6–7. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. (Разгневахся на люди Моя, осквернила ecu наследие Мое: Аз вдах Я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила ecu зело и рекла ecu: в век буду владычица: не помыслила ecu сих в сердцы твоем, ниже помянула ecu последних). Объявив строгий приговор суда своего над Халдеями, Господь указывает и вину их. – Господь разгневался на свой народ; Халдеи были оружием Его в наказании этого народа: по изволению Божию, они совершили свое завоевательное нашествие на землю народа Божьего и осквернили наследие Божие – и благословенную со святилищем истинного Бога землю и её население, осквернили тем, что опустошили ее, ограбили и разрушили храм и избили население. Наконец, Господь предал Евреев в руки (во власть) Халдеев. Мало того, при этом Халдеи не довольствовались только славой завоевателей, награбленными богатствами и множеством полезнейших рабов-пленников; нет, они наслаждались самой жестокостью своей над беспомощными; они не только не оказывали им милости, по чувству человечности, напротив, со зверской жестокостью мучили и без того изнуренных: так, они и старчий ярем отягчали – на старца, изнуренного уже самой старостью своей, убитого безутешным горем при погибели отечества и в нем всего ему дорогого, при чем ему уже всякая ноша стала несносна, и такого старца поработители еще более отягощали, заставляя его, как бы вьючное животное, без милосердия бить – если он не поспевал равняться в работе с молодыми, или не мог платить подати равно с другими и т.п. – И действуя так – не встречая ни откуда обличения и сопротивления, Вавилоняне думали, что власть их безгранична над порабощенными Евреями. Но думая так, они не помянули последних – не подумали о будущем и не вспомнили, что будущая судьба их и других народов во власти Бога-Вседержителя, перед которым не могут быть правыми и оставаться безнаказанными злодеи, столь бесчеловечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

6. Говорил один из братии, что когда сидели мы и разговаривали о любви, авва Иосиф сказал нам: нам ли знать, что есть любовь? И сказал об авве Агафоне, что имел он небольшое долото и пришел к нему брат, и сказал ему: хорошее у долотце имеешь ты. И не отпускал его старец уйти, если не возьмет его. 7. Авва Агафон сказал: по воле моей никогда не ложился я спать, имея в сердце гнев на кого-либо, и по силе моей не отпускал спать другого, имеющего против меня что-либо. 8. Сказал авва Исаия: любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог, оно есть знак успокоения. 9. Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из Скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не умереть заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но посидим с тобою; и просидели до утра, и не обличили брата. 10. Старец некоторый был в Египте до прихода туда аввы Пимена с учениками. Старец этот имел большую известность и почет у людей. Когда пришел авва Пимен с учениками из Скита, старца оставили люди и приходили к авве Пимену. Старец стал завидовать и худо говорил о них. Услышал о сем Пимен и стал скорбеть и говорит братиям своим: что нам делать с этим великим старцем, ибо в скорбь повергли нас люди, оставившие старца и приходящие к нам, людям ничтожным? Как бы нам уврачевать его? Сказал же им: приготовьте немного снедей и возьмите сосуд с вином, и пойдем к нему, и вкусим вместе, может быть сим возможем уврачевать его. Итак взяли они снеди и пошли к нему и когда толкнули в дверь, ученик его спросил, говоря: кто вы? Они же сказали: скажи авве, что это Пимен, желающий получить благословение от тебя. Когда ученик известил старцу об этом, он объявил им, говоря: уйдите, мне некогда. Они же оставались на жаре, говоря: не уйдем, если не удостоимся благословения старца. Старец, видя терпение их и смирение, умилился, отворил им, и, войдя, они вкусили с ним. Когда они ели, сказал старец: поистине говорю: в вас не одно то, что слышал я о вас; но во сто крат более увидал я в деле вашем. И сделался другом их с этого дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

