Известно, что на литургии св. Василия Великого и на литургии св. Иоанна Златоуста все молитвы, связанные с евхаристическим жертвоприношением, за исключением молитвы заамвонной, читаются священнослужителем не вслух для всего народа, а «тайно» (μυστικς), есть вполголоса, или даже молча – в зависимости от того, как понимает указанное в тексте служебника слово «тайно» данный совершитель св. литургии. Некоторые из этих молитв, как явствует из самого их текста, предназначены всецело для священнослужителей. Так, например, в молитве «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы...» – в той самой молитве, перед началом которой имеется в служебнике указание, что священник глаголет ее тайно, – служащий обращается к Господу со следующим, приличным только лицу иерархическому, прошением: «... уловли мя силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь». Специально для священнослужителей предназначен и ряд других – подготовительных и завершительных – молитв св. Евхаристии. Но самые основные ее молитвы, входящие в состав так называемого «евхаристического канона», начиная со слов «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый...» (в литургии св. Василия Великого ) и «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити...» (в литургии св. Иоанна Златоуста ) и кончая словами, непосредственно предшествующими возгласу «И даждь нам единеми усты и единем сердцем...», по внутреннему их смыслу относятся не только к священнослужителю, но и ко всем предстоящим и молящимся верным, которые при этом, все без исключения, мыслятся как участники священнодействия бескровной Жертвы, готовящиеся к принятию священной трапезы Тела и Крови Христовых. Необычайная содержательность и дивная сила вдохновения, присущая этим молитвам, вызывают у некоторых лиц, из числа знающих все чинопоследование Божественной литургии, легко понятную печаль и сожаление, что множество верующих фактически оказывается лишенным возможности вникать в чудные слова «тайно» читаемых евхаристических молитв и духовно услаждаться их внутренним богатством.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Литургия В службе литургии совершается таинство причащения, в ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но приносится бескровная жертва за спасение людей. Господь Иисус Христос, «давый Себе избавление за всех» ( 1Тим. 2:5 ), «едину о гресех принес жертву» ( Евр. 10:12 ). А чтобы люди были причастниками этой жертвы, Господь установил таинство причащения, в котором входит в ближайшее соединение с ними. Господь сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ). в таинстве причащения совершается жертва. Жертва же состоит в преложении хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь Христа Спасителя. Господь на Тайной Вечери взял хлеб, возблагодарил Бога, благословил, преломил и, подавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу, возблагодарил Бога и сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:22–23 ; Лк. 22:19–20 ; 1Кор. 11:23:25 ). Апостолы твердо исполняли эту заповедь Иисуса Христа. Они, единодушно пребывая в церкви (т.е. посещая для молитвы Иерусалимский храм), преломляли хлеб по домам ( Деян. 2:46 ), т.е. совершали таинство причащения сперва в горнице, потом в других домах. Службу, при которой происходило таинство причащения, то есть литургию, апостолы и преемники их во время гонений на христиан совершали устно. Литургия состояла из благодарений Господу, из воспоминаний как всей Его жизни, так и установления таинства причащения. Хотя литургия совершалась устно, но все было благообразно и по чину ( 1Кор. 14:40 ), так как христианами распоряжалась и одушевляла любовь. Когда прекратились гонения на христиан, тогда апостольские и отеческие постановления о совершении литургии переданы были письменно. На Востоке литургия св. апостола Иакова послужила к письменному изложению литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста . Литургия, по своему преимуществу перед другими службами, называется «общественною службою», «литургиею». А так как литургия установлена Господом в благодарственное воспоминание Его любви и неисчислимых заслуг роду человеческому, то она называется еще «евхаристией» («благодарением»).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Малое время, отведенное для сна, он проводил на полу, подстилая овчину поверх рогожи. Никогда не произносил праздных слов, хранил трезвенное самоуглубление и не выходить из своей кельи. Принимая священнический сан в таком благорасположении, преподобный Симеон вторично великой Благодати Божией: во время рукоположения он себя озаренным и проникнутым неземным духовным светом. Эта милость была воспринята им как знак особой ответственности, на совести пастыря стада Божиего, который «должен быть чист и телом, и тем паче душою, не запятнан никаким грехом, по внешнему нраву и сокрушен сердцем по внутреннему настроению». По свидетельству сподвижников преподобного во время принесения Бескровной Жертвы лицо его становилось ангелоподобным и излучало такой яркий свет, что на него трудно было смотреть. В 980 году, когда преподобному Симеону исполнился тридцать один год, монахи обители святого Маманта избрали его своим игуменом. По свидетельству Никиты Стифата, автора Жития Симеона, Нового Богослова, монастырь святого был в то время «не столько прибежищем и стадом монахов, сколько местом жительства мирских людей», что же до монахов из немногочисленной братии, то они «страдали от духовного голода». В своем первом Огласительном слове «О любви», адресованном братии монастыря, преподобный Симеон призвал монахов начало новой жизни в совершенной любви к Господу и людям. Приступив со страхом и благоговением к исполнению своих обязанностей, преподобный Симеон сделал предметом постоянных забот не только духовную, но и хозяйственную жизнь обители. Монастырь святого Маманта нуждался в то время в восстановительных работах, ибо большая часть монастырских зданий пришла в негодность. В конце концов обитель была монастырская церковь отремонтирована, в ней был постлан пол, стены украшены иконами, а для богослужебных нужд была приобретена вся необходимая утварь. Улучшена была и монастырская трапеза. Со временем преподобному Симеону удалось превратить святого Маманта в цветущую обитель с многократно числом насельников. Имя преподобного Симеона приобрело известность среди жителей Константинополя.

