Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл и председатель Польской епископской конференции митрополит Юзеф Михалик подписали Совместное послание народам России и Польши 17 августа 2012 г. 15:54 7 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы состоялась торжественная церемония подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши . На церемонии присутствовали Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и члены делегации Русской Православной Церкви. В Большом зале ассамблеи Королевского дворца Святейшего Патриарха Кирилла и всех присутствующих гостей приветствовал директор Королевского замка в Варшаве профессор Анджей Роттермунд. Прозвучало также приветствие директора Центра польско-российского диалога и согласия доктора Славомира Дембского. Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Польской епископской конференции митрополит Юзеф Михалик поставили свои подписи под Совместным посланием народам России и Польши. Суть послания, которое не относится к числу богословских и межцерковных документов и не затрагивает вопросы вероисповедания, заключается в призыве к примирению и взаимному прощению в духе христианской любви. В нем, в частности, говорится: «После Второй мировой войны и болезненного опыта атеизма, навязанного нашим народам, сегодня мы вступаем на путь духовного и материального обновления». Подчеркивается, что это обновление должно стать, прежде всего, обновлением человека и через это — обновлением взаимных отношений между народами. Призыв к верующим России и Польши «просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло» не означает забвения, сказано в документе. «Память представляет собой важную часть нашей идентичности. Мы также имеем долг памяти перед жертвами прошлого, которые были замучены и отдали свою жизнь за верность Богу и земному отечеству. Простить — значит отказаться от мести и ненависти, участвовать в созидании согласия и братства между людьми, нашими народами и странами, что является основой мирного будущего».

http://patriarchia.ru/db/text/2411480.ht...

Глава 20. Иоанн Цимисхий. Внешние войны. Первый Афонский устав Хотя новое царствование началось без всяких внутренних потрясений, тем не менее Иоанну Цимисхию на первых же порах предстояло считаться с немалыми затруднениями. Ближайшие его приверженцы, участвовавшие в перевороте, в ту же ночь известили население Константинополя, разослав по улицам глашатаев, о вступлении его на царство вместе с сыновьями Романа II, Василием и Константином. В высших классах, можно догадываться, были приготовлены к восшествию на престол Цимисхия, так как в заговоре одно из главных мест занимала сама царица Феофано, а евнух Василий, самое влиятельное при дворе лицо, уже в ночь произведенного Цимисхием переворота приветствовал новое царствование и тем оказал большую услугу преемнику убитого императора. Ранним утром 11 числа декабря Иоанн Цимисхий объявил себя в Большом дворце византийским царем и поручил ведение текущих дел паракимомену Василию, человеку большого административного опыта, искушенному в интриге. Чтобы обеспечить себе спокойствие и сделать безопасными родственников и приверженцев прежнего царя, был принят ряд энергичных мер. Запрещены были сходки с целью обсуждения политических дел 480 ; под страхом уголовной ответственности предупреждалась возможность уличных беспорядков и грабежей. Но главное, предстояло предупредить возможность каких-либо действий со стороны брата убитого царя, куропалата Льва и его сыновей. Лев был послан в заточение на остров Лесбос, сыновья его, Никифор и Варда, также подверглись изгнанию. Кроме того, большинство прежних административных чинов было сменено, и на освободившиеся места поставлены приверженцы Цимисхия. Но так как не было предпринято никаких насильственных актов, то можно догадываться, что новый царь имел для себя прочную опору и не простирал далее необходимого меры предосторожности. Некоторые затруднения ожидали Цимисхия с церковным венчанием. Патриарх Полиевкт, примиряясь с совершившимся фактом, требовал, однако, чтобы до венчания на царство, которое должно было иметь место в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Дамаск, 14 ноября. