Пс.17:4 .  Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь. «Хваля призову Господа и от враг моих спасуся». Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов. Пс.17:5 .  Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня. Пс.17:6 .  Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. «Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя». «Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя». Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. Потоками же беззакония наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно, так Саул и другие враги производили на него набеги. Сетями же смертными назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно. Пс.17:7 .  В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. «И внегда скорбети ми, призвах Господа и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его». Когда осаждало меня столько бедствий, пренебрегши всякое человеческое пособие, призвал я Божественную помощь, и не обманулся в надежде, потому что Бог немедленно приял мои моления. Разумеет же здесь не храм рукотворенный, который не был еще тогда построен, потому что Соломон соорудил его после сего, но назвал храмом небо. Пс.17:8 .  Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог]; Пс.17:9 .  поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. «И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Часто говорят: «Иисус умер за грехи всех людей. Он был наказан за них». И это правда. Но это правда более внешняя, формальная. Он не просто пострадал и умер за грехи и пороки наши. Он не просто из-за нас умер, но Он взял болезни, грехи и проклятие наше на Себя и в Себя. Он взял на Себя не только наказание за грех, но и сам грех . Он не только «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», но и «Господь возложил на Него грехи всех нас» ( Ис.53:5–6 ). «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), а не только наказание за грех мира. Вот древний прообраз: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» ( Лев.16:21–22 ). Спросят: «Как мог Христос взять на Себя грехи, а не наказание только?» Ответим: «А как мог взять их на себя козёл отпущения?» Но козёл взял прообразовательно, а Христос – реально. Страшная реальность... Поэтому и освобождает нас Христос не просто от наказания за грех , а от самого греха. Взяв на Себя, освобождает нас, если мы возрождаемся во Христе. Эту же тайну являл древний русский обряд при исповеди. Священник склонял голову, а кающийся возлагал руки свои на шею священника и исповедовал грехи свои. Священник не просто объявлял кающегося прощённым, но, имея в себе Христа, он, как жертвенное животное, принимал их на себя. Христос пережил и выстрадал наши телесные и душевные болезни. Все наши муки Он реально ощутил в Себе и на Себе. «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» ( Ис.53:4 ). Он выстрадал наши грехи. Каждый грех людской Он ощутил в Себе. Это немного могут понять матери. Они не просто из-за проступка детей бывают порицаемы людьми (например: в школу вызвали), но они мучаются в своей совести за грех ребенка. Так мучился Христос в Своём Сердце за наши грехи. Он испытывал все муки совести людской. Он в себе пережил проклятие наше. Он был искушаем. (Ев.2:18). Все бесовские греховные искушения, какие они только есть и были за все тысячелетия, – все обрушились на Него. И со всеми ими Он боролся. Он боролся с искушениями бесов, с грехами, страстями, пороками, болью, болезнями, проклятием, дыханием смерти... Он боролся со всеми муками ада... Он испытал весь огонь геенны... Все угрызения неумирающего червя...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это – видимая для всех, славная сторона дела. Но что происходило невидимо в то самое время, когда больные радостно получали вожделенное здоровье и прославляли Исцелителя? – Эту тайну приоткрывает слово Божие устами пророка Исайи. Оказывается, ничто на земле не исчезает бесследно: в том числе и наши немощи, и наши болезни, и тем более наши грехи, как их прямая причина. Все это – пребывает либо на нас, либо на том, кто согласится взять их на себя. Господь и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Это очень трудно осмыслить, не зря же Бог за тысячи лет начал психологически готовить людей к пришествию Агнца Божия, призванного взять на Себя грех мира. Чтобы с разных сторон осветить сущность предстоящей всемирной, всеобъемлющей жертвы, в ветхозаветной религии были установлены разные виды жертв. Была жертва всесожжения, когда жертвенное животное полностью сожигалось. Была жертва мирная, когда все участники