Апостол, как человек духовный, хорошо понимал, что коринфские христиане не способны к воспринятию высшей мудрости Евангельской. Они были «плотские» ( σαρκικο – по Textus Receptus или, лучше σρκινοι – " плотяные», по тексту Александрийскому и нашему славянскому). Этот эпитет – менее резкий, чем эпитет «душевный» ( ψυχικς). Душевный человек – это человек в его естественном состоянии, а коринфяне были люди, возрожденные св. крещением, и имели уже дарования Духа ( 1Кор.1:5, 7 ). Человек же плотской или плотяный – это просто обозначение известной, необходимой стадии развития христианина, которая тут же обозначается как «младенчество во Христе». Дурного в этом состоянии собственно ничего нет – человек, со временем, с этой стадии перейдет на другую, высшую. Ап., след., здесь не обличает коринфян, а только констатирует тот факт, что их христианское развитие несколько приостановилось на первой своей ступени. Коринфяне, если они и плотяные, – еще не «рабы плоти»: они только слишком чувствительны к приятным и неприятным впечатлениям. Так некоторые из них приходят слишком быстро в восторг от того, что слушают говорящего языками ( 1Кор.14:20 ), – это, по апостолу, люди, похожие на младенцев, живущих еще часто плотскою жизнью. Точно также под эту категорию справедливо подводит здесь Ап. тех, кто пленяется внешними приемами проповедника-учителя веры и из-за привязанности к нему унижает других проповедников. – «Молоком». Здесь разумеется простая проповедь о распятом Христе и о последствиях Его смерти для человечества. Это необходимо было знать каждому человеку, обращавшемуся в христианство. – «Твердою пищею», – т. е. высшею Евангельскою мудростью, которая дает уразумение планов Божественного домостроительства. – «И теперь не в силах». Этому как будто противоречит то обстоятельство, что Ап. в XV-й гл. нашего послания говорит с коринфянами по вопросам христианской эсхатологии так, как бы он мог говорить только с людьми опытными в христианском познании. Но, собственно говоря, в XV-й главе нет ничего такого, что не было бы доступно и пониманию простых христиан. Притом, там было уже необходимо апостолу вдаться в разъяснения, более обстоятельные, в виду отрицания возможности всеобщего воскресения. Наконец, заявление Ап. Павла о плотском состоянии коринфян нельзя понимать как относящееся ко всем, без исключения, коринфским христианам...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 29 «Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». ( Мф. 9:1–2 ) Изъяснение 9:1–8. Матфей и Иоанн говорят о двух различных расслабленных. – Христос подтверждает свое божественное достоинство и равночестие с Отцом чрез отпущение грехов, обнаружение тайных мыслей врагов и исцеление расслабленного. – Врагов истины должно исправлять с кротостью. 1. Собственным городом Иисуса евангелист называет здесь Капернаум. Город, в котором Христос родился – Вифлеем; в котором воспитан – Назарет; а в котором имел постоянное пребывание – Капернаум. Расслабленный, о котором здесь говорится, не тождествен с упоминаемым у Иоанна. Тот лежал при купели, а этот в Капернауме. Тот страдал тридцать восемь лет, а об этом ничего подобного не сказано. О том никто не заботился, а у этого были люди, заботившиеся о нем, которые и принесли его ко Христу. Этому Спаситель сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои», а тому: «Хочешь ли быть здоров» ( Ин. 5:6 )? Того исцелил в субботу, а этого не в субботу; иначе иудеи не упустили бы случая обвинить Его. При исцелении этого, они ничего не говорили, а за исцеление первого не переставали гнать Его. На эти различия я указал не напрасно, но для того, чтобы кто-либо, приняв обоих расслабленных за одно лицо, не подумал, что евангелисты разногласят между собою. Но обрати внимание на смирение и кротость Господа. Он и прежде отдалял от Себя народ, и когда жители страны Гадаринской не хотели принять Его к себе, Он не воспротивился им, но удалился от них, хотя и не далеко. И взошед опять на корабли, переправился на другую сторону, тогда как мог сделать это и без помощи корабля. Он не всегда хотел творить чудеса, чтобы не нарушить порядка Своего домостроительства. Матфей говорит только, что расслабленного принесли; а другие евангелисты прибавляют, что принесшие раскрыли и кровлю и, спустив больного, поставили его пред Христом, не говоря ничего, а все оставляя на