Гармония переложений Львовского обихода очень проста и легка для исполнения, но автор их не смог все-таки освободиться здесь от приемов западноевропейской музыки, которые особенно заметны в модуляциях, т. е. переходе гармонии из пределов одного лада в другой и в заключительных музыкальных фразах. Наиболее удачны переложения с Киевского и греческого распевов. Что касается переложений большего знаменного распева, то, очевидно, Львов не проник глубоко в тайны его строя и потому не мог создать такой гармонии, которая бы вполне соответствовала характеру и строю древних напевов. Гармонизация обиходных мелодий у него также, как и у Турчанинова, покоилась на основаниях новейшей теории музыки. Вполне ценя труды в области церковного пения того и другого из названных композиторов, новое поколение музыкальной России, проснувшееся от долгого, словно летаргического народного самозабвения, в которое усыпили нас чары итальянских сладкопевцев, не могло однако же находить в этих переложениях какие либо отголоски ни вообще национального, ни специально православного церковного стиля, потому что мелодии этих гимнов, как в ритмическом, так и гармоническом отношениях, оказываются в переложениях и Турчанинова, и Львова как бы насилу втиснутыми в неподходящую иностранную одежду“ 2811 . Чувствовалась нужда в такой гармонизации древних на- —233— певов, которая бы вполне соответствовала ритму, движению и строю их мелодий. Из оригинальных произведений Львова лучшими признаются: Херувимская 1, „Достойно есть“ 2, „Вечери твоея тайные» и „Взбранной воеводе“, а из переложений – „Благослови душе моя Господа“, „Взбранной воеводе“ и „Да исправится» – киевск. росп. Все произведения его отличаются необыкновенным богатством гармонического материала и глубоким соответствием текста и музыки. VI. Гармонизация древних напевов в строго церковном стиле. Глинка, кн. Одоевский и Потулов Так как мелодия древних напевов была написана первоначально в диатонической гамме, то некоторые теоретики церковного пения находили, что и гармонизация обиходных мелодий должна быть построена на такой же гамме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богослужение в этом храме, по повелению Божию, должно было совершать колено Левия, потому что оно одно не поклонилось золотому тельцу. Это колено получило названия левитов. Аарон был поставлен первосвященником, а его сыновья – священниками. И с тех пор первосвященник и священники всегда избирались из племени Аарона. Священники должны были приносить жертвы, молиться за народ, наставлять его в законе, то есть – учить, как нужно поступать по воле Божией, благословлять народ именем Божиим. Они могли входить только в святилище и обязаны были заботиться о порядке в нем: воскурять фимиам на жертвеннике, возжигать седьмисвещный светильник, переменять хлебы предложения. Помощниками священников были левиты; они были потомками Левия, но не принадлежали фамилии Аароновой. Они помогали священникам при жертвоприношениях, поставляли, носили и хранили скинию со всеми её принадлежностями и впоследствии исправляли должность певов и музыкантов при Богослужении. Главную часть Богослужения составляло принесение жертв. Жертвы были кровавые и бескровные. Кровавые жертвы состояли в следующем: если кто согрешит и каялся в грехе своем, он приводил в храм тельца, барана или козла, вообще чистого животного, и священник сожигал это животное, или все, или некоторые части его на жертвеннике, смотря по тому, какая была жертва: если очистительная – то сожигалась вся жертва, а если была благодарственная – то не вся, а обыкновенно: печень, жир (сальник) и сердце. Жертвоприношения совершались следующим образом: израильтяне приводили жертвенное животное перед жертвенник и возлагали на его голову свои руки. Священники, при помощи левитов, закалали животное на месте и проливали кровь около жертвенника и на полу перед святилищем. Потом усиливали на жертвеннике огонь и сожители жертву. Кровь животного указывала евреям на то, что за грехи людей прольется кровь обещанного Спасителя. Бескровные жертвы состояли в приношении вина, елея и ладана. Иногда люди приносили жертвы Богу в благодарность за Его милость, а иногда с целью испросить благодеяния от Него. Жертвы сопровождались молитвами и благословением священника. Сначала не было определенных молитв: всякий молился, кто как умел; но мало-помалу стали появляться священные песнопения и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...