417 «Преставися раб Божий Иоанн Христа ради юродивый в лето 7097 месяца июля в 3-й день, погребено же бысть святое тело его у церкви Живоначальныя Троицы и Пресвятой Богородицы Покрова, у Василия блаженного». См. Житие святого. 420 «Известие об умершем в 1589 г. Ростовце Иване, прозванном «Большой Колпак», погребенном в Московском Покровском соборе» (из Летописца), написано в Москве в 1647 г. рукою «простого монаха», см. «Святая Русь», 539, с. 139; также «Описание о российских святых» графа Толстого, 189, с. 75 и «Жития Святых» В.О. Ключевского , с. 330. 421 Древнейшие списки жития блаженного Исидора восходят не далее конца первой половины XVI в. и отличаются краткостью; позднейшие – большей или меньшей полнотой. Естественно, что повествование, первоначально состоявшее из записи сведений собственно о жизни блаженного и четырех чудесах, – двух случившихся при жизни, а двух по кончине святого, – уже впоследствии было дополняемо длинным витиеватым предисловием в начале жития, рассказом о двух новых чудесах и похвалой святому. В Прологе и Четьи-Минеи святого Димитрия оно изложено сокращенно: Блаженный Исидор Христа ради юродивый, ростовский чудотворец. Ярославль, 1884, с. 2. 422 В Прологе: «…возненавидев богомерзкую веру латинскую, возлюби же христианскую веру православную». То же самое в рукописных службах и житиях. В печатной службе блаженному Исидору говорится: «…от нечестия во благочестие пришедый»… «отеческого небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушався»… «возненавидел еси отеческое безбожие»… Все эти, выражения – выдумки очень неудачные, говорит преосвященный Филарет в «Русских Святых». В XV в. и славяне, и немцы Германии были христианами. В Прологе также встречаем: «…поведают нецыи, сей блаженный бяше латинска языка, земли же немецкие, от славна и богата рода бе, якоже глаголют местерскаго». Догадка о происхождении блаженного Исидора из рода магистра какого-то немецкого ордена не принята святым Димитрием, да она маловероятна при известности того обстоятельства, что многие славянские роды, притесняемые в своем отечестве немцами-меченосцами, удалились в XV в. со славянского поморья в Россию. Там же, примеч. с. 4, «Русские святые» преосвященного Филарета. (Магистр правитель дел, начальник какого-либо общества. В Средние века так назывались начальники, главы рыцарских орденов, т.е. обществ, составлявших тесные союзы, товарищества, члены которых давали определенные обеты, выполняли определенные обязанности и преследовали определенные цели).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

617. Сборник богослужебный , в восьмушку, 185 лл., беглым полууставом двух почерков XVII в.. в поврежденном дощатом переплете (нет нижней доски); 1–29 листы порваны с ущербом для текста; листы без текста, но с помарками: 87 а, 87 б. Состав: 1) служба в неделю Пасхи (1 –23); каноны: 2) Ангелу хранителю (24–31); 3) Иисусу Христу – творение Феоктиста, инока Студийския обители (31–46 об.); 4) Ангелу хранителю (47–66 об.), отличный от предыдущаго; 5) несколько светилен, одно апостольское и два евангельских чтения (66 об.–75); службы общия: 6) пророку единому (75–87 об.); 7) безплотным силам (89–102); 8) великомученику Димитрию (102 об.–138); 9) Николаю чудотворцу – 6-го декабря (138–167 об.); 10) ему же – мая 9 (168– 185). 618. Сборник богослужебный , в восьмушку, 175 лл., полууставом XVII в., в кожаном переплете, разбит; некоторые листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) святцы (1–36 об.), неполные: нет листов, заключающих в себе памяти святых на 6–30 числа сентября, на все числа октября, ноября и на 1–27 декабря, на 27 и 28 февраля, на 1–6 марта. Из русских и славянских святых в месяцеслове отмечены следующие: сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский; сентября 19 – Феодор, князь Ярославокий и Смоленский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; января 10 – Павел Еомельский; января 12 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 15 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита столпник Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 25 – Петр князь и Феврония княгиня Муромские; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 3 – Антоний Римлянин; августа 4 и 24 – Петр митрополит; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодский. В «Летописце о граде Сольвычегодске» сообщается: «В 7100 лето объявился у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре, с Фомою и Родионом блаженными». И. упоминается в Житии блж. Иоанна Сольвычегодского (см. Иоанн Самсонович ) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819 гг.). Еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Святой не назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379). Э. П. Р. Иконография Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И., упомянуты без описания облика в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об., под 1 июня и 3 июля). На современной иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского монастыря в Сольвычегодске, И. представлен вместе с блаженными Фомой, Иоанном, Михаилом и Василием, в молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере. Фигуры располагаются на поземе с условной растительностью, на заднем плане - Введенский собор, близ которого святые были погребены; И. представлен вторым слева, средовеком с каштановыми волосами и небольшой бородой, в длинной охристой рубахе, руки сложены в молении.