волю Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа на вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского С дерзновенною надеждою на помощь Св. Духа я занимаю проповедническую кафедру, не стыдясь своего убожества: будучи расположены к бедным, вы по чувству любви пожалеете меня. Будучи беден, обращаюсь к богатым, не одержимый недугом попрошайничества, но стремясь насытить желание вашей богобоязненной души. Я забываю о своей слабости, о скудости своего слова, при виде этих прекрасных и любезных зрителей: ведь я знаю, что не как ценители моих речей, или не как зрители состязаний, вы собираетесь сюда, но как отцы работаете вместе с сыном. Я говорю языком, а вы сердцем просите у Бога, чтобы мне дано было слово во отверзение ( Ефес. 6:19 ); по любви к детям, вы принимаете наши труды за собственную славу. В надежде на это я без стеснения выступаю с речью: внимание с вашей стороны освобождает меня от нерешительности, святая молитва ваша превращает мое неведение в учение о добродетели. Впрочем, все это – только для вступления. А сегодня, препоясав чресла истиною, обувши ноги в готовность благовествовать мир, я вступаю в битву, не словами сражаясь против слов, не риторическим красноречием разрушая связь предложений, но тщательным исследованием божественного слова уничтожая искусные построения еретиков, как ткань паутины. Следующее место читается у Апостола: о глубина богатства и премудрости, и разума Божия! Яко не испытани судове Его, и неизследовани путие Его ( Римл. 11:33 ). Богатство Бога, по слову Апостола, в глубине лежит и в высоте познается, – в глубине по человечеству, а в высоте по Божеству. Так, именно, говорил Бог через Пророка к Ахазу, открывая домостроительство: проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину, или в высоту ( Ис. 7:11 ), в глубину – по отношению к домостроительству (воплощения), а в высоту – по отношению к учению о Боге. Как, именно, глубоко знамение – быть рожденным Девою, так высоко и предсказание, что от Бога Бог родится. И вот, брат, если ты станешь заниматься ненужным и любопытствовать, то ни высоты не поймешь, ни глубины не найдешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Бог творит историю через людей РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_45684.html 27 сентября 2007 Виктор Тростников Бог творит историю через людей 1600 лет со дня кончины святителя Иоанна Златоуста – 27 сентября, 407 год Источник:  http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070905.shtml Русский дом В связи с тем, что на 27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления свт. Иоанна Златоуста издревле перенесено на 26 ноября Слова и поучения Иоанна Златоуста – это прямое указание к правилам жизни. Помощь своим православным братьям, наставление их на путь истинный, радение о чистоте веры, а не забота лишь о собственной душе, – это становится смыслом пастырского служения последователей великого антиохийского святителя Из Новозаветного откровения, подробно прокомментированного и разъяснённого святыми апостолами, великими учителями Церкви и богодухновенными преподобными всех веков, мы знаем, что человеческая история есть не что иное, как Божественное Домостроительство, которое увенчается Страшным Судом и отделением пшеницы от плевел. Первые пойдут в закрома Господа, вторые – в огонь. На исторический процесс, в силу наличия у человека свободы, а значит и своеволия, могут накладываться случайные привходящие события, но движение от прошлого к будущему остаётся неизменным, и всё осуществится так, как задумано Творцом. Приняв это главное положение христианской историософии, зададимся вопросом: а какие земные силы, осознанно или неосознанно, работают на Божий Промысл? У большинства авторов, писавших на эту тему, мы находим такой ответ: есть две главные силы, содействующие Домостроительству, – духовная власть (Церковь) и светская власть (государство), которые в идеале должны действовать согласованно, образуя то, что император Юстиниан Великий назвал " симфонией " . Идеал этот, к сожалению, так никогда и не был достигнут, а бывали и такие времена, когда Богово и кесарево вступали в жестокие конфликты. Церковь и Государство действительно представляют собой два " приводных ремня " Вседержителя, но о третьем, не менее важном, почему-то почти не говорят, из-за чего картина Домостроительства получается неполной.