жертвоприношения вкушали приготовленное мясо закланной жертвы. И была регулярно приносимая жертва за грех всего народа: возложив руки на голову животного, первосвященник исповедовал «над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их и все грехи их». После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую… в пустыню» ( Лев. 16:21–22 ). Невозможно одно и то же животное и принести во всесожжение, и употребить в пищу, и отпустить, чтобы оно понесло на себе грехи. Господь же принес Себя во всесожжение послушания Отцу и в то же время дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь. Но также Он и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Поэтому все время Своей жизни на земле Он испытывал чувство неприкаянности, чувства изгнанничества. И когда один книжник выразил готовность следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, Господь сказал: «лисицы имеют норы, а птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу». Хотя фактически это было неправдой, ведь многие из учеников с радостью дали бы Ему приют, да и просто желающих видеть Его под своим кровом было немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

2 . Мы возвестили, что Отрок пред Ним, как корень в жаждущей земле: нет у Него ни вида, ни славы, и мы видели Его: и не имел Он ни вида, ни красоты. 3 . Но вид Его бесчестен, умален более всех сынов человеческих; человек, находящийся в язве, умеющий претерпевать 709 болезни, так что отвращались от лица Его, Его бесчестили и ни во что не ставили. 4 . Он грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он находится в бедствии и язве и страдании – от Бога 710 . 5 . Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши, наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его мы исцелились. 6 . Все мы, как овцы, блуждали: каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехи 711 наши. 7 . А Он, несмотря на мучение, не отверзает уст Своих: как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 8 . Во уничижении Его суд Его совершился 712 . Род же Его кто разъяснит? Ибо берется от земли жизнь Его, за беззакония народа Моего отведен на смерть. 9 . И предам лукавых за погребение Его и богатых за смерть Его 713 , ибо Он не совершил беззакония и не было лести в устах Его. 10 . И Господу угодно очистить Его от язвы; а когда Он предан будет 714 за грех , душа ваша узрит долговечное потомство. 11 . И Господу угодно Своею рукою удалить страдание 715 от души Его, явить Ему свет и даровать разум 716 , оправдать Праведника, послужившего ко благу многих. И грехи их Он понесет. 12 . Посему Он получит в наследие многих и разделит добычу с сильными, за то, что на смерть предана была душа Его, и Он причтен к беззаконникам, и Он грехи многих понес и за беззакония их предан. 717 713 Так понимают Кир. Алекс., Феодор., Иерон. и видят предание врагов Христа, в наказание за уничижение и смерть Его, страданиям от римлян и других народов. 714 Слав. аще дастся о гресе соотв. греч.: ν δται – в изданиях алекс., у Иустина, Фильда; а распространенное чт. ν δτε, по изъяснению Кир. Алекс., значит если принесете жертву. 715 Слав. отъяти болезнь соотв. греч. φελεν τν πνον в компл., а обычно π το πνου – от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

    «Ум покрылся струпьями, тело — болезнями, сам дух — в недугах, слово изнемогает, жизнь умертвилась, конец — при дверях. Итак, что будешь делать, душа моя окаянная, когда придет Судия, чтобы испытать твои дела?»     Ум мой, Господи, покрылся струпьями, как тело нищего Лазаря, и даже «псы» не приходят ко мне, как приходили к нему, чтобы «лизать струпья» его (Лк. 16:20—21).    Тело мое от великой милости Твоей «вразумляется болезнью» (Иов. 33:19), но острупленный ум не находит в этом вразумлении для себя врачевания.    Посмотри, душа моя: «что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30:15), — так говорит тебе Господь. Что же не внимаешь ты Ему?    И дух твой недугует, подобно жене Иовлевой, безумно вопросившей мужа своего: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Так сильно недугует он, что не может найти в себе силы, чтобы отогнать от себя искушение словами праведного Иова: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:9—10).    Самое слово изнемогает и жизнь умертвляется грехами твоими, ведь каждый содеянный тобою грех оставляет в тебе всё меньше и меньше места для жизни, забирает всё больше и больше места для смерти, ибо именно «грехом смерть входит в мир» (Рим. 5:12).    