Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о победе царских войск над болотниковцами на Восме. 9-10 июня 1607 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 74. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 256-259 Февральская попытка царя и патриарха с помощью вызванного из ссылки экс-патриарха Иова призвать народ к раскаянию за нарушение крестного целования государям и таким образом приостановить процесс перемены самодержцев не возымела успеха. Теперь Гермоген требовал от Василия Шуйского решительно подавить охвативший значительную часть страны «мятеж» вооруженной рукой. 21 мая 1607 г. начался царский поход на Тулу, к которой отступили главные силы повстанцев во главе с И. И. Болотниковым. Но боярский царь, по обыкновению, медлил, колебался и выжидал, не поспешая к основным силам армии, сосредоточенным в Серпухове. Лишь в первых числах июня патриарх Гермоген смог разослать по всей стране богомольную грамоту о выступлении царя Василия в ратный поход. Московский первосвященник явно подталкивал самодержца к более энергичным Не прошло и нескольких дней, как Гермоген получил сильный аргумент в пользу активизации карательных мер: видя нерешительность Василия Шуйского, повстанцы Болотникова и князя А. А. Телятевского перешли в наступление, но потерпели жестокое поражение от армии князя Андрея Васильевича Голицына на реке Восме, не доходя до Каширы (5—7 июня). Патриарх Гермоген немедленно оповестил об этом страну публикуемой ниже богомольной грамотой. Не мир, но меч нес московский первосвященник своей «соблазнившейся» пастве. Он еще упоминал о желании, чтобы противники в гражданской войне «обратились к познанию», но когда после взятия Тулы 10 октября 1607 г. Василий Шуйский прекратил военные действия и распустил уставшие войска, Гермоген резко осудил его за преждевременное «успокоение , говорил, что царя «уласкаху» «советницы . В речи к Василию Шуйскому патриарх требовал немедленно выступить против набиравшего силы нового врага — Лжедмитрия .

http://sedmitza.ru/lib/text/443562/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Первоначальная общая деятельность всех членов кружка ревнителей благочестия определялась наличностью тех пороков и недостатков, какие в то время существовали в жизни народа, самого духовенства, как белого, так и черного, наличностью тогдашних церковных беспорядков, отсутствием живой проповеди и вообще учительности в духовенстве. На борьбу с общественными пороками и недостатками, на борьбу с леностью и распущенностью духовенства и выступил прежде всего кружок ревнителей, поставив своей задачей водворить в народе истинное христианское благочестие, уничтожить разные церковные беспорядки, вызвать к жизни церковную проповедь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439639/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поучение Патриарха Никона священному чину и причетникам Приводится по изданию: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб, «Искусство-СПб», 2003. Приложение 5. С.372-375 В начале февраля 1654 г. в Москве прошло заседание Освященного собора, на котором было принято решение об изменении некоторых церковных обрядов. Вскоре после этого по приходским церквям была разослана память патриарха Никона с указанием, как следует класть поклоны во время божественной литургии. Об этой памяти впоследствии писал в своем Житии протопоп Аввакум: «По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны...» Однако сам текст этого источника до сих пор не был известен исследователям. В древлехранилище Государственного Исторического музея, в собрании графа А. С. Уварова, нам удалось обнаружить любопытный документ, который в описи значится как «Поучение патриарха Никона священному чину и причетникам». В описании фонда, составленном архимандритом Леонидом, документ значится под номером 1543 (312) (750) (см.: Архимандрит Леонид. Систематическое описание рукописей графа А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. Отд. IV). Он написан четким почерком, в столбец, на двух склееных сставах. Судя по орфографии, это современный оригиналу список. В документе не проставлена дата, но присутствие в нем поучения о поклонах наводит на мысль, что источник мог появиться в канцелярии патриарших приказов примерно в то же время, что и изложение соборного деяния 1654 г. На наш взгляд, его можно с достаточно большой долей вероятности отождествить с пресловутой памятью Никона. С.В.Лобачев Текст Февраль 1654 г. Никон божиею милостию патриарх московский и веса Русии сыном [сво]им архимаритом и игуменом, протопопом и всем священником и дияконом и причетником.

