Остальные материалы Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них - деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору - поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, - после церкви Рождества Иоанна Предтечи. далее... В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого. далее... Единственная в Москве церковь, освященная во имя св. Ермолая, стояла до революции на Большой Садовой улице рядом со станцией метро " Маяковская " на том месте, где сейчас разбит небольшой сквер между двумя огромными " сталинскими " жилыми домами. Память именно об этой церкви осталась в старомосковском имени тихого тверского переулочка - Ермолаевского, который, пересекаясь с Малой Бронной, упирается в Патриаршие пруды. далее... Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. далее... Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом. далее... Замечательная московская церковь во имя свв. Кира и Иоанна стояла до революции на Солянке. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника, она была поставлена в честь восшествия на русский престол императрицы Екатерины II, которое состоялось в день памяти святых Кира и Иоанна 28 июня (11 июля) 1762 года. Этим и объясняется столь редкое для Москвы посвящение храма.

http://pravoslavie.ru/47.html

Тучково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первый деревянный храм Успения Божией Матери был построен в 1679 году на погосте Картино, входящим ныне в пос.Тучково. Храм сначала входил во владения Чудова монастыря, а затем в составе с.Картино был приписан к вотчинам Святейшего Патриарха. Со временем деревянный храм обветшал и на его месте в начале ХХ в. на пожертвования предпринимателей и простых людей был построен большой величественный храм из красного кирпича. Освящен в 1913 году. В 1930-е годы храм был закрыт и разрушен. В 1990 году начались восстановительные работы и регулярные богослужения. Учитывая огромные размеры храма и сравнительно небольшой приход, сделать пока удалось немного. Деревянный храм Успения Божией Матери на погосте Картине, " на царя и великого князя земле на р. Москве " Звенигородского уезда Угожского стана, впервые упоминается в документах в 1593 г. В Смутное время он был уничтожен. По писцовым книгам 1624 г. значится, что пашня церковная лесом поросла. Восстановлен в 1679 г. В 1701 г. построена новая, вероятно, по случаю ветхости прежней, церковь. Об этом имеется указание в записной книге о выданных антиминсах за 1701 г. " Апреля в 9 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Звенигородский уезд в Угожский стан, в новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; тоя ж церкви поп Иаков антиминс взял и расписался. В 1715 г. погост Картин, названный селом, состоял в числе вотчин Святейшего Патриарха. В 1825 г. 2 марта было подано прошение приходских людей управляющему Московской митрополией архиепископу Дмитриевскому Филарету, в котором они сообщают, что " ...означенная наша церковь деревянная на каменном фундаменте довольно тверда и только один угол повредился венца на два " и просят разрешить отремонтировать храм. Когда старый деревянный храм окончательно обветшал, было решено построить каменный. Была образована строительная комиссия и начат сбор средств. Не все начинатели благого дела дожили до освящения храма, умерли член комиссии А.В. Смирнов и неутомимый сборщик средств Ф.Я. Качевский. Настоятель храма о. Николай Смирнов, церковный староста Г.М. Крутиков и член комиссии А.Е. Ильин продолжили строительство. Оно велось по проекту епархиального архитектора Н.Н. Благовещенского на средства жертвователей П. Калинина, Е.А. Красильщикова, В.А. Лемана, В.Ф. Дубровина, Н. и П. Волхонских, Н.С. Боруцкой, И.П. Павлова, Н.Д. Юдина и многих других. Епископ Серпуховской Анастасий помогал средствам и он же потом освящал храм. Игуменья Московского Вознесенского монастыря Евгения пожертвовала некоторую церковную утварь и иконы, накануне освящения храма прибыла депутация общества хоругвеносцев Московского Вознесенского монастыря с хоругвями, пожертвованными обществом храму.

