2 . Преподаватель литургики и церковно-славянского языка проф. прот. А. С. Никольский, род. в 1877 г. в Новгородской губ., окончил Киевскую духовную академию магистрантом, удостоен степени магистра богословия Ленинградским Богословским институтом 2 декабря 1925 г., а 15 декабря утверждён в данной степени Московским Св. Синодом. 3 . Преподаватель Священной истории прот. Евгений Григорьевич Викторовский, род. в 1875 г. в Волынской губ., окончил Киевскую духовную академию магистрантом в 1910 г. 4 . Преподаватель церковной истории – профессорский стипендиат Московской духовной академии по кафедре церковной археологии и бывший преподаватель Киевской духовной семинарии А. Д. Дмитров. 5 . Преподаватель церковного пения прот. Григорий Никитич Гордиенко, род. 1884 г. в Черниговской губернии, получил образование в Черниговской духовной семинарии, а также окончил государственные музыкальные классы в Чернигове в 1909 г.». Акт открытия школы состоялся 21 марта 1926 года в неделю Православия. В своей речи новый ректор школы, между прочим, сказал: «Родоначальницами Киевской духовной академии была Могилянская коллегия, основанная в 1630 г., а ещё раньше праматерью школы была братская школа, в 1615 году основанная. Ныне наша школа призывается заменить собою Киевскую духовную академию». Затем оратор ознакомил собравшихся с историей возникновения этой последней школы, с составом преподавателей, студентов, с программой и уставом её, с материальным положением и учебными пособиями, сопоставив эти факты с состоянием Московской Богословской академии и Ленинградского Богословского института, указал задачи и цели современного богословского образования. По окончании речи митрополит благословил новую школу Св. Библией , которая и легла в основу школьной библиотеки. После выступления ректора выступали преподаватели о.о. Никольский и Викторовский. Затем от имени студентов произнес приветственную речь первый из прибывших питомцев новой школы уроженец м. Рашкова АМССР Антоний Грудко. На акте же были зачитаны приветствия от Украинского Синода, от Московской Богословской академии, от Ленинградского Богословского института, лично от профессоров С. Н. Зарина и Б. В. Титлинова и от других лиц. Акт закончился многолетствованием церковному священноначалию и всем поздравившим и приветствовавшим открытие школы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Предполагалось, наряду с приходскими школами, открыть вспомогательные по волостям, в местах, отдаленных от церквей по одной на 500 душ мужского населения. В приходских школах безвозмездное обучение возлагалось на священников и причетников, a в вспомогательных – на сельских учителей по выбору мирских обществ, которые должны были выдавать учителям и содержание; утверждение же и увольнение учителей полагалось предоставить епископу. Этот вопрос, как и все, касавшееся православия, затягивался то в Петербурге, то в Риге, и, наконец, в 1850 г. при преосвященном Платове разрешен в утвердительном смысле. Приходские школы кое-как помещались в домах священнослужителей; для школ же вспомогательных или вовсе не находилось помещения или они должны были помещаться в строениях, нанятых за высокую, если не баснословную цену, при том в таких, которые далеко не соответствовали своему назначению. В 1855 г. по ходатайству преосвященного Платона, высочайше повелено было приобретать места для школ принудительным выкупом и назначать вознаграждение за них административным порядком. – В таком положении находились сельские православные школы. В каком же положении было дело в городах? – В протоколе братства за 1867 г. значится, что «во всем городе Риге не оказалось ни одного православного церковного училища « 125 . С первых же лет своего существования, братство обращает самое серьезное внимание на «воспитание православных мальчиков в духе православной церкви и всех, вообще, детей в духе русской народности, любви к царю и отечеству » 126 . Открытие «воскресной школы» при рижской духовной семинарии, церковной приходской школы преимущественно для бедного русско-латышского населения, учреждения братского русско-эсто-латышского училища, приобретение братского дома для нужд школы, учреждение «Совета по делам православных сельских училищ», устройство русской общественной библиотеки, издание братством учебных руководств и книг для школ эстов и латышей – вот краткий перечень и указание того, в чем проявлялась религиозно-просветительная деятельность братства и каков был характер этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По всему, что мы видели, мы имеем возможность засвидетельствовать, что Воздвиженская школа стоит довольно высоко, обладает выдающимися средствами сельскохозяйственного обучения. Особенно любопытно было видеть практические занятия учеников в обеих мастерских, где успехи их обнаруживаются довольно наглядно. Но это не единственная цель школы. Рядом с этой общей стоит вторая цель, специальная – воспитать души детей в направлении сознательной веры и любви к Господу Богу, любви и преданности Царю и Отечеству и Церкви православной, а также и в братской любви к ближним и искреннем желании созидать в жизни Братство. Говоря проще, школа должна приготовить кандидатов для Братства. Родители, желающие поместить детей своих в Воздвиженскую школу, предупреждаются, что школа задается целью подготовить из среды своих питомцев, возможно большее число убежденных деятелей Братства и что, следовательно, их дети, оканчивая школу, могут, в силу искреннего убеждения, пожелать вступить в Трудовое Братство, так что те из родителей, которые не желают этого, не должны помещать своих детей в школу под опасе- —71— нием крайне нежелательного разлада между влиянием школы и родителей. Воздвиженская школа не возлагает в этом отношении на воспитанников никаких обязательств, но открыто выражается желание, чтобы воспитанник не был поставлен в необходимость выбирать между любовью, доверием и уважением к школе и воспитателям с одной стороны и любовью, доверием и уважением к родителям с другой. В этом смысле школа заключает с родителями формальное условие. Такая цель школы ставить пред нею своеобразные задачи воспитания и создала сложную педагогическую систему, на которой мы и должны остановить свое внимание. Предварительно заметим, что воспитанники ограждены от всякого стороннего влияния: все учителя этой школы вышли из её стен, её собственные питомцы. Был даже проект и священником-законоучителем поставить воспитанника же этой школы, но намеченный кандидат, один из трех братчиков первого выпуска школы, скончался вскоре по выходе из школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особенно любопытно было видеть практические занятия учеников в обеих мастерских, где успехи их обнаруживаются довольно наглядно. Но это не единственная цель школы. Рядом с этой общей стоит вторая цель, специальная – воспитать души детей в направлении сознательной веры и любви к Господу Богу, любви и преданности Царю и Отечеству, и Церкви православной, а также и в братской любви к ближнему и искреннему желанию созидать в жизни Братство. Говоря проще, школа должна приготовить кандидатов для Братства. Родители, желающие поместить детей своих в Воздвиженскую школу, предупреждаются, что школа задается целью подготовить из среды своих питомцев возможно большее число убежденных деятелей Братства и что, следовательно, их дети, оканчивая школу, могут, в силу искреннего убеждения, пожелать вступить в Трудовое Братство, так что те из родителей, которые не желают этого, не должны помещать своих детей в школу под опасением крайне нежелательного разлада между влиянием школы и родителей. Воздвиженская школа не возлагает в этом отношении на воспитанников никаких обязательств, но открыто выражается желание, чтобы воспитанник не был поставлен в необходимость выбирать между любовью, доверием и уважением к школе и воспитателям с одной стороны и любовью, доверием и уважением к родителям с другой. В этом смысле школа заключает с родителями формальное условие. Такая цель школы ставит перед ней своеобразный задачи воспитания и создала сложную педагогическую систему, на которой мы и должны остановить свое внимание. Предварительно заметим, что воспитанники ограждены от всякого стороннего влияния: все учителя этой школы вышли из её стен, её собственные питомцы. Был даже проект и священником-законоучителем поставить воспитанника же этой школы, но намеченный кандидат, один из трех братчиков первого выпуска школы, скончался вскоре по выходе из школы. Известно, что у Братства долго не ладилось дело с законоучителями. Ныне братским священником состоит воспитанник Новгородской семинарии, о. Александр Александрович Секундов, которым в Братстве все довольны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

