненном православию духе, а потому и велел их или исправить или же заменить новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

IX. Учреждение братств и приходских попечительств. – Несовершенство закона о приходских попечительствах. – Приглашение И. С. Аксакова, обращенное ко всему православному обществу. – Две выдающихся статьи о приходских попечительствах Никогда еще в России не высказывалось образованным обществом такого напряженного желания подвергнуть коренному преобразованию всю сферу церковно-общественных дел, как это обнаружилось в шестидесятых годах. Подобные стремления к улучшению общественного быта подготовляются веками, и все, жаждущие такого улучшения, понимали важность наступившего момента или высказать свои посильные соображения о направлении предстоящей реформы, ее принципах и объеме, причем у многих авторов проглядывала одна общая и плодотворная мысль, что созидание «церкви» совершается целой «церковью», и что на это великое дело призваны все – и духовные, и миряне, богатые и бедные, знатные и простые. На эти горячие запросы правительство ответило, как известно, изданием в 1864 году двух законов о братствах и приходских попечительствах. В статье «Начало возрождения церковно-приходской жизни в России» (напечатанной в журнале «Русский Вестник», февраль и март 1900 года), мы изложили ход этого дела в законодательных сферах и представили посильную критику этих двух законов 150 . Не задаваясь целью подробного изложения того, как и где учреждались братства и приходские попечительства в России, после издания о них закона 1864 года, мы по отношению братств заметим, что распространение их, облек чаемое древней известностью этих учреждений, шло довольно успешно на первых порах, особенно в юго-западном крае 151 . Восстановились братства и в древних центрах своего зарождения, именно в Киеве и Вильне. Весьма торжественно открыты были: 15 июля 1864 года в Киеве – Свято-Владимирское братство и 6 августа 1865 года в Вильне – Свято-Духовное братство, причем последнее, заменившее собой проектированное «западно-русское братство», получило и все денежные суммы, собранные чрез редакцию газеты «День» 152 . На первых порах своей деятельности Киевское братство проявило свою жизнеспособность и понимание всей целесообразности защиты общественного блага путем дружного содействия. Совет этого братства, видя, с одной стороны, крайне стесненное материальное положение наставников духовно-учебных заведений 10 августа 1865 года решил обратить на это внимание начальника юго-западных губерний и просит его ходатайства пред Государем Императором о возможном улучшении стесненного быта полезных деятелей в видах возвышения русского дела в крае. Члены духовно-учебной корпорации с радостью приветствовали это внимание к их делу представителей братств, имевшего в своем составе многих уважаемых и почтенных членов русской администрации. В первый раз труженики духовной науки встретили поддержку среди такого учреждения, которое не имело сословного характера, и утешались тем, что за них поднимается голос общества 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

- Вы как-нибудь сотрудничаете с польскими католическими молодежными организациями? - Нет, мы не сотрудничаем с католическими братствами. У нас нет такой жесткой дисциплины, как в организациях католической Церкви. Мы свободны в выборе, чем нам заниматься. У католиков ты или подчиняешься, или уходишь. Кроме того, мы финансово независимы от Церкви. Нас ничего в нашей работе не заставляют делать в приказном порядке, все зависит от нашей инициативы, от нашего желания. Необходимо только взять благословение у Церкви. Владыка может, конечно, запретить какое-либо мероприятие, если оно не благочестиво… У нас уже есть две иконные лавки. Наша лавка размещается в небольшом двухкомнатном помещении. В лавке продаются книги, церковная утварь. Половина книг на польском языке, половина на русском. Мы везем книги в Гродно, на Украину, продаем их там и, тем самым, зарабатываем деньги на содержание канцелярии, на наши текущие расходы, на помощь бедным детям из Дома ребенка. Устраиваем брошенным малышам елки, дарим подарки. Недавно мы издали Богогласник – сборник песнопений для паломников. Издаем календарь, отпечатали несколько акафистов. Некоторое время назад в Белостоке стали служить литургию в воскресенье