http://religare.ru/2_45684_1_21.html

Богословское наследие святителя Гурия (Карпова) Диссертация «О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ» Преосвященного Гурия, епископа Таврического и Симферопольского 5 Вселенская православная Церковь издревле верует, что сан епископа в Христовой Церкви есть учреждение божественное, есть власть учрежденная не для соблюдения только порядка или благочиния церковного, но власть священноначальствующая, высшая, важнейшая, существенно необходимая, от которой все степени священства получают и преемство и значение. В епископе Церковь видит Самим Богом открытый обильный источник таинств, необходимых для освящения и спасения, видит святителя, т.е. преемника и проводника божественной благодати, которая обильно течет чрез его святительские руки, поставляя для Церкви епископов и священников и диаконов, а чрез них – при совершении таинств – изливаясь и на всякую душу; видит главного, самостоятельного учителя вверенной ему паствы, истолкователя для нее слова Божия и всего божественного домостроительства; наконец в епископе же видит и наблюдателя за верным исполнением воли Божией, правителя Церкви, владыку. Выражая эту веру Вселенской Церкви, епископа обыкновенно мы называем преосвященным, т.е. таким лицом, которое благодатью Божией «преосвящено» 6 . Новые общества, возникшие из недр реформации, думают иначе. Верование Православной Церкви в богоучрежденность, существенную необходимость и высокое значение епископского сана им кажется не имеющим достаточного основания. Они говорят: 1) в Св. Писании не видно такого текста, который буквально выражал бы мысль Господню об учреждении этого сана; след., нет и основания думать, что это учреждение божественное. 2) В посланиях апостольских, говорят, встречается слово – епископ; но по точному смыслу контекста речи и параллельных мест должно заключить, что в первенствующей Церкви слова: пресвитер и епископ были однозначащи. Так, ап. Павел, обращая речь к призванным от него пресвитерам ефесским, называет их епископами и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Богослужение Православной Церкви зиждется на семи Таинствах, как дом премудрости Божией, утвержденный на семи столпах ( Притч.9:1 . 1Тим.3:15 ). Хотя неисчислимы действия благодати Божией на человека, как и Сам Господь сказал: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин.3:8 ); по Таинстве сем, потому что столько указано Священным Писанием и преданием. Если же действия благодати Божией беспредельны, а Таинств семь, то следует, что Таинства суть чрезвычайные средства сообщения Божества с человечеством. Таинства суть священнодействия, установленные Богом для получения, – как говорит Церковь , – высшей благодати Божией 87 , для совершенства нашей веры в Бога и любви к Нему, для совершенного примирения и единения с Ним. Ум и воля приемлющего Таинства покоряются уму и воле Творца и Спасителя, и притом не по исследованию и знанию, – ибо предмет Таинств неисследим и непостижим, – а по смиренной вере и любви. Но когда растленное естество человека, покоряясь благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, всецело предается ей: тогда действует и совершает Бог . Веруют и бесы ( Иак.2:19 ), но чужды благодати Божией, потому что Таинства, как непосредственные действия Бога, Который есть огнь поядающий ( Евр.12:29 ), для них недоступны, – страшны для непреклонной гордости их ума и воли. «Как осуществленное некогда на самом деле Спасителем домостроительство обновило вселенную, пишет Иеремия, святейший Патриарх Константинопольский, о Таинствах, так и ныне, созерцаемое постоянно, оно соделывает душу Божественной. Но как тогда, так и теперь оно не даровало бы никакой пользы, если бы не было созерцаемо и принимаемо верой; потому оно и было проповедано. Потому и Бог бесчисленными способами приводил людей к верованию в него. Но тогда, будучи проповедуемо, оно только созидало благоговение, веру и любовь ко Христу в душах благоприемлющих; а теперь, будучи благоговейно созерцаемо душами уже верующими, оно не производит только, как в первый раз, в них веру и любовь, но сохраняет, возобновляет и возвращает эти святые чувствования, уже лежащие в сердце; оно соделывает верных крепчайшими в вере, пламеннейшими в любви: ибо то, что оно сильно было соделать из несущего сущим, оно весьма легко может сохранять, возобновлять и возвращать» 88 . Таинства в отношении к жизни верующих