О, конечно, нет! Эти татарские школы – маленькие, бедненькие, с самой жалкой „наукой», с учителями безграмотными в полном смысле слова, не могущими дать самой элементарной русской грамотности; они учат только чему-нибудь и как-нибудь в области, татарских религиозных обрядов, дают татарскую грамоту, знание элементарного счисления, и ничего более. И однако эти школы, не выдерживающие ни малейшей критики, делают своё татарское дело и отатаривают и христиан и язычников, как пишет корреспондент „Казанского Телеграфа». По этому поводу я вспоминаю свой разговор с одним членом Государственной Думы, у которого я просил содействия к оказанию помощи школам Братства свят. Гурия, со стороны Казанского Уездн. Земства. Он отказал в своём содействии, и Казанское Уездное Земское собрание отказало в пособии Братским школам, потому что они слишком бедны. Притом, деятель этот утверждал: „школы должны быть хорошие, иначе они не должны быть». Мои возражения, что нужны школы немедленно и нужны хоть самые нищие, хотя бы на 80–100 руб. (каковы все братские школы), – эти мои возражения оказались неубедительны для представителя Казанской губернии в Государственной Думе. Но если не убедительны мои слова, то убедительны дела г. Шафигулина. Эти дела магометанской благотворительности почтенного г. Шафигулина ясно говорят: Нет, господа русские деятели, поспешите открывать ваши школы, – какие-нибудь, самые убогие вроде ваших Братских. А если вы не откроете своих христианских школ, мы откроем магометанские и ваших христиан просвещать будем, – только уж простите: по-своему, – по-магометански. Так говорит г. Шафигулин... Может он ещё прибавить: впрочем, господа русские деятели, не кажется ли вам странным, что вы допускаете такую нищету в свои школы, какая наблюдается в ваших христианских школах, напр. в школах Братства свят. Гурия? Епископ Андрей. Цивильский уезд Цивильский уезд по преимуществу инородческий. В нём 90 проц. населения чуваш и татар, и только 10 проц. русских. Чуваши частью православные христиане, частью язычники. Все язычники чуваши и часть чуваш православных говорят на татарском языке, свой же, чувашский язык забыт. Последнее обстоятельство обращает на себя внимание. В этом, несомненно, сказывается влияние магометанства. Магометан здесь, хотя и значительно меньше чуваш, но магометанство сильно и влиятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди них я дышал дорогой, родной атмосферой любви. Этот сон дал толчок моим мыслям и моей воле... Он взял к себе на воспитание нескольких беднейших сирот м. Янполя. С этого началось его дело. Ныне в его имениях несколько школ для детей дошкольного возраста и – мужская и женская сельскохозяйственные школы. Эти две последние и являются собственно братскими школами. Воздвиженская низшая сельскохозяйственная (мужская) школа 1-го разряда содержится Братством, которое, по обязательству дарственного акта, отпускает на содержание её ежегодно 10000 рублей. Кроме того, ежегодно отпускается на жалованье учителям и на учебные принадлежности правительственного пособия 3500 рублей. Сюда нужно прибавить до 2000 р. ежегодного дохода от школьного хозяйства. Все ученики – числом до 80 – находятся на полном содержании школы. Курс школы пятилетний с определенной теоретической программой и практическими занятиями. Учебный год продолжается с 1 октября по 1 апреля, рабочее время с 1 апреля по 1 октября. Каникулы зимой с 15 декабря по 15 января. Для практических занятий в распоряжении школы имеется хозяйство, которое составляют: около 50 десятин пахатной земли, 12 дес. лугу, более 1 д. под питомниками, древесным и плодовым, 8 волов рабочих, 4 лошади, 4 коровы, свинарник, – необходимый для обработки этого участка земли инвентарь. Воспитанники исполняют в этих размерах все главные хозяйственные работы. Учебно-рабочее время распределяется так: зимой с 8 до 12 классные занятия, а с 12½ до 4 часов работы в мастерских (столярно-плотничной и кузнечно-слесарной) и по дежурствам – по дому, по скотному двору и пр. Летом исключительно работы. Эта учебно-практическая программа удовлетворяет общим целям школы, которые в уставе школы определяются так: «школа эта имеет целью распространение в народе, преимущественно путем практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще, а отчасти по садоводству и по винокуренному производству, а также по ремеслам – столярному и слесарному». По всему, что мы видели, мы имеем возможность засвидетельствовать, что Воздвиженская школа стоит довольно высоко, обладает выдающимися средствами сельскохозяйственного обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках Благотворительные учреждения, вошедшие в состав братства. – Состав совета братства и его деятельность. – Устав братства. – Пожертвования в пользу братства.