http://pravenc.ru/text/674101.html

Из великих князей и царей приняли перед смертью схиму: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита (†1341 г.), Симеон Иоаннович (Созонт, †1353 г.), Иоанн II Иоаннович (†1359 г.), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона, †1584 г.), Борис Годунов (Боголеп, †1605 г.). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу Русский народ чутко понял огромное значение юродивых. «Ни одна страна, – писал в 1871 году Рущинский в своем исследовании о русском религиозном быте XVI и XVII в. в., – не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия.» «Простому народу, – писали «Московские Ведомости,» – присуще то чувство, которое люди интеллигентные не умеют выразить – это смирение и благоговейное преклонение перед величием нравственного подвига, в какой бы, по-видимому, странной и необычайной форме не выразился этот подвиг.» Юродство Христа ради Юродивые были ходатаями за русский народ. Последнему дорого было стремление юродивых открыто и невзирая на лица обличать и искоренять людскую ложь. Блаженный Михаил Клопский обличал князя Димитрия Шемяку, боровшегося с Василием II, требовал от него подчинения великому князю, предсказал ему смерть. Никола Салос, обличая Uoahha IV , спас Псков. Василий Блаженный обличал Грозного царя, блаженный Иоанн Московский – царя Бориса Годунова. Вспомним просиявших в России Христа ради юродивых, долгое время при жизни гонимых, высмеиваемых, возгоравших затем, озарявших всех светом, и Церковью нашею впоследствии причисленных к лику святых. Преподобный Исаакий, затворник Печерский (†1190 г., 14 (27) февраля), происходивший из торговых людей, обманутый бесами, притворившимися ангелами, тяжко болевший, спасенный уходом за ним преподобных Антония и Феодосия. «Оздоровев от болезни,» он стал первым русским юродивым… Блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец (†1303 г., 8 (21) июля), богатый иностранный купец, торговавший в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Какое определение последовало по этому делу о блаженном Симоне, неизвестно 476 . Но иконы блаженного остались и остаются как в Оделевской, так и в Юрьевецкой Богоявленской церквах; имеются они и у других чтителей угодника Божия. Очевидное дело, что эти иконы не были воспрещены. В позднейшее время открыт доступ к гробнице блаженного Симона под Богоявленской церковью в городе Юрьевце – доступ, более 150 лет бывший закрытым. Прежде почитатели блаженного могли только взглянуть на гробницу его из часовни, устроенной рядом с церковью чрез маленькое окно. Теперь возобновлен вход в каменную палатку под церковью, где покоится тело блаженного, из самой церкви. Прежней западни за правым клиросом не было и следа, но по разборке пола видно было место, где был сход; ни лестницы, ни двери уже не существовало. Поэтому устроили от западной стены церкви довольно удобную лестницу в палатку, истлевшую гробницу над могилою блаженного заменили новою и обложили ее металлическим окладом; а наверху гробницы на кипарисовой доске изображен во весь рост блаженный. Гробница освещается несколькими лампадками 477 . 1 Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагеи Ивановны Серебренниковой. Тверь, 1891, с. 1. 3 «Слышал еси, премудре Василие, Спасову заповедь, – прославляет Церковь блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца, – аще, рече, человек весь мир приобрящет, и отщетит душу свою, что даст измену на души своей; ты же сие в сердцы своем скрыл еси и пеклся еси, како угодити Богу». Минея, 2 августа, песнь 8 канона. Об Андрее юродивом читаем: «Одежда его бе рубище некое непотребное, едва могущее прикрыти наготу телесную: днем убо бегаше по улицам яко юродивый, нощию же в молитве пребываше; и в толиком граде (Константинополе) посреде множества людей живя, не име где главы преклонити: нищии бо его от кущ своих прогоняху, богатии в дворы своя не пускаху, и егда нужда бе уснути и упокоити мало многотрудное тело, смотряше, идеже пси на сметищи лежат, и между ими полагашеся, но и тии не преемляху к себе раба Божия: инии бо кусающе его, отговхяу от себе, инии же сами оставльше его, отбегаху, и никогда под кровом ночи, но всегда на стужи и зной, на гноищах яко Лазарь, и в блате валяшеся, от человек и от скотов попираемый» (Чет.