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой сирийского государства Башаром Асадом состоялась 13 ноября в Президентском дворце в Дамаске, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В беседе с президентом Сирийской Арабской Республики участвовал Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV. Среди участников встречи были члены делегации, сопровождающей Патриарха Кирилла в ходе официального визита в Антиохийский Патриархат: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Также участвовали иерархи Антиохийской Церкви: митрополит Мексиканский Антоний и митрополит Сан-Паульский и Бразильский Дамаскин. На мероприятии также присутствовали представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архиепископ Филиппопольский Нифон и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов). Президент Сирии приветствовал Патриарха Кирилла на древней сирийской земле. Он напомнил, что именно из Дамаска трудами святого апостола Павла начало распространяться по миру христианство. «Сирия представляет собой прекрасный образец мирного сосуществования различных религиозных общин людей разных национальностей», – подчеркнул президент. Патриарх Кирилл в свою очередь отметил, что приехал в Сирию с особым чувством: «Я много раз бывал здесь раньше и хорошо знаю вашу страну и сирийский народ. Сирия – страна с очень сильной, глубокой культурой. В формировании этой традиции принимали участие и православное христианство, и ислам, и мы особенно ценим уровень диалога, сотрудничества, пример мирной жизни в этой стране». Русская Церковь и Церковь Антиохийская, которую возглавляет Патриарх Игнатий IV, имеют многовековую историю добрых отношений, продолжил Патриарх Кирилл: «У меня долгая личная история отношений с Патриархом Игнатием, которая длится уже более сорока трех лет. И поэтому после того, как я стал Патриархом Московским, я принял решение обязательно посетить Сирию и навестить моего любимого собрата. Сегодня мы имели возможность вместе совершить в Дамаске богослужение при большом стечении народа, и я до глубины души был тронут атмосферой в храме: люди так сильно и так искренне проявляли симпатию к России и Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что наши двусторонние отношения – и между странами, и между Церквами – действительно имеют очень богатую историю».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Л. Анисов XXVII глава Коронация императора Павла I назначена была на 5 апреля 1797 года – день Светлого Воскресения. В середине марта государь приехал в Москву. Федор Головкин, церемониймейстер, оставил любопытные записки, запечатлевшие события тех дней, по которым можно судить, что интриги в отношении митрополита Платона продолжались и в это время 251 . «Их Величества были встречены под Москвой, в Петровском дворце, придворным штатом, тайным советом и дамами трех первых классов. Как только духовенство совершило установленные священнодействия, Их Величества удалились во внутренние покои. При встрече, между прочим, присутствовал знаменитый Платон, митрополит Московский, которому надлежало, по праву его сана, совершить чин коронования; но государь его недолюбливал и, не желая его оставлять в сомнении на этот счет, объявил, что он не хочет быть им коронованным. Гавриил, митрополит Новгородский, должен был его заменить. Платон, стоявший выше подобного оскорбления, сказал, что он в таком случае будет присутствовать на короновании как простой иерей, а Павел не чувствовал в себе достаточной самоуверенности, чтобы запретить ему это. Будучи очень болен, Платон велел перенести себя на руках в Петровский дворец. Никто из присутствовавших в продолжение всего времени, которое нам пришлось ожидать Высочайшего приезда, не подходил к нему. Я один, знавший его хорошо, так как...