Выслушавши это, все прославили Бога. Антоний же отвечал зодчим: «дети мои! Мы никогда не выходили из этого места». Греки же с клятвою говорили: «из ваших рук взяли мы золото Царицыно перед многими свидетелями, с которыми и провожали вас до корабля. Через месяц после вашего ухода, пустились в путь и мы, и вот уже десять дней, как мы вышли из Царяграда. Спрашивали мы Царицу о величине церкви. Она же сказала нам: «Я послала меру, пояс Сына моего. Сделайте всё по Его повелению». И отвечал Антоний: «дети мои! великой благодати Христос сподобил вас: вы совершители Его воли. Звавшие вас, те благообразные юноши, были пресвятые Ангелы; а Царица во Влахерне сама, чувственно явившаяся вам, пресвятая, и чистая, и непорочная Владычица наша, Богородица и приснодева Мария; стоявшие же при Ней, воины – бесплотные силы ангельские. А что до нашего образа, и данного, как бы чрез нас, золота; то Господь ведает, как изволил Он сотворить это со своими рабами. Благословен приход ваш: добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи. Да даст Она вам, как обещала, чего ухо не слышало, что на сердце человеку не всходило. Этого никто не может дать, кроме Ея и сына Ея, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пояс же и венец Его принесены сюда варягами, и сказана была мера ширины, и длины, и высоты той пресвятой церкви: голос такой был с неба, от велелепной славы». Тогда греки со страхом поклонились святым и сказали: «где такое место? дайте нам посмотреть его». Преп. Антоний сказал: «будем молиться три дня, и Господь явит нам место». И в первую ночь, когда он молился, явился ему Господь и сказал: «нашёл ты благодать передо Мной». Антоний же сказал: «Господи! если я нашёл благодать перед Тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое Тебе угодно освятить, пусть будет сухо». На другой день нашли сухим то место, где ныне стоит церковь , а по всей земле была роса. На другую же ночь также помолился преподобный и сказал: «Господи! пусть будет по всей земле сухо, а на месте святом роса». Пошли и нашли так. На третий же день, ставши на месте том, помолились, благословили место, измерили золотым поясом ширину и длину, и преп. Антоний, подняв руки к небу, сказал громким голосом: «послушай меня, Господи, послушай меня ныне огнём! Пусть разумеют все, что Тебе это угодно». И спал огонь с неба и пожёг деревья и терновник и росу полизал, а на долине сделал как бы рвы, на том месте, где начал копать благоверный князь Святослав. И от страха упали, как мертвые, все бывшие со святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 2 1–11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12–46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона – меры к ограждению неограниченной царской власти. 3Цар.2:1 .  Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный ( 3Цар.1:1–4,15 ), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона ( 1Пар.29:20–22 ). 3Цар.2:2 .  вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен «Путь всей земли» (ср. Нав.23:14 ) – неизбежный для всех людей жребий смерти. 3Цар.2:3 .  и храни завет Го­с­по­да Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определе­ния Его и по­становле­ния Его, как написано в законе Мо­исеевом, чтобы быть тебе бла­го­ра­зу­мным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину ( Нав.1:6–7 ). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом ( Втор.17:18–19 ), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди мицвот ), определения мишпатим ) и постановления эдот ) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот – законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот – законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим – законы об отношении к людям; эдот – законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор.8:11 ; Пс.118:5–7 ) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям. 3Цар.2:4 .  чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом». Положительное обещание Божие ( 2Цар.7:11–16 ) выражено здесь, как и в ( 3Цар.8:25,9:5 ; Иер.33:17 ), в отрицательной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6. Как произошло смешение языка столпостроителей? «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказа Господь: Вот один народ и один у всех язык; и вот, что начали они делать и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. ( Быт.11:5–9 ) Существует прямая противоположность между библейским указанием на существование единства языка в первобытном человечестве и утверждением некоторых представителей исторической науки, по которому «первоначально господствовало такое разнообразие языков, что даже соседние народы или племена, как, напр., индейцы Скалистых гор, или горцы Кавказа не понимали друг друга. Вероятно, существовало чудовищное количество «семейных языков», при чем на каждом говорило ничтожное количество людей – семейные группы; количество таких языков уменьшилось прежде всего благодаря соединению этих семейных групп в более крупные союзы, напр., в племена и народы» 28 . Спрашивается, на какой из двух данных противоположностей мы должны остановиться – признавать ли изначальным явлением в человеческом роде единство, или разнообразие языков? На основании лингвистики мы смело можем избрать одну противоположность, данную в библейском рассказе и отвергнуть другую. Основанием к этому нам служат свидетельства той филологии, которая уже пришла к твердым доказательствам близкого родства и единства всех существующих языков. Благодаря данным филологии «языки теперь уже не представляются тою народною собственностью, которая, подобно домам, полям или движимым предметам, может подлежать разрушительному влиянию случая или времени, но они являются ненарушимо пребывающими вопреки различным влияниям и изменениям. 29 Тою же филологией все языки, даже столь противоположные, как санскритский и английский, признаются лишь фракциями одного какого-то праязыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-vavi...

