Громадная масса светлого воздуха висит над бездной, в которой глубоко внизу расстилаются зеленые поля, окаймленные песчаными отмелями, перед которыми безбережно лежит прекрасная морская равнина. Белая пена прибоя бесшумно шевелится у берегов, отмывая в море широкую полосу малахитовой мути. Налево далеко к югу на остром мысу чернеют гигантские развалины Атлита. Направо выгибается широкая дуга залива, у которого друг против друга стоят два маленьких белых, одетых зеленью и осененных зонтиками пальм городка: Кайфа и Акка. С этой высоты все теряет свои размеры, окрестность принимает вид географической карты, но только цветущей жизнью и свежей прелестью красок. Над морем слева плыла круглая туча и дождь нитями висел из нее, точно борода из комка пушистой шерсти. Мне вспомнилось библейское сказание о пророке Илии: После трехлетней засухи Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими. И сказал отроку своему: «Пойди посмотри к морю». Тот пошел, и сказал: «Ничего нет». Он сказал: «Продолжай это до семи раз». В седьмой раз тот сказал: «Вот небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую». Он сказал: «Пойди скажи Ахаву: запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь»... Перед Кайфой вся равнина тщательно возделана и правильные четырехугольники черных пашен покрывают ее, точно клетками шахматной доски. – Чьи это поля? монастырские? – спросил я проводника. – Нет, все это земля немецких колонистов. Половина Кайфы, которая ближе сюда, занята ими. В средине монастыря устроена небольшая церковь . По полу она имеет очертания креста, вверху же стены ее сводятся в светлый куполок, прорезанный рядами круглых окон. Она очень небогата: стены и колонны ее не мраморные, а только раскрашены под мрамор, но все-таки это очень красивая и бережно хранимая церковка. Под алтарем ее находится пещера, по преданию, служившая жилищем пророку Илье – там поставлена раскрашенная статуя пророка. Над алтарем стоит статуя «Notre Dame du mont Carmel».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дальше. Теперь, почему не возвращай в Египет? Ибо Господь сказал: не возвращайтесь более путем сим. Потому что Египет не только географическая точка, но и страна греховного рабства. Страна греховного рабства, а фараон – это диавол. Во глубин постла иногда фараонистское всевоинство преоруженная сила, – вот вам Ветхий Завет, – воплощшееся же Слово, – воплотившееся же Слово, – всезлобный грхъ потребило есть, – заключительный аккорд: препрославленный Господь: славно бо прославися. Значит, исход и гибель египтян в море было прообразом гибели и греха, от которого избавил нас Христос. Поэтому не возвращайся в Египет. Не возвращайся в страну греховного рабства: опять попадёшь туда, и будет последнее горше первого (см. Мф. 12:45 ). Дальше что об этом говорится: «Чтобы не умножал себе жен». Гарем. Потому что гарем был показателем могущества царства: чем больше жён, тем могущественнее царь; потому что его жёны были не обычные девицы, а принцессы – и браки были политическими. Значит – все вокруг у него союзники, на него небезопасно нападать. Дальше: и чтобы ни серебра, ни золота не умножал себе чрезмерно. Потому что это также развращает человека – когда золота чрезмерно! А что с ним делать? Сразу рождаются наполеоновские планы: вот можно сделать поход, можно ещё больше приобрести земель, можно подчинить, и вот смотрите: «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список Закона [каждый царь списывал для себя новый! Новый список – не тот уже, который был в употреблении, а на пергаменте писцы лучшие каллиграфически писали для царя на иврите или на диалекте – на каком говорили уже – список Торы – Пятикнижия, находящийся у священников левитов], и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа Бога своего, и старался исполнять все слова Закона сего и постановления сии [с какой целью?], чтобы не надмевалось сердце его пред братиями его, и чтобы не уклонялся он от Закона ни направо, ни налево; дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля». Потому что власть была наследственной. Всё это было нарушено. Всё это было нарушено. Вот то же самое можно было бы предписать, чтобы руководствовались и наши Цари. Вот Пётр нанёс такой удар по Церкви, что она не может оправиться и доселе от этого удара.