http://sobory.ru/article/?object=05163

Соборование в московских храмах 16-22 марта Где в Москве собороваться на этой неделе? 16 марта, 2015 Где в Москве собороваться на этой неделе? Расписание соборований в московских храмах на эту неделю — 16-22 марта 2015 года. Казанский собор на Красной площади — 21 марта, суббота, 14-00 Донской монастырь (Донская площадь 1-3)  17 марта, вторник, 10-00 — храм прп. Серафима Саровского 17 марта, вторник, 18-00 — Большой собор 19 марта, четверг, 18-00 — Большой собор Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Алтуфьевское шоссе, дом 147) — 17 марта, вторник, 12-00 Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) (Б. Никитская, дом 18) — 18 марта, среда, 18-00 Храм Вознесения Господня в Сторожках (Большое Вознесение) (Б. Никитская, дом 36) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм Покрова Богородицы в Медведково (ул. Заповедная, д. 52А) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, д. 2, стр. 1) — 18 марта среда, 18-00 Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при институте МОНИКИ (ул Щепкина, 61) 19 марта, пятница — 15-00 22 марта, воскресенье — 13-00 Московское Подворье Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская, дом 52) — 22 марта, воскресенье, 15-00 Храм Живоначальной Троицы в Конькове (Профсоюзная ул., 116) — 18 марта, среда, 13-00 Храм свт. Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д.14) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) ) — 20 марта, суббота, 11-30 Храм Живоначальной Троицы в Останкино ( ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2 ) — 22 марта, воскресенье, 13-00 Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице, 18 марта, среда  в 17:00 Храм в честь царя страстотерпца Николая в Аннино (Варшавское ш. 160), 21 марта, суббота в 13:00 Храм Евфросинии великой княгини Московской в Котловке (Нахимовский проспект, дом 8), 19 марта, четверг,  18:00 Даниловский монастырь (ул. Даниловский Вал, 22), Троицкий собор, 19 марта, четверг, 17:00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

далее... В старой Москве были две дожившие до наших дней церкви с приделами, освященными в честь св. Климента папы Римского. Одна из них, прекрасно сохранившаяся, находится в Замоскворечье, другая, в обезображенном виде, стоит в самом начале Варварки. В обеих церквях Климентовские приделы известны еще с XVII века. далее... В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины. Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным. Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле - как домовый храм цариц, царевен и великих княжон. далее... В 1722 году, согласно особому петровскому указу, день Введения во храм Пресвятой Богородицы включили в список церковных и государственных праздников, в дни которых высочайше запрещалось работать и торговать. Самая знаменитая Введенская церковь в Москве, выдающаяся своей славной историей, находилась на Большой Лубянке перед угловым с Кузнецким мостом серым домом, рядом с нелепым памятником Воровскому. К несчастью, она была разрушена большевиками и вошла в скорбный список церквей, уничтоженных в самом начале советской эпохи - одной из первых в Москве. далее... Церковь святого апостола Филиппа, по главному престолу Воскресенская, находится в тихом Филипповском переулке. В 1817 году старинный храм был обращен в Иерусалимское патриаршее подворье. И поэтому вновь перестроенный храм обретает черты сходства с самим иерусалимским храмом Воскресения. далее... Церковь св. Феодора Студита у Никитских ворот, одна из старейших в Москве, находится близ храма Большое Вознесение. Она была построена в 1626 году по указу патриарха Филарета. Она стала его любимым местом успокоения и отдыха. В конце XVIII века эта церковь стала приходским храмом А.В. Суворова. В церкви Феодора Студита он сам читал Апостола и всегда особо поминал родителей, когда уезжал из Москвы.

http://pravoslavie.ru/47.html

При этом была изображена картина грандиозного несчастья, грозившего устюжанам от каменного града, когда они, вместе со св. Прокопием, все, от мала до велика, устремились в соборный храм Пресвятой Богородицы, и, по молитвам святого пред иконою Богоматери, спаслись от неминуемой опасности. Так праздновалось торжество освящения храма в Вознесенской церкви, распространенного и украшенного некоторыми ревнующими о благолепии святыни прихожанами. Следующую страничку приходской истории поможет восстановить нам Метрическая книга храма за 1878 г. В этом году на приходе родилось 13 мальчиков и 8 девочек, венчалось четыре пары. В данных об умерших обращает на себя внимание следующая запись: «Скончался в Сан-Стефано, предместий Константинополя, Действительный Статский Советник, князь Владимир Александрович Черкасский, 55 лет. От удара. Погребение совершал преосвященный Амвросий, Епископ Можайский, Викарий Московский, с собором духовенства и местным причтом. Погребен в Московском Даниловом монастыре». Скончался князь Черкасский 19 февраля, похоронен 15 марта. 1879 год. В этом году в приходе родилось лиц мужского пола 15, женского - 11. Венчалось 3 пары. Умерших - 10 лиц мужского пола и 13 женского. Среди умерших - «сын приходского священника, Кандидат прав Императорского Московского Университета Петр Гавриилов Сретенский. Скончался 7 мая от чахотки, в церковном доме. Исповедовал и причащал — Богоявленского монастыря иеромонах Поликарп. Погребение 11 мая совершал «Даниловского монастыря архимандрит Амфилохий с собором духовенства и местным причтом. Погребен на Даниловском кладбище». Как известно нам из некролога, в 1882 г. о. Гавриил приглашается для сотрудничества в Императорское Православное Палестинское общество. С этого времени храм «Малое Вознесение» становится известным не только широкому кругу москвичей, но и многим русским людям. Храм стал центром в Москве, где можно было узнать о Святой Земле, получить помощь для самого трудного для русского паломника пути к святыням Иерусалима. Большой четырехэтажный церковный дом становится местом, где в домашней обстановке встречаются у о. Гавриила члены общества из Москвы и Петербурга — историки, археологи, духовные лица, меценаты. А в 1888г., за 2 года до своей кончины, в паломническую поездку во Святую Землю отправляется сам о. Гавриил: посещает святые места земной жизни Спасителя, приносит бескровную жертву на Гробе Господнем. К числу забот о. Гавриила Сретенского о благолепии своего храма относится попечение о хоре: в годы его настоятельства своды храма оглашались пением одного из лучших столичных хоров, составленного из синодальных певчих (в приходе церкви Малое Вознесение находился Синодальный дом с проживавшим в нем Синодальным хором певчих).