Братские постройки. – Братские учреждения: приют для мальчиков, лриют для девочек, школы, богадельня, больница, выдача пособий, сберегательная касса. – Главнейшие деятели и жертвователи братства. – Два слова о положении в последнее время. – Бесплатная столовая. – Дом трудолюбия. Было уже сказано в очерке об отце Александре Гумилевском о тому как были положены первые основы Христорождественского братства. Но братства в собственном смысле еще не было, а было лишь, так сказать, собрание нескольких благотворительных учреждений, основанных отцом Александром, им управляемых и им же содержимых на пожертвования, собираемые от кружка лиц, группировавшихся около отца Александра. Правда, этот кружок жертвователей называл себя братством, по почину отца Александра, но для такого названия не было оснований: во-первых, жертвователи, называвшиеся членами братства, не принимали в «братских делах» никакого активного участия, ни в выборе распорядителей, ни в распоряжении своими пожертвованиями, – всем управлял и распоряжался единолично отец Александр; во-вторых, братство не имело своего устава и не было утверждено начальством, почему и не имело права, так сказать, гражданского существования, и на официальном языке вовсе и не существовало. Отец Александр, деспотичный в своих действиях, не заботился о скорой организации братского управления, и никто в то время не чувствовал в этом никакой надобности, так как братские дела велись успешно. Но с удалением отца Александра из Петербурга положение дела изменилось. Когда отец Александр покинул Петербург, братство почувствовало себя сиротой, в положении неопределенном, без руководителя, без души. В среде членов, живших и действовавших дотоле согласно, возникли несогласия и рознь. Среди призреваемых не преставала скорбь, побудившая их обращаться в разные инстанции с прошениями о возвращении к ним отца Александра, даже к императрице; все прошения эти, конечно, оставляемы были без последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мать заставили пройти психолого-педагогическую экспертизу, которая не выявила у нее никаких нарушений поведения, в том числе какой-либо агрессии или неадекватности по отношению к детям. Никаких вредных привычек отмечено у нее не было. Тем не менее, сотрудницы опеки и приюта чинили ей всяческие препятствия в ее попытках общаться с сыном как лично, так и по телефону. Опекой и прокурором Дзержинского района Исаевой И.В. был подан иск о лишении отца и матери родительских прав на всех, уже четверых к тому моменту, детей. В то же время, опека Дзержинского района осенью 2022 года разыскала в Братске Иркутской области биологического отца Андрея, которого до того ребенок ни разу не видел и который никогда не принимал участия в его воспитании и не платил алиментов. Ему были разрешены длительные, в течение нескольких часов, встречи с Андреем за пределами приюта. При этом никаких психолого-педагогических и иных поведенческих экспертиз мужчине не проводилось, о состоянии его психического здоровья ничего не было известно. 28 января 2023 года суд Дзержинского района принял решение передать мальчика из приюта матери на период до окончательного рассмотрения дела о лишении ее и Дениса родительских прав. Биологическим отцом была подана частная жалоба на это решение, в которой он всячески старался опорочить Юлию. На основании этой жалобы 21 марта судья Новосибирского областного суда единолично приняла решение отдать ребенка биологическому отцу, проживающему в городе Братске, за 2000 км от Новосибирска, без проведения психологической экспертизы, даже не поставив мать об этом в известность. 28 апреля биологический отец забрал Андрея прямо из школы, о чём Юлии было сообщено только спустя два часа. При этом мужчина оставил телефон мальчика в школе, лишив его возможности связаться с матерью или бабушкой, проживающей в Братске. Таким образом, с 28 апреля по настоящее время матери ничего не известно о состоянии своего сына, о его здоровье, поскольку биологический отец агрессивно пресекает любые попытки родных связаться с Андреем. О том, что права матери на общение с сыном нарушены, известно всем соответствующим инстанциям, включая уполномоченных по правам ребенка в НСО и в РФ, но никаких действий для восстановления ее нарушенных прав не предпринимается.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/ka...