    5. Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии, – и смущали его. Прислужники пришли к нему, и, став вне келии, слышали его взывающего к Богу и говорящего: Боже! не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по благости Твоей, положить начало.     6. Говорили о нем же: как никто при дворе царском не носил одежды лучше его; так и в церковь никто не надевал одежды хуже его.     7. Когда авва Арсений в одно время спрашивал некоего старца Египетского о своих помыслах, тогда другой, увидя его, сказал: авва Арсений! как ты, так знающий учение Римское и Греческое, спрашиваешь о своих помыслах у этого несведущего? Арсений сказал ему: Римское и Греческое учение я знаю; но азбуки этого (т.е. несведущего) я еще не выучил.     8. Старцы говорили: некогда в Скит было подано немного смокв, и их, как ничего нестоящее, не послали к авве Арсению, чтобы он не принял сие за обиду. Старец же, услышавши, не пошел в общее собрание на молитву, говоря: вы отделили меня, чтобы не дать мне благословения, которое Бог послал братиям, и которого я не был достоин получить. Все услышали и получили пользу от смирения старца. После того, пошедши, пресвитер принес ему смокв и с радостью привел его в общее собрание на молитву.     9. Говорили также о нем, что никто не мог постигнуть образа жизни его. Когда авва Арсений жил в нижних частях Египта, и когда там беспокоили его, вздумалось ему оставить келью. Ничего не взявши из нее, он пришел к ученикам своим Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: вставши, плыви. Он так и сделал. И Зоилу сказал: пойдем со мною до реки,. и сыщем корабль, плывущий до Александрии, и потом плыви и ты к брату своему. И так разлучились они друг с другом. Старец пришел в пределы Александрии, и занемог тяжкою болезнью. Ученики же его сказали друг другу: не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас? И не нашли в себе ничего; потому что никогда не ослушались его. Выздоровевши старец сказал: иду к отцам; и таким образом, отплыв, пришел в Петру, где также были прислужники его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   В следующем видении тайнозритель переносится на небо (гл.4). Пос­леднее представляется под образом храма Иерусалимского, но в более величественном виде. У престола храма стояли только два херувима, кото­рые осеняли его своими крыльями (Исх.25:17—20, 37:7—9; Евр.9:5), а здесь вокруг престола четыре животных совершенно подобных тем, которых описывает Иезекииль (Иез.1:5). В храме было бронзовое море, а здесь стеклянное море (есть несколько книг 3Цар.7:23—24; 2Пар.4:2; Иер.52:17), подобное кристаллу. Там двенадцать старцев представляли двенадцать колен израильского народа, а здесь двадцать четыре старца ( πρεσβτεροι ) в белых одеждах с венцами на голове сидят около престола.    Основание этого удвоения легко понять. Этим означается большее со­вершенство новой религии, сравнительно с иудейскою. Как и в храме пред престолом семь светильников огненных, которые суть семь духов Божи­их. Сидящий на престоле был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. В деснице у Него книга, писан­ная внутри и вне, запечатанная семью печатями, которую никто ни на небе, ни на земле не мог раскрыть и читать или даже посмотреть в нее. Только Агнец, как бы закланный, стоявший посреди престола, и четырех животных, имевший семь рогов и семь очей, которые означают семь духов Бо­жиих, посланных во всю землю, пришел и взял книгу из десницы Сидяще­го на престоле. В это время четыре животных и двадцать четыре старца падают пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиа­ма, которые суть молитвы святых, и поют новую песнь: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати» и проч. Множество ангелов, животных и стар­цев, стоявших вокруг престола, говорят громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство» и проч. «И всякое создание на небе, на земле, под землею и в море говорило: «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков».     «Четыре животных говорили: «Аминь». Двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В те годы у одного из моих братьев случилась грыжа, и мы пришли в поликлинику. Мать тогда очень нервничала, а Старец сказал ей: «Не волнуйся, все будет хорошо! Я поговорю с врачами, скажу, как надо оперировать, и он полностью поправится». И действительно, так все и было. Очки После 1970 г. Старец вышел на пенсию и поселился в Калисье, со своей сестрой Хариклеей, племянницей Еленой и г-жой Анной. Там был монастырёк св. Николая, куда мы с родителями приезжали в основном летом, два-три раза в неделю, и оставались ночевать. У Старца там были куры, ягнята, козы, он сажал огород, деревья… Мне очень нравилось приезжать туда, в