http://sobory.ru/article/?object=02266

Лит.: Пшеничников А. , свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем мон-ре, в Москве. М., 1886. С. 90; он же. Краткое ист. описание первокл. Вознесенского девичьего мон-ря в Москве. М., 1894. С. 56; Церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», что в Моск. Вознесенском девичьем мон-ре. М., 1901. С. 8; Введенский Д. И. Во славу Богоматери «Всех скорбящих радости». Серг. П., 1906. В Богоявленском соборе в Елохове, упоминается архим. Иосифом (Левитским) как особо чтимая. По-видимому, это та икона, к-рая в наст. время находится в иконостасе левого придела собора и является списком с московской чудотворной иконы из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке, сделанным в кон. XVIII в. (в соборе особо почитается с 1731). В ц. Большого Вознесения, как чудотворная упомянута в списке московских чудотворных икон Д. Струкова (Список чудотворных икон в Москве//Моск. ЦВед. 1874. 45. С. 601). Очевидно, храмовая икона Скорбященского придела этого храма (1798-1816). Лит.: Иосиф (Левитский), архим. Путев. к святыне и священным достопамятностям г. Москвы и ее окрестностей. М., 1876. В Московской губернии В с. Ивановском в старой, разбиравшейся Георгиевской ц., по преданию, жительницей дер. Костюниной (Костино) Ириной Петровой была найдена икона «В. с. Р.». По совету матери Петрова просила принести ей богородичный образ, к-рый исцелил бы ее от болезни, о чем она узнала из вещих снов. После обретения иконы и благодарственного молебна женщина исцелилась. Чудеса от образа упоминаются во мн. публикациях XIX в., но без уточнения мест, где они происходили. Тем не менее в 1836 г. в с. Ивановском Дмитровского у. был построен храм в честь иконы «В. с. Р.», сохранивший в приделе Георгиевский престол, что указывает на 1-ю треть XIX в. как на время прославления образа. Лит.: Казанский П. С. Слава Пресв. владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 67-68; Тихомиров Е. А. Жизнь Пресв. Богородицы и сказания о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 191-193.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Вознесенский храм (Бурцево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский храм построен в 1730 году владельцем села М.С. Аничковым, на месте ветхой деревянной Тихвинской церкви, XVIII века. Архитектурный стиль кирпичного храма выполнен по образцу соборной церкви Донского монастыря. Содержание История [ править править код ] Вознесенская церковь построена тщанием Михаила Степановича Аничкова на месте ветхой деревянной Тихвинской церкви, существовавшей еще в 1705 г. Храм каменный, двухэтажный. Верхний придел освящен в честь Вознесения Господня, а нижний в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Постройка велась по образцу соборной церкви «в Донском монастыре, что в Москве». В 1788 г. храм отремонтировали, надстроив еще один ярус колокольни. Храм пострадал во время Отечественной войны 1812 г. По свидетельству А.И. Ильина 1912 г., «церковь была окрашена в рыже-красный цвет, внутри старины нет, все иконостасы переделаны. Верхняя церковь высокая, светлая, веселая, а нижняя темная, здесь старая изразцовая печь (ныне не сохранившаяся)». Рядом с храмом в то время стояла небольшая часовня, а также здание церковноприходской школы. С 1894 г. в храме служил священник Владимир Алексеевич Покровский, арестованный и расстрелянный в 1938 г. на полигоне в Бутово и погребенный в общей могиле. Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. В храме есть особо почитаемый образ священномученика Владимира. После ареста настоятеля храм был закрыт, осквернен и варварски разграблен. Здание использовалось как склад. В 1999 году храм вернули верующим, восстановлен и действует. С 7 января 2000 г. регулярно совершаются богослужения, налаживается церковная жизнь. Архитектура [ править править код ] Вознесенская (Тихвинская) церковь поставлена из кирпича - центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась тёплая Тихвинская церковь. Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объёму, приём расстановки малых глав по странам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. Третий ярус колокольни со шпилем надстроен в 1788 году. Жизнь прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_х...