http://isihazm.ru/?id=9

митр. Ионафан (Елецких) Краткая схема Божественной литургии (архиерейский чин) 1 1 .Проскомидия (протесис) – приготовление евхаристических Даров в жертвеннике. 2 2 .Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. 3 3 .Синаксис – чтение Священного Писания и поучение предстоятеля. 4 .Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу. 5 .Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви. 6 .Молитва о «добром» причащении («Отче наш»). 7 .Общение Святого Духа – причащение верных и благодарение за него. 8 .Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма. Божественная литургия святого Василия Великого Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный, затем Трисвятое по Отче наш , тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва личного благочестия (перед вхождением в алтарь) Господи, подай мне руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Разсуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Название Литургики, или науки о Богослужении Православной церкви, происходит от греческого слова Λειτουργα, (от Λετος – общественный и ργον – дело), что в теснейшем смысле слова означает всенародное Богослужение, соединенное с приношением бескровной жертвы, или, иначе сказать, означает святейшую Евхаристию. В более обширном смысле слово Λειτουργα означает всякую службу, установленную святою церковью во славу Триипостасного Бога. В 4-м правиле Антиохийского собора, бывшего в 341 году, читаем: «аще кто Епископ, от собора изверженный, или пресвитер, или диакон от своего Епископа отлученный, дерзнет что-либо творити от Λειτουργας – служб.... Здесь под словом Λειτουργα – служба, по толкованию канонич. правил Зонары (12 в.), должно разуметь не только Божественную Евхаристию, но и всякое Богослужение, которое обязаны совершать священные лица. В деяниях собора Ефесского прямо сказано, что словом Λειτουργα могут назваться и вечерня и прочие церковные моления – κα σπερινα κα ωθινα, κα Λειτουργαι. 1 Св. Климент, Епископ Римский (2 века) говорит, что «Господь повелел в определенные времена совершать приношения и литургии – προσφορς κα Λειτουργας и повелел сему быть не без рассуждения и не без порядка, но в известные времена и часы». Теперь, если слово Λειτουργα, на основании приведенных авторитетных свидетельств, нужно понимать в более обширном значении то, след., Литургика, как наука, должна заниматься изложением учения о Богослужении вообще. Далее, она может называться екклезиастикою, или наукою о церковном Богослужении. И это вот почему: должно знать, что Литургика рассматривает христианскую религию именно в том отношении, как она должна правильно и на законных основаниях внешне выражаться в обществе многих людей, связанных между собою в одно благодатное царство Христово или в церковь Бога жива. 2 А церковь , или общество верующих в Иисуса Христа, содержа веру христианскую, должна, во-первых, обнаруживать в себе внутренний дух этой веры, во-вторых, должна назидать, питать благочестивые души верующих: для этого у ней есть священнодействия и священные обряды (различие этих предметов будет показано в свое время). Таким образом, называя Литургику екклезиастикой, мы обозначаем этим, что она должна заниматься рассмотрением того, как религия христиан выражается в священнодействиях и обрядах Церкви, как общества верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Наша любящая мать Какая великая — Церковь: она молится за всех. «И о всех и за вся». После молитвы за своих предстоятелей она молится и «о всех и за вся». Конечно, сначала за всех людей, искупленных Кровию Богочеловека. И это она делает сразу же после принесения Бескровной Жертвы, после пресуществления Святых Даров: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Затем молится и за вся (обо всем), так как с падением человека тлению подвергалась и вся тварь... Также этим она молится и о всем необходимом человеку для его душевного и телесного существования и благополучия. Уже по этому одному Церковь Божия — как наша любящая мать — достойна высокого почитания нами, нашей любви и уважения. И уж перед чем мы должны благоговеть и преклоняться, так это перед нашей Церковью-Матерью! Аминь. Самая любящая Мать — это Церковь. И кто действительно жалеет нас по-настоящему больше всего, так это Церковь. Слава Богу! В церкви человек получает подлинную пользу. Человек часто так стремится к различным зрелищам, театрам, представлениям, кинематографам и т.п. Но что он там получает? Временное удовольствие, рассеянность, а иногда даже получает вред для своей души и для своего здоровья. Во всяком случае, все это для временной жизни. Только это и приносят человеку зрелища. Ходя же в церковь, человек в ней получает богатство нетленное, вечное, которое постоянно с ним пребудет. Насколько же человеку полезнее ходить в церковь, а не на зрелища! Возлюбленные братие и сестры! Сегодня я хочу сказать вам несколько слов о значении Церкви! Несколько дней тому назад меня просили помолиться о матери, которая не могла разрешиться от своего бремени. Это натолкнуло меня на мысль о значении Церкви. Когда мать рожает и не может разрешиться от бремени, она обращается к Церкви! Когда надо крестить младенца, мы обращаемся к Церкви. Надо миропомазывать — Церковь для нас совершает это Таинство. Надо причастить младенца — опять мы обращаемся к Церкви. Надо нам исповедоваться, каяться в своих грехах — мы обращаемся к Церкви.