на польском языке. Вначале было много прихожан на польских службах, а затем их стало меньше. Теперь в одном храме 400 человек, в другом – 100, для Белостока это немного, большинство посещают службы на церковно-славянском. - Сотрудничаете ли Вы с какими-нибудь православными братствами или организациями из других стран? - Мы организуем совместные паломничества с другими православными братствами, с Синдесмосом, в частности на гору Грабарку. После Пасхи устраиваем трехдневное паломничество. На Преображение Господне тоже. Приезжают представители братств из Словакии, Финляндии, Украины и Белоруссии. Два раза приезжали паломники из Калининграда. Ребята из польских братств в основном в возрасте от 16 до 20 лет. Участвуют в паломничествах и представители студенческих братств. - Кто из нынешних архиереев Польской Православной Церкви вышел из среды молодежных братств?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Дети вписных братий и особенно сироты, обучались даром, на коште Братском 375 . Вообще же членам Братств вменялось в особенную обязанность – заботиться и подавать возможную помощь тем детям, которые не имеют достатка, а между тем желают учиться священному писанию 376 . Число обучавшихся‚ по всей вероятности, было не малое, по крайней мере, в школах Братств ставропигиальных. Самое заведение училищ обществом частных людей показывает, что православные не чуждались тогда наук, не бегали их, как чего-то еретического, напротив, сознавали нужду в просвещении и смотрели на него с выгодной стороны; a при таком расположении умов естественно можно предположить, что родители с охотою отдавали детей своих в школы. Кроме того, непрестанное увеличение членов Братств для попечения, между прочим, о школах, дает право заключать, что количество воспитанников бывало иногда довольно велико. Для обучения детей, Братства содержали в своем распоряжении ученых людей духовных и светских, способных к этой должности, равно как и к проповеданию Слова Божия 377 . Что же касается до более частных сторон устройства Братских училищ, или школ, то довольно верное понятие об этом можем составить на основании сохранившегося до нас краткого устава православного училища Луцкого, которое было основано в 1620 году. Ибо все тогдашние православные школы, будучи заводимы по одному и тому же образцу – по образцу средних школ, существовавших в Польше и других странах Европы, принимали, без сомнения, тот же самый училищный устав. Кроме того, школа Луцкая, учрежденная по благословению Константинопольского патриарха Кирилла и вместе митрополита Иова, всего вероятнее, заимствовала этот устав у Киевской, а Киевская получала у школы Львовской первых учителей, а с ними, конечно, и её устройство. Тоже самое должно сказать и о школе Виленской, первыми, учителями в коей были воспитанники также школы Львовской. Наконец известно, что все Братства устроялись одинаковым образом, по образцу Братств Львовского и Виленского, а потому не могли различаться между собою и в устройстве своих школ, по крайней мере, до значительной степени.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Что же касается непременной изоляции «любого более или менее выдающегося представителя петроградского духовенства» , то напомним, что оставшись без епископов, подавляющая часть петроградского духовенства (и выдающегося, и не очень) поспешила примкнуть к обновленцам. Остававшиеся же на свободе непетроградские епископы, в том числе и архиепископ Феодор (Поздеевский), либо «скромно» отказывались от предложения возглавить столь опасную епархию, которое грозило им в лучшем случае неминуемой высылкой, а то и арестом, либо уже на следующий день сбегали, как это сделал архиепископ Гурий (Степанов). 9. Митрополит Мануил в ходе следствия 1922 года якобы «сдал» властям все православные братства Петрограда и их руководителей и, следовательно, по логике Кривошеевой, уже тогда начал сотрудничать с ГПУ. «Из этого следственного дела, - пишет она со ссылкой на статью В.