горы, подальше от нашего бетонного города. У нас не было машины, мы приезжали на мотоцикле, или автобусом. Потом шли до монастыря по одной из двух тропинок в гору, около получаса. Однажды летом родители приехали, оставили мотоцикл внизу, и по дороге наверх остановились в одном месте отдохнуть и попить воду с источника около тропы. Потом поднялись, поговорили со Старцем, поработали, а поздно вечером собрались уходить, Старец же их провожал. Тогда отец обнаружил, что у него нет очков. Он забеспокоился, потому что без них не водил мотоцикл, со зрением была проблема. Он ничего не говоря начал рыться по карманам, искать очки, а Старец сказал: «Давай, благословенный, иди с миром, а по дороге зайдите на источник, там ты забыл свои очки». Спускаясь, моя мать недоумевала: «Христо, не могу понять, как это Батюшка узнал, что мы заходили на источник, и ты забыл там очки?». Отец ничего не отвечал. Он много такого видел у Старца, но говорил по минимуму. Думаю, что это Старец запретил ему рассказывать про него. Мотоцикл В другой раз, когда родители уезжали из Калисьи, то по дороге упали на мотоцикле. Мать ушибла колено. А когда они снова пришли к Старцу, то он встречал их и издалека позвал: – Ах, ребята, что с вами случилось? Что у тебя, Мария? Ушиблась? – Отче, хорошо, что… – Знаю, знаю, ребята… Упали с мотоцикла! Он посмотрел на колено матери. Своей молитвой он предостерег нас от худшего. Думаю, что это лукавый подстроил так, чтобы они упали, из мести, негодуя, что они получают такую духовную пользу у Старца. Камень

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Видение Христа, – Который «как овца веден был... на заклание» 223 , «не противился злому» 224 , пострадал за грехи всего Адама и Своим лицом просветил все народы земли благословением животворящим светом «воскресения из мертвых» 225 , – занимало центральное место в сознании нашего автора. Так, подобно своему Святому, он не прекращал «изумляться безмерности любви Божией и смирению Бога» 226 . Эта любовь Христова бесконечна и смиренна, потому что обнимает всех и не различает между врагами и друзьями, малыми и великими, «ближними и дальними». Она берет на себя тяжесть грехов всего мира. Опытное познание этой смиреной любви привело старца Софрония к характерной теории «опрокинутой пирамиды» 227 . Эта теория наилучшим образом поясняет таинство любви Христовой, как она действует и страдает в этом мире – мире, который «во зле лежит» 228 . В этой теории все человеческое бытие представлено в виде пирамиды. Иерархичность между высшими и низшими сословиями людей, как всякое разделение и неравенство между ними, есть следствие грехопадения прародителей. Те, которые находятся на вершине пирамиды, господствуют и властвуют 229 над теми, кто находится ниже. При этом справедливости, которую требует дух человека, созданный по образу Божиему, в этом руководстве нет. Христос, чтобы исцелить всего человека, вывести его из тупика несправедливости и вознести ввысь всех тех, кто уничижен на земле, опрокидывает пирамиду бытия, помещая ее верхушку в самый низ. Таким образом, Он устанавливает предельное совершенство 230 . Внизу опрокинутой пирамиды находится Сам Христос как Глава тела «новой твари». На это видение опрокинутой пирамиды Старца вдохновили слова Христа, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» 231 . Он несет на Себе всю тяжесть пирамиды и, как говорит Апостол: «сделался за нас клятвою» 232 . Бог «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех» 233 и «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» на «смерть крестную» 234 . Ибо Иисус, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Видите, как благодать Божия посещает человека, когда он имеет послушание? Естественно, чему еще мы могли научиться у Старца? Мы научились оказывать совершенное послушание. Не только телесное, но прежде всего духовное. Не могло быть такого, чтобы Старец сказал что-нибудь, дал какой-нибудь совет, а мы не исполнили бы это на деле. Для нас простые наставления Старца были заповедями. Мы не говорили: «Да ладно, ничего страшного». Старец – великий святой. Христос сказал апостолам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Вот так в малом, в случае со Старцем, и исполняется Евангелие. Таковы дела Божии. При жизни Старца я как-то спросил его, стоит ли ремонтировать нашу церковку, расширять его келлию и так далее. Старец мне ответил: – Хорошо, делай