-Мин., октябрь, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Порой невозможно постичь разумом, как близко стоят понятия «мудрость» и «безумие», «богатство» и «нищета», «гибель» и «спасение». Нельзя увидеть грань между ними, заметить миг, когда мудрость вдруг обернулась безумием, глупостью; богатства, материальные блага человека – его внутренней духовной нищетой… Мудрость мира сего видна. Евангельская мудрость сокрыта от глаз, сокровенна, путь к ней долог, труден, тернист. Человек приближается к ней по мере своего невидимого прочим людям внутреннего духовного роста. Лишь когда он сможет увидеть в отказе от материальных благ – духовное богатство, в желании власти, почестей, славы – порок, а не достоинства, тогда приблизится к христианской истине, а если сам встал на этот путь – значит, постиг. Жизнь юродивых – это воплощение христианской мудрости в высшей и максимальной мере. Юродивые ради Христа, лишь слову Его повинуясь, не просто покидали свой дом, они годами не входили в человеческое жилье, обрекая себя на бесприютность, скитания. Они не только отказывались от домашнего тепла и уюта, самых необходимых человеку удобств, но искали дополнительных лишений. Юродивый Виссарион 40 лет не преклонил головы, спал сидя или стоя, однажды простоял на молитве сорок суток с воздетыми к небу руками под дождем и зноем. Московский юродивый Иоанн ходил обремененный железными цепями, с тяжелым железным колпаком на голове, с медными кольцами на пальцах и железной палицей в руках. Счастливый, картина Василия Перова      Они не просто носили нищенскую одежду, но часто совсем отказывались от нее. Они не только раздавали бедным свое имение, но отрекались ради ближнего от последних, самых дорогих и необходимых вещей. Блаженный Серапион Синдонит как-то пришел в Александрию и увидел нищего, дрожащего от холода. Тогда старец снял свой синдон и отдал ему. Сам же сел нагой возле дороги с Евангелием в руках, с которым ни на миг не расставался всю жизнь. Увидев человека, которого вели за долги в темницу, святой продал Евангелие и заплатил его долги. Юродивые Христа ради не просто отказывались от привычной жизни, они поистине «отвергались себя», отказывались даже от своего облика, принимая порой вид уродливый и безобразный, вызывая к себе отвращение не только людей, но и собак. Когда юродивый Андрей пытался хотя бы на краткое время укрыться от холода под кровлей жилища, приходил к нищим, они гнали его палками, как собаку, кричали: «Пошел прочь отсюда, пес!» Блуждая по улицам, он в одном закоулке увидел собаку и, надеясь согреться, лег рядом. Но, заметив его, собака ушла.

http://pravoslavie.ru/98489.html

Так жил и подвизался св. Иоанн в Москве, подражая блаж. Василию. Желая и по смерти покоиться близ сего блаженного, св. Иоанн, получив от Бога откровение о близкой своей кончине, пришел в Покровский собор и стал просить у протоиерея Димитрия места, «где бы ему положиться». Блаженному дали свободу выбрать себе место недалеко от могилы св. блаж. Василия, близ только что построенного тогда храма во имя этого святого. Затем св. Иоанн пошел через «Живой» (ныне Москворецкий) мост в баню. На пути он встретил хромого, именем Григория; хромой поклонился ему, блаженный спросил, довно ли и от чего он хромает. Хромой отвечал, что два года тому назад он свихнул ногу и с тех пор ею не владеет. Блаженный как бы нечаянно, наступил хромому на больную ногу так, что она хрустнула и сказал: «человек Божий, не скрывай исцеления, которое тебе дал Господь Бог через меня. Расскажи обо всем протоиерею и служащим при церкви Покрова Богоматери и св. блаж. Василия». Хромой тотчас же исцелился, а св. Иоанн пошел в баню. Там в первый раз он снял с себя вериги и все носимые им на теле тяжести, трижды облил себя из водоноса водой и, приготовив, таким образом, себя к погребению, лег на скамью, под голову подложил свои вериги и прочия снятые с себя вещи, и сказал присутствующим: «простите меня, братие; когда умру, отнесите меня к церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаж. Василия, чтобы протоиерей с братией похоронили мое тело». После этих слов блаженный мирно почил. Это было 3 го июля 1589 г. в третьем часу пополудни. Воля блаженного была исполнена: тело его было перенесено в Покровский собор соборянами, здесь множество народа приходило поклониться его св. мощам и многие исцелялись от болезней. Погребение мощей совершалось весьма торжественно. Присутствовал сам царь Феодор Иоаннович, отпевание, по воле царя, совершал митрополит казанский, рязанский епископ и множество духовенства. Погребение блаженного сопровождалось редким таинственным несчастием: поднялась страшная буря с громом и молнией; молнией опалены были св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память «святаго праведнаго Илии, иж Христа ради уродиваго, новаго чюдотворца» под 6 февр. отмечена в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 129). В Кайдаловских святцах, которые были составлены в Ростове (кон. XVII в.