В Антонова «Приходские братские братства в Петрограде (1920-е годы)», - стал известен " наиболее полный список братств и их руководителей, существовавших в Петрограде в то время, который собственноручно " привел в своих показаниях иеромонах Мануил , хотя " почти треть из перечисленных братств, в котором он был секретарем, в общебратский союз не входила . По данному делу все викарные епископы были высланы из Петрограда, а иеромонах Мануил остался на свободе». И в примечании добавляет: «К сожалению, автор не отметил того факта, что иеромонах Мануил, единственный из проходивших по данному делу подозреваемый, дал собственноручные показания, где и привел этот список». Заметим, что дело, по которому проходил иеромонах Мануил, так и называлось, «Дело православных братств», т.е. все эти братства были заранее хорошо известны «компетентным органам», причем по совершенно легальным источникам - как по синодальным документам, так и по информации в церковной прессе, а все активные представители братств (кроме, разумеется, обновленческих) были арестованы на основании доносов живоцерковников, так что иеромонаху Мануилу не было нужды и смысла «доносить», сообщая заведомо известные ГПУ факты. Он лишь письменно отвечал на вопросы, которые были поставлены ему следствием. Кроме того, на основании его показаний никто впоследствии арестован не был (если бы вдруг чекисты забыли кого-либо арестовать). Да и до суда дело вообще не дошло. Что же касается «собственноручных показаний», то такая практика была вполне в духе тех времен: письменные показания предпочитали давать (во избежание их искажений) многие образованные узники, в том числе и Патриарх Тихон (его заявление в Верховный Суд РСФСР было факсимильно воспроизведено 1 июля 1923 года в «Известиях...» и других газетах).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

Сразу по учреждении братств начались раздоры между архиереями и братствами. Архиереи не желали покориться братствам; но опоры они себе найти нигде не могли; патриарх становился обыкновенно на сторону братств в этих спорах, т.к. видел в братствах главную опору церкви. По жалобам братств патриарх мог и сместить архиереев и по указанию братств назначить нового, так было во время приезда упомянутого патриарха Иеремии; митрополит Онисифор (носивший не подходившую к своему сану фамилию Девочка) должен был оставить кафедру; на его место поставлен был Михаил Рагоза, человек нравственный и богомольный, но слабый и нерешительный. Видя его слабости, патриарх всю действительную власть в митрополии передал экзарху, каковым назначен был человек способный и сильный, но вовсе не нравственный и не религиозный, а именно Луцкий владыка Кирилл (Терлецкий). Кирилл и явился зачинщиком всей беды западнорусской церкви. Кирилл поссорился с князем Острожским из-за того, что один из Острожских замковых урядников (чиновников) обидел его, а князь покрыл обидчика. Эта частная ссора, по обстоятельствам лиц и времени и была решающим, хотя и чисто внешним поводом западнорусской унии. В июне 1591 г. западнорусские православные владыки собрались как и в предыдущем году в Бересте (Бресте; ежегодные соборы в Бресте положено было устраивать за год перед тем); владыки жаловались на своевольства братств; определили подать жалобу королю о незаконном вмешательстве светских лиц в церковные дела («овечек» в дела пасторские). Не довольствуясь этим и жалея скорее достигнуть цели, несколько владык подали тайно королю другое заявление – о том, что они готовы признать власть папы (это заявление подписали Кирилл Луцкий, Гедеон Львовский, состоявший в отчаянной ссоре с Львовским братством и еще два епископа). Король ответил на обе бумаги лишь в 1592 г. В январе этого года издано было королевское запрещение светским лицам вмешиваться в духовные дела; в марте – привилей, обещавший льготы епископам, которые примут унию; о фактически начавшихся переговорах по поводу унии в православных кругах еще ничего не было известно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви. В некоторой степени это решение понизило статус организации, поскольку Ассоциация стала структурным подразделением одного из отделов Экзархата — Отдела церковной благотворительности и социального служения По мнению протоиерея Кирилла Шолкова, руководителя отдела, «Ассоциация для нас — лучший вариант, поскольку сестричества подчиняются священникам и архиереям, и у нас нет необходимости в централизованной организации» Однако в настоящий момент неясно, как будет функционировать ассоциация и будут ли у неё возможности для реализации международных проектов, аналогичные возможностям Союза сестричеств. Например, Елена Зенкевич не в полной мере разделяет