Хочу вспомнить один рассказ, который приводит архиепископ Иоанн (Шаховской) в своих книгах. Он записал его со слов учительницы-эмигрантки. Дело было в 30-х годах. Естественно, религию и веру тогда травили. Была объявлена безбожная пятилетка, и коммунисты поставили задачу — уничтожение религии. В школе, где преподавала эта учительница, оказалась девочка из верующей семьи, ей было 13 лет. Когда об этом узнали учителя, они устроили самое настоящее судилище: собрали в актовом зале всю школу, торжественно исключили ее из пионеров, потом позвали родителей и весь свой гнев обрушили на них. Родители достойно отвечали: " Да, мы воспитали дочку в православной вере, но она уже достаточно взрослый человек и может сама отвечать за свои поступки " . И вот она стала исповедовать перед всей этой беснующейся толпой свою православную веру. Над ней смеялись, над ней издевались, ее травили, а она стояла перед всеми и говорила: " Что хотите делайте со мной, я верю в Бога, я хожу в храм и буду ходить в храм, что бы вы со мной ни сделали " . Учительница вспоминала, что вера этого ребенка ее поразила: человек один стоит против беснующейся толпы и исповедует свои взгляды. Она удивилась, откуда в этом маленьком существе, в этом ребенке такая сила духа. И после этого атеистические взгляды учительницы поколебались. Кончилось тем, что она сама стала верующей настоящей православной христианкой; потом она эмигрировала. Вот что может вера, вот что может благодать, которая дарована человеку. И помочь тому, чтобы эта благодать раскрылась в ребенке,— это дело родителей.  8. Пацифик — значок сторонников пацифизма, отрицающих войну во всех ее видах. Спрашивают дети Что такое любовь к Богу и как надо правильно Его любить? — Любовь к Богу — это самое главное в христианстве. Она неразрывна с любовью к ближним — эти добродетели взаимовязаны. Когда человек любит людей, о нем говорят, что это хороший, добрый, милосердный человек, его все уважают, у него всегда можно найти помощь, защиту, на него всегда можно положиться. Но полноценно любить людей нельзя до тех пор, пока человек не полюбит Бога; насколько человек любит Бога, настолько он любит и людей. Сначала человек начинает любить Творца, а потом понимает, что люди — это Божии создания, Божии дети. Есть плохие люди, есть хорошие, но Господь создал всех и всех любит, обо всех заботится; как сказано в Священном Писании, посылает дождь на праведных и неправедных, и солнце на всех светит одинаково (Мф. 5, 45). И если Господь любит всех одинаково, то и мы должны всех любить. Поэтому если человек хочет любить Бога, он должен любить всех тех, кого любит Господь,— как, например, вы из любви к своим друзьям будете уважать их друзей. Если вы будете ругать друзей вашего друга, то он на вас обидится, потому что он их любит и хочет, чтобы и вы так же к ним относились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И на допросах владыка говорил: «Радости Советской власти не могут быть нашими общими радостями. Советская власть получает удовлетворение закрытием той или иной церкви, мы можем только иметь скорбь и не можем радоваться. В программе Советской власти на первом месте поставлена борьба с религией как опиумом для народа, мы же считаем и всякое преследование духовенства и верующих преследованием религии и только можем выражать скорбь». «Никакими репрессиями со стороны Советской власти наше течение не может быть уничтожено. Наши идеи, стойкость в чистоте православия пустили глубокие корни». Порой выведенный из терпения издевательствами чекистов митрополит готов был отбросить всякую дипломатию и выложить все, что он думает о богоборцах. Так, еще до ареста он написал свою знаменитую объяснительную записку, которую потом ему предъявляли на допросах и по поводу которой ему пришлось, как уже упоминалось, выражать «искреннее и глубокое сожаление» и объяснять, что «эта рукопись в суматохе куда-то завалялась». Но очевидно, что именно эта «завалявшаяся» рукопись, а не запротоколированные на допросах показания, выражала сокровенные мысли митрополита и его истинное отношение к безбожной власти. Митрополит Иосиф, вероятно, уже понимал, что тщетно надеяться договориться с богоборцами и что Советское государство никогда не допустит существования истинной Церкви. Вероятно, митрополит, так же как и Патриарх Тихон, видел, что предел «политическим требованиям советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви», что легализация возможна лишь на таких условиях власти, когда от Церкви остается лишь пустая оболочка, а внешняя организация сохраняется за счет недопустимого компромисса с безбожием, и что у Церкви единственно возможный способ существования (status vivendi) в советском обществе – подпольный, катакомбный. Через несколько лет к такому же выводу будут подведены не только иосифляне, но и их противники. Неизбежный ход событий в богоборческом государстве, нацеленном на полное искоренение религии 338 , успехи безбожных пятилеток, уничтожение монастырей, разрушение и закрытие почти всех храмов к середине 1930-х годов поставят всех перед фактом невозможности открытого служения. И тогда придется делать простой выбор: либо служить тайно, либо вовсе отказаться от служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В 1932 году Сталин объявил начало «безбожной пятилетки», поставив цель — к 1 мая 1937 года на всей территории страны должны забыть имя Бога. Все началось с массовой «промывки мозгов», особую роль в которой сыграл Союз воинствующих безбожников, возглавляемый руководителем специальной Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б) Емельяном Ярославским. Еще в декабре 1922 года с его легкой руки стала издаваться газета «Безбожник». А осенью 1923-го, когда на заседании Антирелигиозной комиссии обсуждался вопрос «о формах и способах антирелигиозной пропаганды в деревне», Ярославский предложил организовывать кружки воинствующих безбожников. В апреле 1925 года в Москве прошел съезд Общества друзей газеты «Безбожник», положивший начало Союзу безбожников СССР, в 1929 году переименованному в Союз воинствующих безбожников, главными лозунгами которого были: «Через безбожие — к коммунизму» и «Борьба с религией — это борьба за социализм». В июне 1929 года, когда воинствующие безбожники провели свой 2-й съезд, на нем присутствовали 1200 делегатов, представлявших около полумиллиона идейных борцов с «религиозным дурманом». А к 1932 году, когда декретом правительства за подписью Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», воинствующих безбожников насчитывалось уже свыше 5 миллионов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. Тиражи антирелигиозной литературы год от года росли: в 1930 году ее было издано больше 50 миллионов экземпляров, тираж газеты «Безбожник» в 1931 году достиг полумиллиона, а журнала с тем же названием — 200 тысяч. Повсюду организовывались кружки юных безбожников, к концу 1931 года в них было 2 миллиона человек. В 1932 году вышел первый том пятитомного сборника Ярославского «Против религии и церкви». Началось создание государственных антирелигиозных рабочих университетов — специальных учебных заведений для подготовки кадров для решающего наступления на религию. В 1931 году в стране было свыше 3000 «безбожных ударных бригад», свыше 100 «безбожных ударных цехов» и заводов, около 300 «безбожных колхозов». К концу 1932 года планировалось довести число безбожнков до 8 миллионов человек. А численность юных борцов с «мракобесием и клерикализмом» должна была возрасти до 10 миллионов.