устоял против его красноречия, когда он, по поводу моей женитьбы, хотел обратить меня в Православие (Головкины были протестанты. – Л. А.) – я стал около него. Это его растрогало, и он сказал мне, улыбаясь: „Во всей этой толпе благочестивых христиан я могу рассчитывать только на одного еретика!“ После отдыха, продолжавшегося четверть часа, Их Императорские Величества снова появились в круглой зале. Митрополит Новгородский как первоприсутствующий в Святейшем Синоде обратился к нам с речью. После него произнес Слово Платон как митрополит Московский. Его речь была длинна, но так хороша, так преисполнена бессмертных истин, что Их Императорские Величества были тронуты до слез и приложились к его руке в большом волнении. Император ему ответил, после чего началось прикладывание к руке с коленопреклонением; сначала подходили дамы, потом кавалеры, а по окончании этой церемонии Их Величества показались на балконе и, хотя народу было запрещено выходить из Москвы, но во дворе дворца стояла все-таки огромная толпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА ХРИСОВЕРГ [Греч. Λουκς Χρυσοβργης], патриарх К-польский (авг./окт. 1157 - нояб. 1169/янв. 1170). Происходил из знатной к-польской семьи Хрисовергов, известной с кон. X в. Согласно неопубликованной похвальной речи, созданной ок. 1159 г. ритором Григорием Антиохом (Scorial. Y. II. 10. Fol. 495v-503), до возведения на кафедру Л. Х. был монахом мон-ря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в К-поле ( Kazhdan, Franklin. 1984. P. 197-198). Начало Патриаршества Л. Х. было связано с разрешением кризиса, спровоцированного выступлениями диак. Сотириха Пантевгена , не принявшего соборные формулировки 1156 г. о принесении Жертвы Христа во время Евхаристии всем ипостасям Св. Троицы (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы ). Кончина патриарха Константина IV Хлиарина не позволила ему подтвердить осуждение ереси Сотириха, поэтому составленный им соборный томос был подписан уже новым патриархом (RegPatr, N 1045; PG. 140. Col. 197). Основное богословское противостояние эпохи Патриаршества Л. Х., разрешившееся уже при патриархе Михаиле III Анхиале в 1170 г.,- спор о словах Христа «Отец мой более меня» (Ин 14. 28). На одной стороне в споре оказались имп. Мануил I Комнин (1143-1180) и католич. богослов Уго Этериано, а на другой - антилатински настроенный К-польский клир во главе с Димитрием Лампским , учившим, что Христос не может быть одновременно и ниже Отца, и равен Отцу. Основной документ спора - «Изложение» (Εκθεσις) (RegPatr, N 1075; PG. 140. Col. 201-282), подробный рассказ о заседаниях марта-мая 1166 г. в Большом имп. дворце в К-поле, дословно включенный в «Сокровищницу православия» поздневизант. историка и богослова Никиты Хониата. Позиция Л. Х. в споре была неоднозначна: согласно историку Иоанну Киннаму, Л. Х. сначала был на стороне императора, но, видя сопротивление К-польского клира, не решался высказать свое мнение открыто. Позже, когда стало ясно, что позиция императора возобладает, его бывш. противники направили критику на Л. Х. и обвинили его в некомпетентности. Низложения удалось избежать только благодаря личному вмешательству имп. Мануила ( Cinnam. Hist. P. 251-257). Спор завершился безоговорочной победой императора и торжественной публикацией эдикта - он был высечен на мраморе и установлен в храме Св. Софии (ныне хранится в Археологическом музее Стамбула - Mango. 1963).

http://pravenc.ru/text/2110825.html