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Божественное Провидение предуготовило путь христианству в мир весь преложением священных книг ветхого завета с еврейского языка на еллинский, который был тогда всеобщим языком в образованном мире; потому сейже язык Духу Святому было благоугодно освятить так же словом благодати новозаветной, дабы орган сего спасительного слова был, сколько можно, слышнее и вразумительнее во всем мире. Но впоследствии, когда Господь открыл средоточия света Своего в различных народах, частныя церкви, по внушению Духа Святаго, представляли, во время свое, для слова Божия свои особенные органы, дабы и в каждом народе слово Божие, сколько можно, было слышнее и для всех вразумительнее. Так и славянские народы, просвещенные святым крещением получили славянскую Библию , не только книги нового завета, но и все ветхозаветныя: ибо пастыри славянских церквей видели неразрывную связь единства и целости между новым заветом и ветхим; и таже мысль Божественного домостроительства, которая произвела, как полный плод любви Божией к человекам, Библию на еллинском языке, явила и славянским народам Божие благоволение дарованием целой Библии на славянском языке. Известно же, что нынешний русский народ от прочих славянских народов отличен наречием, и Церковь Христова в нашем отечестве не славянскою, а российскою называется. Потому россияне, как уже получили особое ими и лице в царствии Божием, по законам онаго, долженствовали получить и Библию на российском наречии. В самом деле настало время, когда желания благочестивых душ совокупились в соизволении правителей Церкви, увенчались Монаршею волею, вознеслись, как молитвенный вопль российского народа, к премудрости Божией; и – слава Богу! вечная память и благодарность Государю Александру 1-му! российская Церковь имеет Новый Завет и книгу Хвалений на российском язык. Между тем благодать за благодатию, казалось, готова была изливаться на Россию; как слышно, Пятокнижие Моисеево уже предано было тиснению; уже готов был и сей светильник возсиять в Божией скинии... Где же ныне сей дар Божий? без сомнения, вопрошают многие, для которых слово Божие вожделеннее сребра и злата. Ужели поток благословений Божиих, открывшийся для России, сокрылся в землю, и не явится паки? И когда для сего великого благодеяния Божия снова откроется удобный путь, дабы оно достигло целости и полноты своей?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Божественный Апостол в одно и то же время писал к ефесянам и колоссянам, вручителем Послания употребив досточудного Тихика. Писал же Послания сии из Рима, избежав уже первой опасности. И сие дает видеть начало сего послания, потому что соучастником в послании соделал Павел и треблаженного Тимофея; а когда при Нероне совершил он первый подвиг, не было с ним никого из близких ему. Сие сам он делает известным в Послании к Тимофею: «В первый ответ никтоже бысть со мною» (2 Тим. 4:16). Да и когда он приближался к концу своей жизни, божественный Тимофей был не в Риме, а, вернее, в Азии; и сие яснее дает знать Второе писанное к нему послание. Ибо Апостол, сказав: «Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим. 4:6), чрез несколько слов говорит: «Потщися скоро приити ко мне» (2 Тим. 4:9), потом присовокупляет: «Фелон, егоже оставих в Троаде у Карпа, принеси с собою, и книги, паче же кожаныя» (2 Тим. 4:13). Иные говорят, что божественный Апостол, не видав еще колоссян, написал им сие послание, и стараются подтвердить то следующими словами: «Хощу убо вас ведети, колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти» (Кол. 2:1); но должно вникнуть в смысл сих слов, ибо Апостол хочет сказать: «Имею великую заботу не о вас только, но и о тех, которые не видели еще меня». А если бы прилагал попечение только о не видевших его, то значило бы, что не имеет никакой заботы о насладившихся уже его лицезрением и учением. Ибо в сем смысле должно было бы понимать сказанное Апостолом: «колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти» . Посему явно, что не о колоссянах сказал это, но с намерением подтвердить сказанное им выразился так: «Не о вас только великое попечение имею, но и о не видевших меня». Да и треблаженный Лука в Деяниях извещает нас, что Апостол в одно и то же время прошел Фригию и страну Галатийскую (Деян. 18:23), а Колоссы во Фригии, главный же во Фригии и соседственный с Колоссами город — Лаодикия. Посему возможно ли было, чтобы, пришедши во Фригию, не принес им Апостол Божественного благовествования? Никто не вправе сказать, будто бы поступил так, будучи удержан Божиею благодатию. Ибо блаженный Лука об Асии и Вифинии сказал, что «возбранени быша от Святаго Духа» (Деян. 16:6), о Фригии же не говорил ничего подобного. Впрочем, пусть разумеют это, как кому угодно, потому что говорить так или иначе не составит различия в догматах. Содержание же послания следующее: некоторые из уверовавших иудеев обольщали и заставляли хранить излишества в законе. Посему написал божественный Апостол, уча их, что подателем спасения для нас соделался Владыка Христос, указывает же тайну Домостроительства, превосходящую всякий человеческий помысл, говорит, что мы будем общниками Царства Христова и что совершенно не нужны законные наблюдения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