оптимистический взгляд на будущее ассоциации. Следует отметить, что за последние двадцать лет произошёл существенный количественный рост сестричеств: речь идёт о почти семикратном увеличении (см. таблица 1). Таблица 1. Число сестричеств Белорусской Православной Церкви. Источник: 5]. Год              Количество сестричеств 1999 около 200   Сведения, приводимые в таблице, учитывают как зарегистрированные, так и незарегистрированные организации, поэтому расходятся с официальными данными. Согласно информации, размещённой на сайте Уполномоченного по делам религий и национальностей, в Беларуси зарегистрировано 15 братств и 10 сестричеств . При учёте незарегистрированных организаций количество сестричеств достигает почти 200, а братств — 35 . Отсутствие формальной регистрации объясняется тем, что в большинстве случаев социально-благотворительная деятельность осуществляется без регистрации, в качестве структурных подразделений приходов. Поскольку число членов братств/сестричеств колеблется от 3 до 200, можно утверждать, что в данную работу сейчас вовлечено несколько тысяч человек, при доминировании Минска и западных регионов Беларуси (особенно Брестской области). Как было отмечено митрополитом Павлом (Пономарёвым), занимающим пост предстоятеля БПЦ с декабря 2013 года, «Долгие годы социальное служение в Белорусской Православной Церкви осуществлялось почти исключительно силами сестёр милосердия»

http://bogoslov.ru/article/6165122

Нельзя также упускать из виду и заботы, по преимуществу западных братств, об охранении разбросанных по западной Руси местных памятников церковно-археологического характера, важных, как по тем историческим воспоминаниям, которые они вызывают, так и потому, что этими памятниками лучше всего доказывается глубокая древность православия в западной Руси. Заканчивая краткий общий обзор братской деятельности, мы должны в заключение обратить особенное внимание русского православного общества на выдающееся значение наших западных братств в деле охранения православия и народности на наших окраинах. Мы все должны твердо помнить, что наш западный край и до сего времени немало терпит, как от латино-польской пропаганды, 15 так и от гнета еврейского, этих двух элементов враждебных всему русскому. Ни поляки, ни евреи нисколько не слились с коренным русским населением, а напротив и тот, и другой элемент сохраняют доселе всю свою упругость и враждебный характер по отношению к русской народности. К этим двум элементам надо присоединить еще и третий, – немецкий, первенствующий в Прибалтийских губерниях и явно угнетающий все православное в этом крае, а также усилившийся заметно, за последние 25 лет, на нашем юге и усердно работающий там ко вреду всему русскому. Тщательные расследования приводят теперь к несомненному убеждению, что первые миссионеры штунды – этой секты не чуждой, быть может, и политических целей – явились из Германии в наши Херсонские немецкие колонии, быв посланы к нам с специальной целью распространения своей ереси. Главными проповедниками явились прусские подданные: Онкен, Шульц, Либиг, Прицкау и др. Штундистские миссионеры переходят с места на место, ведут списки отступникам от Православной Церкви, которые представляют куда-то заграницу, откуда получают деньги на раздачу совращенным; они же собираются на конференции в г. Петербурге и других городах России. Эти миссионеры и вожаки штундистов открыто порицают наше высшее правительство, нашу веру и поносят все то, что священно и дорого русскому человеку. Они открыто сносятся с германскими заправилами. Наше духовенство, напр., прямо указывает, что в 1890 году на имя вожака штундистов с. Чаплынки Киевской епархии прислано письмо от агента Германского международного общества Перка и 21 брошюра противо-православного направления. Все эти прискорбные для русского сердца вести, идущие не переставая последние годы, с нашего запада и юга, должны служить достаточными побудительными причинами к тому, чтобы мы с особенным напряжением сил поддерживали наши братства на окраинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Заключение В ходе анализа несомненно плодотворной деятельности прибалтийских братств, в частности крупнейшего из них Прибалтийского православного братства, за почти полувековой период становятся очевидными некоторые ее особенности. Во-первых, братства лишь