Средние ежегодные затраты на школу Сумма Из сумм правительственного пособия затрачивается: На жалованье учителей На учебные пособия На одежду Белье и стирка Продовольствие Отопление Освещение Наем прислуги и эконома Содержание учителей (квартира, отопление, освещение и часть провизии для стола) Содержание аптеки и фельдшер Общие расходы Имущество 4% на затраченный капитал в постройках и имуществе школы на сумму 35 000 р. 2½ % погашения с капитала в 35 000 р. Школа возвращает учредителю в работах учеников и в результатах их хозяйства Таким образом на школу тратится: Правительственного пособия Из средств учредителя Итого расходу Ведомость о наличном составе учеников в Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школе к 1-му октябрю 1893 года. а) Первый приготовительный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Афромеев Андрей Православного Мещанин Черниговск. г. Глухов. у. Приняты 4 августа 1893 года В народной школе Пансионеры учредителя Члены Младшего Братского Кружка Бельмас Николай Черниговск. г. и уезда Борков Александр Чернигов. г. Кролевец. у. Дикий Иван Сын отст. рядов. Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Млад. Брат. Кр. и Старшина Клечановский Иван Дворянин В 2-х кл. учил. М.Н.П. Члены Младшего Братского Кружка Коломейченко Андрей Чернигов. г. Конотоп. у. В народной школе Мерчанский Иван Дворянин Чернигов. г. Глуховск. у. В 2-х кл. учил. М.Н.П. Михей Григорий Крестьян. Полтавск. г. Золотонош. у. В народной школе Нарбут Сергей Сын губ. секретар. Чернигов. г. Глуховск. у. Исключен из шк. Приходько Авксентий Мещанин Черниг. г. Городницк. у. В 2-х клас. училищ. Чл. Мл. Бр. Кр. Савич Николай Дворянин В народной школе вне Кр. Селегень Павел Мещанин Харьковск. г. Ахтырск. у. Члены Младшего Братского Кружка Супрун Андрей Черниг. г. Кролевецк. у. 4 авг. 1892 Харченко Александр Мещанин Екатериносл. г. Елисав. у. 4 авг. 1893 г. вне Кр. Шаповал Трофим

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Приблизительно через месяц, а иногда и через два производятся выборы старшин. Это делается так. Каждый воспитанник на особой бумажке пишет имя и фамилию товарища, которого он желает выбрать старшиною; пишут также и старшины. Получивший простое большинство выбирается старшиной. Обыкновенно старшины выбираются большим большинством, а нередко и единогласно; но иногда случается так, что никто из кандидатов не получит даже и простого большинства; тогда весь класс собирается вместе, нередко с учителем или Попечителями, и на собрании, поговорив обстоятельно, выбирают голосованием старшину. Всех выбранных старшин поздравляют и воспитатели и товарищи. Когда круг кончается не очень поздно и до ужина еще остается много времени, то все воспитанники разделяются на три группы, из которых первую составляет Старший Братский Кружок, вторую – Младший Братский Кружок и третью – воспитанники не принадлежащие к кружкам, – вне-кружковые, каждая устраивает частное собрание под председательством учителя. Такое разделение воспитанников имеет целью дать им возможность поговорить именно о тех вопросах, которые наиболее их касаются; есть много вопросов, касающихся жизни школы, которые давно известны воспитанникам, находящимся в кружках, а воспитанникам вне-кружковым полезно их напомнить; притом старшим говорить о своих братьях в присутствии порученных им младших очень неудобно, потому что у не вполне хороших и мало вдумчивых детей это может подрывать любовь и уважение, и таким образом мешать старшему влиять на своих младших; о старшем в общем кругу говорят только тогда, когда поступок его известен младшим; в таком случае необходимо выяснить всем, что было дурного в его поведении, чтобы оно не было соблазном для других. На собрании Старшего Братского Кружка говорят о поведении братьев, о их отношениях к младшим, о младших и о всех вопросах жизни школы, которые не разбирались в общем кругу. На собрании Младшего Братского Кружка также говорят о поведении друг друга, о взаимных отношениях, об отношениях к вне-кружковым воспитанникам и о том, кого из них можно принять в число братьев. Говорят также и об общем настроении кружка, проверяя насколько любовь связывает братьев и насколько настроение кружка в общем повысилось или понизилось. С вне-кружковыми остается обыкновенно сам Николай Николаевич, стараясь пробудить в них добрую волю и выяснить для них в жизни школы то, чего они еще мало понимают сердцем 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010