(?) или 1868 г.), память святого обозначена под 20 июля. В этих же святцах под 6 февр. отмечена память прав. Иоиля, Христа ради юродивого (см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 83), внесенного архим. Леонидом (Кавелиным) в каталог святых г. Ярославля наряду с И.: «Иоиль блаженный, Христа ради юродивый, память коего чтится в Даниловой слободе» ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 185-186). По-видимому, блж. Иоиля следует отождествить с И. К нач. XX в. И. не был канонизирован, у его гробницы служили панихиды. Архиеп. Сергий (Спасский) не включил имя И. в составленный на основании сведений из епархий «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией святого следует считать включение его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 221. Прил. С. IV; ЧОЛДП. 1896. Т. 60; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 438-439; Крылов А. Ист.-стат. обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 49; Денисов. 1070. С. 933; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 559; Зверинский. Т. 2. 1229. С. 355-356; Голубинский. Канонизация святых. С. 325; Титов А. А. Колясниковский синодик. Серг. П., 1909; Борисов Н. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 46-50; Синицына Е. В. Книжные собрания небольших мон-рей Ярославской епархии до нач. XX в.//СРМ. Ростов, 2005. Вып. 15. С. 147-157. Э. П. Р. Ключевые слова: АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/389347.html

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаженный Михаил Клопский нераз свободно обличал людей сильных мира сего. В древнем сказании о жизни и чудесах сего угодника Божия передается; «Бысть нужде некоей належати монастырю от архиепископа Евфимия первого (брадатого), овогда насильством среброимания, иногда отъятием монастырских коней. Видев же блаженный Михаил, начат глаголати первопрестольному: «Сице ли повелевают святые правила пастырю стадо расхищати? веси ли кому собиравши?» Евфимий, пораженный обличением, заболел и умер. Преподобный, убеждая удельного князя Димитрия Шемяку подчиниться великому князю, обличал первого: «Довольно бед натворил ты; если еще примешься за то же (враждовать против великого князя Василия Васильевича): со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя». В другой раз блаженный вещал ему; «Слышу, князь, земля простонала три раза и зовет тебя к себе»; известен конец Шемяки, – отравлен был ядом от своих дворян 227 . Посему и Церковь воспевает сему ревнителю правды: «Илиину ревность восприем, преподобие, не возмогоша бо ни прещения, ни моления согрешающих тебе увещати, еже тех непреподобне содеянных не обличати, не престал есиубо сие творя Дóндеже конечне оные исправил ecu» 228 . Общеизвестен более чем смелый поступок обличения Грозного Псковским юродивым Николою Салосом. Блаженный «под защитою своего юродства не убоялся обличать в кровопийстве и святотатстве Грозного», пришедшего в Псков разрушить его, подобно Новгороду: он поучал царя «ужасными словами», чтобы он прекратил кровопролитие и разорение святых храмов; и потом, по словам историка, предложил грозному царю кусок сырого мяса, на что царь сказал: «Я христианин и не ем мяса в Великий пост », а юродивый продолжал: «Ты делаешь хуже, питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и Бога». Пораженный такою жестокою речью юродивого, Грозный с своим войском немедленно удалился из Пскова и тем город спасен был от разграбления и разрушения 229 . Василий Блаженный, как известно, нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный Иоанн Московский беспощадно обличал Бориса Годунова, как участника, по народному голосу, в деле преступного убийства царевича Димитрия 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010