в незначительной степени представляли собой «низовые», на уровне прихода, объединения прихожан. Они объединяли в числе прочих представителей русских «государственнически» настроенных церковных и бюрократических элит Санкт-Петербурга и Остзейского края. Показательно, что Прибалтийское православное братство было учреждено в Санкт-Петербурге, что свидетельствовало о внимании к проблемам распространения православия на территории современной Балтии не только государства, но и столичного общества. Во-вторых, деятельность братств имела отчетливый акцент на попечении о строительстве храмов и особенно снабжении их необходимой утварью, а также, прежде всего в Пюхтице, о социальном служении — устройстве приютов и больниц. Со второй половины 1890-х годов постепенно уменьшалось государственное финансирование храмостроительства, и православным братствам, прежде всего Прибалтийскому, и частным благотворителям стала принадлежать очень значительная роль в его поддержке. Прибалтийские братства, особенно Иеввенский филиал Прибалтийского православного братства как общественную организацию, в определенной степени можно считать предшественниками современных благотворительных фондов. Через него княгиня Е. Д. Шаховская могла реализовывать ряд инициатив в обход громоздких бюрократических процедур. Наконец, обращает на себя внимание сходство целей и задач в деятельности (прежде всего, социальной) прибалтийских братств как мирянских организаций и женских общин как сообществ, занимавших промежуточное положение между миром и монастырем. Прибалтийское православное братство сыграло определяющую роль в становлении Пюхтицкой женской общины и затем — монастыря, ставшего одним из самых известных в Русской Православной Церкви.   Источники Архивные документы

http://bogoslov.ru/article/6191776

О существовании в г. Вильне в XV и XVI веках церковных братств с целями церковно-устроительными и благотворительными, действовавших на основании уставов, проникнутых веротерпимостью к другим исповеданиям, мы имели случай говорить в той же статье о «древнерусском приходе», причем выразили мнение, что права предоставленные в Литве, на основании Магдебургских законов, горожанам в городском самоуправлении, а также цеховые устройство ремесленного сословия, могли только способствовать укреплению и дальнейшему развитию церковных братств, который однако в своем происхождении являются совершенно самобытными древнерусскими учреждениями. Опуская поэтому подробности, касающиеся возникновения и деятельности Виленских православных братств, мы здесь только упомянем, что в средине XV века (приблизительно около 1458 года) в г. Вильне образовалось церковное братство «кушнерское» (скорняков), которое к трем праздникам в году покупало в складчину мед, сытило его и затем распивало на братском собрании; в эти же праздничные дни братство раздавало восковые свечи по церквам. В продолжение 80 лет оно, не встречая никаких препятствий со стороны духовных и гражданских властей, на столько окрепло и размножилось, что создало устав и построило на Конской улице особый дом для братских собраний. В 1538 году уполномоченные от всего братства, представляя за братскою печатью свой устав, били челом королю Сигизмунду I, с просьбой дать им грамоту —355— на подтверждение их братства и устава, выработанного на основании их давних обычаев. Король удовлетворил их челобитье и выдал 31 декабря 1538 года уставную грамоту. 479 В том же веке существовало в г. Вильне православное братство «дома Пречистой Богоматери», при Пречистенском соборе, имевшее также свой дом и богадельню. 480 Братство «купецкое-кожемяцкое» по своему устройству походило на другие подобные учреждения, а именно оно обязывалось «радеть о потребностях церквей Божиих и о госпиталях; в избранные праздничные дни, по своим стародавним обычаям, оно устраивало в складчину трехдневные медовые пиры (восемь раз в году); не выпитый мед оно продавало беспошлинно и доходы обращало на дела церковные и благотворительные, а воск шел на церковные свечи. Братство имело свой дом на Стариче-улице и братский устав был совершенно сходен с уставом кушнерского братства; в нем находим те же правила о самоуправлении и собственном суде, а также правила о веротерпимости, допускавшие в составе братства католиков. 481

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010