Господь дал миру, жизни совершенно новое качество, потому что через Сына Сам Бог вошел в человечество, чего, естественно, до Рождения Спасителя не было и не могло быть. Апостол Павел недаром сравнивает Христа с пророками, которых очень почитали в народе иудейском, ведь через них возвещалась Божественная воля. Так Филон Александрийский, иудейско-эллинистический философ I века по Р. Х., говорил: «Пророк – толкователь Бога, Который говорит изнутри его». И далее: «Пророк – толкователь Бога, Который использует его для того, чтобы открыть людям Свою волю». Разумеется, Бог не может открыть людям больше, чем они способны понять. Господь Вседержитель открывается через сердца пророков. Вот об этом и говорит апостол Павел, подчеркивая многократность и многообразность пророческих откровений. Пророки были людьми, и их пророчества носили фрагментарный характер в силу того, что по содержанию своему отвечали конкретным запросам времени, насущным требованиям эпохи, были понятны и близки жившим в те времена людям, но, естественно, не утрачивали своего значения и потом. Каждый пророк, имея свой жизненный опыт, нес на себе одновременно опыт всего израильского народа, но в силу человеческой ограниченности мог выразить лишь какую-то часть Божественной истины. Никому из них не дано было понять и передать Правду Божию в полном объеме. Только Господь наш Иисус Христос открыл человечеству не часть истины о Боге, а истину Божию во всей ее полноте. Если пророки были угодниками Божиими, то Господь Иисус Христос есть Сам Бог, Сын Божий. Пророкам открывалась определенная мера Божественного разума, тогда как Христос – Сам разум Божий. Апостол Павел ни в коей мере не умаляет значение пророков, но утверждает неоспоримость верховной власти Господа нашего Иисуса Христа. И в связи в этим становится очевидной преемственность откровений Ветхого и Нового Заветов. Откровения ветхозаветных пророков в Новом Завете получили свое логическое, совершенное завершение. Далее апостол Павел пишет: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте. Для того чтобы поведать о Господе, верный последователь Христов пользуется двумя образными определениями, утверждая, что Иисус Христос есть сияние славы Божией и образ Божественной ипостаси . Действительно, пришедший на землю Спаситель являл Собой Божественное сияние, Свет, просвещающий мир. Второе же определение, по мнению апостола, выражает совершенное подобие Бога. То есть, познав Господа нашего Иисуса Христа, мы познаем и Бога Отца. Спаситель освободил род человеческий от власти греха и смерти, искупил всех людей и воссел во всей славе Своей одесную Бога Отца. В Послании к евреям апостол Павел проводит важную мысль: что при всей Своей силе и власти Иисус Христос выступает не как грозный Судья, а как неустанный Защитник и Ходатай перед Богом Отцом за всех людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Евр. 11:6 . Согласно этому стиху Писания, «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» ( Евр. 11:6 ). По всей видимости, это распространяется и на тех, кто никогда не слышал Благой Вести. Отк. 14:6 . Апостол Иоанн говорит: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Отк. 14:6 ; курсив Н. Г.). Если это евангелие, эта «благая весть», которою все они спасаются, вечна, то она должна быть той же самой, что провозглашается в Ветхом Завете. Следующие стихи показывают, что эта весть отличается по содержанию от новозаветной Благой Вести (ср. 1Кор. 15:1–5 ). Однако люди спасаются, уверовав в благую весть о том, что Бог милостив. Иона 3:1–5 . В Ветхом Завете приводится рассказ непосредственно о том, как были спасены язычники – по крайней мере, спасены от физического уничтожения. Иудейскому пророку Ионе было сказано пойти в Ниневию (в Ассирии) и провозгласить: «Ещё сорок дней, – и Ниневия будет разрушена!» И «поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого» ( Иона 3:4–5 ). И «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» ( Иона 3:10 ). Иона позже