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Двигаясь вдоль западного берега Мертвого моря, он встретил неприятелей в Соляной долине, у южной оконечности моря, и нанес им жестокое поражение, во время которого они потеряли 18,000 человек. После этого последовала в высшей степени истребительная война. Но Идумея, по самому своему географическому положению, была страной, которую трудно было подчинить. Ее горы, ущелья и пещеры представляли убежища, в которые не легко было проникать или брать их приступом; и поэтому, потребовалось целых шесть месяцев для покорения этого народа и для установления охранных отрядов в завоеванных областях. Все, кто взяты были с оружием в руках, преданы были смерти; но весьма многие убежали и ожидали благоприятного случая для восстания. Царский род большею частью погиб; один из их князей, по имени Адат, убежал в Египет и нашел благосклонный прием у фараона, который даже отдал за него свою свояченицу и помогал ему впоследствии тревожить Соломона. Опасное положение, в которое поставлен был Давид этим возмущением в своей собственной стране, особенно в то время, когда он сам вынужден был напрягать все свои силы для борьбы с своими сирийскими врагами, описывается в пятьдесят девятом псалме, в надписании которого составление его относится к этому именно времени: „Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам. Ты потряс землю, разбил ее: Исцели повреждения ее, ибо она колеблется. Ты дал испытать народу Твоему жестокое, Напоил нас вином изумления. Даруй боящимся Тебя знамя, Чтобы они подняли его ради истины, Чтобы избавились возлюбленные Твои; Спаси десницею Твоею, и услышь меня. Моав, умывальная чаша моя; На Едом простру сапог мой. Восклицай же мне, земля филистимская! Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? Не Ты ли, Боже, который отринул нас, И не выходишь, Боже, с войсками нашими? Подай нам помощь в тесноте; Ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших“ 70 . Но если тяжела была борьба на двух фронтах, то тем радостнее была победа в обоих этих направлениях, и восторг победоносного царя выразился в псалме сто девятом, где боговдохновенная мысль псалмопевца ясно прозревала и великого Победителя будущего, принимая явно Мессианский оттенок:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Елена, уничтожив языческий храм, воздвигла св. церковь . С тех пор, как Турки овладели Палестиною, Вифлеем сделался маленьким селением, в котором живут несколько семейств бедных христиан, зарабатывающих пропитание деланием для продажи крестиков, четок и т. п. Макед , некогда столичный хананейский город. Он был взят и разрушен Иисусом Навином. В пещере близ Македа скрылись пять царей, осаждавших Гаваон. Они были выведены из пещеры, убиты и повешены на пяти деревьях ( Нав.10:10, 17, 26 ). Везек , древний хананейский город, в небольшом расстоянии от Иордана. По смерти Иисуса Навина, колена Иуды и Симеона победили здесь Хананеев и Ферезеев. «В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним, и разбили Хананеев и Ферезеев. Адони-Везек побежал; но они погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» ( Суд.1:5–7 ). В Везеке Саул собрал 330,000 войска для освобождения Иависа Галаадского, осажденного Аммонитянами ( 1Цар.11:8 ). Еглон , столичный хананейский город, царь которого, Девир, был убит Иисусом Навином при Гаваоне ( Нав.10:3–12 ). Вефсура ; этот город сделался особенно известен во времена Маккавеев. Лисий, военачальник Сирийский, осадил его, но Иуда Маккавей принудил Лисия снять осаду. Чрез несколько времени Лисий снова напал на Вефсуру и овладел ею; после чего Вефсура оставалась во власти Сирийцев до Ионафана Маккавея, который обратно отнял ее у Сирийцев ( 1Мак.4 и 6). Вефваси , город в пустыне, где Симон и Ионафан разбили армию Вакхида, осадившего этот город, и принудили его заключить мир ( 1Мак.9:62–73 ). Ен-Геди ( Нав.15:62 ), город в пустыне, близ Мертвого моря. Его почва была чрезвычайно плодородна, об его виноградниках Соломон говорит с большою похвалою ( Песн.1:13 ). В пещере пустыни Ен-Гади скрывался Давид ( 1Цар.24:2 ). Ештемо и Ливна , города, отданные левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Есевон ; этот город первоначально принадлежал Моавитянам; у них он был отнят Сигоном; у Сигона его взяли Израильтяне ( Чис.21:25–26 ). Он принадлежал то колену Гадову ( Нав.21:39 ; 1Пар.6:81 ), то колену Рувимову ( Чис.32:37 ; Нав.13:17 ). Он был дан левитам, потомкам Мерариным. Есевон славился прекрасными источниками: в Песн. пес. Супруг сравнивает глаза своей супруги с красотою прудов Есевонских: «Глаза твои озерки Есевонские» ( Песн.7:5 ). Минниф ; пророк Иезекииль говорит, что Иудея за товары Тира платила пшеницею миннифскою ( Иез.27:34 ). Оронаим. «От Сигора до Оронаима» ( Иер.48:34 ). Эти два города находились на границах Моава, – Оронаим – на восточном берегу Мертвого моря, Сигор – на южном. Медева. Иоав, военачальник Давидов, одержал победу над Сирийцами ( 1Пар.19:7 и след.). Жители этого города убили Гаддиса, брата Иуды Маккавея, когда он шел к Наватеям (потомки Наваиофа, сына Измаилова, Быт.25:13 ). «После сих происшествий сказали Ионафану и Симону, брату его, что сыны Иамври торжественно совершают знатный брак и провожают из Надавафа с великою пышностью невесту... Тогда вспомнили они об Иоанне (Гаддисе), брате своем, и вышли и скрылись под кровом горы. Подняв глаза свои, они увидели: вот восклицания и большое приданое; навстречу вышел жених и друзья его и братья его с тимпами и музыкою и со многими оружиями. Тогда бывшие с Ионафаном поднялись на них из засады, и побили их, и много пало пораженных, а остальные убежали на гору; и взяли они всю добычу их... Так отмстили они за кровь брата своего» ( 1Мак.9:35–42 ). (п). Близ Медевы находился город Нофа ( Чис.21:30 ). Аве-Ситтим , в равнинах Моавитских, против Иерихона ( Чис.33:49 ). – Близ этого города находился город Беф-Иешимоф. Ваал-Меон ( Чис.33:38 ), город, разрушенный Израильтянами, но после восстановленный коленом Рувимовым. Во время пророков он принадлежал Моавитянам и составлял вместе с Беф-Иеишимофом и Кириафаимом «красу земли» ( Иез.25:9 ). Иааца ; этот город был отнят Израильтянами у Сигона ( Чис.21:23 ; Суд.11:20–21 ); доставшись колену Рувимову, он был отдан левитам ( 1Пар.6:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Желание иметь лучших коней – один из главных предметов тщеславия восточных монархов – заставило бы войти в сношения с фараонами, а потом и в политически союз с Египтом, между тем как такой союз, по географическому положению Палестины, мог быть гибельным для израильского народа, что впоследствии и оправдалось историей. Кроме того, умножение коней, совершенно ненужных в гористой стране, служило бы не к охранению народных интересов (напр. во время войны), а к удовлетворению тщеславной гордости царя. – «Чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его» (ст. 17). Гаремы до сих пор на востоке составляют одно из гнуснейших придворных учреждений, в которых монархи – деспоты теряют последние нравственные и физические силы, погружаясь в грубейший разврат. Поэтому постановление, запрещающее иметь гаремы, понятно само собою. «И чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно». Чрезмерное накопление богатств могло давать повод, как это видно из истории Соломона, к обширным торговым предприятиям, которые были бы несообразны с истинно народными интересами, содействовало бы развитию неравенства по состоянию и тем нарушило бы основной закон Моисея, установивший общественно-экономическое равенство, ввело бы несообразную с теократическим строем государства роскошь при дворе и тем отдалило бы царя от народа. «Но когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего в книге, находящейся у священников и левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научился бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Царь не был законодателем и должен был управлять государством не по своему личному произволу, а по данному свыше закону, с которого он должен был иметь правильный список, чтобы, постоянно имея его пред собою, не уклонялся ни направо, ни налево (ст. 20), следовательно, вообще должен был править по признанному народом закону. Таким постановлением положен был предел деспотизму, в который так легко впадают восточные правители.