В.В. Бурега, архим. Симеон (Томачинский) Глава 7. Подготовка проповеди § 7.1. Таинственный процесс рождения проповеди Церковные писатели IV-V вв. советуют пастырям Церкви тщательно готовиться к своим проповедям. Например, св. Григорий Богослов так рассуждал о высоте проповеднического служения: «Что же касается самого раздаяния слова (скажу напоследок о том, что составляет первую нашу обязанность, и понимаю слово Божественное и высокое, о котором ныне все любомудрствуют), то, ежели кто другой приступает к делу этому с дерзновением, и почитает его доступным для всякого ума, – я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать: малоумию!) такого человека. Для меня кажется непростым и немалого духа требующим делом – каждому давать в свое время меру ( Лк.2:42 ) слова, и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов» (Слово З) 235 . Св. Иоанн Златоуст в пятом «Слове о священстве» пишет, что подготовка проповедей требует большого труда даже от того, кто достиг высокой степени совершенства в их произнесении: «Кто владеет великой силой слова (а ее у немногих можно найти), даже и тот не бывает свободен от непрестанных трудов. Так как сила слова не дается природой, но приобретается образованием, то хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы... Принявший на себя долг учительства не только должен трудиться для усовершенствования себя вообще, но, в частности, тщательно должен заботиться о составлении своих поучений» 236 . Это мнение вполне разделяли и западные отцы. Так, св. Григорий Двоеслов в своем «Пастырском правиле» рекомендует духовенству тщательное приготовление к каждой проповеди, чтобы речь проповедника не была беспорядочно болтливой, чего может избежать лишь талантливый оратор. Подготовка, по его мнению, нужна еще и для того, чтобы проповедник не допустил какой-либо неправославной мысли (Кн. 1, гл. 4) 237 . Таким образом, проповедь – это сочетание личных усилий проповедника и Божественной помощи. Оба этих элемента одинаково важны для проповеди. Без благодатной помощи проповедь не может быть успешной. Но это никак не отменяет кропотливой работы пастыря по подготовке проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

В согласии с учением Церкви мы веруем и исповедуем, что по Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, дабы исцелить и обновить истлевшее грехом человеческое естество, преобразить и нравственно возродить тварный мир. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы человек... сделался сыном Божиим». По словам святителя Афанасия Александрийского, «Слово воплотилось, чтобы мы обожились». Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке — в географических пределах Римской империи, в Палестине. Рожденный в пастушеском вертепе Сын Божий явил миру неизреченное чудо божественной любви и недоступное разуму домостроительство нашего спасения. Воплощением Христа Спасителя была упразднена онтологическая богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению тварного мира, ибо воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего сотворенного космоса. Рождество Богомладенца стало точкой отсчета нового исторического времени, положило начало богатейшей христианской культуре. В Своем вочеловечении Сын Божий не восхотел божественным всемогуществом превосходить границ тварного естества. Он пришел в область бытия, отравленного грехом, где на всех человеческих судьбах лежала печать смерти и тления. Подчинившись законам человеческой жизни, Спаситель мира не отстранил от Себя и неизбежную для всякого человека смерть. По слову святого Кирилла Иерусалимского, «притекла Жизнь, чтобы, наконец, прекратить действие смерти». Воплотившийся Господь явил в Себе самую глубокую и сокровенную сущность человеческого естества, оправдал путь человека на земле и стал Новым Адамом, Начальником обновленного и спасаемого Им человечества. Первый Адам, сотворенный из девственной земли, своим грехом обрек человеческий род на возвращение в прах земной. Новый Адам, воплотившийся от Пресвятой Девы Богородицы, возводит человеческий род от земли на Небо. Как в Адаме все становятся наследниками смерти и тления, так во Христе все становятся наследниками воскресения и вечной жизни. Вся земная история от Адама до Христа – это горестное безнадежное пребывание в мире, где царствует смерть, это трагический, бессильный порыв человеческого духа к обретению истинной, нетленной жизни. Великие мыслители древности мучительно стремились осмыслить и преодолеть трагизм жизни человека, найти утешение его скорбящей душе. Бытие мира воспринимались ими как несчастье, ошибка или непостижимая случайность. Только воплощением Сына Божия, Его крестной смертью, сошествием в глубины ада побеждаются силы зла и сокрушается всевластная держава смерти, становится возможным восхождение человечества к вечной жизни.

http://mospat.ru/archive/86569-doklad-sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010