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Новости Участники XVIII Рождественских чтений обменялись опытом православного образования 27.01.2010 10:45 Москва, 27 января, Благовест-инфо. Обмену опытом православного просвещения на самых разных уровнях – от детских садов до духовных академий – был посвящен второй день работы XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 26 января делегаты от епархий Русской Православной Церкви, представители православных учебных заведений и общественных организаций вновь собрались на пленарное заседание в Большом Кремлевском дворце, которое возглавил председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископ Зарайский Меркурий. Первым с докладом о системе духовного просвещения в Московской епархии выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он подробно осветил все составляющие этой работы, уделив особое внимание вопросам преподавания «Основ православной культуры» (ОПК). Докладчик неоднократно подчеркивал «особый энтузиазм», с которым подмосковное учительское сообщество встретило возможность преподавания предметов духовно-нравственного направления. Митрополит Ювеналий также отметил, что в Подмосковье создана и эффективно работает система взаимодействия Церкви, общества и государства в области духовного просвещения. Об особенностях православного образования за пределами России рассказал архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ). По его убеждению, православное воспитание начинается еще в материнской утробе: в его епархии принято призывать будущих матерей чаще исповедоваться и причащаться. Пастырей, преподающих Закон Божий в воскресных школах (которые в Германии называют русскими), архиерей побуждает как можно больше общаться с молодежью, отвечать на вопросы. «Не столь важен сам предмет, сколько общение со священником», -- сказал докладчик, добавив, что такое общение особо ценно при регулярном посещении священником семей своих прихожан. Два небольших монастыря (мужской – 9 насельников и женский – 11 насельниц) организовывают летние подростковые лагеря, которые пользуются популярностью. Как рассказал далее архиепископ Марк, в некоторых провинциях уроки Закона Божьего признаны государством и даже включены в школьную программу, однако это таит в себе опасность отторжения за счет принудительности этих занятий, отметил он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пресв. Богородица «О.» предположительно представлена в одном из аркосолиев катакомб св. Агнессы в Риме, а также на фреске катакомб Кеметериум-Маюс 2-й четв. IV в. (облачена в одежды рим. матроны-патрицианки - прозрачную фату, тунику с клавами, с украшениями - серьгами и шейной гривной-ожерельем по сторонам - хризмы). Этот тип изображения рано стал известен в обеих столицах империи - Риме и К-поле. На это указывает образ Божией Матери «О.» на золотых донцах (фалерах?) IV в. (напр., в Музеях Ватикана): Богоматерь облачена в римском платье, на Ней украшения, руки распростерты, по сторонам - фигуры апостолов или дев или же изображения деревьев (см.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 76-81; Лидова. 2017. С. 16. Ил. 9). С VI в. фигуру Пресв. Богородицы «О.» включали в состав композиции «Вознесение Господне» (миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13v, VI в.; ампула из Монцы, VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия). Поясное изображение облаченной в мафорий Богоматери «О.» помещено на аверсе золотой монеты (солида) имп. Льва VI Мудрого (886-912); имя Мария дано в лат. транскрипции, при этом в традиц. греческой монограмме ΜΡ ΘΥ по сторонам нимба использована лат. литера R (до IX в. включительно смешение букв греческого и латинского алфавитов было обычным явлением); на реверсе - портрет императора ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 64; Бутырский, Заикин. 2005. С. 82, 83). Выбор данной иконографии для монеты самого высокого номинала может указывать как на почитание Богоматери «О.» в качестве покровительницы императора, так и на ктиторский характер изображения, где Божия Матерь «О.» - одновременно и адресат молитвы за императора, и проводник его молитвы. Именно в эпоху правления Македонской династии (867-1056) в Византийской империи образ Пресв. Богородицы «О.» украсил апсиду церкви в Большом дворце К-поля; вероятно, значение Богоматери «О.» как покровительницы императора повлияло на включение этого изображения в декор соборов незадолго до того принявших христианство слав. гос-в, таких как Болгария, Др. Русь.