http://sedmitza.ru/lib/text/443604/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви IV. Русская Православная Церковь 1925-1928 К оглавлению В самый день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины, наши Патриарший права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриарший права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому...» Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы, не могли возглавить церковное управление, сонм архипастырей постановил, что «митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя». Первым под этим актом подписался митрополит Нижегородский Сергий. Каноны не дозволяют епископам назначать себе преемников. Но ввиду исключительных условий, в которых жила тогда Русская Цер ковь, созыв Православного Собора был невозможен, поэтому лучшего способа сохранить преемство Первосвятительского возглавления, по завещанию Патриарха, не было. Предвидя возможные осложнения Поместный Собор 1917-18 годов поручил Патриарху Тихону назначить себе преемников-местоблюстителей без оглашения их имен на пленарном заседании Собора, и Святитель исполнил это поручение. Подписи 58 архиереев под актом о передаче высшей церковной митрополиту Петру придают ему в известном смысле характер ного избрания Предстоятеля Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово новопоставленного патриарха Питирима к царю Алексею Михайловичу. 7 июля 1672 г. Документ опубликован ЧОИДР. М., 1847. 2. Отд. IV. С. 20—22. Приводится по изданию: А. П. Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 2. -- М.: ТЕРРА; Республика, 1999. С. 37-41. Комментарии и примечания — Богданов А.П. Речь Питирима, традиционная по форме, удивительно ярко раскрывает характер отнюдь не смиренного церковного деятеля и заслуживает самого внимательного прочтения. Видному противнику патриарха Никона и в то же время стороннику независимости Церкви от светской власти митрополиту Питириму, фактическому местоблюстителю патриаршего престола во время ссылки Никона, пришлось долго ожидать воплощения своей мечты о главенстве в Русской православной церкви. Только после смерти патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович удовлетворил жгучее желание честолюбивого старца. Питириму осталось жить менее года (он скончался в апреле 1673 г.), но преклонный возраст и болезни не угасили пламени его гордыни. Питирим притворно «не ровняет» себя с Моисеем и Иеремией, чтобы подчеркнуть свое сходство с ними в скромности, — и тут же самоуподобляется Григорию Богослову, Аарону и Исайе! Оратор подчеркивает, что царь Алексей Михайлович, освященный собор и Боярская дума призвали его на патриарший престол по воле Бога. Уподобляя российского государя императору Константину Великому, Питирим просит его всего лишь не отказывать в помощи ему, кормчему Церкви. Помощь должна сводиться лишь к ограждению Церкви и ее имуществ от «напасти и озлобления». Царю отводится роль защитника подданных и расширителя государства, удел православных — «благопокорность и удобопослушность» патриарху, себе же Питирим оставляет миссию единственного пастыря, способного вести человеческое стадо к земному и небесному благоденствию.

http://sedmitza.ru/lib/text/443610/

Архив Пн Положение о взаимодействии Синодального отдела по монастырям и монашеству с епархиальными монастырями 22 октября 2016 г. 00:27 Документ принят на заседании Священного Синода 21 октября 2016 года ( журнал 94 ). I. Общие положения Документ призван регулировать отношения Синодального отдела по монастырям и монашеству с епархиальными архиереями по вопросам открытия/упразднения епархиальных монастырей, назначения на должность игуменов/игумений епархиальных монастырей, инспекционных поездок членов Коллегии Отдела с целью ознакомления с жизнедеятельностью епархиальных монастырей по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (далее — «Патриарха»). 1. Открытие (упразднение) епархиальных монастырей осуществляется на основании решения Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви (далее — «Священного Синода») по представлению епархиального архиерея и как правило с учетом отзыва Синодального отдела по монастырям и монашеству (далее — «Отдел»). 2. Игумен/игумения епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности, переводится) Патриархом и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и как правило с учетом отзыва Отдела. 3. Члены Коллегии Отдела могут либо по благословению Патриарха, либо по согласованию с управляющим делами Московской Патриархии и с епархиальным архиереем данного монастыря быть направлены в епархиальный монастырь Русской Православной Церкви для ознакомления с его жизнедеятельностью с последующим докладом Патриарху для принятия дальнейших решений Патриархом и Священным Синодом. II. Порядок внесения и рассмотрения предложений об открытии (упразднении) епархиальных монастырей 1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу об открытии (упразднении) монастыря (и в случае открытия монастыря предложение кандидатуры на должность игумена/игумении (см. п. III.1-2)), к которому прилагается справка о монастыре (содержащая исторические сведения и описание современного состояния обители).

http://patriarchia.ru/db/text/4645879.ht...