http://pravoslavie.ru/53538.html

Вот взять, к примеру, Воронеж, в котором я живу. Каких тут только названий улиц не встретишь: Первой пятилетки, Третьего интернационала, 20 лет Октября (то есть в честь 1937 года, года казни и пыток многих тысяч ни в чем неповинных наших соотечественников), 25 лет Октября, 30 лет Октября, 40 лет Октября... Причем, присутствует в городской топонимике и целая серия, с позиции сегодняшнего дня и международного права, имен самых настоящих серийных убийц, террористов, анархистов, путчистов и даже палачей. Перечислю лишь некоторых из них: Марат (один из одиознейших фигур французской революции, вождь якобинцев, масон), Бакунин (теоретик анархизма), Каляев (убийца легитимного Московского градоначальника), Халтурин (участвовал в убийстве одесского военного прокурора), Перовская (участвовала в покушение на главу Российского Государства), Желябов (организатор покушений на главу Российского Государства, отменившего в России крепостное право), Землячка (женщина-палач, прославилась многочисленными казнями в Крыму), Свердлов (по его приказу была уничтожена Царская Семья, почитаемая ныне нами в лике святых), Засулич (покушалась на жизнь Петербургского легитимного градоначальника), Пестель (один из руководителей вооруженного восстания, масон). Я уже не говорю о типичных для всех нынешних городов России улицах: Ленина, Володарского, Дзержинского, Урицкого, Фрунзе, Луначарского, Куйбышева, а также улицах, названных в честь коммунистов из зарубежных стран: Клары Цеткин, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Георгия Димитрова, Эрнста Тельмана, о всевозможных Красных партизанах, Красных работницах, Красных Октябрях, переулках Безбожников, улицах, названных в честь Пугачева, Разина, Муравьева, Рылеева, 9 Января, всяких Комсомольских, Пионерских, Крупских, Красноармейских, Старых большевиков, Пролетарской диктатуры, Освобождения труда и т.д. Большинство из перечисленных выше улиц существовали в Воронеже и до 1917 года, но под другими названиями, чаще всего не имеющими никакой зловредной политической окраски. Человек, конечно, привыкает ко всему, он может жить и ходить и по улице Мазепы, и по проспекту Шамиля Басаева и по переулку Гитлера, но не надо тогда и требовать от людей чистоты нравов, настоящей любви к Отечеству, понимания истории своей страны и подлинной культуры.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/07/...