http://pravoslavie.ru/35537.html

Письмо седьмое I. Кончина мира Настоящее состояние мира есть состояние переходное. Цель такого состояния есть распространение в мире благодатного царства Христова. Цель эту ясно указывает Сам Основатель благодатного царства, предсказывая ученикам Своим, что конец мира приидет тогда, когда евангелие царствия проповедано будет по всей вселенной всем народам ( Мф. 24:14 ). Осуществление этой цели на земле мы видим: свет веры постоянно распространяется по лицу земли и проникает в самые отдаленные страны мира. Среди племен самых диких и невежественных Церковь приобретает себе новых чад. С самого основания христианства апостольское служение не прекращалось и не прекращается. Когда придет кончина мира, – на земле не останется ни одного народа, не слыхавшего евангельской проповеди . После того, как войдет в Церковь полное число язычников, – и Израиль, по пророческому слову Апостола, рассеянный и отверженный, будет призван и спасен ( Рим. 11:25–26 ). С распространением Церкви земной приумножается и Церковь небесная. Духи праведных скончавшихся переходят в Церковь торжествующую на небесах. Но и душам грешников, которые до разлучения с настоящею жизнью покаялись, только не успели принести плодов достойных покаяния, до последнего суда есть еще возможность освобождаться от уз ада. Путь к сему освобождению открыл и проложил Своим крестом Разрушитель ада, изведший оттуда с Собою души, уверовавшие Его проповеди. И ныне имеет Он ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ); следовательно, может отверзать затворы адовы и освобождать оттуда узников. Конечно, души, заключенные во ад и не ожесточенные во зле, могут глубоко раскаиваться во грехах земной жизни, чувствовать к ним отвращение, мыслью и сердцем стремиться к добру, к которому были иногда равнодушны на земле; но в аде они не имеют никакой возможности принести плоды, достойные покаяния и оправдать свое стремление к добру делами любви и милосердия. Этот недостаток плодов покаяния и добрых дел, по благому устроению Божию, заменяют для них молитвы Церкви об умерших, благотворения, совершаемые на земле по их завещанию или во имя их, особенно же принесение за них бескровной Жертвы, предстательство за них святых в Церкви небесной ( Откр. 8:3–4 ) и, наконец, всесильное ходатайство перед Отцем Самого Искупителя ( Евр. 7:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви 17 мая, 2007. Редакция " Правмира " Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В кафедральном храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия, на которой впервые после десятилетий разделения была совместно принесена Бескровная Жертва Единому Богу и Творцу нашему. Явленное единство есть знак великой милости Божией к нашей Церкви и нашему народу, пережившему в двадцатом столетии один из самых трагических периодов в своей истории. Начавшаяся 90 лет назад смута привела к затяжному междоусобному противостоянию, страшным итогом которого стали бесчисленные жертвы, страдания миллионов наших соотечественников, попавших в заключение или оказавшихся в рассеянии на чужбине. Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://pravmir.ru/poslanie-svyatejshego-...