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Историческая повесть для детей отроческого возраста Вступление Русь! Россия! Матушка! Небо над тобой – не измерить. Землю твою – не обойти. Родники твои – не испить. Цветы твои – не перевить в венки. Зорями ты изукрашена да радугами. Птицами ты опета да свирелями. Молодцами ты богата да девицами. Да детишками малыми счастлива. Храмами ты белыми увенчана. Крестами золотыми ты означена. Колокольным звоном ты утешена. Реки твои, озёра синие, моря студёные – со слезой людскою перемешаны. Мученица! – ты и потерпеть умеешь. Воительница! – умеешь и деток своих защитить. Сердобольная! – кого не пожалеешь ты на белом свете? О ком не воздохнёшь с молитвой? Ясноокая, русоволосая, красоту души под спудом прячущая, Русь – избранница Христова! Древняя столица Руси Кто на Руси не знает славного города Киева? Кто из купцов заморских не мечтает побывать в нём? На высоких кручах, что встают над могучими водами Днепра, весело скучились деревянные дома с высокими коньками. Чем выше в гору, тем дома побогаче: старейшины киевские да бояре живут в них, почти рядом с княжеским подворьем. “Дворцы” – называют их заезжие купцы, глядя на каменные, в двух уровнях, дома киевской знати. А в княжеском-то тереме – самом большом, просторном, высоком – стены в хоромах цветами расписаны, разноцветными плитами с затейливыми узорами облицованы; своды мраморными резными столбами поддерживаются. В гриднице княжеской для верной дружины да дорогих гостей стол дубовый стоит и скамьи широкие. Есть во дворце Киевского князя престол – знак великокняжеской власти – огромный, драгоценными самоцветами украшенный: каждый камешек в своём гнёздышке сидит, днём от солнышка, а вечером от огоньков свечных так и переливается. Велико хозяйство Киевского князя: тут и дома для отроков-телохранителей – гриди, и избы для челяди , и конюшни, и скотный двор, и амбары и погреба… Много живота у князя, отовсюду свозят ему добро, разные земли и племена посылают ему дань, а то и дары – как же не почтить славного князя Владимира, крепкой рукой власть над всей землёй Русской завоевавшего?

http://azbyka.ru/fiction/poxod-na-korsun...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1914 год Начат в Царском Селе 1-го января. Среда. С утра меня засуетили и поэтому ничего не успел прочесть. Поехали к обедне и завтракали одни. Погулял с удовольствием; погода была мягкая — 8° мороза без ветра. В 3 1/2 начался прием поздравлений в Большом дворце — министров, первых чинов двора, свиты и затем дипломатов. Вернулся домой в 5 1/4 к чаю. Читал и отвечал на телеграммы. Вечером продолжал чтение биографии Анмама [написанной] Арсеньевым. 2-го января. Четверг. Принимал с 10 час. утра до 1 1/4 доклады, отдельных лиц и депутации. Завтракал Кирилл (деж.). Обошел парк с Ольгой и Татьяной. Погода была приятная. В 4 1/4 поехал в город к милой Мама к чаю. Вернулся в Царское Село в 7 час. Вечером имели отраду видеть Григория. Так было тихо и спокойно. 3-го января. Пятница. Был занят с 10 ч. до часа. Завтракали одни. Погулял с О[льгой], М[арией] и А[настасией]. Погода была тихая — 10° мороза. Занимался разборкой писем за 1911й, 1912й и прошлый годы. К вечеру только привел все в порядок. Читал после чая. 4-го января. Суббота. Встал пораньше и окончил все бумаги вовремя. Погулял до докладов. Принял только Сухомлинова и Фредерикса. Он, Ольга А(лександровна) и Эристов (деж.) завтракали. Сделали хорошую совместную прогулку. Мороз опять увеличился и дошел вечером до 18°. Поехали ко всенощной в полковой собор. Обедал Эристов. В 9 1/2 на вечер к Ане. Там были: Злебов, Бутаков, Столица, Шведов и Зборовский. Сладкопевцев рассказывал очень забавные вещи. После чая и закуски вернулись в час. 5-го января. Воскресенье. Мороз с 20° дошел к вечеру до нуля. Пошли к службе в походную церковь. Святую воду подносили: мне А. С. Танеев, Аликс — Димка Голицын. Оба завтракали с нами. Погулял с детьми. В 6 час. у меня был Маклаков до самого обеда. Занимался вечером и потом читал Аликс вслух. 6-го января. Понедельник. В 10 1/4 поехал ясным утром в город; там стоял густой туман целый день. В 11 час. пошел в церковь и после обедни на Иордан. По относе знамени и штандартов, вернулся в Малахитовую и сел завтракать с девятью членами семейства. Принял у себя Григоровича. Посетил тетю Михень и поехал к Мама. Застал у нее Аликс и Алексея. Приехали в Царское Село в 6 1/2 ч. Обедал Кедров (деж.). Читал бумаги. 7-го января. Вторник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010