это – потихоньку, спокойно и мирно. За день или за два до его смерти, когда я пошел зажигать лампадки, а другие отцы были вместе со Старцем, он им сказал: – Смотрите, отцы, теперь, когда я уйду, постарайтесь быть беспопечительными. Насколько возможно, посвятите себя молитве и не занимайтесь многими делами. В тот момент меня с ними не было. И после его преставления я сильно переживал об этом деле, потому что отец Харалампий и отец Ефрем Катунакский мне говорили, что Старец перед смертью велел ни о чем не заботиться, тогда как я думал заняться стройкой, как он мне и велел. Однажды вечером, расстроенный, сел я на скамейку, на которой обычно сидел Старец. У меня было много печальных помыслов об этом деле. Внезапно я услышал в себе некий глас: «Делай, как я тебе сказал, и успокойся». И действительно, я сразу успокоился. Ночью, когда я лег спать, я увидел во сне, что Старец сидит на своей скамье, как всегда. Я подбежал к нему и сказал: – Старче, благослови! – Бог тебя благословит, дитя мое. – Старче, что мне теперь делать? Ты сказал отцам, чтобы мы ни о чем не заботились, но мне дал благословение расширить твою келлию и отремонтировать церковку. Я его тогда поднял со скамейки и показал, как собираюсь обустроить церковку. Тогда он повернулся ко мне и ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Глава XIX. О чудотворцах 1. Не живи с горделивым, да не возмется от души твоей действо Духа Святого, и не соделаешься ты чрез то жилищем всякой злой страсти. Если соблюдешь, человек, такие предосторожности и, упразднясь от всего, будешь всегда помнить о Боге во истине, то вскоре душа твоя узрит в себе свет Христов, и ты вовеки не помрачишься. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 2. Сказывали о старце, который жил в Фиваиде и был родом из нижних пределов Египта, что он брал в руки керастов (рогатых змей), ядовитых гадов, скорпионов и прочих змей и разрывал их надвое. Братия, положив ему метание, просили его: скажи нам, за какое делание получил ты такую благодать? Он сказал: простите мне, отцы, но если кто стяжет чистоту, то все будет покоряться ему, как Адаму, когда он был в раю прежде преступления заповеди. 3. Авраам, ученик аввы Сисоя, был однажды искушен демоном. Старец, узнав о его падении, встал и, простерши руки свои к небу, сказал: Боже! Аще хощеши, аще не хощеши, но не отступлю от Тебя, пока Ты не уврачуешь его. И он тотчас был уврачеван. 4. Шел некогда мирянин с сыном своим к авве Сисою на гору аввы Антония, но по пути сын его умер. Отец не смутился, с верою принес его к старцу и пал пред ним с сыном, как бы кланяясь ему для принятия благословения от старца. Однако, вставши, отец оставил сына своего у ног старца и вышел вон. Старец, думая, что тот лежит ради поклонения, ибо не знал о его смерти, говорит ему: встань и пойди вон. Тот встал и вышел. Отец увидев его, изумился и, войдя, поклонился старцу и рассказал ему о сем случае. Старец, услышав об этом, опечалился, ибо не хотел, чтоб сие было, а ученик его заповедал мирянину никому не сказывать о том до кончины старца. 5. Говорили о святом Спиридоне, что у него была дочь-девица, по имени Ирина, столько же благочестивая, как и отец ее. Один их знакомец положил у нее на сохранение какое-то драгоценное украшение. Чтоб вернее сохранить вверенное ей, она скрыла то в земле. Спустя немного, она скончалась, а через несколько времени пришел вверивший ей вещь и, не найдя девицы в живых, стал требовать с отца ее, то устрашая его, то умоляя. Старец, почитая для себя грехом потерю вверенной вещи, пришел на гроб дочери своей и просил Бога прежде времени показать ему обетованное воскресение и не обманулся в надежде: девица тотчас явилась отцу своему живою и, указав место, где лежало украшение, удалилась. Старец взял сокрытое и отдал то хозяину.