Приложения I. Приложение к молитвам об усопших Замечания о поминовении усопших Кроме домашней молитвы, есть ли у нас еще какие средства помогать умершим во грехах? Кроме домашней молитвы, у нас есть еще и другие средства помогать умершим во грехах. Это: молитва церковная, особенно соединенная с принесением бескровной жертвы на литургии, и благотворения в память их. Каким образом помогает умершим во грехах молитва о них на литургии и благотворения? На литургии, на св. престоле Сам Господь таинственно приносится в жертву за усопших и тем подвигает Свое Божественное милосердие простить грехи их. На литургии частицы, вынутые из просфор в память усопших, погружаются в животворящую кровь Христову с молитвою: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Милостыня очищает всяк грех ( Тов. 12, 9 .), Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Матф. 5, 7 .), говорится в слове Божьем о милостыне. Благотворение в память почивших от родных и знаемых имеет значение, как бы сами почившие совершали эти добрые дела, и вместе с тем умножает число молящихся о спасении душ их. Укажите примеры пользы умершим от поминовения их: а) от домашней молитвы, б) от поминовения на литургии и в) от милостыни. Примеры пользы умершим от поминовения можно указать следующие:      1) От домашней молитвы. Некто из богоносных отцов, рассказывает св. Иоанн Дамаскин , имел ученика, жившего в беспечности, который в состоянии сей беспечности и умер. Старцу желалось узнать участь ученика в загробной жизни. Он слезно молил о том Бога, и Бог показал ему в видении ученика в пламени до шеи. Старец усилил молитву об ученике, и Господь показал ему юношу в огне по пояс. Старец к прежним молитвенным трудам приложил новые труды, и Господь наконец показал ему юношу совершенно избавленным от пламени. (Сл. о почивш. в вере) 2) От поминовения на литургии. Св. Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился один умерший христианин и просил совершить за упокой души его бескровную жертву, и при этой просьбе прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то в знак сего он уже более не явится ему. Священник исполнил просьбу, и нового явления не было (1 кн. гл. 55.) 3) От милостыни, раздаваемой в память усопших. У блаженного Кир. Луки был родной брат, который, и по вступлении в монашеский сан, мало заботился о душе своей; так и умер. Блаженный Лука, скорбя особенно о том, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит он душу брата во власти злых духов. Между тем в келье умершего найдены были деньги и вещи; из чего старец

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 129. Литургическое освящение О духовном и физическом причащении Пятница 5 седмицы Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы должны обсудить вопрос: получает ли духовное освящение всякий, кто присутствовал на «Литургии Верных» до самого отпуста и не важно с какими целями? «Что за вопрос?! – кто-нибудь воскликнет недоуменно, ведь любое служение Богу не может не освящать того, кто в нем участвует, тем более это касается Евхаристии как Бескровной Жертвы за весь мир, которая освящает все вокруг»! Таковому хочется посоветовать не прикрывать высокопарными словами свое непонимание данного предмета, а для начала посмотреть, что говорится об освящении в самом чине Литургии. Давайте разберем хотя бы некоторые ее молитвенные формулы, испрашивающие освящения ее участникам: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй». Как видите, речь идет об освящении собравшихся. И далее говорится, как это сделать: сподоби державною Твоею рукою преподати нам и всем людем Пречистое Тело Твое и Честную Кровь». Как видим, освящение могут получить лишь причащающиеся. В другом месте литургийного чина говорится о том же: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй». А так же: «Да исполнятся уста наша/хваления Твоего Господи,/яко да поем славу Твою,/яко сподобил еси нас причаститися/Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам,/соблюди нас во Твоей святыни (Сохрани нас во Твоем освящении,)/весь день поучатися правде Твоей». Свят. Иоанн Златоуст , из чина коего взяты эти формулировки, считал истинным освящением нашей души именно акт причащения, коему завидуют даже ангелы Божии. И не понимал тех, кто отказывался от него без особой нужды.

http://azbyka.ru/video/129-liturgichesko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010