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И Библия, и записи Феглафелласара описывают политический хаос, ставший итогом кампании в Самарии: И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалии, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него ( 4Цар. 15:30 ). Израиль (землю Амврия) ... всех его жителей, их имущество я увёл в Ассирию. Они свергли своего царя Факея, а я поставил вместо него Осию i (ANET 284). 1 Новый царь Израиля Осия стал вассалом Ассирии и платил ей дань. Он правил 10 лет (732–722 гг. до Р.Х.), став последним царём Северного царства (карта 7–6). Ассирийская кампания привела к массовым депорта- циям. Многие израильтяне из захваченных земель были уведены в плен в Ассирию ( 4Цар. 15:29 ). Библия говорит, что за этим изгнанием стоял Господь: Тогда Бог Израиля возбудил дух Фула, царя ассирийского, и дух Феглафелласара, царя ассирийского, и он выселил рувимлян и гадитян и половину колена Манассии, и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня ( 1Пар. 5:26 ; карта 7–4). Географически, территория Израиля уменьшилась до центральных гор Ефрема и Манассии (тёмно-красная пунктирная граница). Земли, отнятые у Израиля, стали провинциями Ассирии (карта 7–6). Исаия ссылается на: духовную тьму, опустившуюся на эти области в связи с ассирийским господством, но также смотрит в будущее, когда эта тьма будет удалена: Прежде Он сильно подавлял... Приморский путь, Заиорданскую сторону и Галилею языческую. Но народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной воссияет свет ( Ис. 9:1–2 ; перевод автора). Новый Завет связывает служение Иисуса Христа в этих регионах с пророческими надеждами Исаии ( Матф. 4:12–16 ). 3. Завоевание Дамаска, 732 год до Р.Х. Пророчество о Дамаске: «Вот, Дамаск исключиется из числа городов и будет грудой развалин» ( Ис. 17:1 ). И пошёл царь ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил ( 4Цар. 16:9 ). Пророк Исаия призвал иудейского царя Ахаза не бояться угроз со стороны Израиля и Дамаска. Он пророче- ствовал, что прежде чем младенец научится говорить: «Отец мой, мать моя», т.е. в течение двух лет «богатства Дамаска и добычи самарийские понесут перед царём ассирийским» ( Ис. 8:4; 7:14–16 ). В течение двух лет после пророчества Исаии Израиль стал вассалом Ассирии. Дамаск превратился в груду развалин, остаток сирийцев был переселён в Кир (местонахождение неизвестно, ср. Ам. 1:5; 9:7 ), а его бывший царь Кир был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен (твоими) кудрями . Здесь показана царская слава Израиля, ибо пурпур – цвет царских одеяний. Волос – вершина главы, царство – венец Израиля. Иерусалимская Библия усматривает здесь прикровенное указание на царя Тирского, союзника Давида и Соломона, с которым был связан (увлечен) царь Соломон, пользуясь его помощью при строительстве храма. Географически – гора Кармил и Финикия, как голова и кудри. Царь увлечен... Не только праведники увлечены Господом и Его благодатью, но и Он увлечен ими, они желанны Ему. Так Давид – муж по сердцу Господа, а Даниил – «муж желаний» Его. И вот Небесный Жених Ягве восторгается Своей Невестой – народом Своим: Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей, как от яблоков. Пальма по-еврейски «тамар», отсюда библейское женское имя Фамарь (Тамара). Вечнозеленая, стройная, прекрасная пальма – символ библейского праведника. «Праведник цветет, как пальма» ( Пс. 91:13 ). Пальмовая ветвь также символ победы. Пальмовые ветви преподносились победителю при его торжественном возвращении с поля брани. Образ пальмы – это образ Израиля во времена царствования Давида и Соломона. Груди твои похожи на виноградные кисти . Радостью и весельем упоевался Израиль в то благословенное время. Влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда... Не только израильтяне, но и Сам Господь находил тогда радость во Израиле, был влеком любовью к своему народу, в благочестии и славе тогда находящемуся. И запах от ноздрей, как от яблоков. Через ноздри выдыхается воздух. Это молитвы и жертвоприношения Израилевы, приятным благоуханием восходящие к престолу Ягве. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. «Из уст младенцев... Ты устроил хвалу» ( Пс. 8:3 ). «Хвала Ему в устах моих» ( Пс. 33:2 ). «Уста мои изрекут премудрость» ( Пс. 48:4 ). Так хвала и славословие, как отличное вино , истекают из уст праведников. Их молитва и славословие течет прямо к Другу , к Небесному Жениху, к Ягве; и услаждает уста утомленных этой жизнью и грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» ( Быт.25:57–58 ). Древние Евреи ограничивались при сватовстве только устным договором, подтвержденным клятвою ( Иез.16:8 ; Мал.2:14 ); но впоследствии начали заключать договор письменно: «И взял свиток, нарисовал договор и запечатал» ( Тов.7:13 ). Обыкновенно, после обручения, день брака откладывался на 12 месяцев. После обручения жених и невеста могли свободно видеться; Иаков, напр., жил в одном доме с невестою 7 лет. Когда наступал день брака, невеста надевала на себя лучшие уборы. О свадебном наряде невесты дают понятие следующие слова пророка Иезекииля: «И надел на тебя узорчатое платье и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец» ( Иез.16:10–13 ). Окруженная родственниками и подругами, невеста ждала заката солнца. Жених, также одевшийся в лучшие платья и увенчанный ( Ис.61:10 ; Песн.3:2 ) и окруженный сверстниками, приходил вечером в дом своего тестя. Прежде чем оставить родительский дом, невеста получала благословение своих родителей и приличные наставления: «И, благословив их, отпустил и сказал: да благопоспешит вам Бог небесный... Потом сказал дочери своей: почитай своего свекра и свекровь: теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:11–12 ; Быт.24:60 ). Сопровождаемые родными и друзьями при свете факелов и звуках тимпана и других музыкальных инструментов, с пением, жених и невеста шли в дом жениха, где их точно также торжественно встречали. В доме жениха их ожидал пир ( Иер.7:34; 16:9; 25:10 ; 1Мак.9:37–39 ; Мф.25 ). Родные и друзья высказывали молодым различные пожелания счастья: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих» ( Быт.24:60 ). Брачное торжество продолжалось 7 дней за девицею ( Быт.29:37 ; Суд.14:12 ) и три дня за вдовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иазер , город, отданный левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:39 ); он находился у подошвы гор Галаадских, в местности, изобилующей пастбищами ( Чис.21:32 ). Васара , большой укрепленный город. Во время опустошений, производимых в стране Галаадской Тимофеем, Иудеи заперлись в Васаре в ожидании помощи от Иуды Маккавея ( 1Мак.5:26 ). § 34. Замечательные города в уделе колена Рувимова Беф-Нимра ( Чис.32:36 ), город, восстановленный потомками Гада; он называется в Библии и другим именем: Нимрим; находился на востоке Мертвого моря ( Ис.15:6 ; Иер.48:34 ). Беф-Гаран ( Чис.32:36 ), на юге Беф-Нимры; первоначально принадлежал Сигону, у которого был взят Израильтянами и разрушен ( Нав.13:27 ). Потомки Гада восстановили его. Тетрарх Филипп сделал из него очень красивый город и назвал его Юлиадою, в честь Юлии, дочери Августа. Елеале , город, построенный потомками Рувима ( Чис.32:37 ), невдалеке от Есевона. Равваф-Аммон , Равва или Филадельфия , столичный Аммонитский город, известный уже во времена Моисея, который говорит о саркофаге Ога: «Вот, одр его, одр железный и теперь в Равве у сынов Аммоновых; длина его десять локтей, а ширина его четыре локтя» ( Втор.3:11 ). Во время осады Раввы Давид написал в письме к военачальнику Иоаву: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» ( 2Цар.11:15 ). Равва была взята и оставалась под властью царей Иудейских, пока не перешла под власть царей Израильских. Когда Феглаффеллассар увел значительное число Израильтян в плен, Аммонитяне совершили неслыханные жестокости над оставшимися. Это обстоятельство навлекло на Равву, как столицу страны, угрозы пророков: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города ее будут сожжены огнем» ( Иер.49:2–3 ). «Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых – пастухами овец, и узнают, что Я – Господь. Ибо так говорит Господь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израильской душевно радовался, за то, вот, Я цростру руку Мою на тебя, и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель» ( Иез.25:5 ). Эти угрозы были исполнены чрез Антиоха Великого. Имя Филадельфии было дано этому городу Птоломеем Филадельфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010