серьезных перемен все же не произошло. Значительную активность проявлял «Союз воинствующих безбожников». Его руководитель Е. Ярославский, выступая в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б), заявил: «Товарищ Молотов... был тысячу раз прав, когда указал при открытии съезда, что с точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачу ликвидации столь живучих пережитков капитализма в сознании трудящихся. А если так, то можем ли мы в связи с этим ослабить или ликвидировать на ближайший период нашу работу по борьбе с таким живучим предрассудком, как религия, можем ли мы ослабить нашу пропаганду?» Разумеется, нет, отвечал Е. Ярославский и призывал еще более активизировать борьбу с религией и церковниками «всех мастей» 239 . По-прежнему в выступлениях председателя Центрального совета СВБ священники объявлялись врагами народа. К примеру, встречаясь в апреле 1939 г. с активом СВБ Москвы, он разъяснял: «Враги социализма действуют через религиозные организации. А в тех районах, где нет религиозных организаций, нет ни церкви, ни мечети, ни синагоги, нередко имеется переезжающий с места на место «бродячий поп-передвижка» или осели бывшие обитатели монастырей, орудуют развенчанные вожаки религиозных сект, бывшие церковные старосты и тому подобные бывшие люди» 240 . Можно было ожидать, что Е. Ярославский объявит о планах третьей «безбожной пятилетки». Ведь им уже заявлялось о необходимости воссоздания антирелигиозной организации из 5–6 миллионов членов, на IV расширенном пленуме Центрального совета СВБ в 1938 г. прозвучало его обещание: «Если мы усилим свою работу, то следующее десятилетие станет временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии» 243 . Однако же без воздействия партийного руководства третья «безбожная пятилетка» так и не была провозглашена, не состоялся и планируемый III съезд СВБ. «IV пленум ЦС СВБ, почти сплошь состоявший из кооптированных членов, в 1938 году решил промести III съезд Союза безбожников, но ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Который структурировался в революционных партиях. Они разнились программами, но имели одну цель - СВЕРЖЕНИЕ ЗАКОННОГО САМОДЕРЖАВИЯ. Какая разница кто они, большевики или кадеты, анархисты или прочие? Если цели их преступны. Разве есть разница в том как будут убивать, петлю на шею накинут, пулю в лоб пустят или бубут долго резать на куски? Конец действа известен. Во-вторых, Вас не смущает тот факт, что и февралисты, и большевики кормились с рук Запада. Это он был режиссёром революций в России. Ему было фиолетово кто и как свергнет самодержавие. Россию нужно было ослабить и вывести из большой игры за лидерство в Евразии и мире. Первые не пошли на полное уничтожение. Зато вторые были настолько безбашенны, что ради иллюзорной цели " мировой революции " были готовы на всё. В-третьих, большевики " спасали страну " ? Для кого и для чего? Скорее они пытались уничтожить всякое упоминание о русском народе и цивилизации. И создать большую кучу " хвороста для пожара мировой революции " . Но случилось обратное, они по своей малочисленности не смогли одолеть огромную русскую массу. В силу законов выживания им пришлось с нею взаимно ассимилироваться. В-четвёртых, нашествие монголо-татар было естественным этногенетическим фактом расселения алтайских народов. Да, они поставили восточную Русь в зависимость, но не надо забывать главного - Русь развивалась согласно своему духовно-культурному коду. Русское православие спасено монголами. В то время как на западных окраинах началась полонизация и католизация русского населения. Русско-татарский симбиоз обогатил не только русскую культуру (материальную, военную, языковую, политическую), но и способствовал смешению, созданию уникальной кровнородственной системы связей великороссов - субэтноса русского народа. 2. А какая разница между двумя преступниками, которые каждый по своему убивают? Февралисты свергли самодержавие? Но октябристы пошли дальше, они убили Государя вместе с семьёй, развязали гражданскую войну против русского и православного, провели грабительскую коллективизацию, " безбожные пятилетки " , репрессии.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/15/kt...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Русская Планета за неделю. Выпуск 35. Христианский смех – Достоевский, Диккенс и «политкорректность» 04.10.2020 23:30 Дмитрий Олегович Бабич Участники: Евгений Константинович Никифоров Этот выпуск совместной с сайтом «Русская планета» программы нашего радио посвящен насущной теме – возможен ли христианский смех?   В наше время ирония и гротеск часто становятся оружием циников. Последнее десятилетие советской власти и наступившие после него противоречивые девяностые годы были отмечены осмеянием всего и вся. Одной из технологий «смены режимов», ныне ставшей официальной внешнеполитической доктриной США и Евросоюза, также является постоянное осмеяние противника. Как правило, в качестве мишени выбирается пожилой лидер взятой «на мушку» страны. Так и рождались не только порой смешные, а порой и не очень анекдоты про Брежнева, но и, скажем, осмеяние французскими студентами генерала де Голля в 1968-м. В наше время осмеянию подвергся ливийский лидер Муаммар Каддафи, оказавшийся на поверку вовсе не таким неуспешным, как его представляли. (После его смерти в Ливии продолжается гражданская война, а жители вспоминают период его правления как золотой век). Но стоит ли нам отбросить такое важное и бескровное оружие защиты наших ценностей, как смех? В свое время, защищая церковные службы от издевательств «воинствующих безбожников» в 1920-е годы, когда это было еще не смертельно опасно, христиане-«тихоновцы» высмеивали все эти «безбожные пятилетки» и наивные попытки противопоставить технические успехи вере (знаменитое «Гагарин в космос летал, а Бога не видел» своими корнями уходит в 1920-е). А сегодня автор «Русской планеты» в своей статье «Почему путь в светлое будущее оказался таким долгим» напоминает нам: тогдашние речи Ленина, провозглашавшиеся потом семь десятков лет гениальными, на самом деле смешны своей наивностью и повторяемостью:

http://radonezh.ru/radio/2020/10/04/23-3...

2) идея непрерывной недели также является переворачиванием описанного в Библии сотворения мира за шесть дней и седьмого дня, когда «Бог почил и объявил, что сотворенное Им хорошо» (Быт. 2:2-3). Начиная с 1929 года, в СССР рабочая неделя была «подвижной» – пять дней трудящиеся работали, на шестой отдыхали (для характеристики такой недели существовал даже специальный термин – «непрерывка»). За этим стояла идея непрерывного производства, т.е. день, когда «вся страна» отдыхала, отменялся, был введен единый «табель-календарь», по которому год состоял из 72 пятидневок (360 дней), пять оставшихся дней отводились под праздники. Христианское воскресенье перестало быть неизменным праздником для верующих, ведь выходным мог оказаться любой день недели. Подобное положение сохранялось почти до начала Великой Отечественной войны, лишь указ СНК СССР от 26 июня 1940 г. вновь вернул все на круги своя, заявив о переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода с предприятий рабочих и служащих. Характерно, что идея управления временем является одной из ключевых религиозных максим большевизма (впрочем, эта максима характерна для Нового времени (эпохи модерна) в целом, именно эта эпоха изобрела «машину времени»). Так, В.Н. Муравьев, русский космист, в молодости близкий к метафизике всеединства, а после революции считавший себя «больше большевиком, чем сами большевики» пишет в 20-е годы книгу «Овладение временем», где высказывает идею, согласно которой время должно быть технически переработано, упорядочено, и из хаотического времени мира должно возникнуть время-вечность рукотворного бессмертия Этот же пафос сверхбольшевизма слышался в стихах Маяковского, в названии книги В. Катаева «Время, вперед!» и в фантастической повести А. Беляева «Властелин времени». Не стоит думать, что эта масштабная задача производственного овладения временем, которое больше не рассматривается как дар и как способ существования сотворенного Богом мира, было всего лишь фантастической или философской мечтой. В те же 20-е годы возникает и начинает активно работать Институт труда, созданный А. Гастевым, – в нем-то и начинает работать после выхода своей главной книги Валериан Муравьев с.16-17].