сказал об их обращении: я «знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» ( Иона 4:2 ). Здесь нет никаких указаний на то, что истина, в которую уверовали ниневитяне, чем-то отличалась от упования на милосердного Бога, прощающего тех, кто отвратился от своих грехов и пришёл к Нему с верою. Пс. 18:2–5 . Сами небеса провозглашают благую весть, сказано в Пс. 18:2–5 : «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов Вселенной слова их». По всей видимости, здесь Писание учит нас, что всякий человек, где бы он ни находился, слышит благую весть о творении, благодаря которой он может спастись. Небезынтересно, что именно на эти стихи ссылается апостол Павел, когда говорит, что нельзя слышать благовествование без проповедующего ( Рим. 10:14, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, пока во всей земле не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься, он будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Иегова, Бог твой, дал тебе» 76 . Каждая подробность этого пророчества, хотя оно и служит только введением к другим, вполне исполнилось. Отдаленность страны римлян, быстрота их похода, самая эмблема их могущества 77 , неизвестность их языка, их воинственная наружность, беспощадная жестокость, и безжалостное грабительство, которым они подвергали, без всякого различия иудеев и их собственность, едва ли могли быть представлены в выражениях, более изобразительных 78 . Веспасиан, Адриан и Юлий Север водили часть своих армий от Британии к Палестине, которые составляли крайние точки римского мира. Орел был изображен на знаменах их армий, величайшая деятельность и поспешность были употреблены для покорения Иудеи. Римляне были народ свирепого вида и племя, совершенно отличное от изнеженного азиатского войска. В Гадаре и в Гамале, во многих местах римской империи и неоднократно в самом Иерусалиме, иудеев убивали без различия возраста и пола. Жители были порабощены и изгоняемы, все их имущество конфисковано, а царство израильское, превращенное вначале в провинцию римской империи, сделалось, наконец, частной собственностью императора. По всей земле иудейской каждый город был осажден и взят, высокие и укрепленные стены городов были снесены до основания. Но пророк входит в подробности, в высшей степени возмущающие человеческое чувство, указывающие на крайнюю бедность и несчастье, на последнее бедствие, к которому отчаянье может быть доведено голодом, и на последний предмет предсказания, который мог быть произнесен человеком: «И ты будешь есть плод чрева своего, плод сынов своих и дочерей своих, которых Иегова, Бог твой, дал тебе, будешь есть в тесноте твоей и в осаде твоей, в которой стеснит тебя враг твой. Муж изнеженный и живший между вами в великой роскоши безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на оставшихся детей своих, которые останутся у него, и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он ест, потому что у него не осталось ничего в стеснении и в осаде, в которой стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

И в отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-нибудь другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосна, и пихта, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслина, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади [...] разрушенного дерева; но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя воня благоухания их к небу. Соблюдай сию заповедь и исполняй ее, сын мой, чтобы поступать право во всяком своем деле. И всякий раз будь чист своим телом и омывайся водою, прежде чем приступишь принести жертву на жертвеннике; омой руки и ноги, прежде чем приблизиться к жертвеннику. И когда ты приготовишь жертвоприношение, то опять омой руки и ноги, чтобы не оказалось следов крови ни на вас, ни на ваших одеждах. Будь очень осторожен, сын мой, с кровью, будь очень осторожен. Закопай ее в землю, и не ешьте крови, ибо она есть душа; совсем не ешь крови. И не бери выкупа за кровь какого-либо