Не видишь ли учительного смысла болезней твоих и печалей? Не помнишь ли, как сказал некогда Господь, что болезни попускаются в мир для того, чтобы «явились на недугующих дела Божии» (Ин. 9:2—3)?    Но ты, грешный человек, подобно древнему неразумному царю, «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16:12).    Прав, как прав был владыка Антоний, говоря: «Мы не умеем ни каяться, ни радоваться по-настоящему, нам надо учиться тому и другому»!    Прав, ибо «раскаяние — это еще не покаяние; обнаружить в себе грех и греховность — надо, но только над ними плакаться — недостаточно. Если мы действительно понимаем, что Бог может нас исцелить — по слову Исаии пророка: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю» (Ис. 1:18), — если только мы в это верим, то мы должны от греха вырваться к Живому, спасающему нас Богу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог ни в коем случае не причиняет людям болезни, страдания и смерти, но напротив, даже их, эти дьявольские орудия разрушения, Он преобразует в средства для нашего спасения. Только в этом смысле и можно сказать, что «Бог посылает болезнь». Когда заболевает христианин, он должен сознавать, что болезнь его вызвана грехом, не только его собственным, но и всего мира. Он должен утешаться мыслью, что через промысел Божий и спасение Христово он может быть исцелён от болезни, чтобы ещё послужить на земле Богу и человеку и исполнить свою жизнь по замыслу Божию. Даже и сама его болезнь может быть средством служения Господу. Если мы несём свои немощи праведно, мужественно и терпеливо, с верой, надеждой и даже радостью, то становимся величайшими свидетелями Божьего спасения в этом мире. Ничто не может сравниться с таким терпением, ибо прославление Бога в страдании и немощи есть наибольшее из всех приношений, которое только человек может сотворить из своей жизни на земле. Все святые страдали от каких-либо телесных немощей. И все они, даже те, которые исцеляли своими молитвами других, никогда не просили исцеления для себя. И самый очевидный пример – это пример Самого Иисуса.Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… Но Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… и Господь возложил на Него грехи всех нас… ( Ис. 53 ; Пс. 21,37 )Христос «предал душу Свою на смерть» ( Ис. 53.12 ), едва начав четвёртый десяток лет Своей жизни. Многие святые жили тоже недолго, и почти все они страдали, как, например, апостол Павел, от «жала плоти», которое, как мы понимаем, было его телесным страданием.Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи…» ( 2Кор. 12.7–10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Будет ли этот конец света ужасным событием, которое надо пытаться отодвинуть, или напротив, радостным? В конечном итоге — невероятно, немыслимо радостным. Бог окончательно победит мировое зло, и Его верные войдут в мир, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4) Но этой окончательной победе Божией будет предшествовать время тягчайших испытаний — когда силы зла достигнут своего наибольшего могущества, и их победа будет казаться окончательной, вся земля будет подчинена Антихристу — чудовищному, демоническому тирану, слабыми и бледными прообразами которого были великие диктаторы ХХ века. Он будет принуждать всех людей поклоняться ему, как божеству. Эти события пока не развернулись по той причине, что «[Бог] долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Наступит время, однако, когда долготерпение закончится — потому что в нем больше не будет смысла. Зло и противление Богу в мире достигнет своего предела — когда те, кто мог бы покаяться войти в Церковь Христову, уже сделают это, а те, кто закоснеют во грехе, отвергнут всякую возможность спасения. Земля перестанет приносить плод свой — человечество перестанет приносить Богу святых. Антихрист воздвигнет жесточайшие гонения на христиан, и всех, кто ему воспротивится — но его беззаконное правление продлится недолго, Господь Иисус вернется во славе, чтобы совершить последний суд, и ввести Своих верных в блаженную жизнь будущего века. Поэтому мы хотим возвращения Господа — но мы и скорбим о тех тяжелейших временах, которые будут ему непосредственно предшествовать. Это можно сравнить с физической смертью отдельного человека — мы знаем, что благочестивый человек попадет в рай, и возрадуется во веки, но мы не желаем ему мучительной болезни и смерти, и ведем его к врачу, когда первые признаки такой болезни появляются. Мы знаем, что за последними тяжкими днями, когда земля преисполнится зла и беззакония, последует возвращение нашего Господа. Но мы противимся злу и беззаконию — ради нашего вечного спасения, и вечного спасения других.