http://bogoslov.ru/article/5406999

В оборот начали возвращаться полузабытые формулировки Союза безбожников. Так, в 1961 году советский лидер Хрущев лично пообещал показать в 1980 году по телевидению «последнего попа». Усиление антирелигиозной политики переживалось психологически едва ли не тяжелее, чем гонения довоенных лет. В годы «безбожных пятилеток» миллионы людей подвергались преследованию не только за их веру, но и по другим причинам, например, из-за «классовой принадлежности». Молох сталинской репрессивной машины крушил в ту пору представителей не только духовенства, но и других сословий, а в конце 1930-х начал пожирать и самих старых большевиков. При Хрущеве, напротив, в обществе началась «оттепель», сопровождавшаяся широкой реабилитацией политических заключенных и реальными процессами демократизации жизни общества, а духовенство и верующие оказались чуть ли не единственной категорией советских граждан, отношение к которым со стороны государства ужесточалось, становясь все более и более нетерпимым. Пересмотреть свое негативное отношение к Церкви советские власти решились лишь к концу 1980-х годов. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, воспринимавшееся властью изначально как узко-церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа. В это время я был правящим архиереем Смоленской епархии — одной из самых бедных епархий Русской Церкви. В мою епархию входил город Вязьма с населением в 60 тысяч человек, и я обратился к мэру города с просьбой предоставить стадион для проведения празднования. Он спросил: «Зачем вам стадион? Вы не наберете и тысячи верующих». Но когда в праздничной процессии приняло участие 40 тысяч, то есть две трети городского населения, это стало откровением для многих, включая самого мэра: ошеломленный, он подошел ко мне и сказал, что представить себе не мог, насколько религиозен народ, которым он управляет. За прошедшие с этого времени годы число храмов Русской Православной Церкви увеличилось на 30 тысяч: с 6 тысяч в 1988-м до почти 36 тысяч сегодня 8 . Количество монастырей в этот период возросло с 21 до 1000 9 , большинство обителей восстановлено из руин, а некоторые построены заново.

http://patriarchia.ru/db/text/5048983.ht...

Историческая встреча (4 сентября 1943 г.), Сталина с тремя митрополитами РПЦ Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) радикально изменила отношение советского государства к Церкви. Сталин высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание церковного журнала и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 г. стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток. Сталина обвиняют за сталь в его характере. Но не будь в тяжелые военные годы у власти такого стального диктатора, смогли бы организоваться народные массы для того, чтобы победить фашистскую Германию? Вряд ли... А это еще раз подтверждает, что Господь не оставил в беде Россию: Русь Святую не раз жгла большая беда, Смерть гуляла по нищей, убогой... Но Господь не бросал наш народ никогда, Это мы уходили от Бога. Все ли правильно было в действиях Сталина во время ВОВ? Ответы у сторонников и противников социалистического строя различаются кардинально. Одни выгораживают кумира, другие очерняют. Впрочем, удивляться не приходится, если знаем, что «белые» и «красные» так и остались врагами, не смотря на то, что фашистов гнали до Берлина в одном строю (об иудах, пособниках фашистов не говорю). И после войны восстанавливали хозяйство тем же единым фронтом. И были неплохие, и даже непревзойденные результаты сплочения народа. Да и где бы народ жил сейчас, если бы «хрущевок» не наштамповали в годы советской власти? С развалом СССР в 1991 г., развалилась и Российская Империя. А в чем дело? Вроде бы богоборческие времена остались в прошлом. А дело в том, что незаметно подкрались последствия богоборческих времен. В 40-е веру православную держали на Руси неприметные богомольные старушки да священники, что не отреклись от сана, несмотря на гонения и продолжали служить Господу на дому. А вот в 70-80-е годы молитвенников за землю Русскую стало критически мало. А общество поглотило самое настоящее мещанство.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010