человека, чтобы она не была пролита даром без наказания; ибо эта кровь, которая проливается, делает землю греховною, и она не может быть очищена от крови, как только кровью того, кто пролил ее. И не принимай выкупа и дара за человеческую кровь: кровь за кровь; тогда она вас сделает угодными Господу, всевышнему Богу» и он будет хранителем блага, чтобы сохранять тебя от всякого зла и спасать тебя от всякой смерти. Я вижу, сын мой, все дела сынов человеческих, что они – грех и зло; и всякое дело их – мерзость, и жестоковыйность, и осквернение, и нет правды в нем. Берегись, не ходи по их путям, и не следуй по стезям их, и не совершай смертного греха пред всевышним Богом, а не то отвратит Он лице Свое от тебя, и вменит тебе вину твою, и истребит тебя в сей стране и твое семя под небом, чтобы имя твое и семя твое исчезли на всей земле, удаляйся от всех дел их и всякой мерзости их, и храни защиту Бога всевышнего, и исполняй волю Его и поступай право во всем. Тогда Он благословит тебя во всех твоих делах, и произведет от тебя растение правды для всей земли, на все роды земли. И будут знать имя мое и имя твое под небом во все дни. Иди, сын мой, в мире; да укрепит тебя всевышний Бог, Бог мой и Бог твой, исполнять Его волю; да благословит Он все семя твое и остаток твоего семени на вечные роды всеми благословениями правды, дабы ты был благословен на всей земле!» И он вышел от него, исполненный радости.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И всякий раз будь чист своим телом и омывайся водою, прежде чем приступишь принести жертву на жертвеннике; омой руки и ноги, прежде чем приблизиться к жертвеннику. И когда ты приготовишь жертвоприношение, то опять омой руки и ноги, чтобы не оказалось следов крови ни на вас, ни на ваших одеждах. Будь очень осторожен, сын мой, с кровию будь очень осторожен. Закопай ее в землю, и не ешьте крови, ибо она есть душа; совсем не ешь крови. И не бери выкупа за кровь какого либо человека, чтобы она не была пролита даром без наказания: ибо эта кровь, которая проливается, делает землю греховною, и она не может быть очищена от крови, как только кровию того, кто пролил ее. И не принимай выкупа и дара за человеческую кровь: кровь за кровь; тогда она вас сделает угодными Господу, всевышнему Богу, и он будет хранителем блага, чтобы сохранять тебя от всякого зла, и спасать тебя от всякой смерти. Я вижу, сын мой, все дела сынов человеческих, что они – грех и зло; и всякое дело их – мерзость, и жестоковыйность, и осквернение, и нет правды в нем. Берегись, не ходи по их путям, и не следуй по стезям их, и не совершай смертного греха пред всевышним Богом, а не то отвратит Он лице Свое от тебя, и вменит тебе вину твою, и истребит тебя в сей стране и твое семя под небом, чтобы имя твое и семя твое исчезли на всей земле. Удаляйся от всех дел их и всякой мерзости их, и храните защиту Бога всевышнего, и исполняй волю Его и поступай право во всем. Тогда Он благословит тебя во всех твоих делах, и произведет от тебя растение правды для всей земли, на все роды земли. И будут знать имя мое и имя твое под небом, во все дни. Иди сын мой, в мире: да укрепит тебя всевышний Бог, Бог мой и Бог твой, исполнять Его волю: да благословит Он все семя твое, и остаток твоего семени, на вечные роды, всеми благословениями правды, дабы ты был благословен на всей земле! И он вышел от него исполненный радости. Глава XXII И было в первую седмину сорок третьего 166 юбилея во второй год, т. е. в тот год, когда умер Авраам, пришли Исаак и Измаил от клятвенного колодезя, чтобы праздновать семидневный праздник, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И дал ему священник хлеба священного; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по взятии их положить теплые хлебы». Частная проблема состоит в том, что это место говорит не об Авиафаре, а об Ахимелехе, отце Авиафара. Есть попытка истолковать слова «при Авиафаре», отнеся их к другому носителю того же имени: не к сыну, а к отцу