http://pravoslavie.ru/108417.html

Псалом 17 В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули. У Давида, кроме внутренних врагов – Саула, Авессалома и других, были еще внешние враги – Филистимляне, Сирияне, Идумеяне, Аммонитяне и Моавитяне, с коими Давид входил в столкновение, поборал и подчинял их. Псалом написан по усмирении всех сих врагов. Во 2-й книге Царств (гл. 22) читается сей самый псалом, с малою переменою слов, после победы над Филистимлянами – в Гефе. Тогда, думает Абен – Езра, и написан сей псалом, как благодарственная песнь. Св. Ап. Павел приводит слова сего псалма (ст. 50), как пророчество о призвании язычников, а потому Отцы и учители Церкви видят в сем псалме, кроме благодарения за победу, пророчество о призвании язычников (см. Рим. 15:9 ) и об отвержении Иудеев. Афанасий, бл. Феодорит, бл. Иероним видят в победе Давида над врагами победу Спасителя и Церкви Его над Иудеями и язычниками. Из всех псалмов сей псалом отличается возвышенными и истинно-поэтическими изображениями гнева и помощи Божией. 2 . 3. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Сих слов нет во 2Цар. 22:2 , – где сей псалом прямо начинается: Господи каменю мой, утверждение. «Давид, – говорит св. Аф., – сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь». Слова: крепость, утверждение, прибежище, Избавитель, Помощник, Защититель, рог спасения, Заступник, означают, по бл. Феодориту, благодеяния Божии и разные блага в деле спасения от врагов, полученные Давидом. С Евр. 2 -й стих: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя»; ст. 3: «Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое». 4 . С Евр.: «Призову достопокланяемого Господа, и от врагов моих спасусь». 5 . 6. Одержаша мя болезни 113 смертныя, т.е. сильные болезни или душевные скорби, сокрушающие силы, приводящие к смерти и низводящие во ад, т.е. в могилу, потому в следующем стихе называются болезням адовыми: болезни адовы обыдоша мя. «Болезнями смертными и адовыми, – говорит бл. Феод., – называет угрожающие смертию опасности». Потоцы беззакония смятоша мя, т.е. множество беззаконий смутили меня. «Потоками беззакония, – говорит бл. Феод., – наименовал несправедливые и частые нападения врагов, которые подобно потоку, устремились на Давида и окружили его». С Евр.: «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня». «Потоцы беззакония, – говорит св. Афанасий Ал., – суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями». Предвариша мя сети смертные. Бл. Феодорит под сетями смертными разумеет засады; ибо «что сеть для бессловесных: то для воюющих засада». С Евр.: «Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Ум покрылся струпьями, тело – болезнями, сам дух – в недугах, слово изнемогает, жизнь умертвилась, конец – при дверях. Итак, что будешь делать, душа моя окаянная, когда придет Судия, чтобы испытать твои дела?« Ум мой, Господи, покрылся струпьями, как тело нищего Лазаря, и даже »псы " не приходят ко мне, как приходили к нему, чтобы «лизать струпья» его ( Лк. 16, 20–21 ). Тело мое от великой милости Твоей «вразумляется болезнью» ( Иов. 33, 19 ), но острупленный ум не находит в этом вразумлении для себя врачевания. Посмотри, душа моя: «что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» ( Иер. 30, 15 ), – так говорит тебе Господь. Что же не внимаешь ты Ему? И дух твой недугует, подобно жене Иовлевой, безумно вопросившей мужа своего: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Так сильно недугует он, что не может найти в себе силы, чтобы отогнать от себя искушение словами праведного Иова: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов. 