Сегодня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Патриарха Ермогена 2 марта, 2011. Редакция " Правмира " Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан и стал первым Казанским митрополитом. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр, новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх Иов прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прошёл уже год после кончины Патриарха Алексия II, а он всё ещё с нами... Как осмыслить «роль и значение» его подвижничества в истории России, когда сам факт его ухода до сих пор не принимается сердцем? Да, можно говорить, сколько при нём было построено храмов и монастырей и т.д. Но чувствуется: нет, не это главное в его служении. Что же тогда? Вспоминается, что сам Святейший говорил о русском патриаршестве. Он подчёркивал, что возникло оно на Руси в канун Смутного времени. И в этом был промысл Божий – обезволившему народу, не имей он духовных защитников, трудно было бы сохранить цельность государства. Самому Алексию II довелось провести народ через две смуты. В 1993 году, когда над страной нависла угроза гражданской войны, Патриарх прервал визит на Аляску и вернулся в Москву. По его благословению в осаждённом Белом доме была устроена церковь, в которой причащали и крестили людей. Одновременно в Патриаршей резиденции Алексий II возглавил переговорный процесс и сделал всё возможное для примирения враждующих сил, пригрозив анафемой тому, кто первым прольёт кровь. При жизни Святейшего об этом редко вспоминали – и понятно почему. Диалог Святейшего с государством продолжался, прошлое было частью изменяющегося настоящего, и оно как-то отдельно не вычленялось. Но когда он ушёл... Уже во время интронизации Святейший Патриарх Кирилл вспомнил о чуде 93-го года, как по благословению Алексия II удалось забрать из Третьяковской галереи образ Владимирской Божией Матери, русской Заступницы, и соборно отмолить смуту. Память человеческая парадоксальна. Главным свидетелем того чуда был полковник милиции Сергей Донцов – именно ему музейщики отдали в руки древний образ. Но все эти годы он почти не вспоминал о событиях 93-го. И только случайная (в Абхазии!) встреча с профессором Флоренским подвигла его рассказать о былом – на научной конференции, посвящённой чудотворениям в РПЦ ( Как Владимирская икона из музея ушла , «Вера», 567). Сам Павел Васильевич Флоренский, внук богослова и учёного о. Павла Флоренского, считает произошедшее с полковником несомненным чудом патриаршего благословения. В январе, когда минуло сорок дней после кончины Святейшего, мне удалось записать ещё одну историю. Флоренский вспомнил:

http://pravoslavie.ru/37985.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 7 марта 2000 г. В заседании Священного Синода 7 марта 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся в период со 2 по 7 января 2000 года паломническом визите возглавляемой им делегации Русской Православной Церкви в Святую Землю в связи с всеправославным юбилейным празднованием 2000-летия Рождества Христова. Справка: Со 2 по 7 января 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во главе официальной делегации Русской Церкви находился в Святой Земле с паломническим визитом, приуроченным к всеправославному празднованию 2000-летия Рождества Христова. В состав официальной делегации Русской Православной Церкви входили митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; архиепископ Калужский и Боровский Климент. Органы государственной власти и общественные круги в паломнической поездке по святым местам представляли: министр культуры России В. К. Егоров, первый заместитель министра иностранных дел России А. А. Авдеев, начальник Управления по вопросам внутренней политики Президента России А. В. Логинов, президент Российской Академии наук Ю. С. Осипов, член Совета Федерации Федерального Собрания России, губернатор Брянской области Ю. Е. Лодкин, советник Председателя Государственной Думы В. А. Алексеев. Во время визита Святейший Патриарх посетил монастыри и участки Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Для участия в юбилейном праздновании Рождества Христова в Иерусалим прибыли Предстоятели Поместных Православных Церквей, а также руководители ряда православных государств, которых встречали многочисленные паломники со всех концов света, местные христиане, представители дипломатического корпуса и городских органов власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010