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Жуковского от преследований, от возможного ареста. Идет она как-то после большого перерыва к Старцу, а сама думает: «Да помнит ли он мои добрые дела, как я ему помогала?» Не успела она в дом войти, как Старец ей отвечает: «Варвара Михайловна! Я все помню» и начинает перечислять все ее добрые дела. Однажды он сказал ей: «Отправь-ка ты Константина (мужа) куда-нибудь подальше. Да поскорее!» Варвара Михайловна послушалась и отправила мужа на Дальний Восток. Только он уехал, пришли его забирать. Спрашивают Варвару, где муж, она только плечами пожимает. Так ни с чем и ушли. А тех, которые с ним работали, забрали без вести. Прошло много времени, пока Старец не известил, что опасность миновала. «Пиши, – говорит, – своему, чтобы возвращался». Константин вернулся и больше его никто не трогал. Старец Сергий, великий прозорливец, всегда видел козни бесовские и с силой, дарованной ему Богом, противостоял им. Мы знаем, что многие из его чад познакомились со Старцем, когда он был еще юношей. Открывшееся в нем по благословению Старца Амвросия Оптинского дарование стало быстро широко известно. И люди ехали к нему в Павшино, везли одержимых, бесноватых, некоторых привозили связанных (в соответствии с Евангельским рассказом о бесноватом). Этим действиям Старца, а также его борьбе с самыми тяжелыми пороками человеческими посвящается следующая глава повествования. XII «Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». Мк.5:8–9 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Еф.5:18 Самое подробное свидетельство борьбы Старца за человека, одержимого бесом, мы находим в семейной летописи Манаевых. Мы знаем, что дед ныне здравствующих сестер Манаевых, Михаил Васильевич Анисимов, познакомился с ним именно по этому поводу, когда возил к нему стр. 82 одержимую жену, Марию, Марьюшку, как звал ее потом Старец. Старец долго лечил ее, а потом велел уезжать из родной деревни, так как все его лечение было бесплодно: Старец исцелял, а соседка вновь «поселяла» бесов в Марьюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И был ему голос свыше: «Дерзай, страдалец мой! Я – с тобою всегда, но ждал твоего великого подвига: и терпению твоему удивились все ангелы, и архангелы затрепетали, и земля поколебалась, видя твое терпение в таких трудах, подвиги, пост и молитву. Да уже не будет тебе другого зла от такого гонителя, но ждут тебя со страхом и трепетом силы царства моего. Все тебе уже приготовлено, и будет тебе так». И голос говорил, а никого не видел старец Иринарх, стоя, проливая слезы из очей своих, как потоки, и молитву беспрестанно творил: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий! Помилуй меня, грешного, от искушения». А крестом себя осенял безостановочно. И потом игумен Симеон изгнан был из монастыря. О приходе литовцев под монастырь и о сдаче Москвы самозванцу. И узнали литовцы о смерти князя Михаила Скопина и возвратились к Москве, и встали под Москвою, захватили царство ложью по своему злому умыслу, и царя Василия Ивановича им, врагам, предательски отдали, и они сослали его в Литву. И в 7119 году царство Московское завоевали, и людей многих порубили – как и виделось старцу в видении слов Господних. И так сбылось слово Господнее, сказанное в 7116 году: «Небо и земля прейдут, а слова Господа не могут прейти». О приходе панов в монастырь на Устье в 7120 году и о рассказе о смерти пана Сапеги. И как-то осенью после дня памяти Дмитрия Солунского пришли литовцы в Ростов. И в то время игумен со всею братией бежал на Белое озеро от панов, убоявшись мучений от рук их и гибели от мечей, а старец Иринарх с учениками своими пребывал в келье своей, молясь Богу беспрестанно. И пришли литовцы в монастырь, и пребывали в монастыре десять недель. И пришедший в келью к старцу пан сказал: «Благослови, батька! А Сапега убит был под Москвою, как ты и предсказал». И сказал старец пану: «Идите и вы в свою землю – и будете живы. А если не уйдете с нашей земли, – и вам также быть убитыми». И пойдя, поведал пан всем панам слова старца. И начали паны всякий день приходить к старцу, и старец начал им говорить: «Идите и вы в свою землю, если не пойдете в свою землю, то и вы убиты будете». И пришел к старцу сын воеводы по имени Воин, и взял благословение у старца идти в свою землю. И старец благословил его идти в свою землю из Русской земли. И сын воеводы поклонился до земли, и пошел к своему отцу, и поведал ему о благословении. И, услышав об этом, его отец умилился. И сам воевода Иван Каменский пришел к старцу в келью и поклонился старцу до земли: «Благослови, батька, и меня идти в свою землю, как уже благословил сына моего». И старец благословил его, и сказал: «Только не грабь монастырь, и братию, и город Ростов». Он же ушел от старца, и пошел в свою землю со всем войском, и не сделал зла городу Ростову и монастырю благодаря благословению . И была в монастыре великая радость: избавил их Бог от такой великой скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010