2, 9–10 ). Самое слово изнемогает и жизнь умертвляется грехами твоими, ведь каждый содеянный тобою грех оставляет в тебе всё меньше и меньше места для жизни, забирает всё больше и больше места для смерти, ибо именно «грехом смерть входит в мир« ( Рим. 5, 12 ). Не видишь ли учительного смысла болезней твоих и печалей? Не помнишь ли, как сказал некогда Господь, что болезни попускаются в мир для того, чтобы »явились на недугующих дела Божии» ( Ин. 9, 2–3 )? Но ты, грешный человек, подобно древнему неразумному царю, «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» ( 2Пар. 16, 12 ). Прав, как прав был владыка Антоний, говоря: «Мы не умеем ни каяться, ни радоваться по-настоящему, нам надо учиться тому и другому» 1709 ! Прав, ибо «раскаяние – это еще не покаяние; обнаружить в себе грех и греховность – надо, но только над ними плакаться – недостаточно. Если мы действительно понимаем, что Бог может нас исцелить – по слову Исаии пророка: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» ( Ис. 1, 18 ), – если только мы в это верим, то мы должны от греха вырваться к Живому, спасающему нас Богу» 1710 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Экстериоризацией смерти, зла, живущего в сердцах человеческих, должна быть выявлена и укреплена человеческая свобода преодоления зла и смерти. От этого – все трудности мира и все его болезни! Но они не к смерти, а к славе Божией (Ин. 11,4). Плуг вспахивает землю под зерна вечности. Цепы молотят хлеб Жизни, отделяя зерно от мякины. Создав человеческую свободу (положив именно в ней Свой «образ»), Творец допускает наше самоволие, рождаемое нами из драгоценной нашей свободы… Выбор между добром и злом только допускается Богом, а выбор человеком Божией правды благословляется. И в этой именно борьбе внутри самой свободы выявляется сущность человека. Обнаружение внутреннего зла, допущение внешней власти антирелигиозников, материалистов, замышляющих превратить тот или иной народ или коллектив людей в трамплин для прыжка воинствующего материализма в мир, – вызов всем людям, не только данной страны, но и всего мира. Это призыв всего человечества к Богу. Допуская демонов вселяться в свиней (образ вселения зла в какой-либо коллектив или государство), Творец обнаруживает перед глазами людей реальность того духовного, невидимого зла, в которое многие еще не верят. Этим указывается каждому человеку необходимость восстать против демонов тьмы, облечь свое сердце в Божий Свет. Личное, коллективное, общественное и государственное беззаконие доводится в истории до его логических и метафизических последствий, чтобы добро сделалось еще более горячим. «Теплохладное» же добро все время извергается из Божиих уст», лишается в истории самого имени добра, и на смену этому неистинному, лицемерному добру приходит откровенное зло – да воспрянет сердце человеческое! «Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 15,19). Понимание того, что та или иная физическая или социальная болезнь допущена свыше, не может, конечно, помешать самой активной борьбе против этой болезни. Как физические, так и социальные свои болезни человек призван лечить всеми доступными ему средствами, предочистив себя покаянием и преданностью в волю Божию. Не лекарства, не доктора сами по себе, не хирургические ножи вылечивают человека, общество или народ, но сила жизни, от Бога исходящая. Она исцеляет, живит, воскрешает непосредственно и через лекарства, докторов, хирургические ножи… Таково теоцентрическое сознание, столь нужное всем; от него все отпадают люди, но к нему призваны возвращаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010