Наро-Фоминский округ Материал из Азбука паломники Богоявленский храм (Верея) [ править править код ] Богоявленский храм построен в 1777 году на средства верейского купца М.Е. Седельникова в стиле барокко, на месте разобранной деревянной церкви. В 1782 году к храму была пристроена кирпичная колокольня. Храм является образцом церковного зодчества последней четверти XVIII века. В 1967-1969 годах под руководством архитектора-реставратора Н.Н. Свешникова проводились реставрационные работы, в 2007 году храм обновлен и благоустроен. В 1930 годы в храме служил псаломщиком Алексий Серебренников, в 1937 году он был арестован и расстрелян по приговору тройка НКВД. Погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой, ныне прославлен в лике святых новомучениках. Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, город Верея, ул. 19 января, д. 2. Подробнее... Вознесенский храм (Бурцево) [ править править код ] Вознесенский храм построен в 1730 году владельцем села М.С. Аничковым, на месте ветхой деревянной Тихвинской церкви, постройки начала XVIII века. Двухэтажное кирпичное здание храма имеет своеобразную композицию, при которой рукава креста равны по высоте центральному объему, прием расстановки малых глав по сторонам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. В 1788 году храм отремонтировали, надстроив третий ярус колокольни со шпилем. Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, деревня Бурцево, д. 120. Телефон: +7 (496)342-70-74 Подробнее... Входо-Иерусалимский храм (Верея) [ править править код ] Входо-Иерусалимский храм построен в 1667 году на высоком живописном берегу реки Протвы, при Патриархе Иоакиме. Изначально имел статус собора Спасского монастыря. Храм Является памятником федерального значения, относится к древнейшим строениям Московской области. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени - четырёхугольное здание (четверик) с пятью главками на глухих барабанах. Маковки, покрытые во время реставрации в 1960-м году деревянными лемехами, в XXI веке были демонтированы и заменены на медный лист, так же как и покрытие кровли, трёх апсид и звонницы. Верхняя часть фасадов украшена рядом ложных закомар и аркатурными поясами. С северо-западного угла к храму примыкает восьмигранная шатровая колокольня. Именно шатёр делает её чрезвычайно узнаваемой и, бесспорно, относит к XVII веку.

http://azbyka.ru/palomnik/Наро-Фоминский...

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что " не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь " . Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма. В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: " ... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве " . А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье " Святой Мартин на Большой Коммунистической " : " Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов " . В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

http://sobory.ru/article/?object=02328

В настоящее время в Церкви Вознесения Господня проводятся богослужения, продолжаются реставрационные работы. 1992 году отец Евгений окончил заочное отделение Московской Духовной Семинарии, после чего был переведён в село Баскаково Гагаринского района Смоленской области,на приход храма Преображения Господня. Трудами о. Евгения возведена часовня Параскевы мученицы, празднование Крестным ходом совершалось в девятую неделю по ПАСХИ. С 1997года о. Евгений служит в Москве в храме Рождества Иоанна Предтечи, что в селе Ивановсое. В 2002г. О. Евгений переходит во Владимирскую епархию. Архиепископ Евлогий назначил времным настоятелем в Преображенский храм с.Смольнево Киржаческого района, а впоследствии в село Ново-Воскресенское штатным настоятелем прихода. Храм Вознесения Господня был капитально разрушен. В 1997году храм возвращен верующим. Были восстановлены своды и колонны, иконостасы двух приделов, Архангела Михаила и Стефана Махрищеского, и основного Вознесенского. В 2012-14гг. завершено восстановление церкви. Настоятелем храма является протоиерей Евгений Сергеевич Аносов. В настоящее время в церкви Вознесения Господня проводятся богослужения. Из книги иеромонаха Даниила (Сычёва). Вязьма. Очерки истории. - Москва, 1997  Нововоскресенское - деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения. Село расположено в 24 км на юго-восток от города Александрова. «Село Воскресенское находится в Александровском уезде, отстоит от губернского города в 139 верст. и от уездного в 19 верст». Это село очень древнее. После большой смертности, бывшей во время моровой язвы на Руси в 1423-1426 г.г., священников по селам, вероятно, осталось немного в живых, а потому Троице-Сергиев монастырь посылал к приходским церквам для богослужения и монахов; так, во второй четверти XV в., в качестве постоянных приходских священников, «служили игумены» - в соседнем с селом Сватковым, селе Воскресенском. До революции являлось селом - центром Ботовской волости Александровского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=06644

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010