Ахимелеха. – Структура умозаключения от этого библейского эпизода к общему взгляду на приоритет человеческих нужд перед чисто ритуальными запретами отвечает второй из герменевтических парадигм (евр. [миддот], буквально «меры») еврейского школьного дискурса, приписываемых знаменитому раввину Гиллелю: она называется [гезэра шава] и предполагает использование вербальной и/или реальной аналогии между двумя местами в Писании и, шире, двумя событиями, двумя казусами, как в данном случае. Ср. J. Scott, Jewish Backgrounds of the NewTestament, Grand Rapids, 1995, p. 130. Характерна, что аргументация Иисуса при всей своей новизне верна правилам раввинского дискурса. 2:27 Суббота для человека, а не человек для субботы. При всей радикальности спора с фарисейским ритуализмом и такое изречение имеет аналогии в поучениях раввинов. «Ради вас дана суббота, не вы даны ради субботы», – такие слова в толковании на Исх приписываются рабби Симеону бен Менасия (Mekilta, Shabbata I ad Ex. 31, 14 ), а в Вавилонском Талмуде – рабби Йонатану бен Йосефу (Joma 85b). Сходная логическая структура в словах о Храме в 2 Макк 5:19: «Но Господь избрал не для места народ, а для народа это место». Мы снова и снова видим, что евангельские изречения при всей своей новизне и смелости глубоко укоренены в еврейском предании, в языке еврейской религиозной культуры. 2:28 Поэтому Сын Человеческий властен и над субботой. О словосочетании «Сын Человеческий» см. Словарь общих понятий. Здесь можно усмотреть первую герменевтическую парадигму Гиллеля – «от меньшего к большему» ( [кал ва-хомэр]): если авторитета царя Давида было достаточно для отмены ритуального запрета, чтобы утолить голод его самого и сопровождающих его лиц, тем более это может сделать авторитет Сына Человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И так, антихрист придет в мир только тогда, когда проповедь Евангельская пронесется по всей вселенной, все племена и народы озарятся светом христианского учения. Св. Иоанн Дамаскин говорить: «Иисус Христос придет для обличения противобожных Иудеев по проповедании Евангелия у всех народов (Кн.4; гл.7).» О всемирном распространении христианства свидетельствует и Давид: Все народы поработают Ему ( Пс.71:11 ; сравн.–17). Все народы, которых Ты сотворил, придут, поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Дам народы в наследие Твое и пределы земли во владение Тебе ( Пс.2:8 ). Святой Иоанн Богослов рассказывает, что он видел число запечатанных рабов Бога нашего из всех колен Израильских… и великое множество людей из всех племен, народов и языков ( Апок.7:4–9 ). Всякому между тем известно, что почти во всех частях света есть много племен и народов, которые не имеют понятия о христианской религии. Пройдут годы и целые века, пока все народы не просветятся истинным светом. Иные, может быть, скажут, что уже Апостолы проповедали Евангелие всем народам: по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их ( Рим.10:18 ; ср. Пс.18:5 ). На такое возражение отвечу следующее: 1) Господь наш Иисус Христос, предсказывая Своим ученикам о всемирном проповедании Евангелия, добавляет, что тотчас после сего наступит кончина мира. Со времен Апостольских прошло 19 столетий, а мир, долготерпением Божиим, держится и теперь. Значит, и Господь говорил не об Апостольской проповеди, а о какой-то другой, заключением которой будет страшный суд. 2) Христианскими учеными до чрезвычайной точности определены все места проповеднической деятельности Апостолов. Они проповедовали в Старом Свете, о существовании Нового, открытого в 15 столетии (1492), не только не знали, но и не предполагали. Посему, проповедь Апостольская прошла по всей вселенной не личным их участием, но только славою и слухом. Глава III. Явление в мир Илии и Еноха и убиение их антихристом Во многих местах Священного Писания находятся указания на то,что во время царствования антихриста будут посланы в мир Енох и Илия Фесвитянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010